Инновации в сфере дошкольного образования. Консультация для педагогов «Инновационные процессы в современном дошкольном образовании

ИННОВАЦИИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Цель инновационной деятельности в ДОУ – улучшение способности педагогической

системы детского сада достигать качественно более высоких результатов образования.

Новые образовательные программы призваны обеспечить вариативность

воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность

ребенка и запросы его семьи. (Созданы новые типы, виды и профили ДОУ,

инновационные преобразования приобретают системный характер.)

Внедрение инноваций в работу ДОУ, требует изменений и обновлений в организации

методической службы. Особенно важна профессиональная компетентность, в основе

которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов и администрации.

Организация инновационной деятельности в ДОУ.

Задача руководителя дошкольного учреждения – создание мотивационных условий

вхождения коллектива в инновационную деятельность, учет индивидуальных качеств

участников инновационного процесса, их профессионального уровня,

психологической готовности к новым видам деятельности, к дополнительной

педагогической нагрузке.

Некоторые организационные моменты:

Создание структурных подразделений– творческих групп педагогов по проблемам.

Использование активных форм методической работы с педагогическим коллективом

(семинары-практикумы, деловые игры, педагогические гостиные, моделирование и

анализ проблемных ситуаций). Разработка программ профессионального роста

педагогов с учетом индивидуально-дифференцированного подхода к каждому

воспитателю для повышение профессиональной и методической компетентности.

Информационно-методическое сопровождение инновационной деятельности

Создание базы данных по передовому педагогическому опыту, касающегося темы

нововведения и приоритетного направления ДОУ. Обеспечение педагогов, работающих

над внедрением новых программ и технологий, дифференцированным справочно-

информационным материалом Создание видеотеки методических материалов,

открытых занятий, выставок по темам проектов и т.д.

Основными формами работы с детьми и родителями являются: игровые сеансы

(индивидуальные и групповые); индивидуальные развивающие занятия; консультации,

семинары-практикумы, тренинги, деловые игры, родительские собрания; выставки

(игровых пособий, литературы); праздники, развлечения, открытые просмотры.

Контрольные показатели развития ребенка учитывают:

1. Сенсорное развитие

2. Развитие движений

3. Развитие речи

4. Музыкальное развитие.

5. Процесс адаптации каждого ребенка в микроклимате группы (для наблюдений за

изменением поведения, настроения, активности, коммуникативности воспитанника

заполняется карта)

Некоторые направления инноваций в ДОУ:

Разработка программно-методического обеспечения инновационных процессов:

Программы развития ДОУ, бизнес-плана, образовательной программы, годового плана.

Разработка и внедрение в практику инновационных коллективных и индивидуальных

педагогических проектов. Внедрение новых форм дифференциации специального

образования: логопедической группы, логопункта. Создание сети дополнительных

бесплатных образовательных и оздоровительных услуг воспитанникам ДОУ: кружки,

студии, секции и др. Расширение спектра образовательных услуг для детей, не

посещающих ДОУ: платные образовательные услуги, группы кратковременного

пребывания для детей раннего возраста (адаптационные, коррекционно-развивающие),

группа предшкольной подготовки для старших дошкольников. Создание

консультативного пункта для родителей (законных представителей) и детей с

ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в условиях семьи для

обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания,

оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям),

поддержка всестороннего развития личности детей, не посещающих ДОУ. Внедрение

инновационных подходов к физкультурно-оздоровительной работе ДОУ

(оздоровительно-игрового, динамического «часа», «часа» двигательного творчества).

Социальные технологии гармонизации детско-родительских отношений. Научно-

методические продукты инновационной деятельности – публикации методических

пособий и разработок, размещение материалов педагогов на сайтах сети Интернет;

участие в виртуальных проблемных семинарах, научно-практических конференциях,

Интернет-сообществах, форумах, педсоветах. Работа творческой и проблемной групп,

проведение мастер-классов. Информатизация образовательного процесса: организация

работы сайта ДОУ, использование потенциала медиаобразовательных средств для

презентации продуктов проектно-исследовательской деятельности, составление баз

данных, работа с Интернет-ресурсами, разработка диагностического инструментария и

др. Переход на финансовую самостоятельность учреждения, привлечение

внебюджетных средств, организация платных образовательных услуг.

Примеры инновационной деятельности в ДОУ:

метод игрового моделирования при взаимодействии педагога и родителей;

совершенствование мастерства педагогов; поиск новых подходов в работе с детьми и

их родителями; мониторинг развития каждого ребенка; учет особенностей ребенка,

индивидуализация развития личностных качеств; внедрение в воспитательно-

образовательный процесс здоровьесберегающих технологий; формирование основ

безопасной жизнедеятельности; организация экологического образования

дошкольников; оптимизация взаимодействия с семьей (Мониторинг семей по

вопросам воспитания и развития детей, “круглые столы”, совместные досуги и

развлечения, выпуск газеты, создание мини-библиотеки, создание семейного клуба)

создание «Предметно-развивающего пространства детского сада»

«Предметно-развивающего пространства детского сада» включает следующие

компоненты: пространство интеллектуального, социального, эстетического развития -

игровые уголки в группах, музыкальный зал с набором инструментов и

аудиоаппаратуры; театральный зал, видеозал с набором образовательных видеокассет.

пространство физического развития - центры здоровья в группах, музыкальный зал,

бассейн с душем, спортивная площадка; пространство экологического развития:

зимний сад с коллекцией растений различных климатических зон, экологическая

мини-лаборатория, уголки природы в группах, а также территория детского сада с

уголком леса, сада, огородом, цветниками.

Классифицируя инновации по инновационному потенциалу, рассматриваются

нововведения как радикальные, т. е. базовые; комбинаторные, где используются

различные сочетания; модифицирующие, или улучшающие, дополняющие. В

отношении ДОУ употребляется понятие комбинаторных инноваций, так как

возможности ДОУ определяются его потенциалом и характеризуются следующими

критериями: квалификационным составом коллектива педагогов; наличием и

прогрессивностью учебного оборудования; наличием современной информационной

базы; наличием собственных методических разработок.

Основные элементы и показатели инновационного потенциала ДОУ Основными

элементами инновационного потенциала являются: материально-технические

ресурсы; финансовые ресурсы; интеллектуальные ресурсы; социально-

психологические факторы и т. д. Показатели инновационного потенциала ДОУ:

научно-технический потенциал (численность сотрудников, имеющих высшие разряды

процесса на одного сотрудника); инновационность управляющей системы в ДОУ

(формы стимулирования, участие высшего руководства, уровень свободы,

предоставляемой участникам инновационной деятельности).

Несмотря на то, что инновационная деятельность педагогов оказывает положительное

влияние на развитие дошкольного образования в целом, и со всей очевидностью

заметны позитивные изменения и инициативы, которые приводят к достижению

современного качества образования детей в каждом дошкольном учреждении, анализ

экспериментальной практики показывает, что остается нерешенными ряд проблем:

проблема воспроизводства инноваций в условиях взаимодействия педагогов

ДОУ;проблема изменения, оптимизации новшеств, способность вовремя избавляться

от устаревшего, нецелесообразного;приспособление новшеств к конкретным условиям

с учетом специфики и возможностей ДОУ;поддержка педагогической инициативы, ее

Предпосылки и источники становления инноватики в дошкольном образовании обусловлены ходом общественного развития и образовательной политики в целом: инновационными процессами в экономике, производстве и других сферах жизни (XIX-XX вв.), демократизацией общественной жизни, гуманизацией отношений участников образовательного процесса, творчеством субъектов взаимодействия в образовании, поисковой, инновационной, экспериментальной деятельностью образовательных учреждений.

Термин «инновация» появился в исследованиях культурологов XIX в и первоначально обозначал введение некоторых элементов одной культуры в другую и изучение их отношений.

В начале XX в инноватика формируется как наука о нововведениях, изучающая закономерности технических нововведений в материальном производстве.

Развивается она как отражение потребностей в деятельности по разработке, внедрению новых услуг, идей в основные сферы человеческой активности.

В.А.Сластенин, Л.С.Подымова В науке выделяют три типа исследований инноваций:

Изучение фактов, способствующих/препятствующих нововведениям;

Исследование инновационного процесса;

Управлением инновационным процессом;

Анализ инновационных ситуаций/оценка степени риска, эффективности.

Инноватика складывалась как междисциплинарная область (на стыке философии, психологии, социологии, экономики, культурологи).

Педагогическая инноватика развивается с конца 50-ых гг. XX в на Западе, с 80-ых гг. - в России. Следует отметить, что степень инновационности образования обусловлена уровнем развития общества и продиктована уровнем «неразвитости» образования. Другими словами, инновации возникают там и тогда, где и когда есть потребность в изменениях и возможность их реализации. Пространственно-временной континуум инновационного процесса охватывает накопленный потенциал в развитии образования и некоторые преграды (или угрозы) его стабильному функционированию. Следовательно, инновации решают определенное противоречие в образовании между функционированием как стабильным и эволюционным процессом и развитием как динамичным и революционным процессом. Существует и промежуточное состояние, когда стабилизационные результаты начинают дифференцироваться или же когда накопленные изменения стабилизируются (унифицируются). Индикатором возникающей ситуации становятся тенденции в образовании, определяющие вероятностную линию развития либо функционирования.

Основные понятия инноватики

Основными понятиями инноватики являются новшество, инновация, инновационный процесс, нововведение.

Новшество:

Идея, являющаяся для конкретного лица новой;

Средство (новый метод).

Р.Н.Юсуфбекова охарактеризовала педагогическое новшество как содержание возможных изменений, ведущих к ранее не известному состоянию, результату в области педагогической действительности, развивающих теорию и практику обучения и воспитания.

Инновация:

Обновление, изменение;

Введение чего-либо нового;

Процесс освоения новшества.

В.И.Сластенин и Л.С.Подымова отметили, что инноватика как наука изучает закономерности создания, освоения и распространения новшеств; в частности изучает феномен сопротивления новшествам.

Инновационный процесс - инновации, нововведения и условия, обеспечивающие успешность перевода системы в новое качественное состояние.

Инновация - содержательная сторона инновационного процесса (научные идеи и технологии их реализации).

А.И.Пригожин дал определение понятию нововведение: целенаправленное изменение, которое вносит в определённую социальную единицу (организацию, общество, группу) новые, относительно стабильные элементы.

В.И.Сластенин, Л.С.Подымова охарактеризовали это понятие как комплексный, целенаправленный процесс создания, распространения и использования новшества, цель которого - удовлетворение потребностей и интересов людей новыми средствами, что ведет к определенным качественным изменениям (способов обеспечения эффективности, стабильности и жизнеспособности).

А вот ещё несколько значений нововведения:

Механизм использования инновации (новшество и процесс введения его в практику);

Динамическая система, характеризующаяся как внутренней логикой (структура и этапы инновационного процесса), так и закономерным развитием во времени её взаимодействия с окружающей средой (жизненный цикл новшеств).

К нововведениям в сфере образования относят изменения:

В общественном положении образования и уровне финансирования системы;

В структуре системы образования;

Во внутренней организации образовательного учреждения;

В методах обучения;

В оборудовании образовательных учреждений и использовании информационных технологий в образовании;

В строительстве зданий и помещений для учебных занятий.

Изменение - замена одного на другое (перемена, вариация) как видимое отклонение от прежнего. Если отклонение происходит в лучшую сторону - это новшество.

Новшество и изменение в широком масштабе для всей системы - это реформа.

Новизна как критерий оценки исследования, ценность, свойство нововведения конкретно-исторична (абсолютно или относительно новое)

Показатели инновации:

А) нацеленность на решение актуальных проблем (педагогическая инновация содержит новое решение этой проблемы);

Б) возможность использования в широкой педагогической практике. Использование педагогических инноваций должно приводить к обновлению педагогического процесса, получению качественно новых (устойчивых) результатов. Эффективность - влияние реализованного потенциала на различные параметры системы, в которых реализуется инновация;

В) адаптируемость (вне зависимости от условий);

Г) наличие научной идеи;

Д) завершенность (степень реализации инновационного потенциала): в идеале переход от простого воспроизводства к расширенному.

В.И.Сластенин, Л.С.Подымова, А.И.Пригожин и др. исследователи выделяют специфику новшеств:

Педагогические новшества сохраняют все родовые черты инновации;

Объект воздействия и предмет деятельности - развивающаяся личность;

На возникновение и существование новшества влияет социальный заказ;

Необходима психологическая готовность педагогического сообщества к восприятию, принятию и реализации новшеств;

Существуют как идеальные продукты деятельности новаторов;

Наблюдается относительная растянутость инновационных процессов времени;

Целостный характер целей инновации;

Существующая зависимость инновационных процессов от социально-педагогических условий;

Сложность определения результатов инновации.

Требования к новшествам:

Сбалансированность целей с целями ДОУ;

Стабильность (относительная).

Классификация новшеств.

1. По уровню инновационного потенциала (формализованная шкала) :

· построение известного в другом виде - формальная новизна (фактическое отсутствие нового) - условная новизна;

· повторение известного с несущественными изменениями: частная новизна;

· уточнение, конкретизация уже известного;

· дополнение известного существенными элементами;

· создание качественно нового объекта.

2. По массовости:

· единичные;

· массовые.

3. По масштабу:

· частные;

· модульные;

· системные.

4. По новизне:

· абсолютно новые;

· относительно (субъективно) новые.

5. По типу возникновения:

· стихийные;

· целенаправленные.

6. По типу новшества:

· материально-технические;

· социальные (педагогические).

7. По характеру возникновения:

· внешние (заимствования, инициируемые органами управления);

· внутренние (ноу-хау).

8. По инновационному потенциалу:

· модификационные (изменение существующего);

· комбинаторные (сочетание элементов прежнего);

· радикальные (принципиально новые).

9. По характеру нацеленности на будущее:

· оперативные;

· стратегические.

10. По отношению к существующему:

· замещающие;

· открывающие;

· отменяющие;

· ретровведение.

11. По характеру получаемых результатов:

· ожидаемые (плановые);

· случайные (неплановые).

12. По своевременности:

· своевременные;

· несвоевременные;

· актуальные;

· нацеленные на будущее.

13. По завершенности:

· завершенные;

· незавершенные.

14. По процессу освоения:

· легко осваиваемые;

· трудно осваиваемые.

Такое обилие классификационных оснований затрудняет целостное восприятий новшества. Большинство классификаций появилось в процессе обобщения практики и теоретического осмысления проблемы. Тем не менее, необходимость классификации связана с возможностью более детального изучения отдельных аспектов инноваций и адекватного их восприятия. Необходимо так же определить три основные сферы, требующие инноваций в ДОУ:

1. управление учреждением;

2. структура воспитательно-образовательного и процесса;

Указанные сферы взаимодействуют посредством создания и освоения новшеств. Специфика управления инновационными процессами определяется областью их внедрения.

Ниже приводятся основные позиции в классификации новшеств, показаны связи основных аспектов инновационного процесса на содержательном и управленческих уровнях.

Области применения педагогических новшеств:

· методы;

· структура.

Масштаб изменений:

· частные;

· модульные;

· системные.

Потенциал:

· модификационный;

· комбинаторный;

· радикальный.

Характер возникновения:

· внутренний;

· внешний.

Способы возникновения:

· плановые;

· стихийные.

Область системы управления:

· ценностные ориентации;

· образ желаемой системы управления;

· состав, строение коллективного субъекта управления;

· изменения в ресурсном обеспечении;

· изменения в результатах обучения, воспитания.

Объект управления:

· новое в управлении ступенями образования;

· в управлении процессами основного и дополнительного образования;

· межпредметными связями;

· функциями ДОУ;

· внешними связями;

· педагогическими коллективами;

· технологиями обучения и воспитания.

Подробности

Артемчук Наталья В ., магистрант 2 курса МПГУ, воспитатель ГБОУ школа №1133, г. Москва, Россия

Аннотация: автор статьи делает попытку рассмотреть вопросы осуществления инноваций с точки зрения введения реформ в дошкольном образовании; раскрывает суть некоторых новых педагогических технологий, применяемых в работе с детьми дошкольного возраста.

Ключевые слова: Федеральный закон «Об образовании в РФ», дошкольное образование, инновационные процессы, педагогическая технология.

Образование – одна из важнейших сфер общественной жизни. В декабре 2012 года был принят Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». По мнению С. Н. Кокшаровой, новый закон «Об образовании», призван разрешить некоторые противоречия, накопившиеся в отрасли за 20 лет существования в новых условиях . Закон базируется на современных демократических принципах, носит гуманистический характер, закрепляет право каждого на образование, ориентирует на развитие свободы личности. Закон гарантирует бесплатное общее образование всем россиянам, закрепляет обеспечение качества доступного образования .

В содержании закона отражены критерии дошкольного, дополнительного, общего, профессионального начального и среднего образования. Например, дошкольное образование становится самостоятельным уровнем образования и регулируется федеральными государственными образовательными стандартами. При этом в законе дошкольное образование рассматривается отдельно от «присмотра и ухода» за детьми дошкольного возраста, что значительно расширяет возможности негосударственного сектора в сфере этих услуг.

В последнее десятилетие для развития дошкольного образования характерны инновационные процессы. А. А. Майер отмечает, что основным механизмом оптимизации развития системы дошкольного образования являются поиск и освоение инноваций, способствующих проявлению качественных изменений в деятельности дошкольного образовательного учреждения .

Вопросы осуществления инноваций в дошкольном образовании освещены в работах B.C. Лазарева, Н.Д. Малахова, A.M. Моисеева, М.М. Поташника и др. По мнению М. В. Кларина, педагогическая инновация представляет целенаправленное изменение, вносящее в образовательное пространство (среду) стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом .

В.А. Сластениным, И.Ф. Исаевым, А.И. Мищенко, Е.Н. Шияновым инновация рассматривается как процесс освоения новшества (нового средства, метода, методики, технологии, программы и т.п.). Инновация характеризует поиск, внедрение в образовательный процесс и творческое переосмысление идеальных методик и программ .

Таким образом, инновационный процесс – это комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств.

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии .

В нашем понимании, педагогическая технология – часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы. Педагогическая технология обеспечивает гарантированный результат, служит конкретизацией методики, обеспечивает управляемость образовательного процесса. Инновационные педагогические технологии, системы обучения и воспитания дошкольников отличаются вариативностью, своеобразием и спецификой проявления на практике, ибо они отражают уровень педагогического мастерства и творчества. Рассмотрим виды инновационных педагогических технологий, описываемые в работах разных авторов.

Л. В. Шмонина считает, что использование здоровьесберегающих технологий направлено на укрепление здоровья ребенка, привитие ему понятий о здоровом образе жизни. Это особенно важно в связи с ухудшением экологической обстановки, общей картины здоровья. Здоровьесберегающие технологии могут быть по-разному реализованы. Наряду с физкультурно-оздоровительными и медико-профилактическими мероприятиями предполагается осуществление социально-психологической работы с ребенком и валеологического просвещения родителей.

По мнению Е. А. Сыпченко, в детском саду представляется возможным использовать технологии проектной деятельности . Л. Королева подчеркивает, что в процессе исследовательской деятельности под руководством педагога ребенок учится выявлять актуальную проблему и посредством ряда действий ее решать. Методы и приемы организации исследовательской деятельности в дошкольном учреждении: наблюдения; беседы; опыты; дидактические игры; моделирование ситуаций; трудовые поручения, действия .

По мнению Т. С. Комаровой, информационно-коммуникационные технологии получили в настоящее время свое естественное развитие. С помощью увлекательных компьютерных программ по обучению чтению и математике, упражнений на развитие памяти и логики педагогам удается заинтересовать детей-дошкольников «науками» . Занятие с использованием компьютера имеет ряд преимуществ перед классическим занятием, в частности, по осуществлению наглядности с целью обеспечения внимания ребенка на протяжении всего занятия. Кроме того, с помощью компьютерных программ становится возможным индивидуализировать занятия в зависимости от способностей и возможностей ребенка.

Г.К. Селевко указывает, что использование личностно-ориентированных технологий обеспечивает условия для развития индивидуальности ребенка. Речь идет о работе с детьми в «сенсорных комнатах», уголках для индивидуальных игр и занятий. Программы, составленные на основе личностно-ориентированного подхода, широко используемые в детских садах: «Детство», «От рождения до школы», «Радуга», «Из детства в отрочество» .

Согласно Н. Ф. Губановой, игровые технологии являются «фундаментом» всего дошкольного образования. Игры имеют как развлекающие и коммуникативные, так и познавательные, обучающие, развивающие, корректирующие функции . Следует упомянуть новую технологию «ТРИЗ» (теория решения изобретательных задач), в основе использования которой – опора на творческие способности ребенка.

Таким образом, инновационные педагогические технологии обучения и развития дошкольников характеризуют дошкольную педагогику как развивающуюся науку, направленную на изучение и познание реальных педагогических явлений. Профессионально образованному, компетентному педагогу знания о педагогических инновациях необходимы для достижения результативности и эффективности в организации жизнедеятельности ребенка-дошкольника.

Список литературы:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. от 06.04.2015 N68-ФЗ) [Электронный ресурс] Электронно-правовая система Консультант +[сайт] . URL: http:// www. consultant.ru (дата обращения 29.02.2016) .
  2. Атемаскина Ю.В., Богославец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ: Учебно-методическое пособие. - СПб.: Детство-Пресс, 2011.- 112 с.
  3. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду: Учебное пособие. - М.: Мозаика- Синтез, 2013. - 128 с.
  4. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках: Учебное пособие. - М.: Арена, 2015.–200 с.
  5. Кокшарова С.Н. Реформы российского образования позитивные и негативные стороны// Управление образованием. – 2016. - № 2. – С. 21 – 26.
  6. Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. ИКТ в дошкольном образовании: Учебное пособие. – М.: Владос, 2015. – 288 с.
  7. Королева Л.А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ: Учебное пособие. - Детство-Пресс, 2014. – 180 с.
  8. Майер А.А., Давыдова О.И. Основная образовательная программа дошкольного образования: конструирование и реализация в ДОУ: Учебно-методическое пособие. – М.: Феникс, 2014. – 200 с.
  9. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ: Учебное пособие. - СПБ: ООО «Издательство «Детство - пресс», 2012. – 199 с.
  10. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Академия, 2014. – 213 с.
  11. Сластенин В., Исаев И., Мищенко А., Шиянов Е. Педагогика: Учебное пособие. – М.: Академия, 2012. – 300 с.
  12. Шмонина Л.В., Зайцева О.И. Инновационные технологии в методической работе ДОУ: Учебное пособие. – М.: Эксмо, 2015. – 188 с.
//

Инновационные технологии в ДОУ в работе воспитателей — применяемые работниками дошкольных образовательных учреждений новейшие приемы организации образовательного процесса, которые положительно влияют на обучаемость, способствуют повышению эффективности методик обучения и воспитания детей, интенсивному развитию интеллекта в дошкольном возрасте.

Виды инновационных педагогических технологий в ДОУ

Характером применяемого инструментария (методик, техник, программных и технических средств) определяется специфика воспитательной модели, в зависимости от которой выделяют различные виды :

  • игровые;
  • проектные;
  • проблемного обучения;
  • с использованием информационно-коммуникационных средств;
  • сотрудничества и групповой деятельности;
  • личностно-ориентированные и пр.

Информационно-коммуникационные технологии

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) дошкольного образования представляют собой комплекс учебно-методических материалов, основанный на применении технических средств и программного обеспечения в воспитании детей и направленный на совершенствование педагогической деятельности работников дошкольных учреждений.

A post shared by Анютка (@anna_belonga) on Apr 11, 2019 at 7:13am PDT

ИКТ предусматривают использование в педагогическом процессе обучающих видеофильмов, аудиозаписей, мультимедийных презентаций, электронных пособий и т. п.

Помимо компьютерной техники и устройств вывода (мультимедийные проекторы, экраны), широко используются интерактивные доски, работа с которыми предусматривает не пассивное восприятие информации, а динамичное взаимодействие.

В зависимости от цели использования технических средств выделяют следующие типы внедрения ИКТ в образовательный процесс:

  • способ ретрансляции нового знания;
  • инструмент познания себя и творческого развития ребенка;
  • объект изучения;
  • средство автоматизированного контроля результатов и последующей коррекции обучения.

Использование информационных средств и электронных учебных комплексов имеет ряд преимуществ:

  • интегрирует аудиовизуальную информацию, развивает мыслеобразное восприятие ребенка;
  • дает возможность моделировать неожиданные ситуации, нехарактерные для повседневной жизни;
  • активизирует внимание детей посредством иллюстративного материала;
  • в развлекательной форме развивает навыки владения компьютером и мультимедийными приложениями в раннем возрасте.

Технология проблемного обучения — совокупность приемов и методов, которые обеспечивают формирование самостоятельной познавательной деятельности ребенка и развитие творческого мышления посредством преодоления умственного затруднения, вызванного дефицитом знаний. Целью такого метода является овладение общими принципами самостоятельного обучения.

Специфика технологии заключается в том, что педагог только определяет задачу, а затем предоставляет дошкольникам возможность на основе ранее усвоенных знаний и приобретенных навыков находить способы решения. Для вовлечения дошкольников в познавательную деятельность проблемная ситуация должна соответствовать доступному уровню сложности и быть реализована в увлекательной форме.

Решение проблемной задачи выполняется под руководством воспитателя по следующему алгоритму:

  1. Осознание заложенного в задании противоречия.
  2. Формирование гипотезы его разрешения.
  3. Совместный поиск подтверждения гипотезы.
  4. Формулировка вывода, уточняющего причинно-следственные связи и расширяющего знания о предмете.

Описанный алгоритм предполагает достаточный уровень развития аналитического мышления, ввиду чего проблемные технологии целесообразно применять в группах старшего дошкольного возраста.

Под проектной технологией понимается методика обучения, которая обеспечивает последовательное выполнение детьми образовательного, исследовательского либо творческого задания, направленного на создание проекта.

Этот метод основывается на индивидуальных интересах и повышает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Приобретаемые в ходе подготовки проекта знания становятся частью их личного опыта.

Отличительной чертой рассматриваемой деятельности для дошкольных учреждений является специфический характер сотрудничества, при котором дети, педагоги и родители принимают участие в подготовке материалов.Это обусловлено тем, что ребенок не осознает противоречий в окружающем мире, в результате возникает потребность активного вовлечения взрослого для формулировки проблемы, определения замысла и постановки цели.

В зависимости от вида реализуемой деятельности обучающие проекты делятся на:

  • игровые (предполагают исполнение детьми распределенных ролей в вымышленных ситуациях);
  • творческие (нацелены на раскрытие созидательного потенциала, предусматривают создание праздника, выставки рисунков, любимых игрушек и т. д.);
  • практико-ориентированные (направлены на результат и связаны с формированием социальных ценностей ребенка: посадка и уход за растением, создание генеалогического древа, рассказ о своей будущей профессии);
  • познавательные (сбор информации о каком-то объекте действительности, моделирование процесса).

Проект всегда ограничен по времени, однако полученные знания используются и после его завершения. С этой целью материалы могут быть собраны в интерактивную папку (лэпбук). Она представляет собой мини-книжку с конвертами, кармашками и раскрывающимися окошками. В ней аккумулируется материал

Эмма Мачукова
Инновационные технологии в ДОУ по ФГОС

Инновационные технологии в ДОУ по ФГОС

Современный педагог - это тот, кто постоянно развивается, самообразовывается, ищет новые пути развития и образования детей. Все это становится возможным благодаря его активной позиции и творческой составляющей.

В современных условиях педагог, прежде всего, исследователь, обладающий высоким уровнем педагогического мастерства, научным психолого-педагогическим мышлением, развитой педагогической интуицией, критическим анализом, разумным использованием передового педагогического опыта, а также, потребностью в профессиональном самовоспитании.

Отсюда следует, что качественно осуществлять воспитательно-образовательный процесс может только педагог, постоянно повышающий уровень своего профессионального мастерства, способный к внедрению инноваций .

Внедрение инноваций в работу дошкольного учреждения является важным условием реформирования и совершенствования системы дошкольного образования. Развитие детского сада не может осуществляться иначе, чем через освоение нововведений, новшеств, при этом содержание образования должно ориентироваться на индивидуальность каждого ребенка, его личностный рост, развитие способностей (К. Ю. Белая, А. Г. Асмолов и др.) . А воспитать творческую, самодостаточную личность может только талантливый педагог, идущий по пути самосовершенствования и саморазвития.

Любая инновация представляет собой не что иное, как создание и последующее внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Технология , в свою очередь, является совокупностью различных приемов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве. Таким образом, инновационные технологии в ДОУ направлены на создание современных компонентов и приемов, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.

Основные виды инновационных технологий ,

применяемых в ДОУ.

К числу современных образовательных технологий можно отнести :

Здоровьесберегающие технологии ;

технологии проектной деятельности;

технологии исследовательской деятельности;

Развивающие технологии ;

Коррекционные технологии ;

Информационно-коммуникационные технологии ;

Личностно-ориентированные технологии ; игровые технологии .

1. Здоровьесберегающие технологии направлены на укрепление здоровья ребенка, привитие ему здорового образа жизни. Это особенно актуально в свете ухудшения экологии, общей картины здоровья, неправильного питания.

Основной их целью является создание условий для формирования у воспитанников представления о здоровом образе жизни, об умении оказать себе и ближнему первую медицинскую помощь, а также формирование и развитие знаний, умений и навыков, необходимых для поддержания собственного здоровья. Формами работы являются спортивные праздники, физкультминутки между занятиями, утренняя гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая и динамическая гимнастика, релаксация, прогулки не только на территории детского сада, но и в лесопарковых зонах, спортивные игры, закаливание, водные процедуры.

Здоровьесберегающие технологии могут быть по-разному реализованы. В зависимости от целей :

Они могут быть направлены на сохранение здоровья и реализовываться медицинским персоналом : контроль за питанием, мониторинг здоровья, обеспечение здоровьесберегающей среды;

Они могут быть направлены на физическое развитие ребенка посредством различных видов гимнастик (дыхательная, пальчиковая, ортопедическая, закаливания, динамических пауз, стретчинга, альтернативных способов - например, хатха-йоги;

Они могут знакомить с культурой здоровья;

Они могут обучать здоровому образу жизни через коммуникативные игры, игровые сеансы, логоритмику, физкультурные занятия;

Они могут быть коррекционными и реализовываться на сеансах различного вида терапий (арт-, сказко-, цвето-) .

2. Технологии проектной деятельности

Проектная деятельность в детском саду реализуется ребенком совместно с педагогом. Цель - работа над проблемой, в результате которой ребенок получает ответы на вопросы. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.

Проекты различаются :

по количеству участников : индивидуальные, парные, групповые, фронтальные;

по продолжительности : краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные;

по приоритетному методу : творческие, игровые, исследовательские, информационные;

по тематике : включают семью ребенка, природу, общество, культурные ценности и другое.

Учебные проекты можно классифицировать следующим образом :

1. «Игровые» - занятия, которые проводятся в группе в форме игры, танцев, увлекательных развлечений.

2. «Экскурсионные» - проекты, целью которых является всестороннее и многогранное изучение окружающего мира и социума.

3. «Повествовательные» , посредством которых детишки учатся объяснять свои чувства и эмоции при помощи речи, вокала, письма и т. д.

4. «Конструктивные» , направленные на то, чтобы научить ребенка создавать собственным трудом полезные предметы : построить скворечник, посадить цветок и др.

Инновационные образовательные технологии в ДОУ способствуют физическому и психологическому развитию ребенка, помогают ему обрести веру в себя и в собственные силы, стать самостоятельным и ответственным. Мальчики и девочки играючи познают мир, а полученные знания стараются применять на практике.

3. Технологии исследовательской деятельности

Внедрение инновационных технологий в ДОУ предполагает , кроме всего прочего, использование педагогами так называемой исследовательской деятельности. Что это означает? Прежде всего, речь идет о том, что усилия воспитателей направлены в первую очередь на то, чтобы сформировать у детей исследовательский тип мышления.

Основной целью исследовательской деятельности является создание экспериментальной деятельности, активным участником которой выступает ребёнок. Непосредственное участие ребёнка в ходе эксперимента позволяет ему воочию увидеть процесс и результаты.

Для этого в процессе обучения дошкольников педагоги прибегают к таким распространенным методам, как : постановка проблемы, ее всесторонней анализ, моделирование, наблюдение, экспериментирование, фиксация результатов, поиск решений и выбор лучшего из них.

Исследовательская деятельность ребенку помогает выявлять актуальную проблему и посредством ряда действий ее решить. При этом ребенок подобно ученому проводит исследования, ставит эксперименты.

Методы и приемы организации исследовательской деятельности :

Наблюдения;

Дидактические игры;

Моделирование ситуаций;

Трудовые поручения, действия.

Инновационные педагогические технологии в ДОУ помогают «наставникам» найти подход к каждому отдельному ребенку, учитывать его особенности, черты характера и склад ума, и превращать занятия в увлекательное и необыкновенное «приключение» . Благодаря этому родителям больше не приходится уговаривать своих любимых чад идти в детский сад. Малыши с удовольствием посещают ДОУ и с каждым днем обогащают свой пока еще небольшой багаж знаний.

4. Развивающие технологии

В традиционном обучении ребёнку представляется для изучения уже готовый продукт, шаблон действия. При развивающем обучении ребёнок самостоятельно должен прийти к какому-либо мнению, решению проблемы в результате анализа своих действий.

5. Коррекционные технологии

Их целью является снятие психоэмоционального напряжения дошкольников. Виды : сказкотерапия, цветотерапия, музыкальная терапия.

6. Информационно-коммуникационные технологии

Бессмысленно отрицать тот факт, что современный мир значительно отличается от времен молодости наших бабушек и дедушек, и даже родителей. Сегодня уже весьма сложно представить себе, что еще в совсем недалеком прошлом не заходило и речи о том, чтобы использовать какие-либо инновационные технологии в ДОУ . Информационно-коммуникационные технологии получили свое естественное развитие в наш «продвинутый» век. Нынче такими передовыми технологиями , как компьютер, планшет или интерактивная доска не удивит ни одного дошколенка. Ситуация, когда ребенок бы не знал, что такое компьютер, практически нереальна. Информационная эра диктует свои правила игры, игнорировать которые невозможно. Дети тянутся к приобретению компьютерных навыков. Использование ИКТ на занятиях и в воспитательном процессе имеет ряд преимуществ перед традиционными формами организации занятий. Например, благодаря увлекательным программам, разработанным с целью обучить ребенка чтению, математике, максимально развить его память и логическое мышление, дошкольника удается заинтересовать и привить ему любовь к знаниям. Компьютер привлекателен для детей, использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей к изучаемым явлениям. Анимационные компьютерные картинки, мелькающие на экране, притягивают ребенка, заставляют малыша буквально примкнуть к монитору, позволяют сконцентрировать внимание и сосредоточенно наблюдать за происходящим. Дети легко запоминают новую информацию, а затем обсуждают ее в группе.

Способы визуальной поддержки материала позволяют добиться длительной концентрации внимания воспитанников, а также одновременного воздействия сразу на несколько органов чувств ребёнка, что способствует более прочному закреплению новых получаемых знаний. С помощью компьютерных программ становится возможным моделирование различных жизненных ситуаций, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать.

В зависимости от способностей ребенка, программа может быть подстроена именно под него, то есть делать упор на его индивидуальное развитие.

При этом вследствие компьютерной неграмотности педагоги могут допускать ряд ошибок. Например, перегружать занятие слайдами, быть недостаточно компетентны в вопросах компьютерной грамотности из-за отсутствия соответствующего опыта.

7. Личностно-ориентированные технологии

Использование личностно-ориентированных, а также игровых технологий способствуют развитию индивидуальности дошкольника. Это является своего рода фундаментом всего образовательного процесса. Основной акцент делается на личности ребенка и его специфических особенностях.

Цель личностно-ориентированной технологии – создание демократичных партнёрских гуманистических отношений между ребёнком и воспитателем, а также обеспечение условий для развития личности воспитанников. При личностно-ориентированном подходе личность ребёнка ставится во главу обучения.

В зависимости от способностей ребенка, педагог подбирает обучающие игры, которые помогут максимально раскрыть и развить талант малыша. Здесь нет места авторитаризму, навязыванию мнения и обезличенному подходу к воспитаннику. В группе, как правило, царит атмосфера любви, взаимоуважения и сотрудничества.

Личностно-ориентированные технологии обеспечивают условия для развития индивидуальности ребенка. Это различные сенсорные комнаты, уголки для индивидуальных игр и занятий.

8. Игровые технологии

Игровые технологии - вот фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС ДО личность ребенка выводится на первый план и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре.

При этом игры имеют множество познавательных, обучающих функций. Среди игровых упражнений можно выделить те,

Которые помогают выделять характерные признаки предметов : то есть учат сравнивать;

Которые помогают обобщать предметы по определенным признакам;

Которые учат ребенка отделять вымысел от реального;

Которые воспитывают общение в коллективе, развивают быстроту реакции, смекалку и другое.

Следует упомянуть технологию «ТРИЗ» (теорию решения изобретательных задач, ставящей во главу угла творчество. ТРИЗ облекает сложный материал в легкую и доступную для ребенка форму. Дети познают мир с помощью сказок и бытовых ситуаций.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то