«Музыкотерапия для детей с ограниченными возможностями здоровья. Реферат «Значение музыкотерапии, использование ее в работе с детьми с ОВЗ Музыкальные занятия для детей с ограниченными возможностями

Государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение
Республиканский центр дистанционного образования детей-инвалидов

Выступление на педсовете

«Педагогический опыт – крупицы творчества»

Тема выступления: Музыкотерапия для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Опыт работы.

Подготовила:

учитель музыки

РЦДО Белорецк

Нигматуллина Лилия Сергеевна

Согласовала:

заведующая обособленного

структурного подразделения

РЦДО Белорецк

Кроткова Наталья Сергеевна

_________________________

октябрь, 2018г

Музыкальная терапия в современном мире, где большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья, стала очень актуальной. Пение, пластические движения, отдельные звуки и звукосочетания применяются с лечебной и восстановительной целью.

У таких детей сочетаются нарушения развития разных сфер: эмоциональной, интеллектуальной, речевой, двигательной, сенсорной. Может ли учитель музыки с помощью здоровьесберегающих технологий сохранять и укреплять здоровье учащихся? Да, если на уроках музыки использовать не только музыкально-педагогические, но и музыкально-терапевтические методы обучения.

Музыка, как всякое искусство, помогает учащимся познать мир, воспитывает художественный вкус, творческое воображение, любовь к жизни, к человеку, к природе и своей Родине.

Я считаю, что музыкальное развитие дает возможность наиболее полно раскрыть все внутренние психологические качества учащихся (мышление, воображение, память, волю и др.), воспитать эмоционально-чувственную сферу психики (тонкость, чуткость, умение через музыкальное искусство познавать глубину душевных переживаний) и, что самое главное, - это постоянная возможность самореализации.

Урок музыки сам по себе – здоровьесберегающая технология. Особенностью урока музыки является организация разных форм музыкальной деятельности школьников. Каждый урок музыки содержит в себе оздоровительный эффект, препятствует развитию переутомления, не ухудшает здоровье, а способствует его сохранению, укреплению и развитию.

Для меня стало интересным знакомство внедрение в образовательный процесс новых методов обучения на уроках музыки. А именно применение арт –терапии в работе с младшими школьниками.

Отмечу, что арт – терапия оказывает значительное психотерапевтическое действие, которое снимает нервно-психологическое напряжение учащихся.

Достоинствами музыкотерапии являются:

Абсолютная безвредность;

Лёгкость и простота применения;

Возможность контроля;

Уменьшение необходимости применения других лечебных методик, более нагрузочных и отнимающих больше времени.

На уроках музыки с использованием методов арт-терапии для детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо установить список правил:

    Внимательно слушать друг друга.

    Не перебивать говорящего.

    Уважать мнение друг друга.

    Не обязательно принимать активное участие в занятии, если не хочется.

    Все должны чувствовать себя комфортно.

    Всё сказанное на занятии должно оставаться конфиденциальным.

В зависимости от степени участия учащихся в процессе музыкотерапии различают пассивные и активные методы музыкотерапии.

Активная музыкотерапия -это непосредственное участие в процессе: ребёнок поёт упражнения, играет на доступных музыкальных инструментах. Но перед пением обязательно нужна:

1. Разминка, разогрев вокального аппарата, постановка голоса, куда входят:

    Дыхательная гимнастика

    Артикуляционная гимнастика

    Упражнения на развитие резонаторных ощущений

    Попевки с использование различных слогов

Все это нравится детям, т.к. проходит в игровой форме.

Пассивная форма музыкотерапии - слушание музыки. Слушая музыку народов мира мы с детьми отправляемся в вертуальное путешествие по разным странам, различным эпохам, рассматриваем видеофильмы. Используем музыкальные игры, занимательные упражнения.

И любимая детьми сказкотерапия.

Дети любят сказки, они становятся неким духовным оберегом детства. Программа по музыке включает в себя множество музыкальных шедевров на основе сказок. Это такие композиторы, как М.И. Глинка, Н. А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский и Э. Григ.

На уроках использую приём «Слушание с закрытыми глазами» для лучшего восприятия музыки. А так же практикую рисование под музыку и передачу заданного образа движениями. Дети с удовольствием показывают руками и мимикой танцующего медведя, прыгающего зайчика, восход солнца, осенний дождь. Это является одним из наиболее эффективных приёмов оптимизации психического состояния учащихся.

Детям очень нравится играть в муз. игры. Здесь я применяю игротерапию . Игры помогают снятию упрямства, негативизма, развивают эмоциональную и познавательную сферы, а также способствуют мышечной релаксации, снятию физической агрессии, психологической разгрузке.

Немаловажно и роль вокалотерапии.

Вокальное воспитание оказывает влияние не только на эмоционально-эстетический строй личности ребёнка, но и на его умственное развитие. Дети поют песни о доброте, о друзьях, природе, заряжаются положительными эмоциями. Им очень нравится петь, и я заметила, что они все песни переживают через себя: плачут, смеются, они непосредственны и искренни.

Детей с ограниченными возможностями здоровья очень сложно раскрепостить и один из эффективных способов - улыбкотерапия.

В улыбающемся учителе дети видят друга. Важна на урок и улыбка самого ребёнка. И поэтому я часто начинаю уроки с того, что прошу улыбнуться – это хороший настрой на позитивный урок.

ЗАВЕРШЕНИЕ:

Сила, которая заложена в музыке, способна влиять на физиологические процессы организма как в двигательной, так и в вегетативной системе ребёнка. Если музыка доставляет удовольствие, то сердечно-сосудистая система реагирует следующим образом: замедляется пульс, снижается артериальное давление, расширяются кровеносные сосуды. Если музыка неприятна, то сердцебиение учащается, поднимается давление. Яркая, ритмичная музыка вызывает у детей непроизвольное движение в такт рукой или головой. Неосознанные движения могут быть совершенно разнообразными. Музыка способна пробуждать в ребёнке богатые внутренние зрительные образы, вызывать сильные чувства. А в отдельных случаях даже обонятельные ощущения. Очень важны и актуальны сегодня музыкально-коррекционные занятия в сочетании с другими видами работы на уроке. Музыкальные занятия способствуют развитию памяти, воображения, восприятия и речи. В целом музыка помогает ребёнку гармонично развиваться, обогащая его внутренний мир. Всё это формирует успешного и сильного человека. Слушая музыку, исполняя песни, делая упражнения, выполняя задания участники не задумываются о конечном результате. Они получают удовольствие от самого процесса. Поэтому арт-терапия так эффективна.

Музыкальная реабилитация детей-инвалидов в рамках социального проекта «Музыка детских сердец»

В последние годы заметно вырос интерес специалистов к механизму воздействия музыки на ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе музыкотерапии как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами, его культурного развития. В нашем Реабилитационном Центре регулярно проводятся занятия по музыкальной терапии , которые посещает большинство детей с ограниченными физическими и умственными возможностями. Воспитанники нашего Центра – это дети с ограниченными возможностями, имеющие различные отклонения в развитии (аутизм, умственная отсталость, ДЦП, органические поражения ЦНС, синдром Дауна и др.). Для таких детей значимы следующие проблемы :

Отсутствует мотивация к обучению, как следствие, низкий уровень познавательной активности;

Опыт творческой деятельности недостаточно освоен, не развита эмоциональная сфера, что не дает воспитаннику раскрыть свою неповторимую индивидуальность, личностный потенциал;

Не сформирована коммуникативная компетенция.

Для того чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья стал личностью и личностью творческой, востребованной и нужной обществу, необходима коррекция и развитие его высших психических функций, эмоционально-волевой, двигательной и социальной сфер .

Музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для ребенка - инвалида, так как оказывает большое эмоциональное воздействие и способствует развитию эстетических чувств, эстетического восприятия, а именно это делает человека человеком.

Мир музыки огромен и неповторим. Каждая встреча с музыкой должна приносить детям огромную радость, наслаждение. Задача педагога – научить понимать музыку , полюбить ее. Музыкальные занятия способны помочь детям с ограниченными возможностями увидеть, услышать, почувствовать все многообразие музыки , помочь им раскрыть свои творческие способности, войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем. Музыкальное воспитание – это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное.

В нашем Центре ведется большая систематизированная работа по музыкальному воспитанию . Начинается эта работа на занятиях музыкой и ритмикой и продолжается на репетициях музыкальных кружков , при подготовке праздников, развлечений совместно с воспитателями и родителями, а так же в концертной деятельности и участии в конкурсах.

Для организации и проведения эффективных занятий музыкотерапией в условиях Центра ни одна из существующих методик в полном объёме не подходила. В связи с необходимостью проведения занятий по музыкотерапии в группах , неоднородных как по возрастному составу детей , так и по структуре и тяжести дефекта, автором был разработан и апробирован проект групповой музыкотерапии для детей с ограниченными возможностями здоровья « Музыка детских сердец » .

За время работы проекта сформировались музыкотерапевтические группы , в которые подбирались дети с учетом их индивидуальных особенностей, возраста, характера патологии и предшествующего опыта занятий музыкотерапией . Как правило, до объединения детей в группу , каждый ребенок проходит этап диагностики для выяснения уровня его психического развития и коммуникационных возможностей, а дети с нарушениями общения - этап индивидуальных занятий со специалистами Центра.

Данный проект отличается творческим подходом к развитию музыкальных способностей детей Строится на принципах внимания к потребностям детей и создания атмосферы доверия и партнерства в различных видах музыкальной деятельности . Работа по данному проекту строится в соответствии с Национальными стандартами Российской Федерации.

Цель проекта : ввести ребенка в мир музыки , обогатить его чувственно-эмоциональную сферу, способствовать самовыражению и самореализации, создавать предпосылки для развития музыкально -эстетического сознания.

Задачи :

Познакомить детей с разнообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме, приобщить детей к русской культуре .

Формировать представления о прекрасном в жизни, искусстве, способности воспринимать его.

Учить навыкам мимики и пантомимики в передаче игровых образов.

Развивать творческие способности в музыкально -художественной деятельности, психические процессы, коммуникативные навыки.

Развивать двигательную сферу, мышечную активность, координацию движений.

Развивать музыкальный слух , память, чувство ритма, творческое воображение и способность сопереживать.

Стратегия достижения поставленных целей и задач.

Успешное решение задач проекта зависит от содержания музыкального воспитания , от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности . Все разделы проекта объединяет игровой метод проведения занятий, который придает им привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и повышает его эмоциональный фон. Музыкальные занятия – основная форма организации . На каждом этапе занятия ставятся новые задачи, которые стимулируют ребенка мыслить, творить.

В музыкальной деятельности существуют два этапа : первый – воспринимающая деятельность, когда ребенку поют, играют на инструменте, а он слушает; и второй, который строится на методе «освобождения творческих сил» и благодаря этому ребенок творит в музыке , импровизируя мелодии голосом или на музыкальном инструменте , участвует в концертах, театральных постановках и т. д. А результатом является эмоциональная отзывчивость и прекрасное настроение детей .

Подготовительный этап.

Выявление уровня музыкального развития детей , определение реабилитационного потенциала , составление плана реабилитационных мероприятий .

Основной этап.

На данном этапе организуется музыкальная деятельность по реализации цели и задач проекта , которая содержит четыре направления :

« Музыка с мамой » - для детей младшего возраста ;

«Праздник каждый день» - для детей старшего возраста ;

«Волшебный мир творчества» - занятия в музыкальной студии ;

«Подари улыбку миру» - музыкальная гостиная для выпускников.

Музыка с мамой .

Это музыкальная программа раннего развития детей . Основной идеей программы является совместное участие в музыкальной деятельности детей , родителей и педагога.

Лучшим учителем музыки является мама ребенка. Полюбит ли малыш музыку , научится ли петь и ритмично двигаться, освоит ли какой-нибудь музыкальный инструмент – все это в большей мере зависит от маминых усилий. Организованные педагогом музыкальные занятия , позволяют маме заниматься с малышом пением и ритмикой, подбирать на слух песенки, играть в музыкальные игры , что поможет не только вырастить малыша музыкально одаренным , но и развить его мышление, память, любознательность.

Праздник каждый день.

Данная программа помогает превратить каждое занятие в маленький праздник, так как ребенку с ограниченными возможностями для полноценного развития праздник необходим как воздух.

Праздник – это окно в мир прекрасного, в мир волнующей музыки , поэзии, в мир ярких зрительных образов, увлекательных игр и затей. Основные элементы занятий : логоритмика, слушание музыки , пение, игра на детских музыкальных инструментах и танцы направлены на решение значимых для развития ребенка проблем. Работая с детьми важно видеть каждого из них. Сделать так, чтобы они проявили все те таланты, которые спрятаны в них глубоко и чтобы в жизни они были раскованными, уверенными в себе.

Волшебный мир творчества.

Тот опыт, который дети приобрели на музыкальных занятиях , влияет на их самостоятельную деятельность, позволяет им успешно участвовать в работе студии «Волшебный мир творчества» .

Дети водят хороводы, слушают и поют песни, читают стихи, театрализуют действия, участвуют в постановках кукольных реприз, музыкальных сказок , в музыкально-дидактических играх . Благодаря яркому и характерному музыкальному материалу дети достаточно легко могут выразить свое отношение к музыке словесно , через движения, в театральной постановке, что благотворно сказывается на коррекционном процессе детей с ограниченными возможностями. Каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии.

Подари улыбку миру.

Музыкальное воспитание детей с ограниченными возможностями – это непрерывный процесс и он не заканчивается по достижению ребенком 18 лет. Для выпускников Центра организована работа музыкальной гостиной «Подари улыбку миру» . Здесь каждый делает то, что ему больше по душе, отвечает его интересам и способностям : кто-то занимается вокалом, кто-то участвует в постановках спектаклей, кто-то увлекается танцем. Украшая свою жизнь яркими красками творчества, выпускники ощущают свою значимость и являются примером для подрастающего поколения.

Заключительный этап.

На этом этапе ведется мониторинг музыкальной деятельности , отслеживается динамика музыкальных и двигательных навыков детей с ограниченными возможностями.

Результаты работы в рамках проекта .

В результате музыкальной деятельности у детей и родителей появляется устойчивый интерес к праздникам и развлечениям, организуемым в нашем Реабилитационном Центре . Ограниченность интеллектуального развития и физические недуги не позволяют детям выступать на профессиональной сцене, стать актерами, певцами, а вот на сцене, в родном Центре они – мастера искусств, музыканты . Ребята принимают активное участие в концертных программах для ветеранов ВОВ и тружеников тыла, других гостей Центра, благотворительных марафонах, неделях добра. Показывают свои таланты в областных и городских конкурсах творчества детей с ограниченными возможностями. Музыкальными номерами радуют тяжелобольных детей , посещая их на дому.

Многие воспитанники Центра, не останавливаются на достигнутом и продолжают свою творческую деятельность, посещая различные студии нашего города.

В се мы приходим в этот мир неповторимыми, индивидуальными, особенными, но, к сожалению, не всегда с равными возможностями. Неважно, по чьей воле так происходит: злого рока или неудачного стечения обстоятельств, по воле природы или высших сил, главное другое – дети с ограниченными возможностями всегда имеют шанс сделать непостижимое немного ближе, и возможно это с помощью уникальной методики - музыкальная терапия.

Музыка – вклад в формирование детского мира

Н есмотря на устоявшиеся скептические мнения, немузыкальных людей не существует в принципе, ведь музыка окружает нас всюду – во всевозможных звуках и шорохах, словах и мелодиях, даже в тишине тоже есть своя удивительная игра нот.

Еще находясь в материнской утробе, ребенок впервые слышит эту игру: в ритме маминого сердца и характере дыхания, тембре голоса и интонации, фразах, произнесенных извне, и многом другом. А позже музыка открывает перед маленьким человечком нечто более значимое и безграничное – умение чувствовать и сопереживать, именно поэтому очень важно с первых лет жизни обогащать детские впечатления, приобщая ребенка к разным видам музыкальной деятельности, таким образом, помогая формировать не только общую музыкальность, но и выразительность движений.

Важнейшим аспектом в этом процессе является развитие музыкального слуха, и добиться этого можно отнюдь не путем систематических, упорных и изматывающих тренировок, а в форме легкой, забавной и непринужденной игры. В первые годы жизни ребенка каждый звук – хлопанье в ладоши и погремушка, игра на губной гармошке и обычная колыбельная песня станут залогом осваивания ритма в такт, затем можно переходить к более сложным заданиям – определению низких и высоких звуков, ну, и, конечно, знакомству малыша с особенностями различных музыкальных инструментов.

Музыкальная терапия при ДЦП: примеры реабилитации

С частье – оно так необходимо в жизни, но каким же недосягаемым оно кажется для тех крошек, которые пришли в этот мир особыми. Но разве любые ограничения – будь они физическими, психическими или умственными, могут стать преградой для улучшения качества жизни? Нет, особенно в наше время, когда научно доказано почти магическое воздействие музыки на человеческий мозг и определенные типы нервных клеток под разной частотой.

Таким образом, детям с ДЦП музыкотерапия не только помогает повысить музыкальную компетенцию в целом, но и улучшить доверие к людям, настроить взаимопонимание с ними, ускоряя процессы терапии основной, благодаря легкости в выражении чувств и осознанию ребенком самого себя. Это помогает малышу благоприятно реагировать на неудачи и проблемные ситуации.

Но это далеко не все: благодаря музыкальной терапии детям с ДЦП открывается неповторимый и прекрасный окружающий мир, а овладевая навыками самоконтроля и поддерживая внутреннюю гармонию, они растят внутри главное и нужное – силу духа. Правильно подобранная музыка и музыкальная терапия поможет не только побороть статическую скованность, но и активировать умственную деятельность, а также движение к общему оздоровлению, вселяя веру в лучшее.

Музыкальная терапия может использоваться и в качестве домашней реабилитации ребенка с особыми потребностями. Сделать это не так сложно, ведь если с первых дней жизни напевать ребенку мелодичные песенки – очень скоро это войдет в добрую привычку. Впрочем, как и прослушивание проверенной временем классической музыки. Например, для поднятия жизненного тонуса и настроения подойдет «Шестая симфония» Чайковского, а всем известная «Лунная соната» успокоит и уменьшит раздражительность.

Основные аспекты работы с детьми и музыкальные произведения. Человек откликается на вибрационные частоты, поэтому можно с уверенностью сказать, что каждая клетка, орган или система имеет свои вибрации, при озвучивании которых получаются индивидуалные мелодии, которые массируют внутренние органы, улучшают кровообращение, влияют на костную структуру. Как же сделать так, чтобы организм ребенка, словно инструмент, «заиграл» в нужном ритме и звучании?

Убираем эмоции: спокойные мелодии и четкие ритмы

В лечении проблем гиперактивности используется активная музыкальная терапия – четкие ритмы, которые являются основой любой мелодии. Учитывая тот факт, что у каждого человека существует свой собственный ритм, с помощью активных методов он получает выход. К числу подобных методов относится действие под музыку и вместе с ней (движение), игра на музыкальных инструментах, рисование музыки. Занятия не должны быть слишком продолжительными: если речь идет о ребенке до года, то не более 5 минут, по мере взросления можно увеличивать до получаса.

Если выразить методику в трех словах, то она включает такие составляющие: «танцевать», «играть», «рисовать», при этом не забывая импровизировать вместе с ребенком, направляя его на усвоение произведения, его структуры и формы. У гиперактивных детей частой проблемой является нарушение концентрации внимания – в этих случаях занятия акцентируются на одном произведении, но работа происходит в разных формах.

При плохом развитии речевого аппарата, целесообразно включить вокальные и музыкальные упражнения, специальные вокализы. Для успокоения нервного возбуждения и снятия излишней эмоциональности подойдут звуки скрипки, флейты и фортепиано в ритмах три четверти (вальсы) – долгие, спокойные мелодии. Из классики подобным эффектом обладает Шестая симфония Бетховена, «Колыбельная» Брамса и шопеновские ноктюрны, симфонии Гайдна. Не обязательно слушать классику часами, главное, как можно чаще.

В работе с гиперактивными детьми хорошо использовать контрастную музыку – плясовые или колыбельные мотивы, которые способствуют формированию произвольного внимания. Абсолютно неконтактные малыши участливо реагируют на ласковые, нежные и не слишком громкие по звучанию мелодии, песни-зовы типа «Маша – радость наша» и прочие.

Немаловажным аспектом в работе является развитие чувства ритма, влияющее на процессы возбуждения и торможения, которые при гиперактивности разбалансированы. Ритм помогает таким малышам войти в конкретную деятельность – к примеру, через обыкновенные упражнения по отстукиванию ритма на основе стихотворений или потешек. Песни с показом действий, совместное музицирование, танцы и хороводы помогут развить пространственные представления.

Инструмент как средство контакта с миром

Если же речь идет о минорных детях, склонных к аутизму, то главной целью является установление контакта между маленьким человеком и окружающей действительностью. Из-за того, что подобные малыши лучше контактируют с предметами, чем с живыми людьми, они отлично работают с музыкальными инструментами, дополняя занятия голосом – живым пением.

В данном случае можно и даже нужно импровизировать, акцентируя внимание на чувстве удовольствия. Занятия должны носить поэтапный характер: в первую очередь, нужно задействовать музыкально-ритмические игры для сенсорной стимуляции, а уже потом переключаться на пение или игру в ансамбле.

Во второй этап можно включить прослушивание ритмичной, бодрящей музыки – «Венгерской рапсодии» Листа или Шестой симфонии Чайковского, использовать марши, инсценированные попевки. Третья ступень – музыкально-ритмические игры, танцы, вокально-двигательные игротренинги на основе фитбола. Завершающей нотой должны стать мелодии флейты, фортепиано – спокойные и приятные.

Музыка с мамой: польза живого пения

Ребенок начинает слушать музыку с рождения: сначала мамину колыбельную, а немного позже – поющую погремушку. А музыкальные игрушки могут стать отличным подготовительным этапом для пения вместе с родителем. Наслаждаясь вокалом мамы, малышу становится интересно, и он пытается все повторить, кропотливо вслушиваясь в звуки, и развивая свою речь. Это – оконце в постижение мира, которое впоследствии может перерасти в отличную традицию совместных пений.

Главное, не заглушать детский голос, солистом должна выступать маленькая кроха, родитель только подпевать. Не нужно слишком строго и категорично критиковать за фальшь, ведь неодобрение взрослого может напрочь «отрезать» желание совершенствоваться дальше.

Музыкальные упражнения Кирюшина

Кстати, о фальши. Музыкальная терапия включает в себя и развитие у ребенка слуха. Хорошие результаты дают специальные методики педагога Кирющина, которые основаны на эмоционально-образном развитии способностей вследствие укрепления связей между полушариями мозга. Основная суть упражнений состоит в многократном повторении и запоминании мелодии, что способствует развитию музыкального мышления. Достаточно просто прослушивание, пение не обязательно. Как свидетельствует практика, уже через два года таких упражнений, слух ребенка становится идеально ровным.

Всем, кто имел опыт общения с детьми с ограниченными возможностями, очевидно, что не так легко подобрать правильный подход к таким деткам, установить с ними взаимопонимание и вызвать живой интерес к совместной деятельности. Специалисты нашего центра прилагают все усилия для достижения этой цели, одним из эффективных методов является музыкальное воспитание. Кроме общеразвивающей функции, оно оказывает коррекционно-компенсаторное воздействие на детей с ОВЗ. Погружая ребенка в удивительный мир звуковой гармонии, удается эффективнее корректировать нарушенные функции, привлекать ребенка к различным видам деятельности, а также раскрывать его музыкальные способности. Ведь музыка создает положительный эмоциональный настрой, стимулирует ребенка к творчеству. Музыкотерапия совершенствует сенсорные функции (зрительное и слуховое восприятие), речевую деятельность.

Можно выделить основные проблемы, свойственные детям с ОВЗ:

Непроизвольность движений;

Страх посещений нового места, трудности при общении с новыми людьми;

Расстройство речевой функции или отсутствие речи;

Необщительность, безинициативность;

Проблемы с памятью и устойчивостью внимания у дошкольников.

Основываясь на наблюдениях, проводимых в процессе общения с «особенными» детьми, я могу сформулировать следующие принципы эффективного взаимодействия с ними:

Необходимо стимулировать проявление инициативы и активности у ребенка в совместной деятельности, а не пассивно осваивать какие-либо приемы, действия;

Следует развивать элементарные вокализации, звукоподражание у ребенка, а не просто совершенствовать произношение;

Необходимо стимулировать ребенка к танцевальному творчеству, а не повторять разученные движения.

Во время своих занятий я считаю необходимым создать доверительную атмосферу, предполагающую общение «на равных» ребенка и педагога. В ситуации, когда действия ребенка принимаются педагогом без каких-либо условий, есть возможность для проявления индивидуальности. Общение проходит в игровой форме, при этом детям не навязывается обязательные для всех действия и приемы, они могут принимать участие в игре, исходя из своего опыта и возможностей. Занятия имеет определенную структуру, которая позволяет детям усваивать новый материал, приобретать уверенность в собственных возможностях, проявлять творческое начало, помогать другим, сопереживать неудачам и радоваться успехам. Главное – это верить в ребенка, оказывать ему поддержку, дарить любовь.

Несмотря на то, что все люди появляются на свет с разными возможностями, дети с ОВЗ имеют полное право и возможность быть счастливыми, и мы должны постараться им в этом помочь. Для этой цели и служит музыкотерапия.

Музыкотерапия является психотерапевтическим методом, в основе которого лежит исцеляющее действие музыки на психологическое состояние человека. Позитивное действие музыкотерапии на детей с ОВЗ заключается в следующем:

Способствует установлению доверительной атмосферы, взаимопонимания между участниками процесса;

Усиливают эффект от проводимой терапии, так как с помощью музыки легче проникнуть во внутренний мир, переживания ребенка, чем при помощи обычных бесед;

Музыкотерапия обостряет все чувства человека, способствует их проявлению;

Помогает достичь внутренней гармонии, усиливает внутренний контроль и порядок.

Дети с ОВЗ характеризуются достаточно узким представлением о внешнем мире, дефектами речи, особенностями слуховых и зрительных восприятий, их нервная система недостаточно развита, может быть нарушена координация движений, возможны проблемы с памятью и вниманием. У них возникают трудности в согласовании движений с музыкой, им сложно координировать свои действия в соответствии с внешними сигналами (звуковыми, зрительными). Однако таким детям свойственна подражательность, что используется при освоении музыкально-ритмических движений, в подпевании и пении. В целях достижения эффекта развития психических функций у ребенка, что предопределяет общее развитие и полноценную адаптацию детей, я применяла в процессе своей работы следующие направления и приемы музыкотерапии:

Психогимнастика – совокупность упражнений, игр, которые направлены на развитие психомоторики, а также на сглаживание различных отклонений в психических процессах;

Логоритмические занятия- это набор музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр, которые «вписываются» в один общий сюжет и проводятся в игровой форме;

Музыкально-дедактические игры – вид терапии, который доказал эффективность при решении коррекционных задач.

Все эти методы объединены одним общим знаменателем – они основаны на игре. Игра является наиболее понятным и доступным видом деятельности для ребенка. Применяя игровую форму, гораздо проще создать позитивный настрой, который бы способствовал активному взаимодействию между детьми и взрослыми, раскрытию творческих способностей. Поощряется проявление инициативы, поддерживается познавательный интерес и внимание ребенка.

Дети очень эмоционально реагируют на такую музыкальную терапию, большинство активно принимают участие в игре, при этом они с легкостью выполняют те задания, которые не готовы выполнить на других занятиях. Отмечается возникновение интереса у ребенка по отношению к окружающим, он ищет способы общения и взаимодействия с ними, а также пытается повторять какие-то действия и приемы. Ребенок учится подчинять свои действия определенным командам и условиям, отказываясь от своих собственных желаний и побуждений. При этом наблюдается улучшение общей координации движений, их ритмичность, дети проявляют активность. Они учатся обращаться с музыкальными инструментами, им интересны извлекаемые с их помощью звуки. Затем набор музыкальных инструментов усложняется, при работе с ними задействуются обе руки (ложки, треугольник). Малыши стараются подстраивать свои движения под изменяющееся звучание инструмента.

Активизируется и познавательная сфера ребенка: он старается запоминать и узнавать повторяющиеся мелодии, может дифференцировать на слух звучание разных инструментов, что способствует развитию слухового восприятия, также улучшается память, концентрация внимания. В результате музыкотерапии детям становится легче проговаривать простые слова, они учатся петь, чего не всегда удается достичь при других видах коррекционной работы. Дети с ОВЗ обычно обладают удивительной музыкальностью, они не просто слушают музыку, но и готовы сами участвовать в ее создании – им доставляет удовольствие петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. При этом, что не маловажно, они открыты для общения с педагогами и другими детьми.

Хотелось бы отметить утренники и развлечения как эффективные мероприятия при работе с детьми с ОВЗ. В процессе подготовки к утреннику ребенок ощущает эмоциональный подъем, он с нетерпением ждет это яркое праздничное мероприятие, в связи с чем эффективнее проходят занятия.

При подготовке к утренникам и праздникам необходимо участие муз. руководителя, логопеда и воспитателя, дефектолога они подбирают материалы и разрабатывают сценарий. Обязательно учитываются особенности каждого ребенка и возраст детей.

Утренники помогают обогатить внутренний мир ребенка, закрепляют полученные умения и навыки, раскрепощают его и настраивают на общение и активное взаимодействие с другими участниками. Таким образом, результатом проводимых мероприятий является позитивные изменения в состоянии ребенка, повышается психическая активность, раскрывается способность к творчеству, развивается эмоционально-личностная сфера, совершенствуются коммуникативные навыки.

Методическое пособие включает в себя комплекс упражнений с методическими рекомендациями по использованию музыкотерапии; методический инструментарий, состоящий из диагностических методик по выявлению эмоционального состояния детей с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическое пособие

Составитель: Томилова А.В.

Музыкальный руководитель

г. Красноуфимск

Пояснительная записка

Для настоящей музыки нет ничего невозможного! Необходимо лишь желать ее слушать и уметь слышать. Лечебное применение музыки имеет тысячелетнюю историю. Музыка состоит из отдельных звуков. И многие музыкальные звуки, например колокольный звон, или созвучия, или последовательности звуков обладают чудесным оздоравливающим воздействием. Согласно проведенным исследованиям каждый музыкальный инструмент действует на человеческий организм по-своему: звуки фортепиано и скрипки прекрасно успокаивают нервную систему, флейта обладает ярко выраженным расслабляющим действием, а при звуках кларнета меняется кровообращение.

Детство – наиболее благоприятный период для развития музыкальных способностей. Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаст фундамент музыкальной культуры человека как части его общей духовной культуры в будущем. Дети с нарушениями в развитии являются особой категорией, в работе с которыми искусство, музыка оказывают лечебное воздействие, являются способом профилактики и коррекции отклонений в развитии. Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе музыкотерапии как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка.

Сущность музыкотерапии заключается в способности вызывать у «особого» ребёнка положительные эмоции, которые оказывают лечебное воздействие на психосоматические и психоэмоциональные процессы, мобилизуют резервные силы ребёнка, обусловливают его творчество во всех областях искусства и в жизни в целом.

Методическое пособие включает в себя комплекс упражнений с методическими рекомендациями по использованию музыкотерапии; методический инструментарий, состоящий из диагностических методик по выявлению эмоционального состояния детей с ОВЗ.

Цель: Коррекция личностных отклонений ребенка с проблемами в развитии.

Задачи:

Эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии;

Развитие навыков межличностного общения, коммуникативных функций и способностей;

Регулирующее влияние на психовегетативные процессы;

Повышение эстетических потребностей.

Формы организации : индивидуальные и групповые занятия.

Виды деятельности : восприятие музыки, певческая и ритмическая деятельность, игры-тесты, дыхательные упражнения.

Критерии оценки результативности реализации содержания продукта: эмоционально-психическая комфортность, эмоциональная выразительность, двигательно-звуковая творческая активность, положительная самооценка.

Представленный музыкальный материал подобран с учетом возраста и программных требований по предмету «Музыка».

Методическое пособие «Музыкальная терапия для детей с ОВЗ»

«Musica animae levamen» - «Музыка лечит душу» - эту надпись можно увидеть на некоторых итальянских клавирных инструментах эпохи Ренессанса. Конечно, такой способ воздействия на первый взгляд может показаться субъективным, и, в определенной степени, он должен быть таковым. Причина этого заключается в том, что – по словам Ф. Мендельсона – музыка благодаря своей многообразной конкретности обладает свойством глубокой интимности и может воздействовать непосредственно на сердце человека. С другой стороны, пояснения, предваряющие прослушивание музыкального произведения, сближают слушателей в их восприятии музыки.

По мнению К. Рюгера, профессора теории музыки в Высшей школе искусств, первый метод подобия в музыкальной терапии, является принципом смягчения страданий. Для этого используется музыка, близкая по духу, настроению, данного человека; таким образом можно достигнуть желаемого результата. Второй метод основан на аналогии первого метода. В этом случае музыка как бы сама возникает из определенной ситуации, причем важную роль играет психологическое состояние композитора.

Целебной силой обладают и музыкальные произведения В.А. Моцарта, Л. Бетховена, И.С. Баха, А. Вивальди, П.И. Чайковского, активизирующие энергетические процессы организма и направляющие их на его физическое оздоровление при различных заболеваниях. Тональность, темп, ритм, динамика музыкального произведения – ключевые средства, помогающие регулировать, развивать эмоциональную сферу личности.

  1. Пассивная музыкотерапия.

Релаксационную, расслабляющую и успокаивающую музыку можно слушать не более 15-20 минут, как днем, так и вечером, перед сном, удобной, приятной обстановке. При этом в помещении должен быть приглушенный, спокойный свет, нужно удобно сесть или лечь и не забывать правильно дышать. Как правило, при музыкальных сеансах профессионалы советуют дышать не грудью, как мы привыкли, а животом и на счет десять выдыхать. Благодаря такому дыханию воздух проникает в клетки организма и помогает лучше успокоиться и вводит человека в состояние глубокого мышечного расслабления. Для того чтобы правильно выполнить данную методику, нужно сконцентрировать внимание на различных частях тела и вызывание в них ощущение тяжести и тепла, либо сосредоточить внимание на каком-либо внешнем объекте – повторяющемся слове, звуке, пламени свечи, зрительном образе.

Все упражнения можно подразделить на определённые группы:

Для укрепления и оздоровления дыхательной функции можно использовать следующие упражнения: «Задуй свечу», «Проколи шину», «Дудочка», «Колобок» с использованием таких музыкальных произведений: В.Гречник «Колобок», А. Агофонникова «Дудочка», Сен-Санс «Лебедь».

Для укрепления мелкой моторики пальцев – упражнения на расслабление снятия стресса, напряжения: «Крестики и нолики», «Крючочки», «Ладонь – кулак», «Утята», «Пальчики здороваются», а так же возможно включение народных пальчиковых игр: «Сорока белобока», «Две веселые подружки», «Этот пальчик».

На расслабление крупных мышц - подобраны упражнения на снятие мышечных зажимов, снятия стресса: «Отдыхаем на берегу», «Морские звезды», «Легкие бабочки», «Игра с воздушными шариками». Музыкальные произведения: Ф. Шопен - «Ноктюрн фа-мажор», И. Штраус - «Вальс»,

С. Майкапар - «Мотылек».

Дыхательные упражнения

С детьми можно проделать дыхательные упражнения опираясь на образные выражения сказочных героев: прыгает лягушонок, пчелка летит на цветок («бз»- на выходе, «бж»), змея ползет в траве («ш»- «ш» - выдох). Дети движениями рук помогают себе осуществлять моменты вдоха и выдоха.

Цель: оздоровление и укрепление дыхательных функций.

  1. «Задуем свечу» (Сен-Санс «Лебедь»).

Дети делают глубокий вдох через нос, подносят ладошку на уровень лица, затем выдыхают тоненькой струйкой воздух через рот на ладонь, при этом губы держать «трубочкой».

2. «Проколи шину».

Дети делают легкий вдох, затем показывают, как медленно выходит воздух со звуком «Ш».

3. «Дудочка». А Агофонникова.

Группа детей музицируют инструментальное произведение к песне-загадке «Дудочка», другая группа исполняет песню. Используются духовые инструменты (глиняные свистульки, свирели, гармошки губные, игрушечные дудочки).

4. «Колобок» В. Гречик.

На каждого героя сказки, дети подбирают соответствующий данному персонажу духовой инструмент, музицируют звуковую картину «Колобок в лесу».

5.. «Корова».

Перед началом упражнения – вдох одновременно через нос и рот, затем петь (мычать) мелодию на выдохе через нос, нижняя челюсть при этом опущена. Петь, имитируя слона и чувствуя вибрации в области горла и груди. В заключение фразы можно акцентировать выдох, выталкивая оставшийся воздух мышцами живота. Упражнение помогает отреагированию отрицательных эмоций и снимает мышечные зажимы на уровне горла и шеи, в практике йогов считается ответственной за эмоциональное состояние организма.

6. «Аромат роз».

Произвести полное дыхание с закрытыми глазами, представляя перед собой большой и красивый букет роз, источающих прекрасный аромат. Задержав дыхание на вершине вдоха, поймать состояние легкости тела и душевной приподнятости. Ощутить состояние, называемое «вдохновение». Почувствовать ясность сознания, свежесть мысли, точность восприятия. Вдыхая воображаемый аромат роз, концентрировать внимание между бровями.

7. «Дыхательная медитация».

Сосредоточенное внимание на вдохе и выдохе, выполняемых под мысленный счет, совпадающий с ритмом пульса или к нему приближенный. 4 счета – вдох, 4 – задержка, 4 – выдох, 4 – задержка. Упражнение для большей ритмичности может выполняться с одновременной ходьбой на месте.

8. «Засыпающий цветок».

Успокаивающее дыхание в пропорции 1+3. На одну четверть – вдох, на три четверти – выдох. Мысленно представлять себя цветком, закрывающим на ночь свои лепестки в бутон.

Медленный вдох и задержка дыхания на вдохе способствуют повышению артериального давления, поэтому такой тип дыхания оказывает тонизирующее действие. Медленный выдох и задержка дыхания на выдохе понижают артериальное давление и оказывают расслабляющее и успокаивающее действие. Эти зависимости надо сообщить участникам группы, чтобы они знали, от каких упражнений им надо воздержаться.

Релаксация

Формирование оптимистического мироощущения

«Радость жизни»

Музыкальный материал: В.А. Моцарт. Финал «Маленькой ночной серенады»; Ж. Бизе. Юношеская симфония (финал); танцевальная музыка из оперетт Р. Штрауса, И. Кальмана, Ф. Легара.

Для эффективности проведения релаксационного метода, нужно создать благоприятную обстановку в помещении и настроить учащихся на слушание. А для этого нужно сесть поудобнее, отклонится на спинку стула, руки положить на колени или свободно опустить, голову чуть-чуть приподнять.

А теперь начинаем наблюдать за нашим дыханием. Можно закрыть глаза, кому как удобнее.

Настраиваемся на восприятии самых светлых и радостных сторон жизни .

Почувствуйте теплое и дружеское расположение к себе и к окружающему нас миру .

Начинаем вспоминать самые светлые и радостные стороны жизни .

Веселый огонек загорается в вашей груди.

Прекрасная музыка идет в такт и в унисон вашим радостным переживаниям, и ваше сердце подобно птице, которая летит навстречу всем радостям бытия.

Вы с радостью вдыхаете в себя свежий воздух и говорите простые слова, наполненные радостью и любовью к жизни.

Одна птица может стать символом весны,

Одна улыбка может сотворить дружбу,

Одно рукопожатие может поднять дух,

Одна звезда может вести корабль.

…и одно слово может начать движение.

Преодоление злобной раздражительности

«Самоконтроль»

Музыкальный материал: Д. Шостакович. Романс из фильма «Овод»; Восьмая симфония, III часть.

Сели поудобнее, закрыли глаза, наблюдаем за дыханием.

Дыхание ровное, спокойное.

Мышцы тела расслаблены, расслабляются и все мышечные зажимы.

Вы находитесь в спокойном, приятном отдыхе, и красивая музыка помогает вам отдохнуть и сосредоточиваться на ваших внутренних ощущениях.

Д. Шостакович. Восьмая симфония, II часть.

Начинаем вспоминать те ситуации в вашей жизни, когда вы были раздражены и гневались.

Чувствуете, как под влиянием музыки и воспоминаний ваше раздражение усиливается.

Приливы гнева и раздражения все больше.

Отчетливо вспоминаете ситуацию, которая вас разозлила.

У вас перехватывает дыхание, и напрягаются все мышцы.

Чувствуете, что вот-вот вы можете сорваться.

Ловите себя на этой мысли и бросаете свое тело в расслаблении.

Д. Шостакович. Романс из фильма «Овод»

Сосредоточили внимание на дыхании и следите, чтобы выдох был длиннее вдоха.

Длинный-длинный выдох.

Успокаиваете и контролируйте ваше дыхание.

Ваши мышцы тела расслаблены.

Ваше дыхание ровное и спокойное, спокойное и ровное.

Перед вашими глазами красивая картина природы, которая приятно успокаивает вас.

Удерживаете эту картину своим внутренним взором и ни о чем больше не думайте.

Вы полностью контролируете свое состояние.

Расслабление «Великий покой»

Для расслабления и успокоения используются следующие колыбельные мотивы:

  • Моцарт – Флис - «Спи, моя радость, усни»;
  • Дунаевский-Лебедев-Кумач - «Сон приходит на порог»;
  • Р. Паулс - «За печкою поет сверчок»;
  • Свиридов - «Колыбельная Светланы»;
  • И.С. Бах - «Ария из сюиты №3» или медленные части из Бранденбургских концертов;
  • Ф. Шуберт - «Аве-Мария» или 2-я часть 8-й симфонии;
  • А. Вивальди - « Зима»;
  • Л. Бетховен - «Сонаты № 8, 14, 23» -вторые части;
  • П.Чайковский - «Июнь» и « Октябрь» из цикла «Времена года», Анданте кантабиле из 5-й симфонии.

Для общего успокоения, умиротворения и согласия с жизнью в том виде, какая она есть:

  • Л. Бетховена – Шестую симфонию II часть;
  • И. Брамса – «Колыбельную»;
  • Ф. Шуберта – «Аве Мария»;
  • Ф. Шопена – Ноктюрн соль минор.

От состояния усталости можно избавиться лишь в том случае, если в полном покое и внутренней расслабленности слушать произведения И.С. Баха, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, заканчивая М. Равелем.

Активизирующие :

  • В.Моцарт - 1 и 3 части из фортепианных сонат и концертов,

«Рондо» из «Маленькой ночной серенады», отрывки из оперы «Волшебная флейта»;

  • П.Чайковский – вальсы из балетов, «На тройке» из «Времен года», 4-я симфония-финал;
  • С.Прокофьев -1 симфония отрывок из 1-части;
  • А. Вивальди - «Весна».

Для устранения агрессии можно слушать ритмическую или даже агрессивную музыку:

  • балет Стравинского «Весна священная», резко переходящую к произведениям в стиле И.С. Баха «Хроматическая фантазия и фуга»;
  • Н. Римский –Корсаков - увертюра к опере «Псковитянка»;
  • Мусоргский «Ночь на лысой горе», цикл «Картинки с выставки» «Избушка на курьих ножках»;
  • С.С. Прокофьев - «Таней рыцарей» из балета «Ромео и Джульетта», оркестровая картина «Ледовое побоище» из кантаты «Александр Невский»;
  • П.И. Чайковский - увертюры «Буря», «Манфред», «Ромео и Джульетта», «1812 год»; Шестая симфония - первая часть, разработка;
  • Людвиг Ван Бетховен – финалы сонат «Лунная», «Аппосионата»;
  • Д. Шостакович «Ленинградская симфония»;
  • Арам Хачатурян «Танец с саблями» из балета «Гаяне».

Депрессия включает переживание собственной несостоятельности в момент крушения надежд и жизненных планов, переживание чувства вины, неуверенности в себе , для ее устранения можно послушать музыкальные произведения:

  • П. Чайковского – Шестую симфонию (финал);
  • Ф. Шопена – Прелюдия (ми минор);
  • В.А. Моцарт – концерт До-минор №22;
  • Ф.Шуберт фортепианная фантазия фа-минор, «Шарманщик», «Кладоискатель»;
  • Л. Бетховен – вторая симфония, первая часть-allegro con brio.

Для уменьшения чувства страха используются произведения:

  • П.И.Чайковский оркестровой фантазии «Франческа да Римини» по «Аду» Данте, сюжет Гете «Духи, которых я вызвал» в конце столетия нашел отражение в оркестровом скерцо Поля Дюка «Ученик-волшебник»;
  • Д. Шостакович – фрагменты 6,7,8 симфоний;

Для снятия раздражения, гнева используют музыку:

  • Вагнера - «Хор пилигримов».

При нервном истощении можно использовать музыку

  • Грига - «Утро».

Есть произведения, которые улучшают внимание , помогают сосредоточиться. К ним относятся:

  • П.И. Чайковского - «Времена года»;
  • К. Дебюсси - «Лунный свет»;
  • Ф. Шумана - «Грезы».

Для уменьшения чувства тревоги , неуверенности :

  • Ф. Шопена – Мазурки и прелюдии;
  • И. Штрауса – Вальсы;
  • А. Рубинштейна – «Мелодия».

Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей:

  • И.С. Баха – Итальянский концерт;
  • Й. Гайдна – Симфонии.

Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональными переживаниями :

  • Л. Бетховена – опера «Фиделио»;
  • В.А. Моцарта – опера «Дон Жуан»;
  • Ф. Листа – «Венгерская рапсодия» №1.

Для поднятия общего жизненного тонуса : улучшения самочувствия, повышения активности, улучшения настроения:

  • И.С. Баха - Прелюдия и фуга ре минор;
  • Л. Бетховена - Увертюра «Эгмонт»;
  • П.И. Чайковского - Шестая симфония (ч.3);
  • Ф. Шопена - Прелюдия Ор. 28, №1;
  • Ф. Листа - «Венгерская рапсодия» №2.

Музыкальные произведения для создания бодрого настроения, чувства радости:

  • Л. Бетховен – восьмая симфония 1 и 4 части;
  • Россини увертюры к операм «Шелковая лестница», «Сорока-воровка»;
  • Гендель – Музыка на воде - «Аллегро».

Для изживания меланхолии:

  • П. Чайковский «Меланхолическая серенада»;
  • Сибелиус – «Грустный вальс»;
  • Э. Григ «Песня Сольвейга» «Пер Гюнт»;
  • Бетховена «К радости».

Для подъема энергетики:

  • И.С. Бах - Итальянский концерт, токката и фуга ре минор;
  • С.С. Прокофьев – финал сонаты для фортепиано №7;
  • Мендельсон – финал концерта для скрипки;
  • П. Чайковский – Марш из Шестой симфонии.

А так же при переутомлении стоит поставить диски с записями Элвиса Пресли, Луи Армстронга или Дюка Веллингтона.

Для уменьшения раздражительности, разочарования, повышения чувства принадлежности:

  • И.С. Баха – Кантата № 2;
  • Л. Бетховена - «Лунная соната»;
  • С. Прокофьева – Соната ре минор.
  1. Активная музыкотерапия

Вокалотерапия.

Развитие вокальных возможностей, безусловно, оказывает благотворное влияние на дыхательную систему организма, а также активизирует работу внутренних органов.

А сколько органов мы сразу лечим, когда поем такое незатейливое упражнение: «Ма - ме- ми- мо- му»!

И – долгое протяжное пение «И» стимулирует головной мозг, глаза, нос. Им можно лечить гайморит, воспаление глаза, насморк. Он стимулирует щитовидную железу и все элементы головного мозга. При пении череп вибрирует. Когда человек долго поет звук «И», он начинает чувствовать прилив радостного возбуждения. Это хорошее средство для создания хорошего настроения.

О – главный гармонизующий звук, позволяющий подключиться к универсальной гармонической вибрации.

НГ – расширяет творческие возможности человека.

Е – чистит организм от негативов, создает энергетический барьер для защиты от энергоинформационного загрязнения.

А – дающий звук. Произносить ее нужно, как бы укачивая ребенка. Долгое «А» чистит человека, снимает напряжение, дает почти такой же результат, как и покаяние. Звук «А» стимулирует верхнюю часть легких.

У – наполняет человека мудростью.

МН – произнесение облегчает жизнь.

Э – дает человеку красоту.

ИЯ – при пропевании действует на сердце.

СИ – создает очень тонкие вибрации, снимает напряжение, когда человек напуган.

ПЕОХО – благотворно действует на дыхание. На выдохе ОХО производит такое же очищение, как при дыхании звук ХА.

ИМ – защитный, очищающий, оздоровительный эффект.

Н – активизирует интуитивные процессы, способствуют творчеству.

РЕ – снимает стрессы, заикание, страхи.

Я – уравновешенность в собственных силах.

Можно подбирать созвучия, например:

АУМ – снимает стресс, избавит от головной боли, улучшает настроение.

Произнося звук – представить больной орган. Приставить руки: левая – к органу, правая сверху левой.

Ритмотерапия.

Упражнения на расслабление крупных мышц

Цель: Снятие мышечных зажимов, напряжения.

1. «Отдыхаем на берегу» И. Штраус «Вальс».

Дети лежат на животе, руки и ноги разведены в стороны. Они должны одновременно соединить руки над головой и ноги вместе.

2. «Морские звезды» И. Штраус «Вальс».

Дети сидят на полу, расставив ноги и руки в стороны. Им предлагают собрать тело в «комочек», а затем вернуться в исходное положение.

3. «Игра с воздушными шариками» Ф. Шопен «Ноктюрн фа-мажор»

Детям раздаются воздушные шарики, предлагают поиграть с ними, при этом обращается внимание на их легкость, затем упражнение повторяется только с воображаемыми шарами.

  1. «Легкие бабочки» С. Майкапар «Мотылек».

Детям предлагается рассказ: «В саду было много красивых цветов. Маленькие, легкие мотыльки летали и кружились над ними, выбирая себе самый яркий и красивый, а потом садились на него». Дети слушают музыку и представляют себя «мотыльками», передают движениями картинку, «нарисованную» музыкой.

  1. «Ритмическое эхо».

Ведущий занятия дает двух- или трехтактовый ритмический рисунок,

Который все вместе, хлопая в ладоши, должны повторить участники группы.

  1. Ритмизация собственных имен и фамилий. Дискуссия о том, как на основании предложенного ритма можно составить характеристику человека.
  2. Ритмизация движений животных – степенная корова, проворный заяц, ласковая кошка, дикий конь, преданный пес и т.п.
  3. «Ладушки».

Популярная детская игра, хорошо развивающая не только чувство ритма, но так же произвольное внимание и координацию движений.

Игры-тесты, направленные на выявление

Гармоничности эмоциональной сферы ребенка.

Показатель эмоционально-психическая комфортность.

Задание № 1. «Бабочки и жуки»

Исходное положение: дети делятся на две команды – на «бабочек» и «жуков». Для игры подбирается музыкальное сопровождение с частой сменой контрастных (но повторяющихся в своем чередовании) образов: легких, воздушных «бабочек» и тяжелых, неповоротливых «жуков». При этом продолжительность пребывания в каждом из образных состояний каждый раз меняется.

Задание: внимательно слушать музыку и двигаться только тогда, когда звучание будет соответствовать выбранному образу. При этом нужно импровизировать движения в характере «бабочки» или «жука».

Эталон выполнения игрового задания: гибкая реакция на смену ситуации, способность вовремя перейти от активных движений к неподвижности и выдерживать статичную позу столько, сколько потребуется по ходу игры; свободное и разнообразное определение себя в игровом пространстве; выразительные движения, соответствующие выбранной роли; инициатива и двигательное творчество в создании индивидуальной игровой линии или микросюжета с помощью взаимодействия с другими участниками в ходе игры.

Задание № 2. «Быстрый танец»

И.П.: дети стоят по кругу лицом к центру.

Ведущий-педагог выполняет ритмичные движения в такт быстрой танцевальной музыке с выраженными метрическими акцентами. Дети копируют движения ведущего. Направление движения идет по четырем точкам: голова – плечи – бедра – лодыжки ног. Сначала количество прикосновений к каждой точке равно 8-ми, в следующем повторении 4-м, затем 2-м и, наконец, одному разу. Постепенно количество точек прибавляется, а темп выполнения убыстряется.

Эталон выполнения игрового задания: четкие, координированные движения и телесное переживание-выражение ритмической пульсации.

Задание № 3. «Игра в колыбельную» (проводиться после подвижной игры).

И.п.: дети вместе с педагогом сидят на полу (на коврике).

С началом звучания медленной, спокойной музыки педагог укладывает одного из детей на пол и в такт музыке мягко поглаживает его по спин ке. Остальные дети присоединяются к нему, и все вместе ласково касаются, глядят выбранного в «солисты» ребенка. Постепенно педагог укладывает еще несколько детей, давая сигнал остальным гладить, баюкать их. На протяжении игры дети меняются ролями.

Эталон выполнения игрового задания: плавные, размеренные движения руками и телом, сигнализирующие о способности ребенка перейти от состояния возбуждения

к расслаблению; состояние доверия и спокойствия, отсутствие тревожности.

Показатель эмоциональная выразительность .

Задание №4. «Игра со стульчиками»

И.п.: дети сидят на стульчиках, расставленных по кругу, лицом к центру. Количество стульчиков точно совпадает с количеством детей. Один из стульчиков назначается стулом ведущего (это можно сделать с помощью считалки).

Первая часть танца-игры связана с импровизацией жестов и поз ребенка, оказавшегося на стуле ведущего. Поза принимается и фиксируется на звук в конце каждой музыкальной фразы. Остальные участники игры копируют позу ведущего, сидя на своих стульчиках.

Во второй части характер музыки меняется: она становится подвижной и веселой. Дети бегают под музыку в кругу и между стульчиками. К концу второй части каждый должен сесть на оказавшийся рядом стул. Затем звучит музыка первой части, и ребенок, севший на стул ведущего, показывает движения. Игра повторяется.

Эталон выполнения игрового задания: точность попадания в метрическую сетку при проделывании придуманного движения, выразительные, естественные, раскрепощенные, координированные движения, полноценное мышечное напряжение ребенка.

Задание № 5 . «Считалочка»

И.п.: дети стоят в кругу по одному, повернувшись лицом в центр круга. В центре круга – ведущий. Музыкальным сопровождением к этой игре может быть любая современная детская песенка (Например, всем известная «Чунга-чанга»).

На запев песенки ведущий в такт музыке считает детей 9указывая на каждого, как в игре считалочку). Тот, на ком мелодия запева заканчивается, становится новым ведущим. В припеве ведущий в центре круга импровизирует танцевальные движения, а остальные копируют его. На запев снова начинается отсчет, к концу которого ведущий опять меняется.

Эталон выполнения игрового задания: соответствие движений эмоциональному содержанию музыки, естественные, раскрепощенные, координированные и пластичные движения, полноценное мышечное напряжение ребенка. Точность, ловкость, попадание в метрическую сетку. Удовольствие, получаемое ребенком от движения.

Задание №6 «Пароход»

И.п.: дети сидят на стульчиках, расставленных по кругу. Педагог поет на несложную импровизированную мелодию песенку-загадку, а дети ее отгадывают:

«До чего народ доходит –

Самовар по речке ходит,

Из трубы дымок валит»

Затем «отгадка» - бумажный кораблик – в руках педагога начинает «плавать по волнам», двигаться по кругу, и сопровождается пением педагога вместе с детьми. Кораблик «плавает» по кругу, а песенка повторяется несколько раз. С очередным повтором ведущий меняется: кораблик педагогом кому-то из детей. Ребенок, оказавшийся ведущим, не только получает бумажный кораблик, но и вынимает из него пиктограмму. По пиктограмме ребенок задает эмоциональную окрашенность мелодии. Например: «Будем петь весело!», «Сердитым голосом». Ведущий – ребенок, у которого оказался кораблик, не только определяет по пиктограмме, с какой эмоциональной окраской петь песенку, но и сам «входит в образ» - подбирает соответствующие движения, шаги, мимику, интонации.

Эталон выполнения игрового задания: быстрое и точное определение по пиктограмме эмоционального состояния, определение его на словах, свободное воплощение в мимике, пластике и интонациях.

Показатель двигательно-звуковая творческая активность

Задание № 7. «Круги».

И.п.: дети сидят на стульчиках полукругом. Перед ними ксилофоны, металлофоны, шумовые и ударные инструменты. В центре полукруга – ведущий – «дирижер» (без инструмента).

Педагог рассаживает детей за инструменты по группам с контрастным, отличающимся друг от друга звучанием, например, группы: ксилофонов – колокольчиков – металлофонов – маракасов – бубнов и барабанов. Мелом педагог рисует круги и договаривается с детьми, какой группе инструментов будет соответствовать каждый круг. Задача детей – ждать своей очереди вступления в игру, т.е. внимательно следить, на какой круг встанет ногами или прикоснется руками ведущий «дирижер».

Эталон выполнения игрового задания: ведущий не просто переходит с одного круга на другой, но внимательно слушает получающуюся «музыку», создает игровой образ.

Показатель положительная самооценка.

Задание № 8 . «Имена»

И.п.: дети стоят по кругу лицом к центру.

Ведущий делает шаг вперед и представляет свое имя в каком-либо образе (Марина – как море, Юля – как юла»), а затем выражает этот образ жестами, движениями, мимикой, выразительной интонацией. Остальные – в точности его копируют. Роль ведущего передается каждому по очереди по кругу.

Эталон выполнения игрового задания: оригинальные, положительные образы своего имени, уверенность, четкость интонаций, удовольствие от демонстрации своего придуманного образа и внимания к себе всех присутствующих.

Задание № 9 «Все, как я!»

И.п.: дети стоят в рассыпную.

Ведущий с помощью голоса и движения изображает любой придуманный им образ. Остальные копируют его. Затем ведущий передает свою роль (останавливается и показывает рукой на кого-нибудь из детей). Новый ведущий три раза хлопает в ладоши, громко произносит: «Все, как, я!» и предлагает свой вариант двигательно-интонационной импровизации.

Эталон выполнения игрового задания: выразительность и оригинальность движений и интонации, свобода переживания в игровом пространстве, гибкость и быстрота вхождения в придуманную роль, отсутствие агрессивности, излишнего возбуждения или капризности в случае неудачного игрового решения.

Таким образом, при подготовке к урокам учителю музыки, необходимо учитывать не только эмоциональное состояние каждого ребенка, но и знать особенности воздействия того или иного музыкального произведения на психику ребёнка, его поведение. А для этого требуется специальная подготовка каждого педагога.

  1. Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии. – М.: Издательство Института психотерапии, 2004. – 90 с.
  2. Лобова А.Ф. Аудиальное развитие детей: Учебное пособие для педагогов. Екатеринбург, 1999. - 160с.
  3. Медведева Е.А., Левченко И.Ю, Комисарова Л.Н., Добровольская Т.А.. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. средн. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2001. – 248 с.
  4. Назарова Л.Д. Фольклорная арттерапия – СПб.: «Речь», 2002. – 240 с.
  5. Овчинникова Т. Музыка для здоровья. – СПб: Союз художников, 2004.
  6. Осипова А.А. Общая психотерапия: Учебное пособие для студентов ВУЗов. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512с.
  7. Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М.: «ВЛАДОС», 1997 – 384с.
  8. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. – М.: «ВЛАДОС», 1999 –

176 с.

  1. Рюгер К. Домашняя музыкальная аптечка – «Феникс», 1998 – 384 с.
  2. Старикова С. Народное образование: Арт-терапевтические методы в школе. №8 2007 г.
  3. Тихонова Е.В. Музыкотерапия как средство творческого самовыражения // Художественно–педагогическое образование XXI века: анализ состояния и стратегия повышения качества профессиональной подготовки. Под. ред. Н.Г. Тагильцева. – Екатеринбург, 2007. 67 – 71c.

12. Юдовина Т. – Гальперина. Музыка и здоровье человека. Ранняя диагностика функциональных заболеваний, 2002. - 40с.

  1. Пояснительная записка

2. Методическое пособие «Музыкальная терапия для детей с ОВЗ»


  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то