Что дает мудрость. Мудрость мудрый мудрец

Мудрость — особое чувство, дар, способность читать готовые к употреблению знания и опыт предыдущих поколений. Это качество личности, можно описать как способность принимать высшее и целостное строение жизни, через опыт предыдущих поколений. Уметь услышать внутренний голос и принимать решения без собственной логики и анализа, основываясь на опыте и интуиции записанных в подсознании готовых ответов и опыта предыдущих поколений.

Проявление и свойства Мудрости

С проявлением Мудрости, каждый из Вас уже наверняка встречался. Мягкие формы, которые ВЫ чувствовали, это выглядит так: «Что то чувствую Я, что будет…», » Чувствую задницей, что….» и т.д

Истинная Мудрость не предполагает наличие знаний о событии, а предполагает сразу правильность действий и ответных реакций.
Мудрость знает, как правильно поступать в самых сложных ситуациях. Это редкий человеческий дар, уметь делать выводы без логики и доказательств.
При анализе события человек подключает и слышит только свой разум и интуицию, при этом в ответе содержится точная последовательность действий и ответных реакций которые нужно выполнить в автоматическом режиме.

Мудрость очень часто путают с другим понятием — опыт.

Опыт, как знания других и состояние человека который он получает или получил сильно отличается от Мудрости. Это текущие оперативные знания и опыт. Это качество личности, которое внимательно выслушивает точку зрения другого человека, полученное информативное знание взвешивает на весах истинности и авторитетности, анализирует, сопоставляет со своим миропониманием и, убедившись в его правильности, стремится использовать в своей либо чужой практике.

Основное отличие — опыта от мудрости, это расположение памяти. В одном случае- память мудрости расположена в белковых клетках ДНК сперматозоидов, в другом случае в оперативных нейронных клеток головного мозга. Отличие в длительности хранения. Нейронные клетки мозга передают опыт и знания в течении всей вашей жизни пока Вы живы. Белковые клетки ДНК памяти или мудрость, передает тот же опыт, только через наследственные функции сперматозоидов и яйцеклеток. Смысл — в передаче предупреждающих очень глубоких, жизненных ситуаций для следующего поколения. Примерно, как правила вождения автомобиля написанные кровью жертв, как правила ведения боя в военном искусстве и т.д.

В понимании атеистов ученых, это информационная запись в нашей ДНК структуре. Это заключение дали биологи исследуя ДНК структуру и специальные белки которые служат своеобразным жестким диском для передачи информации и опыта следующему поколению через сперматозоиды и яйцеклетку. В критических ситуациях, мозг читает информацию с этих белковых структур и ищет решение или выход из сложной ситуации опираясь на опыт предыдущего поколения. Нужно учитывать, что такой информации может и не быть, так как таких ситуаций в прошлом не было.

Это совершенно новые исследования, Российского ученого Анохина К.В

В более продвинутых (возможно более недалеких!) версиях о происхождении Мудрости, это информационное поле Вселенной в которой, все плохие или хорошие ситуации, уже давно записаны и имеют свободный доступ для чтения. Правда свобода чтения информационной Мудрости из информационного поля, дана не всем.

Конечно, от уроков жизни никто, как от уроков физкультуры, не освобождается. Мудрость тоже принимает вызовы жизни, видит в них новые возможности совершенствования опыта для дальнейшего личностного роста, и для новой записи в общий доступ для поколений.

Человек может выучить наизусть все энциклопедии мира, но так и не набраться мудрости. Информация и знания доходят только до ума и останавливается на статусе теории.

Только применение новых знаний, даст опыт Мудрости. Знание, дошедшее до разума, подвергается сомнению, анализируется, сопоставляется с уже имеющимся знанием и жизненным опытом и только потом ободряется и записывается в информационное поле.
Для более правильного понимания — это Википедия с реальной модерацией! Посмотрите видео, перестройки нейронов.

Версия Мудрости по Эзотерическим понятиям:

Противоположный полюс Мудрости

Противоположным полюсом Мудрости, является Глупость. Это два полюса. Это два качества на одной шкале координат. Чем большую силу набирает Мудрость, тем слабее становится Глупость.

Кто такие Мудрые люди или Мудрецы?

Мудрец – это человек, с редким Даром слышать опыт поколений и свой собственный жизненый опыт. Мудрец это человек у которого нет Глупости. Мудрец не видит ничего плохого в жизненных уроках и в преодолении трудностей. Позиция Мудреца это уважать советы других, стоять во взаимоотношениях с жизнью на позиции смиренного Ученика.
Мудрец постоянно постигает Мир и видит тенденции развития событий, может верными словами направить людей по верному пути.
Мудрость человека – это способность принять единственно правильное решение в короткий срок.
Мудрый человек, убедившись в истинности и правильности знания и полученного опыта, делает его частью своего опыта, то есть применяет на практике. Здесь идет речь о любом опыте, положительном или отрицательном. Мудрость понимает, что в жизни нет черновиков. Все в этой жизни пишется набело, с первого раза. Проще говоря современным научным языком:

Мудрец — это человек который может легко прочитать память генетического уровня, зашитую в глубокую память нашей ДНК и доставшуюся от наших предыдущих поколений в качестве опыта и предостережений.

Новые технологические достижения в науке и предупреждений об осторожности или план действий в экстренной ситуации — называются опыт, знания, способности.

Как Вы думаете, почему в Царской России, при Патриархате — разница в возрасте составляла 25 и больше лет? Ответ прост — опыт и мудрость накопленные мужчиной, передавались через ДНК (структура спирали, белки, содержали опыт человека, жизненные ситуации, для будущего поколения. Происходил рост именно генетической памяти. Человек совершенствовался. Сейчас, когда женщины даже не хотят рожать детей, вырвались визгливое феминистическое настоящее, нас ждет реальное падение. Для России это опасно потерей независимости. Ближайший вероятный «трахальщик» русских женщин, будет Мусульманин. И будете Вы женщины — сидеть 5-той женой, драить котелки, и как порося рожать! Потому что, собственной глупостью, навязанными понятиями, алчностью и феминизмом — ВЫ уничтожите мужчин, как защитников! Для примера — племя Воодбе на Youtube (период развития событий 10 лет. Адаптация мусульман — 7 лет.. потеря полной независимости России -15 лет!

Отличительные особенности Мудрости

Истинная мудрость не терпит Излишеств, Хвастовства и Бахвальства. Скромность, присущая Мудрости, всегда у людей в почете. Мудрых людей не очень много.Мудрость бесконечно Добра и Бескорыстна. Мудростью нельзя обогатиться. Это процесс не обретения материального, а освобождения. Опыт Мудрости приходит в тяжелые времена, люди тогда становятся мудрее, когда чего-то лишаются.

Мудрость понимает, что не нужно прогибать Мир под себя, менять и контролировать других в угоду своим представлениям, как правильно жить. Не нужно другим приписывать то, что хочется в них видеть, не надо обременять их своими ложными ожиданиями. Отличительной особенностью Мудрости, является духовное и внутренне богатство Человека, а не внешнее.

В чем отличие Умного и Изворотливого человека от Мудрого?

Умный, изворотливый человек сможет «выкрутиться» из сложной ситуации, используя в своих решениях только тот опыт который он получил только за свою Жизнь.

Мудрость, обычно, не попадает в такие ситуации, заранее рассчитывая последствия своих действий. Мудрость – это способность принять единственно правильное решение на основе многочисленного опыта записанного в Подсознании. Принцип физической передачи такого опыта и информации, до сегодняшнего дня, никто из ученых объяснить не может. Эзотерика объясняет это проявлением Божъей воли — «уберегли Ангелы» , «Бог не дал», «Бог уберег» и другие объяснения.

По эзотерике, Мудрость – это проявленная в реалиях жизни связь с Богом. Для того, чтобы такая связь была прочной, нужно обладать чистым сознанием, духовностью и целостностью личности.

«Век живи, век учись» – это жизненный девиз Мудрости, крылатая фраза которую Вы многократно слышали. Так вот это фраза Мудрости.

Конфуций говорил: «Мудрец стыдится своих недостатков, но не стыдится исправлять их»

Еще интересные статьи - прочитайте прямо сейчас:

Сортировать Тип публикации

Post Page Категория

Твои Сильные Стороны Чувства Характер и качество Личности Положительные Свойства Характера Положительные Чувства Положительные Эмоции Обязательные знания Источники счастья Самопознание Простые и сложные понятия Что значит Что такое Что значит Смысл жизни Законы и государство Кризис в России Вымирание общества О ничтожестве современных женщин Мужчинам к обязательному прочтению Биологические механизмы Геноцид мужчин в России Юношам и мужчинам к обязательному прочтению Андроцид в России Основные ценности Отрицательные свойства Характера 7 Смертных Грехов Мыслительный Процесс Физиология Счастья Как Красота Женская красота Цели Эзотерика Чо такое Жестокость Что такое Настоящий мужчина ДВИЖЕНИЕ ЗА ПРАВА МУЖЧИН Убеждения Основные ценности в жизни Основные цели человека Манипулирование шантаж Вымирание людей Добро и Зло Поступки Одиночество Настоящая женщина Животные инстинкты человека Матриархат Опять бабы! Дети и последствия Феминизм Чудовищный обман мужчин Разрушение семьи в России Уничтожение семьи Учебник для мужчин Сортировать Название Похожие

В своей книге «Мозг на пенсии» профессор когнитивной нейропсихологии Андре Алеман рассказывает о видах памяти, возрастных изменениях мозга и дает рекомендации, как сохранить здравое сознание на протяжении жизни. В продолжение спецпроекта «Третий возраст» публикуем отрывки из главы, посвященной феномену мудрости, ее взаимосвязи с взрослостью и психофизиологическими особенностями мозга.

Что такое мудрость?

Во все времена, в каждой культуре имелись люди, воспринимавшиеся своими соплеменниками как хранители мудрости. Обычно ими были седые старцы, ценимые за свои религиозные и философские знания и опыт. Они давали остальным ответы касательно главных жизненных вопросов. Но как может быть мудрым человек, клетки головного мозга которого отмирают, а уровень внимания и концентрации снижается? Для ответа на данный вопрос мы в первую очередь должны определить, что такое мудрость, и проследить, действительно ли она появляется с возрастом. Если это так, нам придется сопоставить этот факт с наблюдаемыми изменениями в мозге.

Русскоязычная версия книги "Мозг на пенсии" вышла в издательстве МИФ.

Научный подход всегда требует определения понятия. Но поскольку очень нелегко точно определить, что же такое мудрость, исследователи обычно используют разные формулировки. Возможно, сейчас стоит дать такое определение: мудрость - это способность понимать сложные ситуации и таким образом формировать правильное поведение, результат которого удовлетворит как можно большее количество людей и приведет к положительному результату для всех. Но эта формулировка не вполне удовлетворяет нас. Чтобы попытаться установить, что же люди понимают под мудростью, один исследователь разработал специальный опросник. Его заполнили более 2000 читателей журнала GEO. Во многих ответах фигурировали: способность понять сложные вопросы и отношения, знание и жизненный опыт, самоанализ и самокритика, принятие интересов и ценностей другого человека, эмпатия и любовь к человечеству, желание совершенствоваться. Такое понимание мудрости характерно для большинства людей. Американские психиатры Томас Микс и Дилип Джесте добавили еще два качества к этому списку: эмоциональная стабильность и способность принимать решения в неоднозначных ситуациях. И, наконец, юмор. Хотя обычно он не расценивается как важная составляющая мудрости, чувство юмора является обязательным для самопознания - необходимой составляющей истинной мудрости. Жанна Луи-за Кальман, француженка, прожившая 122 года, отличалась остроумием. В ее сто двадцатый день рождения журналист, несколько нерешительно, выразил надежду, что он сможет поздравить ее в следующем году. «А почему нет, - ответила Кальман. - Вы выглядите довольно молодо».

Хотя в течение тысячелетий люди признавали важность мудрости, до недавнего времени это понятие почти полностью отсутствовало в медицинских исследованиях старения. Возможно, потому что западная культура акцентирует свое внимание на интеллекте и потому уже успела тщательно изучить когнитивные навыки и логическое мышление. Но знание, навыки и эрудиция - не то же самое, что и мудрость, связанная с более широким пониманием жизни и умением делать выбор в неоднозначных ситуациях, а также достигать баланса между такими противоположностями, как сила и слабость, сомнения и уверенность, зависимость и независимость, мимолетность и бесконечность. Мы считаем людей мудрыми, если они способны дать хороший совет в трудных обстоятельствах, а их суждения гармоничны.

Но исследование мудрости не стоит ограничивать только ныне живущими людьми. Мы можем посмотреть, что говорится о мудрости в старинных трактатах различных культур. В большинстве случаев речь о текстах религиозного характера. Самый известный пример западной культуры - Библия. В Книге Притчей Соломоновых мудрость ценится выше, чем драгоценные металлы или украшения: «Не премудрость ли взывает? и не разум ли возвышает голос свой? Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото. Потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею». Задолго до Августина древнегреческие и древнеримские философы, оказавшие большое влияние на западную культуру, придавали большое значение мудрости. Софокл (V век до н. э.) написал в «Антигоне»: «Мудрость - высшее благо для нас». Точно так же восточная культура в течение многих веков придавала огромное значение мудрости. Ее представление об этом понятии имеет много общего с западными идеями. Бхагавадгита, написанная в Индии около V века до н. э., является основной работой о мудрости. Она рассматривает мудрость как совокупность жизненных событий, способность управлять эмоциями, сохранять самообладание, любить бога, сострадать, быть способным на самопожертвование - все это относится и к западному пониманию мудрости.

Как рассуждают пожилые люди

Швейцарский психолог Жан Пиаже (1896–1980) сделал существенный вклад в наше понимание когнитивного развития детей. Он описал четыре стадии, последней из которых является стадия «формальных операций». Она обычно начинается в 11-летнем возрасте и переходит во взрослую жизнь. Человек на этой стадии развития способен к логическим рассуждениям и к решению абстрактных задач; другими словами, он может представить логические решения проблемы и проверить их методом проб и ошибок. Неверные решения постепенно устраняются, и то, что остается, является правильным.

Бихевиоризм (англ. behavior – поведение) - направление в психологии, которое изучает поведение человека и способы воздействия на него.

Основываясь на терминологии Пиаже, бихевиористы ввели понятие «постформальной операции», включающее в себя неопределенность и гибкость мышления и использующееся для описания сложных противоречивых повседневных задач, имеющих разные решения. В одном эксперименте участникам из разных возрастных групп предлагалось решить проблему студентки, переписавшей в своей работе текст из Википедии. Студентка признала, что взяла целые абзацы из Википедии, но утверждала, будто ей не говорили, что она должна была предоставить свои источники, и не объяснили, как это сделать. Испытуемых спросили, как бы они поступили в данном случае, будучи членами экзаменационной комиссии. Данные студентам указания четко гласили, что плагиат - серьезное нарушение, за которое студент может быть отчислен из университета. Чтобы найти решение, испытуемым нужно было поставить себя на место другого человека. И каков был результат? Большинство молодых людей решили, что студентка должна быть отчислена. Это следствие формальных операций, описанных Пиаже. Такое заключение казалось логичным: правило было нарушено, поэтому должен быть наложен соответствующий штраф. Большинство пожилых испытуемых прибегли к постформальным операциям. Прежде чем принять решение, нужно получить больше информации. Действительно ли студентка не знала о правилах? Как давно она учится? Было ли четко объяснено, что такое плагиат? В зависимости от ответов на эти вопросы пожилые люди, вероятно, пришли к тому же самому заключению, что и их младшие коллеги, но они рассмотрели данную проблему с точки зрения студентки и учли последствия штрафа.

Чем старше, тем мудрее?

Правда ли, что с возрастом мы становимся мудрее? К сожалению, не все из нас. В любом возрасте есть люди, мысли и поступки которых нельзя назвать мудрыми, хотя это не означает, что они не стали мудрее. Мудрость составляет жизненный опыт, наши взлеты и падения. Но ее очень трудно измерить. Согласно одному исследованию немецких ученых, если вы предложите людям сложные задачи и попросите у них оптимальные решения, большинство пожилых справятся с этим не лучше, чем люди средних лет. Интересно, что пожилые, как и молодые, лучше решают задачи, типичные для их возрастной группы. В эксперименте одни задачи привлекли внимание молодых людей, а другие - пожилых. Примером задачи для молодых людей стала история Майкла, 28-летнего механика, отца двух маленьких детей, узнавшего, что завод, где он работает, закроется через три месяца. Майкл не сможет найти подходящей работы там, где живет. Его жена - медсестра, только что получившая хорошо оплачиваемую работу в местной больнице. Майкл не знает, должны ли они переехать в другой город, где он найдет работу, или им стоит остаться, и ему придется сидеть дома с детьми. Какое решение лучше для следующих трех-пяти лет? Какая дополнительная информация необходима, чтобы принять решение?

Примером задачи для пожилых стала дилемма Сары, 60-летней вдовы. Окончив недавно курсы по управлению персоналом, она открыла свое дело, о котором давно мечтала. Однако ее сын недавно потерял жену и остался с двумя маленькими детьми. Она может или ликвидировать компанию и переехать к сыну, чтобы сидеть с внуками, или помочь ему оплачивать няню. Какое из решений лучше? Какая дополнительная информация необходима, чтобы решить проблему? Пожилые испытуемые (в возрасте 60–81 года) с большим энтузиазмом решали проблему Сары, в то время как группа молодых людей (25–35) предлагала удачные решения для Майкла. Чтобы получить звание «мудрого», участники должны были перечислить различные аспекты задачи, предложить несколько решений, перечислить все за и против, оценить риски и, наконец, разработать планы дальнейших действий или пересмотреть принятые ранее решения.

Некоторые пожилые люди, так же как и люди среднего возраста, не станут заниматься сложными задачами, требующими конкретных решений. Это вызвано тем, что такой процесс вовлекает краткосрочную память и исполнительные функции (например, способность планировать и сочувствовать). Пожилым людям, со временем утратившим определенные навыки, сложнее придумать ряд решений и сравнить их друг с другом. Хотя неповрежденные познавательные функции не обязательно приводят к мудрости, они действительно помогают в решении сложных задач. Вы можете оставаться мудрыми, особенно в знакомых ситуациях, даже если ваши умственные способности снизились. Но при столкновении с новыми проблемами, требующими обработки большого количества информации, ухудшение краткосрочной памяти и познавательной гибкости работает против вас.

Черепаха и заяц

В 2004 году нейропсихологи Калифорнийского университета описали пациента, которого они назвали Финеасом Гейджем нашего времени. Это имя отсылало к железнодорожному рабочему из XIX века, одному из самых известных пациентов в истории нейропсихологии. Полученные им повреждения головного мозга рассказали нам о функциях таинственной префронтальной коры. В 1848 году с Гейджем произошел несчастный случай: после взрыва металлический прут вошел в череп ниже левой глазницы и вышел через макушку. К изумлению его коллег, он выжил и даже выписался из больницы всего два месяца спустя. Но он изменился: как сказал его близкий друг, «Гейдж больше не был Гейджем. Хотя его способность к рассуждению и наблюдению и память не были повреждены, его личность радикально трансформировалась. Человек, который раньше был трудолюбивым, энергичным и обладал организаторскими способностями, стал нетерпеливым, сквернословящим и неспособным к сочувствию. Гейдж больше не мог оценить ситуацию и был не в состоянии управлять своими эмоциями. У него постоянно случались приступы гнева, и он не мог планировать свои действия. Реконструкция его мозга, основанного на сохранившемся черепе, показывает, что поврежденной оказалась нижняя часть префронтальной коры.

Современный Финеас Гейдж, обнаруженный в 2004 году, получил повреждения в 1962-м, когда его джип подорвался на мине в ходе военной операции. В результате взрыва металлический каркас ветрового стекла пробил его череп в лобной части. Как и в случае с Гейджем, его умственные способности, казалось, не пострадали. Его интеллект не был поврежден, и он демонстрировал хорошие результаты на нейропсихологических тестах. Однако в плане социальных отношений все оказалось уже не так радужно. Он показал расторможенное поведение и неспособность контролировать себя, что приводило к проблемам во взаимодействии с окружающими. Он потерял работу, развелся с женой и перестал общаться с детьми. По словам гериатрического психиатра Дилипа Джесте, повреждение префронтальной коры приводит к противоположности мудрости: импульсивности, социально неодобряемому поведению и эмоциональной неуклюжести. Вместе с коллегами Джесте впервые составил карту отделов головного мозга, отвечающих за мудрость. Ученые приписывали важную роль префронтальной коре.

Нейропсихолог Элхонон Голдберг описывает похожий случай в своей книге «Парадокс мудрости». Он рассматривает префронтальную кору как дирижера, а другие отделы мозга - как оркестр. Префронтальная кора не играет музыку, но координирует, объединяет и направляет. Вот почему люди с повреждениями префронтальной коры все еще способны к выполнению множества задач, но сталкиваются с проблемами в сложных ситуациях, например в случае социальных контактов. Голдберг также указал на две другие функции префронтальной коры. Первой является наша способность сочувствовать, второй - умение активировать определенную последовательность действий, особенно в трудных случаях. Например, если вы в течение долгого времени были руководителем, вы автоматически понимаете, какие шаги стоит предпринять в определенных ситуациях. Голдберг приводит пример Уинстона Черчилля, страдавшего от случайных ментальных ошибок, что не мешало ему оставаться блестящим лидером даже в достаточно солидном возрасте.

К мудрости имеют отношение четыре отдела головного мозга. Во-первых, это вентромедиальная префронтальная кора, задействованная в эмоциональных отношениях и принятии решений. Во-вторых, внешняя часть префронтальной коры (технически, дорсолатеральная префронтальная кора), отвечающая за рациональное мышление и определение стратегии решения проблем. В-третьих, кора передней части поясной извилины, фиксирующая конфликты конкурирующих интересов и разделяющая рациональное мышление и эмоции. И, наконец, расположенное глубоко в мозге полосатое тело, которое активируется раздражителями, связанными с вознаграждением.

Исследование показало, что пожилые люди более сфокусированы на вознаграждениях, следующих за хорошими решениями, чем на негативных последствиях ошибок. Это означает, что они сосредоточены на нахождении правильных ответов больше, чем на предотвращении ошибок. Если вы хотите научить 75-летнего человека пользоваться компьютером, то лучше сконцентрироваться на том, что он делает хорошо, чем постоянно указывать на промахи или напоминать, что какие-то действия выполняются иначе. Молодому человеку, объясняя новое задание, можно просто сказать: «Вперед, ты на правильном пути!» - но с пожилым такая стратегия не сработает. Это объясняется возрастными изменениями в функционировании определенных областей головного мозга: кора передней части поясной извилины, ответственная за обнаружение ошибок, активируется не так быстро (у большинства людей количество серых клеток с возрастом сокращается), в то время как структуры формирующие «премиальную систему», остаются незатронутыми.

Используя электроэнцефалограмму, чтобы измерить электрическую активность мозга, команда немецких исследователей обнаружила, что пик мозговой деятельности произошел у молодых людей и людей среднего возраста, когда им сообщили, что они сделали ошибку. Этот пик указывает на активность коры передней части поясной извилины. Чем выше был пик (и, следовательно, выше активность мозга), тем быстрее человек учился на ошибках. Но у пожилых испытуемых пик активности оказался намного слабее. Пожилые люди используют другие области мозга для обучения, прежде всего префронтальную кору, играющую важную роль в работе оперативной памяти. Хотя функции данной мозговой области также изменяются, многим пожилым людям удается получить от этого выгоду. Они делают это, частично мобилизуя дополнительную мозговую деятельность.

В целом пожилые люди испытывают больше трудностей с новыми задачами, чем с теми, при решении которых они используют накопленные знания, основанные на личном опыте. Хорошая «база данных», созданная за долгие годы, помогает им легко решать множество повседневных проблем. Доктор Оари Мончи из университета Монреаля, объясняя результаты своих исследований мозговой деятельности пожилых людей, любит ссылаться на одну из басен Эзопа. В гонке между черепахой и зайцем побеждает именно черепаха, хоть она и намного медленнее. Она знает, как лучше всего использовать свои способности, в то время как высокомерный заяц во время гонки спит. Мончи и его коллеги попросили пожилых и молодых людей классифицировать слова во время процедуры МРТ. Слова могли быть сгруппированы по рифме, по значению и по их первой букве, но исследователи постоянно изменяли правила, не сообщая об этом испытуемым. Если классификация по рифме (стол - пол) была изначально правильна, то внезапно она становилась неверной, и испытуемым приходилось решать, должны ли они начать категоризировать по значению (пол - дом). Пожилые участники, в отличие от молодых, не показывали увеличения мозговой активности в ответ на негативный результат («Неправильно!»). Однако они демонстрировали повышение мозговой активности, когда должны были делать новый выбор. То есть они больше вовлекались в продумывание новых стратегий выполнения задачи. А это более яркий отклик, чем простая реакция на предупреждение об ошибке.

В большинстве сложных ситуаций люди понимают, что им нужно быть мудрыми. Вместе с тем нередко мудрость путают с другими понятиями, схожими с ней, но немного отличными по сути. И если мы точно будем мудрость, то сможем легко отличить всевозможные подделки. Рассмотрим наиболее популярные точки зрения.

Мудрость - это соединение жизненного опыта и глубокого ума

Наиболее определение можно охарактеризовать примером с опасной ситуацией. Глупый человек, попав в сложные условия, вряд ли из них выпутается. Умный всегда найдет выход. А мудрый человек никогда в нее не попадет. Приверженцы такой точки зрения считают, что это качество означает умение решать различные проблемы, опираясь при этом на личный или чужой опыт, порой даже не прибегая к непосредственным Поэтому на вопрос: « мудрость?» часто отвечают, что она приходит с годами.

Что говорит наука?

В прошлом году канадские психологи решили выяснить, как на это качество влияет культурное окружение человека. В частности, ученые провели испытание с японскими и американскими добровольцами. Результаты тестов позволили лучше понять, что такое мудрость, приходит ли она с возрастом или является врожденной. Добровольцев в возрасте от 25 до 75 лет попросили ознакомиться с газетными статьями о конфликтах между различными группами людей, а затем фиксировали их мнение относительно причин, приведших к таким ситуациям, и прогнозов дальнейшего развития событий. Неожиданно выяснилось, что мудрость американцев с годами растет, а у японцев зависимости мудрости от возраста не обнаружилось. Оказывается, в Стране Сакуры с детства прививают любовь к межличностной гармонии. Поэтому японцы лучше справляются с проблемными ситуациями и мудрее американских сверстников. Таким образом, получается, что мудрость благодаря воздействию культурной среды может проявляться в человеке независимо от его возраста.

Что такое мудрость с точки зрения христианства

Трактовка этого понятия в Библии заметно отличается от общепринятых взглядов. Известно, что в этой книге содержится много достоверных исторических фактов. Кто из нас не слышал о царе Соломоне и о том, как он рассудил спор двух женщин о младенце? Полагаю, что все. служит своего рода эталоном для всех нас. Библия содержит три книги, которые традиционно считаются написанными его рукой: Песнь Песней, Екклесиаст и Книга Притч. Если первая из них по большей части касается любви, то последние две как нельзя лучше помогают разобраться в том, что такое мудрость. В частности, в 14 главе, 8-м стихе Книги Притч говорится о том, что мудрость разумного - это знание своего пути, а глупость безрассудных - заблуждение. Заметьте, здесь ничего не говорится о возрасте. Если почитать Книгу Притч, то можно прийти к следующему выводу: мудрость - это благоразумный и умелый подход к жизни в полном соответствии с Божьим замыслом, который начинается со страха перед Богом и всегда выражается в поведении человека. Другими словами, Библия, отвечая на вопрос «что такое мудрость», говорит нам, что это ум, помноженный на смирение.

Как приобрести мудрость

Для того чтобы развить в себе это качество, совсем не обязательно ждать, пока со временем накопится жизненный опыт. Достаточно читать книги, давно ставшие «вечными». Кроме Библии, можно каждый день читать и размышлять над афоризмами, в которых сосредоточены все мудрости Востока и Запада, практиковать медитацию и выполнять упражнения, описанные в популярных изданиях на эту тему. Способов есть множество, и каждый выбирает то, что ему больше всего по душе.

Если мы слышим, что человека называют мудрым, то традиционно связываем данное высказывание с определенным представлением: глубокий ум, обязательно опирающийся на богатый, всеобъемлющий жизненный опыт. Иначе говоря, опыт - это мудрость.

Первые трактовки рассматриваемого понятия

Они указаны в первых словарях русского языка 11 - 12 вв., а именно:

Первые образы мудреца

Он может быть:

  • старцем;
  • мыслителем;
  • святым;
  • плутом;
  • наставником;
  • философом;
  • провидцем;
  • хитрецом и т. п.

Большинство из вышеперечисленных значений сложилось в рамках масштабной фольклорной традиции в духовно-религиозной литературе.

Современная интерпретация рассматриваемого понятия

Мудрость - это умение грамотно применять свои знания. Также под данным понятием подразумевают глубокий ум, который подкрепляется жизненным опытом; способность отыскивать решения в самых сложных ситуациях; понимание сути происходящего.

Мудрость - это ценная способность человека как глубоко мыслить, так и действовать, согласно высоким жизненным целям, при этом быть выше ограниченных частных, преходящих интересов, включая свои собственные. Это начальный импульс эволюции философии, конечный синтез ее направлений.

Согласно М. Эпштейну, данное понятие трактуется следующим образом:


Преимущества мудрости

Она дает следующее:


Мудрость жизни: это что?

Она трактуется как способность грамотно использовать полученные знания. Путь к великой мудрости тернист и извилист. Но не стоит забывать, что его возможно преодолеть. Чтобы это сделать, потребуется в первую очередь желание и несколько других моментов.

Жизненная мудрость - это глубочайшее знание, понимание, которое приходит, как правило, в зрелом возрасте. Она привносит в жизнь радость только в том случае, если человек умеет ей делиться.

Согласно статистическим данным, чаще всего мудрость постигают женщины. Такое понимание наступает независимо от занимаемого социального положения (для этого не обязательно иметь высшее образование). Житейская мудрость - это непредсказуемое явление.

Мудрость берет начало в пристальном внимании к своей собственной персоне. Люди становятся спокойнее, уравновешеннее, если в их окружении нет таких злых сил, как зависть, лицемерие, ненависть, ложь. В отсутствии фальши и лжи в межличностных отношениях каждый человек становится ближе к мудрости.

Мудрая женщина

Она для каждого мужчины феерически привлекательна. Мудрая женщина покоряет сильный пол снова и снова. Она осознает, что мужчина никогда не становится до конца взрослым. Его достаточно легко обидеть. Необходимо обладать и великодушием, и чувством юмора, и интуицией для того, чтобы понять его, а затем простить.

Мужчине надо всегда чувствовать себя исключительным, единственным, незаменимым в своем роде. Он приходит в восторг, когда слышит лесть, комплименты и слова благодарности в свою сторону.

Народная мудрость и выживание этноса

Народное творчество является важнейшим моментом в человеческой деятельности касательно овладения собственным внутренним, внешним миром. Когда представитель людской расы отделил себя от внешнего мира, именно тогда и начался поиск себя, своего места. Результат всего этого человек выражал посредством устного творчества: создания мудрых пословиц, хитрых загадок, веселых и печальных обрядовых песен, волшебных, бытовых сказок, торжественных былин о великих богатырских подвигах, которые исполнялись нараспев под завораживающий звон струн. Все они, можно сказать, пронизаны мудростью предков и содержат национальные, общечеловеческие ценности.

Народная мудрость - это без преувеличения одна из главнейших составляющих народного творчества, сокровищница национальных, общечеловеческих ценностей, которые вырабатывались массами на протяжении многих поколений.

Такая мудрость складывается из очень древних форм практико-духовного освоения мира. Одновременно с этим она - современный продукт общественной жизнедеятельности всего народа, своеобразный феномен общественного сознания, который обладает обособленной имманентной логикой, этикой и гносеологией.

Часто народную мудрость приравнивают к разным разделам народного творчества, как правило, к фольклору и его жанрам. Эти два понятия («фольклор», «народная мудрость») на сегодняшний день в русском языке не совпадают, так как первое и шире по объему, и специфичнее второго.

Мудрость - понятие неоднозначное и многогранное, каждый исследователь интерпретирует его своеобразно, так как этимология слова «философия» привязано к «любви к мудрости».

Однако среди философской литературы можно выделить три основных направления в трактовке этого понятия. Так, слово «софия», несмотря на то, что переводится как «мудрость», означает и субъективное душевное состояние, и объективное (реальное) положение вещей: красота, гармония, совершенство. Оно также содержит достаточно ясное указание на творчество. На основании этого мудрость интерпретируется как «особая форма человеческой рефлексии над окружающим бытием, само собой, основывающаяся и, согласно словам Лосева, на мысленно-дискурсивном способе духовного бытового освоения (посредством категорий, понятий), и на интуитивном положении окружающего мира (с помощью символов, образов)».

Восточный тип мудрости

Его основа заключена в знаниях стран Дальнего Востока. Она всегда понималась в качестве мудрости избавления, спасения. Восточная мудрость - это высшее благо, которое достигается посредством усилия энергий, неким высшим напряжением наших духовных возможностей.

Особенность восточной мудрости

Ей выступает движение вверх: человек, который желает достичь особого сверхчеловеческого состояния, познать мир несравненной божественной свободы. В этой позиции получает свое особое место и умерщвление плоти, и изобилие методов, рецептов, средств совершенствования, созерцания, появляющиеся достаточно часто.

Типология восточной мудрости

Известно пять типов, которые достигаются посредством йоги. Их всех объединяет Надмирная мудрость - та, которая находится за границами мирского сознания. Также Всеразличающая мудрость сознания (Надмирного) мудрецом достигается в таком состоянии, как нирвана. Она наделяет способностью познания каждой вещи в ее целостности. Тот, кто обладает данным типом мудрости, которая приобретается в непознающем спокойном состоянии ума (в безразличии к появлению, исчезновению мыслей), анализирует, чтобы ответить на вопросы, сходные с задачами, ставящимися в Дзэн (японские школы) перед неофитом, а именно:

  1. Какова настоящая природа ума в состоянии бездействия?
  2. Как ум сохраняет данную неподвижность?
  3. Как ум выходит из такого состояния?
  4. Сохраняет ли он спокойствие во время движения?
  5. Двигается ли ум при сохранении спокойствия неподвижности?
  6. Отличаются ли эти два состояния?
  7. Как «движущееся» переходит в «неподвижное»?

Эти вопросы служат в качестве умственных упражнений, они пробуждают особое трансцендентное знание. Итог всего этого - познание того, что «движущееся» не отличается от «неподвижного» и наоборот.

В случае если в ходе анализа не раскроется их истинная природа, то требуется выяснить, есть ли отличие разума, выступающего наблюдателем от «неподвижного» и «движущегося», либо он - их сущность.

Цель за умственными пределами

При анализе посредством самопознающего разума ничего не выявляется ввиду того, что наблюдатель с наблюдаемым - это неразделимое целое. Из-за того, что данная неразделимость не познается умом, ее можно постичь посредством такой ступени, как «цель за умственными пределами». Известен тот факт, что в Истинном состоянии крайние противоположности - нирвана и сансара - постигаются в качестве неразделимого целого, нельзя прикладывать никакие представления, которые исходят от рациональности. Также они пребывают за пределами существующих догм, теорий. Ни один из множества умственных аспектов либо его деятельности не отделяется от другого.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то