Российская империя во второй половине XVIII века. Екатерина II

В результате освоения данной главы студент должен:

знать

  • основные направления и результаты внешней политики екатерининского и павловского времени;
  • тенденции развития политической и социальной структуры российского общества в период кризиса крепостного права;

уметь

  • аргументированно выявлять основные тенденции разложения крепостнического хозяйства;
  • содержательно сопоставлять такие явления, как «абсолютизм» и «просвещенный абсолютизм»;

владеть

  • понятием «преемственность во внешней политике»;
  • базовыми принципами конфликтологии применительно к крупным протестным выступлениям, таким как крестьянская война иод предводительством Е. И. Пугачева.

Социально-экономическое положение

Во второй половине XVIII в. Россия была типичной аграрной страной, в которой господствовали крепостнические отношения. В период дворцовых переворотов существенно увеличилось помещичье землевладение и возросло число крепостных крестьян, так как именно это было главной наградой для тех, кто приводил к власти того или иного монарха. Одновременно шел процесс усиления крепостного гнета, росла барская запашка и сама барщина, доходившая на юге России до пяти-шести дней в неделю. В нечерноземных районах помещики, наоборот, стремились перевести крестьян на денежный оброк. Права крепостных крестьян последовательно сокращались, а судебно-полицейская власть помещика над крепостными расширялась. Стало возможно продавать крестьян без земли, что подрывало саму основу крепостнических отношений.

С другой стороны, шел рост сельскохозяйственного производства, в первую очередь за счет освоения новых присоединенных земель (Северное Причерноморье, Приазовье, Кубань, Крым), а также в связи с переходом местного населения Приуралья и Сибири (башкир, бурятов и др.) от кочевого скотоводства к земледелию. Осваивались новые сельскохозяйственные культуры: картофель, подсолнечник, табак. Правительство стремилось познакомить помещиков с новыми методами и формами ведения хозяйства. С этой целью в 1765 г. было создано Вольное экономическое общество, оказавшееся одним из самых удачных проектов политики «просвещенного абсолютизма». Оно просуществовало до 1917 г.

Реформы Петра I дали значительный толчок для развития промышленного производства. Увеличилось число крупных мануфактур, снабжавших своей продукцией армию и флот. На этих мануфактурах работали вольнонаемные рабочие и приписные крестьяне. Бурно развивалась черная металлургия. К середине XVIII в. Россия вышла на первое место в Европе по производству чугуна, который экспортировала в европейские страны. Возникли новые отрасли промышленности: хлопчатобумажная, фарфоровая, золотодобывающая.

Политика правительства способствовала развитию дворянских мануфактур, а также переходу части казенных заводов в частные руки. На Урале частные мануфактуры активно развивались в горнодобывающем производстве и металлургии, а в Центральном районе - в полотняном и суконном производстве. Основной рабочей силой на этих предприятиях были посессионные крестьяне. Среди вотчинных мануфактур преобладали текстильные и винокуренные, на которых работали крепостные крестьяне. Купеческие мануфактуры, основанные на вольнонаемном труде, развивались в хлопчатобумажном производстве. В 1762 г. было запрещено покупать к заводам крепостных крестьян и прекращена практика приписки крестьян к предприятиям. Начал формироваться рынок вольнонаемного труда. Дальнейший толчок развитию промышленности дал манифест 1775 г. о свободе предпринимательства, который поощрял создание купеческих и крестьянских мануфактур.

Продолжалось развитие и расширение товарно-денежных отношений. В 1769 г. Екатерина II провела финансовую реформу, в результате которой были введены бумажные деньги - ассигнации. В 1777 г. были открыты ссудные и сохранные кассы краткосрочного кредита, что расширяло возможности мелких предпринимателей развивать и расширять мелкотоварное производство. Активизировалась промысловая деятельность крестьян, а также отходничество (иначе - отхожий промысел, когда крестьяне уходили из дома на заработки в более развитые районы), что разрушало рамки патриархального хозяйства. Активно шел процесс хозяйственной специализации районов страны. Завершалось формирование всероссийского рынка. Хлеб из черноземных районов и Украины, уральское железо, кожи, рыба и шерсть Поволжья, сибирские меха и ремесленные изделия городов центральной России, лен и пенька новгородских и смоленских земель и множество других товаров продавалось на торгах и ярмарках в Нижнем Новгороде, Оренбурге, Ирбите, Нежине (Украина), Курске, Архангельске. Развивалась и стационарная торговля, которая велась в городах либо ежедневно, либо в определенные дни недели.

На внешней торговле сказались успехи развития отечественной промышленности: Россия превратилась в крупнейшего в Европе экспортера чугуна, вывоз которого возрос с 800 тыс. пудов в 1760 г. до 3840 тыс. пудов в 1783 г. Также Россия вывозила лес, пеньку, льняные ткани, парусное полотно, различные сорта кожи. С конца XVIII в. через черноморские порты стали продавать зерно. Главным потребителем русских товаров была Англия. Крупными торговыми партнерами России были Пруссия и Швеция. В импорте, как и в предшествующее десятилетие, преобладали сахар, сукно, кофе, красильные вещества, шелк, чай, вино. В страны Востока Россия вывозила мануфактурные изделия, а главными торговыми партнерами оставались Турция и Иран. Кроме того, русские купцы занимались посреднической торговлей, продавая промышленные изделия европейских стран. Таможенные тарифы 1776, 1782 и 1796 гг. сохранили высокие пошлины на иностранные товары, что говорило о сохранении протекционистского характера внешнеторговой политики российского правительства.

Во второй половине XVIII в. в европейских странах активно развивались капиталистические отношения, а Россия вступила в период кризиса крепостнических отношений. Экономическое развитие России этого периода имело ряд особенностей, которые сохранились и в первой половине XIX в.:

  • экстенсивный характер развития всех отраслей экономики, особенно сельского хозяйства;
  • большая роль государства в развитии экономики (государственные заказы, политика протекционизма и т.п.);
  • использование подневольного труда крепостных, посессионных и приписных крестьян на мануфактурах и заводах, отсутствие рынка свободной рабочей силы;
  • медленный рост спроса на промышленные товары, так как крестьянское хозяйство сохраняло натуральный характер.

Александр II (1856-1881гг) – сын Николая I. Воспитателем Александра II был Жуковский (поэт).

Реформы:

1)1852г – создание совета министров (1861г законодательно оформлен).

2) Реформа по отмене крепостного права:

1 этап – создание секретного комитета 1857г.

2 этап – создание губернского комитета по улучшению быта помещичьих крестьян (1857г).

3 этап – создание в 1858г главного комитета по крестьянскому делу вместо секретного.

4 этап – 1859г при главном комитете учреждения редакционных комиссий.

Председатель Ростовцев. Обрабатывали реформы для губерний, решали вопросы с землей.

5 этап – 1860г – Проекты, обобщенные в комиссиях переданы в главный комитет.

Утверждения проекта крестьянской реформы гос. советом 17 февраля 1861г.19февраля 1861г – подписание Александром II.

Итоги реформы по отмене крепостного права:

- крестьяне получили личную свободу

Не отменена система наказаний

Осталась подушная подать

Земля оставалась собственностью помещиков, крестьяне получали наделы в пользование и должны были выкупать землю.

4 условия освобождения крестьян:

Крестьяне платят 20% стоимости земли, 80% компенсирует гос-во, давая ссуду на 49 лет под 6% годовых. Не имеющие возможности внести стоимость, становились временно обязанными. Это было отменено в 1881г.

1862г – начало публикации гос. бюджета.

1863г – отмена наиболее тяжких наказаний. Проведена университетская реформа.

1864г – земская и судебная реформа. Введено все сословное земское управление. Суд тоже стал всесословным (законы едины для всех, появились мировые суды, появились прокуроры, адвокаты, суд стал гласным и тд).

1865г – уменьшение цензуры.

1870г – городовое положение (создание городского управления).

1874г - Военная реформа(идеолог Милютин). Переход от рекрутских наборов к всеобщей воинской повинности.

Значение преобразований.

Были модернизированы:

Экономика

Образование

Соц. строй и тд.

Все преобразования были основаны на всесословности, разделения властей, ограничения влияния дворянства.

Внешняя политика второй половины XIX–– начала ХХ в.: Крымская война (1853–1856), Русско-турецкая (1877–1878) и Русско-японская (1904–1905) войны.

Крымская война 1853–1856 годов была вызвана соперничеством России и ведущих европейских держав на Ближнем Востоке.

Первоначально Россия начала воевать с Турцией за контроль над черноморскими проливами и влиянию на Балканах. Русская армия начала войну очень успешно. В ноябре усилиями Нахимова русский флот разбил турецкий в Синопском сражении . Это событие дало повод для вмешательства в войну Франции и Англии, под предлогом защиты турецких интересов. Франция и Англия не хотели усиления русского государства.

В 1854 эти странны официально объявили войну Российской Империи. Основные боевые действия Крымской войны развернулись в Крыму. Союзники высадились в Евпатории, и начали наступление на военно-морскую базу – Севастополь. Обороной города руководиливыдающиеся русские флотоводцы Корнилов и Нахимов . Под их командованием слабо защищенный с суши город, был превращен в настоящую крепость. После падения Малахова кургана, защитники города покинули Севастополь. Русские войска сумели взять турецкую крепость Карс. После этого события начались мирные переговоры. Мир был подписан в Париже, в 1856 году . Парижский мир лишал Россию возможности иметь флот на Черном море, так же страна лишилась части Бессарабии, устье Дуная, и утратила право покровительства над Сербией.

Крымская война стала неким катализатором дальнейших реформ в Российской Империи и инновационных преобразованиях.

Русско-турецкая война 1877-1878 годов - война между Российской империей и союзными ей балканскими государствами с одной стороны и Османской империей с другой. Была вызвана подъёмом национального самосознания на Балканах. Жестокость, с которой было подавлено Апрельское восстание в Болгарии, вызвала сочувствие к положению христиан Османской империи в Европе и особенно в России. Попытки мирными средствами улучшить положение христиан были сорваны упорным нежеланием турок идти на уступки Европе, и в апреле 1877 года Россия объявила Турции войну.
В ходе последовавших боевых действий русской армии удалось, используя пассивность турок, провести успешное форсирование Дуная, захватить Шипкинский перевал и, после пятимесячной осады, принудить лучшую турецкую армию Осман-паши к капитуляции в Плевне. Последовавший рейд через Балканы, в ходе которого русская армия разбила последние турецкие части, заслонявшие дорогу на Константинополь, привел к выходу Османской империи из войны. На состоявшемся летом 1878 года Берлинском конгрессе был подписан Берлинский трактат, зафиксировавший возврат России южной части Бессарабии и присоединение Карса, Ардагана и Батуми. Восстанавливалась государственность Болгарии (завоёвана Османской империей в 1396 году) как вассальное Княжество Болгария; увеличивались территории Сербии, Черногории и Румынии, а турецкая Босния и Герцеговина оккупировалась Австро-Венгрией.

По окончанию Крымской войны усугубились противоречия на Балканах и в районе Средиземноморья. Российская империя была озабочена слабой защищенностью границ Черного моря и невозможностью отстаивать свои политические интересы на территориях и проливах Восточного Средиземноморья.
С новой силой росло национально-освободительное движение южных славян на Балканском полуострове, что нашло массовую поддержку в общественных, политических и культурных кругах России. Особенно ощутимой она стала после жесточайшего подавления турками апрельского восстания в Болгарии.
С новой силой конфликт разразился в июле 1876г., когда Сербия и Черногория потребовали прекращения расправ в Боснии. Но эти требования турецким правительством были ожидаемо отклонены, в ответ на это оба государства объявили Турции войну. Практически сразу же более 5 тыс. русских солдат и офицеров добровольно вступили в ряды Сербской армии. Огромное количество отечественных врачей, среди которых были такие авторитеты медицины как С.П. Боткин, Н.В. Склифосовский, трудились в госпиталях и больницах Сербии.
В достаточно напряженной мировой обстановке Россия до последнего старалась не вступать в открытый конфликт с турецкими властями и только лишь в отказ Турции о гарантированности прав христианского населения последовало объявление войны.
12 апреля 1877г. войска Российской империи в день объявления войны перешли румынскую границу по направлению к Дунаю. Фактически без серьезного сопротивления со стороны турецких войск к 7 июлю был занят Шипкинский перевал. В ответ Османская империя бросила крупную военную группировку под командованием Сулейман-паши. Здесь то и развернулся один из самых героических моментов войны – защита столь стратегически важного для русских войск Шипкинского перевала. В тяжелейших условиях русская армия отражала атаки превосходящих сил противника.
Но туркам удалось сосредоточить большие силы в городе-крепости Плевна, являвшимся стратегическим объектом, так как находился на пересечении важных путей. После долгих и кровопролитных боев в ноябре 1877г. Плевна пала, и это стало переломным моментом в ходе войны. А уже 3 декабря войска под командованием И.В. Гурко, преодолев тяжелые участники горной местности, вошли в Софию. В тоже время войска под командованием Ф.Ф. Радецкого вышли к укрепленному лагерю турок Шейново, где произошло самое крупное сражение войны, в котором противник был разгромлен и русские войска подошли к Константинополю.
С успехом развивались события и в закавказской военной кампании. К началу мая 1877 г. русская армия штурмом овладела крепостью Каре и Ардаган. Понимая, что это грозит полным крахом турецкие власти перешли к мирным переговорам.
Переговоры с Турцией были завершены 19 февраля 1878г. вблизи Константинополя в маленьком местечке Сан-Стефано и в истории получил одноименное название. По условиям данного договора Румыния, Сербия, Черногория стали полностью независимыми государствами. Болгария становилась автономным княжеством, а Россия возвратила себе Южную Бессарабию.

В 60-70 годы XIX века в России были осуществлены структурные преобразования сословных, административных и правовых институтов, приведших к модернизации политического строя и названные поэтому еще современниками «великими реформами» Александра II. Страна вступила на этот путь, во-первых, в результате вызова, «брошенного» ей быстроразвивающейся Европой, и, во-вторых, под воздействием кризиса николаевской системы.

К середине столетия накопилось множество объективных предпосылок для проведения коренной аграр­ной реформы. Во-первых, помещичье хозяйство, основанное на вне­экономическом принуждении крестьян к труду, все заметнее пережи­вало кризисное состояние, эффективность хозяйств снижалась, острее стоял вопрос о переходе от натурального к рыночному хозяйству. Во-вторых, быстрое развитие промышленности входило в про­тиворечие с феодальными отношениями в сельском хозяйстве. В-третьих, страна болезненно переживала поражение в Крым­ской войне, которое явилось результатом военного и технического от­ставания от передовых стран мира. В-четвертых, в стране фиксировалось все большее количество крестьянских антифеодальных выступлений, что не могло не волновать руководство страны. В 1856 году Александр II произнес зна­менитые слова: «лучше отменить крепостное право сверху, чем ждать, когда оно само будет отменено снизу», поскольку боялся, что его мо­гут убрать как неспособного царя. Это заставило Александра II заду­маться о дальнейших шагах, но самым трудным было убедить поме­щиков пойти на существенные преобразования,

Заявление Александра II о предполагаемой отмене крепостно­го права буквально всколыхнуло общественное мнение в стране. Начиная с января 1857 года, в правительстве стали создаваться различные комиссии и комитеты для разработки мер «по устройству быта помещичьих крестьян». Отношение самих помещиков к надвигающимся переменам было неоднозначным. Большинство из них относилось к предстоящей реформе отрицательно, считая, что крестьяне не готовы жить само­стоятельно, без помещичьей опеки и контроля. Документы, которые были подготовлены к 1860 году, явились результатом компромисса между различными группами дворян и пра­вительства, учитывающим объективные требования экономического и политического развития страны.

19 февраля 1861 года Александр II подпи­сал Манифест об освобождении крестьян. В этот же день царь подписал и «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», включавшее в себя 17 законодательных актов и получившее силу закона. В соответствии с Манифестом все кре­постные крестьяне отныне получали личную свободу и гражданские права. Они могли заключать различные имущественные и граждан­ские сделки, открывать собственные предприятия в торговле и про­мышленности, переходить в другие сословия, уезжать в другие насе­ленные пункты страны, вступать в брак без согласия помещика и т.д.

В стране устанавливалось выборное крестьянское самоуправле­ние - сельские и волостные сходы (собрания), где избирались сельс­кие старосты и волостные старшины. Вводился волостной крестьянс­кий суд по имущественным искам и нетяжким преступлениям. По решению суда крестьяне могли сами распределять между собой об­щинные земли, устанавливать очередность и объем повинностей и т.д. В большинстве районов России, которых коснулась аграрная реформа (а это происходило лишь в тех губерниях, где было помещи­чье землевладение), земля переходила от помещиков не к отдельному крестьянскому хозяйству, а сельской общине в целом, где и производи­лось распределение наделов между крестьянскими дворами по коли­честву душ мужского пола. В пределах общины крестьяне не являлись собственниками земли, а лишь ее временными пользователями. В об­щине сохранялись правила круговой поруки.

В соответствии с законом крестьяне стали в значительной мере зависимыми от сельской общины, без согласия которой они не могли свободно распоряжаться своими наделами, уйти из деревни. Общин­ная форма землепользования служила явным тормозом на пути про­гресса, сдерживала процесс дифференциации крестьянских хозяйств и проникновения рыночных отношений в деревню.

Фактически крестьяне выкупали не только земельные участки, но и свою личную свободу. Исчисленные суммы выкупных платежей для подавляющей ча­сти крестьян оказались просто колоссальными, и они не могли сразу их погасить. 80% суммы выкупа помещиках возмещало государство в форме ценных бумаг под 5% годового дохо­да. Эту 80%-ную сумму крестьяне должны были выплатить государ­ству в течение 49 лет.

Следует подчеркнуть, что и 20% от выкупных платежей для кре­стьян были огромной суммой. Выплата их затянулась на многие годы. Ответная реакция крестьян на закон об освобождении была рез­ко негативной. В 1861 году по стране прокатилась волна крестьянско­го протеста против условий, на которых их отпускали на волю.

Реформа 1861 года означала, что эпоха феодализма в России за­канчивалась, но его пережитки еще долгие годы оставались в качестве реальности хозяйственной жизни страны. Это проявилось в том, что помещики не только сохранили огромные землевладения, но и ото­брали часть лучших земель у общины, в то время как основная масса крестьян испытывала земельный голод. Вместе с тем, отмена крепостного права явилась прогрессивным шагом. Она способствовала развитию новых экономических отноше­ний не только в деревне, но и во всем народном хозяйстве страны.

Вслед за аграрной реформой в России были осуществлены и другие преобразования, прежде всего в области местного самоуправления, необходимость которых была для всех очевидна. Дело в том, что до Александра II все органы самоуправления в России имели сословный характер. Развитие рыночных отношений побуждало правительство провести реформы по созданию всесословных управленческих структур в целях превращения феодальной монархии в буржуазную, чтобы приспособить политический строй России к новым экономическим условиям.

Одной из наиболее важных была реформа местного самоуправ­ления, известная как земская реформа . 1 января 1864 года было изда­но «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» , в со­ответствии с которым формировались бессословные выборные органы местного управления – земства, избираемые всеми сословиями на три года. Земства состояли из распорядительных органов (уездных и гу­бернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернс­ких земских управ).

Земства имели право нанимать земских врачей, учителей, зем­леустроителей и прочих служащих. Для содержания земских служащих существовали определенные налоги с населения. В ведение земств входили самые разнообразные местные службы: строительство и эксплуатация дорог, почтовое ведомство, народное образование, здравоохранение, соци­альная защита населения, взаимное страхование и т.д. Все земские учреждения находились под контролем местной и центральной влас­ти - губернатора и министра внутренних дел. Узость социальной базы городского самоуправления и жесткий контроль за ним со стороны губернского присутствия делали реформу ограниченной. Но в целом для России создание системы местного самоуправле­ния в виде земств сыграло положительную роль в решении многооб­разных проблем на местном уровне.

Вслед за земской реформой в стране была проведена и городская реформа . В соответствии с «Городовым положением» (1870) в 509 городах устанавливалась система городского выборного самоуправления. Взамен существовавших ранее сословных городских управ­лений в городах стала выбираться на четыре года городская дума, воз­главляемая городской управой. Городской голова одновременно являлся председателем городской думы и городской управы. Избирательным правом обладали не все граждане, а только те, которые соответствовали достаточно высокому имущественному цен­зу: богатые домовладельцы, купцы, промышленники, банкиры, чиновники. В компетенцию городской думы и управы входили хозяйственные вопросы: благоустройство, охрана порядка, местная торговля, здравоохранение, образование, санитарная и противопожарная охрана населения.

Начиная с 1864 года в стране проводилась судебная реформа , по которой утверждался бессословный, гласный суд с участием присяжных заседателей, адвокатура и состязательность сторон. Была создана единая система судебных учреждений, исходя из формально равенства перед законом всех социальных групп населения. И в пределах губернии, составлявшей судебный округ, создавался окружной суд. Судебная палата объединяла несколько судебных ок­ругов. Как правило, решения окружного суда и судебных палат при участии присяжных заседателей считались окончательными и могли быть обжалованы только в том случае, если нарушался порядок судо­производства. Высшей кассационной инстанцией являлся Сенат, ко­торый принимал апелляции на судебные решения. Для разбора незна­чительных правонарушений и гражданских исков до 500 руб. в уездах и городах существовал мировой суд. Мировые судьи выбирались на уездных земских собраниях.

Председатели и члены окружных судов и судебных палат утвер­ждались императором, а мировые судьи - Сенатом, и после этого их нельзя было уволить и даже временно отстранить от должности, то есть вводился принцип несменяемости судей. Новая судебная система соответствовала уровню передовых европейских стран. Ее введение приводило, по существу к выделению судебной власти в России, когда за императором оставалось лишь право помилования. Но судебная реформа не затронула многих национальных окраин.

В 1860-е годы проходила и реформа образования . В городах были созданы начальные народные училища, наряду с классическими гим­назиями стали функционировать реальные училища, в которых боль­ше внимания уделялось изучению математики, естественных наук, получению практических навыков в технике. В 1863 году был воссоздан университетский устав 1803 года, уре­занный в годы правления Николая I, по которому вновь закреплялась частичная автономия университетов, выборность ректоров и деканов и т.п. В 1869 году в России были созданы первые женские учебные заведения - Высшие женские курсы с университетскими программа­ми. В этом отношении Россия шла впереди многих европейских стран.

В 1860-1870-х годах в России была проведена военная рефор­ма , необходимость которой была обусловлена прежде всего пораже­нием в Крымской войне. Сначала был сокращен срок военной служ­бы до 12 лет. В 1874 году был отменен рекрутский набор и установлена все­общая воинская повинность, которая распространялась на все мужское население, достигшее 20-летнего возраста, без сословных различий. Призыву на действительную службу не подлежал единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а также младший сын, если старший находится на военной службе или уже отслужил свой срок. Новобранцев из крестьян обуча­ли не только военному делу, но и грамоте, что восполняло недостаток школьного образования в деревне.

Анализируя реформы Александра II, следует отметить, что да­леко не все, что задумывалось в начале 1860-х годов, удалось вопло­тить в жизнь. Многие реформы получились ограниченными, непос­ледовательными или остались незавершенными. И все же их следует назвать поистине «Великими реформами», которые имели огромное значение для последующего развития всех сторон жизни России. В истории России сложилось так, что ни одна из реформ, которые за­думывались и проводились в стране, не была доведена комплексно и последовательно до логического завершения. Более того, незавершен­ные преобразования осложнялись различными контрреформами, и последующим поколениям приходилось порой начинать все сначала.

Утром за несколько часов до своей гибели Александр II назначил заседание Государственного совета для обсуждения проекта, получившего название «конституции» М.Т. Лорис-Меликова. Но смерть императора помешала реализовать эти планы, переход к политике контрреформ был исторически предрешен. Россия оказалась перед выбором – либо продолжение буржуазно-либеральных реформ вплоть до перестройки всей системы общественных отношений, либо, компенсируя издержки политики укрепления сословных и имперских основ государственности, взять курс на глубокие экономические преобразования.

Период правления Александра II был последним в истории им­ператорской России, во время которого произошло насильственное присоединение значительных территорий. В течение нескольких деся­тилетий Россия осуществляла наступление на Среднюю Азию, начав­шееся еще при Николае I неудачным походом на Хиву в 1839 году. Лишь после полного присоединения Казахстана в 1850-х годах Россия смогла начать планомерное наступление на Кокандское, Бухарское и Хивин­ское ханства. Это было предпринято под давлением сложных геопо­литических противоречий между Россией и Англией, которая претен­довала на свое присутствие в Средней Азии. Для России к тому же был необходим обширный рынок сбыта промышленных товаров и источ­ник хлопчатобумажного сырья для текстильной промышленности, по­скольку основная масса хлопка-сырца (до 90%) поступала из США. Но в середине XIX века, из-за Гражданской войны в этой стране, по­ступление американского хлопка почти прекратилось, и хлопчатобу­мажная промышленность России оказалась в тяжелом положении. После присоединения Средней Азии основные потребности в хлоп­ковом сырье Россия стала удовлетворять за счет внутреннего произ­водства.

Военные действия в Средней Азии велись в течение многих лет, так как русские войска встретили там ожесточенное сопротивление. В 1867 году было образовано Туркестанское генерал-губернаторство с центром в Ташкенте, куда вошли Бухара и Коканд, а в 1873 году и Хива. В этот же период Россия была не раз «на волосок от войны» с Англией, с которой в конце концов был заключен договор о разграничении сфер влияния (1885). Под контролем Англии оставался Афганистан и Ти­бет, а России - Средняя Азия.

В годы правления Александра II был окончательно разрешен и так называемый «Кавказский вопрос» . И хотя в начале XIX века к Рос­сии присоединилась большая часть Закавказья, Северный Кавказ (кро­ме Кабарды и Осетии) все еще оставался независимым. Почти 50 лет - с 1817 по 1864 годы - длилась Кавказская война, стоившая народам Дагестана, Черкессии, Чечни, Адыгеи, да и самой России многих сил и жертв. Более 100 народностей Северного Кавказа были включены в состав империи путем жестокого подавления их сопротивления.

В 1850-1860-х годах Россия приобрела значительные терри­тории на Дальнем Востоке. Поскольку у Китая в 1857 году были боль­шие осложнения в отношениях с Англией и Францией, Россия вос­пользовалась этим и ввела войска в Амурскую область по левому берегу р. Амур. Войсками руководил генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьев-Амурский. Китай подписал с Россией в 1858 году Айгунский договор, по которому он уступал Амурскую об­ласть России. По договору 1860 года, заключенному в Пекине, к Рос­сии был присоединен Уссурийский край (Приморская область), где очень быстро возникли поселения и города: Благовещенск, Хаба­ровск, Николаевск - на Амуре, Владивосток. В Приморье хлынул поток русских переселенцев для колонизации новых территорий.

В 1850-1870-е годы произошло разграничение владений Япо­нии и России на Дальнем Востоке. В результате морской блокады 1854-1855 годов в городе Симода был заключен договор между Россией и Японией «О мире и дружбе», по которому Курильские острова, кроме южной группы, объявлялись российскими. Остров Сахалин провозг­лашался совместным владением двух стран. Несмотря на то, что освоили эти территории российские первооткрыватели. Но в 1875 году произошел пересмотр этого договора, в результате чего весь Сахалин становился только российским владением, но зато к Японии отходили все Куриль­ские острова, что и было подтверждено русско-японским договором о мореплавании в 1895 году. И все же отношения двух стран оставались достаточно напряженными, что и вылилось позже в русско-японскую войну в начале XX века.

В 1860-х годах были установлены дипломатические отношения с США, между странами поддерживались взаимные доброжелательные отношения. В течение нескольких лет обсуждался вопрос о продаже США российских владений в Северной Америке, поскольку для Рос­сии все труднее было защищать эти отдаленные территории, а расходы по их содержанию превышали приносимые ими доходы. После окон­чания Гражданской войны в США эти переговоры активизировались, и Россия, испытывавшая финансовые трудности, согласилась в 1867 году на продажу Аляски и других ее американских территорий площадью свы­ше 1,5 млн. кв. км всего за 7,2 млн. долл., или 14 млн. руб.

Александр III, опасаясь эскалации рево­люционного движения, провел ряд мероприятий (так называемые «реформы наизнанку» ). Так, правительство стало активно поддерживать помещиков, чтобы не допустить их разорения. Был организован особый Дворянский банк, чей капитал был в несколько раз больше, чем средства Крестьянского банка.

С целью ограничения действия многих либеральных законов были введены «Временные правила о печати» (1882), устанавливавшие строгий административный надзор за газетами и журналами. Многие либеральные и радикальные издания были закрыты. В 1887 году был опубликован циркуляр о «кухаркиных детях», по которому в гимназии запрещалось принимать детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, в 1884 году фактически была ликвидирована автономия университетов.

В 1889 году было издано «Положение о земских начальниках», по которому земским начальникам вменялось осуществлять надзор и контроль за деятельностью крестьянских сельских и волостных учреждений, отстранять от должности сельских старост и волостных старшин, подвергать телесным наказаниям и аресту любых крестьян и т.д.

В соответствии с различными документами 1880-1890-х годов резко сократилось выборное представительство крестьян в губернских и уездных земских учреждениях, а также урезались избирательные пра­ва городского населения путем повышения имущественного ценза. В эти же годы были предприняты попытки ограничить судебную ре­форму 1864-1870 годов. Многие мероприятия не удалось провести в жизнь, но заметное замедление курса Александра II произошло.

Основной чертой экономической жизни пореформенной России стало бурное развитие рыночного хозяйства. Хотя этот процесс зарож­дался еще в недрах крепостничества, именно реформы 1860-1870-х го­дов открыли широкую улицу новым социально-экономическим отношениям, позволили им утвердиться в экономике в качестве гос­подствующей системы, «Великие реформы» Александра II дали возмож­ность сломать феодальные отношения не только на селе, но и во всем народном хозяйстве в целом, завершить промышленный переворот, сформировать новые социальные группы, характерные для рыночной экономики. Этот переходный процесс осложнялся наличием достаточ­но отсталой политической системы - абсолютистского самодержавия и сословной структуры общества, что приводило к противоречивым и болезненным событиям на рубеже веков.

Остатки крепостничества, сохранившиеся в пореформенный период, после 1861 года, затрудняли раз­витие рыночных отношений в сельском хозяйстве. Огромные выкупные платежи тяжким бременем лежали на миллионах крестьян. В результате всего этого подъем земледелия шел медлен­но и с большими трудностями.

И все же в 1880-1890-е годы рыночные отношения проникали и в аграрный сектор. Это было заметно по нескольким признакам: про­исходила социальная дифференциация крестьянского населения, ме­нялась суть помещичьего хозяйства, усиливалась ориентация специа­лизированных хозяйств и регионов на рынок. Земская статистика уже в 1880-е годы показывала значительное имущественное расслоение крестьян. Прежде всего, складывался слой зажиточных крестьян, чьи хозяйства состояли из собственных наде­лов и наделов обедневших общинников. Из этого слоя выделялись кулаки, которые вели предпринимательское хозяйство.

За время царствования Александра III Россия выходит на первое место в мире по темпам прироста промышленного производства. Этому в значительной степени способствовало расширение государственных и иностранных инвестиций в добывающую и металлургическую промышленность, строительство железных дорог. В 1882 году начинает формироваться законодательство по рабочему вопросу, впервые стали формироваться основы негосударственного пенсионного обеспечения и социального страхования. Вместе с тем ведущие мировые державы уже завершили индустриализацию, Россия же продолжала идти путем страны «догоняющего капитализма».

Тем не менее определенные слои общества были недовольны существующим положением вещей – политическим режимом, непоследовательностью в решении крестьянского вопроса, что вызвало к жизни различные идеологические и политические течения.

Народники – демократическое движение 70-80х гг. XIX века, цель которого была защита интересов крестьян, переход России, минуя капитализм к социализму. Возглавляли движение народников М. Бакунин, П. Лавров , П. Ткачев . Эти три лидера предлагали каждый свою теорию изменения русского общества. Задачи своей деятельности М. Бакунин (бунтарское течение ) видел в пропаганде революционных идей среди крестьян с целью организации всеобщей революции и мировой революции. П. Лавров (пропагандистское направление ) считал, что крестьянство не способно подняться на революцию, выступал за просвещение народа, разъяснение крестьянству революционных идей. П. Ткачев и его сторонники (заговорщическое направление ) предлагали организацию заговора с целью захвата правления в стране. Ведущая роль отводилась революционной интеллигенции.

Несмотря на различия в подходах, теории народников сходились в вопросе необходимости пропаганды среди крестьянства, неизбежности смены существующей власти властью народной, в связи с чем народники в 1874 году организовали «хождение в народ». Однако успеха эта акция не имела.

В 1876 году народники создали тайную организацию названную «Земля и воля» . Часть народников перешла к террору. Разногласия в вопросах и тактике дальнейшей борьбы привели в 1879 году к расколу организации на «Черный передел», выступавшую за пропаганду, и «Народную волю» – за террор.

Г.В. Плеханов один из руководителей «Земли и воли» в 1883 году в Женеве создал группу «Освобождение труда» , в задачи которой входила пропаганда идей марксизма и использование их в условиях России. В 1883-84 гг. первые марксистские группы и кружки начинают возникать в России.

Политика Екатерины II (1762–1796) получила название «просвещенный абсолютизм». Европейские политики того периода рассматривали Екатерину II как просвещенного главу государства и нации, заботившегося о своих подданных на основе установленных им законов.

Одним из первых начинаний Екатерины II стала реформа Сената.

15 декабря 1763 г. появился указ, в соответствии с которым изменялись его полномочия и структура. Сенат лишался законодательных полномочий, сохраняя лишь функции контроля и высшего судебного органа.

Структурно Сенат был разделен на 6 департаментов со строго определенной компетенцией, что позволяло повысить эффективность работы этого центрального органа государственной власти.

Главным историческим документом, в котором изложена политическая доктрина Екатерины II, стал «Наказ Комиссии о сочинении проекта нового Уложения», написанный самой императрицей в 1764–1766 гг. и представлявший талантливую переработку трудов Ш.Л. Монтескье и других философов и правоведов. В нем много рассуждений о характере законов, которые должны соответствовать историческим особенностям народа. А русский народ, по мнению Екатерины II, принадлежал к европейскому сообществу.

В Наказе говорилось, что огромная протяженность территорий России требует только самодержавного образа правления, всякий другой может привести страну к гибели. Отмечалось, что цель самодержавия – благо всех подданных. Монарх правит в соответствии с законами, им установленными. Все граждане равны перед законом.

Наказ был предназначен для созванной со всей страны комиссии по выработке проекта нового Уложения, начавшей заседать в Москве в июле 1767 г. Комиссия состояла из 572 депутатов, избранных по сословно-территориальному принципу от дворян, горожан, казаков, государственных крестьян, нерусских народов Поволжья и Сибири.

Другим важным преобразовательным элементом политики Екатерины II стала секуляризационная реформа. В феврале 1764 г. последовал указ императрицы, по которому монастырские земли вместе с населением были изъяты у церкви и подчинены Коллегии экономии. Теперь крестьяне по своему правовому положению стали государственными и платили подати уже не церкви, а государству. Они избавились от монастырской барщины. Земельные наделы крестьян увеличились, им стало легче заниматься ремеслом и торговлей. В результате этой реформы духовная власть окончательно перешла на содержание к светской власти, а духовенство превратилось в государственных служащих.

Екатерина II ликвидировала оставшиеся элементы вольностей и привилегий национальных территорий, вошедших в состав России. Были унифицированы и приведены в соответствие с российскими законами органы управления и административно-террриториальное деление Новгородской земли, Смоленска, Лифляндии (прибалтийские владения России). В 1764 г. было ликвидировано гетманство на Украине и был назначен в качестве генерал-губернатора П.А. Румянцев. Были ликвидированы остатки автономии и былой казачьей вольницы. В 1783 г. последовал указ Екатерины II о запрете перехода украинских крестьян от одного помещика к другому, что окончательно закрепило здесь крепостнические порядки.


В 1791 г. императрица установила черту оседлости для еврейского населения, которая ограничивала права евреев селиться на определенных территориях.

Новым в национальной политике государства явилось приглашение в Россию немецких колонистов, в основном простых крестьян. В середине 1760-х гг. более 30 тыс. переселенцев начали осваивать территории Нижнего Поволжья, Приуралья, а впоследствии Крыма и Северного Кавказа.

Местное управление в результате губернской реформы (1775) приобрело более четкую и организованную структуру. Число губерний увеличилось до 50. Губерния представляла собой территорию с населением в 300–400 тыс. человек, которая делилась на уезды, каждый с населением в 20–30 тыс. человек. В уездных городах власть принадлежала назначенному городничему. Были разделены административные и судебные функции. Создавались особые губернские Палаты уголовного и гражданского суда. Некоторые должности стали выборными.

Губернская реформа укрепила местную власть, сюда был перенесен центр управленческой деятельности, что позволило постепенно упразднить некоторые коллегии.

В 1782 г. была проведена полицейская реформа, согласно которой за населением устанавливался полицейский и церковно-нравственый контроль.

Завершало реформу управления принятие двух важнейших документов – Жалованных грамот дворянству и городам (1785), ставших основополагающими правовыми актами в сфере сословной политики императрицы.

Жалованная грамота дворянству законодательно закрепила за ним все права и привилегии как главного сословия общества. В деле службы подтверждено право выбора или отказа от службы, особые права сохранялись в вопросах землевладения, суда, налогообложения, телесных наказаний.

Жалованная грамота городам была направлена на формирование в России «третьего сословия». Создавался новый орган городского самоуправления – городская дума, возглавляемая городским головой. В нее избирали и могли быть избранными городские жители, разделенные на шесть разрядов в зависимости от имущественных и социальных различий. В 1786 г. была проведена образовательная реформа: создана система образовательных учреждений.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то