«Символический смысл «пожара» в одноименной повести Распутина. Распутин пожар проблемы Распутин пожар смысл произведения

Краткое описание

В этой повести автор как бы продолжает рассмотрение жизни переселившихся после затопления острова людей из повести “Прощание с Матерой”. Людей переселяли в поселок городского типа (Сосновка).Главный герой повести Иван Петрович Егоров чувствует себя истощенным нравственно и физически: “как в могиле”.
Ситуация с пожаром в повести позволяет автору исследовать настоящее и прошлое. Горят склады, товары, которых люди не видели на прилавках (колбасы, японские тряпки, красная рыба, мотоцикл “Урал”, сахар, мука). Часть народа, пользуясь неразберихой, растаскивает, что может. В повести пожар является символом катастрофы для социальной атмосферы в Сосновке. Распутин пытается объяснить это ретроспективным анализом. В Сосновке земледельческими работами не занимаются, заготавливают лес, причем не обеспечивая его воспроизводство. Леса надолго не хватит. Поэтому и за поселком не следят.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Проблемы нравственности (По повести Распутина «Пожар»)

В этой повести автор как бы продолжает рассмотрение жизни переселившихся после затопления острова людей из повести “ Прощание с Матерой”. Людей переселяли в поселок городского типа (Сосновка). Главный герой повести Иван Петрович Егоров чувствует себя истощенным нравственно и физически: “как в могиле”.
Ситуация с пожаром в повести позволяет автору исследовать настоящее и прошлое. Горят склады, товары, которых люди не видели на прилавках (колбасы, японские тряпки, красная рыба, мотоцикл “Урал”, сахар, мука). Часть народа, пользуясь неразберихой, растаскивает, что может. В повести пожар является символом катастрофы для социальной атмосферы в Сосновке. Распутин пытается объяснить это ретроспективным анализом. В Сосновке земледельческими работами не занимаются, заготавливают лес, причем не обеспечивая его воспроизводство. Леса надолго не хватит. Поэтому и за поселком не следят. Он “неуютный и неопрятный”, грязь намешивалась техникой “до черно-сметанной пены”. Повесть вскрывает перерождение психологии земледельца, хлебороба в психологию уничтожающего природу иждивенца.
“Лучше б мы другой план завели(introduce) - не на одни только кубометры, а на души! Чтоб учитывалось(take into account), сколько душ потеряно, к черту, дьяволу перешло, и сколько осталось!” - горячится в споре Иван Петрович.
Читатель ощущает острое беспокойство от картины безжалостного покорения природы. Большой объем работ требует большого количества рабочих рук, часто каких попало. Писатель описывает пласт “лишних”, равнодушных ко всему людей, от которых в жизни разлад.
К ним добавились “архаровцы” (бригада оргнабора), которые нагло давили на всех. И местные жители растерялись перед этой злой силой. Автор через размышления Ивана Петровича разъясняет ситуацию: “... люди разбрелись всяк по себе еще раньше...”
Социальные слои в Сосновке перемешались. Происходит распад “общего и слаженного существования”. За двадцать лет жизни в новом поселке изменилась нравственность. Что “было не положено, не принято, стало положено и принято.
В Сосновке даже палисадников у домов нет, потому что все равно это временное жилье. Иван Петрович остался верен прежним принципам, нормам добра и зла. Он честно работает, пе реживает за упадок нравов. И оказывается в положении инородного тела. Попытки Ивана Петровича помешать шайке Девятого вершить власть кончаются местью шайки. То проколют шины у его автомобиля, то насыплют песок в карбюратор, то изрубят тормозные шланги к прицепу, то выбьют стойку из-под балки, которая чуть не убьет Ивана Петровича.
Приходится Ивану Петровичу собираться с женой Аленой уезжать на Дальний Восток к одному из сыновей. Укоризненно спрашивает его Афоня Бронников: “Ты уедешь, я уеду - кто останется?.. Эх! Неужто так и бросим?! Обчистим до ниточки и бросим! И нате - берите, кому не лень!” Так и не сможет уехать Иван Петрович.
В повести много положительных персонажей: жена Ивана Петровича Алена, старый дядя Миша Хампо, Афоня Бронников, начальник участка леспромхоза Борис Тимофеевич Водников. Символичны описания природы. В начале повести (март) она вялая, оцепенелая. В конце - момент затишья, перед расцветом. Шагающего по весенней земле Ивана Петровича “будто вынесло наконец на верную дорогу”.

Повесть «Пожар»

Скачать сочинение


Горит село, горит родное.
Из народной песни

Валентин Григорьевич Распутин - писатель-“деревенщик”, последовательно и страстно выступающий за сохранение духовности, традиций народа и культуры.
В “Прощании с Матерой” и особенно в повести “Пожар” остро ставится вопрос об отношении людей к своей земле. “Кто мы,- спрашивает себя и нас писатель,- временщики, не помнящие родства, или люди, способные оставить потомкам плоды своего труда”.
Сюжет повести “Пожар” прост. Горят орсовские склады, а прибежавшие на пожар не гасят огонь, а растаскивают еще не сгоревшее, зная, что все спишется на огонь.
Всей логикой повествования писатель подводит к мысли, что не склады в общем-то горят, а людские души, а те даже не замечают - пользуются случаем, чтобы ухватить, урвать побольше.
Происходящее мы видим глазами местного жителя, старожила Ивана Петровича. Хороший работник и рачительный хозяин, он никак не может понять, почему пришлые люди так небрежно относятся к своему делу, к земле, на которой живут и работают. Если рубят лес, то так, чтобы после них уже ничего и никогда не выросло, если строят, то так, что неприятно смотреть, а не то чтобы жить. “Теперь, пожалуй, не доискаться, как и с чего произошло раздольное житье-бытье... Нет, не сразу, как переехали, пошло боковым ходом. Конечно, новая работа сказалась: валить лес, только валить и валить... Потом все перемешалось... принялись селиться люди легкие, не обзаводящиеся ни хозяйством, ни даже огородишком, знающие одну дорогу - в магазин, и чтоб поесть, и чтоб время от работы до работы скоротать. Сначала от работы до работы, а потом и работу прихватывая...”
Не принимает современные беспорядки Иван Петрович, переживает душой за неустроенность жизни, а когда узнает статистические данные, что от пьянства и нерадивости погибло столько же, сколько вернулось с последней войны, приходит в ужас.
Писатель с горечью рассказывает историю лесничего Андрея Солодова, воевавшего с леспромхозом из-за нарушений при пилке леса. Зимой пилили, снег не расчищая, и пни оставались чуть ли не в пояс. Когда же лесник выступил в защиту леса и оштрафовал леспромхоз, то ему сожгли баню, украли и убили лошадь... Да и самому Ивану Петровичу грозили, когда на собрании выступал и возмущался всеми беспорядками, а ведь “говорил то, что знали все и что постепенно становилось обычаем,- и как без нужды и жалости рвут технику в лесу или гоняют ее по пьяному и трезвому делу за десятки километров по собственной надобности, и как средь бела дня тащат с лесопилки, и как по дороге в леспромхоз таинственно исчезают указанные в накладных товары, а вместо них сразу появляются деньги...” И много еще перечислял безобразий честный и совестливый человек, ужасаясь тем изменениям, которые происходят в душах людей. Этот процесс уже необратим. Поворота к духовности уже не будет. Архаровцами зовет он тех, кто не задумываясь губит окружающую природу, а значит, и свою душу.
Понимает Иван Петрович, что в одиночку выступать бессмысленно и опасно, но время от времени не выдерживает, душа не приемлет такую жизнь, а изменить один ничего не может. Герой приходит к выводу, что одно дело - “беспорядок вокруг, и совсем другое - беспорядок внутри тебя”. С ужасом понимает Иван Петрович, что переродились в нелюдей многие, что этот процесс остановить сложно. Страшно становится ему от всего осознанного и понятого. Сосед Афанасий говорит простые, но мудрые слова: “Жить будем... Тяжелое это дело, Иван Петрович,- жить на свете, а все равно... все равно надо жить”.
Верой в торжество разума звучат эти слова, вложенные автором в уста простого деревенского жителя. И писатель, а вслед за ним и мы начинаем верить, что наступит время, когда поймут люди, как надо жить, потушат пожар, сжигающий их души.

Зачем живет человек? (По повести В. Г. Распутина "Пожар")

Скачать сочинение


Одна из серьезнейших социально-психологических проблем, которая решается современной литературой, состоит в правильности выбора героем места в жизни, точности определения им своей цели. Размышление о нашем современнике и его жизни, о его гражданском мужестве и нравственной позиции ведет в своих повестях один из самых талантливых писателей нашего времени - Валентин Распутин.
Повесть "Пожар" в творчестве В. Распутина занимает особое место. Велик ее идейно-нравственный и эстетический потенциал.
Повесть начинается с размышления главного героя Ивана Петровича о правде, совести, о тех основных "подпорках", на которых, по его мнению, держится жизнь человека. В этих произведениях - душевная боль героя (и самого автора) за свою землю, нехозяйское, бездумное, потребительское отношение к ней многих людей. Что-то нарушилось в мире. Люди стали другими, какими-то равнодушными. Живут - каждый для себя. И писатель не может об этом молчать.
Само название повести символично. Пожар - это не только стихийное бедствие. Это и "пожар" в душах людей. Пламя выхватывает из тьмы не только мародерство, убийство, которое произошло в эту ночь, но и прошлое, сегодняшнее поселка Сосновка. Люди перестали быть хозяевами своей земли, своего селения. Не заботились об его благоустройстве.
"Мы почему, Иван, такие-то?" - спрашивает Анна Егоровна своего мужа на пожаре. Почему мы такие разобщенные? Почему среди нас процветает бесхозяйственность, воровство, пьянство, преступность?! "Почему столько на свете неробей и причиндалов?! И как получилось, что мы на их милость сдались, как получилось?" - спрашивает и автор.
Иван Петрович мучается, изводит себя душевно и физически. Герой сомневается, прав ли он, так как его никто не поддерживает. Он видит, что в прошлом "добро и зло отличались, имели собственный четкий образ, а теперь границы стерлись. Добро и зло перемешались. Добро превратилось в слабость, зло - в силу. Что такое теперь хороший или плохой человек? Раньше человека оценивали по его душевным жестам, по способности или неспособности чувствовать чужое страдание. А сейчас уже тот хороший человек, кто не делает зла, кто без спроса ни во что не вмешивается. В результате мерилом хорошего человека стало "удобное положение между добром и злом, постоянная и уравновешенная температура души". Люди раньше выдерживали испытания стихийными бедствиями, войной, голодом, потому что были все вместе. А сейчас испытание сытостью, разобщенностью оказалось еще труднее.
Мысли об этом не дают Ивану Петровичу покоя. Выход из тупика видим в рассуждениях героя о четырех "подпорках жизни": в чувстве дома с семьей; в чувстве солидарности с людьми, "с кем правишь праздники и будни"; в чувстве работы, с которой дается ощущение единства с людьми; в чувстве отечества, земли, на которой стоит твои дом, - если все это есть, человек счастлив и "весь превращается в ответ на чей-то зов, душа его выстраивается и начинает вольно звучать".
Повесть В. Распутина заставляет задуматься нас над многими вопросами современной жизни: зачем человек живет, в чем причина нравственной деградации людей и что делать, чтобы устранить эти явления? Поэтому произведения В. Распутина еще долго не утратят свой актуальности и будут волновать не одно поколение читателей.

«По ком звонит колокол» В. Распутина? (по произведениям «Прощание с Матерой», «Пожар»)


В «Прощании с Матерой» и «Пожаре» В. Распутин рисует критические ситуации, которые «обнажают» суть современного писателю человека. Можно сказать, что драматические обстоятельства, описанные в этих произведениях, позволяют автору раскрыть те нравственные законы, по которым живут его герои.
В «Пожаре» Распутин размышляет о том, упорное невнимание к проблемам природы и к людям не могло не сказаться на духовном мире человека. В этой повести автор словно бы заглянул через двадцать лет в тот поселок, куда были переселены жители из многих затопленных, подобно Матере, деревень. Не только земли и леса пошли под воду. Разрушены были веками выработавшиеся законы человеческого общежития, которые давали людям опору в суровых жизненных испытаниях. В результате «то, за что держались еще недавно всем миром, что было общим неписаным законом, твердью земной, превратилось в пережиток, в какую-то ненормальность и чуть ли не в предательство».
Главного героя повести - Ивана Петровича - больше всего волнует отсутствие у многих людей привычки к труду, их стремление жить, не пуская глубоко корни, без семьи, без друзей, без привязанностей, желание «урвать» побольше для себя.
Не случайно избран В. Распутиным сюжетный прием пожара. Он высветил и неуютный, неопрятный вид строившегося не по-людски поселка, и хозяйственную неразбериху, и, главное, беспорядок в душах людей, в их отношениях.
Страшное по своим последствиям явление исследует В. Распутин, показывая «архаровцев» - людей без памяти, без совести, объединившихся не ради общего доброго дела, а ради пьянства. Они и на пожаре спасали в первую очередь не хлеб и продукты, а водку и цветастые тряпки.
Символическим смыслом наполнен эпизод, завершающий рассказ о тушении пожара: убит добрый и безотказный дед Миша Хампо, пытавшийся остановить воров, а вместе с ним и один из «архаровцев».
Пожар, как и всякая беда, издавна сплачивал людей, а на этот раз выявил глубочайшую пропасть, разъединявшую их. Но автор не остановился только на констатации этого явления. «И до каких же пор мы будем сдавать то, на чем вечно держались? Откуда, из каких тылов и запасов придет желанная подмога?» - размышляет Иван Петрович.
Писатель возлагает свою надежду на таких людей, как его герой, - человек совестливый, трудолюбивый, неравнодушный, чувствующий кровную связь с людьми и родной землей. «Четыре подпорки у человек в жизни: дом с семьей, работа, люди, с кем вместе правишь праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом» - так формулируется в произведении нравственная позиция героя.
Пожар помог Ивану Петровичу вновь обрести себя, преодолеть «страшное разорение» в душе, понять, что, как бы ни было тяжело, нельзя уехать, бросить родную землю, отдать ее на разорение «архаровцам». «Никакая земля не бывает безродной», - утверждает писатель, такой ее может сделать только человек. Чтобы не случилось этого - «будем жить», властно повинуясь зову просыпающейся по весне земли, картина которой завершает произведение.
У повести В. Распутина открытый финал: неспокойно на душе героя, трудные дела предстоят ему. Но он вышел из испытаний более закаленным, а потому «легко, освобождение и ровно шагалось ему», «благодарно и торопливо» отзывалось на весенние звуки его сердце.
Таким образом, данные повести отчетливо показывают то, о чем «болит душа» Распутина, - нравственный облик современного ему человека. Писатель говорит об очень опасных тенденциях, которые он видит в окружающей его жизни: потерю людьми своих корней, осквернению души, забвению вековечных нравственных ценностей. Можно сказать, что в его повестях «звонит колокол» - по каждому из нас, по утерянной человеческой душе, жизнь без которой немыслима на этой планете.

Тема: Тема человеческой души в повести В. Распутина «Пожар»

Вид урока: урок художественного восприятия.

Форма урока: урок-беседа.

Методы обучения:

словесные (эвристическая беседа),

наглядные (презентация),

проблемный.

Оборудование:

Мультимедийный проектор

Толковый словарь русского языка (С. И. Ожегов) – 2 экземпляра, карточки с толкованием понятий БЕЗДУХОВНЫЙ и БЕЗДУШНЫЙ.

Цели урока:

На примере литературного материала выделить общечеловеческие ценности.

Разграничить понятия бездушный и бездуховный.

Анализ отдельных эпизодов повести “Пожар”.

Практика работы со словарными статьями.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (положительные установки, настрой на урок).

2. Актуализация новой темы.

Слово учителя:

Дочитав до конца повесть В.Г. Распутина «Пожар», я закрыла последнюю страницу и задумалась над властью слова. Благодаря книге мы узнали мысли мастера. Его тревога и боль за судьбу человека и земли, на которой мы живём, передались и мне, читательнице. И я подумала о том, какое счастье, что были такие талантливые, совестливые, небезразличные люди, как Валентин Распутин. Жаль, что 15 марта 2015 года его не стало. Какое счастье читать его книги - глубокие, мудрые, заставляющие нас думать, делающие нас умнее, добрее, чище. Книги писателя - не развлечение, это - шок, потрясение. Книги писателя - зеркало, в котором отражается наша жизнь и мы, такие, как есть.

Презентация учащихся о жизни и творчестве В. Распутина.

Слово учителя:

Валентин Распутин любил свою Родину. Он не представлял себе жизни без Сибири, без трескучих морозов, без слепящего глаза солнца, без любимой Ангары, без её красивейших закатов и рассветов. Всю свою сознательную жизнь Распутин вел борьбу за сохранение неповторимой красоты Байкала.

Слайд: «Горит село, горит родное…»

Эти слова из народной песни взял писатель эпиграфом к своему произведению. Пожары издавна были на Руси привычным делом. Дома стояли деревянные, иногда выгорало по полдеревни, а то и вся деревня. И сейчас пожары случаются часто. Но у Распутина пожар – это повод к размышлению о наболевшем.

Доводилось ли вам когда-нибудь видеть, как горит дом? Не дай Бог видеть это страшное зрелище, особенно когда ничего уже нельзя поделать. Огонь пожирает всё. Что годами и десятилетиями было близким, дорогим, памятным.

Сообщения учащихся об истории создания произведения, о герое повести.

Повесть «Пожар» вышла из повести «Прощание с Матёрой». Не было бы порыва переделать природу, что повлекло за собой гибель острова – не возникло бы беспощадной вырубки леса, превратившей берега Ангары в огромную свалку гниющих деревьев. Одно влечёт за собой другое.

Впрочем, вот как сказал в одном интервью сам Валентин Распутин.

Как создавалась повесть? Как вы нашли своего героя – Ивана Петровича?

«Здесь прежде всего надо вспомнить повесть «Прощание с Матёрой». Я сам из утопленников, так у нас на Ангаре назывались те, чьи деревни ушли под воду от строительства гигантских плотин. Не миновала этой судьбы и моя Аталанка, как и Матёре, пришлось переселяться и искать с затоплением пашни другое занятие. А занятия были – лес рубить. Сама жизнь заставила писать продолжение «Матёры». Сказав «а», следовало говорить «б».

Как нашёл героя повести? Его и искать не пришлось, это мой сосед по деревне Иван Егорович Слободчиков… И случай с пожаром невыдуманный. Он тоже был, только не в моём посёлке, а в соседнем, леспромхозовском»

Учитель - Каков сюжет произведения?

Сюжет прост. В посёлке Сосновка на берегу Ангары в одну ночь дотла сгорели продовольственный и промтоварный склады. Эта повесть и том, как гибли в огне, растаскивались, а то и просто затаптывались в грязь многие и многие ценности, о которых жители посёлка до пожара и не знали, - а ведь именно для них, для удовлетворения их нужд и были сооружены эти орсовские склады, заботой о лесозаготовителях оправдывало местное начальство их существование в Сосновке, упорно сопротивляясь переводу базы в райцентр. И о том, как погибли – не в огне, около огня – два совсем разных человека: добровольный рачитель народного добра, парализованный с детства старик дядя Миша Хампо, и «лёгкий человек» с женским именем Соня, мародёр не только на пожаре, но по внутренней убеждённости, - кажется, сама смерть соединила их в страшном объятии…

Вопрос о смысле жизни, о роли и месте человека среди людей звучит на протяжении всей повести, и встал он перед её главным героем, Иваном Петровичем Егоровым, задолго до этой ночи.

Сегодня на уроке мы познакомимся с повестью Валентина Распутина “Пожар”. В ходе работы постараемся понять идейный смысл произведения, уяснить авторскую позицию и составить собственное отношение к поставленной автором проблеме.

В качества эпиграфа к нашему уроку сегодня я выбрала слова самого автора повести “Пожар” Валентина Распутина.

(эпиграф появляется на слайде 1)

Бездуховный человек способен и жизнь пройти, не ведая о своей беде, но насколько же беднее, убоже, рыскательней, а не искательней, будет его существование. Бездушный человек, тот и вовсе опасен для окружающих. (В. Распутин)

Перепишите эпиграф в тетради, оставив место для темы урока, и ответьте на следующий вопрос.

Как вы думаете, являются ли синонимичными понятия БЕЗДУШНЫЙ и БЕЗДУХОВНЫЙ?

(Могут быть различные варианты ответов.)

Слово учителя:

Чтобы ответить на данный вопрос, необходимо дать толкование понятиям.

Скажите, где можно найти определение данных слов?

(В толковом словаре.)

Давайте обратимся за разъяснением к Толковому словарю русского языка под редакцией С. И. Ожегова.

Задание 2-м ученикам:

Найдите в словаре толкование понятий БЕЗДУШНЫЙ и БЕЗДУХОВНЫЙ.

Задание классу:

Возьмите карточки с распечаткой словарных статей, найдите искомые понятия.

Итак, давайте посмотрим, какое толкование дает Толковый словарь Ожегова.

Бездуховный – лишенный интеллектуального, духовного содержания.

Бездушный –

1. Без сочувственного, живого отношения к кому-чему-либо, равнодушный к людям, бессердечный.

2. Лишенный живого чувства, яркости, остроты.

Как вы думаете, почему для Распутина бездушность опаснее бездуховности?

(Бездуховный приносит вред себе, а бездушный – окружающим.)

Что же случилось в мире? Почему люди теряют свою душу?

На этот вопрос мы с вами постараемся ответить с вами, анализируя повесть В. Распутина “Пожар”. (слайд 1)

Этот вопрос будет проблемным вопросом нашего урока.

Вопрос открывается на доске.

Запишите тему урока

Тема человеческой души в повести В. Распутина “Пожар”.

3. Основная часть.

I. Современная литература.

Слово учителя:

Повесть Валентина Распутина “Пожар” была написана в 1985 году. В это время советских авторов наиболее интересовал духовный кризис современной России. Писатели уже в то время ощущали трагическую атмосферу бездуховности в обществе. Перед ними стояли извечные российские вопросы:

Что с нами происходит? (Поставил Шукшин.)

Что делать?

Кто виноват?

Если на первый и второй вопросы писатели пытались дать ответы, то на третий ответа серьезного нет.

Отвечая на первый вопрос, авторы показывали негативные примеры из жизни, состояние современного для них советского общества. Размышления над этим вопросом, то есть прямые размышления автора или его героя о злободневных проблемах жизни, придают произведениям публицистическую окраску. Зачастую автор напрямую беседовал с читателем.

Также в современной литературе часто соседствуют образы-картины и прямые размышления, что не очень хорошо. Заметна тревожная, порой трагическая атмосфера, тональность безысходности, в которой живут и которую ощущают герои.

Все это прослеживается и в повести “Пожар”.

II. Работа с текстом.

Обратим внимание на название повести.

Что такое пожар?

(Уничтожение, превращение в пепел.)

Да, действительно, сюжет повести завязан на пожаре, который уничтожал, превращал в пепел орсовские склады поселка Сосновки.

Давайте зачитаем этот эпизод. (Либо текст, либо карточки с текстом).

“Загорелось, по всему судя, с угла или где-то возле угла, от которого склады расходились на стороны: продовольственные – в длинный конец и промышленные – в короткий. И те и другие стояли каждая сторона под одной собственной связью. И построение было так, и занялось в таком месте, чтобы, загоревшись, сгореть без остатка. Что до постройки, до того, чтоб с самого начала подумать о возможности огня, - русский человек и всегда-то умен был задним умом, и всегда-то устраивался он так, чтоб удобно было жить и пользоваться, а не как способней и легче уберечься и спастись. А тут. Когда ставился поселок наскоро, и тем более много не размышляли: спасаясь от воды, кто думает об огне? Но что касается угла, где загорелось, здесь кто-то или, уж верно, злой случай, если не кто-то, умен был умом далеко не задним”.

Что стало причиной пожара?

(Безответственность, бесхозяйственность.)

Но на пожаре горят не только склады, горят человеческие души.

Люди теряют человеческий облик, а главное, что эти люди – деревенские жители, люди земли.

Обратим внимание на главного героя повести. Кто он? Что вы узнали о нем?

1 ученик. Главный герой Иван Петрович Егоров был родом из деревни Егоровки. Оттуда уходил на фронт, там женился и растил троих детей. Их село затопили, а жителей переселили в Сосновку

“Неуютный и неопрятный, и не городского и не деревенского, а бивуачного типа был этот поселок, словно кочевали с места на место, остановились переждать непогоду и отдохнуть, да так и застряли. Но застряли в ожидании – когда же последует команда двигаться дальше, и потому – не пуская глубоко корни, не охорашиваясь и не обустраиваясь с прицелом на детей и внуков, а лишь бы лето перелетовать, а потом и зиму перезимовать. Дети между тем рождались, вырастали и сами к этой поре заводили детей, рядом с жилым становищем разрослось и другое, в которое откочевали навеки, а это – все как остановка, все как временное пристанище, откуда не сегодня завтра сниматься. И, слыша по ночам работу электростанции, круглосуточно постукивающей машины, чудилось Ивану Петровичу, что это поселок, не глуша мотора, держит себя в постоянной готовности”.

Почему герой чувствовал себя в новой деревне неуютно? Найдите ключевые слова.

(Неуютный, неприятный, кочевники, временность, ожидание и т. д.)

2 ученик. Теперь у героя не было дома, места на земле, а лишь временное жилье. Жители Сосновки чувствуют себя гостями, у них чемоданное настроение. Изменилась и психология: землю не обихаживают, не берегут. Появилось отчуждение между людьми.

Поселок разорен, улицы разбиты, тайгу изуродовали: подлесок уничтожен техникой (нет будущего). Уничтожают люди и сами себя:

“…недавно директор школы Юрий Андреевич… взялся подсчитать, сколько в шести деревнях, слившихся в Сосновку, погибло народу за войну и сколько его сгинуло не своей смертью за последние четыре года. Не своей смертью – это значит пьяная стрельба, поножовщина, утонувшие и замерзшие, задавленные на лесосеках по своему ли, по чужому ли недогляду. И разница вышла небольшая. Иван Петрович ахнул, когда услышал: вот те и мирное время!”

Каково душевное состояние центрального персонажа повести, Ивана Петровича, накануне трагедии? (Глава 1).

Силы на исходе, "край да и только”, не несут ноги, работа в тягость, усталость, желание покоя, бесконечной ночи, ничего не хотелось, как в могиле. И когда услышал крики о пожаре, до того было "муторно и угарно на душе”, что почудилось, будто крики идут из него.

Почему для Ивана Петровича жизнь стала тяжёлой? (Слайд 6,7)

Из-за конфликта с архаровцами, сезонными работниками леспромхоза.

Учитель. Живут в поселке и архаровцы. Давайте посмотрим, какое толкование этому слову дает Толковый словарь Ожегова.

Зачитывают учащиеся, работающие со словарем:

1 уч. В толковом словаре читаем: "Архаровец - буян, озорник, беспутный человек”.

Учитель После публикации «Пожара» это слово вошло в обиход - как синоним злого, агрессивного равнодушия, наплевательства: лишь бы мне было хорошо, за это "хорошо” я со всеми сделаю что угодно. Архаровцев в повести несколько - от предводителя Сашки Девятого до Сони. Обратимся к тексту книги.

Они “явились сразу как организованная в одно сила со своими законами и старшинством”.

Как вы думаете, почему архаровцы прижились в Сосновке, почему имели такую власть?

1 уч. (Люди давно уже разбрелись каждый по себе. Никто не хочет видеть и понимать, что делается вокруг.)

Люди становятся бездушными или бездуховными?

(Бездушными.)

Учитель. На пожаре люди не столько спасают все, сколько воруют. Совестливых героев, таких как Егоров, осталось всего несколько человек. Автор дает понять, что только они могут спасти жизнь

Распутин выводит свою формулу жизни.

Презентация. Слайд 2.

(Человеческая жизнь строится на доме и семье, работе, людях, земле.)

И если рухнет хоть одно из этих бревен, развалится вся жизнь.

Почему односельчане Егорова (то есть Россия 70-х годов, жизнь в Сосновке – это метафора) теряют свою душу?

5 уч. Нет чувства дома, бесприютность; оторвали от земли.

Но в современной человеческой жизни добро и зло перемешались. “Добро в чистом виде превратилось в слабость, зло – в силу”. В новом мире хороший человек – это не душевный, то есть тот, кто “способен чувствовать, как свое собственное, чужое страдание”, а тот, “кто не делает зла…и ничему не мешает.

Главный герой принимает решение уехать. Как вы думаете, почему?

(Не может смириться с бездушием.)

1 уч. Финал у повести открытый. Пожар потушили. Егоров хочет навсегда уехать. Разговорился с приятелем, а тот спрашивает: “На кого ты оставишь все это?” и герой отвечает, что, может, он и останется.

Но он уходит из Сосновки по лесной дороге. Идет человек, потерявший свой дом. Все перемешалось: добро и зло. Кажется, что он сейчас повернет и исчезнет навсегда.

И неизвестно, вернется ли он в поселок.

Скорее всего нет.

Как вы думаете, какую идею хотел донести до читателя автор?

6 уч. Человек не может жить в мире, где властвуют бездуховность и бездушность.

4. Выводы.

Давайте вернемся к нашему проблемному вопросу.

Что же случилось в мире? Почему люди теряют свою душу?

(Люди теряют свой дом, свою землю, следовательно, теряют человеческую жизнь, а с ней и душу)

Сегодня на уроке мы затронули с вами одну из самых важных и самых трудных тем современной литературы – тему человеческой души. Валентин Распутин дает нам свой рецепт от бездушия.

Со времени создания повести прошло более тридцати лет, актуальна ли сегодня тема бездушия?

(Различные варианты ответов.)

5. Домашнее задание.

Напишите небольшое эссе на тему “Бездушие сегодня: актуальность темы”.

Тема: В.П. Распутин. «Пожар»

1) Ввести учащихся в духовный и нравственный мир героев повести.

2) Формировать у учащихся гражданскую позицию, чувство ответственности.

3)Познакомить учащихся с творческой манерой самобытного художника.

Выяснить те нравственные законы, определяющие отношение человека и мира, в котором он живет.

Оборудование:

Произведение В.П. Распутина, портрет художника.

Ход урока.

1.Слово учителя о В.П. Распутине.

2. Представление (презентация) книг В.П. Распутина. Заранее подготовленные учащиеся в течение 3-5 минут представляют книгу Распутина («Живи и помни», «Прощание с Матёрой», «В ту же землю» и др.), дают краткую информацию:

a.можно краткий сюжет.

b.или пересказ самого интересного эпизода.

c.или просто о проблемах, поднятые в данном произведении.

Класс делится на 5 групп, у каждой своё задание (Можно и лучше дать задания заранее)

1.В чём заключается смысл названия повести? Почему на пожар сбежались все жители посёлка, но люди оказались бессильны перед стихией (выразительное чтение о поведение людей из 8, 15, 18 глав). Дайте оценку их поступкам.

2.Почему «Петрович» (Иван Петрович) каждый день вспоминает родную Егоровку, хотя уже 20 лет живёт в Сосновке? Чем Егоровка близка ему? А что привлекает его у сына в Сырниках? (главы 6,13,15)

3.Чем жизнь в Сосновке отличается от жизни в Егоровке? С чего начался «разлад» Егорова с сосновцами и приезжими? Как он относится к работе, к людям и как люди относятся к своим обязанностям?

Две позиции: Егорова и Боронникова. Кто прав? (глава 4,9,13) (чтение или пересказ)

4.Почему Иван Петрович вступает в конфликт с самим собой? В чем он видит «беспорядок внутри себя» и что приводит его навстречу кризису. (глава 11,13)

5.Нашел ли Иван Петрович выход из тупика? Его выжила родная Сосновка: убит дядя Хампо. Что это? Торжество зла? Как на этот вопрос отвечает автор? Сравните начало и финал повести. Что изменилось в настроениие Ивана Петровича и сосновцев? Какую философскую нагрузку несёт пейзаж?

Перед началом работы в группе ставлю главный вопрос повести:

«Мы почему, Иван, такие-то? - спрашивает Анна Егоровна своего мужа на пожаре,- Почему мы такие нравственно разобщённые?»

Этот вопрос из повести есть начало поиска решения центральной проблемы. Итак, осмысливаем более частные вопросы:

Почему люди оказались беспомощными перед огнём, ведь сбежался весь посёлок?

(читаем и анализируем текст: во-первых, потому что посёлок строили наспех, все средства тушения пожара негодны, во-вторых, пожар кому-то на руку, … но главное – пожар окончательно выявил, кто есть кто и высветил их гражданскую позицию: на пожаре совсем мало людей, которые спасают других, добро (это: пожилой Водников Б.Т., «отчаянная душа» Афоня, «человек надёжный» Семён, Хампо, Иван Петрович).

Учитель: Здесь же показаны те, кто пришёл на пожар «погреть руки». С первого взгляда «архаровцы» работают с азартом, но работают там, где можно поживиться (ведь горят склад, магазин) и до тех пор, пока не дошли до «наиходового товара». А потом уже и сами гибнут и убивают других «из-за цветных тряпок». Поэтому «пожар – это своеобразный итог общего неблагополучия – горят души честных тружеников, горят души пьяниц и бездельников.

С чего же в Сосновке начался нравственный разлад? Почему Иван Петрович вспоминает Егоровку? (Егоровцы жили по своим неписанным законам нравственности, и не было ни воров, ни пьяниц. Олицетворением нравственного духа является дядя Хампо, для которого один закон – «чужого не трожь». У всех егоровцев благородная привычка – труд.)

А чем же жизнь в Сосновке отличается от жизни в Егоровке? (Беспорядок в Сосновке начинается с того, что нормой жизни здесь является воровство, люди живут без корней, временно, жизнь обретая на обмане…) Отсутствие забот о духовной пище, хищническое отношение к природе – всё это развращает людей, делает их безнравственными, приучает к лёгкой жизни.

Учитель: Автор предостерегает нас, что такая жизнь может привести нас к страшным потерям, которые сказываются на грядущих поколениях. Произошла переоценка нравственных ценностей: сосновцы смотрят косо на тех, кто твердит «о совести», другие (типа архаровцев) давят, притесняют тех, кто идёт против, устанавливают свои порядки!

А как получилось, что они завладели посёлком? (- А люди разбрелись всяк по своему, по одиночке…). Разобщённость, борьба в одиночку не даёт результатов. Добро и зло перемешались. Добро превратилось в слабость, зло – в силу.

Мысли о том, почему и как это произошло не дают Ивану Петровичу покоя: наступил внутренний разлад. Выход из тупика автор видит в нравственном начале, нашедшем в повести своё конкретное воплощение в рассуждениях о четырёх порядках жизни:

В чувстве дома с семьёй

В чувстве общения с людьми

В чувстве работы

В чувстве отечества, земли, дома

И если это всё есть – человек счастлив.

Сосновка выжила своего лучшего представителя Ивана Петровича, убит Хамно. Что это? Торжество зла? Да нет же. Поставлен диагноз. Сосновка больна /людьми/. Просвечена пожаром, как рентгеном, теперь дело за лечением и исцелением. А оно будет. В этом все убедились на пожаре.

Как природа помогает понять идею повести? Пейзаж полон глубокого смысла: вначале земля в оцепенении, не верит в возрождение, то в конце «… и просыпалась земля».

Какие художественные особенности в повести (хочется подчеркнуть публицистический накал повествования, слияние авторского восприятия с оценкой героев: внутренние монологи автора неотделимы от голосов героев- всё это позволяет говорить об образе автора - нашего современника, гражданина).

Во имя чего написана повесть? (Зачитать финал: «Пожар, условно говоря …»). Эта повесть заставила нас задуматься о том, как мы живём, как следует жить ЧЕЛОВЕКУ. Спасение может быть найдено в любви к жизни и людям, в том, чтобы передавать духовно-нравственные традиции из поколения в поколение, формировать позицию гражданина.

Своеобразным продолжением «Прощания с Матёрой» стала повесть Распутина «Пожар» (1985). В 1977 году в беседе с корреспондентом «Литературной газеты» писатель говорил: «Я не мог не написать “Матёру”, как сыновья, какие бы они ни были, не могут не проститься со своей умирающей матерью. Эта повесть в определённом смысле для меня рубеж в писательской работе. На Матёру уже вернуться нельзя - остров затопило. Очевидно, придётся вместе с жителями деревни, которые мне дороги, перебираться в новый посёлок и посмотреть, что станет с ними там». Посёлок Сосновка из «Пожара» и стал тем новым местом, где поселились жители затопленной деревни.

Пожар, во время которого горят склады, где хранятся продуктовые и промышленные товары, - сюжетный приём, усиливающий драматизм повествования и одновременно метафорический образ. Издревле силе огня противостояли сообща, всем миром. В свете огня от пожара в Сосновке мы обнаруживаем прямо противоположное: «архаровцы», как называет людей без совести Распутин, объединяются, но не затем, чтобы пожар потушить и хлеб с продуктами спасти, а чтобы добро растащить, и в первую очередь - водку и вещи.

Листвень в повести «Прощание с Матёрой», которым, по народному преданию, «крепится остров к речному дну, одной общей земле», вырубающиеся леса в «Пожаре» - явления, имеющие помимо прямого ещё и переносное значение. «Архаровцы» из Сосновки - это люди без корней, о таких в народе говорят «перекати-поле». Противопоставленный «архаровцам» герой «Пожара» - Иван Петрович Егоров, размышляя о жизни, приходит к заключению: «Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьёй, работа, люди, с кем вместе правишь праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом». «Архаровцы» же лишены «подпорок».

Огонь - образ амбивалентный, одновременно с разрушением он таит в себе силу очищения. Пожар помог Ивану Петровичу преодолеть в себе «страшное разорение», осознать, что нельзя отдать родную землю во власть «архаровцев». Мы не знаем, как будут развиваться события в Сосновке, не знает этого и автор. Картина оживающей по весне природы, противопоставленная разрушительной силе «архаровцев», - это, с одной стороны, метафора неиссякаемой силы жизни, которую вновь ощущает в себе Егоров, а с другой - символ веры самого писателя в гармонию мироздания, разрушить которую человеку всё-таки не по силам.

Опубликованная в начале перестройки, повесть «Пожар» была прочитана как образ-символ Советской России, духовный кризис которой дошёл до предела. В этом контексте метафора «обновления» жизни истолковывается как призыв к общественным переменам в стране непостроенного коммунизма. Между тем последние рассказы Распутина пронизаны пафосом несогласия с идеологией уже нового, «постперестроечного», «посткоммунистического» времени. В их свете повесть «Пожар» - это образ-символ России, идущей и сегодня по пути разобщения «человеческого единства».


Нравственная проблематика - это круг вопросов. связанных с изменением личности под воздействием внешних обстоятельств. Где же в ситуации выбора единственный критерий, помогающий отличить нравственное от безнравственного? А критерий только один - это совесть. Извечный человеческий закон, которому следовали люди всегда, боялись его нарушить, страшились греха.

И если человек решает, что лучше вечно страдать, чем поступить против своей совести, то такой человек достоин уважения.

По такому нравственному закону живёт главный герой повести Валентина Распутина "Пожар" Иван ПЕтрович Егоров. Егоров из деревни Егоровка. .. Совпадение имени и топонима не случайно. Деревня уже 20 лет как затоплена в результате строительства плотины и электростанции на реке Ангаре. Но сердце бывшего фронтовика осталось там, в родной деревне, где люди жили в согласии, трудились на земле, свято хранили нравственные законы, поступали всегда по совести. Шофёр леспромхоза - человек честный, совестливый.

Жить по совести всегда трудно, особенно тогда, когда видишь, что одинок в борьбе за правду, что никому и ни до чего дела нет, что ты бессилен противостоять разрушительной стихии зла.

В посёлке Сосновка, неуютном и неопрятном, не городского и не деревенского, и бивуачного типа, - хозяйничают "архаровцы" - бригада оргнабора, пришлые люди, бывшие уголовники, шабашники, любители лёгкой наживы и длинных рублей. Все попытки Егорова противостоять их бесчинствам кончаются для него неудачей. Предчувствие жестокой мести "архаровцев", оскорбительность вынужденного общения с ними, боль за поруганную землю побуждают Ивана Петровича искать новое место жительства. Давно уже в душе героя живёт разлад с самим собой, давно на душе муторно и угарно, он чувствует непреодолимую нравственную усталость. Душа горит от несправедливости и боли. В леспромхозе царят беспорядки: приписки, авральщина, очковтирательство, разгильдяйство, пьянство, воровство, хищническое отношение к природе и земле.

Совесть не позволяет Егорову молчать, не может он следовать совету Афони Бронникова:"Что ты, Иван Петрович, кипятишься? Кому ты что докажешь? Наше дело - жить правильно, пример жизнью подавать, а не загонять палкой в свою отару". Не может Егоров молчать, но и бороться в одиночку устал. Вот и уезжает...

А тут пожар. Загорелись леспромхозовские склады. Ринулся Иван Петрович спасать народное добро. Пожар высветил многое. В первую очередь то, по какую сторону добра и зла находятся люди, какой нравственный выбор сделали они в своей жизни. Одни самоотверженно сражаются с огнём, не думая о себе. Это Егоров и его жена Алёна, Афоня Бронников, Семён Кольцов, Тепляков, Миша Хампо. Другие стараются урвать побольше для себя, растаскивают товар, вынесенный из огня, перекидывают, как гранаты, бутылки водки за забор, тут же выпивают горячее зелье, набивают карманы какими-то коробочками, скорее всего с ювелирными украшениями. Это архаровцы во главе с бригадиром Сашкой Девятым, уголовник без имени по прозвищу Соня, кладовщица Клавка Стригунова, однорукий Савелий.

А заканчивается всё страшной трагедией - убийством. Семидесятилетний Миша Хампо, честный и бескорыстный сторож, пытается помешать архаровцу Соне, который перекидывает через забор свёрток с цветными тряпками - японскими кофточками. Пожилой человек настигает вора и подминает под себя. Кто-то бьёт и сторожа, и грабителя, не разбирая, колотушкой по головам, пока не забивает насмерть. Так и хочется крикнуть во весь голос:"Люди! Опомнитесь! Что вы делаете? Где ваша совесть?"

Уедет ли Егоров из посёлка Сосновка? Прямого ответа писатель не даёт. В конце повести герой видит себя как бы со стороны: "...идёт по весенней земле маленький заблудившийся человек, отчаявшийся найти свой дом, и вот зайдёт он сейчас за перелесок и скроется навсегда".

Думаю. что Иван Петрович останется в посёлке, потому что теперь чувствует надёжную поддержку подавляющего большинства тружеников, многие из которых до пожара уже было смирились с безобразием, царящим вокруг.

Обновлено: 2017-10-01

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Произведение Распутина «Пожар» легендарное творение автора. Данную повесть можно назвать неким продолжением знаменитого произведения «Прощание с Матерой».

В повести идет повествование от третьего лица, так же присутствуют и авторские отступления, которые напоминают публицистику. Действия происходят в небольшой деревни под названием Сосновка.

Главного героя произведения зовут Иван Петрович Егоров, которого Распутин изображает как добросовестного и трудолюбивого гражданина, который имеет свои нравственные и моральные устои. Иван Петрович считал, что нет ничего важнее, чем семьи, дома, работы и близких.

Так же в произведении присутствует антипод главного героя. Это группа людей, которая в народе носила название архаровцы. По мнению Распутина, у этих людей не было ни капли совести, имели замашки бандитов и наводили ужас на жителей села.

Все события вертятся вокруг того, что случился пожар, который заставил многих героев переосмыслить то, что происходило с ними до этого, то есть, переосмыслить всю свою жизнь.

Все сцены, в которых Распутин описывал то, как сгорают складские помещения с продуктами, которые были крайне важны для местного населения, являются приемом автора. Писатель использовал их для более увиливания драматизма. Однако, в повести и есть моменты, когда так называемые архаровцы просто воспользовались трагедией. Когда все люди тушили пожар, они не помогли и никак не учувствовали в этом. Все, что делала это группа – растаскивала чужое имущество, пока никто не видел.

Распутин в своем произведении «Пожар» так же использовал символы. Один из них – огонь, который олицетворял процесс разрушения, однако, с надеждой на будущее восстановление. Распутин своим произведением хотел показать, что еще не все потеряно, можно многое еще поменять, было бы желание и мотивация. У русского народа еще есть возможность поправиться и окрепнуть духом, несмотря на все невзгоды и трудности.

Вариант 2

Произведение является одним из ключевых литературных творений, созданных писателем, и представляет собой условно философское продолжение повести «Прощание с Матерой», рассказывающей о жителях затопленного российского острова.

Повествование в произведении ведется от имени третьего лица и наполняется многочисленными авторскими отступлениями, напоминающими публицистические очерки. Действие повести происходит в небольшой сельской глубинке под названием Сосновка.

Главным героем повести писатель представляет Ивана Петровича Егорова, изображенный в образе добропорядочного, трудолюбивого, честного человека, придерживающего нравственных моральных принципов и считающего главным смыслом человеческой жизни наличие четырех подпорок в виде дома с семьей, работы, близких людей, а также родной земли, на которой располагается дом. При этом герой является скромным сельским жителем, не обладающим выдающимися способностями и не имеющим магического средства воздействия на окружающих людей.

Антиподом главному герою произведения в повести выступает группа организованного набора, называемая в простонародье архаровцами, участники которой отличаются отсутствием совести, бандитскими замашками, держа в страхе население села.

Сюжетная линия повести выстраивается вокруг ночного происшествия в виде пожара, заставляющего героев произведения переосмыслить собственные жизни и отношение к окружающей действительности, а также наглядно демонстрирующего трагедию разорения человеком своей родной земли.

Сцены описания пожара, в огне которого уничтожаются складские помещения с продуктовыми и промышленными товарами для населения, являются сюжетным приемом, усиливающим драматизм повести и представляющимся в качестве метафорического образа, поскольку с древних времен огненной силе люди противостоят объединившись. Однако в повести писатель изображает прямо противоположную ситуацию, в которой объединившиеся члены архаровской шайки не участвуют в тушении пожара и спасении имущества, а, используя паническое настроение окружающих и занятость людей чрезвычайным событием, растаскивают добротные вещи, а также спиртные напитки.

Повесть акцентирует читательское внимание авторскими размышлениями о духовном и физическом истощении русской земли, подчеркивая надежду на их восстановление в будущем.

Образ огня в повести имеет символический оттенок, олицетворяя собой не только процесс разрушения, но и передающий очищающую силу. Смысловая нагрузка произведения демонстрирует авторский призыв, выраженный путем использования метафор, заключающийся в необходимости общественных перемен в стране.

Несколько интересных сочинений

  • Женские образы в романе Капитанская дочка (по повести Пушкина)

    В повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» раскрываются немного женских образа. Это сама капитанская дочка – Маша Миронова, ее мама Василиса Егоровна и императрица Екатерина II.

  • Сочинение-рассуждение Сила любви

    Любовь - самое прекрасное чувство во всём мире. Она поглощает человека, заставляет растворяться в своём избранника до последней капли. Чувство влюбленности меняет людей до неузнаваемости

  • Анализ произведения Письма русского путешественника Карамзина

    В период с 1789 по 1790 года Николай Михайлович Карамзин пребывал в путешествии. Он передвигался по Германии, Швейцарии, Франции и Англии. В ходе своих путешествий делал записки и пометки, позднее ставшие произведением

  • Сочинение Вместе – целая страна: 2018 - Год единства народов России

    Как известно, Россия является самой крупной страной в мире. Более не существует на этой планете такого объединения людей, которое бы превосходило размером нашу страну. Когда где-то люди только просыпаются, в другой части страны люди видят сумерки

  • Сумасшествие Чацкого в комедии Горе от ума Грибоедова

    В принципе, по тексту ситуация простая. Возлюбленная Чацкого (Софья) почти в шутку, но немного и со злостью, так как он уже ей (да и всем вокруг) надоел своим поведением, говорит, что он сошел с ума

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то