Что изучает наука валеология. Что такое валеология? Валеология - наука о здоровье души и тела
Основы валеологии были заложены в лечебных трактатах еще в глубокой древности. Такие дисциплины, как биология, гигиена и экология, способствовали возникновению науки о здоровье. Совокупность физического и духовного здоровья – вот составляющие истинного здоровья. И. Брехман ввел термин «валеология» в конце прошлого века. Он создал общую теорию и присоединил к валеологии философскую составляющую.
Какие науки способствовали созданию валеологии
Гигиена и биология.
Нетрадиционная медицина.
Философско-религиозные учения.
Цель валеологии - восстановить утраченное здоровье отдельного человека и нации в целом путем внедрения закаливания, рационального питания и спортивных нагрузок. Чем человек более сильный физически, тем более сильным иммунитетом он обладает.
Гигиена и правильный режим труда и отдыха также влияет на укрепление здоровья. Любое заболевание в рамках науки валеологии расценивается не как нарушение деятельности отдельного органа или системы, а как неправильное функционирование всего организма.
Виды валеологии
1. Гомеопатия. Охватывает все возрастные категории, устраняет причины заболевания, восстанавливает организм как единое целое.
2. Гомеомезотерапия. Метод снижения веса и омоложения кожи. Включает в себя иглоукалывание и гомеопатию .
Направления валеологии
К основным направлениям валеологии стоит относить:
- Необходимо научить человека вдумчиво относится к своему здоровью. Гораздо проще предупредить болезнь, ведя здоровый, активный образ жизни, чем потом лечить заболевание, когда оно возникает.
- Приспосабливаемость организма к стрессам. Стресс – это составляющая жизни каждого человека. Он дает необходимый толчок для развития творческих способностей. Важно уметь активно сопротивляться в момент опасности: уметь убежать, отразить атаку, научиться не сдаваться в самых тяжелых ситуациях.
- Изучение средств, методик, технологий по сохранению и укреплению здоровья. Потенциал физического и психического здоровья высокий у каждого индивидуума. Но не каждый знает, как правильно им воспользоваться, как оставаться в тонусе и быть жизнерадостным.
- Понимание своего тела. Отрицательные эмоции и страхи могут способствовать развитию различных заболеваний . Научившись понимать сигналы своего тела, доверившись интуиции, можно избавиться от многих болезней и обрести гармонию. Очень важно быть самим собой. Не стоит слишком беспокоиться о том, что подумают окружающие.
- Валеология фиксирует изменения в здоровье конкретного человека под влиянием окружающей среды и предлагает эффективные способы защиты.
Валеология. Питание
Питанию в валеологии отводится существенная роль. Полноценное питание должно осуществляться с учетом возраста, массы человека, пола и энергетических затрат каждого индивидуума. В различные периоды жизни питание человека меняется. Правильное питание должно быть разнообразным, это гарантирует доставку организму необходимых витаминов и микроэлементов.
Валеология и валеологическая культура, как сочетание биологических и медицинских наук с другими науками и направлениями человеческой деятельности, является не только руководством к здоровому образу жизни, но и целой философией. Главная проблема - отношение к индивидуальному здоровью, а также воспитание культуры здоровья в процессе развития личности. Основная цель этой науки: максимальная реализация резервов и механизмов жизнедеятельности , их поддержание на высоком уровне, возможность адаптации организма к условиям внешней и внутренней среды.
Предмет валеологии - здоровье и его резервы, здоровый образ жизни.
К основным задачам науки относится исследование и оценка состояния здоровья и его резервов, формирование установки на здоровый образ жизни, укрепление и сохранение хорошего самочувствия через приобщение человека к здоровому образу жизни. Валеология имеет от других наук, которые также изучают состояние : сферой интересов валеологии является здоровье и здоровый человек, в медицине - это болезнь и больной, в гигиене - условия жизнедеятельности и среда обитания человека.
Валеология разделяется на индивидуальную и общественную. Индивидуальная валеология направлена на сохранение и приумножение здоровья отдельного человека. Она является сочетанием понятий личной гигиены, психогигиены, закаливания, физических нагрузок, рационального питания, методик оздоровления. Общественная валеология – это сохранение и поддержание физического, духовного, психического, социального и экономического здоровья общества.
Что такое валеологическая культура
Валеологической культурой часть общечеловеческой культуры, которая предполагает знание человеком своих физиологических, генетических и психологических возможностей, владение методами сохранения, контроля и развития здоровья, а также умение распространять эти знания окружающим.
Валеологическое воспитание позволяет выработать у детей разумное отношение к своему организму, помогает привить культурно-гигиенические навыки, способствует приспособлению ребенка к меняющимся условиям окружающей среды.
Для формирования у детей валеологической культуры необходимо следующее:
- выработка интереса к оздоровлению организма и сознательной установки на здоровый образ жизни;
- развитие навыков и привычек здорового образа жизни;
- выработка личной ответственности за свое самочувствие и самочувствие окружающих.
Таким образом, главная цель валеологической культуры воспитания - помочь детям вырасти здоровыми. Ребенок должен понимать, что здоровье - это главная ценность, а здоровый образ жизни - это адекватное поведение в разных ситуациях.
Возникший в процессе эволюции органического мира феномен человека стал предметом исследования огромного множества естественных (биология, генетика, антропология, химия и др.) и общественных (история, философия, социология, психология, экономика и др.) наук. Однако до сих пор человек не может дать окончательные ответы на многие вопросы, касающиеся не только своей сущности, но и бытия. В полной мере это относится к одной из основополагающих сторон его жизни и жизнедеятельности – здоровью. Вместе с тем, сама идея здоровья в последние десятилетия приобрела особую актуальность в связи с тем, что качество здоровья испытывает неуклонную тенденцию к ухудшению. При этом все в большей степени становится понятным, что идти «от обратного», от болезни к обеспечению здоровья, – а на самом деле именно такой принцип, несмотря на декларируемую идею профилактики, исповедует медицина – и неправильно, и пагубно. Трудность, однако, заключается в том, что методологии здоровья пока не существует. В этом нет ничего удивительного, так как до самого недавнего времени не существовало, как это ни парадоксально, самой науки о здоровье!
Российский ученый И.И. Брехман одним из первых в новейшее время заострил проблему необходимости разработки основ новой науки и в 1980 г. ввел в обиход термин «валеология» (как производное от латинского valeo – «здоровье», «быть здоровым»). С тех пор термин стал общепринятым, а валеология как наука и как учебная дисциплина получает все более широкое признание не только в России, но и далеко за ее пределами. Ее основополагающие позиции можно свести к следующим определениям:
Валеология есть межнаучное направление познаний о здоровье человека, о путях его обеспечения, формирования и сохранения в конкретных условиях жизнедеятельности. Как учебная дисциплина она представляет собой совокупность знаний о здоровье и о здоровом образе жизни человека.
Центральной проблемой валеологии является отношение к индивидуальному здоровью и воспитание культуры здоровья в процессе индивидуального развития личности.
Предметом валеологии являются индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни. В этом состоит одно из важнейших отличий валеологии от профилактических медицинских дисциплин, рекомендации которых направлены на предупреждение болезней.
Объект валеологии – практически здоровый, а также находящийся в состоянии предболезни человек во всем безграничном многообразии его психофизиологического, социокультурного и других аспектов существования. Именно такой человек оказывается вне сферы интересов здравоохранения до тех пор, пока он не перейдет в разряд заболевших людей. Имея же дело со здоровым или находящимся в группе риска человеком, валеология использует функциональные резервы человеческого организма для сохранения здоровья преимущественно через приобщение к здоровому образу жизни.
Методом валеологии является исследование путей повышения резервов здоровья человека, которое включает в себя поиск средств, методов и технологий формирования мотивации на здоровье, приобщение к здоровому образу жизни и т.д. Здесь важную роль играют качественная и количественная оценка здоровья и резервов здоровья человека, а также исследование путей их повышения. Если качественную оценку здоровья традиционно в своей практике использует медицина, то количественная оценка здоровья каждого конкретного человека является сугубо специфичной для валеологии и успешно развивает и дополняет качественный анализ. Благодаря этому специалист и сам данный человек приобретают возможность динамической оценки уровня своего здоровья и проведения соответствующих корректив своего образа жизни.
Основной целью валеологии служат максимальное использование унаследованных механизмов и резервов жизнедеятельности человека и поддержание на высоком уровне адаптации организма к условиям внутренней и внешней среды. В теоретическом плане цель валеологии – изучение закономерностей поддержания здоровья, моделирование и достижение здорового образа жизни. В практическом плане цель валеологии можно видеть в разработке мер и определении условий для сохранения и укрепления здоровья.
Основные задачи валеологии:
1. Исследование и количественная оценка состояния здоровья и резервов здоровья человека.
2. Формирование установки на здоровый образ жизни.
3. Сохранение и укрепление здоровья и резервов здоровья человека через приобщение его к здоровому образу жизни.
Валеология принципиально отличается от других наук, изучающих состояние здоровья человека. Это отличие заключается в том, что в сфере интересов валеологии находится здоровье и здоровый человек, в то время как у медицины – болезнь и больной, а у гигиены – среда обитания и условия жизнедеятельности человека. Отсюда исходят и существенные различия в основополагающих посылках каждой из этих наук в предмете, методе, объекте, целях и задачах. Вот почему валеология должна взять основные посылки Сократа («человек, познай себя») и Конфуция («человек, сотвори себя») и определить свое основное стратегическое положение: «Человек, познай и сотвори себя!».
Сопоставление определяющих признаков наук о здоровье человека
Немалую часть жизни человек посвящает познанию самого себя. За тысячелетия на многие вопросы до сих пор не найдены ответы, связанные с человеческой сущностью. Главная основополагающая полноценной жизнедеятельности – . До недавнего времени не существовало науки о здоровье, однако, актуальность здорового образа жизни в последние годы получила широкое признание во многих странах. Валеология, как наука о здоровом образе жизни, впервые появилась только в 1980 году.
Что такое валеология – общая информация
Сегодня существует несколько определений понятия валеология.
- Направление, объединяющее несколько наук с целью изучения резервов организма, которые обеспечивают постоянное развитие и сохранение здоровья человека под влиянием изменяющихся внешних факторов.
- Совокупность знаний о здоровом образе жизни.
Предмет науки – изучение индивидуального здоровья человека и резервов его организма, основ здорового образа жизни.
Это важно! Главное отличие валеологии от многих медицинских наук – изучение здорового человека. Именно этот факт отличает ее от других наук, ведь здоровый человек не является предметом изучения ни одной науки.
Метод валеологии – количественная и качественная оценка здоровья, объемов его резервов. При этом научные методы являются уникальными, так как применяются исключительно для валеологии. На основе полученных характеристик можно оценить уровень здоровья и внести коррективы в образ жизни человека.
Основная цель валеологии – задействовать максимальный объем резервов жизнедеятельности, унаследованный человеком при рождении, а также поддержание его адаптационных способностей к условиям внешней и внутренней среды.
Это важно! Задача науки – разработка методов достижения и способов сохранения здорового образа жизни.
Особенности формирования здорового образа жизни
Аспекты здорового образа жизни, прежде всего, направлены на увеличение рождаемости и правильное воспитание подростков. Сегодня правильно жить – это модно, поэтому молодежь посещает специальные где проходит обучение и познает способы поддержания здоровья и методы его восстановления.
Мода на здоровый образ жизни поддерживается на мировом уровне. ВОЗ дала определение понятию «здоровье» — состояние абсолютной физической, социальной и психологической гармонии. Особенно актуально применение основ валеологии в детских дошкольных учреждениях, на этапе становления и формирования личности. В этом возрасте намного проще привить ребенку понимание правильной, гармоничной жизни. Если ребенок усвоит девиз: «Мой выбор – здоровье», в будущем это позволит избежать многих болезней.
Научная концепция
В концепции валеологии здоровый образ жизни – это умение организма приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям и сохранять жизнедеятельность. К такому эталону должен стремиться каждый человек. Для наука использует теоретические и практические инструменты. Мотивация к здоровому образу жизни подкрепляется физическими упражнениями, правильным питанием, отказом от вредных привычек.
Это важно! С наукой о гармоничной личности неразрывно связано понятие «велнес», которое в переводе означает – благополучие.
Наука подразделяется на две большие категории:
- общая;
- отраслевая.
Миссия общей валеологии – формирование законов, методов и инструментов гармоничной жизни.
Отраслевая валеология рассматривает человеческое здоровье в комплексе с другими науками. Данное научное направление делится на несколько отраслей:
- психологическая;
- семейная;
- педагогическая;
- спортивная.
Каждое направление имеет свой объект, методология и определенные задачи. Общим объектом для всех направлений является здоровый человек и человек, который находится на этапе предболезни.
Это важно! Предболезнь – возникновение патологических процессов, которые могут привести к ухудшению состояния человека. Речь идет о процессах, развивающихся вследствие сокращения резервов организма.
Валеология использует целый набор методик и технологий, направленных на своевременное обнаружение проблемных ситуаций и их устранение. Используя специальные научные методы – статистические, логические – можно вывести человека из патологического состояния предболезни.
Это важно! Валеологические методики и технологии по своей сути являются профилактикой заболеваемости.
Конечно, валеологические принципы можно применить и к уже заболевшему человеку. Речь идет о вторичной профилактики заболеваемости.
Важность применения научных принципов подтверждается положительными результатами. Регулярное оздоровление в соответствии с валеологическими принципами позволяет:
- увеличить резервы здоровья;
- предупредить развитие патологии;
- активизировать процессы самооздоровления.
Методологические валеологические принципы
- Здоровье воспринимается как независимая категория, которую можно измерить количественно и описать качественно.
- Основная задача науки – формировать и приумножать собственное здоровье.
- Переходу из здорового состояния к предболезни обязательно предшествует состояние, при котором снижаются резервы организма.
Это важно! Человеческое здоровье в валеологии носит природный характер, а не медицинский. Это означает, что беседа на тему валеологии заключается в привлечении людей к гармоничному, правильному образу жизни.
Если ваш девиз – выбираем здоровый образ жизни, перед вами стоят конкретные задачи:
- работать над ;
- работать над улучшением собственного уровня жизни;
- стремиться к адаптации в обществе;
- исследовать особенности собственного организма, работать над его развитием и укреплением.
О валеологии и гигиене
Некоторые сравнивают два понятия – валеология и гигиена, полагая, что они идентичные. Однако различия между двумя науками есть.
Таким образом, у двух наук прослеживается противоположное направление. Валеология следует от людей к окружающей среде, а гигиена – от внешних факторов к людям.
Это важно! В последние годы исследования специалистов в области гигиены основываются на оценке факторов, которые непосредственно формируют здоровье.
Домыслы и мифы
Некоторые люди ошибочно полагают, что валеология – это борьба за здоровый образ жизни. Однако понятие «образ жизни» включает множество направлений – физическую культуру, эмоциональное состояние, уровень культурного развития, . Валеология – формирует принципы такого образа жизни, при котором здоровье укрепляется и приумножается.
Сегодня все чаще звучат лозунги – мы выбираем здоровый образ жизни. Не удивительно, что молодая наука валеология, которая по сути находится на стадии становления, уже популярна во всем мире.
Фундаментом для ее популяризации стали разнообразные аспекты:
- экология;
- анатомия;
- социология;
- физическое воспитание;
- гигиена;
- педагогика.
Сегодня девиз: «Мы выбираем гармонию и здоровье» — это не просто громкие слова, а необходимостью досконально изучить свой организм, чтобы чутко реагировать на любые патологические изменения.
Мифы о здоровом образе жизни:
- болезни даются за грехи;
- все болезни наследственные;
- причина болезни – общение с энергетическими вампирами;
- болезни из-за с родителями;
- все болезни – это наказание за ошибки, допущенные в прошлой жизни.
Подобных домыслов огромное количество, но валеология помогает правильно формировать отношение к собственному здоровью и гармоничной жизни.
Если вы за здоровый образ жизни, обратите внимание на такую науку, как валеология. А вот такая книга о Валеологии пусть будет всегда под рукой. Она поможет вам познать себя, свои резервы и возможности. Мода на здоровый образ жизни охватывает весь мир, будьте в тренде и следуйте модным тенденциям.
Как оздоровить организм с помощью собственных ресурсов – смотрите на видео.
С самого момента своего появления на Земле человек проявляет особое внимание к познанию самого себя. Однако несмотря на многие тысячелетия упорных усилий, он до настоящего времени не может дать окончательные ответы на многие стороны своей сущности и бытия. Пожалуй, в первую очередь это относится к одной из основополагающих сторон его жизни и жизнедеятельности — здоровью. Как это ни парадоксально, но до относительно недавнего времени вообще не существовало науки о здоровье. Лишь в конце XX столетия российский ученый И.И. Брехман одним из первых заострил проблему необходимости разработки основ новой науки и в 1980 г. ввел в обиход термин «валеология» (как производное от латинскою valeo «здоровье», «быть здоровым»). С тех нор валеология как научное направление и как учебная дисциплина получает все более широкое признание не только в России, но и далеко за ее пределами.
К настоящему времени можно следующим образом определить основные понятия, характеризующие валеологию:
Есть межнаучное направление, в основе которого лежит представление о генетических и функциональных резервах систем организма и организма в целом, обеспечивающих устойчивость психофизиологического и социокультурного развития и сохранение здоровья человека в условиях влияния на него меняющихся условий внешней и внутренней среды.
Как учебная дисциплина представляет собой совокупность знаний о здоровье и о здоровом образе жизни человека.
Предметом валеологии является индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни. В этом заключается одно из важнейших отличии валеологии от профилактических медицинских дисциплин, большинство из которых разрабатывает всеобщие для данного контингента рекомендации.
Объектом валеологии является практически здоровый, а также находящийся в состоянии предболезни человек. Подобная характеристика валеологии ставит ее в особое положение, потому что именно такой контингент людей не является объектом изучения ни одной другой науки.
Методом валеологии является качественная и количественная оценка здоровья н резервов здоровья человека, а также исследование путей их повышения. Количественная оценка индивидуального здоровья является сугубо специфичной для валеологии и успешно развивает и дополняет лежащий в основе медицины качественный анализ. Характеристика здоровья на количественной основе дает возможность динамической оценки уровня индивидуального здоровья и соответствующих корректив являющегося его базисом образа жизни.
Целью валеологии является максимальная реализация унаследованных механизмов и резервов жизнедеятельности человека и поддержание на высоком уровне возможностей его адаптации к условиям внутренней п внешней среды. В этом отношении в теоретическом плане целью валеологии является изучение закономерностей формирования здоровья и разработка путей моделирования н достижения здорового образа жизни. В практическом же плане цель валеологии заключается в разработке мер и путей сохранения, укрепления и формирования здоровья.
Задачами валеологии являются:
- Изучение закономерностей формирования здоровья человека.
- Исследование и количественная оценка состояния здоровья и резервов здоровья человека.
- Формирование установки на здоровый образ жизни.
- Сохранение и укрепление здоровья и резервов здоровья человека через приобщение его к здоровому образу жизни.
Взаимосвязь валеологии с другими науками. Каждому этапу развития человеческого общества свойственен определенный прогресс развития науки. В значительной степени это относится к наукам о здоровье человека. Однако сами понятия здоровья и обеспечивающих его факторов настолько сложны и многогранны, что оказались предметом рассмотрения многих наук, каждая из которых изучает лишь определенные аспекты этих основополагающих вопросов. В результате изучение проблем здоровья и путей его обеспечения оказалось предметно разорванным. Вобрав в себя достижения многих наук (рис. 1) и взяв за основу достижения науко человеке биологии, генетики, физиологии, психологии и многих других сторон его жизнедеятельности валеология создает интегральное знание по диагностике, прогнозу и управлению здоровьем человека.
Рис. 1. Взаимодействие валеологии с другими науками
Особенно тесные взаимоотношения складываются у валеоло- пш с медициной, которая включает в себя отрасли, занимающиеся отдельными вопросами обеспечения здоровья, в частности санологию и гигиену. Но валеология, как уже отмечалось, имеет свои собственные характеристики как самостоятельная наука (проблему, предмет, объект, метод и т.н.), поэтому между этими науками существуют и принципиальные различия (табл. 1).
Таблица 1. Сопоставление определяющих признаков наук о здоровье человека (Ю.К. Бахтин с соавт., 1989)
Определяющие признаки науки |
Медицина (клиническая, профилактическая, теоретическая, экспериментальная) | Гигиена (общая, коммунальная, социальная, радиационная, питания, труда, подростковая) |
Валеология (медицинская, педагогическая, психологическая, экологическая, возрастная) |
Основные направления науки |
Избавление человека от заболеваний, их диагностика, лечение и предупреждение | Исследование и поддержание здоровых условий жизнедеятельности человека и среды его обитания |
Формирование, укрепление и сохранение здоровья человека |
Основная концепция, доктрина |
Человек и его заболевания | Человек в оптимальных условиях жизнедеятельности и среды обитания |
Человек и его здоровье, здоровый образ жизни |
Объект изучения |
Человек, подверженный заболеваниям | Среда обитания и условия жизнедеятельности человека |
Практически здоровый человек |
Предмет исследования |
Болезни человека, их причины и механизмы развития; диагностика, лечение и профилактика заболеваний |
Здоровые условия жизнедеятельности человека и оптимальные характеристики среды его обитания |
Здоровье человека и его резервы; их оценка, развитие и укрепление функциональных возможностей человека |
Методы исследования |
Методы диагностики, лечения и предупреждения заболеваний человека |
Методы исследования, создания и поддержания оптимальных для здоровья характеристик среды и условий жизнедеятельности |
Методы количественной и качественной оценки резервов здоровья, профилактики их снижения и коррекции их отклонений от нормы |
Пути достижения цели и результатов |
Снижение заболеваемости, инвалидизации и смертности населения |
Снижение заболеваемости, травматизма и инвалидизации населения |
Укрепление здоровья через формирование ЗОЖ населения |
Как видно из представленной таблицы, валеология принципиально отличается от других наук, изучающих состояние здоровья человека. Это отличие заключается в том, что в сфере интересов валеологии находится здоровье и здоровый человек в то время, как у медицины болезнь и больной, а у гигиены среда обитания и условия жизнедеятельности человека. Вот почему, как отмечает В.П. Петленко (1996), валеология должна взять основные посылки Сократа («человек — познай себя») и Конфуция («человек — сотвори себя») и определить своей основной стратегией «Человек, познай и сотвори себя!».
Следовательно, валеология переносит акцент в решении основополагающих проблем здоровья с чисто медицинских, определяемых воздействием на человека соответствующих подходов, на самого человека, на его ответственность за свое здоровье! Однако следует отметить, что между валеологией и медицинскими науками в отдельных аспектах трудно провести четкую грань, разделяющую их, гак что интересы валеологии порой довольно тесно взаимопронизываются с интересами, например, гигиены, санологии и патологии.
Таким образом, анализ основных исходных признаков валеологии показывает ее принципиальную специфику и определяет ее место как в проблеме здоровья человека, так и в системе наук о человеке.
Классификация валеологии
Несмотря на свою очевидную молодость, в валеологии, находящейся на стыке многих наук, происходит заметная дифференциация, отражающая прежде всего специфику интересов ученых, пришедших в валеологию из различных отраслей научного знания.
Направления валеологии
В настоящее время в валеологии можно выделить следующие ее основные направления.
Общая валеологии представляет собой основу, методологию валеологии как науки или области знания. Она определяет место валеологии в системе наук о человеке, предмет, методы, цели, задачи, историю ее становления. Сюда же следует отнести и вопросы биосоциальной природы человека и ее роли в обеспечении здоровья.
От общей валеологии, которую можно рассматривать как ствол дерева науки, отходят се ветви, отрасли валеологии.
Медицинская валеология определяет различия между здоровьем и болезнью и их диагностику, изучает способы внешнего поддержания здоровья и предупреждения заболеваний, разрабатывает методы и критерии оценки состояния здоровья населения и отдельных социально-возрастных групп и методы использования резервных возможностей организма для устранения начавшейся болезни, исследует внешние и внутренние факторы, угрожающие здоровью, разрабатывает рекомендации по обеспечению здоровья и здорового образа жизни человека.
Возможно, уже в ближайшее время медицинская валеология должна будет приобрести особое место в подготовке семейных врачей, деятельность которых во многом будет ориентирована на первичную профилактику.
Педагогическая валеология изучает вопросы обучения и воспитания человека, имеющего прочную жизненную установку на здоровье и здоровый образ жизни на различных возрастных этапах возрастного развития. Сейчас эта отрасль валеологии развивается наиболее динамично, что обусловлено, по крайней мере, следующими обстоятельствами:
- потребностью общества в срочных мерах по оздоровлению человека через воспитание у него культуры здоровья;
- проблемой негативного влияния образовательной среды на здоровье детей
- относительной дешевизной введения и реализации валеологических программ для оздоровления населения.
Основными понятиями педагогической валеологии являются валеологическое образование, валеологическое обучение, валеологическое воспитание, валеологическая культура.
Валеологическое образование есть непрерывный процесс обучения, воспитания и развития здоровья человека, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, поведения и деятельности, обеспечивающих ценностные отношения к личному здоровью и здоровью окружающих людей.
Валеологическое обучение — это процесс формирования знаний о закономерностях становления, сохранения и развития здо|х>вья человека, овладение умениями сохранения и совершенствования личного здоровья, оценки формирующих его факторов; усвоения знаний о здоровом образе жизни и умений его построения, освоения методов и средств ведения пропагандистской работы по здоровью и здоровому образу жизни.
Валеологическое воспитание представляет собой процесс формирования ценностно-ориентированных установок на здоровье и здоровый образ жизни, построенных как неотъемлемая часть жизненных ценностей и общекультурного мировоззрения. Валеологические знания есть совокупность научно обоснованных понятий, идей, фактов, накопленных человечеством в области здоровья и представляющих собой исходную базу для дальнейшего развития науки и самого валеологического знания.
Результатом валеологического образования должна стать валеологическая культура человека, предполагающая знание им своих генетических, физиологических и психологических возможностей, методов и средств контроля, сохранения и развития своего здоровья, умения распространять валеологические знания на окружающих.
Валеологическое образование связано и активно взаимодействует с другими видами образования: умственным, физическим, профессиональным, эстетическим и другими.
Задач и педагогической валеологии достаточно обширны. К основным из них следует отнести:
- Воспитание у человека стойкой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни на основе освоения ими знаний о приоритете здоровья и механизмах жизнедеятельности организма человека.
- Обучение человека средствам и методам оценки своего физического состояния и использования функциональных возможностей организма и естественных средств оздоровления для поддержания своего здоровья.
- Валеологическая оценка и динамический контроль уровня соматического здоровья людей и организация работы по их оздоровлению через систему занятий физическими упражнениями, психокоррекцию, психолого-педагогические консультации и т.н.
- Валеологическая оценка организации и содержания образовательного процесса в образовательном учреждении и его соответствующая коррекция.
- Работа с родителями с целью создания благоприятных условий для здоровья детей в семье.
- Работа с педагогическим составом образовательного учреждения для создания коллектива единомышленников-педагогов, ориентированных на здоровьесберегающую профессиональную деятельность, и валеологическое образование педагогов, которые сами являются одной из самых опасных профессиональных групп риска.
Возрастная валеология изучает особенности возрастного становления здоровья человека, его взаимоотношения с факторами внешней и внутренней среды в различные возрастные периоды и адаптацию к условиям жизнедеятельности.
Профессиональная валеология изучает вопросы, связанные с проблемой обеспечения здоровья через профессиональное тестирование и профессиональную ориентацию посредством построенныех на научно обоснованных методах оценки индивидуальных типологических свойств личности. Кроме того, она рассматривает особенности влияния профессиональных факторов на здоровье человека, определяет методы и средства профессиональной реабилитации как в процессе трудовой деятельности, так и в течение всей жизнедеятельности.
Специальная валеология исследует особенности влияния различных особых, опасных для жизни человека и экстремальных факторов на здоровье человека и критерии безопасности этих факторов, определяет методы и средства сохранения и восстановления здоровья в течение и в результате воздействия таких факторов. Специальная валеология тесно связана с дисциплиной «основы безопасности жизнедеятельности».
Семейная валеология изучает роль и место семьи и каждого из ее членов в формировании здоровья, разрабатывает рекомендации путей и средств обеспечения здоровья каждого из поколений и всей семьи в целом. Этот раздел валеологии имеет большое будущее, так как формирование здоровья — от подготовки к деторождению до воспитания осознанного отношения к здоровью — целенаправленно и последовательно может осуществляться именно в семье.
Экологическая валеология исследует влияние природных факторов и последствий антропогенных изменений в природе на здоровье человека, определяет поведение человека в складывающихся условиях внешней среды с целью сохранения здоровья. В связи с этим ва- леолошя должна, с одной стороны, изучать характер влияний измененной окружающей среды на здоровье человека, а с другой разрабатывать рекомендации об оптимальном с точки зрения здоровья поведении человека в складывающихся экологических условиях.
Социальная валеология ставит своей целью изучение здоровья человека в социуме, в его многообразных отношениях социального характера с людьми и с обществом. В сфере интересов социальной валеологии и изучение состояния здоровья в социальных группах (постоянных или временных) как в целом (коллективы, группы), так и каждого из ее элементов.