Современный трансактный анализ. Ян Сюарт и Вэнн Джойнс

Трансактный анализ в свое время приобрел образ популярной психологии благодаря стремлению своего основателя Эрика Берна к тому, что в теории в ТА сам клиент должен хорошо понимать основы этого терапевтического подхода. Современный трансактный анализ, каким его преподносят Ян Стюарт и Вэнн Джойнс в совместной книге «Современный трансактный анализ», отличается от понимания ТА его основателем. В своей книге Стюарт и Джойнс смогли последовательно изложить информацию о том, какие сейчас существуют подходы и методы в ТА, так что в данный момент книга используется как пособие по обучению ТА. По заявлениям авторов, изучать трансактный анализ по книге можно как в группе, так и индивидуально, но для полноценного освоения ТА следует выбрать все-таки групповой метод обучения, а для занятий психотерапией необходимо пройти так называемые 101 и 202 курсы. В настоящее время существует Международная ассоциация трансактного анализа и Европейская ассоциация ТА, в рамках которой специалист может пройти обучение и сертифицироваться как терапевт по трансактному анализу. «Современный трансактный анализ» сейчас может использоваться как пособие по обучению ТА. Стюартом и Джойнсом приведено много упражнений, позволяющих изучить этот метод психотерапии на своем опыте.

Три школы ТА

Стоит отметить возникновение двух ответвлений в терапии ТА. Во-первых, это «Терапия нового решения», основателями которой стала семья Гулдингов. Главным отличием от классической школы в созданной Гулдингами «терапии нового решения», является отношение к особенностям принятия родительских интроектов или предписаний. Берн писал по этому поводу, что они «вшиваются» ребенку патернальными фигурами без каких-либо решений со стороны Ребенка, Гулдинги же считали, что человек сам принимает решения и в силах их потом изменить.

Во-вторых, это школа Катексиса или школа пассивности, основателями которой стала семья Шиф. Она возникла в результате работы с гебефренной формой шизофрении, а метод работы был назван Репарентинг (переродительствование). Смысл терапии заключался в работе по перевоспитанию людей с шизофренией. Терапевты строили свою работу так, чтобы подавить негативную часть деструктивного состояния Родителя и сформировать новое состояние.

Ключевой концепцией в трансактном анализе всегда остается концепция о состояниях эго

Ян Стюарт полагает, что сегодня для понимания сущности трансактного анализа необходимо изучить теорию эго-состояний, которая стала основой ТА. Эрик Берн был одним из учеников Зигмунда Фрейда, и часто его концепцию сравнивают с концепцией классического психоанализа о психических структурах. Супер-эго сравнивают с Родителем, Ид - это Ребенок, а эго рассматривают как аналогию Взрослого эго-состояния. Однако разница выражается в нескольких ключевых аспектах: например, в том, что, если Фрейд говорил о неких абстрактных структурах, то Берн заявлял о конкретных паттернах поведения. Если взять во внимание состояние Ре (Дитя), то мы можем видеть реакции человека, схожие с его детским поведением, с теми паттернами поведения или эмоциональных реакций, которые он проявлял в детстве. Эти паттерны поведения отложились у него в памяти, и теперь, когда человек входит в это состояние, его психические процессы меняются, так, что он начинает использовать реакции, к которым он привык в детстве.

Теория состояний эго как часть популярной психологии

Со времен выхода самой популярной книги Э.Берна трансактный анализ приобрел в глазах общественности статус популярной психологии, причиной этого стало желание автора трансактного анализа сделать его доступным всем. Отсюда и такая упрощенная терминология. Однако со времени основания концепции трансактный анализ коммерциализировался и стал одной из отраслей популяризированной психологии. Отчасти Э.Берн достиг своей цели, но, с другой стороны, в трансактном анализе многие стали уделять внимание только простым составляющим модели, не уделяя должного интереса другим элементам концепции, имеющим гораздо более глубокую основу. Стала популярна упрощенная модель Эго-состояний, где считалось, что Эго-Ребенка означает нахождение в эмоциональных состояниях, Эго-Взрослый значило быть мыслящим, Эго-Родитель означало оценивание. Ян Стюарт в своей книге «Современный трансактный анализ» выражает критическую позицию по поводу сложившейся ситуации, так как такой подход обесценивает трансактный анализ в глазах других терапевтических школ.

Эрик Берн выделил три состояния в структурном анализе, однако для лучшего понимания необходимо рассматривать функциональный анализ, который включает пять состояний. Так как исследование структурного состояния помогает нам узнать только лишь о содержании, а функциональный анализ применяется с целью узнать, понять, как состояния используются.

Функциональный анализ и его составляющие:

  • Контролирующий Родитель
  • Воспитывающий (заботящийся) Родитель
  • Взрослый
  • Бунтующий Ребенок
  • Адаптивный Ребенок
  • Свободный Ребенок

У каждого человека были ситуации в детстве, когда, например, вы вели себя так, как того от вас ждут взрослые, сдерживая естественные эмоциональные реакции. Например, вы, будучи ребенком, недолюбливали соседского сына, но родители требовали, чтобы вы были вежливым, и вы вынуждены были подчиниться, это то, что называется адаптивный Ребенок. Или, когда родители отворачивались, вы могли пнуть спящую кошку, несмотря на запреты родителей, и это поведение было названо бунтующий Ребенок, однако в современном трансактном анализе это эго-состояние встретить можно не так часто, и поэтому многие авторы относят его к адаптивному Ребенку. Также во всех источниках упоминается о Свободном Ребенке, это то состояние, когда мы поступаем, так как нам хочется, когда отсутствует какое-либо подавление эмоций, если нам хочется, мы плачем и т.д.

Кроме этого, каждое его состояние имеет свой негативный и позитивный формат. Ян Стюарт приводит пример, когда мы во взрослой жизни используем те предписания, которые дали нам родители. Используем вежливость в общении, смотрим по сторонам, когда переходим дорогу - эти элементы поведения можно расценивать как позитивное влияние эго-состояния Дитя, так как мы делаем все это автоматически, не затрачивая энергии. Однако иногда человек испытывает эмоциональные трудности перед выступлением на сцене из-за того, что в его Адаптивном Ребенке существует предписание, что он не должен «высовываться», и теперь каждый раз, когда он вынужден выступать, он теряется.

В целом, используя ярлыки «негативный» или «позитивный», обозначая функциональные эго-состояния, авторы имеют ввиду лишь их влияние на момент «здесь и сейчас», то есть то, насколько усвоенный паттерн поведения полезен в текущей ситуации.

От сверхупрощения к более сложным конструкциям

Для удобного понимания организации опыта у человека в трансактном анализе используется модель структурного анализа второго порядка. Эго-состояние Родителя как усвоенного от родителей опыта в первую очередь разделяется на структуру второго порядка, то есть Р-3 В-3 и Д-3. Суть такого подхода в том, что мы, получая родительские предписания, помним наших реальных родителей, а они, выдавая предписания, также могли находиться в различных эго-состояниях. Эго Р-3, то есть Родитель в Родителе, означает, что в нашем опыте записано, как мама или папа выдавали предписание, сами находясь в эго Родителя, и передавали опыт, полученный от своих родителей. Так формируются и передаются аспекты культуры, так мы усваиваем опыт многих поколений. Эго-состояние В-3 - Взрослый в Родителе - это те мыслительные конструкции, которые нашими родителями применялись для описания реальности. Они могли быть ошибочными, но в текущей ситуации это было описание реальности, исходящее из имеющихся знаний. Парентальные фигуры и их поведение, усвоенное нами в наше эго Родителя, также могли находиться в состоянии Ребенка (в данном случае Р-3) во взаимодействии с нами, и могли также передавать часть предписаний в этом эго-состоянии, в этом случае предписания усваивались невербально, с учетом эмоциональных состояний. Если мама «дулась» на ребенка, когда хотела чего-либо добиться от него, то в его Д-3 была записана эта модель поведения. Или, к примеру, когда ребенок плакал, а мама раздражалась на него, ввиду каких-то своих причин, будучи сама в состоянии Ребенка, то на невербальном уровне могло быть усвоено предписание «не проявляй эмоций».

Что касается Эго-состояния Взрослого, то оно не делится, так как мы, находясь в состоянии Взрослого в данный момент, пребываем в состоянии «здесь и сейчас» и нацелены на разрешение текущих проблем и сбор информации. Поэтому эго Взрослого остается неделимым и в структурном анализе второго порядка именуется как В-2.

Так же, как и в эго-состояниях Родителя, в структурном анализе второго порядка опыт Ребенка делится на три составляющих. Эго Родителя в Ребенке (Р-1) в современном трансактном анализе часто называется Родитель-волшебник, так как, будучи детьми, мы также уже обладаем определенными эго-состояниями, и, находясь в состоянии Родителя, ребенок часто использует магическое описание с целью самомотивации. С такими волшебными толкованиями информации, полученной от родителей, дети хранят знания. Эго Родителя в Ребенке - это фантазии о том, что будет, если они не будут выполнять то, что говорят родители. Эго Ребенка в Ребенке, как своеобразная матрешка, когда терапевт работает с воспоминаниями, то может сталкиваться с шестилетним Ребенком, впавшим в эго Ребенка трехлетнего возраста, и так далее. Эго Ребенка в Ребенке - это те желания и страхи, которые присутствовали, когда мы были детьми, чаще всего в довербальном возрасте, поэтому это эго-состояние в современном трансактном анализе часто называется соматическим Ребенком.

В трансактном анализе также выделяется реальное Я и исполнительное. Люди могут быть в эмоциональном состоянии Ребенка, но при этом поведенчески быть в состоянии Взрослого. Когда власть над поведением находится в одном состоянии, то говориться об исполнительном Я, если человек испытывает другое эго-состояние, то тут мы можем говорить о реальном Я.

Использование структурного анализа второго порядка имеет только аналитический смысл изучения воспоминаний человека, однако наблюдая за людьми в их взаимодействии с другими, мы можем говорить лишь о функциональном эго-состоянии. Если рассматривать несколько глубже и говорить о структурах, то об этом мы можем узнать, лишь разбирая детально воспоминания человека.

Анализ состояний эго

В трансактном анализе для понимания и диагностики эго-состояний, в том числе для использования терапевтических вмешательств, применяют четыре метода, но в основном это поведенческий диагноз. Целью анализа поведения является наблюдение за:

  • Выражением лица
  • Тоном голоса
  • Жестами
  • Позой тела
  • Словами

Используя наблюдение, можно с большей вероятностью выяснить состояние человека. Поведенческий диагноз используется в первую очередь и помогает определить состояние с большей точностью. Однако трансактный аналитик также может использовать социальный диагноз. В случае если происходит взаимодействие, то человек, наблюдая то, как он сам реагирует, в каком состоянии находится, может определить, из какого состояния обратились к нему. Если на ваше обращение реагируют из Свободного Дитя, то можно предположить, что вы находились в Воспитывающем Родителе, и наоборот, если на ваше обращение отреагировали из состояния Взрослого то, скорее всего, вы были в состоянии Взрослого.

В обстановке психотерапевтического сеанса возможно также использование исторического диагноза. Исторический диагноз — это изучение реального текущего состояния и сравнение с опытом его переживания в детстве.

Концепция психопатологии в трансактном анализе

Для оценки роли патологии во влиянии на эго-состояния человека в трансактном анализе используется два понятия: это контаминация (включение) и исключение.

Берном, вслед за Фрейдом, было введено понятие катексиса - энергии. Он считал, что нахождение в том или ином эго-состоянии обеспечивается этой энергией и что катексис может свободно перетекать из одного состояния в другое. Чем свободнее катексис перетекает, тем гибче личность, и более эффективной становится ее адаптация к изменяющимся событиям.

В каждом эго-состоянии человека присутствуют свои рамки, ограничивающие их проявления. Однако часто встречается ситуация, когда границы становятся менее плотными и одно эго-состояние наслаивается на другое. Такое наслоение также обеспечивается перетеканием катексиса. Данное пересечение эго-состояний, или их наслаивание, называется в трансактном анализе контаминацией. Существует три вида контаминации: это наслоение Родителя на состояние Взрослого, наслоение Ребенка на состояние Взрослого, и смешение сразу двух этих эго-состояний, наслаивающееся на состояние Взрослого - так называемая двойная контаминация.

Примером Родительской контаминации может быть приведенный Стюартом случай, когда Мейдж говорит: «Нужно делать, то, что говорят и не показывать свои эмоции людям» . Когда Родительские предписания смешиваются с реальным Взрослым эго-состоянием (таким, как «Мир ужасен», «Никому нельзя доверять») и при этом человек верит в то, что эти высказывания являются отражением реальности, то он находится в контаминации.

В случае если человек пребывает только в двух эго-состояниях, а третье настолько сжато границами, что катексис не может проникнуть сквозь плотность барьеров, то в трансактном анализе это называется исключением.

Типов исключения может быть всего три в соответствии с количеством эго-состояний. Когда человек не способен на то, чтобы находится в Детском эго-состоянии, он также становится не способен на то, чтобы радоваться жизни, человек выключает воспоминания детства и часто выглядит холодным. В случае исключения Взрослого состояния, человек все время пребывает в диалоге Родитель-Ребенок, и неспособен реально оценивать ситуацию. Также среди преступных элементов часто встречается исключение Родителя с его моральными установками.

Кроме этого, существует исключение сразу двух эго-состояний, в этом случае человек все время пребывает в одном эго-состоянии, тогда оно называется константным, исключающим.

Эго-состояния во взаимодействии, анализ трансакций

Эрик Берн описывал трансакции как любое взаимодействие людей, в своей книге он задает читателю вопрос, что делают люди после того, как говорят «Здравствуйте». Любое взаимодействие двух людей, означающее, что один человек замечает присутствие, называется трансакцией. Берн назвал трансакцией единицу взаимодействия.

В трансактном анализе рассматривается три типа взаимодействия: это пересекающиеся трансакции, параллельные и скрытые трансакции.

В первую очередь важно рассмотреть параллельные трансакции. Если во взаимодействии человек производит ответ из того эго-состояния, к которому обратились, то коммуникация продолжается и может длиться бесконечное множество раз - это первое правило коммуникации. Это то, что называется параллельной трансакцией. К примеру, когда человек обращается к Ребенку другого из своего состояния Родителя, а другой отвечает трансакцией Ребенок-Родитель, то в этом случае мы имеем дело с параллельной трансакцией, или тем, что Берн называл дополняющей трансакцией.

Второй вариант коммуникации - это пересекающаяся трансакция. В случае если вы произвели трансакцию, а получили ответ совсем из другого эго-состояния, то это называется пересекающей трансакцией, в этом случае коммуникация заканчивается. Это одна из частых проблем коммуникации. К примеру, вы обратились из состояния Взрослый к Взрослому состоянию собеседника, но он ответил из эго Родителя, обратившись к вашему эго Ребенка, тогда коммуникация обрывается.

Скрытые взаимодействия

Также существует такой вид взаимодействий, как скрытые трансакции. Эрик Берн утверждал, что, чтобы понять суть коммуникации, необходимо уделять внимание именно психологической, скрытой составляющей трансакции, и предлагал представлять себя марсианином, спустившимся на землю и не имеющим представления о сути человеческого общения. Трансакции часто проходят на двух уровнях: социальном, открытом и психологическом, скрытом уровнях. К примеру, основной стимул может быть направлен на открытом уровне из состояния Взрослый в состояние Взрослый, на психологическом уровне трансакция была иной: Родитель - Ребенок, эта трансакция осталась скрытой, то же самое наблюдаем и в ответной реакции, такой тип называется двойной скрытой трансакцией. Стюарт приводит пример, когда муж спрашивает жену «Где моя рубашка?» - она отвечает «Положила в шкаф» , на первый взгляд, трансакция В-В, но если рассматривать поведенческий диагноз, то мы увидим изменение эмоциональных состояний, как у Родителя, так и у Ребенка. Кроме этого отмечают еще один тип скрытых трансакций - угловые трансакции. Сущность этого типа взаимодействия заключается в том, что начинающий взаимодействие на открытом уровне направляет трансакцию из В к В, но на психологическом - это трансакция Взрослый - Ребенок, тем самым провоцируя партнера по общению отреагировать из Детского эго. Для того, чтобы определять скрытые трансакции, необходимо наблюдать за невербальными сигналами человека, так как именно оттуда поступают скрытые психологические послания.

Стимульный голод или жажда поглаживаний

Клод Штайнер в своей книге описал поглаживания как важную форму стимуляции друг друга, без которой невозможна жизнь человека. Ранее была описана трансакция как единица взаимодействия, и в результате этого взаимодействия люди получают поглаживания.

Проведенные исследования показали, что люди имеют так называемый стимульный голод. Наличие этого голода говорит о том, что человек нуждается в поглаживаниях. Еще с детства, начиная с самого рождения, ребенок нуждается в физических прикосновениях, обнимании, поглаживаниях. Отсутствие такого поглаживания приводит к тому, что ребенок плохо развивается. В исследованиях детей, выросших в детском доме, в сравнении с детьми, выросшими в домашней обстановке, выявлено, что дети, получающие больше поглаживаний и родительского тепла, становятся более успешными, а дети из детского дома имеют большое количество психологических проблем.

Вырастая, мы продолжаем нуждаться в утолении стимульного голода, в поглаживаниях, но теперь заменяем физические поглаживания, социальными. Теперь мы можем получать поглаживания при любом взаимодействии, оно говорит нам «я замечаю тебя».

Поглаживания можно разделить на условные и безусловные, положительные и негативные, вербальные и невербальные.

Проблемы, связанные с принятием поглаживаний

Стюарт в своей книге показывает несколько проблем, связанных с выдачей поглаживаний. Одной из форм проявления поглаживания является такое, когда человек в конце поглаживания выдает его обесценивание. Такое поглаживание называется фальшивым. Другой вид проблемы, связанной с выдачей поглаживаний, это так называемые пластиковые поглаживания, когда человек выдает чрезмерное и неискреннее поглаживание.

Также существует несколько типов проблем, связанных с получением и принятием поглаживаний. Существует фильтр поглаживаний. Мы пропускаем только те поглаживания, которые для нас являются важными, ценными. Стюарт приводит пример собственной реакции на поглаживание, когда он оценивает как слабое поглаживание человека, только что пролиставшего его книгу, и как высокоценное такое же поглаживание человека, прочитавшего книгу от корки до корки.

В свою очередь, Клод Штайнер указывает на 5 видов запретов у большинства людей на поглаживания, вызванных воспитанием родителей, целью которых является создание впечатления о том, что количество поглаживаний ограничено, и раздавать их просто так запрещено:

  • не выдавай поглаживания, когда их надо давать
  • не проси поглаживания, когда ты в них нуждаешься
  • не принимай поглаживания, когда ты в них нуждаешься
  • не отвергай поглаживания, когда ты в них не нуждаешься
  • не гладь себя.

В современном трансактном анализе не все согласны с концепцией Штайнера, о необходимости формировать у человека убеждение о том, что раздавать и получать поглаживания можно в неограниченном количестве.

Штайнер считал, что, принимая поглаживание, мы храним его в так называемом «Банке поглаживаний» и, когда нам необходимо, мы можем доставать и использовать его для самопоглаживания, однако поглаживания имеют свойство истощаться со временем и поэтому необходимо иметь возможность постоянно пополнять «банк». Макаровы в своей книге также утверждают, что наличие большого «Банка поглаживаний» дает возможность человеку становиться более успешным и достигать больших целей в своей жизни.

Структурный голод

Одним из видов потребностей, выделенных Берном, является желание в структурировании времени, или структурный голод. Когда мы начинаем работу в какой-то группе, то сначала может возникнуть некоторый эмоциональный дискомфорт, или чувство тревоги из-за отсутствия четкого структурирования времени в группе. Каждый человек начинает структурировать свое время в группе по-своему. Всего по Берну есть шесть типов структурирования времени. Считается, что чем ниже по списку структурирование времени, тем выше психологический риск, но более сильными становятся поглаживания.

Уход - вид структурирования времени, при котором человек физически не выполняет никаких действий, и невозможно диагностировать его эго-состояние. При этом он находиться в размышлении о ситуации в группе.

Ритуалы - каждого человека в детстве обучают определенным ритуалам, таким как приветствие и т. д. По уровню поглаживания выше, чем уход, но и выше по психологическому риску.

Времяпрепровождение - коммуникация между членами группы происходит, не касаясь текущей ситуации в группе, а чаще о чем-то, что не здесь и сейчас. К примеру, мужчины могут играть в игру, где обсуждают марки автомобилей, а женщины - детей.

Деятельность - в группе начинаются действия, направленные на достижение определенной цели.

Игры - вид структурирования времени, когда используются трансакции как на социальном, так и на психологическом уровнях.

Интимность - в данном времяпрепровождении подразумевается способность к искреннему выражению чувств, при этом если при играх проблемы только возникают, то выражение чувств во время интимности, например, гнева, приводит к их разрешению. В этом понимании интимность подразумевает искренность и аутентичность человека.

Список использованной литературы:
  1. Берн Э. Люди, которые играют в игры [электронный формат] // URL: http://www.e-reading.club/book.php?book=87124 (дата обращения 25.12.15)
  2. Гулдинг Р, Гулдинг М. [ Goulding R., Goulding M.]Психотерапия нового решения. Теория и практика[электронный формат] // пер. с англ. М.: Класс, 1997. URL: http://www.koob.ru/goulding_mary/psihoterapiya_novogo_resheniya(дата обращения 25.12.15)
  3. Макаров В.В, Макарова Г.А. Транзактный анализ — восточная версия [электронный формат] // М.: Академический проект, ОППЛ 2002. URL: http://www.koob.ru/makarova_v/transactional_analysis (дата обращения 25.12.15)
  4. Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога // М.: Эксмо, 2009.
  5. Малкина-Пых И.Г. Техники трансактного анализа и психосинтеза // [электронный формат] [б.и.] [б.г.] URL: http://www.koob.ru/malkina/trans_analysis(дата обращения 25.12.15)
  6. СтюартЯ. , ДжонсВ. Современный трансактный анализ»// пер. с англ. [электронный формат] ред. Лобачевский В. СПб., 1996. URL:http://www.koob.ru/ian_stewart/sovremenniy_trans_analiz (дата обращения 25.12.15)
  7. Штайнер К.Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна // СПб.: Питер 2003. URL: http://www.koob.ru/steiner_k/(дата обращения 25.12.15)

Прочитано 7512 раз

В современном ТА существуют три школы, каждая из которых имеет свою теоретическую модель и набор терапевтических техник.

Классическая школа ближе всего придерживается разработанного Э. Берном и его коллегами подхода. В ней используется широкий диапазон аналитических моделей с целью усилить понимание Взрослого и в то же время возбудить интерес Ребенка. Первый шаг человека состоит в том, чтобы развить свою способность понимать, как он создает себе проблемы. Здесь особое внимание уделяется групповому психотерапевтическому воздействию как главному методу. Во взаимодействии проигрывается неразрешенная в детстве ситуация, а роль психотерапевта заключается в том, что он способствует развитию группового процесса, а затем знакомит с приемами, помогающими справиться со своими проблемами.

С точки зрения классической школы, одна из важных задач для психотерапевта - дать личности новые Родительские послания. Пэт Кроссман предложила «три пи» (три английских слова): разрешение, защиту и силу (власть), выполнение которых должен обеспечить психотерапевт для достижения эффективного результата.

Школа повторного принятия решения. Боб и Мэри Гулдинг выдвинули новый терапевтический метод, сочетающий в себе теорию ТА и технику гештальт-терапии, разработанную Фредериком (Фрицем) Перлзом. Ранние решения, принимающиеся скорее под действием чувств, нежели мышления, возможно изменить. Достичь этого можно с помощью работы с фантазиями и сновидениями или благодаря работе над ранней сценарной записью, в которой человек вспоминает и вновь проживает травмирующие события, а затем изменяет решение на новое. Здесь акцент делается на личной ответственности, а психотерапевт выступает в роли наблюдателя, группа - в роли свидетелей и дает позитивные поглаживания, которые усиливают процесс изменения. Выражение чувств является самым главным, наряду с пониманием происходящего.

Школа Катексиса. Арон и Джэки Шифф создали центр для лечения психических больных, используя метод, который они назвали воссозданием Родителя, или перевоспитанием. Суть его заключается в том, что сумасшествие является результатом действия разрушительных и непоследовательных посланий Родителя. Терапевт выступает в роли позитивного и последовательного Родителя, дающего шанс подавить эго-состояние «сумасшедшего Родителя» и изменить свое воспитание. В терапии со здоровыми людьми особое внимание уделяется работе с искажениями и итерированиями. Группа должна представлять собой реактивное (отзывчивое) окружение, живо реагирующее друг на друга. «Заботливая конфронтация» выражается в борьбе за активное решение проблем, а не преследование и заключает в себе прямое требование, основанное на позиции (Я +, Ты +).

Цель изменения в ТА

Одним из аспектов пристального внимания Э. Берна была проблема излечения, которое он связывает с понятием автономности (независимости) - поведением, мыслями и чувствами, которые являются реакцией на реальность «здесь и теперь», а не на сценарные убеждения. Автономность не означает постоянного нахождения во Взрослом компоненте, выбор эго-состояния реагирования происходит свободно. Она характеризуется высвобождением или восстановлением трех человеческих качеств: осознания, спонтанности и интимности.

Осознание - это способность воспринимать чувственные впечатления так, как это делает только что родившийся младенец. Осознающий человек не объясняет и не отфильтровывает ощущения о мире под определения своего Родителя, таким образом заменяя целостное на фрагментарное восприятие реальности в угоду своему мнению.

В процессе развития большинство из нас систематически обучаются тому, как заглушить осознание. Нас учат утилитарному отношению к различным вещам, зафиксированному в словесных определениях сценарному представлению о себе и мире. Здесь обнаруживает себя тенденция к самоподкреплению и стабилизации. Таким образом формируется своеобразная контрольно-пропускная инстанция для истолкования вновь поступающих данных. Избирательность доступа в осознание выглядит так: согласующаяся информация допускается и структурируется сознанием, а противоречащая и вызывающая беспокойство вытесняется, игнорируется как несуществующая. В соответствии с этим осуществляется регуляция коммуникативного поведения человека: он стремится участвовать в тех ситуациях, где его Я-концепция подкрепляется и избегает или игнорирует моменты, способные болезненно нарушить или поколебать созданную устойчивость.

Спонтанность - способность выбирать из всего, а не только сценарно установленного, разнообразия и диапазона чувств, мыслей и поведения. Такой человек реагирует прямо и открыто, не искажая поступающий образ мира в угоду Родительским определениям. Спонтанность предполагает, что человек волен свободно реагировать из любого эго-состояния. При этом он может вести себя как Взрослый, используя эго-состояние Взрослого; или при желании войти в своего Ребенка и вновь воскресить в себе те творческие способности, ту интуицию и интенсивность чувств, которыми обладал в детстве. Он способен также прореагировать из Родителя, тем самым проигрывая стереотипы, которым научился у других. И независимо от этого спонтанный человек будет свободен в своем выборе реагирования на конкретную ситуацию, не подчиняясь устаревшим Родительским правилам.

Интимность представляет собой открытое выражение аутентичных (= подлинных) чувств и желаний между людьми, исключающими возможность рэкета (= набор сценарных типов поведения, используемых вне нашего осознания как средство манипулирования окружением) или игр. Находясь в интимности, человек смещается в Свободного Ребенка, предварительно убедившись в безопасности своих действий благодаря заключению контракта со Взрослым и осуществлению Родителем необходимой защиты.

Берн связывает излечение с полным разрывом со сценарием и выработкой нового пути развития. Не находясь в состоянии пассивности, человек занят решением проблем, он адекватно воспринимает и реагирует на реальность, не игнорируя и не искажая ее. Причем такое сценарное излечение может быть поведенческим, аффективным, когнитивным или комбинацией этих трех факторов. Другими словами, из сценария можно выйти, изменив свое поведение, чувства или мысли.

Ряд авторов предлагают соматический подход, состоящий в том, что человек, желающий выйти из сценария, должен изменить телесные ощущения. Например, он может снять постоянное мышечное напряжение или избавиться от каких-либо психосоматических расстройств. Чтобы терапия, принесла пользу, не обязательно быть немощным и больным. Самодостаточный и цельный человек проходит терапию для того, чтобы получить от жизни еще больше, совершенствуя себя. Главной целью терапии ТА является ее ориентировка на излечение личности. Понимание и осознание проблем представляют собой инструмент, а само излечение состоит из принятия решения на изменение и затем активного процесса по его реализации.

Взаимоотношения в терапии ТА базируются на посылке о том, что все люди открыто коммуникативны (ОК), при этом пациент и психотерапевт рассматриваются как равные и стоящие на одном уровне люди. Используемый принцип открытой коммуникации подразумевает разговор на простом языке с использованием обычных слов. Кроме того, пациенту рекомендуется читать книги по ТА и пройти вводный курс. Если психотерапевт делает какие-либо записи в процессе работы, то они всегда открыты для доступа пациента. Благодаря всем этим подходам последний хорошо осведомлен обо всем происходящем и принимает активное сознательное участие в процессе терапии.

Началом работы стоит считать осознание своего несовершенства на фоне потребности в изменении: «Все, дальше так продолжать жить я не хочу!» Когда человек оказывается способным смело заглянуть в глаза своим неудачам, проблемам и задуматься, а затем начать поиск помощи извне (в противовес уничтожающим внутренним тенденциям), то стоит познакомить его с тремя типами «успеха», чтобы он смог сам определить свое местонахождение. А последующее превращение в Победителя (Я+, Ты +) следует считать конечным результатом терапии.

Настоящая книга впервые на русском языке дает полное представление о теории и практике современного транзактного анализа. Построенный на конкретных упражнениях материал будет интересен как специалистам в областях психологии, медицины, психотерапии и социологии, так и широкому кругу читателей.

ПРЕДИСЛОВИЕ
ЧАСТЬ I. ВВЕДЕНИЕ В ТА
Глава 1. Что такое ТА?
Ключевые идеи ТА
ФИЛОСОФИЯ ТА
ЧАСТЬ II. ПОРТРЕТ ЛИЧНОСТИ. МОДЕЛЬ ЭГО -СОСТОЯНИЙ
Глава 2. Модель эго-состояний
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭГО-СОСТОЯНИЙ
Действительно ли существуют различия между эго-состояниями?
Эго-состояния и СУПЕРЭГО , Эго, ид
Эго-состояния - названия, а не вещи
Сверхупрощенная модель
Глава 3. Функциональный анализ эго-состояний
Адаптивный Ребенок и Свободный Ребенок
Контролирующий родитель и Воспитывающий родитель
Взрослый
Эгограммы
Глава 4. Структурная модель второго порядка
СТРУКТУРА второго порядка: родитель
Структура второго порядка: Взрослый
Структура второго порядка: Ребенок
Отличие структуры от функции
Глава 5. Распознавание эго- состояний
Поведенческий диагноз
СОЦИАЛЬНЫЙ диагноз
Исторический диагноз
Феноменологический диагноз
Диагноз эго-состояний на практике
Исполнительное и реальное
Глава 6. Структурная патология
Контаминация
Исключение
ЧАСТЬ III. ОБЩЕНИЕ (КОММУНИКАЦИЯ): ТРАНСАКЦИИ, ПОГЛАЖИВАНИЕ И СТРУКТУРИРОВАНИЕ ВРЕМЕНИ
Глава 7. Трансакции
Параллельные (дополняющие) трансакции
Пересекающиеся трансакции
Скрытые трансакции
Трансакции и невербальные факторы
Выбор
Глава 8. Поглаживания
Жажда стимула
Виды поглаживаний
Поглаживание и подкрепление поведения
Раздача и прием поглаживаний
Экономия поглаживаний
Профиль поглаживаний
Самопоглаживание
Бывают ли «хорошие» или «плохие» поглаживания?
Глава 9. Структурирование времени
УХОД
РИТУАЛЫ
Времяпровождение
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Игры
ИНТИМНОСТЬ
ЧАСТЬ IV. НАПИСАНИЕ СЦЕНАРИЯ НАШЕЙ ЖИЗНИ
Глава 10. Природа и ПРОИСХОЖДЕНИЕ сценария жизни
Природа и ОПРЕДЕЛЕНИЕ жизненного сценария
Происхождение сценария
Глава 11. Как проживается сценарий
Сценарий победителя, побежденного и не-победителя
Сценарий во взрослой жизни
Почему необходимо понимание сценария
Глава 12. Жизненные позиции
Жизненные позиции у взрослых: ОК Коррал
Изменение личности и ОК Коррал
Глава 13. Сценарные послания и сценарная матрица
Сценарные послания и ВОСПРИЯТИЕ ребенка (младенца)
Виды сценарных посланий
Сценарная матрица
Глава 14. Приказания и решения
Двенадцать приказаний
Эпискрипт
Связь между решениями и приказаниями
Антисценарий
Глава 15. Сценарный процесс
Шесть сценарных процессов
Комбинация сценарных тем
Происхождение сценарного процесса
Ломка паттернов сценарного процесса
Глава 16. Драйверы и минискрипт
Способы обнаружения драйверного поведения
Главный драйвер
Драйверы и ТИПЫ сценарного процесса
Драйверы и жизненная позиция
Пять разрешений
Происхождение драйверов
Минискрипт
Четыре мифа
ЧАСТЬ V. РЕАЛЬНОСТЬ И НАШ СЦЕНАРИЙ: ПАССИВНОСТЬ
Глава 17. Игнорирование
Природа и определение игнорирования
Преувеличение
Четыре типа пассивного поведения
Игнорирование и эго-состояния
Обнаружение игнорирований
Глава 18. Матрица игнорирования
Области игнорирования
Типы игнорирования
Уровни (способы) игнорирования
ДИАГРАММА матрицы игнорирования
Использование матрицы игнорирования
Глава 19. Мировосприятие и искажение
Мировосприятие (система отсчета)
Мировосприятие и эго-состояния
Мировосприятие и сценарий
Природа и ФУНКЦИЯ искажения
Трансакции при искажении
Глава 20. Симбиоз
Здоровый и нездоровый симбиоз
Симбиоз и сценарий
Приглашение к симбиозу
Симбиоз второго порядка
ЧАСТЬ VI. ОПРАВДЫВАЯ НАШИ СЦЕНАРНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ:
РЭКЕТ И ИГРЫ
Глава 21. Рэкет и марки
Определение рэкета и чувства рэкета
Рэкет и сценарий
Чувства рэкета и аутентичные чувства
Чувства рэкета, аутентичные чувства и решение проблем
Рэкет как процесс
Марки
Глава 22. Система Рэкета
Сценарные убеждения и чувства
Рэкетные проявления
Подкрепляющие воспоминания
Выход из Системы Рэкета
Глава 23. Игры и анализ игр
Примеры игр
Футболки
Различные степени интенсивности игр
Формула И
Драматический треугольник
Трансакционный анализ игр
План игры
Определение игры
Глава 24. Почему люди играют в игры
Игры, марки и сценарная расплата
Подкрепление сценарных убеждений
Игры, симбиоз и мировосприятие
Игры и поглаживания
Шесть преимуществ игр Э. Берна
Позитивная расплата в ИГРАХ
Глава 25. Как относиться к играм
Нужно ли давать название играм?
Некоторые известные игры
Возможность выбора
Как избежать негативной расплаты
Замена игровых поглаживаний
ЧАСТЬ VII. ИЗМЕНЕНИЕ: ПРАКТИКА ТА
Глава 26. Контракты на изменение
Четыре условия Стайнера
Зачем нужны контракты?
Как составить эффективный контракт
Глава 27. Цели изменения в ТА
Автономность
Свобода от сценария
Решение проблем
Различные подходы к проблеме излечения
Глава 28. Терапия ТА
Самотерапия
Зачем нужна терапия?
Характерные черты терапии ТА
Три школы ТА
Глава 29. ТА в образовании и ОРГАНИЗАЦИЯХ
Различия между применением ТА в области образования, в организациях и клинике
Применение в организациях
ТА в образовании
Глава 30. ИСТОРИЯ возникновения ТА
Эрик Берн и истоки ТА
Ранние годы
Годы распространения
Международная консолидация
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Характеристики "Современный транзактный анализ"

Формат: djvu. Размер: 3 Mb. Страниц: 335. Издательство: Социально-Психологический Центр. Год издания: 1996. Книга

Скачать книгу

Скачивая файл, Вы соглашаетесь со следующими правилами:
Вся информация, размещённая на сайте, собрана из общедоступных публичных ресурсов сети интернет и предназначена исключительно для ознакомительных целей. Вся информация, которую содержит сайт, не может быть использована ни в каких иных целях, кроме ознакомления.
Данный проект является некоммерческим и авторы не несут никакой материальной ответственности.
После ознакомления файл должен быть удален с Вашего компьютера - иначе все последствия - полностью под Вашу ответственность и на Ваше усмотрение.
Если Вы являетсь автором или владельцем авторских прав произведений, информация о которых размещена на сайте - Вы можете дополнить, изменить или удалить информацию о вашем произведении, связавшись с администрацией сайта - ramir&ua.fm.
Администрация сайта напоминает - мы не изготавливаем электронные версии произведений, не храним и не рапространяем файлы - мы лишь РАЗМЕЩАЕМ ИНФОРМАЦИЮ о доступных в сети ресурсах для ознакомления.
Обратите внимание, чтобы началась закачка откроется новая вкладка, а затем вернется обратно. Если Вы не можете скачать файл - проверьте свои настройки. Увы, но такова реализация скачивания у нас на ресурсе, дабы избежать ненужных хлопот.

Со времён Эрика Берна (умер в 1970 году) транзактный анализ серьёзно вырос и изменился. Однако основа осталась прежней - модель эго-состояний и концепция сценария жизни.

Личное изменение в современном ТА рассматривается с точки зрения модели решений. В основе всей терапии в современном ТА лежит убеждение в том, что эти ранние решения могут быть изменены.

В современной ТА-терапии клиент и терапевт несут взаимную ответственность за достижение целей контракта. Эти цели направлены на обеспечение выхода из сценария и достижение автономии.

Взаимоотношения в современной ТА-терапии базируются на посылке о том, что все люди ОК, при этом клиент и терапевт рассматриваются как равные и стоящие на одном уровне. В терапии ТА соблюдают принцип открытой коммуникации, который заключается в том, что терапевт и клиент говорят на простом языке и используют обычные слова. Кроме того, клиенту рекомендуют читать книги по ТА или пройти вводный курс. Если терапевт делает какие-то записи в процессе работы, то они всегда открыты для клиента. Благодаря всем этим подходам последний хорошо осведомлен обо всем происходящем и принимает активное участие в процессе терапии.

Главной целью терапии в современном ТА является ее ориентировка на изменение личности. Понимание проблем личности не рассматривается как конечная цель. Напротив, осознание их представляет собой инструмент для изменения личности. Изменение же состоит из принятия решения на изменение, а затем активного процесса по его реализации.

Цели изменения в современном ТА. Автономность

Эрик Берн считал, что идеал заключается в автономности. Он не дал определение этому понятию, однако отметил, что автономность <характеризуется высвобождением или восстановлением трех человеческих качеств: осознания, спонтанности и интимности>.

Осознание - это способность видеть, слышать, чувствовать, ощущать на вкус и запах вещи как чувственные впечатления так, как это делает только что родившийся младенец. Осознающий человек не объясняет и не отфильтровывает свои ощущения о мире так, чтобы они подходили под определения Родителя. При этом он находится в тесном контакте со своими телесными ощущениями и внешними стимулами.

В процессе развития большинство из нас систематически обучают тому, как заглушить осознание. Нас учат утилитарному отношению к различным вещам, оценке своего поведения и поведения других людей. Например, предположим, что я присутствую на концерте. Во время игры музыкантов я могу внутренне проигрывать такой монолог: <Эта вещь написана, кажется, в 1856 году. Они играют слишком быстро. Хотел бы я знать, когда все это кончится? Сегодня нужно пораньше лечь спать, завтра так много работы…>. Если я позволю себе осознать, что происходит, то выключу этот внутренний голос, буду слушать только музыку и получать от нее наслаждение.

Спонтанность - это способность выбирать из всего возможного разнообразия и диапазона чувств, мыслей и поведения. Как человек осознающий ощущает мир, так же и спонтанный человек реагирует на него: прямо и открыто, воспринимая отдельные части реальности и не искажая ее в угоду Родительским определениям.
Спонтанность предполагает, что человек может свободно реагировать из любого эго-состояния. При этом он может думать, чувствовать и вести себя как взрослый, используя эго-состояние Взрослого. При желании он может войти в своего Ребенка и вновь воскресить в себе те творческие способности, ту интуицию и интенсивность чувств, которыми он обладал в детском возрасте. Он может также прореагировать из Родителя, тем самым проигрывая мысли, чувства и поведение, которым он научился у родителей или парентальных фигур. И независимо от используемого им эго-состояния, спонтанный человек будет свободен в своем выборе, в том, как реагировать на конкретную ситуацию, и не будет следовать устаревшим Родительским правилам.

Интимность. Интимность представляет собой открытое выражение чувств и желаний между мной и другим человеком. При этом высказываемые чувства являются аутентичными или подлинными. Таким образом интимность исключает возможность рэкета и игр. Находясь в интимности, человек сместится в своего Свободного Ребенка, предварительно убедившись в безопасности своих действий благодаря заключению контракта со Взрослым и осуществлению Родителем необходимой защиты.

Свобода от сценария. Хотя Э. Берн нигде не написал об этом прямо, под автономностью он понимал то же самое, что и свободу от сценария. Большинство теоретиков ТА разделяют эту точку зрения. Таким образом, мы можем предложить следующее определение: автономность - это поведение, мысли и чувства, которые являются реакцией на реальность <здесь и теперь>, а не на сценарные убеждения.

Вы можете спросить: <А разве эго-состояние Взрослого - это не определенный набор поведений, мыслей и чувств при реакции на <здесь и теперь>? Тогда быть автономным означает все время находиться во Взрослом?> Ответ на этот вопрос - <нет>. Мы уже видели, что спонтанный человек может иногда при реагировании на <здесь и теперь> быть в эго-состоянии Ребенка или Родителя. При автономности выбор эго-состояния реагирования происходит свободно. Когда же человек находится в сценарии, он, напротив, будет переходить из одного эго-состояния в другое в соответствии со своими ограниченными детскими представлениями о жизни и сценарными убеждениями.

Хотя автономия не означает постоянное нахождение во Взрослом, она тем не менее предполагает обработку всей поступающей информации о мире с помощью эго-состояния Взрослого, а также включение осознания Взрослого при выборе необходимого для реагирования эго-состояния. Быть автономным вначале трудно, так как автономия предлагает гораздо больше возможностей для выбора, нежели сценарий. Интимность также может вначале казаться менее удобной и предсказуемой по сравнению с играми или рэкетом. С практикой автономный выбор эго-состояния становится более свободным и легким. Со временем он может оказаться настолько быстрым и естественным, что эго-состояние Взрослого будет включать характеристики позитивного Ребенка и позитивного Родителя. Для этого состояния Берн предложил термин интегрированный Взрослый.

Решение проблем. Автономная личность решает проблемы, а не находится в состоянии пассивности. В данном случае <решение проблем> включает не только мышление с целью решения проблемы, а предполагает также эффективное действие, направленное на осуществление поставленной задачи.
Выражение аутентичных чувств также способствует решению проблем. Поэтому в современном ТА большое значение уделяется развитию эмоциональной грамотности, эмоционального интеллекта.
Когда человек занят решением проблем, он адекватно воспринимает и реагирует на реальность. Таким образом, он не игнорирует реальность и не искажает ее, а это означает, что он свободен от сценария.

Три школы ТА

В современном ТА существуют три школы, каждая из которых имеет свою теоретическую модель и набор терапевтических техник. Лишь немногие терапевты ТА принадлежат в настоящее время только к какой-то одной из этих трех школ. В целом, для того чтобы сдать экзамены и получить профессиональную аккредитацию, терапевт должен продемонстрировать понимание и владение техниками всех трех школ.

Классическая школа называется так потому, что ближе всего придерживается подхода, который был разработан в первые годы существования ТА Э. Берном и его коллегами. Терапевты этого направления используют широкий диапазон аналитических моделей с целью усилить понимание Взрослого и в то же время возбудить интерес Ребенка. Основные техники классической школы: Драматический треугольник, эгограммы, профиль поглаживания, выбор и так далее.

Таким образом, в классическом подходе первый шаг клиента состоит в том, чтобы развить свою способность понимать, как он создает себе проблемы. Затем он заключает контракт на изменение своего поведения для избавления от старых сценарных паттернов и достижения автономии. Считается, что при изменении клиентом своего поведения он также начинает и чувствовать по-другому, хотя изменение его чувств не является главной задачей классической школы.

Особое внимание в классической школе уделяется групповому лечению, а групповой процесс рассматривается как главный метод. При этом предполагается, что при взаимодействии клиента с членами группы проигрывается та проблема, с которой клиент пришел в терапию, связанная, в свою очередь, с проигрыванием неразрешенных в детстве ситуаций. Роль терапевта заключается в том, что он способствует развитию группового процесса, а затем знакомит членов группы с приемами, которые помогают им осознать свои игры, рэкет и сценарные паттерны, проявляемые ими во время взаимодействия с другими членами группы и терапевтом.

С точки зрения классической школы, одна из важных задач для терапевта - дать клиенту новые Родительские послания. Пэт Кроссман предложила <три пи> (три английских слова, начинающиеся на букву <пи>): разрешение, защиту и силу (власть), выполнение которых должен обеспечить терапевт для достижения эффективного результата.

Давая разрешение, терапевт тем самым дает клиенту послания, которые активно противоречат приказаниям или негативным контр-приказаниям сценария. Эти послания могут передаваться вербально, например: <Не работай так много!>. Терапевт может также формулировать и другие послания. Если клиент принимает разрешение терапевта, то в Ребенке он должен воспринимать терапевта как Родителя и как более могущественного и обладающего большей силой (властью), чем реальный родитель, от которого изначально и исходят негативные послания. Клиент также должен видеть, что терапевт способен обеспечить защиту от любых разрушительных последствий, которые, как он опасается, могут произойти из-за неподчинения негативным приказаниям родителя.

Школа повторного принятия решения. Боб и Мэри Гулдинг выдвинули новый терапевтический метод, который сочетает в себе теорию ТА и технику гештальт-терапии. Гулдинги отмечают, что ранние решения принимаются скорее под действием чувств, нежели мышления. Следовательно, для того чтобы выйти из сценария, человек должен повторно заключить контракт на чувства Ребенка, которые он испытывал во время принятия раннего решения, выразить эти чувства и изменить старое решение, приняв новое. Достичь этого можно с помощью фантазии или работы над сновидениями, или благодаря работе над ранней сценой сценария, в которой клиент вспоминает раннее травматическое событие и вновь проживает его.

Терапевты, работающие в технике повторного принятия решения, чаще других практиков ТА делают акцент на личной ответственности. В этом плане терапевтический контракт рассматривается не как двухстороннее соглашение между клиентом и терапевтом, а как приверженность клиента самому себе. При этом терапевт выступает в роли наблюдателя и не <дает клиенту разрешения>. Клиент сам <разрешает> себе чувствовать и вести себя по-новому. Аналогичным образом сила скорее рассматривается как качество, уже присущее клиенту, а не условие, обеспечивающееся терапевтом.

Терапевты этой школы часто работают с группами, но не фокусируют внимание на групповом процессе. Терапия в этом случае проходит один на один, а остальные члены группы являются свидетелями и дают позитивные поглаживания, которые усиливают процесс изменения.

Несмотря на то, что выражение чувств является самым главным, терапевты этой школы также считают, что клиенту необходимо понимать, что происходит. За работой над чувствами сразу же следует анализ Взрослого. Для клиента также важно заключение контракта на изменение своего поведения и укрепление своих новых решений.

Школа Катексиса. Школа Катексиса (КАТЕКСИС (CATHEXIS) - психическая энергия, которая постулируется Берном для объяснения смещений из одного эго-состояния в другое) - и её основатели супруги Шифф сделали важный вклад в теорию ТА. В самом начале Шиффы создали свой Институт Катексиса как центр для лечения психических больных, используя метод, который они назвали воссозданием родителя или перевоспитанием. Суть его заключается в том, что сумасшествие является результатом действия разрушительных и непоследовательных посланий Родителя. Клиента приглашают вернуться в свое младенчество, при этом он подавляет эго-состояние <сумасшедшего Родителя>, лишая его всей энергии. Затем ему дается шанс изменить свое воспитание, в этом случае терапевт выступает в роли позитивного и последовательного Родителя. К счастью, на этот раз процесс воспитания и роста протекает гораздо быстрее, чем в жизни. Тем не менее, перевоспитание означает, что вполне повзрослевший <младенец> будет в течение некоторого времени в большой степени зависеть от своей новой <матери> и <отца>. Таким образом, при подобном подходе терапевт должен обеспечить безопасность лечения и организовать психиатрическую поддержку. В начале школы Катексиса Шиффы официально усыновили своих <детей>, некоторые из которых являются известными теоретиками, терапевтами и учителями в современном ТА.

Метод Шиффов оказался также эффективным и в терапии с психически здоровыми клиентами. При занятиях с ними особое внимание уделяется постоянной работе с искажениями и игнорированиями. Вместо того чтобы быть пассивными, людей призывают думать и действовать для разрешения своих проблем. Интенсивная терапия в процессе перевоспитания не подходит для работы со здоровыми клиентами, однако терапевт этой школы может заключить со своим клиентом контракт на <воспитание>. В этом случае он указывает в контракте, что клиент всегда может с ним встретиться и он будет выступать в роли <замещающего родителя>, предоставляя клиенту новые позитивные определения вместо ограничивающих посланий, которые могут исходить от реальных родителей.

Когда терапия Шиффов проводится в группе, то группа должна представлять собой реактивное (отзывчивое) окружение. Это означает, что все ее члены, включая терапевта, живо реагируют на действия друг друга. Если вы делаете что-то, что мне не нравится, то я должен прямо сказать вам об этом. Если кто-то в группе ведет себя пассивно или игнорирует что-то, остальные должны бороться с этим и призывать к активному решению проблемы. В данном случае борьба не означает Преследование, а включает в себя прямое требование к другому человеку, основанное на позиции Я+Ты+. Человек, вступающий в борьбу, искренне заботится о себе и своем партнере. Для лучшего понимания этого процесса Шэа Шифф использует фразу <заботливая конфронтация>.

За пределами трех школ. Некоторые важные достижения современного ТА получены за пределами трех школ. Примерами могут служить Система Рэкета Эрскина и Зальцман и концепция минисценария Кейлера. Каждая из этих теоретических моделей имеет свой четко определенный терапевтический подход.

Одной из важных позитивных черт современной терапии ТА является его способность включать идеи и техники других направлений в терапии, которые доказали свою готовность соперничать с теоретическими основами ТА. В результате этого современный терапевт ТА обладает большим и гибким набором различных техник, которые можно использовать в зависимости от потребностей клиента. Большинство практиков ТА прошли также подготовку в других областях и привнесли накопленный опыт в терапию ТА. Терапевты ТА также используют концепции и техники, взятые из психоанализа, биоэнергетики, нейро-лингвистического программирования, теории систем и многих других областей в зависимости от образования и интересов терапевта. Однако модель эго-состояний и теория жизненного сценария всегда лежат в основе организационных принципов, которыми руководствуются в ТА при использовании этих разнообразных техник и методик.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то