Как я работала учителем истории. Профессия – учитель обществознания и истории Что надо чтобы стать учителем

Все специальности мира зависят от человека, который решил посвятить свою жизнь работе с детьми и выбрал профессию учителя, ибо все - и простой рабочий, и врач, и кинозвезда, и политический деятель начинали свое образование со школьной скамьи.

Самые яркие воспоминания всегда связаны с первым учителем, поэтому педагоги начальных классов должны обладать не только соответствующим образованием, но высокими моральными качествами, любовью к детям.

Для того чтобы работать в должности учителя начальных классов необходимо получить диплом, подтверждающий получение высшего или среднего специального педагогического образования согласно данной специальности, также можно пройти обучение по смежному или похожему направлению. Однако, предпочтение все же на стороне специалистов с высшим образованием, что обусловлено спецификой данной профессии. Ведь преподаватель начальных классов это в одном лице педагог и психолог, воспитатель и музыкальный руководитель, математик и филолог, а по совместительству еще "школьная мама".

Получить педагогическое образование можно на базе 9 или 11 классов, что соответственно займет 3 и 4 года обучения. Высшее образование первого уровня это бакалавриат (4 года), а второго - магистратура (2 года). Есть еще третий уровень, выпускники которого преподают в высших учебных заведения.

Как стать учителем без педагогического образования

В последнее время все большее число молодежи изъявляет желание овладеть профессией учителя и, согласно классическому способу, юноши и девушки подают документы в педагогические колледжи, университеты и пединституты, последнее позволяет вести преподавание по различным предметам в старших классах общеобразовательных школ.

Однако, руководствуясь изменениями в системе школьного образования, которые действуют с 1.09.2010 года, можно принимать на работу в школу людей без профильного образования. Обучением может заниматься врач, юрист, экономист, преподавая предмет максимально близкий специфике своей работы. Чтобы получить должную квалификацию, нужно обязательно сдать экзамены в одном из отечественных педагогических вузов.

Как стать учителем начальных классов без педагогического образования

То же касается и педагогов начальных классов. Ведь учитель это не столько специальность, сколько образ жизни, зов сердца и души. Часто даже самое высокое образование не помогает, если человек не любит детей, не обладает выдержкой и самоконтролем и не может справиться с собственными эмоциями. Поэтому, талантливый от природы педагог может работать и без специального образования, сдав экзамены и подтвердив квалификацию в соответствующем вузе.

Как стать учителем английского языка в школе

Для того, чтобы преподавать английский язык детям, обязательно нужно получить знания, которое не только учат иностранному языку, но и знакомят с методикой преподавания его в школе. Школьные методики осваивают в педагогическом университете на факультете иностранных языков, а также в университете, выбрав специализацию учитель английского языка.

Школьный учитель английского языка особо востребован, можно сказать, что это одна из самых важных профессий современности. Ведь знание английского на сегодняшний день это не просто дань моде, а необходимость. Причем, для самого преподавателя, особенно молодого, работа в школе является отличным опытом в совершенствовании педагогических и профессиональных навыков.

Как стать учителем истории и географии в школе

Профессия школьного географа и историка это одна из тех специальностей, любовь к которым начинается еще тогда, когда будущие учителя сами ходят в школу. Обычно это люди влюбленные в свой край, весь огромный мир и способные по-детски искренне радоваться всем его удивительным проявлениям, передавая знания и эмоции своим ученикам.

Получить профессию школьного учителя географии или истории можно, поступив га географический или историко-географический факультет пединститута либо университета. Время обучения обычно составляет 4 года.

Но можно получить и среднее педагогическое образование, после которого начать трудовую деятельность в качестве учителя начальных классов, параллельно обучаясь на заочном отделении высшего учебного заведения.

Как стать учителем физкультуры

О важности физического воспитания учащихся вряд ли стоит напоминать лишний раз. В школах востребованы профессиональные преподаватели, которые способны привить детям любовь к спорту и донести чрезвычайную важность здорового образа жизни, особенно в условиях современной экологии.

Получить данную профессию можно в техникуме физической культуры только на очной форме обучения. Выпускники 9-х классов учатся обычно 3 года и 10 месяцев, а с аттестатом полного среднего образования период обучения занимает 2 года и 10 месяцев.

Поступление сразу после школы в институт или университет на отделение физической культуры и спорта даст диплом о высшем образовании, который можно получить и после обучения в техникуме, выбрав как очную, так и заочную форму обучения в вузе.

27 июля 2016, 23:05

Моя работа, несмотря на все корпоративные бонусы и перспективы, действовала на меня удушающее. В прошлом июле я достигла точки уныния и написала заявление на увольнение. Новую работу я не искала, хотелось целый год спать, читать книги, пить кофе или жить в деревне.

И тут случилась магическая вещь: мне позвонили из моей сельской школы и спросили не хочу ли пойти к ним учителем истории поработать. Я со школы, класса с 10-го, мечтала быть учителем, именно истории и именно в своей школе.

В университетские годы мой пыл поостыл, после педагогической практики я думала, что ошиблась, что это все не моё, дети такого пугливого и стеснительного учителя не заслуживают, какой пример я могу им дать? Да и самой страшно с ними один на один оставаться.

Поэтому, долго не раздумывала и согласилась на предложение директора, предупредив, что только на год. Мама, когда узнала, два дня со мной не разговаривала, вообще вышел форменный скандал: все родственники звонили и отговаривали, спрашивали, может случилось чего у меня, и никак поверить не могли, что я все оставлю и вернусь в деревню и кем! Учителем!

Собеседования не было, директор по телефону мне озвучила примерную зп, нагрузку и какие льготы (70% жкх-счетов оплачивается) + необходимо предоставить медкнижку, паспорт прививок и справку об отсутствии судимостей. По договоренности с прежним начальством я работала до середины сентября, потом съездила в отпуск, и 1 октября приехала в школу.

Больше всего меня с самого начала волновал вопрос моей квалификации. Историю, я конечно, люблю и читаю статьи интересные разные, книги по античной культуре, на группы вк подписана сплошь исторические. Но, на минуточку, универ я закончила в 2008 и по специальности и даже около не проработала ни дня. Но еще более странно, то что волновал этот вопрос только меня одну и больше никого. Я решила, что разберусь на месте, за месяц который мне оставался прочитала несколько полезных книг по педагогике, записалась на он-лайн курс Истории России СПБГУ, пересмотрела сериал “Романовы”, все фильмы про школу и учителей, биографии художников заодно (это для МХК).

В дальнейшем это мне очень помогло, т.к. ни на какие курсы повышения квалификации или типо того меня отправлять не собирались, наставник, который мне полагался делиться знаниями не собиралась и на все мои вопросы был один ответ: в интернете найдешь. Про нее отдельное эссе написать можно “WTF”: она бывший директор и серый кардинал школы, в кабинет с табличкой “История” всем другим учителям вход был заказан, мне запрещала пользоваться компьютером (школьная собственность) и проектором (вдруг сломаю), я как-то все-таки воспользовалась ноутбуком, так она потом его запаролила. Смех))) Как к руководителю школьного метод-объединения, к ней поступала вся информация по конференциям и конкурсам, мне она сообщала за день или два, что исключало моё в них участие. При попытках сопротивления и неповиновения напускала родительниц. Но вместе с тем постоянно строила козни и ученикам из своего класса, если они как-то ей перечили, отзывалась о неугодных “он слабак”, “этот трус”. Вот с этим учителем было самое большое разочарование, как в человеке и наставнике, так и как в педагоге, когда сама училась в школе этого учителя боготворила.

Предыдущий учитель истории из этой школы ушла из-за странной и тяжелой атмосферы вокруг предмета: кабинета нет (он есть фактически, но в него не пускают или там ничем не воспользуешься), других кабинетов не дают, хочешь вести урок с проектором - актовый зал, пожалуйста, нагрузку и расписание сначала выбирает старая историчка, потом остатки - тебе, все узнаешь в последнюю очередь. Директор улыбается и плечами пожимает.

Большая часть учителей относились ко мне хорошо и очень помогли. Самый лучший и ценнейший совет: ставить оценки сначала в черновик, потом в журнал. Исправления не приветствовались, если исправлена оценка - внизу печать и подпись директора школы, в теме урока или сзади журнала - заклеивай и пиши заново. Точки ставить нельзя, за наполняемостью оценок следят, неявки - обязательно. Я сначала дрожащей рукой вносила оценки, путалась, исправляла, ходила к директору с повинной головой, нервничала, что такая растяпа. И вот эта штука с черновиком журнала - мое спасение: и домашки там записывала (самой не забыть, чего задала и кому какой доклад), контрольные и тесты, когда наобещала провести, чего проходим (за программой не всегда успевали, а иногда и опережали), двойкам - раздолье, долгам всяким - отдельное место. А в конце недели все в тишине и аккуратности переносилось мною в журнал.

Еще лайфхак для учителей - пользуйтесь одной и той же ручкой, с бледно-синей пастой - как правило её терпеть не могут ученики, меня это несколько раз выручало, когда особо отличившиеся ставили сами себе оценки.

Ученики - самое лучшее, что есть в школе. Если вы человек нормальный и адекватный, это видят. Но все ваши недостатки тоже. Вы как голый, ничего скрыть нельзя. И бесит собственное бессилие, неопытность, незнание, когда ты хочешь говорить интересно, и чтобы все слушали, а они зевают и смотрят в окно. Но когда получается, когда все работают и спорят о чем-то по теме и делают домашку так, как ты учила и говорят “спасибо за урок” - вот сразу забываешь обо всех неудачах.

К внешнему виду, привычкам и разным гаджетам очень пристальное внимание. Мне тяжело было первое время много говорить, прям до спазмов, и я носила с собой ромашковый чай в термокружке, сколько было комментариев и вопросов “зачем”, “а с коньяком, наверно” и “можно попить”. Как-то нарисовала стрелки на глазах, иду по коридору навстречу 6-му классу, и мальчик один во весь голос: “Вы глаза накрасили???!!!”

В мой первый день девочка из 11-го класса спросила могу ли я её подготовить к ЕГЭ и какой у меня педагогический опыт. Я честно ответила - 4-й урок.

В 9-м классе рассказываю, как проходил первый визит советского лидера в США, куда возили, что показывали. Спрашиваю у класса: кто этот советский лидер? Молчат. Давайте, ребята, мы в четверг на истории России говорили об этом? Класс: Сталин? Ленин? Я: подсказка - кукуруза. Ученик: Кукурузин?!

В 6-м классе писали эссе на тему “Как я могу заработать карманные деньги”. Девочка написала: “Я могу сочинять стихи и продавать их, а еще время от времени сдавать кровь”.

Самое трудное - отказаться от личного отношения и ставить оценки объективно. Один из главных уроков жизни, что я усвоила в школе: если ребенок начинает вести себя по-другому: не ходит на уроки, домашнюю не делает, огрызается или едко комментирует все и вся, то по любому что-то случилось в семье и такое, что врагу не пожелаешь. Но есть такие, которые премерзко ведут себя всегда, товарищ один мне всегда напоминал шакала, приспешника Шерхана, было в его поведении с другими учениками что-то похожее, сам на уроках не работал, только болтал и хихикал, домашние, в лучшем случае, списаны.

Получается у него тройка в четверти (и то, много!), приходит с директором и отцом, ставьте ему «4» и все тут! У мальчишки глаза огромные, слёзы стоят. Что вы, да я не разговаривал! Что вы, да я все сам делал! Что вы, да я руку тянул (в туалет можно, ага). Что вы, я был на каждом уроке! Где тетрадка? Тетрадку я потерял, дал списать и не вернули. И, вот честно, в этот момент я - дракон, он - кролик. Такие актеры)))

Много детей под опекой, при живых родителях, кто-то с синяками ходит, в одежде грязной, девочки некоторые в 7-8 классе, а “не первый год замужем”. Питание в школе платное, 270-300 р в неделю, но многие родители себе и этого позволить не могут, поэтому дети голодные, ходят хлеб едят (в столовой можно брать сколько хочешь, если каша или суп остаются, то и их раздают желающим), некоторые стоя едят. Мальчик один написал заявление, чтобы его в детдом забрали по собственному желанию, из-за невыносимых условий в семье. Как мне сказал социальный педагог, для многих школа - единственное место, где они могут побыть нормальными детьми. Поэтому и общая политика такая ходят в школу и ладно.

Еще с начальной школы детей делят по социальному статусу семей (поселок и все всех знают), поэтому разница между “А” и “Б” огромная. Некоторые классы в параллели, из-за нехватки средств на зарплату учителям, объединены в один. У меня было два таких 6 и 8. Это катастрофа. И если шестиклашкам ещё все интересно, то с 8-м классом тяжело справиться. В одной из своих книг я вычитала, что большую аудиторию можно настроить на рабочий лад дав письменное задание. Так в основном мы с ними и делали. Если я пыталась что-то рассказать, тут же начинался гул голосов. Уроки с дебатами или игровые формы очень быстро выходили из-под контроля

Дети, которым родители уделяют внимание (занимаются с ними, проверяют дневник, домашние задания, ходят на собрания, кружки, секции, находят время, чтобы интересоваться жизнью своего ребенка) и все остальные разделены огромной пропастью.

Ко всем ученикам я обращалась на “вы”, за что директор в конце года учебного назвала меня “интеллигентнейшей женщиной” при всей школе и грамоту вручила. Детям многим не нравилось, спрашивали почему другие учителя “ты” им говорят, я придумала, что это от того, что другие знают их с самых первых классов, когда они были малышами, а я первый год их вижу).

Формы ни для учеников, ни для учителей нет, только дресскод. Зимой было так холодно, что сидели в шапках и куртках (вечно что-то ломалось), но мне как-то стеснительно было в верхней одежде, поэтому я вещала, закутавшись в шарф.

Все уроки вела стоя, это и дисциплине в классе помогает и внимание держит лучше.

Спускаюсь как-то по лестнице и... мимо ступеньки, растянулась, ногу подвернула (вообще подумала, что, как минимум, сломала лодыжку), лежу, навстречу мне началка с физры идут и как давай ржать надо мной. Пришлось с каменным лицом вставать и ковылять в учительскую. Пришла и давай реветь, хорошо, что там никого не было. И больно и обидно и смешно, но уже потом.

Еще один бесценный педагогический совет, который я получила: никогда не пытаться говорить, когда в классе шумно, поэтому в минуты всеобщего галдежа я молча ждала, когда все угомонятся. Сначала на это уходило и 5 и 10 минут, но потом к моей тактике привыкли и пары минут хватало, чтобы вернуться к уроку. Дети долго привыкали, что я не кричу на них, некоторые давали советы: “Вы крикните на нас, мы сразу успокоимся”.

Тяжело работать, когда постоянно отвлекаешься на чьи-то разговоры, комментарии, как учителю, так и тем ученикам, которые вовлечены в процесс.

Нагрузка у меня была небольшая - 18 часов в неделю, зато раскиданы они были со вт по сб вразнобой (через окно или 5 и 6 урок - на два часа приходи в школу), я вела предметы: история России, Всеобщая история, обществознание, МХК, историческое краеведение. Плюс я согласилась на классное руководство одного из 9-х классов и школьный музей. Ниже я и моя зп))))

Один мой урок стоил 120р, а готовилась к каждому по 2-3 часа. Так как очень много информации для запоминания, часть работы я делала вечером, а потом вставала в три часа утра и повторяла все заново. Для каждого урока я делала презентацию, это очень удобно, т.к. у меня ни карт исторических, ни каких-то других наглядных материалов не было, да и зачем, если все есть в цифровом виде и превосходном качестве, старалась добавить что-то интересное, забавное (если тема позволяла). Но часто были такие случаи, что готовилась-готовилась, а дали кабинет без проектора и досвидули всей подготовке.

Для привлечения внимания использовалось все, в том числе и творчество из тетрадей)

Сильная загруженность, как правило, только в первый год работы, потом ты уже только корректируешь свои наработки. Многие учителя жалуются на большой объем различных отчетов, на тяжёлый учительский труд, у меня эти жалобы вызвали лишь улыбку. Серьезно?! В два часа никого нет в школе, два выходных в неделю, все каникулы (надо только свое кол-во часов посидеть в школе), карантин (две недели в феврале был), морозы, все праздники государственные, больничный - пожалуйста, отгул - на, заслужил! отпуск, внимание, 56 дней подряд. Ну, правда)))) отчеты - это 10 часть того, что выполняет специалист какой-нибудь корпорации. Мне подготовка к урокам была в удовольствие, поэтому я в расчет это время не беру)

Тетради всегда проверяла в школе, с мылом и дезинфектором, боялась клопов, вшей и чесотки, домой никогда не носила. Математике и русскому языку доплачивают за проверку, всем остальным - нет. Как правило, это скучное занятие, все списывают со списанного, поэтому я периодически задавала писать эссе - смеялась до слез, хоть какая-то радость. Учительница по математике рассказала историю: она всегда носила тетради в холщовой котомке домой проверять, идет как-то раз, а её соседка спрашивает с укоризной, что это вы из школы сумками таскаете?!

Раз в месяц ездила сопровождающим на школьном автобусе по близлежащим деревням. За два часа поездки, которая начиналась в шесть утра платили 60 рублей. 60 рублей, Карл! Весной хорошо - рассвет, леса, поля вокруг. Раз в неделю надо стоять в коридоре и дежурить, чтобы все не носились как угорелые, не засовывали пальцы в железные петли, не дрались.

Само здание школы - долгострой, еще с советских времен, но школа считается новой: учебные кабинеты просторные, над кабинетом директора - спортзал, во время физры там настоящий ипподром, библиотека на третьем этаже (все норм, пока не наступает момент сдачи учебников). При школе, спонсором построен футбольный стадион, и начиная с начальных классов и до 9-х ребята тренируются, ездят на игры, форма есть игровая, тренировочная, зимняя и проч. Это такое большое дело, не просто благотворительность, а внимание и работа постоянная с детьми. У многих из них появилась цель в жизни и мечта и возможности, которые их родители, в силу обстоятельств, дать им не могут.

Коллектив отличный, за некоторым исключением, все учителя в основном 30 +, дружные, веселые, но все разговоры вокруг школы. Многие работают по федеральной программе: дом + машина. Также многие участвуют в различных конкурсах, выигрывают гранты (100-400 тыс). Зп учителя зависит от нагрузки часов, категории и системы баллов, которые зарабатываются в течении года.

Конечно, тяжело привыкнуть к жизни в деревне, после города. Куда бы я не шла - везде ученики. Радуются, здороваются, потом на уроке объявляют, что мы вас видели, вы куда-то шли в серой шапке/тряпичных сапогах/синем платье. Не хватает обычного городского комфорта, чтобы был тротуар, например, или магазины закрывались не в шесть вечера все. Очень много внимания, личной жизни нет, только общественная. Но зато свежий воздух, вода из-под крана, зима с белыми сугробами, всюду доехать можно за 10 минут. Как-то ко мне в гости приехала подружка, мы пошли в единственное суши-кафе, один столик - учительницы из моей школы, второй - одинацатиклассницы, третий - мы))))

Я кардинально поменяла свое мнение о школе, многие статьи, которые печатают в журналах модных оторваны от реальности, у половины детей, в стремительно меняющейся культуре, потоке информации, нет ни ориентиров, ни авторитетов, ни дисциплины. И учителя и родители, в одной лодке и должны идти в одном направлении, грести в разные стороны не имеет смысла.

За этот год я получила бесценный опыт, работа интересная очень, при должном старании можно и зарабатывать нормально.

Ну и напоследок, минутка истории: теперь правильно говорить Древнерусское государство (а не Киевская Русь) и монгольское нашествие (а не татаро-монгольское)

Всем спасибо за внимание)

Профессия педагога всегда привлекает. Стремление помогать в развитии, обучении, давать людям новые знания заслуживает уважения. Но как стать учителем без педагогического образования? И как улучшить свои навыки, стать действительно наставником и помощником? Для этого, увы, одного желания недостаточно.

Отсутствие специального образования

Первый момент, с которым могут столкнуться желающие стать учителями, – это отсутствие педагогического образования. Нередко бывает так, что в школе отсутствуют педагоги по каким-либо дисциплинам. Или же педагог не очень хороший и освещает недостаточное количество материала. Или, возможно, ребёнок занимается на дому и потому тяжело обеспечить для него эффективный педагогический процесс. В любом случае, знать, как стать хорошим учителем, пусть и без педагогического образования, необходимо каждому родителю.

Обычно для учительской практики обязательным требованием является наличие диплома по специальности. Тем не менее, в 2010 году был издан приказ, согласно которому можно принимать для работы в школе людей без специализированного образования. Но преподаваемый предмет должен быть максимально близок к специальности, указанной в дипломе. В школе могут работать представители таких профессий:

  • экономисты;
  • юристы;
  • врачи;
  • спортсмены.

Чтобы начать преподавать, необходимо сдать квалификационные экзамены. После успешного их окончания можно смело приступать к педагогической деятельности. Эти экзамены обычно сдаются на базе педагогического института, уровень аккредитации которого позволяет проводить аттестацию работников.

Начальная школа

Следующий момент – как стать учителем начальных классов. Образование, которое получают студенты педагогических вузов, включает в себя работу с различными категориями детей, развитие их познавательного интереса и даже проведение коррекционного образования, почему и стоит при выборе учителя начальных классов отдать предпочтение дипломированному специалисту.

Но даже лучшее специализированное образование не сделает из человека хорошего преподавателя начальных классов, если он не любит детей и не может контролировать свои эмоции. При отсутствии специализированных знаний можно всё равно получить разрешение на ведение уроков в начальных классах. Но это потребует прохождения квалификационных тестов.

Английский язык

Одна из самых востребованных специальностей в школе – учитель английского языка. Чтобы понять, как стать учителем английского языка в школе, нужно обратить внимание на следующие моменты:

  • Идеальное знание языка. Самым лучшим вариантом будет проживание в стране и непосредственный контакт с носителями языка. Чтение литературных изданий на изучаемом языке также поможет в данном вопросе.
  • Знание методики преподавания. Это самый сложный момент, касающийся иностранного языка, и английского в частности. Способность к пониманию и восприятию у детей разных возрастных групп отличается. Взрослые совершенно иначе воспринимают язык, и для них обучение может быть куда более сложным, чем для детей. Чтобы уметь правильно подбирать задания и средства преподавания английского, необходимо пройти курс по методике преподавания, который обычно включён в программу высших учебных заведений.

Конечно, для преподавания английского потребуется подтверждение о прохождении квалификационного теста. В некоторых случаях допускаются исключения, если человек имеет педагогическое образование по другой специальности, но в совершенстве владеет английским.

Физкультура

Важность физического развития детей очевидна, особенно со стремительно уменьшающимся количеством подвижных игр. Зная, как стать учителем физкультуры, можно не только укрепить здоровье своего ребёнка, но и привить ему любовь к спорту.

Профессиональное образование можно получить в техникуме на дневной форме обучения. По окончании техникума можно поступить в университет на специальность, связанную с физкультурой, и получить уже высшее образование. Обучение в университете, которое осуществляется после техникума, можно получить как на дневной, так и на заочной форме.

Обязательным условием работы в школе, конечно же, является любовь к детям. Изучение теории и методики физического воспитания поможет грамотно планировать урок и составлять задания. Учитель физкультуры должен уметь оказывать первую помощь, поскольку данный предмет характеризуется высоким риском получения травм. Также, для проведения уроков физического воспитания, преподавателю нужно самому находиться в хорошей физической форме. Чтобы этого добиться, можно самостоятельно заниматься спортом. Нередки случаи, когда спортсмены по окончании карьеры уходят тренировать или в учителя физического воспитания.

Биология и химия

Стать учителем биологии может лаборант института, научный работник или врач. Как уже было сказано выше, для получения разрешения на ведение уроков потребуется прохождение аттестации. При планировании уроков естественно-математического цикла стоит обращать внимание не только на возраст учеников, но и на информативную составляющую.

Обычно такие предметы, как биология и химия, воспринимаются детьми без особого интереса, поскольку требуют усвоения большого количества информации. Чтобы облегчить процесс преподавания, необходимо замотивировать детей к обучению и показать, почему знания, которые они получат на уроке, пригодятся им в дальнейшей жизни. Это является одним из основных качеств хорошего педагога – стимуляция познавательного интереса у учащихся.

Музыка

Чтобы стать учителем музыки, необходимо окончить специализированный музыкальный колледж или обучение в университете. Для этого в большинстве случаев требуются навыки игры на музыкальных инструментах и умение петь. При отсутствии музыкального слуха получить специальное образование будет проблематично.

Чтобы подтвердить квалификацию, потребуется получить сертификат от Национальной ассоциации преподавателей музыки. Для этого нужно пройти учебную программу, которая завершается тестированием. Важно отметить, что для преподавания музыки в старшей школе может потребоваться докторская степень или магистратура по специальности «Музыка». Объём зарабатываемых средств будет напрямую зависеть от полученной степени. Магистры обычно имеют более высокий оклад, чем бакалавры.

Зная, что нужно, чтобы стать учителем, можно быстро освоить желаемую профессию. Но, выбирая педагогический ВУЗ, следует помнить, что данная специальность требует большого количества времени и терпения. Человек, который хочет работать в сфере образования, должен обладать такими качествами.

Если вы всерьез задумываетесь о том, чтобы стать учителем, то такое стремление можно только похвалить. Однако прежде чем связать себя с данной профессией на долгие годы, необходимо понять, что она имеет массу специфических особенностей. В связи с этим, некоторые люди со временем разочаровываются в работе учителя. Чтобы этого не случилось и с вами, предлагаем узнать несколько важных вещей о данной профессии.

Очень важно заранее планировать уроки

Конечно, нельзя предсказать, как пройдет то или иное занятие. Ведь очень многое зависит от аудитории и темы. Однако если вы заранее как можно лучше подготовитесь к уроку, то будете чувствовать себя гораздо увереннее, что бы ни делали дети в классе.

Если вы не готовы, не волнуйтесь

Если по какой-то причине вам не удалось подготовиться к занятиям, или же возникла необходимость в смене плана, то не стоит переживать. Конечно, начинающий учитель вряд ли сможет легко последовать данному совету. Ведь порой молодых преподавателей охватывает мандраж даже перед уроками, к которым они тщательно готовились. В любом случае с опытом вы обнаружите, что в этом нет ничего страшного. К тому же вам будет удаваться очень быстро находить отличные идеи касательно того, как лучше провести занятие без предварительной подготовки.

С некоторыми классами работать сложнее, чем с другими

Начав работать учителем, вы вскоре на своем опыте увидите, что порой уроки проходят легко, а порой вы не можете дождаться звонка. Все зависит от ребят в классе и от того, как они воспринимают вас и предмет, преподаваемый вами. Поэтому будьте готовы к такому повороту событий. Всегда нужно иметь в запасе какие-то упражнения и задания, которые смогут разрядить обстановку и заинтересовать ребят. Кроме того, помните, что никогда не стоит сдаваться. Ведь ваша цель - обучить детей чему-то важному и новому. Следуйте ей!

Забудьте о полноценных выходных

Некоторые люди считают, что учителя слишком много отдыхают. Ведь им не приходится проводить уроки во время каникул. Однако они не понимают, что работа учителя сводится не только к преподаванию, но и к тщательной подготовке к занятиям, выполнению различных общественных поручений, повышению квалификации и т.д. Порой в течение учебного года учитель не может нормально отдохнуть даже в свой выходной день, так как ему приходится проверять домашние задания и составлять план уроков на следующую неделю.

Не бойтесь отличаться от коллег

Некоторые люди осуждают учителей, которые применяют нестандартный подход в своей работе. Однако большинство соглашается, что креативные идеи позволяют детям лучше усваивать материал. Ведь главная задача учителя - заинтересовать своих подопечных, чтобы у них появился интерес в изучении того или иного предмета.

Если вы не уверены в своем выборе, то лучше не становиться учителем

Если вы сомневаетесь в том, что карьера преподавателя - это то, что вам действительно нужно, то хорошенько подумайте о том, стоит ли продолжать работать в этом направлении. Ведь, занимаясь нелюбимым делом, вы не сможете достичь успехов в профессии. К тому же дети быстро поймут, что вам не нравится ваша работа, что неизменно отразится на их успеваемости и интересе к преподаваемому вами предмету.

Этот вопрос передо мной не стоял, когда 3 года назад я заканчивала школу. Было решено, что буду поступать в педагогический университет на филологический факультет, поскольку я хотела стать учительницей русского языка и литературы. Поступила в ВУЗ с первого раза. Началась моя студенческая жизнь.

Учеба в ВУЗе по сравнению со школой – это как небо и земля. Здесь уже чувствуешь себя на другом, более взрослом уровне. Лекции, семинары, самостоятельная работа в библиотеке – все это способствует тому, что ты должен более ответственно относиться к своему образованию. Тут нет такого жесткого контроля, как в школе. Учиться мне всегда нравилось, поэтому я быстро вошла в новый ритм учебного процесса.

После окончания первого курса, я решила поработать в летнем городском лагере, полагая, что личное общение с ребятами только укрепит меня в решение, посвятить свою жизнь учительскому труду. Действительно, мне очень понравилось работать с разновозрастными детьми, которые по всяким причинам проводили свои каникулы в городе. Мы совершали интересные экскурсии в окрестности, посещали музеи, городки аттракционов. В дождливую погоду проводили всякие конкурсы: на лучший рисунок, стихотворение, короткий рассказ. Могу сказать, что многие ребята обладают разнообразными талантами. Главное, взрослым надо разглядеть талант каждого и дать ему развитие. Раз в две недели состав нашей группы обновлялся: кто-то уезжал с родителями на отдых, и для новичков освобождались места. Лето пролетело очень быстро. Я была довольна и счастлива, потому что внеклассная работа мне была по душе.

Новый учебный год начался на подъеме. Я встретилась со своими однокурсниками. Мы живо обменивались впечатлениями о прошедшем лете. Многие из них путешествовали по России, нескольким счастливчикам удалось отдохнуть заграницей. Во время учебного года я занялась репетиторством, недостатка в учениках у меня не было. Это были мои подопечные из летнего лагеря. Индивидуальные занятия с учениками проходили замечательно и приносили мне моральное удовлетворение. Кроме того, заработанные деньги были не лишними к моей стипендии.

К третьему курсу мы овладели азами учительского мастерства, постигнув теорию. Мы уже были опытными в методических аспектах преподавания предмета, владели начатками психологии. Наши преподаватели заложили в нас основы методологии, как надо учить детей. Иными словами, теоретически я была подкована на 100%, как надо преподавать мой предмет. В конце третьего курса студентов ждало первое испытание: короткая педагогическая практика в школе. Хочу заметить, что основная практика преподавания в школе будет на 4 и 5 курсах, а пока… все с нетерпением и боязнью ожидали первого испытания.

Перед началом школьной практики каждый студент получил инструкцию, как себя вести. Основные положения этого руководящего документа сводились к следующему:

Нужно придти в класс раньше звонка, чтобы проверить готовность к занятию. Со звонком дети заходят первыми, учитель – последим.
Учащиеся должны приветствовать учителя организованно.
Не стоит тратить время на поиски в журнале своего предмета, эту нужно сделать заранее на перемене.
Начинать урок энергично и вести его так, чтобы каждый ученик был занят постоянно делом. Затянутые паузы, медлительность – это бич дисциплины на уроке.
Изложение материала урока должно быть интересным, с созданием проблемных ситуаций, чтобы включить мозги учащихся. Следует постоянно наблюдать за всем классом, особое внимание требуют те, кто постоянно отвлекается и мешает другим.
Нужно чаще обращаться с вопросами к тем ученикам, которые заняты на уроке посторонними делами.
Заканчивать урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников, но воздерживаться от излишних замечаний.
Порицая недисциплинированного ученика, стараться не прибегать к помощи других преподавателей, это не прибавит авторитета молодому учителю.

Инструкция была длинная и подробная. Но, гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Итак, мы должны были провести неделю в школе. Мне достались малыши – пятиклассники. Переступив порог класса, я оказалась перед несколькими десятками любопытных глаз. Для детишек появление молодой практикантки – это целое событие. По сигналу своей учительницы класс встал и поприветствовал меня. Затем было мое краткое представление и напутствие, чтобы дети вели себя смирно и прилежно учились с новой учительницей-практиканткой.

Я очень волновалась, все теоретические знания одним мигом испарились из моей головы, не говоря уже о пресловутой инструкции, как себя вести. Чтобы придти в себя, я полистала журнал в поисках своего предмета. Класс, предоставленный сам себе, тихо загалдел. Я взяла себя в руки, и, повесив на уста фальшивую улыбку, изрекла: « Итак, ребята, сегодня мы будем обсуждать с вами рассказ И.С. Тургенева «Муму». Дальше я произнесла несколько вступительных фраз, заготовленных заранее, глядя прямо перед собой. А ведь я должна была наблюдать за всем классом постоянно. Детки сразу сориентировались и некоторые из них занялись своими собственными делами.

Как я заметила, один мальчик читал что-то на своем планшете, пара девочек живо обменивалась между собой СМС-ками. Несколько соседей по столу оживленно беседовали, один ученик смотрел непрерывно в окно, то ли мечтая, то ли считая ворон. Меня слушала примерно одна треть класса. Охваченная безумным волнением я не знала, что делать. С самой первой минуты я упустила «вожжи внимания», а теперь уже поздно. Тогда я решила продолжать урок для тех, кто меня слушает, и работать с ними. Это была вторая грубая ошибка. Короче, я не помню, как я дожила до конца урока, но когда прозвенел звонок, я вздохнула с облегчением…

В течение недели я несколько раз снова встречалась с этим классом и имела возможность поближе познакомиться с учениками. Я сразу заметила, что класс поделен на группы, которые враждуют между собой. Есть дети – изгои, которых никуда не приняли. Они становятся объектами постоянных насмешек. В моем классе это были дети мигрантов из Таджикистана. Еще одна особенность – ребята из разных групп постоянно «стучали» на своих одноклассников из враждебной группы. И что самое жуткое, детки общались между собой на таком языке, который и не снился самому последнему подзаборному забулдыге. Я понимаю, что это была обычная общеобразовательная школа в спальном районе, куда попадали дети из разных семей. Может быть, в гимназиях такого безобразия нет! Я не могу сравнивать.

Короткая практика по выбранной специальности навела меня на размышления. Действительно ли я смогу работать учителем, когда на каждый урок тратиться столько нервов и энергии? Немаловажную роль играет размер зарплаты, которую я буду получать после окончания ВУЗа. Если на нее нельзя будет прожить, то вряд ли пойду учительствовать.

На раздумья у меня есть 3 года, я собираюсь заканчивать магистратуру. Более длительная практика покажет, смогу ли адаптироваться к специфике выбранной профессии. А пока я решила серьезно заняться изучением иностранных языков. Диплом о высшем образовании и хорошее знание пары языков – это хороший багаж, чтобы найти достойную работу в случае, если я не стану учительницей.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то