План эссе по русскому. Как правильно составить план к сочинению: рекомендации

Схема по написанию сочинения по заданию С1 ЕГЭ по русскому языку.

1. Вступление (два-три предложения, которые должны подводить к теме данного текста).
2. Проблема, которую поднял автор текста
3. Комментарий
4. Позиция автора текста
5. Ваша позиция по проблеме, поднятой в тексте. Выражение согласия, несогласия, частичного несогласия с авторской позицией, противоречивая или двойственная оценка.
6. Аргументы, приведенные в поддержку авторской позиции или в ее опровержение (необходимо привести не менее двух четких аргументов, опираясь на читательский и (или) жизненный опыт).
7. Заключение (одно-два предложения для придания сочинению завершенного вида).

С чего лучше начать сочинение C1

Есть несколько удачных вариантов:

Например:
К. Г. Паустовский является одним из истинных мастеров художественного слова. Его душевные рассказы учат нас видеть окружающем мире прекрасное, трепетно относиться к природе. Так и в прочитанном мной тексте автор размышляет о неразрывной связи человека с природой.

2) с однородных членов предложения (обычно используют отвлеченные понятия, имеющие отношение к теме текста)

Например:
Верность, взаимопомощь, милосердие, дружба (и т.д.) – без этих нравственных понятий нельзя представить себе духовную жизнь человека. В своей статье известный публицист размышляет о том, что…

3) с нескольких риторических вопросов, которые должны подвести к главной мысли или теме прочитанного текста (в этих вопросах можно использовать антонимы)

Например:
Каким образом в столь противоречивое время, наполненное социальными потрясениями, не разучиться отличать ложь от истины? Как узнать, что влияет на душу благотворно, а что – пагубно? В чем отличие культуры от «псевдокультуры»? Над этими непростыми вопросами в своей статье размышляет…

4) с собственных размышлений по проблеме, поднятой автором текста

Например:
Я много раз задумывался о том, как сложно бывает объяснить словами самые важные понятия в человеческой жизни. Счастье, вера, любовь – мы не можем прожить без этих нравственных категорий, но дать им «определение» - совсем не просто. В данном тексте автор размышляет о роли…

Комментарии

В данной статье автор поднимает несколько важных нравственных проблем: ...
- В тексте повествуется (говорится, автор, рассуждает, размышляет и т.п.) о...
- В данном тексте автор говорит не только о..., но и о....
- Прочитав данный текст, я пришел к заключению (я пришел к выводу, я понял позицию автора).
- Содержание статьи оказалось значительно более широким, чем ее тема. Рассказывая о..., автор подразумевает...

Хорошим дополнением к комментарию будет частичное цитирование

Например:
а) С.Соловейчик говорит читателю, что вера- это «важнейшая функция души». Автор, не будучи навязчивым, доказывает, что без веры, «передаточного механизма» между сердцем и умом, «высохнет душа» человека.

Речевые образцы, выражающие мнение ученика о прочитанном

Ключевые фразы к тексту на злободневную тему:

Несмотря на то, что и раньше я много размышлял на тему..., мысль автора о… показалась мне очень неожиданной и интересной.
Я не раз думал о том, что… и поэтому тема текста оказалась для меня близкой и понятной.
Проблема… волнует многих моих современников. В своей статье известный публицист высказывает свои мысли о…

Ключевые фразы к тексту научно-популярного стиля:

Сначала текст показался мне сложным, но, после второго прочтения, я понял…
Признаться, я раньше никогда не читал о..., поэтому текст...меня очень заинтересовал, из него я узнал много нового о…
Автор очень доступно освещает сложные научные понятия, используя для этого общенаучные термины.

Ключевые фразы к тексту на тему, которая является далекой от интересов ученика:

Я никогда раньше не задумывался над этой непростой проблемой, поэтому боюсь, что моя позиция может показаться несколько расплывчатой.
Очень неожиданной и интересной мне показалась мысль автора о...
Я не обладаю достаточным жизненным опытом, чтобы иметь четкую позицию по данному вопросу. Но, прочитав текст, я задумался о том, что...

Как удачно закончить сочинение

Закончить сочинение нужно фразой, подводящей общий итог вышесказанному, а также логически связывающей сочинение с прочитанным текстом.

Завершается сочинением. Если правильно выполнить это несложное задание , можно не волноваться о том, что вы набрали мало баллов за экзамен. Но для того, чтобы безупречно справиться с этим испытанием, необходимо знать и соблюдать несколько правил. Из статьи вы узнаете, как писать сочинение ЕГЭ так, чтобы итоговый балл был высоким .

Вконтакте

Какими бывают сочинения

Наиболее распространенные виды сочинений по литературе – это , которое отличается от эссе строгой структурой, и сочинение-описание. Более удачно будет выглядеть работы, в которых объединены элементы описания и рассуждения.

Например, рассуждение следует применить в раскрытии проблемы, комментарии, аргументации и заключении. А описание можно применить в аргументации для того, чтобы более точно описать схожесть ситуаций в данном и приведенном текстах. Все виды сочинений по разному подходят к освещению темы.

Пишем эссе

Как написать сочинение в этом жанре, знают далеко не все выпускники. Эссе – это сочинение в свободной форме , как правило, небольшого объема.

Структура сочинения в жанре эссе нестрогая – вы сами решаете, с чего будет начинаться ваше сочинение, что будет его кульминацией и как оно завершится. Как составить композицию сочинения, завист от индивидуальности автора.

Чтобы эссе было полноценным, нужно придерживаться простого плана:

  • Тезисное изложение мыслей.
  • Тезисы должны быть подкреплены аргументами, фактами и доказательствами.

Сочиняем, рассуждая

Для того чтобы грамотно написать сочинение рассуждение, следует придерживаться правил:

  • Тезис. Сформулируйте проблему, мысль , которую хотите доказать.
  • Аргументация. Используйте различные ситуации из литературы, кино, истории, жизни для того, чтобы подтвердить свои слова.
  • Вывод. Этот пункт является следствием из вашего тезиса, но в более широком понятии. Здесь можно описать рекомендации, прогнозы, последствия .

Все пойдет по плану

План сочинения ЕГЭ поможет правильно расставить смысловые акценты в тексте и выстроить четкую структуру. Придерживайтесь следующей схемы:

  • Введение (раскрытие проблемы, ваше понимание проблемы, актуальность, ваше согласие или несогласие с автором, комментарий к проблеме).
  • Аргументация (всего в сочинении должно быть не менее двух аргументов . В идеале оба примера должны быть из русских классических литературных произведений, но допускается взять один пример из жизни, кино, истории и т.д.).
  • Заключение (в этом пункте необходимо подвести итог, сделать вывод в подтверждение своих аргументов , выразить свое согласие или не согласие с автором).

Внимание! Вы можете взять в аргументацию более двух примеров из зарубежной литературы, но ни в коем случае не используйте в качестве источников народные сказки.

Готовые шаблоны

Для того чтобы написать введение, можно взять за основу шаблон:

  • Я думаю, автор хочет рассказать читателям о проблеме…
  • Мне кажется, главная мысль этого текста заключается в…
  • По моему мнению, писатель нам демонстрирует проблему…

Для написания аргументации:

  • В качестве примера можно привести произведение (название, автор).
  • Для того чтобы подтвердить мои слова, обратимся к примерам из литературы. Наиболее ярко эту проблему иллюстрирует произведение (автор, название).
  • Эта проблема всегда была актуальной, она волновала умы многих писателей, например, (автор) в своем произведении (название) полностью раскрывает эту проблему.

Для заключения можно использовать такие речевые клише:

  • В заключение я хочу сказать, что…
  • Невозможно не согласиться с автором данного текста, ведь…
  • Я считаю, что эта тема была, есть и будет актуальна, так как…

Комментарий к проблеме

Перед тем как писать комментарий к проблеме, следует определить ваше собственное отношение к затрагиваемой теме (эта проблема актуальна, жизненна, распространена и т.д.).

Например: Я считаю, что проблема жертвенной любви очень актуальна и трагична.

Следует выразить ваше согласие или несогласие с автором (Я считаю, что автор прав, ошибается и т.д.). Например: невозможно не согласиться с автором в том, что следует помогать более слабым, нуждающимся людям, если у нас есть возможность.

Также можно написать, с помощью каких средств автор сумел так точно и детально описать и раскрыть проблему.

Важно! Для того чтобы избежать чрезмерного цитирования в комментарии, можно написать лишь номера , где более четко описана проблема.

Пишем вывод

Структура сочинения подразумевает в конце наличие вывода, в котором подводится логический итог повествованию. В написании вывода важно учесть вашу позицию по данной проблеме . Также стоит объединить вышесказанное (комментарий на основе данного текста и вашу аргументацию), чтобы сделать обобщение на этой основе.

В выводе вы должны дать ответы на вопросы:

  • Зачем автор текста заостряет внимание на данной теме?
  • Какие последствия могут возникнуть, если не прекратить развитие проблемы?
  • Что можно сделать, чтобы предотвратить развитие проблемы?
  • Призыв к действию или, наоборот, противодействию.

Раскрываем проблему

Для сочинений ЕГЭ по русскому языку, как правило, подбираются проблемы, которые связаны с общественной жизнью. Наиболее часто встречаются темы, связанные с исторической памятью , любовью и верностью Родине, спором поколений, личными качествами человека (верность, сопереживание, доброта, честность и т.д.). Нередки и глобальные проблемы : война, голод, экологическая обстановка и т.д.

Внимание! Если вы столкнулись с термином, определение которого не можете четко сформулировать, то постарайтесь ответить на два вопроса: что это и какое оно? (подобрать , которое наиболее точно описывает его). Например: любовь — это (какое?) глубокое (что?) чувство привязанности; верность – это (что?) постоянство (в чем?) в своих убеждениях, взглядах.

Чтобы раскрыть проблему, необходимо дать определение термину , который является его основой, и подумать, для чего автор рассказывает об этом читателям.

Учимся на примерах

Удачные примеры сочинений найти несложно, их изучение поможет понять принцип построения логичного и аргументированного текста.

Мы видим здесь слабую пожилую женщину, которая нуждается в помощи. Б.П. Екимов так точно и реалистично описывает состояние тётки Вари, что нам становится её жалко.

И как же радуется душа, когда мы видим, что есть еще на свете неравнодушные люди, которые готовы помочь просто так, бескорыстно.»

«Я думаю, что проблема, затронутая автором этого текста, всегда была, есть и будет актуальной. И невозможно не согласится с писателем в том, что совершая добрые поступки, человек расцветает в душе, он духовно обогащается и ему становится легче жить. Ведь так радостно видеть счастливые и благодарные глаза тех, кому ты оказал помощь.»

«Многие писатели освещали тему безразличия в своих произведениях. Одной из ярких иллюстраций этой проблемы является « . Тут перед читателем всплывают образы зажиточной старушки-процентщицы и Родиона Раскольникова, бедного студента, который нуждается в деньгах. Пожилой даме было безразлично тяжелое материальное положение студента, загнала его в безвыходную ситуацию, за что она и поплатилась, толкнув юношу на преступление.»

«Но внимание писателей привлекали не только безразличие и равнодушие, но и обратная сторона этого явлений – взаимопонимание и отзывчивость. Многие произведения, раскрывающие эту тематику, посвящены военным событиям. К примеру, «Василий Тёркин» Твардовского. Здесь читатели видят образ солдата по имени Василий Тёркин. Он старается всячески подбодрить своих товарищей, морально поддержать их. Именно главный герой вселяет надежду в душе однополчан, ведь в тяжелые военные годы так важно верить в победу.»

«В заключение я хочу сказать, что нужно обращать внимание не только на себя и собственное благополучие. Если бы каждый из нас был чуточку внимательнее и добрее к окружающим, если бы мы помогали друг другу, то мир бы стал намного лучше. И совсем неважно, в чем заключается помощь: в моральной поддержке, или же в куске хлеба, в добром слове или же в чем-то другом… Главное – всегда и везде оставаться людьми

Как писать сочинение ЕГЭ? Структура

Написание сочинения в ЕГЭ по русскому языку: советы и трудности

Заключение

Для того, чтобы написать хорошее эссе, следует придерживаться правил . План сочинения ЕГЭ должен быть простым и помогать в раскрытии темы . Также стоит позаботиться об аргументации: продумайте, какие произведения вы возьмете. Например «Тихий Дон» Шолохова можно использовать в таких темах: дом, семья, любовь, спор поколений, патриотизм, измена себе, семье, Родине, любимому человеку.

Если знаешь, как выполнять ту или иную работу, поставленная задача не кажется трудновыполнимой. Согласны? При сдаче экзамена по русскому языку действует тот же принцип. Важно понимать, как устроено сочинение. Только при этом условии можно безошибочно "попасть" в критерии. Ранее мы разработали , но он удобен не для всех. Люди склонны отстаивать свою индивидуальность - это нормально, это правильно. Человеку, который не хочет пользоваться фразами-клише, достаточно плана, отражающего логику работы. Ниже мы напишем такой план с краткими комментариями к каждому пункту. Подробнее о структурных элементах сочинения вы можете прочитать в других материалах сайта.

Вступление

Часть сочинения, подводящая читателя к рассуждению. Можно сказать пару слов о проблеме и ее актуальности, привести цитату, задать риторический вопрос. Вступление не оценивается по . Его задача - выстроить логичное изложение.

Объем : 1-3 предложения.

Ключевой пункт плана. Только с сочинением, где верно сформулирована проблема, можно получить 90 и более баллов за экзамен. О мы писали ранее. Обратите внимание, что само слово "проблема" можно не использовать, если вы решили сформулировать ее при помощи вопроса. Выбор способа остается за вами. Главное - правильность, приоритета не существует.

Объем : 1-3 предложения.

Совет : пишите с небольшими подробностями. В первом предложении можно сформулировать проблему, во втором - кратко ее пояснить. Если этого не сделать, сочинение может получиться "сухим".

Самая большая часть сочинения. Но сложность заключается не только во внушительном объеме. Для понимания сути и принципов написания комментария нужно поработать: и с учителем, и самостоятельно. Подробнее о комментарии читайте в отдельном материале, кликнув по соответствующему заголовку в данной статье.

Объем : 5-8 предложений.

Совет : пользуйтесь фразами-клише, даже если намеренно не хотите этого делать. Без шаблонных предложений легко уйти не в ту сторону, начав пересказывать исходный текст.

Если вы поняли текст, можете особо не беспокоиться о данной части сочинения, потому что достаточно просто. Единственная сложность - краткая и четкая формулировка понятой вами идеи.

Объем : 1-3 предложения. Приведите четкую формулировку, не забыв упомянуть слово "позиция". При желании можете пояснить сказанное.

Объем : 1-3 предложения.

Совет : не пишите о радикальной точке зрения, даже если вы ее придерживаетесь - могут возникнуть проблемы с аргументами. Прежде чем сформулировать собственную позицию, подумайте, чем будете ее доказывать. Лучше скорректировать позицию и легко ее доказать, чем оставить первую пришедшую на ум мысль и ломать голову над аргументами.

Аргументы

Здесь нет жестких правил. Главное - использовать подходящее произведение и привести нужный эпизод. Не стоит писать очень много или очень мало. В совсем небольшом объеме вы вряд ли точно выразите свои мыли, в огромном - потеряете кучу драгоценного времени.

Объем : 3-5 предложений.

Совет : не допускайте фактических ошибок. Проверяйте имена героев, инициалы автора, даты (если они имеются). Не стремитесь излишне приукрасить текст: пишите кратко и доказательно.

Вывод

Итог вашей работы. В выводе сочинения ЕГЭ не должно слово в слово повторяться вышесказанное. Нужно кратко и предельно ясно выделить важнейшую мысль сочинения. Возможно, немного порассуждать о решении проблемы, о внимании к ней, о перспективах. Все, что угодно. Лишь бы было уместно.

Объем : 1-3 предложения.

Совет : следите за логикой. Не уходите от темы. Пишите только о том, что подразумевает проблема.

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку неизменно вызывает у школьников печаль и тоску хотя бы потому, что от сдачи обязательного экзамена никуда не уйти. Не так пугает тестовая часть, как сочинение. Однако практика показывает, что любой, даже не самый креативный ученик, способен написать достойную работу, потому что творческого полета мысли здесь никто не ждет, нужно просто следовать структуре и соблюдать канон. План следует запомнить и постоянно иметь перед глазами для подготовки к сочинению. Также поможет создание собственного банка аргументов по проблемам, предлагаемым в экзаменационных КИМах. В этот банк записываются подходящие литературные произведения с кратким содержанием по данному вопросу или случаи из общественной жизни. В написании аргументов важна точность: указывается автор (режиссер), название произведения, имена героев. И помните: чем больше вы напишите разных сочинений, тем легче вам будет на экзамене.

  1. Первое и самое главное при написании сочинения – внимательно прочитать текст и найти его тему.
  2. Далее необходимо отыскать проблемы, которые поднял автор. Именно по одной из них предстоит писать сочинения. Однако в тексте обычно не одна, а несколько проблем, из которых нужно выбрать наиболее подходящую для себя. Стоит внимательно читать исходник, ведь автор сам аргументирует поставленную им тему, его пример идет до или после искомого конфликтного вопроса. Подходящей можно считать наиболее понятную проблему, к которой есть наиболее убедительные аргументы.
  3. Чтобы получить за них высший балл, нужно привести либо два литературных примера, либо один литературный и один жизненный. Не рекомендуется приводить два аргумента из жизни, оценка снижается, какими бы гениальными они не были.
  4. Писать сочинение, даже если опыт в этом деле приобретен уже солидный, стоит сначала на черновике. После того, как поставлена последняя точка, рекомендуется ненадолго отвлечься, потом перечитать (если возможно, то вслух) и исправить написанное, при таком способе ошибки гораздо легче заметить.
  5. После правки работа переписывается набело и вновь перечитывается. При чистовом переписывании на экзамене следует постараться, ведь проверяют сочинения пока все же люди, которым будет приятнее читать аккуратно написанный текст без помарок.

План сочинения

Структура сочинения на ЕГЭ по русскому языку проста и состоит из шести элементов. Каждый из них оснащается фразами-клише и вашими мыслями, вот и готовое эссе. Чтобы упростить себе нелегкую и нервную процедуру экзамена, выучите назубок план написания. Когда придет час-икс, будет гораздо легче сосредоточиться, если руководство к действию будет в голове, а не на шпаргалке.

  • Вступление – проще всего сразу поставить в нем проблему, но можно написать пару фраз об авторе, произведении или теме (но не нужно затягивать, длинное вступление или заключение – минус к сочинению, объем должен набираться за счет аргументов).
  • Комментарий к проблеме – необходимо объяснить, как найденная проблема выражена в тексте. Существует два вида комментариев: текстуальный и контекстуальный. Текстуальный комментарий опирается на текст, нужно проследить аргументацию проблемы самим автором, увидеть факты, явления, цитаты, подтверждающие его точку зрения. Контекстуальный комментарий предполагает интерпретацию проблемы: какого она типа, насколько актуальна, почему автор обратился именно к ней.
  • Авторская позиция – мнение писателя о поставленной им в тексте проблеме.
  • Собственное мнение – согласие или несогласие с позицией автора. Ориентируясь на свою позицию, нужно подбирать аргументы. С автором можно не соглашаться, однако это требует еще более убедительных примеров, потому что в экзаменационных текстах используют общеизвестные и общепризнанные мнения.
  • Аргументы – хотя бы один из них должен черпаться из литературных произведений. Второй может быть из жизни (фильмы, сериалы, песни, фольклорные произведения, события в СМИ и общественной жизни, личный опыт). Если литературные произведения никак не вспоминаются, придется использовать два примера из жизни, потому что вспомнить (или сочинить) несколько фактов из своего опыта можно всегда.
  • Заключение – в нем подводится итог сказанному, здесь можно сказать, что текст заставляет задуматься о важной и актуальной проблеме и путях ее решения. Заключение – это вступление другими словами.
  • Шаблоны и клише

    Пункт плана Клише
    Вступление Риторические вопросы («Что такое любовь? Всегда ли это светлое и радостное чувство?»). На эти вопросы пытались ответить с давних времен, затронул проблему … и …(имя автора)
    Проблема … всегда волновала человечество, обратился к ней и … в своем тексте о…

    В предложенном для анализа тексте, который написал … , поднимается проблема …

    Проблема…наиболее остро встала в последнее время, к актуальному вопросу обратился и….
    Текст … посвящен/рассказывает о проблеме…

    Комментарий к проблеме Контекстуальный:
    Вопрос … является актуальной в настоящее время, потому что…
    Проблема… относится к типу…, актуальных для многих
    Позиция автора Автор так относится к поднятому вопросу:…
    Позиция автора однозначна….
    Собственное мнение Я полностью согласен(на)/не согласен(на) с мнением автора, потому что…

    Я придерживаюсь/разделяю/поддерживаю точку зрения автора, потому что…

    С позицией автора трудно не согласиться, потому что…
    Убедительная аргументация автора заставляет каждого согласиться с его позицией, потому что…
    Казалось бы, позиция автора однозначна, но я с ней не согласен(на), потому что…
    Я не во всем разделяю позицию автора, потому что…
    По моему мнению, автор слишком категоричен в своих суждениях, потому что…

    Аргумент 1 В качестве первого аргумента можно привести…
    Первым аргументом может послужить…
    В литературе эта проблема широко представлена, например, в…
    В доказательство справедливости моей позиции/моего мнения приведу…
    Наиболее полно проблема раскрывается в…
    Аргумент 2 В качестве второго аргумента можно использовать…
    Вторым аргументом может послужить…
    Приведу еще один литературный аргумент…
    В фильме…/сериале…/песне…/сказке…/в пословице…/в поговорке… находим еще одно подтверждение вышесказанного
    Следующий аргумент взят мной из личного опыта
    Я сам(а) сталкивался(ась) с данной проблемой
    Заключение В заключении хочу сказать…

    Таким образом, проблема… действительно важна и актуальна и требует внимания со стороны общества, потому что…
    Надеюсь, читатели задумаются над проблемой… и по-новому расставят приоритеты в своей жизни

    Проблемы

  1. Взаимоотношения отцов и детей.
  2. Роль детства в становлении личности человека, его нравственных ориентиров.
  3. Роль классической литературы в духовном развитии современного общества.
  4. Сложность и противоречивость человеческих поступков.
  5. Человеческое благородство.
  6. Честь и человеческое достоинство.
  7. Отношения человека с другими людьми.
  8. Восприятие человеком окружающего мира.
  9. Одиночество человека.
  10. Человек и искусство.
  11. Отношение человека к миру природы.
  12. Бережное отношение человека к языку.
  13. Человек и власть, которой он наделён.
  14. Сострадание окружающим.
  15. Отношение человека к войне.

Пример сочинения

Образец сочинения на ЕГЭ 2018 по русскому языку написан по тексту из демонстрационной версии КИМа по русскому языку.

Серенады, томные вздохи, роскошные подарки и страстные слова – это ли настоящая любовь? Или она проявляется в чем-то менее очевидном и более глубинном? Именно к проблеме истинной любви обращается Ф.Сологуб.

Этот вопрос с давних пор актуален для каждого, ведь так часто мы находимся в заблуждении, принимая собственные иллюзии за настоящие чувства. В экстремальных ситуациях все эмоции ярче и честнее, человек показывает самое сокровенное, поэтому в условиях войны сразу понятны приоритеты в отношениях людей. Так, Пауль Сепп готов оставить привычную жизнь, идти на фронт ради защиты Родины, дома, любимой. Лиза, возлюбленная героя, наконец, оценила поклонника, полюбила и тоже готова защищать его, сопровождая на фронт.

В литературе эта проблема широко представлена, например, в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» воспевается всепобеждающая любовь главных героев. Маргарита ради любимого готова продать душу дьяволу, провести бал Сатаны, отправиться в ад, лишь бы быть вместе, лишь бы Мастер обрел долгожданный покой. Такие чувства приносят счастье и гармонию, преодолевая все препятствия.

Примером ложных иллюзий в любви могут послужить отношения Элен Курагиной и Пьера Безухова, героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир». Если она его совсем не любила, а руководствовалась выгодой, то герой принимал за любовь чувственное влечение к блестящей и доступной женщине. Вот почему Пьер был несчастлив в своем первом супружестве, ложные чувства быстро заменяются раздражением и скукой.

Таким образом, проблема истинной любви действительно важна и актуальна до сих пор. Каждый, у кого она есть, должен всеми силами удержать это чувство, ведь настоящая любовь может больше не повториться.

Если у вас на примете есть тема, которая вызывает затруднения, то напишите

Вторая часть ЕГЭ по русскому языку всегда пугала многих. В этом году произошли изменения в критериях оценивания и вопросов, как писать сочинение, стало еще больше. Как же получить заветные 24 балла за сочинение? Давайте разберемся.

В первую очередь нужно понять, что будут проверять. Это поможет взглянуть на собственное сочинение глазами экзаменатора. Всего существует 12 критериев оценки. Они разделяются на три блока. Первый касается содержания работы:

Разбор критериев оценивания.

К1. Формулировка проблем исходного текста.

Здесь твоя главная задача – правильно сформулировать проблему текста, то есть найти вопрос, на который автор пытается найти ответ. Иногда это просто: например, в тексте задается риторический вопрос или прямым текстом проговаривается то, что волнует автора. Иногда задача осложняется тем, что проблем может быть несколько. Как найти главную и не ошибиться? Во-первых, обрати внимание на позицию автора. Она обязательно будет раскрыта с помощью аргументов – примеров из жизни, литературы (то, что должен будешь сделать и ты). Чему они посвящены? На чём «зациклен» автор? Если проблем несколько, то обрати внимание на структуру текста – с чего автор начал, чем заканчивает. Обычно, если проблем несколько, это значит, что автор связывает одну с другой, делает из них цепочку. О чём он начал говорить? Что из заявленного более масштабно, глобально, абстрактно? Это и будет самым важным.

К2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

За этот критерий теперь можно получить целых 5 баллов! Здесь важно показать свои умения анализировать предложенный текст. Комментарий - это подтверждение того, что заявленная Вами проблема действительно присутствует в тексте. Это последовательный, логичный анализ текста с обязательным указанием на конкретные ситуации из текста или на конкретные размышления автора.

Комментарий должен содержать несколько важных элементов: два примера-иллюстрации из текста (то, что позволит нам понять смысл прочитанного), пояснения к этим иллюстрациям и смысловую связь между ними.

Поскольку по данному критерию можно получить достаточно большое количество баллов, это будет самая важная и объемная часть структуры сочинения.

К3. Отражение позиции автора исходного текста.

Твоя задача – в паре предложений сказать, в чем заключается позиция автора. Как он сам относится к тому, о чём пишет? Здесь можно пересказать вывод, к которому приходит автор текста – его можно найти в конце.

К4. Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста.

Это еще одно важное изменение в сочинении 2019 года. Теперь тебе нужно выразить свое отношение к позиции автора (а не к проблеме, как было раньше). Нет необходимости в литературных аргументах, что одновременно радует и пугает многих. На самом деле все не так страшно. 1 балл вы не получите только в том случае, если формально выразите согласие или несогласие с автором.

Во втором блоке внимание уделяется речевому оформлению сочинения на ЕГЭ по русскому языку, то есть его форме.

К5. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.

Как писать сочинение ЕГЭ? Твоё сочинение должно быть последовательным, логичным – чтобы достичь этого, нужно правильно разделить его на абзацы. Для этого нужно держать в голове композицию. Об этом ниже.

K6. Точность и выразительность речи.

Твоя задача – продемонстрировать точность формулировок и их разнообразие. Если твои предложения будут построены одинаково, а слова в них будут постоянно повторяться, это повлияет на оценку.

В третий блок входят критерии, проверяющие грамотность.

K7. Соблюдение орфографических норм.

K8. Соблюдение пунктуационных норм.

K9. Соблюдение языковых норм.

K10. Соблюдение речевых норм.

K11. Соблюдение этических норм.

К12. Соблюдение фактологической точности в фоновом материале.

С этим блоком всё просто (и при этом сложно): избегай ошибок любого рода. Тщательно проверяй все знаки препинания, сложные слова и трудные части слов (суффиксы, приставки, чередующиеся корни). Не допускай стилистических ошибок - проверь, нет ли в твоём шаблоне сочинения примеров слов или конструкций, которыми ты грешишь в повседневных разговорах с друзьями (просторечий, сленга, жаргонизмов). Слова с высокой стилистической окраской тоже лучше не употреблять - исключи архаизмы, книжные слова. Пиши максимально просто и нейтрально. Если не сомневаешься в каком-то слове или конструкции предложения - переформулируй. Разбей сложное предложение на два простых, замени союз из нескольких слов простым однословным. После многократного чтения работы глаз «замыливается», ты перестаёшь замечать свои ошибки. Воспользуйся приёмом корректоров: перечитай текст с конца. Так нарушится его логическая структура, а потому ошибки и неточности станут явными. Будь деликатным в своём тексте, обходи стороной острые углы - твоя задача не агрессивно доказать свою правоту, оскорбить оппонента, а выразить мнение и получить за это хорошую оценку. И проверь факты - правильно ли ты указал произведения и имена писателей в литературных аргументах? Не перепутал ли год исторического события? Ты уверен в достоверности приводимых научных данных? Вот те вопросы, которые ты должен себе задать.

Указанные выше критерии помогут тебе составить композицию текста, то есть сделать его последовательным и логичным. Для каждой части структуры есть определённые клише, которые можно выучить и использовать. Чем больше ты будешь писать тренировочных сочинений, тем проще тебе будет. Это задание представляет собой шаблон, который нужно заполнить (печально, но факт). По сути, твоя задача сводится лишь к постановке проблемы, поиску тезисов и аргументов к ним.

Итак, начать нужно с введения. Мягко подведи читателя в 2-3 предложениях к проблеме. Идеальный приём - задать риторический вопрос. Так твой текст будет развёрнутым ответом на него, и тебе же самому будет легче. Можно написать ключевое слово текста в начале, поставить многоточие и попытаться поразмышлять над явлением. Хорошим началом будет цитата - в том числе и из того текста, который нужно проанализировать. Также можно использовать следующие клише: Всем известно, что… О … написаны тысячи книг и снято большое количество фильмов. Тема …. интересует многих из нас.

Далее нужно сформулировать проблему. Для этого тебе понадобится 2-4 предложения. Можно использовать следующие конструкции: В предложенном тексте раскрывается проблема… В данном тексте автор описывает (раскрывает, доводит до нашего сведения) проблему… В данном тексте автор раскрывает волнующую многих проблему…

Затем ты комментируешь поставленную проблему. Нужно сделать это развёрнуто - в 4-7 предложениях. В этом тебе помогут следующие конструкции: Вопрос о … {обозначаем проблему иными словами, нежели это было в первом абзаце} никого не может оставить равнодушным, он в большей или меньшей степени касается каждого из нас. {Объясняем почему}; Проблема, выдвинутая (поднятая, обозначенная и т. д.) {указываем автора}, особенно актуальна (злободневна, важна, существенна) в наши дни, потому что … Повествователь рассуждает над поднятым им вопросом не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чём он пишет. {Ссылаясь на текст, объясняем, в чём это проявляется}; Рассуждая над проблемой..., {указываем автора} обращается... {указываем, на каком материале автор рассматривает проблему: может быть, это воспоминания, диалоги, художественное повествование, взволнованный монолог, цитирование мыслей великих людей, рассуждение, описание картин природы и т. п.}. {Передаём содержание текста, а не пересказ}. Чтобы перечислить художественные приёмы, которые автор использует, ты можешь использовать задания, которые сделал ранее - хотя, конечно, они должны быть выполнены правильно.

Теперь нужно сказать об отношении автора к заявленной проблеме. Используй следующие конструкции: 1) Позиция автора заключается в том, что... 2) Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно чётко. Она заключается в следующем: … 3) По мнению автора, … (С позиции автора, …; С точки зрения автора, …) 4) Позиция автора такова:... 5) Автор считает, что... 6) Автор стремится донести до читателя мысль о том, что... 7) Автор убеждает нас в том, что... 8) В тексте доказывается мысль о том, что... 9) Основная мысль текста заключается в том, что... 10) Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает читателя в том, что...

Потом ты выражаешь своё отношение к вышесказанному. Сделать это нужно деликатно, не тыкая своим «я». Для этого хороши следующие конструкции: Невозможно не согласиться с автором, что… Я солидарен с автором в том, что…. Мои взгляды на проблему …схожи с позицией автора о том, что… Я придерживаюсь схожего с автором мнения по поводу … Мне кажется, что…

Наконец, нужно подвести итог . В этом тебе помогут такие фразы: Прочитав этот текст, каждый задумается (каждый поймет, что)... Ознакомившись с позицией автора, понимаешь, что… В этом тексте автор выразил свою главную мысль:... Не случайно автор пишет в конце статьи о том, что… Автор хочет, чтобы... Также уместно будет привести цитату из текста, если она кажется тебе ёмкой и удачной, и прокомментировать её.

Это и есть структура твоего будущего сочинения. Любого. Видишь, как каждая новая часть структуры открывала новый абзац в нашем тексте? Так и должно быть у тебя, минимум восемь абзацев: введение, формулировка проблемы, комментарий к ней, позиция автора, твоё личное отношение к сказанному, два абзаца на каждый тезис и аргумент и итог.

Вот и всё. Не так уж и страшно, правда? Кратко подытожим то, что тебе нужно сделать для того, чтобы написать сочинение на максимальное количество баллов:

  1. Пиши, пиши и ещё раз пиши. Решай все демонстрационные варианты, которые только сможешь достать. Так ты «набьёшь» руку, и тебе не придётся переживать за структуру текста - ты уже выучишь её наизусть.
  2. Читай и структурируй. Сделай табличку основных проблем, напиши к ним два тезиса и аргумента. Каждый прочитанный текст анализируй. Прошёл новое произведение по литературе? Как его можно использовать в ЕГЭ по русскому языку? Наткнулся в интернете на интересную научную статью? Для иллюстрации каких проблем она подойдёт? Смотришь любимый сериал? Можно ли использовать его сюжет и проблемы для сочинения?
  3. Настраивай свою языковую чуткость. Как можно больше «корми» своего граммар-наци: читай художественную литературу и нон-фикшн, так у тебя выработается «грамотный глаз». Пиши диктанты. Ищи ошибки в своей ленте «ВКонтакте». Добавь на телефон приложения, которые каждый день будут знакомить тебя с каким-нибудь сложным словом. Попробуй придумывать для одной и той же мысли разные формулировки: проще и сложнее. Старайся фильтровать свою речь - полностью перенастроиться не получится никогда, но попробуй замечать, когда ты говоришь стилистически нейтрально, а когда нет. Употреблять сленг и жаргонизмы - это не плохо, но важен контекст. В сочинении тебе снимут баллы за них, поэтому важно видеть, когда какое-то слово будет чужеродным в определённой ситуации. Воспринимай всё как игру - экзамен лишь повод узнать много интересного и расширить границы своего мировоззрения.

Другие материалы по сочинению ЕГЭ.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то