Морфологические способы словообразования. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом? Слова образованные приставочно суффиксальным

Словообразование – это раздел языкознания, в котором изучаются способы образования слов языка. Изучая словообразование, можно понять средства обогащения языка в целом. Ведь язык, на котором мы говорим, постоянно изменяется, все, что происходит в обществе, получает отражение в языке через новые слова и значения слов, а главный источник появления новых слов в языке – это словообразование.

Понятия производной, непроизводной, производящей основ

Основа слова, от которого образуется новое слово, называется производящей . Основа образованного слова называется производной , и само слово с такой основой называется производным. Основа же слова, которое ни от чего не образовано (т.е. основа, равная корню), называется непроизводной , само слово также называется непроизводным.

Например, в слове дом основа непроизводная. Если мы хотим от этого слова образовать существительное с уменьшительным значением с помощью суффикса -ик- (дом + -ик --> домик ), тогда основа дом выступает как производящая, а основа нового слова домик – производная.

Упражнения

1. Разделите данные ниже слова на производные и непроизводные:

стенка, пушка, мушка, стирка, лавка, столик, кролик, листок, восток, синий, лисий, синеватый, здоровый, столовый, перловый, дать, отдать, давать, умыть.

Ответ:

Производные слова: стенка, мушка, стирка, столик, листок, лисий, синеватый, столовый, отдать, давать, умыть .

Непроизводные слова: пушка, лавка, кролик, восток, синий, здоровый, перловый, дать .

2. Подчеркните производящую основу слов: необходимость, переносчик, заявление, приходить, беззаботный, интересно, прекращение, охотничий, подорожник.

Ответ :

необходим ость, перенос чик, заявл ение, приходи ть, беззабот ный, интересн о, прекращ ение, охотнич ий, подорож ник.

Основные способы словообразования

Приставочный способ словообразованияобразование слов присоединением к производящему слову приставок. Приставочным способом могут образовываться разные части речи (в примерах: сущ., прил., гл., нареч.), при этом производящее и производное слова всегда относятся к одной и той же части речи. Наиболее активно этот способ используется в словообразовании глаголов.

со + ученик
производящая основа

соученик
производная основа

пре + больш ой
производящая основа

пребольш ой
производная основа

пере + бежа ть
производящая основа

перебежа ть
производная основа

от + ныне
производящая основа

отныне
производная основа

Суффиксальный способ словообразования – образование слов присоединением суффиксов к производящей основе. Этим способом образуются слова разных частей речи:

Приставочно-суффиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящей основе одновременно приставки и суффикса:

Часто такие слова образуются на базе сочетаний предлога с существительным. При этом добавляется суффикс, а бывшие предлоги становятся приставками:

Упражнение

1. Даны слова: безработный, бессмыслица, выключатель, высказать, высказывать, высказывание, напевать, написать, переводной, подставить, подставка, подстаканник, попросить, по-старому, соавтор, собеседование, содействовать, соотечественник, сопровождение .

Распределите слова по трем группам по способу образования.

Ответ:

    Приставочный способ:

    • высказать, написать, подставить, попросить, соавтор, содействовать.

    Суффиксальный способ:

    • выключатель, высказывать, высказывание, переводной, подставка, сопровождение.

    Приставочно-суффиксальный способ:

    • безработный, бессмыслица, напевать, подстаканник, по-старому, собеседование, соотечественник.

Постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову постфикса. Производное и производящее слова относятся к одной и той же части речи. С помощью постфикса -ся образуются глаголы (увлечь --> увлечься, учить --> учиться, сломать --> сломаться ), с помощью постфиксов -то, -либо, -нибудь – неопределенные местоимения и местоименные наречия (кто --> кто-то, чей --> чей-либо, какой --> какой-нибудь, где --> где-то, когда --> когда-либо, как --> как-нибудь ).

Бессуффиксный способ словообразования – образование существительных от глаголов и прилагательных без присоединения каких-либо суффиксов. Для образования существительных от глаголов (часто со значением действия) и от прилагательных (часто со значением признака), как правило, используется суффиксальный способ: изучать – изучени е, рисовать – рисовани е, ходить – ходьба , белый – белизн а, темный – темнот а, слабый – слабость . Однако нередко основа существительных с подобным значением совпадает с основой глагола или прилагательного (переносить – перенос, выходить – выход, зеленый – зелень, сухой – сушь) . Тем не менее такие существительные считаются производными от соответствующих глаголов и прилагательных (а не наоборот), поскольку значение действия является первичным для глагола, а признака – для прилагательного. Иногда от одной основы можно образовать существительное и суффиксальным, и бессуффиксным способом: переписать – переписывание, перепись; синий – синева, синь .
Способ словообразования, который в школьной практике принято называть бессуффиксным, лингвистами обычно рассматривается как разновидность суффиксального способа, при котором используется нулевой суффикс, ср.: син(ий) + -ев- --> синева и син(ий) + --> синь .

Сложение – образование слов соединением двух или более основ или слов. Слова, образованные этим способом, называют сложными. Выделяются следующие разновидности сложения:
А. Сложение слов: диван-кровать, кресло-качалка.
Б. Сложение основ с помощью интерфиксов: носорог, пылесос, полуслепой.
В. Сложение сокращенных основ, в результате чего получается сложносокращенное слово , или аббревиатура . Аббревиатура имеет то же значение, что и исходное словосочетание. Этот способ в русском языке характерен только для существительных. Наиболее частые случаи – это сложение начальных букв слов (МГУ, вуз) , сложение слогов или частей слов полного названия (продмаг, спецкор) и сложение начальной части слова с целым словом (стенгазета, главврач, полдыни, пол-арбуза) .
Сложение основ может сопровождаться одновременным присоединением суффикса: земледелие, пятиэтажный .

Переход в другую часть речи – способ словообразования, при котором слово или отдельная форма слова определенной части речи начинает осмысляться как слово другой части речи. При этом фонетический облик слова остается прежним, но происходят изменения в грамматических свойствах слова, сопровождающие переход в другую часть речи. Примеры: больной (прил. в форме м. рода) --> больной (сущ.), приемная (прил. в форме ж. рода) --> приемная (сущ.), лежа (дееприч.) --> лежа (наречие), весной (сущ. в форме тв. падежа) --> весной (наречие).

Упражнения

1. Укажите способ образования слов:

Ответ:

Суффиксальный:

  • столярничать, подружка.

Приставочно-суффиксальный:

  • предрассветный, собеседник.

Постфиксальный:

  • подняться, какой-нибудь.

Сложение:

  • желто-зеленый, водолаз, пятиугольник.

2. Укажите способ образования следующих существительных:

бездорожье, военный, вывих, знание, мороженое, подгруппа, приговор, пришкольный, продмаг, суперобложка, теплоход, тишь, читатель, шашлычная, шестиклассница, школьный.

Ответ:

    Приставочный:

    • подгруппа, суперобложка.

    Суффиксальный:

    • знание, читатель, школьный.

    Приставочно-суффиксальный:

    • бездорожье, пришкольный.

    Бессуффиксный:

    • вывих, приговор, тишь.

    Переход прил. или прич. в сущ.:

    • военный, мороженое, шашлычная.

    Сложение:

    • продмаг, теплоход, шестиклассница.

3. Какое слово является производным в данных парах, первое или второе? Какой способ образования производных слов здесь используется?

Зелень – зеленый, вылет – вылетать, вход – входить, вынос – выносить.

Ответ : первое, бессуффиксный;

4. Какой способ использован при образовании слова пригорок ?

Ответ : приставочный, от существительного горка (отмечаем чередование нуль звука /беглая гласная о .)

Другие способы словообразования

Приставочно-постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову одновременно приставки и постфикса, например: думать --> вдуматься, шутить --> отшутиться, зевать --> зазеваться .

Суффиксально-постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову одновременно суффикса и постфикса, например: гордый --> гордиться, толпа --> толпиться .

Приставочно-суффиксально-постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову одновременно приставки, суффикса и постфикса, например: стрелять --> перестреливаться, говорить --> переговариваться .

Словообразовательный анализ

Словообразовательный анализ позволяет узнать, от чего и с помощью чего образовано данное производное слово, другими словами, анализируемое производное слово делится на две части: производящую основу и словообразовательную морфему.

Проведем словообразовательный анализ слов, содержащихся в предложении:

В обеденный перерыв сотрудники поели и отправились за мороженым .

Обеденный <-- обед

1. Начальная форма – обеденный .
2. Производящее слово – обед . Обеденный – ‘относящийся к обеду’.
3. Словообразующий суффикс – -енн- .
4. Способ словообразования – суффиксальный.

Перерыв <-- перерыв ать

1. Начальная форма – перерыв .
2. Производящее слово – перерывать . Перерыв – ‘промежуток времени, на который приостанавливается, «перерывается» какое-л. действие’.

4. Способ словообразования – бессуффиксный.
а , стоящий в конце глагольной инфинитивной основы.

Сотрудники <-- труд иться

1. Начальная форма – сотрудник .
2. Производящее слово – трудиться . Сотрудники – ‘те, кто трудится вместе’.
3. Словообразующие морфемы: приставка со- и суффикс -ник- .
4. Способ словообразования – приставочно-суффиксальный.
5. При образовании существительного отсекается гласный и , стоящий в конце глагольной инфинитивной основы, и постфикс -ся .

Поесть <-- е сть

1. Начальная форма – поесть .
2. Производящее слово – есть . Поесть – глагол совершенного вида, парный к глаголу есть .
3. Словообразующая приставка – по- .
4. Способ словообразования – приставочный.

Отправились <-- отправи ть

1. Начальная форма – отправиться.
2. Производящее слово – отправить . Отправиться – ‘отправить себя’.
3. Словообразующий постфикс – -ся.
4. Способ словообразования – постфиксальный.

Мороженое (сущ.) <-- мороженое (прич.)

1. Начальная форма – мороженое .
2. Производящее слово – прич. мороженое в форме среднего рода.
3. Словообразующих морфем нет.
4. Способ словообразования – переход в другую часть речи: причастия в существительное.

Дополнительные сведения о некоторых особенностях русского словообразования

1. Словообразовательные омонимы.

Суффиксы, так же как и слова, могут быть омонимичными. Например, суффикс -к- может образовывать существительные со значением лица женского пола от названия лица мужского пола (студент – студентка, москвич – москвичка) , уменьшительные существительные (репа – репка, комната – комнатка) , отглагольные существительные со значением действия (стирать – стирка, установить – установка) и т.д. Иногда омонимичные суффиксы добавляются к одной и той же производящей основе, и тогда получаются два слова-омонима. Поскольку возникновение таких омонимов связано со словообразованием, их называют словообразовательными омонимами , например: дождевик (плащ) и дождевик (гриб); пожарище (большой пожар) и пожарище (место после пожара), топорище (большой топор) и топорище (рукоятка топора). Пожарище (место) и топорище (рукоятка) – существительные среднего рода: страшное пожарище открылось нашему взору; у топора удобное топорище . А существительные с увеличительным значением топорище и пожарище – мужского рода (так же как сапожище, домище и т.д.), так как при образовании уменьшительных или увеличительных существительных род, как правило, не меняется.
Часто у омонимов бывает разный морфемный состав. Так, слово норка (зверь) непроизводное, а слово норка (маленькая нора) образовано с помощью уменьшительного суффикса -к- от слова нора .

2. Наложение морфем .

Прилагательное розоватый образовано от прилагательного розовый и обозначает слабую степень проявления этого признака. Значит, производящая основа розов- . Остающийся суффикс -ат- встречается в прилагательных, но он имеет значение обладания и образует прилагательные от существительных (усатый, бородатый, полосатый) . А значение слабой степени проявления признака имеет суффикс -оват- (ср. красноватый, голубоватый ). По правилу должно было бы получиться слово розововатый . Но в слове возник повтор двух звуковых отрезков: ов – ов . Они совместились друг с другом, и в результате получилось слово розоватый . Это явление называется наложением морфем. Другие примеры: Смоленск + -ск- --> смоленский (ср. Суздаль + -ск- --> суздальский ), лермонтовед (ср. пушкиновед ), чествовать (ср. приветствовать ).
По орфографическим правилам русского языка в слове не могут соседствовать три одинаковые согласные, даже если это и требуется составом слова. Это частный случай наложения морфем: рас- + ссорить --> рассорить, колонн(а) + -н- --> колонный, Одесса + -ск- --> одесский .

3. Различие словообразовательного и исторического (этимологического) анализа слова.

В процессе развития языка морфемный состав слова может измениться: производное слово, ранее членившееся на морфемы, может потерять членимость и стать непроизводным. Так, например, слова льгота, польза и нельзя были когда-то однокоренными словами. Но теперь, после исчезновения из языка слова льга (льзя), каждое из этих слов воспринимается как непроизводное.
Еще более удивительна история слова зонтик . Это слово пришло к нам из голландского языка: zonnedek ‘навес от солнца’. Первоначально в слове зонтик не выделялся суффикс, и значение его было ближе к значению голландского слова. Вот как его употребляет Н.В. Гоголь в «Мертвых душах»: Подъезжая ко двору, Чичиков заметил на крыльце самого хозяина, который стоял в зеленом шалоновом сюртуке, приставив руку ко лбу в виде зонтика над глазами, чтобы рассмотреть получше подъезжавший экипаж . С течением времени произошли изменения не только в значении слова, но и в его морфемном составе. Теперь мы воспринимаем последнюю часть слова -ик как уменьшительный суффикс и, отбрасывая его, получаем слово зонт . Так что с исторической точки зрения слово зонт образовано от слова зонтик . А словообразовательный анализ современного русского слова показывает, что слово зонтик образовано от слова зонт с помощью уменьшительного суффикса -ик (ср. домик, столик ).

Морфемы подобны строительному материалу, только из морфем состоят слова. Но с помощью строительного можно создавать и новые здания, а из морфем можно составлять новые слова. Как? Об этом вы узнаете на данном уроке.

Тема: Словообразование. Орфография

Урок: Основные способы образования слов в русском языке

При образовании слов приставочным способом новое слово возникает в результате присоединения приставки к исходному, уже готовому слову. При этом новое слово относится к той же части речи, что и исходное.

Приставочным способом образуются:

1. имена существительные:

к исходному существительному бабушка прибавляется приставка пра- - получается новое существительное прабабушка ;

2. имена прилагательные:

к исходному прилагательному добрый прибавляется приставка пре- - возникает новое прилагательное предобрый;

3. местоимения:

к исходному местоимению кто прибавляется приставка кое- - получается новое местоимение кое-кто , которое пишется через дефис;

4. глаголы , причем приставка меняет несовершенный вид исходного глагола на совершенный:

5. наречия:

к наречию весело прибавляется приставка не - - получается новое наречие невесело .

Суффиксальный способ заключается в том, что к основе исходного слова прибавляется суффикс.

Чаще всего суффиксальным способом образуются:

1. имена существительные

Помощь + суффикс -ник- получается помощник

Камень + суффикс -щик- получается каменщик

Парашют + суффикс -ист- получается парашютист

Учить + суффикс -тель- получается учитель

Храбрый + суффикс -ость- получается храбрость

Строить + суффикс -ени- получается строение

Стол + суффикс -ик- получается столик

2. имена прилагательные

Забота + суффикс -лив- получается заботливый

Весна + суффикс -н- получается весенний

Гусь + суффикс -ин- получается гусиный

Серый + суффикс -еньк- получается серенький

3. наречия, оканчивающиеся на О:

К имени прилагательному медленный прибавляется суффикс -о -, возникает наречие медленно

К имени прилагательному бесшумный прибавляется суффикс -о-, возникает наречие бесшумно

Приставочно-суффиксальный способ заключается в одновременном присоединении к основе исходного слова приставки и суффикса.

К исходному существительному снег под- и суффикс -ник- , возникает новое существительное подснежник

К исходному существительному город одновременно прибавляются приставка за- и суффикс -н- , образуется прилагательное загородный

К исходному глаголу бежать одновременно прибавляются приставка раз- и суффикс -ся , получается новый глагол разбежаться

К исходному прилагательному новый одновременно прибавляются приставка по- и суффикс -ому , возникает наречие по-новому

Наиболее трудным из всех способов образования новых слов в русском языке является бессуффиксный.

Бессуффиксным способом образуются отглагольные существительные.

Берем начальную форму глагола переходить и отсекаем от нее -ть и -и- , получаем образованное бессуффиксным способом отглагольное существительное переход .

Отглагольные существительные вход, повтор, вылет, рассказ, спор образованы бессуффиксным способом.

Бессуффиксным способом также образуются имена существительные от имен прилагательных, в которых отбрасывается окончание.

Берем имя прилагательное далекий и отбрасываем от него окончание -ий , получаем образованное бессуффиксным способом существительное даль .

Тишь, сушь, высь, синь, зелень - эти имена существительные образованы бессуффиксным способом от прилагательных тихий, сухой, высокий, синий, зеленый .

Сложение как еще один способ образования новых слов заключается в соединении в одном слове сразу двух слов.

В результате сложения образуются сложные слова, состоящие из двух корней.

Сложением образованы такие слова, как диван-кровать, драмкружок, пароход.

В русском языке слова могут образовываться путем перехода одной части речи в другую .

Проанализируем два предложения:

1. В город приехало новое лицо .

2. Я люблю все новое .

В первом предложении слово новое отвечает на вопрос КАКОЕ? (лицо какое? новое) и является именем прилагательным.

Во втором предложении слово новое отвечает на вопрос ЧТО? (люблю что? все новое) и употребляется уже не как прилагательное, а выступает в роли имени существительного.

Прочитайте текст и выполните задания.

Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы 2 звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно 2 , почерпая, с одной стороны, высокие слова из языка церковно-библейского 2 , а с другой стороны, выбирая на выбор меткие названья из бесчисленных 2 своих наречий, рассыпанных по нашим провинциям, имея возможность таким образом в одной и той же речи восходить до высоты, не доступной никакому другому языку, и опускаться до простоты, ощутительной осязанью непонятливейшего человека, — язык, который сам по себе уже поэт (Н. В. Гоголь).

Задания 1. Из выделенного предложения выпишите: а) слова, не имеющие окончания; б) слова с нулевым окончанием; в) слова с формально выраженным окончанием. Укажите для последних двух групп слов, какое грамматическое значение имеют окончания. 2. Найдите в тексте родственные слова. Сгруппируйте их в соответствии со значением корня. 3. Найдите слова, которые образованы суффиксальным, приставочным и приставочно-суффиксальным способами словообразования. Укажите, от каких слов они образованы. 4. Сделайте морфемный и словообразовательный разбор выделенных слов.

Литература

1. Русский язык. 6 класс: Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.

2. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова - М.: Дрофа, 2008.

3. Русский язык. 6 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта - М.: Дрофа, 2010.

Словообразование – это раздел языкознания, в котором изучаются способы образования слов языка. Изучая словообразование, можно понять средства обогащения языка в целом. Ведь язык, на котором мы говорим, постоянно изменяется, все, что происходит в обществе, получает отражение в языке через новые слова и значения слов, а главный источник появления новых слов в языке – это словообразование.

Понятия производной, непроизводной, производящей основ

Основа слова, от которого образуется новое слово, называется производящей . Основа образованного слова называется производной , и само слово с такой основой называется производным. Основа же слова, которое ни от чего не образовано (т.е. основа, равная корню), называется непроизводной , само слово также называется непроизводным.

Например, в слове дом основа непроизводная. Если мы хотим от этого слова образовать существительное с уменьшительным значением с помощью суффикса -ик- (дом + -ик --> домик ), тогда основа дом выступает как производящая, а основа нового слова домик – производная.

Упражнения

1. Разделите данные ниже слова на производные и непроизводные:

стенка, пушка, мушка, стирка, лавка, столик, кролик, листок, восток, синий, лисий, синеватый, здоровый, столовый, перловый, дать, отдать, давать, умыть.

Ответ:

Производные слова: стенка, мушка, стирка, столик, листок, лисий, синеватый, столовый, отдать, давать, умыть .

Непроизводные слова: пушка, лавка, кролик, восток, синий, здоровый, перловый, дать .

2. Подчеркните производящую основу слов: необходимость, переносчик, заявление, приходить, беззаботный, интересно, прекращение, охотничий, подорожник.

Ответ :

необходим ость, перенос чик, заявл ение, приходи ть, беззабот ный, интересн о, прекращ ение, охотнич ий, подорож ник.

Основные способы словообразования

Приставочный способ словообразованияобразование слов присоединением к производящему слову приставок. Приставочным способом могут образовываться разные части речи (в примерах: сущ., прил., гл., нареч.), при этом производящее и производное слова всегда относятся к одной и той же части речи. Наиболее активно этот способ используется в словообразовании глаголов.

со + ученик
производящая основа

соученик
производная основа

пре + больш ой
производящая основа

пребольш ой
производная основа

пере + бежа ть
производящая основа

перебежа ть
производная основа

от + ныне
производящая основа

отныне
производная основа

Суффиксальный способ словообразования – образование слов присоединением суффиксов к производящей основе. Этим способом образуются слова разных частей речи:

Приставочно-суффиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящей основе одновременно приставки и суффикса:

Часто такие слова образуются на базе сочетаний предлога с существительным. При этом добавляется суффикс, а бывшие предлоги становятся приставками:

Упражнение

1. Даны слова: безработный, бессмыслица, выключатель, высказать, высказывать, высказывание, напевать, написать, переводной, подставить, подставка, подстаканник, попросить, по-старому, соавтор, собеседование, содействовать, соотечественник, сопровождение .

Распределите слова по трем группам по способу образования.

Ответ:

    Приставочный способ:

    • высказать, написать, подставить, попросить, соавтор, содействовать.

    Суффиксальный способ:

    • выключатель, высказывать, высказывание, переводной, подставка, сопровождение.

    Приставочно-суффиксальный способ:

    • безработный, бессмыслица, напевать, подстаканник, по-старому, собеседование, соотечественник.

Постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову постфикса. Производное и производящее слова относятся к одной и той же части речи. С помощью постфикса -ся образуются глаголы (увлечь --> увлечься, учить --> учиться, сломать --> сломаться ), с помощью постфиксов -то, -либо, -нибудь – неопределенные местоимения и местоименные наречия (кто --> кто-то, чей --> чей-либо, какой --> какой-нибудь, где --> где-то, когда --> когда-либо, как --> как-нибудь ).

Бессуффиксный способ словообразования – образование существительных от глаголов и прилагательных без присоединения каких-либо суффиксов. Для образования существительных от глаголов (часто со значением действия) и от прилагательных (часто со значением признака), как правило, используется суффиксальный способ: изучать – изучени е, рисовать – рисовани е, ходить – ходьба , белый – белизн а, темный – темнот а, слабый – слабость . Однако нередко основа существительных с подобным значением совпадает с основой глагола или прилагательного (переносить – перенос, выходить – выход, зеленый – зелень, сухой – сушь) . Тем не менее такие существительные считаются производными от соответствующих глаголов и прилагательных (а не наоборот), поскольку значение действия является первичным для глагола, а признака – для прилагательного. Иногда от одной основы можно образовать существительное и суффиксальным, и бессуффиксным способом: переписать – переписывание, перепись; синий – синева, синь .
Способ словообразования, который в школьной практике принято называть бессуффиксным, лингвистами обычно рассматривается как разновидность суффиксального способа, при котором используется нулевой суффикс, ср.: син(ий) + -ев- --> синева и син(ий) + --> синь .

Сложение – образование слов соединением двух или более основ или слов. Слова, образованные этим способом, называют сложными. Выделяются следующие разновидности сложения:
А. Сложение слов: диван-кровать, кресло-качалка.
Б. Сложение основ с помощью интерфиксов: носорог, пылесос, полуслепой.
В. Сложение сокращенных основ, в результате чего получается сложносокращенное слово , или аббревиатура . Аббревиатура имеет то же значение, что и исходное словосочетание. Этот способ в русском языке характерен только для существительных. Наиболее частые случаи – это сложение начальных букв слов (МГУ, вуз) , сложение слогов или частей слов полного названия (продмаг, спецкор) и сложение начальной части слова с целым словом (стенгазета, главврач, полдыни, пол-арбуза) .
Сложение основ может сопровождаться одновременным присоединением суффикса: земледелие, пятиэтажный .

Переход в другую часть речи – способ словообразования, при котором слово или отдельная форма слова определенной части речи начинает осмысляться как слово другой части речи. При этом фонетический облик слова остается прежним, но происходят изменения в грамматических свойствах слова, сопровождающие переход в другую часть речи. Примеры: больной (прил. в форме м. рода) --> больной (сущ.), приемная (прил. в форме ж. рода) --> приемная (сущ.), лежа (дееприч.) --> лежа (наречие), весной (сущ. в форме тв. падежа) --> весной (наречие).

Упражнения

1. Укажите способ образования слов:

Ответ:

Суффиксальный:

  • столярничать, подружка.

Приставочно-суффиксальный:

  • предрассветный, собеседник.

Постфиксальный:

  • подняться, какой-нибудь.

Сложение:

  • желто-зеленый, водолаз, пятиугольник.

2. Укажите способ образования следующих существительных:

бездорожье, военный, вывих, знание, мороженое, подгруппа, приговор, пришкольный, продмаг, суперобложка, теплоход, тишь, читатель, шашлычная, шестиклассница, школьный.

Ответ:

    Приставочный:

    • подгруппа, суперобложка.

    Суффиксальный:

    • знание, читатель, школьный.

    Приставочно-суффиксальный:

    • бездорожье, пришкольный.

    Бессуффиксный:

    • вывих, приговор, тишь.

    Переход прил. или прич. в сущ.:

    • военный, мороженое, шашлычная.

    Сложение:

    • продмаг, теплоход, шестиклассница.

3. Какое слово является производным в данных парах, первое или второе? Какой способ образования производных слов здесь используется?

Зелень – зеленый, вылет – вылетать, вход – входить, вынос – выносить.

Ответ : первое, бессуффиксный;

4. Какой способ использован при образовании слова пригорок ?

Ответ : приставочный, от существительного горка (отмечаем чередование нуль звука /беглая гласная о .)

Другие способы словообразования

Приставочно-постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову одновременно приставки и постфикса, например: думать --> вдуматься, шутить --> отшутиться, зевать --> зазеваться .

Суффиксально-постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову одновременно суффикса и постфикса, например: гордый --> гордиться, толпа --> толпиться .

Приставочно-суффиксально-постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову одновременно приставки, суффикса и постфикса, например: стрелять --> перестреливаться, говорить --> переговариваться .

Словообразовательный анализ

Словообразовательный анализ позволяет узнать, от чего и с помощью чего образовано данное производное слово, другими словами, анализируемое производное слово делится на две части: производящую основу и словообразовательную морфему.

Проведем словообразовательный анализ слов, содержащихся в предложении:

В обеденный перерыв сотрудники поели и отправились за мороженым .

Обеденный <-- обед

1. Начальная форма – обеденный .
2. Производящее слово – обед . Обеденный – ‘относящийся к обеду’.
3. Словообразующий суффикс – -енн- .
4. Способ словообразования – суффиксальный.

Перерыв <-- перерыв ать

1. Начальная форма – перерыв .
2. Производящее слово – перерывать . Перерыв – ‘промежуток времени, на который приостанавливается, «перерывается» какое-л. действие’.

4. Способ словообразования – бессуффиксный.
а , стоящий в конце глагольной инфинитивной основы.

Сотрудники <-- труд иться

1. Начальная форма – сотрудник .
2. Производящее слово – трудиться . Сотрудники – ‘те, кто трудится вместе’.
3. Словообразующие морфемы: приставка со- и суффикс -ник- .
4. Способ словообразования – приставочно-суффиксальный.
5. При образовании существительного отсекается гласный и , стоящий в конце глагольной инфинитивной основы, и постфикс -ся .

Поесть <-- е сть

1. Начальная форма – поесть .
2. Производящее слово – есть . Поесть – глагол совершенного вида, парный к глаголу есть .
3. Словообразующая приставка – по- .
4. Способ словообразования – приставочный.

Отправились <-- отправи ть

1. Начальная форма – отправиться.
2. Производящее слово – отправить . Отправиться – ‘отправить себя’.
3. Словообразующий постфикс – -ся.
4. Способ словообразования – постфиксальный.

Мороженое (сущ.) <-- мороженое (прич.)

1. Начальная форма – мороженое .
2. Производящее слово – прич. мороженое в форме среднего рода.
3. Словообразующих морфем нет.
4. Способ словообразования – переход в другую часть речи: причастия в существительное.

Дополнительные сведения о некоторых особенностях русского словообразования

1. Словообразовательные омонимы.

Суффиксы, так же как и слова, могут быть омонимичными. Например, суффикс -к- может образовывать существительные со значением лица женского пола от названия лица мужского пола (студент – студентка, москвич – москвичка) , уменьшительные существительные (репа – репка, комната – комнатка) , отглагольные существительные со значением действия (стирать – стирка, установить – установка) и т.д. Иногда омонимичные суффиксы добавляются к одной и той же производящей основе, и тогда получаются два слова-омонима. Поскольку возникновение таких омонимов связано со словообразованием, их называют словообразовательными омонимами , например: дождевик (плащ) и дождевик (гриб); пожарище (большой пожар) и пожарище (место после пожара), топорище (большой топор) и топорище (рукоятка топора). Пожарище (место) и топорище (рукоятка) – существительные среднего рода: страшное пожарище открылось нашему взору; у топора удобное топорище . А существительные с увеличительным значением топорище и пожарище – мужского рода (так же как сапожище, домище и т.д.), так как при образовании уменьшительных или увеличительных существительных род, как правило, не меняется.
Часто у омонимов бывает разный морфемный состав. Так, слово норка (зверь) непроизводное, а слово норка (маленькая нора) образовано с помощью уменьшительного суффикса -к- от слова нора .

2. Наложение морфем .

Прилагательное розоватый образовано от прилагательного розовый и обозначает слабую степень проявления этого признака. Значит, производящая основа розов- . Остающийся суффикс -ат- встречается в прилагательных, но он имеет значение обладания и образует прилагательные от существительных (усатый, бородатый, полосатый) . А значение слабой степени проявления признака имеет суффикс -оват- (ср. красноватый, голубоватый ). По правилу должно было бы получиться слово розововатый . Но в слове возник повтор двух звуковых отрезков: ов – ов . Они совместились друг с другом, и в результате получилось слово розоватый . Это явление называется наложением морфем. Другие примеры: Смоленск + -ск- --> смоленский (ср. Суздаль + -ск- --> суздальский ), лермонтовед (ср. пушкиновед ), чествовать (ср. приветствовать ).
По орфографическим правилам русского языка в слове не могут соседствовать три одинаковые согласные, даже если это и требуется составом слова. Это частный случай наложения морфем: рас- + ссорить --> рассорить, колонн(а) + -н- --> колонный, Одесса + -ск- --> одесский .

3. Различие словообразовательного и исторического (этимологического) анализа слова.

В процессе развития языка морфемный состав слова может измениться: производное слово, ранее членившееся на морфемы, может потерять членимость и стать непроизводным. Так, например, слова льгота, польза и нельзя были когда-то однокоренными словами. Но теперь, после исчезновения из языка слова льга (льзя), каждое из этих слов воспринимается как непроизводное.
Еще более удивительна история слова зонтик . Это слово пришло к нам из голландского языка: zonnedek ‘навес от солнца’. Первоначально в слове зонтик не выделялся суффикс, и значение его было ближе к значению голландского слова. Вот как его употребляет Н.В. Гоголь в «Мертвых душах»: Подъезжая ко двору, Чичиков заметил на крыльце самого хозяина, который стоял в зеленом шалоновом сюртуке, приставив руку ко лбу в виде зонтика над глазами, чтобы рассмотреть получше подъезжавший экипаж . С течением времени произошли изменения не только в значении слова, но и в его морфемном составе. Теперь мы воспринимаем последнюю часть слова -ик как уменьшительный суффикс и, отбрасывая его, получаем слово зонт . Так что с исторической точки зрения слово зонт образовано от слова зонтик . А словообразовательный анализ современного русского слова показывает, что слово зонтик образовано от слова зонт с помощью уменьшительного суффикса -ик (ср. домик, столик ).

Тема урока. Основные способы образования слов в русском языке:

приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный

способы

Цель урока: знакомство с основными способами образования слов:

приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным

Цель учащихся: знать основные понятия словообразования и уметь определять способ образо­ вания слов

Задачи: формировать знания об основных способах образования слов;

дать представление о словообразовательной паре,

словообразовательной цепочке;

развивать навыки морфемного и словообразовательного разбора;

Воспитывать интерес к изучению языка, слова.

Тип урока: изучение нового материала

Методы: частично-поисковый, словесный, проблемный

Билингвальный компонент:

Ход урока

I . Вводно-мотивационный.

1. Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

2. Словообразовательная разминка: разобрать слова по составу.

Подлить, отдать, льдина, майский, любитель, подписка, разыскание,

снежинка.

3. Наблюдение. Обращение к цели урока.

1. Образуйте однокоренные слова от слова дарить.

Подарить, дарёный, дарение.

2. Какими способами были образованы новые слова?

3. А какие ещё способы образования слов вам известны?

Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке?

Поупражняться в определении способа образования слов, узнать новые способы образования слов, закрепить навыки морфемного разбора.

II . Операционно-познавательный.

1. Наблюдение. Построение словообразовательной цепочки слов: вода и

ехать .

Дополнить словообразовательную цепочку.

Водица (сущ.) поехать

водник (сущ.) доехать

вода водный (прил.) ехать выехать

водяной (прил.) переехать

водянистый приехать

2. Знакомство с понятием «словообразование» и со способами словообразования.

Словообразование раздел науки о языке, который изучает способы образования слов.

В русском языке слова образуются следующими способами :

    суффиксальный;

    приставочный;

    приставочно-суффиксальный;

    сложение;

    сложносокращенный.

3. Слово учителя (объяснение).

Способ образования слов с помощью приставок называется приставочным, а с помощью суффиксов - суффиксальным: от глагола читать образованы и прочитать, и читатель.

Есть способ, соединяющий в себе два способа, - приставочно-суффиксальный. Так образованы, к примеру, слова подснежник, сотрудник. Нет же слов сотруд или трудник. Слово образовалось одновременным присоединением приставки и суффикса. Слово подснежник образованно от существительного с предлогом (под снегом) + суффикс.

    Работа по таблице «Способы словообразования в русском языке».

Способ словообразования

Что участвует в словообразовании?

Примеры

Суффиксальный

Суффикс

лес - лес ник

Приставочный

Приставка

вез ти - увез ти

Приставочно-суффиксальный

Приставка и суффикс

снег - подснеж ник

Сложение

Слова или основы слов;

пеш ий, ход ить - пеш (е)ход

Сложносокращенный

слоги или начальные буквы, звуки слов

в ысшее у чебное з аведение - вуз

Беседа по таблице:

    Какие способы словообразования выделяются в русском языке?

    С помощью какой морфемы образуются слова при суффиксальном способе? При приставочном? При приставочно-суффиксальном?

    Почему способ сложения слов так называется?

При словообразовательном анализе очень важно не просто найти однокоренное, а определить ближайшее слово, от которого и образовано данное слово. Иначе нарушится словообразовательная цепочка: рассветать - светать - свет.

Возьмём любое слово, состоящее из одного корня, и попро­буем построить небольшую словообразовательную цепочку, при­бавляя морфемы: снег - снежный - бесснежный. Если проследить обратный путь слова, мы увидим, что прилагательное бесснежный образовалось не от существительного снег, а от прилагательного снежный приставочным способом.

5. Работа в группах. Дополнить таблицу: упр. 281.

I группа – определить суффиксальный способ образования слов;

II группа – определить приставочный способ образования слов;

III группа – определить приставочно-суффиксальный способ образования слов;

IV группа – определить способ образования слов – сложение.

Способы образования слов

Суффиксальный

Приставочный

Приставочно-суффиксальный

Сложение

внуч ка - внук ;

ламп очка - ламп а;

город ской - город

зала ять - ла ять

проговор ить - говор ить;

антивирус ный - вирус ный

подстакан ник - стакан

СНГ - С одружество Н езависимых Г осударств;

книг (о)люб - книг а, люб ить

лед (о)руб - лёд , руб ить

5. Упр. 289 (устно, по цепочке). Вставить пропущенные буквы.

Указать значение суффиксов.

На другой день в небе хо зяйничало сол нце. Это был пре хорошенький оле нёнок, с же лтым пушком и тоне нькими нож ками. Он вытягивал тонкую шейку вперёд, чтобы захватить веточку повыше.

Хозяйничало - хозяйничать (суффиксальный) , прехорошенький - хорошенький (приставочный) , оленёнок - олень (суффиксальный) , пушок - пух (суффиксальный) , тоненький – тонкий (суффиксальный) , ножка - нога (суффиксальный) , шейка - шея (суффиксальный) .

Прехорошенький – в значении очень.

III . Контрольно-оценочный.

1. Разноуровневая работа.

I уровень – упр. 284.

II уровень – упр. 295.

III уровень – упр. 300.

1. Упр. 284. Определить способ образования слов и слово, от которого и

образовано данное слово.

Календарик - календарь (ик) , камышинка - камыш (инк) , лучик - луч (ик) , канавка - канава (к) , золотишко - золото (ишк) , коврик - ковер (ик) , золотко - золото (к) , кабинетик - кабинет (ик) , каютка - каюта (к) , калачик - калач (ик) , кинжальчик - кинжал (чик) , шоколадка - шоколад (к) , кирпичик - кирпич (ик) , кисточка - кисть (очк) , клинышек - клин (ышек) , кабинка - кабина (к) , кнопочка - кнопка (очк) , ковшик - ковш (ик) , лапка - лапа (к) , лимончик - лимон (чик) , лисонька - лиса (оньк ), лобик - лоб (ик), магазинчик - магазин (чик), мармеладка - мармелад (к), ротик - рот (ик) .

Способ образования слов – суффиксальный .

2. Упр. 295. Списать, вставить пропущенные буквы.

Определить слово, от которого образовано данное слово.

Обозначить приставку.

Без личный (личный) , раз рывать (рвать) , безы нтересный (интересный) , без вкусный (вкусный) , из влечь (влечь) , рас плескать (плескать) , без жалостный (жалостный) , рас колоть (колоть) , безы дейный (идейный) , pa с писать (писать) , из баловать (баловать) , безы скусный (искусный) , ис писать (писать) , разы грать (играть) , рас певать (петь) , раз гадать (гадать) , ис топтать (топтать ), бес честный (честный) , рас крутить (крутить) , сверхи зящный (изящный) , рас кусить (кусать) , бес корыстный (корыстный) , разъ единить (единить) , бес конечный (конечный) , из гнать (гнать) , раз гладить (гладить) , бес толковый (толковый) , ис печь (печь) , разъ ехаться (ехать) , сверхи нициативный (инициативный) , раз рубить (рубить) , бес срочный (срочный) .

В приставках, оканчивающиеся на з- (с-), перед гласным и звонким согласным пишется з- , а перед глухим согласным с-.

После приставок, которые оканчиваются на согласную, в соответствии с произношением вместо и пишется ы .

Исключение: взимать .

После приставок меж- и сверх- пишется буква и.

3. Упр. 300. Определить способ образования слов.

Мебельщик - мебель (суффиксальный) , зажужжать - жужжать (приставочный) , выжить - жить (приставочный) , смягчить - мягчить (приставочный) , кактусовый - кактус (суффиксальный) , задремать - дремать (приставочный) , гнёздышко - гнездо (суффиксальный) , прогнить - гнить (приставочный) , правнук - внук (приставочный) , внезапно - внезапный (суффиксальный) , знание - знать (суффиксальный) , зубной - зуб (суффиксальный) , беззубый - зуб (приставочный), зоркость - зоркий (суффиксальный) , казахский - казах (суффиксальный) , сверху - верх (приставочно-суффиксальный) , кадровый - кадр (суффиксальный) , лакировать - лак (суффиксальный) , налакировать - лакировать (приставочный) , лейтенантский - лейтенант (суффиксальный) .

IV . Итог урока.

Какие способы образования слов вам известны?

Что такое морфемные способы образования слов?

V . Рефлексия.

Какую цель мы ставили в начале урока?

Какие трудности возникали?

VII . Задание на дом: §18, выучить правила, упр. 286, 297.
































Подбородок Пододеяльник Приморский Собеседник Созвездие Подоконик Подберезовик Безбилетный Совремэнный Подорожник Сверяйте лексическое значпение! Сверяйте лексическое значпение! Слова, образованные приставочно-суффиксальным способом, без приставки не употребляются!










3. Выделить только предыдущую ступень словообразователльной цепочки. В исследуемом слове должна быть выделена только та морфема (морфемы), которые участвуют в словообразовании. Например: Пароходный = пароход + н Близорукость = близорукий + ость Приходящий = приходить + ящ Завязанный = завязать + ан + н




Укажите способ образования слова ИЗЫСКАННОСТЬ Им. п. – изысканность Сущ., образованное от прилагателльного (обозначает качество). Это качество «изысканного» чего- либо Сравниваем слова «изысканный» и «изысканность». Прибавился суффикс –ость-. Суффиксальный способ.


Укажите способ образования слова ДОЗНАТЬСЯ Глагол, образовался от «знать» Без приставки ДО- употребляется, но приобретает другое значпение «дружить, быть знакимым». Без суффикса –ся не употребляется, значит приставка присоединилась вместе с суффиксом. Приставочно-суффиксальный способ.


Определите способ словообразования Прислониться Обновлпение Дрожь Медлэнно Подружиться Работоспособность Ужинать Безнравствэнный Бездушный Рассказ 1. Суффиксальный 2. Бессуффиксный 3. Приставочный 4. Приставочно- суффиксальный


Определите способ словообразования Присмотреться Конькобежец Вбежав Добропорядочность Пешеход Недостаточно По-немецки Приволье Плащ-палатка громкоговорителль 1. Приставочный 2. Суффиксальный 3. Приставочно- суффиксальный 4. Сложпение 5. Сложпение с суффиксацией


Разбейте слова на группы в соответствии со способом образования: регулировщица рокот ежегодник отголосок раскланяться изредка отягчить сотрудник трогателльный протрубить обтесать прикоснуться 1. Приставочный 2. Суффиксальный 3. Приставочно- суффиксальный 4. Сложпение 5. Сложпение с суффиксацией


Разбейте слова на группы в соответствии со способом образования: 1. Приставочный 2. Суффиксальный 3. Приставочно- суффиксальный 4. Сложпение 5. Сложпение с суффиксацией прикосновпение расступиться ступенчатый постройка замарашка лепет морщина озарпение опека промысел проржаветь пририсовать соблазн


Проверка: Приставочный Раскланяться Протрубить Обтесать Прикоснуться Проржаветь Пририсовать Суффиксальный Регулировщица Ежегодник Трогателльный Прикосновпение Ступенчатый Постройка Замарашка Морщина Озарпение Приставочно- Суффиксальный Отголосок Изредка Отягчить Сотрудник Расступиться Бессуффиксный Лепет Опека Промысел Рокот Соблазн





Из предложения 21 выпишите слово, образованное приставочно- суффиксальным способом. 21) Мало кто знает о человеке, который равен подвигом своим Христу, который ходил «по воде, аки посуху». Ответ: посуху Наречие Образовано от прил. сухой с приставкой по- и суффиксом –у.


Из предложения 21 выпишите слово, образованное приставочно- суффиксальным способом. (21) После этого они снова ищут работы: то ли сухой травы принести, то ли за водой сходить… Ответ: снова Наречие Образовано от прил. новый с приставкой с- и суффиксом –а.


Из предложений выпишите слово, образованное приставочно- суффиксальным способом. (13) В грозном свете дуэльных правил слово быстро отливалось в свинец. (14) А как же Пушкин? (15) Какая непоправимая и бессмыслэнная гибель… Ответ: бессмыслэнная Прилагателльное Образовано от сущ. смысл с приставкой бес- и суффиксом –энн. (без приставки не существует)


Из предложений выпишите слово, образованное бессуффиксным способом. (26) Исцарапали весь замок. (27) Этажерка с книгами, поверхность стола, постелль – все носило на себе свежие следы обыска. (28) Белье было сложено аккуратно, но не в том порядке, в каким оставила его Машенька, уходя из дому. Ответ: обыск Существителльное со значпением действия. Образовано от глаг. обыскивать.


Из предложений выпишите слово, образованное бессуффиксным способом. (3) У меня был трудно болен сын, и мы сбились с ног в поисках одного редкого лекарства. (4) Его нигде не было. (5) Гайдар подошёл к телефону и позвонил к себе домой. Ответ: поиск Существителльное со значпением действия. Образовано от глаг. поискать.


Из предложений выпишите слово, образованное приставочно- суффиксальным способом. (12) Сосредоточьтесь на нем! (13) И пусть никто не заметит вашего плохого настроения, глядишь и оно станет получше. (14) Вы распрямите не только плечи, вы и внутрэнне распрямитесь. Ответ: распрямите Глагол в повелителльном наклонении. Образовано от прил. прямой с приставкой рас- и суффиксом –и. (без приставки не существует)










Из предложений выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. (26) Сейчас, конечно, не художествэнная литература формирует наш языковой вкус. (27) Тон задают теперь в первую очередь телевидпение и радио. (28) Это касается и произношения звуков, и ударения, и интонации. (29) А совремэнным дикторам нравится американская интонация. 1








Из предложения 11 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. (11) В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника – ему искусство нужно для поддержания собствэнного духа, для укрепления собствэнной веры в добро, правду, красоту. 5




Из предложений 7 – 8 выпишите слова, образованные приставочным способом. (7)Высматривает орлом, выступает плавно, мерно. (8) Тот же самый орёл, как только вышел из комнаты и приближается к кабинету своего начальника, куропаткой такий спешит с бумагами под мышкой, что мочи нет. 7


Из предложений 7 – 9 выпишите слово, образованное приставочным способом. (7) Слышишь, видишь, читаешь такие – и хочется снова и снова бить в набат, взывать, умолять, уговаривать: БЕРЕГИСЬ КАНЦЕЛЯРИТА! (8) Это – самая распространённая, самая злокачествэнная болезнь нашей речи. (9) Когда-то редкостный знаток русского языка и чудодей слова Корней Иванович Чуковский заклеймил её точным, убийствэнным названием. 8


Из предложений выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. (3) На освещэнном мощными огнями теплоходе. (4) И в этом туманном мире возникли усталые созвездия… (5) Я вышел из рубки на крыло мостика. 9


Из предложений выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. (12) Сплетник вынужден был осторожничать. (13) В грозном свете дуэльных правил слово быстро отливалось в свинец. (14) А как же Пушкин? (15) Какая непоправимая и бессмыслэнная гибель… 10



Из предложений выпишите слово, образованное приставочным способом. (6) Телевизор вырабатывает пассивность! – горячился фермер. – (7) Вы только подумайте, мои дочери, вместо того чтобы упражняться на скрипке или фортепиано, вместо того чтобы читать и развивать свое воображпение, вместо того чтобы коллекционировать бабочек или лекарствэнные травы, вместо того чтобы вышивать, видят целыми вечерами, уставившись в это серое пятно. 1




Из предложений выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. (17) Из глубины истории идет и увлечпение алхимией, долгое время остававшейся попечителльницей химического знания. (18) Идея телепатического общения оказалась в поле внимания ряда наших выдающихся соотечествэнников, заинтриговав В. Бехтерева и К. Циолковского. (19) А известный химик А. Бутлеров в сотрудничестве с писателем С. Аксакивым даже издавал журнал «Ребус», в котором находили приют телепаты и спириты. 3


Из предложений выпишите глагол, который образован суффиксальным способом. (3) Я видел Плещеево - озеро около Переславля- Залесского. (4) И озеро Пацкуаро в Мексике. (5) и озеро Синевир в Карпатах. (6) Пюхяярве может своей красотой потягаться и с Пацкуаро, и с Синевиром. (7) Нам было жать расставаться с Пюхяярве, и, когда наступил день отъезда, мы пришли попрощаться с озером. 4


Из предложения 5 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. (5) Но не такив удел, и другая судьба писателя, дерзнувшего вызвать наружу все, что ежеминутно пред очами и чего не зрят равнодушные очи, - всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных раздроблэнных, повседневных характеров, которыми кишит наша земная, подчас горькая и скучная дорога, и крепкою силою неумолимого резца, дерзнувшего выставить их выпукло и ярко на всенародные очи! 5


Из предложения 7 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. (7) Между тем у меня была душа своя, и я знал о ней с очень далекого времени, почти с детства, когда проливал потихоньку слезы о том, что я вышел на свет не такий, как все. 6






Из предложений выпишите слово, образованное приставочным способом. (4) Нелепость такиго «трезвого размышления» очевидна для любого человека, который хоть раз оказывался под пулями. (5)Я на всю жизнь запомнил свой первый бой. 9





  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то