Автоматизация ш в речевой материал. Введение

    Скажи, как шипит змейка?

    Зубы: сомкнуты,

    Воздух: горячий.

    Ш - согласный (преграда - зубы, язык), глухой, твёрдый.

    Запомни и повтори слоги.

    Ша - шо - шу - ши аш - ош - уш - ыш

    Шо - шу - ша - ши ош - ыш - аш - уш

    Ши - шо - ша - шу уш - ыш - аш - ош

    4.

    Картинки:

    Узкий - …. (широкий)

    Гладкий - …. (шершавый)

    Ушёл - …. (пришёл)

    Маленький - … (большой)

    6. слайд № 2

    Кошка большая

    Мышка пушистая

    Шар шустрая

    Машина крашенный

    7. слайд № 4

    Игра «У кого какой детёныш?»

    У мышки …. индюшонок

    У лягушки…. мышонок

    У кукушки…. черепашонок

    У индюшки…. лягушонок

    У черепашки…. Кукушонок

    Игра «1, 2, 5».

    У мышки два мышонка.

    У мышки пять мышат.

    8. Пальчиковая гимнастика.

    Семья.

    Этот пальчик - дедушка.

    Этот пальчик - бабушка.

    Этот пальчик - папа.

    Этот пальчик - мама.

    Ну а этот пальчик я.

    Вот и наша семья.

    9.

    Кошка - ушки на макушке -

    Чутко дремлет на подушке.

    А вокруг такая тишь -

    Не шуршит под полом мышь.

    У окошка петушок

    Чешет ножкой гребешок.

    10. Итог. Домашнее задание.

Просмотр содержимого документа
«Автоматизация звука [ш] в предложениях. »

ТЕМА: Автоматизация звука [ш] в предложениях.

ЦЕЛЬ: автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях, тексте;

Обогащение словаря;

Закрепление умения подбирать антонимы;

Согласовывать слова в словосочетаниях и предложениях;

Развитие фонематического слуха, связной речи, внимания, памяти, мелкой моторики пальцев рук, воспитание привычки говорить правильно.

ОБОРУДОВАНИЕ: «Звуковичок», зеркало, таблица для характеристики звука, картинки, мяч, карточки с заданиями, компьютер.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

1. Артикуляционная гимнастика.

«Сказка о весёлом язычке».

    «Окошечко»

    «Улыбка – поцелуй»

    «Блинчик»

    «Вкусное варенье»

    «Чашечка»

    «Лошадка»

    «Грибок»

2. Произнесение изолированного звука, характеристика звука [ш].

– Скажи, как шипит змейка?

Губы: округлены и вытянуты вперёд,

Зубы: сомкнуты,

Язык: наверху, поднимается к мягкому нёбу,

Воздух: горячий.

Дидактическое пособие «Звуковичок».

Ш – согласный (преграда - зубы, язык), глухой, твёрдый.

3. Автоматизация звука [ш] в слогах.

Запомни и повтори слоги.

4. Автоматизация звука [ш] в словах.

А) называние и классификация картинок.

Картинки: кошка, мышка, подушка, лошадь, шишки, ромашка, шар, шапка, ландыш, душ, машина.

Назови картинки, старайся звук [ш] произносить правильно и чётко.

Назови картинки, в которых слышим слог ша.

Выбери из картинок только животных.

5. Физкультминутка. Игра с мячом «Наоборот».

Будем бросать друг другу мяч, и называть слова, противоположные по значению.

Узкий - …. (широкий)

Гладкий - …. (шершавый)

Ушёл - …. (пришёл)

Маленький - … (большой)

6. Автоматизация звука [ш] в словосочетаниях. (на компьютере) слайд № 2

Подбери слова из второго столбика, чтобы получилось словосочетание.

Кошка большая

Мышка пушистая

Шар шустрая

Машина крашенный

7. Автоматизация звука [ш] в предложениях.(на компьютере) слайд № 4

Игра «У кого какой детёныш?» Закончи предложения. Покажи правильный вариант ответа.

У мышки …. индюшонок

У лягушки…. мышонок

У кукушки…. черепашонок

У индюшки…. лягушонок

У черепашки…. Кукушонок

Игра «1, 2, 5». Измени предложения, добавляя в предложение 1, 2 или 5.

Например: У мышки один мышонок.

У мышки два мышонка.

У мышки пять мышат.

8. Пальчиковая гимнастика.

Семья.

Этот пальчик – дедушка.

Этот пальчик – бабушка.

Этот пальчик – папа.

Этот пальчик – мама.

Ну а этот пальчик я.

Вот и наша семья.

9. Автоматизация звука [ш] в стихотворении.

Ребёнок рассматривает картинку. Говорит, что он видит на этой картинке. слайд № 5

Логопед читает стихотворение, ребёнок повторяет за логопедом (по строчкам).

Кошка – ушки на макушке –

Чутко дремлет на подушке.

А вокруг такая тишь –

Не шуршит под полом мышь.

У окошка петушок

Чешет ножкой гребешок.

10. Итог. Домашнее задание.

Какой звук тренировались произносить?

Дома повторить стихотворение с мамой или папой.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Карточка № 1.

Запомни и повтори слоги.

Ша – шо – шу – ши аш - ош – уш – ыш

Шо – шу - ша – ши ош – ыш – аш – уш

Ши – шо - ша - шу уш – ыш – аш – ош

Карточка № 2.

Игра с мячом «Наоборот».

Узкий - …. (широкий)

Гладкий - …. (шершавый)

Ушёл - …. (пришёл)

Маленький - … (большой)

Карточка № 3.

Подбери слова из второго столбика, чтобы получилось словосочетание.

Кошка большая

Мышка пушистая

Шар шустрая

Машина крашенный

Карточка № 4.

Игра «У кого какой детёныш?» Закончи предложения. Покажи правильный вариант ответа.

У мышки …. индюшонок

У лягушки…. мышонок

У кукушки…. черепашонок

У индюшки…. лягушонок

У черепашки…. кукушонок

Карточка № 5.

Игра «1, 2, 5». Измени предложения, добавляя в предложение 1, 2 или 5.

Например: У мышки один мышонок.

У мышки два мышонка.

У мышки пять мышат.

Карточка № 6.

Кошка – ушки на макушке –

Чутко дремлет на подушке.

А вокруг такая тишь –

Не шуршит под полом мышь.

У окошка петушок

Чешет ножкой гребешок.

Домашнее задание.

Выучить стихотворение.

Кошка – ушки на макушке –

Чутко дремлет на подушке.

А вокруг такая тишь –

Не шуршит под полом мышь.

У окошка петушок

Чешет ножкой гребешок.

Ш №1 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Ш В ПРЯМЫХ СЛОГАХ, СЛОВАХ

ША – ШО – ШУ ШИ – ШЕ – ША

ШО – ШУ – ША ШЕ – ШУ – ША

ШУ – ША – ШО ШИ – ШУ – ШЕ

ШЕ – ШУ – ШО ШУ – ШИ – ША

Повторять слова с ударными слогами:

Шаль, шахта, шаг, шар, шайба, шавка, ушанка, мышата, большая, дышать, лошадка, шахматы, лапша.

Шёл, шёпот, шорох, шёлк, петушок, порошок, пушок, мешок, большой, гребешок, ушёл, нашёл, пришёл.

Шить, шило, ширма, шире, пиши, камыши, кувшин, ерши, малыши, ошибка, машина, шили, решили.

Шутка, Шура, шутит, шум, шуба, мишутка, тушу, пишу, дышу, прошу, ношу, шея, шейка, шей, решение, мишень, ошейник.

Повторять слова с безударными слогами:

Шалун, шакал, шалить, ваша, наша, Даша, Миша, Наташа, Алеша, крыша.

Шутник, шуруп, чешуя, мишура.

Шиповник, широкий, шипеть, мыши, уши, ландыши, ладоши, камыши, горошина, хороший, тишина, младший.

Ш №2 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Ш В ЧИСТОГОВОРКАХ

Ша – ша – ша – шапка Ша – ша – ша – мама моет малыша

Шо – шо – шо – шов Шу – шу – шу – я письмо пишу.

Шу – шу – шу – шуба Шо – шо – шо - говорю я хорошо.

Ши – ши – ши – шина Ши – ши – ши – как сапожки хороши.

Ше – ше – ше – шея

Что-то шепчут камыши. – Я пишу уж хорошо.

Это утка в камыше. – Все, что хочешь, напишу.

Ша – ша – ша, ша – ша – ша Ши – ши – ши, ши – ши - ши

Выходи из камыша! «Ешьте кашу» - напиши

Ше – ше – ше, ше – ше – ше Шу – шу – шу, шу – шу - шу


Нет уж утки в камыше. - Это я уж напишу.

Ши – ши – ши, ши – ши – ши Шо – шо – шо, шо – шо - шо

Что – то шепчут камыши? - Вижу, пишешь хорошо.

Ш №3 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Ш В СЛОВАХ, ЧИСТОГОВОРКАХ, ФРАЗАХ

Ша – ша – ша – наша Маша хороша.

Шо – шо – шо – говорим мы хорошо.

Шу – шу – шу – помогите малышу.

Ши – ши – ши – на поляне малыши.

Штамп, штаб, штопка, штопор, шторы, штука, штурвал, штык.

Швея, швы, шкаф, шкатулка, школа, школьник, шкура

Шланг, шлак, шла, шлем, шли, шлюпка, шляпа.

Шмель, шницель, шнурок, шпалы, шпагат, шпатель, шпилька, шпион.

Наша школа. Швейная машина. Шумные шалуны. Шелковая шаль. Душистый шампунь. Дашина шапка. Шелуха шиповника. Шутник Мишутка. шумят камыши. Шпиль башни. Машина школа. Хоккейная шайба. Полный штиль. Длинный шланг. Тушеный шпинат. Платяной шкаф. Шпулька ниток. Липкая мышь. Мягкая подушка. Зеленая лягушка. Пышная плюшка. Хоккейная клюшка. Маленькая мошка. Душистые ландыши. Наша бабушка. Душная комната. Теплая шуба. Шипы шиповника. Наташины галоши. Гладкий шов. Штык винтовки . Мамины шпильки. Большой шмель. Шины для машины. Глубокая шахта. Катушка шелка. Пшенная каша. Шелковая штопка. Пушистая шляпа.

Вот каша. Даша ест кашу. У Шуры новая шуба. У Паши шуба и шапка. Малыш шагает в школу. У реки камыш. Камыш шумит. Наташа пишет. На дороге шумит машина. Наш котенок – шалун. Хороши ландыши.

Ш №4 ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА Ш В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ, СЛОВАХ

АШ – ОШ – УШ ЫШ – УШ – ОШ

ЯШ – ЁШ – ЮШ ЕШ – ИШ – ЮШ

АШ – ЯШ – ЮШ ИШ – ЫШ – АШ

ЁШ – ЯШ – УШ ЫШ – ИШ – ЕШ

Наш, ваш, пашня, башня, кашка, рубашка, ромашка, букашка, карандаш, чашка.

Крошка, мошка, окошко, лукошко, ладошка, горошек, картошка, окрошка, кошка.

Душ, ушки, пушка, мушка, опушка, лягушка, подушка, катушка, кукушка, квакушка, ватрушка, ракушка.

Крышка, малышка, пышка, вышка, мартышка, покрышка, малыш, камыш.

Гуляш, бляшка, Яша, Алёша, рыбешка, лепешка, матрешка, льешь, пьешь, поешь, трешь, берешь.

Орешки, пешки, вешки, ешь, вишня , мишка, лишний, парнишка, кричишь, молчишь, ворчишь.

Ш №5 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Ш В СЛОВАХ, ЧИСТОГОВОРКАХ И

ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

Башлык, башмак, кашне, каштан.

Ушли, петушки, бабушка, дедушка, Аленушка, Буренушка, тушканчик, ландыш, детеныш, донышко, перышко, пятнышко

Полюшко, брюшко, мякиш, финиш, кормишь, валишь, делишь, пилишь, даришь.

Аш – аш – аш – дайте карандаш. Ашка – ашка – летит букашка.

Ош – ош – ош – у меня нож. Ошка – ошка – на окошке кошка.

Уш – уш – уш – теплый душ. Ушка – ушка – лягушка – квакушка.

Иш – иш – иш – у меня малыш. Ишка – ишка – маленькая мышка.

Кошка ловит мышку. Алеша, надень рубашку. Ребята играют в кошки-мышки. У кошки ушки на макушке. Наташа чистит картошку. Малыш, надень калоши. На столе чашка, в ней ложка. Воробышек клюет зернышки. Маша пошла в школу. Мама шьет на швейной машине . У бабушки шелковая шаль. Даша вымыла голову шампунем. Лушина шапка упала под вешалку . Наташа и Миша нашли ландыши. В Машиной шкатулке много шпулек и катушек. Маша пришила Паше вешалку на шинель. Луша надела шубу, шапку, шарф, валенки и пошла гулять с Наташей. Алеша нашел много волнушек и шампиньонов. Луша шила голышу штанишки и шапку. Большой шмель летал над душистой липой.


Ш №6 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Ш

У воды шумят камыши. На шиповнике колкие шипы. Малыши нашли большую шишку. Наташа и Алеша ушли в кино. Яша ушиб лоб. Дедушка купил Алеше шахматы. Шила в мешке не утаишь. Не найду я ушки у нашей лягушки. Леша и Клаша едят пшенную кашу. Я по камушкам пошел, шубу шелкову нашел. У Маши на кармашке маки и ромашки. У кошки ушки на макушке. Пыхтит, как пышка, пухлый Мишка. Метил в лукошко – попал в окошко. Тише, мыши, кот на крыше.

У Алеши есть плюшевый мишка. У мишки гладкая бархатистая шкурка, а ушки на макушке. Дедушка купил Алеше большую машину. Алеша катал мишку в кузове. А потом решил: пусть будет мишка шофером. И теперь мишка ездит в кабине.

Наша Наташа – школьница. В этом году она пошла в первый класс. А. Но зато Маша умеет шить. Швейную машину Маше подарил дедушка Паша. Вместе с Машей он ходил покупать швейную машину в «Детский мир». А бабушка Даша подарила Маше шкатулку. В шкатулке у Маши хранятся иголки, нитки, шпульки, катушки. Маша нашла в шкатулке моток яркого шелка и вышила дедушке к Новому году рубашку. Бабушке она сшила варежку-хваталку, Наташе – мешок для галош, а кукле-голышу – рубашку, штанишки и шапку.

Ш №7 ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ, СВЯЗНОМ ТЕКСТЕ И СТИХАХ

Шелковая шаль из шелка. Плюшевый мишка из плюша. Камышовый шалаш из камыша. Шоколадные конфеты из шоколада. Пшенная каша из пшена. У лошади уши лошадиные. У мышки уши мышиные. Шишки в большом мешке. Шуба и шапка в шкафу на вешалке. Шапка с ушами – ушанка. Школьник пошел в школу. В маленькой плошке кашка для кошки. Большая подушка у мишки под ушком. Шубка у мишки пышна, а шубка у мышки бедна.

БАБУШКА СПИТ

Мама и бабушка дома. Бабушка спит. Мама читает газету. Пришла Наташа.

Мама, можно идти гулять? – спрашивает Наташа.

Ш – ш – ш! Тише! – говорит мама.

Можно, мама, гулять? – шепотом спрашивает Наташа.

Можно, можно, иди, Наташа! – отвечает мама.

Наташа надела шубу, шапку и варежки, и пошла гулять.

Выучи одно из стихотворений:

Петушился, петушился Маше каша надоела.

Забияка петушок. Маша кашу не доела.

Забияке где-то в драке Маша, кашу доедай,

Оторвали гребешок. Маме не надоедай.

Ходит он без гребешка.

Не похож на петушка.

Ш №8 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В СВЯЗНОМ ТЕКСТЕ И СТИХАХ.

КОШКА И ЁЖ

Пришли дети из лесу и принесли домой ежа. Побежал еж по комнате. Учуяла его кошка, легла на пол и смотрит. Еж остановился, и тоже смотрит. Вдруг кошка прыгнула, и цап лапой ежа! Еж быстро спрятал свою голову и подставил кошке свои острые иглы. Уколола кошка лапку и ушла в дальний угол. Долго там сидела кошка. Она лизала лапку, а на ежа шипела.

ЖУЧКА И ШАРФ

Миша катался на коньках и потерял шарф. «Ах, как жалко!» – говорит он Паше. Вдруг бежит Жучка. В зубах она держит шарф. «Ай, да Жучка! Нашла и принесла шарф. Вот умная собачка!» – говорит Миша и гладит Жучку. Жучка довольна!

Кушай, кошка, - Воробей, чего ты ждешь?

Вот картошка, Крошек хлебных не клюешь?

Вот мука, а вот зерно, - Я давно заметил крошки,

Вот морковка, вот пшено. Но боюсь сердитой кошки.

Но закрыла кошка рот,

И картошки не берет. Кошка на окошке

Ей не нравится мука – Рубашку шьет,

Кошка хочет молока. Кукушка в сапожках

Избушку метет

Ш №9 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Ш В СТИХОТВОРЕНИЯХ

У мышки – мышата, Ушки на макушке

У кошки – котята, У кошки и у мышки,

У ерша – ершата, Но у кошки ушки

У лягушки – лягушата. Больше, чем у мышки.

Хороша у мышки норушка, Шел я шел,

Только нет в норушке подушки, Мешок нашел,

Нет подушки у бедной мышки, В мешке том шишки -

Где подушка под мышкино ушко? Привет от мишки.

Птичка под моим окошком Вот лягушка на дорожке

Гнездышко для деток вьет, Скачет, вытянувши ножки.

То соломку тащит в норку, Ква-ква! Ква-ква-ква!

То пушок туда несет. Скачет, вытянувши ножки.

В детстве увидел – помню поныне, Жила-была Лягушка,

Кошка шила на швейной машине. Лягушка как Лягушка,

Вдруг взбунтовалась ее машина Квакушка-говорушка,

И кошке лапу к шитью пришила. И с самого утра,

Поглаживая брюшко,

То, громко, то на ушко,

Лягушка-квакушка

Делала ква-ква…

Ш №10 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Ш В СТИХАХ И СКОРОГОВОРКАХ

Кукушка кукушонку Нашей Маше дали кашу.

Купила капюшон. Маше каша надоела,

Надел кукушонок капюшон, Маша кашу не доела,

Как в капюшоне он смешон! Маша, кашу доедай,

Маме не надоедай!

В ночной тиши у шалаша На окошке крошку мошку

Чуть слышен шорох камыша. Ловко ловит лапкой кошка.

Простоквашу дали Клаше. В шалаше шесть шалунов.

Недовольна Клаша:

«Не хочу я простоквашу, Саша шапкой шишки сшиб.

Дайте просто кашу».

Слушали старушки, Слышен шорох в камышах.

Как куковала кукушка на опушке. От него шумит в ушах.

Шапка да шубка – Сшила Саша Саньке шапку.

Вот и весь Мишутка.

С – Ш №1 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С-Ш В СЛОГАХ

ША – СА ОШ - АС СА – ША – СА СТА – ШТА - СТА

СА – ША ОС – ОШ СО – ШО – СО СТО – ШТО - СТО

ШО – СО УС – УШ СУ – ШУ – СУ СТУ – ШТУ - ШТУ

СО – ШО ИС – ИШ СЫ – ШИ – СЫ СТЫ – ШТЫ - СТЫ

ШУ – СУ ЕС – ЕШ СЕ – ШЕ – СЕ АСА – АША – АСА

СУ – СУ ЮШ – ЮС ША – СА – Ш ОСО – ОШО - ОСО

ШИ – СЫ ЯС – ЯШ ШО – СО – ШО УСУ – УШУ - УСУ

СЫ – ШИ ОШ – ОС ШУ – СУ – ШУ ЫСЫ – ЫШИ - ЫСЫ

ШЕ – СЕ АС – АШ ШИ – СЫ – ШИ АША – АСА - АША

СЕ – ШЕ ЁС – ЁШ ШЕ – СЕ – ШЕ ОШО – ОСО - ОШО

С-Ш №2 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С – Ш В СЛОВАХ

Саша, суша, сушки, спешу, смешу, спишу, скошу, слышу, стишок, слишком, сынишка, солнышко, соловушка, сушеный, стеклышко, смешной, поспешно, успешно, насмешка, усмешка, душистый, пушистый, послушный, бесшумный, шанс, шелест, шесть, шествие, шесток, шоссе, пастушок, посошок, смешок, слушок, нашествие, путешествие.

Споры – шпоры крыса - крыша

Стуки – штуки просо - Проша

Суд – шут басня - башня

Мыс – мышь каска - кашка

Свет – швед миска - мишка

Сутки – шутки сайка - шайка

Сток – шток сурик - Шурик

Стык – штык сытый - шитый

Стиль – штиль Моська - мошка

Срам – шрам сырок - широк

Фарс – фарш пасли - пошли

Брось – брошь солить - шалить

Сила – шило усат - ушат

Сифон – шифон носить – нашить

С – Ш №3 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С - Ш В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

Весёлый пастушок. Послушный малыш. Пушистая кошка. Смешные стишки. Опасное путешествие. Спасательная шлюпка. Солдатская шинель. Пушистая шапка. Стальной шлем. Толстые шпалы. Веселая шутка. Шумный класс. Сладкий шоколад. Пушистый снег. Большая собака. Скошенный луг. Шумное шоссе. Высокая башня. Соленые волнушки. Пенистый шампунь. Синяя шаль. Лисья шапка. Душистый ландыш. Шелестят камыши. Лесная глушь. Лесная опушка. Спелая вишня.

Шесть котят есть хотят. Шуре сшили шубу. Поспешишь – людей насмешишь. Мишка косолапый по лесу идет, шишки собирает, песенку поет. Ранним утром петушок подал звонкий голосок. Саша ест сушку. Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало. Да здравствует мыло душистое, и полотенце пушистое. Ваша серая кошка сидит на крыше. В слякоть надевай шляпу и калоши. У Сони пушистая шапка. Сашин отец – шахтер. Толстый шмель гудит над кустом шиповника. Солдат доставил шпиона в штаб. Лукошко вишен стоит на столе. Петушок уселся на шест. В сосновом лесу хорошо пахнет душистой смолой. В тишине далеко слышен гул самолета. Леша поймал большого усатого сома. Малыши с удовольствием слушают смешные стишки. Пушистая кошка сидит на окошке. Наташа посолила кашу. Саша успешно пошел в шестой класс.

Черепаха Я взяла под мышку

Всех смешит, Плюшевого мишку,

Потому что не спешит. В ванну посадила

Но куда спешить тому, И пошла за мылом.

Кто всегда в своем дому? Оглянулась – ой, ой, ой!

Расшалился мишка мой.

С – Ш №4 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ш-С В ПРЕДЛОЖЕНИИ

Тихим шепотом Соня рассказывала малышам сказки. Сластена Саша любит шоколад. Веселой шутке Маши смеялся весь шестой класс. Шелест листьев осины слышен в любую погоду. Мастер с силой воткнул шило в подошву сапога. Пастушок поставил шалаш на опушке под осинами. В кадушке у старушки соленые волнушки. В нашем классе шесть Саш и пять Миш. Кошка лакает кашку из миски. Собаке налили кашку в старую солдатскую миску. Маша сделала маску мишки. Саша сынишке сшил ушастого мишку. Вымыли мышки миски для Мишки. Шесть мышат в шалаше шуршат. Шесть мышей несли шесть грошей. В болотной тиши бесшумно шуршат камыши. Соне снился страшный сон, будто в спальне пляшет слон. Шесть шестов. Саша сушит сушки. Сколько ушек у шести лягушек? А сколько ушек у шести подушек? У кошки шесть котят, у мышки шесть мышат, у лягушки шесть лягушат. Крошки крошатся, сушки сушатся, а тушенка тушится. Брось эту брошь. Надо суметь тут не шуметь. Стал солить – не надо шалить. Наш посол не туда пошел. У нашей Иришки сладкие ириски. Крыса не сидит на крыше. Шестые сутки шутим шутки. Мошка летает, а моська лает. У моря – скала, у прибора – шкала. На голове – каска, а в миске – кашка. У малышки соска, а у пахаря – сошка. Остро шило, да мала в нем сила.

С – Ш № 5 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С - Ш В ТЕКСТЕ

Осенью в лесу тишина. Слышно только, как ветер шумит в верхушках елок да как шуршат, падая на землю, сухие листья.

Вот под елкой сидит масленок. У масленка на скользкой шапке полоски. Это пушистая белка покусала. Но видно кто-то спугнул белку. Поэтому она не взяла масленок.

В августе белки сушат маслята, подосиновики, белые на ветках. Готовят запасы. Зимой найдет белка душистый сушеный гриб, съест. А сытой и теплее, и веселее.

ЗИМНИЕ КАНИКУЛЫ.

В школе был большой зимний праздник – елка. Дети долго ждали Новый год, но вот праздник наступил. Посередине зала стояла большая красивая елка. На ней висели разные игрушки: шоколадные шары, мишки, лошадки, хлопушки и много других игрушек. Вокруг елки танцевали дети и пели песенку:

Здравствуй, наша елочка!

Здравствуй, дед Мороз!

Покажи нам, дедушка,

Что в мешке принес!

Потом дети пошли гулять на улицу. Прибежал Миша и сказал:

Ребята, будем играть в снежки!

Хорошо, будем, - сказала Маша.

Очень хорошо, - сказала Наташа.

Дети играли в снежки, было очень весело. Миша, Катюша и Маша слепили снежную бабу. Потом пришла мама и увела детей домой.

С-Ш №6 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С-Ш В ТЕКСТАХ

Саша и Сима пошли в субботу в кино. Дети любят мультфильмы. В субботу они смотрели смешной фильм о коте и мышонке. О том, как маленький ушастый мышонок победил большого пушистого кота. Как смог малыш одолеть такого великана ? Да просто мышонок был хоть и маленький, смешной, но умный, добрый. А кот-великан был глупый и злой. Он хотел съесть всех мышат на свете. А мышонок спасал друзей, о себе не думал. Поэтому и победил.

Побежала мышка-мать, Мышонку снился странный сон,

Стала кошку в няньки звать. Что не мышонок он, а слон,

Приходи к нам, тетя-кошка, Что в Африку приехал он,

Нашу детку покачать. В слоновью лег кровать.

Стала петь мышонку кошка: Стал спать и там увидел сон,

Мяу, мяу, спи, мой крошка, Что он мышонок, а не слон,

Мяу, мяу, ляжем спать, И что не в Африке спит он,

Мяу, мяу, на кровать! А дома он опять.

Глупый маленький мышонок «Какой мне странный снится сон!» -

Отвечает ей спросонок: Во сне проснувшись, думал он

Очень сладко ты поешь. «Я слон? Или мышонок?»

С – Ш №7 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В СТИХАХ

Шла по улице машина, Петушки распетушились,

Шла машина без бензина, Но подраться не решились,

Шла машина без мотора, Если очень петушиться,

Шла машина без шофера, Можно перышек лишиться.

Шла, куда сама не зная, Если перышек лишиться -

Шла машина… заводная. Нечем будет петушиться.

ШИШКИ СТРАШНЫЙ СОН

Белка с ветки в свой домишко - Мышка, мышка, что не спишь,

Перетаскивала шишку. Что соломою хрустишь?

Белка шишку уронила, - Я боюсь уснуть, сестрица,

Прямо в Мишку угодила. Кот усатый мне приснится!

Застонал, заохал Мишка –

На носу вскочила шишка.

Большую морковку зайчишки тащили, Лягушка – попрыгушка -

Они от морковки чуть-чуть откусили, Глазки на макушке.

Потом захотелось еще откусить, Прячьтесь от лягушки,

Потом… уже нечего было тащить. Комары да мушки.

С – Ш №8 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В СКОРОГОВОРКАХ

Шишки на сосне, шашки на столе.

В шалаше шесть шалунов.

Шапкой Саша шишку сшиб.

Мамаша дала Ромаше сыворотку из под простокваши.

Наша серая кошка сидела на крыше, а ваша серая кошка сидела выше.

Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.

Шила шубку – сшила юбку.

Шила шапку – сшила тапку.

Сшила Саша Саньке шапку.

Слышен шорох в камышах, На окошке крошку мошку

От него шумит в ушах. Ловко ловит лапкой кошка.

В ночной тиши у шалаша Парус наш на совесть сшит,

Чуть слышен шорох камыша. Нас и шторм не устрашит.

Приехала к бабушке Маша, сварила ей бабушка кашу.

Садись, гостья желанная, остынет каша манная.

Но руками Маша машет:

Не хочу я кашу вашу!

Ж №1 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Ж В ПРЯМЫХ СЛОГАХ, СЛОВАХ

ЖА – ЖО – ЖУ ЖУ – ЖА – ЖО ЖИ – ЖУ - ЖА

ЖУ – ЖИ – ЖЕ ЖО – ЖИ – ЖЕ ЖУ – ЖЕ - ЖА

ЖО – ЖА – ЖИ ЖИ – ЖА – ЖО ЖИ – ЖУ - ЖА

ЖИ – ЖЕ - ЖУ ЖО – ЖА – ЖЕ ЖЕ – ЖА – ЖУ

Жаба, жаль, жалко, жар, жабры, жатва, жарко, жалоба, пижама, урожай, бежать, дрожать, лежать, вожак , ежата, пожар, пожарник.

Жёлудь, жёлтый, жёлоб, Жора, флажок, пирожок, дружок, лужок, крыжовник, бережок.

ЖУ, ЖИ, ЖЕ

Жук, жуть, жутко, хожу, гляжу, брожу, дружу, покажу, абажур , Женя, уважение, уже, этажерка, жир, жить, жила, жидкий, лежи, дрожи, ножи, ежи, покажи, наживка, пружинка, дружить, кружить.

Слова без ударения на слоге:

Жалеть, жара, жакет, лужа, кожа, лежа, журнал, вижу, вяжут, режут, мажут, кожура, живой, живот, жираф, жилет, жилец, лыжи, ежик, ушки, пыжик, рыжик, прохожий, похожий.

Слова со стечением согласных в слоге:

Ржавчина, должник, жмурки, жмых, ждать, джем.

Ж №2 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Ж В ЧИСТОГОВОРКАХ

Жа – жа – жа – мы видели ежа. Жу – жу – жу – молоко дадим ежу.

Жи – жи – жи – бегут ежи. Жа – жа – жа – есть иголки у ежа.

Жу – жу – жу – помоги ежу. Жи – жи – жи – здесь живут ежи.

Жо – жо – жо – я еду на «Пежо ». Же – же – же – дождь прошел уже.

Жа – жа – жа, жа – жа – жа Жи – жи – жи, жи – жи - жи

Тут ежата у ежа. В нашем доме этажи.

Жу – жу – жу, жу – жу – жу Жа – жа – жа, жа – жа - жа

Как-то уж пришел к ежу. Подо мной два этажа.

Жи – жи – жи, жи – жи – жи Жа – жа – жа, жа – жа - жа

Мне ежаток покажи. Надо мной два этажа.

Жу – жу - жу, жу – жу – жу Же – же – же, же – же - же

Я с ужами не дружу. На каком я этаже?

Жа – жа – жа, жа – жа – жа

Уж уходит от ежа.

Ж №3 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ, СЛОВАХ И

ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

АЖДА – ОЖДА – ИЖМА ЯЖМА – ЁЖМА - ИЖМА

АЖМА – ЫЖМА – УЖМА ИЖМА – ЕЖМА - ЮЖМА

УЖМА – ОЖМА - ЕЖМА УЖМА – ЁЖМА – ИЖМА

Багажник, важно, дружно, бумажный, монтажник, дождик, ложный, кожный, ножницы, пирожное, художник, нужно, дружно, дружный, лыжник, булыжник, южный, вьюжный, нижний, книжный, между, прежде, одежда, надежда, нежный, вежливый , прилежный.

По дороге бежал ёжик. Жук летит и жужжит. В луже сидит жаба. У ежа ежата, а у ужа ужата. В живом уголке живут жабы, ужи и ежи. Женя выписывает детский журнал. Нужно ценить дружбу. Летит желтый жук. В саду поспел крыжовник. Неожиданно пошел дождик. Я купил нужную книгу. Положи одежду в шкаф. У Жоры отец художник. Ребята, давайте жить дружно! По дороге бежит лыжник. Женя похож на маму. Жаба поймала жука. Жираф – дикое животное. Жанна лежала на пляже. Галя сажала жасмин и жимолость. Жуки жужжат над жасмином и жимолостью. Женя любит спать на жестком. Женя живет на пятом этаже. Дети сажали желуди. По лыжне бежал лыжник в желтом костюме. Жора надел джинсы, жилет и кожаные ботинки. Каждый должен уметь кататься на лыжах. В снежную, вьюжную погоду надевайте теплую одежду. Летний дождик оставил на лужайке мелкие лужицы.

Ж №4 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Ж В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ И ТЕКСТАХ

Кожаный жилет. Дождевая лужа. Желтый желток. Жаром жарят. Ежи ужинают ужами, ужи не дружат с ежами. Ужонок убежит от ежонка, а ежонку не убежать от ужонка. Кто дрожит, тот и бежит. Живет не жнет, а хлеб жует. Живет не тужит, никому не служит. Дружба дружбой, а служба службой. Ежику нужен жук на ужин. Лежебока, рыжий кот отлежал себе живот. Жук упал и встать не может, ждет он, кто ему поможет.

Ежи живут без жала, Жалуется ежик на жука:

Ужи живут без жала, Кожа у жука жестка!

Жуки живут без жала, Жалуется жук на ежа:

Без жала не ужалить! Кожа у ежа как в ножах!

Ежи все лежали, Дедушка Ежок,

Потом побежали, Не ходи на бережок.

Бежали-бежали, Там растаял снежок,

Опять полежали. Заливает лужок.

Ежи хороши и ужи хороши, Пошел котик на торжок,

Да жаль, что не дружат ужи и ежи! Купил котик пирожок.

Ж №5 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Ж В ТЕКСТЕ

ЖАДНАЯ ЖАБА.

Жили-были важный Жук, осторожный Уж и жадная Жаба. Однажды важный Жук говорит Ужу:

Надо бы нам крышу покрасить.

Покрасить можно, - говорит осторожный Уж. – Только какой краской?

Желтой, - важно сказал Жук.

Но у нас нет желтой краски.

Ну, тогда оранжевой!

И оранжевой тоже нет.

Пойдем попросим у жадной Жабы, у нее целая бочка оранжевой краски.

А жадная Жаба в это время ела джем из жбана. Увидела, что к ней идут Жук и Уж, быстренько спрятала джем и сидит ждет.

Здравствуй, Жаба! Ты не дашь нам оранжевой краски крышу покрасить?

Не дам! – отвечает Жаба. – Жалко краску.

Ушли Жук и Уж ни с чем, а Жаба опять за джем принялась. Тут прилетел шмель и жужжит:

Дай немнож-жечко дж-жема, Ж-жаба.

Нет у меня никакого джема!

Ах ты, ж-жадина! – рассердился Шмель да как ужалит Жабу.

Жаба с перепугу – прыг в бочку с оранжевой краской! Вылезла вся оранжевая и плачет оранжевыми слезами:

Пожалейте меня, несчастную-ю!

Но никому не было жалко жадную оранжевую Жабу.

Произносить и пересказывать текст. Какие слова со звуком Ж ты запомнил(а)?

Ж №6 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Ж В СВЯЗНОМ ТЕКСТЕ

Произносить и пересказывать текст:

В комнату вбежал Женя. Он увидел маму и спросил:

Мама, можно мне поиграть в саду? Я хочу собирать желтые листья и желуди.

Можно, Женя. Надень сапожки, в саду лужи.

Женя надел куртку, сапоги, и убежал в сад. В саду Женя набрал желтых красивых листьев и желудей. Женя прибежал домой и показал листья и желуди маме.

Женя принес Жанне живой подарок – ежика. Ежик жил под лежанкой. Жанна склеила ежику бумажный домик. Когда темнело, ежик выходил из домика и бежал к жестяной миске с молоком. После этого на полу оставались маленькие лужицы.

Жанна полюбила ежика. Уезжая от Жени, Жанне было жаль покидать ежа. Жанна положила ежа в коробку и отвезла домой. Позже она отнесла ежа в живой уголок. Там уже жили жабы, ужи и хомяки. Дети прилежно ухаживали за животными. Ежу там было хорошо.

Ж № 7 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Ж В СТИХОТВОРЕНИЯХ

Лежебока рыжий кот, Против школы новый дом,

Отлежал себе живот. В новом доме мы живем.

Кушать хочется, Мы по лестнице бежим

Да лень ворочаться. И считаем этажи.

Вот и ждет рыжий кот – Раз – этаж, два – этаж,

Может, миска подползет? Три-четыре – мы в квартире.

Жатва. Жарко, солнце жжет. Дождик, дождик, не дожди,

Где-то жук кружится. Не дожди ты, подожди.

Быстро-быстро жито жнет Выйди, выйди, солнышко,

В желтом платье жница. Золотое донышко.

Бежит ежик Убежало,

Вдоль дорожек Убежало,

Да скользит на льду. Убежало молоко,

Говорит ему лисица: Я с трудом

Дай, переведу. Его поймала.

Отвечает серый ежик: Быть хозяйкой

У меня две пары ножек. Нелегко!

Сам я перейду!

Ж – З №1 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В СЛОГАХ

ЖА – ЗА ЗА – ЖА – ЗА ЗДА – ЖДА - ЗДА

ЗА – ЖА ЗО – ЖО – ЗО ЗДО – ЖДО - ЗДО

ЖО – ЗО ЗУ – ЖУ – ЗУ ЗДУ – ЖДУ - ЗДУ

ЗО – ЖО ЗЫ – ЖИ – ЗЫ ЗДЫ – ЖДЫ – ЗДЫ

ЖИ – ЗЫ ЖА – ЗА – ЖА АЗА – АЖА - АЗА

ЗЫ – ЖИ ЖО – ЗО – ЖО ОЗО – ОЖО - ОЗО

ЖЕ – ЗЕ ЗУ – ЖУ – ЗУ УЗУ – УЖУ - УЗУ

ЗЕ – ЖЕ ЖЕ – ЗЕ – ЖЕ ЫЗЫ – ЫЖИ - ЫЗЫ

Ж-З №2 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В СЛОВАХ

Жизнь, железо, желтизна, залежи, зажать, забежать, задержать, задолжать, заржать, заряжать, заслужить, закружить, жалюзи, жезл, зажму, зажгу, зажигалка, зажим, завяжу, заложу, завизжать, возможно, зажужжать, зажиреть, зажелтеть.

Жал – зал Жук - зуб

Жара – заря Вяжу - везу

Жалей – залей Гляжу - внизу

Держать – дерзать Грожу - грозу

Пожар – базар Брожу - грызу

Лежать – лизать Вижу - внизу

Лужайка – зайка Ножи - тазы

Сажать – сказать Жидкий - зыбкий

Лежа – береза Жир - пузырь

Бежать – вязать Ежи - возы

Зять – жать Кожа - коза

Жора – зол Рыжий - сизый

Лужок – узор Ежики - языки

Стожок – возок Рыжики - музыка

Флажок – глазок Снежинка – корзинка

Ж – З №3 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

Зимняя стужа. Зеленый лужок. Нежная зелень. Навозный жук. Бумажный змей. Лыжная мазь. Зал ожидания. Знак уважения. Книжный магазин. Змеиное жало. Желтый зонт. Жажда знаний. Полезное животное. Заветное желание. Снежная зима. Железный гвоздь. Женин знакомый. Запас железа. Жидкий мазут. Важное задание. Влажная земля. Снежные заносы. Забавный ежик.

Мамы разные нужны, мамы всякие важны. Рыжий пес бегает по двору. Возле лужи жаба. Завизжала железная пила. Женя резал ножом хлеб. Лиза катается на лыжах. Выбежали из дома Женя, Лиза и Зоя. У Жени лыжи, у Лизы и Зои санки. В лесу Зина собирала рыжики. Мы привязали Жучку к будке, чтобы она не убежала. Зина вымазалась в саже. Между небом и землей жаворонок вьется. Золотистый жук залетел в окно. Зоя любит запах жасмина. Зажглась лампа под зеленым абажуром. Зина связала кружевные манжеты. Возле дома зеленая лужайка. Зоя вежливо спросила Женю, где можно взять жесть и гвозди. Таежный поселок занесло зимой снегом. Звонким голосом Зоя позвала Женю. На земле лежит железная лопата. Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

Звонок звенит, а жук жужжит. Не надо зевать, если надо жевать. У винограда – лоза, а в театре – ложи. Желтые розы, а страшные – рожи. Дай разок потрубить в рожок. Надо полежать да лапку полизать. Будешь тузить – будешь тужить. Зажимом зажимают. Жезл из железа – железный.

Ж – З №4 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В СВЯЗНОМ ТЕКСТЕ

Женя и Зина ходили в лес за земляникой. У них были кузовки. Но земляники было мало. Возле березы Женя заметил ежа. Ежик не побежал, а свернулся клубком. Женя положил кузовок на землю и позвал Зину. Они захотели взять ежа домой. Зина стала держать кузовок. Женя взял палку и закатил ежа в кузовок. Побежали Женя и Зина домой. Вместо земляники у них живой ежик. Дома они дали ежику молока. Зина хотела оставить ежа, но Женя отдал его в живой уголок. Там уже был один ежик. Вдвоем веселее.

Выучи стихотворение:

На полянку, на лужок

Тихо падает снежок.

Улеглись снежинки,

Белые пушинки.

Но подул вдруг ветерок,

Закружился наш снежок.

Пляшут все пушинки,

Белые снежинки.

Ж – З №5 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В СТИХОТВОРНОМ ТЕКСТЕ

ЗВОНОК И ЖУК

Звенит, звенит, звенит звонок! Запомни тот задорный звон,

Зовет, зовет он на урок! Он с детства каждому знаком,

Звонка призывный звучный звон Он к знаньям весело манит,

Созвал друзей со всех сторон. В ушах звенит, звенит, звенит…

В звонке высокий, звонкий звук, Когда же зажужжит вдруг жук,

Он разливается вокруг. То у жука пониже звук,

Тот звук ты мысленно прикинь: И глуше будет жук жужжать,

«Дзынь-дзынь», «здынь-дзынь», Как будто жук слегка прижат.

«Дзынь-дзынь», «дзынь-дзынь»!

Жука жужжанье нас тревожит,

Мы ждем, что жук ужалить может,

Но жук живет совсем без жала,

Напрасно жук жужжит, пожалуй!

Ж – 3 №6 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В СТИХОТВОРЕНИЯХ

Женя, Женя, что стряслось? И к себе на день рожденья

Ты от слез промок насквозь. Наши стулья пригласила.

Отвечает он, вздыхая: Пригласила нашу вазу,

Приходила тетя Мая. Все ножи и вилки сразу.

О каком-то одолженье Даже столик из угла.

Очень вежливо просила. А меня не позвала.

Еж с ежонком и ежихой Жеребенок видит ясно:

Собирают ежевику. Желтый свет! Идти опасно!

Рыжебокая лисица

Тоже хочет поживиться. Не бери ежа с собой,

Призадумалась кума: Отпусти его домой.

У ежей иголок тьма. Ежик, даже глупый самый

Хочет жить с ежихой-мамой.

Ж – 3 №7 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В СТИХОТВОРЕНИЯХ

Я – по луже! Я - по луже! Жмурятся глазки

Я ищу, где лужа уже. У кошки

Может, час, а может, два У кошки

Я искал, нашел едва. У Мурки:

Я нашел, где лужа уже, - Выходите, мышки,

А теперь лежу простужен. Поиграем в жмурки!

Меня ужалила пчела. В желудь влез один червяк

Я закричал: «Как ты смогла?!» И не съест его никак.

Пчела в ответ: «А как ты мог Кто куда, скажите, влез?

Сорвать любимый мой цветок? Кто кого никак не съест?

Ведь он мне был уж-ж-жасно нужен: Желудь, что ли, червяка?

Я берегла его на уж-ж-жин». Фу, какая чепуха!

В желудь влез один червяк

И не съест его никак

Почему ужом назвали

Сторожила здешних луж?

Никого ведь не ужалил

Безобидный черный уж.

из них является использование в работе мелких объ­ёмных (например, от киндер-сюрпризов) или плоских игрушек, названия которых содержат автоматизируе­мый звук*. Этот приём также помогает активизиро­вать внимание малыша и максимально поддерживает его интерес к изучаемому материалу на протяжении всего занятия, доставляя радость самовыражения и, безусловно, вызывая положительные эмоции. Игровая ситуация создаёт непринужденную обстановку на за­нятии, освобождает ребёнка от скованности, побуж­дает его к общению, способствует быстрому контакту с логопедом. Работа с игрушкой проводится при про­ведении следующих игр:

    Лабиринт. Ребенок, чётко произнося изучаемый звук, называет в заданном порядке представленное на каждой странице альбома картинки, перемещая по ним выбранную игрушку. Движение начинается с клетки, отмеченной звёздочкой. Если слово назы­вается ребенком неправильно, то следующий ход делать нельзя до тех пор, пока слово не будет на­звано верно.

    Лабиринт с проговариванием. Ребёнок при дви­жении по лабиринту должен не только назвать картинки, но и указывать направление следующе­го хода. Например, шапка - направо, шахта - направо, шайба - вниз...».

    Лабиринт с пропуском хода. Игра проводится в два этапа. Сначала ребёнок называет все картинки по порядку, а затем, начиная с картинки, отмечен­ной звёздочкой, - через одну.

    Лабиринт наоборот. Сначала ребёнок прогова­ривает все слова - названия картинок лабирита. Затем ставит игрушку на последнюю картинку ла­биринта и двигается в обратном направлении, на­зывая слова.

Данные игры рекомендуется проводить с каждым лабиринтом (с. 5-10). Если при прохождении лаби­ринта игрушка попадает на клетку с вопросительным знаком, ребёнок должен придумать слово с автомати­зируемым звуком в определенной позиции.

В дальнейшем закрепление произношения звука происходит в словосочетаниях, предложениях, рас­сказах и стихотворных текстах.

Будьте терпеливы и доброжелательны. Тогда ре­зультаты занятий с ребёнком вас обязательно пора­дуют.

Вашему вниманию предлагается комплект пособий по автоматизации звуков, поставленных логопедом. Он состоит из десяти альбомов:

(1) Автоматизация звука С в игровых упражнениях

(2) Автоматизация звука 3 в игровых упражнениях

()^ Автоматизация звука Ц в игровых упражнениях

(4) Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях

(5) Автоматизация звука Ж в игровых упражнениях

(б) Автоматизация звуков Ч, Щ в игровых упражне­ниях

(7) Автоматизация звука Л в игровых упражнениях (

9^ Автоматизация звука Ль в игровых упражнениях

(9) Автоматизация звука Р в игровых упражнениях

(10) Автоматизация звука Рь в игровых упражнениях

В данном альбоме представлена система упраж­нений по автоматизации звука Ш. Материал, предло­женный автором, превращает однообразную и моно­тонную работу по закреплению произношения звука в интересную игру. Одновременно с автоматизацией звука у ребенка совершенствуется навык чтения, раз­вивается мелкая моторика, творческое воображе­ние.

Работа по данному пособию способствует более быстрой автоматизации звука в спонтанной речи, развитию фонематического слуха, совершенствова­нию слоговой структуры слова, коррекции лексико-грамматического строя речи, закреплению знаний об автоматизируемом звуке и соответствующей букве, формированию навыка звукобуквенного анализа сло­гов и слов. Одновременно с этим происходит развитие мелкой моторики пальцев рук; активизация памяти, вни­мания, мышления. Всё это является в свою очередь сво­евременной профилактикой дисграфии и дислексии. В зависимости от сложности речевого дефекта ребен­ка и этапа коррекционной работы игры и задания мо­гут использоваться логопедом комбинированно.

Автоматизация звука Ш проводится по традицион­ной в логопедии схеме. Сначала проводится комплекс упражнений артикуляционной гимнастики. Затем пред­лагаются упражнения на автоматизацию звука Ш изо­лированно, на материале слогов, слов, предложений, стихотворных и прозаических текстов.

Для того чтобы сделать процесс автоматизации звука в словах более увлекательным и эффективным, предлагается ряд вспомогательных приёмов. Одним

* На обороте обложки представлены следующие пло­ские игрушки: мышонок, мишка, петушок.

Разделы: Логопедия

Коррекционно-образовательные цели урока:

  • Упражнять в правильном произношении звука “Ш” в слогах, словах и предложениях.
  • Закреплять умения пользоваться моделями при анализе характеристики звуков.
  • Уточнять и расширять словарь через формирование семантического поля слова “МЫШЬ”
  • Развивать функцию словоизменения.

Коррекционно-развивающие цели урока:

Развивать артикуляционную моторику, длительный речевой выдох, фонематическое восприятие, память, внимание, самоконтроль.

Коррекционно-воспитательная цель урока:

Воспитывать интерес к учебной деятельности, усидчивость, аккуратность в работе.

Оборудование: зеркало, карточки для анализа артикуляции и характеристики звука, модели звуков и образ буквы “Ш”, картинки на звук “Ш”, изображение: мыши, игрушка Мышонок, фишки.

Ход занятия

1. Орг. момент.

Послушайте загадку:

– Маленькая крошка, боится кошки, в норке живет, туда все несет.

– Кто это?

Выставляется картинка – “МЫШЬ”

– Каким звуком заканчивается это слово?

– Звуком “Ш”

– Сегодня мы будем работать над правильным произношением этого звука.

А чтобы правильно говорить этот звук, должны хорошо работать губы, язык и челюсти.

2. Логопедическая зарядка

.

артикуляционные упражнения:

“Блинчик, Чашечка, Индюк, Катушка”

развитие подвижности нижней челюсти

– как мышка жует твердую корочку? Напряженные и расслабленные жевательные движения

– как мышка жует мягкий сыр?

Работа над речевым выдохом

– давайте на выдохе скажем:

Ах, вкусный сыр…

Ах, вкусный душистый сыр…

3

. Анализ акустико-артикуляционного образа звука “Ш” (опора на таблицу).

Произнесение изолированного звука “Ш” с подключением орального, тактильного, зрительного и акустического контроля

Характеристика звука “Ш” и соотнесение его с буквой “Ша”

Звук согласный, глухой, твердый (Почему вы так считаете?)

4. Автоматизация звука “Ш” в слогах (слоговые дорожки).

– Помогите мышке добежать до норки

Картинка с мышонком, бежащим по дорожке к норке А, О, У, И и обратно.

Ребята произносят хором слоговые ряды: Ш----А, Ш----О, Ш---У, Ш---И

А-Ш, О-Ш, У-Ш, И-Ш,

5. Автоматизация звука “Ш” в словах и словосочетаниях.

На ковре лежат картинки, логопед предлагает ребятам выбрать, только те в которых есть звук “Ш” и назвать их (кошка, мышка, пышка, шкаф, мышеловка, шкурка)-картинки выставляются на мольберте.

Подбор однокоренных слов.

– Послушайте слова и положите столько фишек, сколько раз вы услышите слово “МЫШЬ”

Мышь, Мыш ка, Мыш онок, Мыш еловка, Мыш ковать, Мыш иная.

Сколько фишек вы положили? (6)

Логопед просит детей повторить слова и объяснить значение слов:

мышеловка (западня для мышки), мышковать (охотиться на мышку).

Подберите слово-определение к нашим словам

– Мышь какая? – большая, пушистая

– Мышонок какой? – крошечный, шаловливый

– Мышеловка какая? – шумная, большая

– Шерстка какая? – мышиная, пушистая

6. Развитие функции словоизменения

.

Логопед выставляет цифры: 1, 2, 6 и предлагает каждому ребенку посчитать словосочетание

Одна большая пушистая мышь, две большие пушистые мыши, шесть больших пушистых мышей.

Один крошечный шустрый мышонок, и т.д.

Одна большая шумная мышеловка, и т.д

– Шу-Шу-Шу – продолжаем мы игру

Закончите предложение, используя слово МЫШКА.

Под шкафом шуршит МЫШКА.

Чуткие ушки у МЫШКИ.

Пушистая кошка подкралась к МЫШКЕ.

Не поймать кошке МЫШКУ

Мы наблюдаем за МЫШКОЙ.

7

. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия.

Ребята, посмотрите, у меня в руках волшебная палочка и я превращаю вас в поэтов. Давайте вместе попробуем с вами сочинить стихотворение.

Я начну, а вы продолжайте:

Ошка-ошка – села кошка у окошка.

Ышка-ышка – побежала в норку мышка.

Ша–ша–ша – поймай-ка, кошечка, мыша

Ошки– ошки – мышка любит крошки

Ша – ша – ша – игра наша хороша! Составьте предложение правильно.

Кошка боится мышки. – Мышка боится кошки.

Пышка ест мышку. – Мышка ест пышку.

Шкаф сидит под мышкой. – Мышка сидит под шкафом.

Бумажка шуршит мышкой. – Мышка шуршит бумажкой.

Корка тянет мышку в норку. – Мышка тянет корку в норку.

8. Анализ предложения.

Шустрая мышка боится пушистой кошки.

Сколько слов в предложении? (5)

Назовите первое слово в предложении. (Второе, третье, пятое)

В каких словах встречается звук “Ш”

9. Заучивание стихотворения .

У мышонка глазки – пуговки-фонарик,
У мышонка носик – кругленький как шарик.
Глазки зорко видят, ушки чутко слышат.
Мышку не пугайся, она не обидит.

Разбор стихотворения:

На что похожи глазки у мышонка?
С чем сравнивается носик мышонка?
Как видят глазки у мышонка?
Как слышат ушки?
Мышка добрая? Она не обидит?

Еще раз читается стихотворение вместе с детьми.

10. Итог занятия .

С каким звуком мы сегодня работали?

Какие новые слова вы узнали?

Домашнее задание:

выучить стихотворение о мышонке, и нарисовать его.

Рассказы детей. Подготовительная к школе группа.

“Знаете, о какой игрушке я мечтаю?”

  1. Илья Д.
  2. Скоро Новый год, и я мечтаю, чтобы у меня была игрушечная собачка, которая выполняет разные команды. Стучишь, и она поднимается на ножки, а потом стукнешь, и она лает и прыгает. Я очень, очень хочу, чтобы у меня была такая собачка!

  3. Илья Г.
  4. Моя любимая игрушка робот Валли, только мама не может ее купить, она нигде не продается, а мне так хочется. У меня есть игра на компьютере и мультфильм, а вот игрушки нет. А у меня даже подушка есть такая с Валли.

  5. Алина Б.
    Я хочу красивую куклу-малыша, которую можно заворачивать, менять тряпочки, памперсы. Эта кукла плачет, писает, пьет водичку, поет всякие песенки.
    Я буду ее в колясочке катать.
  6. Ваня Ф.
    Я хочу на Новый год вертолет на пульте управления, он будет летать, и все будут кричать, я прицеплю к его ногам что-нибудь, и он будет звенеть, все будут смеяться.
  1. Маша Т.
  2. Знаете, я мечтаю о кукле Барби, она красивая, у нее есть друг, у них много разной одежды, всяких предметов. Я бы с ними ходила на улицу, играла бы с подружками и со мной тоже бы играли другие девочки.

  3. Лена Г.
  4. Я мечтаю о Рапонци, это такая кукла, ей можно делать разные прически. У нее есть дружок – Хамелеон, когда ему грустно он меняет цвет и становится красным, а если все хорошо и ему весело он разноцветный.

  5. Максим М.
    А я не хочу игрушку, я мечтаю о самокате, я его очень сильно хочу. И тогда я бы на нем гонял у нас во дворе вместе с моим другом. У Ромы есть, а у меня нет.

Детский сад, в котором я работаю, посещают дети с микобактерией туберкулеза. 30% наших детей с неблагополучных неполных семей, дети проблемных асоциальных родителей. У многих детей вообще нет родителей, потому, что они умерли или от туберкулеза или от наркотиков. Желание ребенка ребенка об игрушке, которой он мечтает, для многих просто несбыточна. Я считаю выбранную тему актуальной, потому что на пороге Новый год, а для ребенка этот праздник связан с подарками и исполнением его маленькой мечты.

Вместе с воспитателями мы провели среди детей опрос и предложили детям закончить фразу: “А знаете, о какой игрушке я мечтаю …”.

Ответы детей мы оформили письменно и предложили родителям, преследуя несколько целей:

  • Обратить внимание родителей, на то, что ребенок с нетерпением ждет праздник и конечно исполнения желания, нежности, любви.

  • Показать родителям, насколько, последовательно связно и логично ребенок может выразить свою мысль.

  • Показать детям, как выглядит письменно их рассказ с мечтой об игрушке.

Во время проведения этого заняния, я постаралась, чтобы у детей было хорошее настроение.

Ситуация, когда дети плохо выговаривают или не выговаривают вовсе некоторые буквы алфавита, очень распространенная. Буква «Ш» является одной из наиболее сложных в произношении. И это касается практически всех шипящих.

Если произношением ребенка постоянно заниматься, то он очень быстро научиться говорить букву «Ш» без привлечения логопеда. В этой статье мы рассмотрим основные причины возникновения проблемы, а также изучим упражнения, которые в дальнейшем вам очень помогут.

Если вы замечаете, что ваш ребенок плохо выговаривает эту букву, то желательно пройти обследование у логопеда. Возможно, проблема неправильного произношения вызвана нарушением слуха. В этом случае необходима помощь специалистов.

Проверяем уровень произношение «Ш» у ребенка

Перед проведением занятий по коррекции звука необходимо проверить, имеет ли место проблема вообще. Нарушение произношения шипящих может происходить в форме сигматизма (это дефект произношения непосредственно звука) или парасигматизма (полная замена его на другой). Последний случай встречается достаточно часто. Например, ребенок вместо слова «шапка» говорит «апка» и т.д.

Произношение звука «Ш» может быть нескольких типов:

  • Межзубное. В этом случае он становится шепелявым, а язык при произношении ребенок просовывает между зубами;
  • Носовой сигматизм. Ребенок говорит букву «Ш» в нос, в результате чего создается своеобразный аккустический эффект;
  • Боковой сигматизм. Звук имеет ярко выраженный хлюпающий оттенок;
  • Призубный парасигматизм. В этом случае при произношении ребенок упирает язык в зубы, из-за чего результат больше становится похожим на «Т»;
  • Губно-зубной парасигматизм. В этом случае «Ш» заменяется звуком «Ф». Такое явление часто наблюдается при нарушении прикуса;
  • Свистящий парасигматизм. Ребенок произносит вместо «Ш» свистящий «С».

Как проверить произношение буквы «Ш» без логопеда

Логопедами используется емкая процедура обследования, позволяющая выявить проблему и ее уровень. Но проверить речь ребенка можно и самостоятельно. Проверка произношения осуществляется изолированно, в слогах, словах, фразах и предложениях, т.е. по нарастающей.

Проверка произношения изолированного звука осуществляется путем повторения ребенком разных звуков за мамой или папой. Аналогичным образом проводится проверка произношения в слогах. Для более комплексной оценки необходимо, чтобы буква «Ш» находилась в разных позициях (ША, ОШ, УШУ, ОШО и т.д.)

Важно учитывать, что проблема может быть с произношением и других шипящих. Поэтому, если вы решили научить ребенка говорить букву «Ш», то следует быть готовыми к тому, что придется корректировать и другие звуки.

Для проверки произношения «Ш» в словах желательно подготовить или приобрести карточки с рисунками. Это превратит процедуру в забавную игру. Логопедические слова на букву «Ш» подбираются так, чтобы необходимый вам звук находился в разных положениях. При выборе предложений и словосочетаний следует отдавать предпочтение тем, в которых он встречается в разных местах.

Почему возникают проблемы с произношением буквы «Ш» шипящей

Выделяют несколько основных причин неправильного произношения:

  • Физиология, т.е. неправильный прикус, слишком крупный язык, высокое небо и т.д.;
  • Ребенок долго использует соску. В этом случае портится прикус, из-за чего страдают многие звуки, особенно шипящие и свистящие;
  • «Сюсюканье» с малышом. Ребенок подражает старшим, коверкая речь;
  • Нарушение речи у взрослых. Малыш может копировать речь родителей, если они говорят неправильно;
  • Завышенные требования родителей. Часто родители слишком много требуют, не показывая правильную артикуляцию;
  • Отставание в развитии. Если не до конца сформировано мышление, память и внимание, то речевое развитие также будет страдать;
  • Нарушение слуха или малыш плохо распознает звуки на слух.

Выявить точную причину проблемы может только специалист. Поэтому, если вы уже продолжительное время не можете научить ребенка выговаривать букву «Ш», то следует обратиться к специалисту.

Тренируем правильное произношение буквы «Ш»

Перед тем, как переходить непосредственно к упражнениям по постановке «Ш», необходимо провести артикуляционную гимнастику, которая способствует усилению подвижности органов речи.

Разминаем язык

Для разминки языка можно воспользоваться следующими упражнениями:

  • «Блинчик». Ребенок должен положить распластанный язык на нижнюю губу и задержать на ней не менее 10 секунд;
  • «Чашечка». Нужно распластать язык на нижней губе, приподняв его края и кончик. В результате формируется своеобразная чашечка;
  • «Болтушка». Аналогично с предыдущим упражнением, но при этом язычок-чашечка поднимается и опускается;
  • «Лошадка». Одно из самых любимых упражнений для ребенка, ведь он должен цокать языком, извлекая звук, похожий на топот лошадиных копыт.

Чтобы «ученику» было не скучно, сопровождайте упражнения веселыми историями. Также желательно делать упражнения перед зеркалом.

1) , из чего оно состоит и почему оно так необходимо для вашего малыша.
2) Стоит ли употреблять манго во время беременности, .

Разминаем губы

Для разминки губ подойдут следующие упражнения:

  • «Хоботки слоников». Ребенок должен поочередно делать широкую «трубочку» (губы находятся в положении для произношения буквы О), а затем узкую (губы находятся в положении для произношения буквы У);
  • Чередование узкой «трубочки» и улыбки. Следите, чтобы улыбка получалась широкой;
  • «Удивление». Губы ребенка при этом занимают положение, как при звуке О.

Основные методы постановки звука «Ш»

Логопедические занятия на букву «Ш» начинаются с выработки произношения изолированного звука. Один из наиболее эффективных способов – это постановка звука от других звуков.

Если ребенок звук «Т» выговаривает хорошо, то это один из самых простых способов. Для этого ребенок должен произносить «Тс-с-с» до тех пор, пока не добьетесь нормального произношения. После этого попросите его проделать ту же процедуру, но «спрятав» язык за зубами. В результате получиться звук «Ш».

Если сомневаетесь, то можете проделать это самостоятельно. Для закрепления подойдет упражнение «шипящая змея». Для разнообразия делайте ассоциации этого звука со звуком спущенного шара или шипением кота.

Шипящие всегда вызывают у детей трудности. И звук «Ш» является одним из наиболее сложных. Представленные в данной статье рекомендации помогут вам выявить проблему как можно раньше и добиться избавления от нее. Достаточно просто приложить немного усилий, и вашему ребенку в дальнейшем будет легче в общении.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то