Пример эссе по логопедии. Эссе «Моя профессия – учитель-логопед

Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова… но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка – и усваивает легко и скоро, в два три года столько, что и половины того не может усвоить в 20 лет прилежного и методического учения.

Таков этот великий народный педагог – родное слово.»
К.Д. Ушинский

С детства профессия учителя-логопеда привлекала меня. Еще в детском саду я с любопытством и интересом наблюдала как занимается с детишками наш логопед, как они учатся красиво говорить, играть. И я тоже захотела стать логопедом.

К этой профессии я шла целенаправленно, и по окончании школы поступила в Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет по специальности «логопедия», который закончила в 2008 году. И сразу же устроилась в детский сад, в котором и по сей день работаю.

Учитель-логопед – это призвание, внутреннее состояние души, желание помочь и научить. Настоящий логопед строит будущее ребенка, развивая и совершенствуя не только речь, но и внутреннее «Я» малыша, его индивидуальность.

Речь – коммуникативный навык, без которого полноценное общение невозможно, и, если с малых лет ребенок чувствует непонимание со стороны окружающих, и не в состоянии четко выразить свои мысли, это может привести к психологическим травмам и проблемам в школе. Безусловно, нарушение речи может быть следствием психологических проблем, но это не мешает «букету цвести и дальше». Избежать формирования искаженного восприятия, понять, как повлиять на маленького человечка, принести только пользу, научить трудным звукам, оправдать надежды – вот каждодневные задачи.

Все дети требуют индивидуального подхода, одного ребенка надо научить «свистеть», другого «шипеть». К каждому применимы свои методы и приемы – выбирать следует с особым тщанием. Подбор материала – половина дела, важный аспект – установка эмоционального контакта с малышом, расположение его к себе, создание дружелюбной атмосферы. Положительные эмоции помогают сохранить в памяти информацию на долгие годы.

Ребенок умеет радоваться своим победам так, как не каждому взрослому дано. Если у малыша получилось долгожданное «рычание» — он горд за себя, счастлив. И самой на душе становится хорошо, заражаешься детской искренностью чувств, принимаешь победу, как свою. Помимо того, что учитель-логопед обучает изящной и правильной речи, он развивает терпеливое отношение к делу, выдержку. Разговоры о том, что все приходит с опытом – неотъемлемая часть занятий. Вот так: подбадривая, повторяя, радуясь вместе с ребенком, прививаю навыки красноречия, умение вести монолог и диалог. Четкое произношение и ладная речь станут помощниками ребенка не только в школе, но и в будущем принесут профессиональный успех.

За простыми словами кроется недюжинный труд. Бесценный опыт и профессиональные знания собирается по крупицам: вычитывается огромное количество литературы, изучаются достижения в логопедии и близких к ней науках, проводятся открытые занятия, берутся на вооружение советы других специалистов, постоянно посещаются разнообразные курсы по повышению квалификации, в работу внедряются новые идеи. Занятие формируется так, чтобы каждая минута развивала ту или иную психическую функцию ребенка.

Но и этого мало. Учитель-логопед должен быть не просто кладезем ценной информации, нужно умение преподнести информацию так, чтобы она была усвоена. Для этого играются разные роли, увлекающие ребенка. Чтобы малышу захотелось красиво говорить, нужно произнести фразу подобно настоящему актеру, устроив маленькое шоу, в котором участвовать приятно и интересно. Одну фразу сказав с выражением, другую надо пропеть.

Как логопед, я стараюсь сочетать в себе знания, доброжелательность, этикет и культуру отношений, трудолюбие и терпение, а самое важное умение проявлять доброту и ласку. Улыбка – мощное оружие на пути к достижению цели. А слово, сдобренное улыбкой, красивое, вдохновляющее, убеждающее слово станет проводником ребенка в мир легкого общения, непринужденной беседы, возможности передавать свои мысли. Общение с педагогом оставляет в душе человека след на всю жизнь, задача каждого педагога – сделать этот след светлым и добрым.

Учитель-логопед – прекрасная профессия, которая приносит радость в виде бесценных результатов: речевого, психологического и интеллектуального развития ребенка. Прикасаясь к судьбам детей, влияя на их будущее, радуясь успехам моих воспитанников – я счастлива, что выбрала именно этот путь.

Гильфанутдинова Эльвира Рустэмовна,
учитель-логопед,
МБДОУ № 126 «Детский сад №126
комбинированного вида с татарским
языком воспитания и обучения»
города Казани


ЭССЕ
учителя-логопеда МБДОУ «Детский сад № 7 «Золотая рыбка»
Стрижевской Оксаны Евгеньевны.
СЛАЙД 1.
Радужным цветом я жизнь свою окрасила,
Уверена, что в этом есть жизни цель и счастье!
И, не лукавя, знаю, что сердце открываю
Добру, теплу, надежде, люблю детей, как прежде! Радуга на небе всегда волновала моё воображение.
СЛАЙД 2.
Ещё в детстве я часто спрашивала маму, откуда берётся такое волшебство? «Радуга похожа на наше настроение!», – говорила мне она. И я навсегда запомнила эти слова.
Яркой, светлой, красной нитью
Моё детство пролетело!
И любовью, и заботой
Окружённой быть успела!
Моё маленькое сердце
Впитывало неустанно
Состраданье, и участье,
Всё, чем билось сердце мамы!
Красным цветом расцветала
Вера в будущее счастье!
В этом принимал и папа
Очень важное участье!
СЛАЙД 3.
Детство кружило меня каруселью: яркие события сменяли друг друга, школьные друзья и подруги, новые увлечения и хобби! Многим я обязана своим учителям и наставникам. Это они помогли сформировать во мне то, чем я по праву могла гордиться и с этим смело идти во взрослую жизнь!.. Выбрав профессию, я чувствовала в себе огромное желание работать с детьми, превратить каждый их день в добрую сказку.
СЛАЙД 4.
У Оранжевого цвета
много разных начинаний!
Цвет Оранжевый помог мне,
В творчестве найти признанье!
Мир фантазией наполнив,
Шла дорогою прекрасной–
Педагог-преподаватель
Театральных школ и классов!
«Кошкин дом», и «Белоснежка»,
«Колобок», и «Буратино»,
Даже с «Королевой Снежной»
Мы сдружились очень сильно!
СЛАЙД 5.
И дипломы есть у нас!
Выступали – просто класс!
Конкурсы чтецов, актёров…
Предложений было много!
И победы – гордость наша!
Это с чистым сердцем скажем!!!
СЛАЙД 6.
Для меня моя профессия – это возможность постоянно находиться в мире детства, в мире сказки и фантазии. Глядя в детские глаза, понимаешь, что ты нужна им, что ты для них целая вселенная, что именно ты закладываешь ростки будущих характеров, отдаёшь тепло своего сердца. Время бежало вперёд!
СЛАЙД 7.
Жёлтым, тёплым цветом солнца
Счастье стукнуло в оконце!
И горячие лучи были очень горячи!
Я согрелась женским счастьем!
Вновь увидела участье, и заботу, и надежду!
Так, как в детстве было прежде!!!

Семейная жизнь, новые заботы, обязанности не мешали, а наоборот придавали новые, неведомые раньше силы!
СЛАЙД 8.
А радуга по-прежнему появлялась на небе и дарила мне новый цвет.
Зелёный цвет… Росток, надежда…
А жизнь размеренно, как прежде
Идёт своей прямой дорогой…
И вот, событий стало много!
Я родила двух сыновей…
СЛАЙД 9.
Любовь, мной отданная детям,
Ты делаешь меня сильней.
А это – счастье! Знает каждый!
Для женщины так это важно!
Зелёный цвет любимый мой!
Я к детям так спешу домой!
Живу их мыслями и планами,
Стараюсь быть хорошей мамою!
СЛАЙД 10.
Мои дети… это не только мои родные сыновья. Своё сердце я давно открыла для детворы. Моя работа – светлая, чистая и такая прекрасная, как неповторимое, безоблачное, голубое небо!
С «Рыбкой Золотой» однажды
Я связала день свой каждый!
Не без гордости считаю,
Что работу выполняю я
Ответственно и честно!
СЛАЙД 11.
И к тому ж добавить лестно –
Я горжусь успехом в деле!
И коллеги в меня верят,
Коль на конкурс посылают!
Значит, мои силы знают!!!
Конкурс «Воспитатель года»
Тоже был ступенькой новой!
Я с победой возвратилась!
Радуга мне вновь приснилась!
СЛАЙД 12.
В своей работе я не ищу легких путей, не боюсь трудностей. Проработав десять лет воспитателем, я поняла, что есть дети, которым я хочу, но пока не могу помочь. И я снова стала студенткой факультета коррекционной педагогики и специальной психологии нашего университета.
В бездонном голубом начале
Проблемы я детей встречаю!
СЛАЙД 13.
И хочется помочь мне каждому!
И это в моей жизни – важное.
Я логопедом путь продолжила…
На опыт знания помножила!
А скоро, постигая новое,
Вновь подкреплю свою основу я!
И стану я сильней стократ!
Всё – для любимых дошколят!
СЛАЙД 14.
В моём багаже немало дел, которым было отдано время, желание, частица души и сердца. И все эти дела связаны с детьми, ради которых я и иду этой дорогой. Каждую нашу встречу я начинаю с улыбки, и нет для меня большей радости, чем видеть детские улыбки, сознавать, что самое большое и значительное в мире закладывается здесь.
СЛАЙД 15.
От интереса воспитанника протягиваю ниточку-тропинку к его способностям, познавать и открывать новое.
Иным цвет Синий обозначен!
Проектов много было значимых!
О силе духа, о Победах,
И о чужих, но близких бедах!
СЛАЙД 16.
О нашем городе красивом!
И о здоровье, и о силе!
Все знают – времена меняются…
Стать грамотнее все стараются!
СЛАЙД 17.
И мне компьютер другом стал!
Его ввожу на пьедестал,
Чтоб технологии осваивать,
Проекты новые отстаивать!
Придумать что-то интересное,
Открыть ребятам неизвестное!
СЛАЙД 18.
Считаю, что в любой профессии важно не просто придумать новое, но и вместе с коллегами воплотить в жизнь, увидеть результаты задуманного. Мне важно совершенствоваться в профессиональном плане, делиться накопленным опытом, помогать тем, кто только начинает свой путь в педагогике.
СЛАЙД 19.
Конечно, всегда нужно выбирать приоритеты. Для меня таким приоритетом является работа общественного инспектора по защите прав детства. Дети – это самое дорогое, что у нас есть. Казалось бы, непреложная истина.
СЛАЙД 20.
Но, к сожалению, мы все чаще мы сталкиваемся с проблемой: как защитить права детей и помочь родителям осознать себя любящими, понимающими и ставящими на первое
место своего ребенка.
СЛАЙД 21.
Мой Синий цвет – дела, успехи,
Большие, небольшие вехи
Всех пройденных дорог, тропинок!
Я дорожу всем очень сильно!
Все делаю я с добрым пожеланьем,Не лишь бы и не как-нибудь,А только с чистою душою –Любовью к детям озаряя путь.
СЛАЙД 22.
Я горжусь своей профессией, горжусь тем, что при встрече со мной мои бывшие воспитанники и их родители не отводят взгляда, а улыбаются той улыбкой, которую я помню и узнаю, что они не просто здороваются и проходят мимо, а делятся своими достижениями и новостями. Для меня в жизни нет большего счастья, чем постоянно ощущать себя нужной детям! Каждый день, отдавая им частичку своего сердца, жар своей души, с чувством глубокого удовлетворения признаюсь: «Я состоялась как педагог, потому что помогаю детям!» Дети – моё главное богатство, в окружении которых я нахожусь на работе и дома.
СЛАЙД 23.
Фиолетовым цветом сегодня окрашено моё настроение! Но это не цвет печали и грусти. Это краска чего-то для меня неиспытанного, неизведанного и привлекательного!
Труд педагога как радужный мост!
Игры, занятия, творческий рост!
В детском саду свое счастье нашла!
Детям я сердце свое отдала!
Пусть цвета радуги вновь покоряют нас своей красотой и щедростью! А на земле для всех детей будет открыто как можно больше взрослых сердец!
СЛАЙД 24.
Я искренне желаю этого!!! И свое сердце я отдаю детям!


Приложенные файлы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида «Звёздочка» г. Зернограда

Содержание:
1. Компетентность в области личностных качеств
информационная карта;
представление на учителя - логопеда;

копии грамот;
отзывы коллег.

2. Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности
конспекты занятий в рамках формирующих технологий (традиционных);
конспекты занятий в рамках развивающих или личностно-ориентированных технологий.

3. Компетентность в области мотивации учебной деятельности
сценарии внеклассных мероприятий.

4. Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности
перечень оборудования логопедического кабинета;
наличие компьютера и компьютерных средств обучения (мультимедийные презентации, список аудиозаписей, учебных фильмов, образовательных и развивающих компьютерных программ, наглядных пособий);
наличие технических средств обучения;

5. Компетентность в области разработки образовательных программ и принятия педагогических решений
программы;
материалы участия учителя - логопеда в работе творческих групп;

6. Компетентность в области организации учебно-воспитательного процесса
итоговые результаты
работа по проблеме

информационная карта;
представление на специалиста;
педагогическое кредо;
эссе;
заповеди и клятвы;
профессиональная биография;
нормативно-правовое обеспечение;
копия диплома о высшем образовании;
копии удостоверений, сертификатов о повышении квалификации;
копии грамот;
отзывы коллег;
отзывы родителей.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
1. Ф.И.О. – Багайскова Марина Александровна
2. Должность - учитель – логопед
3. Образование (специальность, год окончания) -
высшее, Ростовский государственный педагогический университет, квалификация учитель -логопед по специальности «Логопедия», 2005г.;
среднее профессиональное, Зерноградское педагогическое училище, квалификация учитель начальных классов по специальности преподавание в начальных классах, 1996г.;
4. Категория - высшая
5. Дата рождения - 30.06.1976
6. Награды -
7. Звания -
8. Стаж работы
общий стаж – 17 лет
педагогический стаж - 15 лет
по специальности - 10 лет
в данном саду - 6 лет (с 2007г)
9. Курсы повышения квалификации -
Аналитический научно-методический центр «Развитие и коррекция», г. Москва, 2010г.
11. Аттестация - 2010 г.
12. Проблема – «Использование компьютерных технологий в целях эффективности и динамичности коррекционно – образовательного процесса»

"Что значит хороший учитель? Это прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам он был ребенком".
В.А.Сухомлински

Мое педагогическое кредо

"Любить можно то, чему отдал частицу своей души".
В. А. Сухомлинский

Мое педагогическое кредо, педагогика сотрудничества, которая помогает решать задачи обучения, добиваться результатов, постоянно повышать мотивацию учения. Стараюсь видеть в каждом своем воспитаннике личность, признаю его неповторимость, стремлюсь уважать мысли, чувства и права своих воспитанников, тем самым признавая главное - их право на сотрудничество. Личность ребенка самоценна, и у каждого пришедшего на занятие есть свой личный опыт, свое восприятие окружающего мира. Самое важное - признание самобытности и уникальности воспитанника.
Главный смысл моей деятельности - создание ситуации успеха каждому ребенку на каждом занятии. Даже разовый успех влияет на психологическое состояние ребенка, резко изменяет его деятельность. Приходя в детский сад, дети ждут душевной щедрости от воспитателей, и никто не давал нам права обманывать их в этих ожиданиях. Доброжелательная улыбка, интонация, замечания, не вызывающие обиды и неприятия, поддержать неуверенных, успокоить и подбодрить ошибающихся, наградить знающих и думающих воспитанников - все это способствует созданию положительных эмоций во время занятия. Нужно вести себя так, чтобы ребенок был уверен, что учитель его любит.

Эссе
"Учитель!
Он всегда в дороге -
В заботах, поисках, тревоге -
И никогда покоя нет.
И сто вопросов на пороге,
И нужно верный дать ответ.
Он сам себя всех строже судит.
Он весь земной, но рвется ввысь.
Не счесть, пожалуй, сколько судеб
С его судьбой переплелись!"
Я родилась 30 июня в г. Зернограде.
В 1996 году поступила в педучилище. Годы обучения пролетели незаметно.
В 2005 году окончила Ростовский государственный педагогический университет по специальности «Учитель-логопед».
С детства специальность логопеда привлекала меня. Моя мама более 30 лет проработала в коррекционной школе, там я и познакомилась с этой удивительной и нужной профессией. По моему мнению, в руках учителя-логопеда самая дорогая ценность – ребёнок, его развитие и перспективы. Для ребёнка, имеющего речевые нарушения, большое значение имеет специалист, к которому он попадет. Учитель-логопед не только открывает ему неограниченные возможности общения, я являюсь – своеобразным проводником маленького человека в многообразный мир человеческих взаимоотношений.
Я работаю учителем-логопедом с 2003 года. Моя работа по преодоление речевого нарушения вселяет в ребёнка уверенность в собственных силах, способствует развитию его познавательных способностей. Раздвигая рамки общения – как в среде сверстников, так и с взрослыми – ребёнок становится более эмоциональным, пытливым и отзывчивым. Меняются его взгляды на мир, его отношения с окружающими. Он становится более открытым к установлению контактов с другими людьми, более восприимчивым к новым знаниям, ощущает себя полноценным человеком.
Главное в коррекционно-образовательном процессе, чтобы моя деятельность была социально ориентированной. Руководящая роль при этом отводится доброте, справедливости, любви, уважению к воспитанникам, особенно имеющим какие – то проблемы, в том числе и речевые. Гибкость, мудрость, терпение, а главное – любовь к детям.
В настоящее время чрезвычайно актуальны проблемы ранней диагностики и коррекции речевых нарушений. Это не удивительно, ведь Россия переживает один из самых сложных, динамичных периодов своей истории. Увеличилось количество семей, имеющих официальные доходы ниже прожиточного минимума. Анализ научной литературы по проблемам речевой патологии, её этиологии и социальной адаптации детей-логопатов свидетельствует о том, что положение детей в современной России вызывает обоснованную тревогу у общественности. Лишь 14 % детей практически здоровы, в то же время половина имеют отклонения в состоянии здоровья, а 35 % страдают хроническими заболеваниями. В 1990-е годы появился термин – «децелерация», сущность которого заключается в замедленном темпе роста и развития детей.
Если представить общество как организм, то ребёнок – это его сердце. Детство – это экологическая ниша нашего общества, нашей духовности. Важно эту нишу сохранить, иначе экология погибнет, а общество потеряет свою духовность.

Мои заповеди и клятвы
Люби детей! С доброй душой и открытым сердцем клянусь любить детей и принимать их таковыми, какие они есть. Клянусь учить и воспитывать, радоваться любому успеху воспитанников, опираясь на природу ребёнка, не приписывать успех себе, а вину дошкольникам.
Не навреди. Ни при каких условиях я не допущу разглашения доверенных мне родителями ребёнка тайн и не использую их во вред ребёнку. Владея профессией логопеда, горячо желаю только одного – быть для людей тем, кому можно довериться.
Не оттолкни. В моих руках душа и значит судьба того, кто обратится ко мне за помощью. Я не запятнаю свою профессию некомпетентностью, равнодушием и стяжательством. Всё, что я умею и знаю, всё, чем природа и люди одарили меня как личность, - для тех, кто идёт ко мне.
Не пренебрегай. Клянусь быть учителем - логопедом, которого ждут. Я клянусь не уронить своего достоинства, не опускаться до оскорбления словом и действием. Клянусь верить в исключительность каждого ребёнка и дарить эту веру ему.
Не лукавь. Клянусь сохранить человечность в себе, чтобы научить человечности.
Не останавливайся. Ступая на путь практической логопедии, я клянусь, что все мои знания и способности вложу в свою непростую работу, не остановлюсь на пути познания и самосовершенствования.
Не ожесточайся. Если не могу улыбаться, то хотя бы не буду хмуриться. Доброта - это золотой ключик, подходящий к любой двери. Если и рассержусь, то только на себя, а не на детей.
Не отчаивайся, если тебе трудно. Клянусь быть терпимой, сдержанной, мудрой.
Уважай своих коллег и родителей учащихся. Клянусь поддерживать своих коллег и помогать им в нашем общем деле, не опускаясь до вражды, хулы и клеветы. Клянусь не говорить того о других, чего не хочу услышать о себе. Клянусь поддерживать добрые отношения с родителями моих дошколят, добиваться того, чтобы воспитание и обучение в семье и детском саду стали единым делом всех взрослых, заботящихся о своих детях.
Не бойся ошибиться, бойся не исправить ошибку. Клянусь признавать свои ошибки, не повторять их.
Я думаю, что и родители, и педагоги найдут для себя в моих заповедях то, что сделает их добрее, человечнее, научат слышать не только себя, но и детей.
P.S. Слова придумала не я, но полностью это принимаю.

Профессиональная биография
Общий трудовой стаж
17 лет
Стаж педагогической работы
15 лет
УЧЁБА
1996 – 1999 гг. учёба в Зерноградском педучилище; факультет
« Начальные классы», специальность «Учитель начальных классов»;
2001 – 2005 гг. учёба в РГПУ; факультет «Специальная психология и логопедия», специальность «Учитель-логопед»;
РАБОТА
октябрь 1998 г. - Спецшкола – интернат V вида - воспитатель;
сентябрь 2003 г.- Спецшкола – интернат V вида – учитель начальных классов;
сентябрь 2007 г. МДОУ д/с № 3 « Звездочка » - учитель-логопед;
апрель 2010 г. МДОУ д/с № 3 « Звездочка » - старший воспитатель.
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ
2004г., декабрь – вторая квалификационная категория
2007г., январь – первая квалификационная категория
2010г., январь – высшая квалификационная категория
2012 г., июнь – первая квалификационная категория (старший воспитатель)

Нормативно-правовое обеспечение
коррекционно-развивающего образования
"Умей подчиняться закону, дисциплине, порядку. Умение подчиняться законам - высшее выражение свободы".
В.А.Сухомлинский

Закон РФ «Об образовании».
Конвенция о правах ребёнка.
Типовое Положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. Утверждено от 12.03.1997г. №288.
Изменения и дополнения к Типовому положению о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии от 10.03.2000г.№ 212.
Инструктивное письмо МО РФ от 24.12.2001г. № 29/1886-6 «Об использовании рабочего времени учителя-логопеда, педагога-психолога образовательного учреждения». Подробнее..
О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения инструктивное письмо МО РФ от 14.03.2000г. № 65/2316.
О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения Письмо МО РФ от 27.03.2000г. № 27/9016.
О практике проведения диагностики развития ребёнка в системе дошкольного образования Письмо МО РФ от 07.04.1999г. № 70/23-16.
Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии образовательных учреждений Письмо МО РФ от 16.01.2002г. № 03-51-5 ин/23-03
О направлении Программы развития новых форм российского дошкольного образования в современных социально-экономических условиях Письмо МО РФ от 10.04.2000г. № 106/23-16.
О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений III-IV видов. Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 4 сентября 1997 г. N 48.
О нормализации учебной нагрузки обучающихся в образовательных учреждениях.
Концепция реформирования системы специального образования.
Предложения по совершенствованию подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для системы специального образования.
Федеральный закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Санитарные правила устройства и содержания детских дошкольных учреждений.

Педагогические технологии
«Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ФФН» Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Воспитание и обучение детей с ОНР» Т.Б. Филичивой, Г.В. Чиркиной - элементы программы.
Основная цель программы «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ФФН» Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина - сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и первоначальные навыки звукового анализа, автоматизировать слухопроизно-сительные умения и навыки в различных речевых ситуациях, обучить детей изменять просодические характеристики высказывания в зависимости от речевых намерений.
Эта программа ориентирована на овладение артикуляционными характеристиками звуков и их перцептивными признаками, которые лежат в основе восприятия речевых сообщений и определяют уровень сфомированности языковой способности ребенка и готовности его к овладению грамотой.
В работе применяю компьютерные программы: «Игры для тигры», « Произношение мир звуков», «Веселые игры для развития речи и слуха», «В помощь логопеду», «Компьютерные словесно-дидактические игры».
Программы построены на основе методик обучения детей с отклонениями развития Л. Н. Ефименковой, Г. А. Каше, Р. Е. Левиной, Л. В. Лопатиной, Н. В. Серебряковой, Р. И. Лалаевой, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, а также Программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой.
Компьютерные программы ориентированы на пошаговое развивающее обучение в различных содержательных областях. Их использование при обучении детей с проблемами в развитии позволяет решить две задачи: педагогическая диагностика развития и индивидуализация коррекционного обучения. Использование данных программ позволяет работать над формированием, развитием и коррекцией следующих характеристик:
звукопроизношение,
просодические компоненты устной речи,
фонематический слух и восприятие,
лексические и грамматические средства языка,
коммуникативные навыки,
артикуляционная моторика,
обратные речевые кинестезии,
мелкая моторика пальцев рук (работа с манипулятором – мышь, клавиатурой),
слуховое и зрительное восприятие,
внимание,
вербальная и зрительная память,
воля и мотивация,
словесно-логическое мышление.

Темы творческих, проектных, научно-исследовательских работ;
сценарии мероприятий.

Перечень оборудования логопедического кабинета (паспорт кабинета);
наличие компьютера и компьютерных средств обучения (список аудиозаписей, учебных фильмов, образовательных и развивающих компьютерных программ, наглядных пособий);
список методической литературы;
список словарей и другой справочной литературы по предмету;
наличие дидактического материала.

рабочие программы;
обобщение и распространение собственного педагогического опыта на муниципальном, областном, всероссийском и международном уровнях (мастер-классы, семинары, конференции, круглые столы и т.д.);
материалы участия учителя в работе творческих групп;
публикации (в СМИ, интернете, научно-методических сборниках).

Итоговые результаты
работа по проблеме

Эссе «Моя профессия – учитель-логопед»

учитель-логопед МБДОУ д/с №3

компенсирующего вида

Современный логопед – это педагог, который, работая с детьми, делает вклад в их завтрашний день, формируя навыки владения правильной речью, дающие перспективы для успешной жизни.

Работая учителем-логопедом двадцать лет, не перестаю радоваться тому, что выбрала такую гуманную профессию. Развитие ребенка – это путь истины, поиск удивительного начала своего уникального «Я». Это путь становления индивидуальности.

Логопед – больше, чем специальность, ответственнее, чем профессия.

Л – любовь к детям

О – образование и самообразование

Г – гордость профессией

О – опыт

П – позитив

Е – единство в работе с семьёй

Д – достижение результата

Л юбовь к детям

«Что самое главное было в моей жизни? – задает себе вопрос в книге «Сердце отдаю детям», - без раздумий отвечаю: любовь к детям».

Можно сказать, что вся педагогическая система до сих пор существует только благодаря бескорыстной любви лучших учителей, принимающих свою профессию как служение.

В работе с детьми любовь, чуткость особенно необходимы, поскольку учитель-логопед заменяет воспитанникам мать в ее отсутствие, а, следовательно, должен и вести себя по-матерински, не скупясь на внимание, доброе слово, ласку, теплоту, сердечность.

Я – любящий человек! А это во много раз чудесней, чем быть любимой. У меня прекрасная миссия – дарить свою Любовь детям! И я с большим удовольствием воплощаю ее в жизнь, одновременно обучая своих детей этому чувству. Как говорил: «Любить – значит жить жизнью того, кого любишь». В этих словах и заключается смысл того, зачем ты ежедневно идешь к детям.


О бразование и самообразование

Самообразование педагога – непременное условие его профессионального роста. В современной системе образования повышение квалификации каждого педагога, овладение им новейшими педагогическими технологиями и методиками является важным этапом непрерывного образования педагога в течение своей педагогической деятельности. Известно, что педагог может называться педагогом с большой буквы, только если сам постоянно учится и повышает свой профессиональный уровень.

К учителю-логопеду дошкольного учреждения предъявляются повышенные требования, поскольку не только применяемые им педагогические технологии, методы, но и его речь, коммуникативные способности должны быть эталоном для детей, коллег , родителей, окружающих. Поэтому непрерывное образование, включающее и самообразование, является неотъемлемой частью процесса повышения квалификационного уровня учителя-логопеда.

Г ордость профессией

Я горжусь своей профессией. Она одна их самых древних, самых сложных. Она почетна тем, что оставляет доброе чувство исполненного долга перед детьми, позволяет ощущать свою причастность к их судьбе, а значит, свою полезность. Много лиц повстречает человек за свою жизнь, лицо учителя запомнится ему навсегда. Только педагог получает самую большую в мире награду – детскую улыбку и детский смех.

Я убеждена, что профессия учителя самая лучшая на свете. Слова великого Цицерона как нельзя лучше объясняют суть профессии учителя, а особенно профессии учителя-логопеда: «Наш особый долг заключается в том, что, если кто-либо особенно нуждается в нашей помощи, мы должны приложить все силы к тому, чтобы помочь этому человеку».

Учитель-логопед – это человек, который не только исправит речь, избавит от ошибок чтения и письма, но и тот, кто поселит в душе ребенка надежду и уверенность в собственных силах, что поможет в дальнейшем девчонкам и мальчишкам добиться успеха, найти интересную и престижную работу.

О пыт

Современный ритм жизни требует от учителя постоянного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи. Профессиональный опыт учителя-логопеда обеспечивает ему квалификационную профессиональную деятельность в различных коллективах, социальных группах – воспитанников и их родителей, учащихся, студентов, коллег.

Сферами профессиональной, деловой компетенции логопеда являются: профилактическая работа, педагогическая диагностика и консультирование, специальное педагогическое просвещение, участие в психологической помощи , образовательная и социально-педагогическая деятельность, организация и руководство образованием, научно-исследовательская деятельность в профессиональной области.

Важнейшие черты профессионального характера учителя-логопеда с большим опытом работы – это доброта, ответственность, оптимизм, терпение, энергичность, увлеченность своей работой, уважение и любовь к своим воспитанникам, профессиональная честность и порядочность.

Учитель-логопед учится всю жизнь, развивая и совершенствуя свой профессиональный опыт и щедро делясь им с коллегами, единомышленниками, родителями.

П озитив – это ребенок в любом возрасте!

Есть ли позитив в работе логопеда? Да сколько угодно! Это постоянное общение с детьми, которые не устают удивлять, поражать своим восприятием мира ежедневно и ежечасно. Это радость достижения результата. Это вечная молодость – учителю некогда состариться, это постоянное развитие – кто остановился, тот отстал, это масса вариантов для творчества – от написания конспектов для занятий до научных работ . Это профессия, где неизбежно постоянное радостное общение, где никогда не остаешься один и уж точно не соскучишься.


Е динство в работе с семьей

Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки неграмотных советчиков в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции. Поэтому работе с родителями я уделяю большое внимание. Провожу консультации, беседы, открытые занятия и праздники, «круглые столы », презентации. Наглядную информацию в родительских уголках стараюсь сделать яркой, доступной, понятной, побуждающей к действию. Печатаю статьи в газетах нашего города, выступаю на местном телевидении.

Только работая в одной связке: логопед + родители, считаю возможным добиться максимальных результатов. Родители всегда прислушиваются к моим советам. Они знают, что в работу запущен целый механизм, состоящий из звеньев: учитель-логопед – воспитатели – родители. Если хоть одно звено выпадает, то и работа по устранению дефектов значительно затягивается.

На практике приходится сталкиваться с различными по социальному статусу семьями и их требованиями. Найти же контакт необходимо со всеми. Для одних необходимо полное разъяснение, участие и подбадривание. Для других – твердость, настойчивость на определенных требованиях, доказательство того, что невыполнение рекомендаций затруднит или отдалит достижение желаемых результатов.

Д остижение результата

Конечный результат в работе логопеда – это чистая, грамотная, правильная речь ребенка. К нему я продвигаюсь, удовлетворяясь малыми победами: у Миши звук поставлен – хорошо! У Светы звук введен в речь – отлично! Радуюсь, как ребенок, получаю физически ощутимое удовольствие от каждой победы. И высшая награда для меня, когда мои воспитанники научатся красиво говорить, правильно излагать свои мысли. Чтобы речь журчала как ручеек, который, в конечном счете, соединяется с океаном высоких мыслей, идей, неповторимой личности. Какое счастье испытываешь, когда слышишь грамматически и фонетически правильную речь детей, которых ты обучал, с которыми ты прошел через все трудности и достиг того, чего хотел.

Надо верить в свои силы и силы тех, чьи глаза каждый день с надеждой смотрят на тебя! Годы работы всё очевиднее подтверждают, что дети заслуживают уважения, доверия и дружеского отношения, что нам приятно быть с ними в этой ясной атмосфере ласковых ощущений, веселого смеха, первых бодрых усилий и удивления, чистых, светлых и милых радостей, что работа эта живая, плодотворная и красивая.

Эссе "Я учитель"

Автор: Агафонова Ирина Анатольевна, учитель-логопед
Место работы: МКС(К)ОУ школа-интернат V вида №13, г.Ижевск
Описание работы: предлагаю вашему вниманию эссе-рассуждение на тему "Я - учитель". Материал будет полезен для учителей, классных руководителей, воспитателей школ - интернатов, старшеклассников, студентов педвузов.

Эссе «Я учитель»

"Ни один завоеватель не может изменить сущность масс, ни один государственный деятель... Но учитель может совершить больше, нежели завоеватели и государственные главы. Учителя могут создать новое воображение и освободить скрытые силы человечества".
Н. Рерих

Какова роль учителя в современном мире? Я часто задумываюсь над этим вопросом.
Мы живем в стремительно развивающемся мире, который диктует свои правила поведения. Найти себя в нем - наисложнейшая задача. Современному молодому человеку предоставляется огромное количество возможностей применения собственных сил и умений. Помочь ему определиться, сделать верный выбор, найти дело всей жизни, наверное, это и есть миссия учителя. Помочь найти истину, а не преподносить ее «на блюдечке с голубой каемочкой». «Учить не мыслям, а мыслить», - говорил Иммануил Кант. Я считаю, что это очень верно. Школа должна учить детей творчески мыслить, а не заставлять запоминать факты, которые легко найти и скопировать из различных источников.
Современная модернизация образования направлена на личностную ориентацию содержания образования и его обновление, индивидуализацию обучения.
Одно из направлений личностно-ориентированного обучения - проектная деятельность школьников, где необходимым условием является работа в команде.Работа в команде, в коллективе требует от человека умение излагать свои мысли, донести свои идеи до всех.
Я работаю в речевой школе учителем-логопедом, «учу слову», работаю с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. Ко мне приходят дети, плохо говорящие, с общим недоразвитием речи, имеющие медицинский диагноз, связанный с органическим поражением центральной нервной системы, у которых нарушены все компоненты речевой деятельности: произносительная, фонематическая, лексическая и грамматическая. Словарный запас у этих детей очень мал. Когда на первичном обследовании речи выясняется, что у стула не четыре ножки, а четыре «лапки», или у дивана не сиденье, а «животик», я понимаю, что предстоит огромный труд педагогов, медицинских специалистов, родителей и самого ребенка на пути к умению правильно излагать свои мысли, к обучению работе в команде. Моя задача - понемногу, шаг за шагом, пройти нелегкий путь от постановки звуков до самостоятельного, развернутого высказывания, подготовить учеников к усвоению школьных образовательных программ. И какова бывает радость, как светятся счастьем глаза ребенка, когда нам удается «завести моторчик», научиться правильно произносить звуки, не путать их в словах, грамотно строить предложения! У ребенка «вырастают крылья», когда он может выразить свое мнение, сказать то, о чем думал и мечтал. И меня согревает мысль: «Я тоже причастна к тому, что Андрюша «зарычал», а Таня уже пишет без ошибок и перешла в массовую школу». Вот это и есть первые шаги на пути к работе в команде.
Как я пришла в педагогику? Наверное, неслучайно. Мне нравилось играть с младшей сестрой, заниматься с ней, учить буквы, читать книжки на ночь - это мои первые педагогические опыты и, надо сказать, весьма успешные: сестра рано начала бегло читать. Я очень гордилась ее успехами. Все свои школьные годы я твердо знала, кем буду, когда вырасту. А стать я хотела воспитателем и после школы поступила в педагогическое училище на дошкольное отделение. Годы учебы пролетели как один миг. Особенно нравилась педагогическая практика, тесное общение с детьми. Работая в детском саду, я увидела, как трудно детям, имеющим нарушения речи. Они были замкнуты, неуверенны в себе, раздражительны, обидчивы, вследствие чего у них возникали трудности в общении с окружающими. Эти дети не могли в полной мере выразить свои желания, объяснить, спросить, наладить контакты со своими сверстниками. Мне очень хотелось помочь таким детям, поэтому вполне осознанным было мое поступление в пединститут на факультет «Логопедия» по специальности учитель-логопед.
Учитель, преподаватель, педагог, наставник, просветитель, гуру, репетитор… Как только не называют представителей педагогической профессии, но возложенная на него миссия - воспитать достойного гражданина, способного социализироваться в обществе и приносить пользу своей Родине - очень и очень нелегка.
Придя в школу,я была очень горда собой, ведь я - проводник в мир знаний. Хотелось работать,творить, вселять в учеников веру в себя, веру в людей и учить говорить, говорить и говорить… Но в тоже время задавала себе вопрос: а справлюсь ли я с такой огромной ответственностью, возложенной на меня?
Я работаю с «особыми» детьми. Такие дети обладают меньшими компенсаторными возможностями для адаптации к внешнему миру, и здесь моя задача - раскрепостить ребенка, помочь ему принимать себя таким, какой он есть, почувствовать себя уникальным, значимым в коллективе, команде, обществе.
Ученик приходит ко мне на логопедическое занятие. Он не должен чувствовать какое-то внутреннее сопротивление, он должен понимать, что это необходимо ему. Нужно расположить ребенка к себе, сделать так, чтобы он видел во мне человека, который хочет ему помочь. Однажды я вывела для себя три простых правила:
Только любовь к детям и вера в них принесут желаемые результаты;
Занятие будет успешным, если оно интересно для ребенка;
Ученик должен чувствовать себя комфортно и удобно на занятии.
Когда я беру на занятие маленького человечка, оторванного от дома, который целую неделю живет в интернате без родительской заботы, я должна вести себя по-матерински, не скупиться на внимание, доброе слово, ласку, теплоту, сердечность. Ребенок обязательно раскроется, если будет чувствовать искреннее и доброе отношение к себе. И пусть времени, отведенного на занятие, не так много, я обязательно выслушаю его, утешу, порадуюсь успехам, дам совет. А в том, что он получил знания на моем занятии, сомневаться не приходится, ведь он, Олежка-«лентяй», говорит мне, что уже не путает звуки С и Ш, потомучто придумал и записал много слов с этими буквами, гордо показывая тетрадь с домашним заданием.
На групповых занятиях с младшими школьниками я возвращаюсь в детство. Как это здорово - вновь переживать хитросплетения русских народных сказок, слышать, как дети объясняют, почему им нравится тот или иной персонаж. Хорошие детские сказки снимают тревоги и воспитывают уверенность в детях. Переживая вместе с героями сказок, ребенок учится радоваться или сопереживать, учится доброте, понимает, что зло всегда наказуемо. Именно так дети учатся быть друг к другу добрее, снисходительнее, помогать тем, кто оказался в беде и нуждается в помощи. Народная сказка доносит в доступной форме до сознания младших школьников общие для всех народов нравственные ценности, воспитывает любовь к людям, животным и природе.
Когда ко мне приходят старшеклассники, стремящиеся к самоутверждению, я часто слышу от них вопросы, не имеющие однозначного ответа. Да… вот и выросли дети, остались позади старые добрые сказки… К сожалению, в наше непростое время, когда все измеряется материальными благами, большая часть детей дает высокую оценку ценностям социального характера, таким как стремительная и удачная карьера, бизнес, богатство, благосостояние. И куда более низкую оценку получают такие нравственные ценности, как честь, достоинство, порядочность, совесть, жалость, милосердие …
«Но не все так плохо», - говорю я себе. Я работаю с замечательными людьми - педагогами с большой буквы. Среди них нет случайных, равнодушных людей. Часто я вижу, как бывшие выпускники приходят в родную школу, чтобы увидеть бывших классных руководителей, учителей, воспитателей и поговорить с ними. И ни за какие деньги мира нельзя купить это теплое, доверительное отношение и благодарность!
Со старшеклассниками всегда есть что обсудить, над чем подумать, о чем поспорить. Например, случай, который недавно произошел с Ильей. Он помог бабушке перейти дорогу. Казалось бы, самая обыденная ситуация, но реакция бабушки очень удивила и огорчила его. Она предложила Илюше деньги и, прослезившись, сказала: «Спасибо, я думала, что уже не осталось добрых людей».
Как же жесток наш современный мир… Бескорыстие, доброта, совесть… Нам есть о чем поразмышлять с детьми. Я стараюсь побудить их к самостоятельному поиску ответа, учу аргументировать свои мысли, доказывать, выслушивать мнения других и не бояться изменить собственное.
Работая с детьми, я поняла смысл высказывания Мишеля Монтеня: «Для того чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем для того, чтобы научиться самому». Я согласна с этим высказыванием, поэтому стараюсь самосовершенствоваться: знакомлюсь с новыми открытиями в коррекционной педагогике; использую новые инновационные технологии (ИКТ, интернет-ресурсы);расширяю и модернизирую средства коррекционно-логопедической работы. Прав профессор В.М.Лизинский: «Учитель – это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить».
Я снова и снова возвращаюсь к вопросу: «В чем же она состоит – роль учителя в современном мире?» С позиции человека, учителя, логопеда, матери ученика я понимаю, что обучение, воспитание, донесение до ребенка осознания необходимости получения знаний - это, конечно, неотъемлемая часть всей педагогики. Но в сегодняшнем мире, когда мы все чаще сталкиваемся с непониманием, равнодушием, ненавистью и озлобленностью людей по отношению друг к другу, я считаю, что первостепенной миссией учителя должно быть воспитание нравственных и моральных качеств у детей.
И кто, если не школа и не мы, учителя, будем воспитывать в детях доброту и веру в добро? На мой взгляд, этому миру недостает доброты, и прежде всего учитель не должен остаться равнодушным к этой проблеме.
Моя профессия имеет свою специфику работы. Дети с ОВЗ, с тяжелыми нарушениями речи. Как нелегко приходится иногда. Коррекционная работа идет очень сложно, медленно. Но учатся не только мои воспитанники, вместе с ними и я сама учусь выдержке, доброте, терпению, отзывчивости, пониманию. У меня есть главное – терпение, оптимизм и любовь к детям. Желаемый результат будет не скоро, но постепенно, маленькими шажками изо дня в день мы старательно к нему идем. И как приятно видеть успехи детей, достигнутые упорным, кропотливым трудом, слышать слова благодарности от родителей, вдохновлять студентов, приходящих ко мне на практику. Я - учитель-логопед. Я произношу эти слова с чувством гордости, я помогаю людям стать счастливее!

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то