Арабские буквы: особенности их написания. Арабский алфавит

Арабский алфавит, арабское письмо, арабица - алфавит, используемый для записи арабского языка и (чаще всего в модифицированном виде) некоторых других языков, в частности фарси, пушту, урду и некоторых тюркских языков. Состоит из 28 букв и используется для письма справа налево. По-арабски называется хуруф (حُرُوف [ḥurūf] - мн.ч. от حَرْف [ḥar̊f] ).

Каждая из 28 букв, кроме буквы алиф, обозначает один согласный. Буквы алиф, вав и йа также используются для обозначения долгих гласных: алиф - для обозначения долгого "а", вав - для обозначения долгого "у", йа - для обозначения долгого "и". Начертание букв меняется в зависимости от расположения внутри слова (в начале, в конце или в середине). Заглавных букв нет. Все буквы одного слова пишутся слитно, за исключением шести букв (алиф, даль, заль, ра, зайн, вав), которые не соединяются со следующей буквой.

# в конце в середине в начале отдельно название транскрипция числовое значение
1 ـا ا أَلِف‎ алиф 1
2 ـب ـبـ بـ ب بَاء‎ ба 2
3 ـت ـتـ تـ ت تَاء‎ та 400
4 ـث ـثـ ثـ ث ثَاء‎ са 500
5 ـج ـجـ جـ ج جِيم‎ джим 3
6 ـح ـحـ حـ ح حَاء‎ ха 8
7 ـخ ـخـ خـ خ خَاء‎ ха 600
8 ـد د دَال‎ даль 4
9 ـذ ذ ذَال‎ заль 700
10 ـر ر رَاء‎ ра 200
11 ـز ز زَاى зайн 7
12 ـس ـسـ سـ س سِين‎ син 60
13 ـش ـشـ شـ ش شِين‎ шин 300
14 ـص ـصـ صـ ص صَاد‎ сад 90
15 ـض ـضـ ضـ ض ضَاد‎ дад 800
16 ـط ـطـ طـ ط طَاء‎ та 9
17 ـظ ـظـ ظـ ظ ظَاء‎ за 900
18 ـع ـعـ عـ ع عَيْن‎ ʿайн 70
19 ـغ ـغـ غـ غ غَيْن‎ гайн 1000
20 ـف ـفـ فـ ف فَاء‎ фа 80
21 ـق ـقـ قـ ق قَاف‎ каф 100
22 ـك ـكـ كـ ك كَاف‎ кяф 20
23 ـل ـلـ لـ ل لاَم‎ лям 30
24 ـم ـمـ مـ م مِيم‎ мим 40
25 ـن ـنـ نـ ن نُون‎ нун 50
26 ـه ـهـ هـ ه هَاء‎ ха 5
27 ـو و وَاو‎ вав 6
28 ـي ـيـ يـ ي يَاء‎ йа 10

Абджад

До перехода к индийским цифрам для обозначения чисел использовались буквы, и до сих пор они могут использоваться в качестве цифр при нумерации абзацев или параграфов текста. Счетный алфавит, в котором буквы следуют в порядке возрастания числового значения, называется абджад или абджадийа (أَبْجَدِيَّة [ạảb̊jadīãẗ] ) - по первому слову мнемической фразы для запоминания порядка следования букв.

Дополнительные знаки

Кроме этих 28 букв в арабском письме используются еще три дополнительных знака, не являющихся самостоятельными буквами:

# в конце в середине в начале отдельно название транскрипция
1 هَمْزَة‎ хамза
ـﺆ
ـﺌـ
2 تَاء مَرْبُوطَة та марбута
3 أَلِف مَقْصُورَة‎

[ạảlif maq̊ṣūraẗ‎]

алиф максура
  1. Хамза (гортанная смычка) может писаться как отдельная буква, либо на букве-«подставке» (алиф, вав или йа). Способ написания хамзы определяется её контекстом в соответствии с рядом орфографических правил. Вне зависимости от способа написания, хамза всегда обозначает одинаковый звук.
  2. Та-марбута («завязанная та») является формой буквы та, хотя графически является буквой ха с двумя точками сверху. Служит для обозначения женского рода. Она пишется только в конце слова и только после огласовки фатха. Когда у буквы та-марбута нет огласовки (например, в конце фразы), она читается как буква ха, в остальных случаях - как т. Обычная форма буквы та называется та мафтуха (تاء مفتوحة‎‎, "открытая та").
  3. Алиф-максура («укороченный алиф») является формой буквы алиф. Она пишется только в конце слова и сокращается до краткого звука а перед алиф-васла следующего слова (в частности, перед приставкой "аль"). Обычная форма буквы алиф называется алиф мамдуда (ألف ممدودة, "удлиненный алиф").

Огласовки

Огласовки, харака, харакат (حَرَكَات [ḥarakāt] - мн.ч. от حَرَكَة [ḥarakaẗ‎‎] ) - система надстрочных и подстрочных диакритических знаков, используемых в арабском письме для обозначения кратких гласных звуков и других особенностей произношения слова, не отображаемых буквами. Обычно в текстах огласовки не проставляются. Исключением являются Коран, случаи, когда это необходимо для различения смысла, детские и учебные книги, словари и т. д.

Гласные

Когда за согласным звуком следует гласный (краткий или долгий), над/под согласным ставится знак-огласовка, соответствующая следующему гласному. Если этот гласный долгий, то он дополнительно обозначается буквой алиф, вав или йа (т.н. харф мад - буква удлинения). Если после согласного звука нет гласного (перед следующим согласным либо в конце слова), то над ним ставится огласовка сукун.

  • Фатха (فَتْحَة ) - черта над буквой, условно обозначает звук "а": َ
  • Дамма (ضَمَّة [ḍamãẗ] ) - крючок над буквой, условно обозначает звук "у": ُ
  • Кясра (كَسْرَة ) - черта под буквой, условно обозначает звук "и": ِ
  • Сукун (سُكُون ) - кружок над буквой, обозначает отсутствие гласной: ْ

Русские обозначения звуков "а, и, у" условны, т.к. соответствующие огласовки могут также обозначать звуки "э", "о", или "ы".

Шадда

ّ - шадда (شَدَّة ), или ташдид, представляет собой W-образный знак над буквой и обозначает удвоение буквы. Она ставится в двух случаях: для обозначения удвоенного согласного (то есть сочетания вида X-сукун-X), либо в сочетаниях из долгой гласной и согласной, обозначаемых одной и той же буквой (таких сочетаний два: ӣй и ӯв). Огласовка удвоенного согласного фатхой или даммой изображается над шаддой, кясрой - под буквой или под шаддой

Мадда

ٓ - мадда (مَدَّة ), представляет собой волнистую линию над буквой алиф и обозначает комбинацию хамза-алиф либо хамза-хамза, когда по правилам написания хамзы она пишется с подставкой алиф. Правила арабской орфографии запрещают следование в одном слове двух букв алиф подряд, поэтому в случаях, когда возникает такая комбинация букв, она заменяется буквой алиф-мадда.

Васла

Васла (وَصْلَة ) представляет собой знак, похожий на букву сад. Ставится над алифом в начале слова (ٱ ) и обозначает, что этот алиф не произносится, если предыдущее слово заканчивалось на гласный звук. Буква алиф-васла встречается в небольшом количестве слов, а также в приставке "аль" (ال).

Танвин

Танвин (تَنْوِين ) - удвоение в конце слова одной из трёх огласовок: ً или ٌ или ٍ . Образует падежное окончание, обозначающее неопределённое состояние.

Надстрочный алиф

ٰ - знак в форме буквы алиф над текстом, обозначает долгий звук а̄ в словах, где обычный алиф не пишется по орфографической традиции. Сюда относятся в основном имена собственные, а также несколько указательных местоимений. При полной огласовке надстрочный алиф ставится также над буквой алиф-максура, чтобы показать, что она читается как долгий а̄. Надстрочный алиф - очень редкий знак, и кроме как в Коране, он обычно не употребляется. В Коране же надстрочный алиф встречается иногда даже в тех словах, в которых по правилам пишется обычный алиф.

Цифры

В большинстве арабских стран используются индо-арабские цифры, которые сильно отличаются от известных нам арабских цифр. При этом цифры в числе пишутся, как и у нас, слева направо.

Арабские цифры 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Индо-арабские цифры ٠ ١ ٢ ٣ ٤ ٥ ٦ ٧ ٨ ٩

, хауса), Турции. Арабское письмо сложилось на основе набатейского письма (4 в. до н. э. - 1 в. н. э.), восходя­ще­го к древнеарамейскому. Набатейская письменность использовалась арабоязычными жителями Синай­ско­го полу­остро­ва и Северной Аравии в 3-4 вв., о чём свиде­тель­ству­ет надпись из Немары (328) и надпи­си 4-6 вв., найден­ные в древне­хри­сти­ан­ских храмах Синайского полуострова и Северной Аравии.

Арабский алфавит
Графические формы буквы Знак
транс-
крип-
ции
Название буквы №№
п/п
Конеч-
ная
Средин-
ная
Началь-
ная
Обособ-
ленная
русское арабское
алиф أَلِفٌ 1
[б] ба بَاءٌ 2
[т] та تَاءٌ 3
[с̱] са ثَاءٌ 4
[дж] джим جِيمٌ 5
[х̣] ха حَاءٌ 6
[х̱] ха خَاءٌ 7
[д] даль دَالٌ 8
[з̱] заль ذَالٌ 9
[р] ра رَاءٌ 10
[з] зайн زَينٌ 11
[с] син سِينٌ 12
[ш] шин شِينٌ 13
[с̣] сад صَادٌ 14
ﺿ [д̣] дад ضَادٌ 15
[т̣] та طَاءٌ 16
[з̣] за ظَاءٌ 17
[ʻ] айн عَيْنٌ 18
[г̣] гайн غَيْنٌ 19
[ф] фа فَاءٌ 20
[к̣] каф قَافٌ 21
[к] каф كَافٌ 22
[л] лам لاَمٌ 23
[м] мим مِيمٌ 24
[н] нун نُونٌ 25
[h] ха هَاءٌ 26
[ў] вав وَاوٌ 27
[й] йа يَاءٌ 28

Согласно арабской языковедческой традиции , собственно арабское письмо складывается в начале 6 в. в г. Хира, столице арабского Лахмидского княжества, и получает дальнейшее развитие в середине 7 в., при первой записи Корана (651). Арабское письмо сложилось как фонематическое и включало лишь обозна­че­ния согласных фонем - 28 букв; направление письма справа налево. Во 2‑й половине 7 в. были введены дополнительные строчные, надстрочные и подстрочные значки для дифференциации сходных по написанию букв, для обозначения долгих и кратких гласных , удвоения согласных и отсутствия гласных. В основных чертах арабское письмо сохранилось до настоящего времени. Три из 28 букв, обозначающие согласные, используются для обозначения долгих гласных (алиф, вав, йа). Бо́льшая часть букв имеет в зависимости от позиции в слове четыре начертания (изолированное, начальное, серединное, конечное). Некоторые пары букв образуют на письме лигатуры . Арабское письмо имеет ряд разновидностей («по́шибов»): куфический шрифт (орнаментально-декоративный), сульс, рук, насталик, насх, дивани, магриби и другие. Из них для типографского набора используется насх.

Некоторые почерковые разновидности арабского письма (сверху вниз - «дивани», «магреб», «талик» и «насталик»).

Образец арабского орнаментального письма.

Арабское письмо в средние века широко распространилось среди неарабоязычных народов в резуль­та­те арабских завоеваний и проникно­ве­ния ислама. Более 20 народов СССР до начала, а некото­рые - до середины 20‑х гг. исполь­зо­ва­ли арабское письмо, хотя оно и не было удобно для этих языков. К концу 20‑х гг. в СССР арабское письмо было заменено латиницей, а позднее - алфавитами на основе русской графики. В начале 20 в. с арабского письмо на латиницу были переведены письменности в Индонезии, с 1928 - в Турции, затем в Малайзии, а также языки суахили и хауса в Африке.

  • Истрин В. А., Возникновение и развитие письма, . М., 1965;
  • Крачковская В. А., Новое исследование по истории арабской письменности, «Учёные записки ЛГУ», 1974, № 374. Востоковедение, в. 17, I;
  • Шифман И. Ш., Набатейское государство и его культура, М., 1976;
  • Гельб И., Западносемитские силлабарии, в кн.: Тайны древних письмён, М., 1976;
  • Фридрих И., История письма, пер. с нем., М., 1979;
  • Namy Kh. Y., The origins of Arabic writing and its historical evolution before Islam, «Bulletin of the Faculty of Arts of the Egyptian University», 1935, 3. Arabic Section, р. 1-112;
  • Diringer D., The Alphabet, N. Y., 1953;
  • Grohmann A., Arabische Paläographie, Tl 1-2, Das Schriftwesen. Die Lapidarschrift mit 270 Abbildungen im Text, 66 Tafeln, W., 1971;
  • Diem W., Untersuchungen zur frühen Geschichte der arabischen Orthographie, 1-2, «Orientalia», 1979, v. 48-49;
  • Sourdel-Thomine J., Aspects de l’écriture arabe et de son développement, «Revue des études islamiques», 1980, t. 48, fasc. 1.

Безмалого 7% населения Земли пишут по-арабски, и арабское письмо используется в качестве официального более чем в 22 государствах. Кроме того, оно, с некоторыми модификациями, применяется у народов Афганистана, Индии, Ирана и Пакистана (азербайджанцы, белуджи, кашмирцы, панджабцы, персы и др.).

Арабский алфавит возник на основе набатейского письма (которое произошло от арамейского) и состоит из 28 букв. Для написания этих 28 букв используются 18 стандартных форм, к которым добавляются одна, две или три точки сверху или снизу буквы. В арабском языке используется письменная система: абджад, то есть алфавит, в котором нет гласных - читатель должен сам их добавлять.


Контекстные формы

Форма букв изменяется в зависимости от позиции в слове (отдельно, в начале, в середине или в конце).

Буква кааф:

При этом, арабский - это не чистый абджад. Для коротких согласных и длинных гласных существуют буквы, но короткие гласные и длинные согласные никак в письме не представлены. В письме содержится множество диакритических знаков, которые в современном арабском обозначают согласные.

Геометрические принципы и правила пропорции играют важнейшую роль в арабской каллиграфии. Они определяются первой буквой алфавита -алифом, который является собственно прямой вертикальной чертой.

Высота алифа составляет от 3 до 12 точек, в зависимости от каллиграфа и стиля письма.
. Ширина алифа равна точке, то есть квадрату, образованному при нажатии конца тростникового пера на бумагу, причём размер квадрата зависит от того, как обрезано перо, а также от степени нажима.
. Воображаемый круг, который использует алиф в качестве диаметра, - это круг, в который должны быть вписаны все буквы арабского алфавита.

Арабское письмо имеет много различных стилей - их более ста. Но существует шесть основных стилей - геометрические (в основном, куфический и его варианты), и курсивные (насх, рука, тулут и др.).

Куфи (или куфический) известен своими пропорциональными размерами, угловатостью и квадратностью.

Тулут означает «одна треть», что связано с пропорциями пера относительно более раннего стиля Тумаар. Он используется как орнаментальное письмо.

Насах , что значит «копирование», - один из самых ранних стилей письма с разработанной системой пропорций. Он славится чистотой форм и читабельностью, используется при переписывании Корана.

Талик означает «свисающий», что соотносится с формой его букв. Это курсивный шрифт, возникший в Персии в начале IX столетия. Он также называется Фарси (или персидский).

Дивани возник в Оттоманской империи на основе талика. Этот стиль стал основным при дворе Оттоманской империи, и его название происходит от слова «диван», что означает «королевский двор». Дивани отличается сложностью линий внутри букв и близким расположением букв внутри слов.

Рика - стиль, развившийся на основе насаха и тулута. Отличается простотой и тем, что при его написании используется малое число движений, благодаря его коротким горизонтальным штрихам-основам, именно поэтому это самый распространенный стиль для повседневной жизни. Он считается более сложным по отношению к насаху, который дети изучают первым. В старших классах учащиеся начинают писать рику.

Когда текст, написанный слева направо, смешивается с текстом, написанным справа налево в одном и том же параграфе, каждый текст должен быть написан в своём собственном направлении, и называется «двунаправленным».

Существует много типичных инструментов, таких как кисти, ножницы, нож для очинки перьев и чернильница. Но самым традиционным инструментом арабского каллиграфа является калам - перо, сделанное из высушенного тростника или бамбука. «Традиционный способ держать перо», - писал Сафади в 1987 году, - «с помощью среднего пальца, указательного и большого, расположенных друг от друга на достаточном расстоянии вдоль пера. Необходимо самое легкое нажатие».

Что касается чернил, то тут есть несколько вариантов: чёрные и коричневые (часто используются, поскольку их густота и насыщенность могут сильно варьироваться), а также жёлтые, красные, синие, белые, серебряные и золотые.

Развитие арабской каллиграфии привело к возникновению нескольких декоративных стилей для специальных нужд или вкусов, для того, чтобы доставить удовольствие или удивить.

Гульзар был введен Сафади (в 1979 году) в исламскую каллиграфию как техника заполнения пространства внутри достаточно больших букв разнообразными орнаментальными приёмами, включая цветочные мотивы, геометрические образцы, сцены охоты, портреты, маленькие надписи и другие изображения.Гульзар часто используется в сложной каллиграфии, где он также окружается декоративными деталями и каллиграфическими группами.

Марайя или мутханна - техника зеркального письма, в которой композиция слева зеркально отражает композицию справа.

Тугра - уникальный каллиграфический приём, который используется как королевская печать. Эти эмблемы были очень декоративны и стали особенно популярны во времена расцвета Оттоманской бюрократии.Нишанги или тугракеш - это каллиграф, специально подготовленный для написания тугры.

В зооморфной каллиграфии из слов составляются фигуры человека, птицы, животного или какого-нибудь объекта.

Сини - это китайская мусульманская каллиграфическая форма арабского письма. Может относиться к любому типу китайской исламской каллиграфии, но обычно используется для обозначения одного, с толстыми суживающимися эффектами, очень похожими на собственно китайскую каллиграфию. Широко используется в восточном Китае, один из известных каллиграфов сини - Хаджи Ноор Дин.

Основным стилем персидской каллиграфии традиционно был насталик. Хотя иногда использовался для записи арабских текстов (известен также как тали), всегда был более популярен в персидских, турецких и южно-азиатский областях. Широко практикуется как форма искусства в Иране, Пакистане и Афганистане. «Насталик» означает «отклоняющийся», что хорошо передаёт способ написания, когда каждая буква в слове как бы отклоняется от предыдущей (то есть располагается ниже, а не на том же самом уровне).


Персидско-арабское письмо исключительно курсивное. Большинство букв в слове соединены друг с другом. В персидско-арабском, также как и в арабском, слова пишутся справа налево, в то время как цифры пишутся слева направо. Для записи неарабских звуков используются существующие буквы с добавлением точек, линий и других форм.

Арабская каллиграфия возникла на базе копирования Корана, который считается творением Аллаха, поэтому написанное слово само по себе получило сакральный смысл. Многие религии используют изображения (иконы) для выражения основ своих убеждений, ислам же вместо этого предлагает каллиграфию. Отказ от изображений, как от возможной формы идолопоклонства, привёл к развитию каллиграфии в религиозном направлении. Искусство письма всегда занимало необычайно высокое место в арабской, а затем и в исламской культуре.

В средневековой культуре мусульманских стран степень овладения «красотой письма» (каллиграфией) стала показателем образованности, интеллектуального и духовного развития личности. В основе арабской каллиграфии лежит принцип подчинения написанного слова логике ясного, размеренного, ритмичного чтения Корана. Как писал в «Трактате о каллиграфах и художниках» Кази-Ахмед ибн Мирмунши аль-Хуссейн, живший в XVI веке, «мистическое отношение к писанному слову создало на мусульманском Востоке из самого процесса переписки Корана акт, тесно связанный с религиозной догмой прощения грехов». Многие правители брали на себя обет сделать копию Корана и для этого постигали азы каллиграфии.Имел значение и цвет чернил. Известно, что некоторые каллиграфы, изготовив чернила, привязывали сосуд с чернилами на шею верблюда, отправлявшегося в Мекку. Считалось, что именно этими чернилами следует делать копии Корана. К каллиграфии относились, как к точной науке, высчитывалась высота вертикальных букв, протяженность слова на строке. За эталон отсчета брали ромб, который образовывался при прикосновении косо заточенного калама (тростниковой палочки) к бумаге. Таким образом, протяженность той или иной буквы должна была составить (в зависимости от почерка) два или три ромба.

Мастера делали затейливые каллиграммы, для которых использовали наиболее популярные фрагменты Корана. Иногда эти каллиграммы состояли из двух частей, каждая из которых зеркально отражала фрагмент текста.

Искусством, которое в первую очередь и в наибольшей мере повлияло на арабское письмо, является древнейшее искусство - орнаментация. Искусство орнаментации тесно связано с арабской каллиграфией. Орнамент проникает во многие виды изобразительного искусства и существует как вспомогательное искусство в среде других.

Существуют два основных вида мусульманского орнамента, имеющих бесконечное разнообразие вариантов, - растительный ислими (узор из гибких, вьющихся растительных стеблей, побегов, усыпанных листьями и цветами)




И геометрический гирих (жесткие прямоугольные и полигональные непрерывные фигуры-сетки, узлы).

Ислими и гирих всегда строго математически выверены и рассчитаны. Их варианты и композиции многообразны и практически неисчерпаемы и бесконечны.

Арабский восточный орнамент и каллиграфия идут как бы параллельно в своём развитии. Когда в течение времени изобретались новые узоры, они применялись как для орнамента, так и для каллиграфии.

В истории средневекового орнамента большая роль отводится именно искусству арабов, а затем и других национальностей, исповедующих Ислам. Ислам, возникнув в первой трети VII века на Ближнем Востоке в Аравии, в короткое время распространился на огромной территории от Пиренеев до Памира. Впитав приобретённые формы византийской, коптской, персидской, эллинистическо-римской орнаментики, арабско-мусульманский декор представил собой роскошное, уникально-самобытное искусство орнамента и каллиграфии.


Одна из особенностей арабского декора - «ковровая» орнаментация, в которой узор покрывает всю поверхность предмета или сооружения. В исламском декоре почти всегда присутствуют краткие надписи - пословицы, благопожелательные изречения из Ислама, афоризмы и т. д. Из растений чаще всего встречаются цветы - тюльпаны, гвоздики, гиацинты, амариллисы, побеги вьющихся растений и др., изображенные в естественном или стилизованном виде. Необычайно популярными были розы и плоды граната, они символизировали райскую жизнь. Использовали в исламском декоре и капельники (сталактиты).

Мин хасуна заннаху таба айишуху
مَنْ حَسُنَ ظَنُّهُ طابَ عَيْشُهُ
Кто мыслит позитивно, тот будет жить прекрасно .

После второй тур-поездки в Египет захотелось таки разобраться с системой арабского письма.
Кое-что получилось, правда, конечный вывод не утешительный.
Нам русским, говоряшим кончиком языка практически невозможно освоить их горловое произношение и отличать нюансы.

Мало того что из 28 букв у них ВСЕГО ТРИ ГЛАСНЫХ (а, и, у), в арабском на наш слух:

2- «Д» - Даль, Дад - ض , ﺩ
2- «К» - Каф, Кяф - ك , ق
2- «Т» -Та,Та - ط , ﺕ
2- «Р» -Гайн,Ра- ر , غ
3- «С» -Синь,Сад,Tha- ﺙ ,ص , س
4- «З» -За, заль, Зай, егип-Зад- ز , ذ , ظ , египетская ض
3- «Х» -хь, Кха, Ха- ح , خ , ه
из оставшихся семи - два звука у нас просто нет (хотя один из них вы иногда произносите, когда врач засунув ложку в рот просит сказать А-А-А).

Проблемка ещё и в том что больше половины букв пишутся по разному в начале, середине и конце слова и отдельно....

..Если не пытаться проглотить весь этот торт целиком и зараз, то все не так страшно....

результат получился на 6 страничках, которые здесь будут изложены ещё более сжато, но достаточно, что бы разобраться в системе и прочитать первое своё слово на арабском... Итак, сначала рассмотрим всего 11 букв, потом значки над буквами и под ними, изучим кратко правила соединения букв и попытаемся прочитать первые слова.

Например Слово Любовь- ХУББ حُبْ

Где Х, где У, где Б - 5 минут внимания и всё будет понятно.
........
продолжение:

Арабское письмо пишется и читается справа налево.
Буквы лучше запоминать ГРУППАМИ - по удобности и похожести. Жёлтым маркером отмечены ассоциации, которые помогают запомнить букву, или важные замечания.

1. - "ЗЛЫЕ" БУКВЫ ﺩ (даль), ﺫ (заль), ﺭ (ра) ﺯ (зай) ا (алиф), و (уау) - они везде пишутся одинаково.

Эти 6 букв, злюки. Они не дружат со всеми, кто левее них. Если такая ультраправая барышня встречается в середине слова, то следующая за ней буква обязана принять начальную (или отдельную) форму.

(даль) Обозначает звук «д» округлённый знак «больше»- даль

(заль) Обозначает межзубный звук «з» пример this other. ассоциация- заяц вдали

(ра) Обозначает звук «р» ладья «РА»

(зай) Обозначает звук «з» ладья Ра с ЗАЙцем наверху

ا (алиф) Обозначает гласные звуки, самый распространенный вариант - долгое «а», в начале слова
ﺎ (алиф) В конце и середине слова дружит с соседними буквами -с оединяется справа

و و (уау) Этот звук соответствует "w" в английском языке полугласная «у»

2. Буквы: ب‎ (ба), ت‎ (та) и ث (tha)

ба Обозначает звук «б» БАран с рогами Конец, середина,начало ببب

та. звук «т» хитрая ТАня Конец,середина,начало تتت

са. звук «c» [θ] пример: think THara из Индии - точка на лбу Конец, середина начало ثثث

3. Буквы: ﺝ (джим), ﺡ (ха) и ﺥ (кха)

джим. Обозначает звуки «дж» или «г» Конец, середина, начало ججج

ха. Обозначает звук «х» Конец, середина, начало ححح

кха. Обозначает звук «кх» Конец, середина, начало خخخ

Итак мы узучили 11 букв: ا (алиф), ب‎ (ба), ت‎ (та) ث (са), ﺝ (джим), ﺡ (ха), ﺥ (кха), ﺩ (даль), ﺫ (заль), ﺭ (ра) и ﺯ (зай)

4. ЗНАЧКИ. Об остальных буквах позже, а теперь о ЗНАЧКАХ, точнее о чёрточках над и под буквами - называются они ташкиль (ташкиль, от араб. «организация», «составление»). Используются для обозначения (для огласовки) коротких гласных.

Огласовки в письме обычно не используются, поскольку предполагается, что человек, владеющий арабским языком, сможет прочитать текст и без них. Ташкиль встречается в детских книжках, учебниках арабского для начинающих и Коране.

Черточка над буквой: фатха. Обозначает звук «а».

Черточка под буквой: касра. Обозначает звук «и».

Петля над буквой: дамма. Обозначает звук «у».

Кружок над буквой: сукун. Обозначает отсутствие гласной.

Ш-образный знак над буквой: шадда. Обозначает удвоение согласной.

Давайте напишем слово «книга» русскими буквами, но на арабский манер. Сначала уберем все гласные и получим «кнг». Теперь нам нужно подобрать огласовки. После «к» у нас гласных нет, соотетственно над ней повесим сукун. «Н» у нас идет в паре с «и», поэтому ей будет сопутствовать касра. Над «г», как вы, наверное, сами уже догадались, появится фатха.

В итоге должно получиться что-то вроде:

а теперь прочитайте: Получилось? , а Пушкина в арабской аббревиатуре представьте?!

Таким образом, если мы имеем بَ , это будет произноситься как «ба», بِ - как «би», а بُ - как «бу».

ещё примеры:

5. ПРАВИЛА СЛОЖЕНИЯ.

Попробуем сложить буквы: ا (алиф), ب‎ (ба), ت‎ (та) и ث (са). вместе и изобразить изящную арабскую вязь.

Сейчас неважно, существуют ли получившиеся слова в арабском языке — важно натренироваться писать все формы букв: начальные, серединные и конечные.
Помним, что алиф — это такая буква-злюка, она не дружит со всеми буквами, находящимися слева от нее. С правыми дружит, а с левыми — нет. Давайте теперь попробуем сложить известные нам буквы в комбинации по 3 и посмотрим, что получится.

Складываем вместе буквы ﺝ (джим), ﺡ (ха), ﺥ (кха) и ا (алиф), ب‎ (ба), ت‎ (та) и ث (са), как обычно, в комбинации по три:

6. Читаем первые слова!!! Мы с вами уже выучили достаточно букв, чтобы получить, наконец, «нормальные» слова. Первое слово ребенка обычно «мама», мы же начнем все-таки с папы.

Отец - аб ابْ

Папа- баба بَابَا в арабском алфавите нет звука «п»), поэтому: лампа-ламба , папа-баба и т.д

Дверь- баб بَابْ

Любовь- хубб حُبْ

Сестра- ухт اُخْتْ

транслитерация очень примерная, всегда желательно услышать произношение изучаемых слов арабо-говорящим товарищем.

Ну вот, как бы на этом можно было бы остановиться . Ситема арабской вязи, надеюсь, стала Вам более понятной.

Кто заинтересовался, продолжим ещё немного.

7. ТРИ АРАБСКИХ «Х ». Буквы ﺡ (ха) , ﺥ (кха) - мы уже знаем, существует ещё одна - х-мягкая ه

ه ха. [х] близкий к нему русский звук произносится в словах "ага". Конец, середина, начало - ههه

Следует знать, что при неправильном произнесении этого звука, смысл слова может кардинально измениться...

Например - везде в трех случаях написано — «ХаЛяКа » и везде разные "Х". Мы, русские, эти ньюансы не слышим и тем более не выговорим...

1) خَلَقَ создал 2) حَلَقَ побрил 3) هَلَكَ погиб, пропал

Успокаивает следущее обстоятельство - говорят что еще круче тайский язык. Там самая сложная в мире письменность, а тонов аж пять, с диалектами семь. Напроимер буква А 1- высокий тон, 2 - низкий, 3 средний тон, 4 с верхнего на нижний тон, 5 с нижнего на верхний тон, и все буквы разные, слово МАЙ будет иметь пять значений: например мАй мАй мАй мАй мАй - неправда сырые дрова плохо горят.

8. Арабское "ЁКЛМН" - Буквы ي йа, ق Каф, ك Кяф, ل лям, م (мим), ن (нан)

ي ي йа [й] "й", но произносится гораздо энергичней - полугласная «и» Конец, середина начало ييي

ق ق Каф Как ворона - КК ар . Конец, середина началоققق

ك ك Кяф [к] напоминает русское «КЬ » или «кя», (кисть, кий) Конец, середина, начало ككك

Прочитайте, пожалуйста: كَخ

Это пример, как «кяф» пишется в начале. А обозначает это арабское слово «Бяка! Нельзя! Не трогай!»

ل ل (лям) [л] звук "Ль " в словах "лён", "лето". Конец, середина начало-للل
م م (мим) "м" в словах "мираж", "миг", "мир". Конец, середина начало ممم

ن ن (нан) Конец, середина начало ننن

9 Буквы ش шинь, س синь

ش ش Шинь Ш мягкого оттенка (шь) Конец, середина начало ششش

س س [s] синь Конец, середина начало سسس

10. Буквы ص сад, ض Дад(Зад)

ص ص [S] сад Конец, середина начало صصص

ض ض [D] Дад звук, похожий на «д» Конец, середина начало ضضض

В египетском диалекте звук «Дад» произносится как обычная «З» примеры:

مضبوط мазбут «нормально, нормалёк» (египт)

بالضبط биззапт «точно, в яблочко». (египт) т.е. по егиетски ДАД - это ЗАД

Из всего арабского алфавита звук этой буква считается самым трудным на фоне остальных, как для иностранцев, так и для самих арабов. Ибн Манзур: «Звук „Дад“ произносят только арабы. В других языках он практически не встречается».

11.Буквы غ гайн, ع айн

غ غ гайн "Р" картавое без раскатов, напряженное. Конец, середина начало غغغ

ع ع [g] айн. Конец, середина начало ععع

Этот звук чужд русскому языку. Согласный » "Айн" является одним из самых трудных звуков арабского языка.

12. Буквы ط та, ظ за, ف фа

ط ط [T] та Конец, середина начало ططط
ظ ظ [Z] за Конец, середина начало ظظظ
ف ف [f] фа Конец, середина начало ففف

13.Тренировочка чтения:
тариха تَرِهَ
баруда بَرُدَ
уулида وُلِدَ
камида كَمِدَ
забала ذَبَلَ
барака بَرَكَ
макара مَكَرَ
тарака تَرَكَ
закара ذَكَرَ
хараба هَرَبَ

Дополнительно - Арабские цифры:

٩ ٨ ٧ ٦ ٥ ٤ ٣ ٢ ١ ٠
9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

состоит из 28 букв, которые обозначают только согласные фонемы. Для обозначения долгих гласных используются три согласные буквы: «алиф», «уау» и «йа». Краткие гласные, удвоение согласных, отсутствие гласной обозначаются специальными знаками — огласовками, которые бывают надстрочными и подстрочными. Однако обычно на письме огласовки не используются, они проставляются только в случаях, когда нужно передать точное звучание текста: в Коране, словарях, учебниках.

Направление арабского письма — справа налево. В зависимости от положения в слове буквы имеют разные варианты написания: изолированное, начальное, срединное и конечное. Шесть букв арабского алфавита: «алиф», «даль», «заль», «ра», «зайн», «yау — не соединяются с последующими буквами, то есть не имеют срединного написания. «Алиф» — единственная «немая» буква арабского алфавита, не обозначающая никакой согласный звук. В зависимости от контекста она может использоваться для обозначения долгого гласного [а] либо как вспомогательный орфографический знак, не имеющий собственного звучания. Некоторые сочетания букв на письме образуют определенные слитные написания — лигатуры, самая распространенная из которых — «лям-алиф» — لا.

Кроме 28 самостоятельных букв в арабском письме используется еще три знака, не являющихся ни буквами, ни огласовками: «хамза» (ء), «та-марбута» (ۃ) и «алиф-максура» (ى).

Арабский язык: шрифты

Арабское письмо имеет ряд разновидностей (шрифтов). Самый широко используемый (типографский) — насх. Именно им печатаются практически все книги на арабском языке. Кроме этого, есть еще и упрощенный вариант шрифта насх — рук"а — шрифт, применяемый в скорописи. Владение этими двумя шрифтами обязательно для любого образованного араба. Кроме них существует еще орнаментально-декоративный — куфический шрифт, самый древний, используемый в настоящее время там, где неприменимы скорописные шрифты: в архитектуре, декоративных заголовках, вывесках и т. п. Исключительно для написания каллиграмм (произведений каллиграфов) используется шрифт сулюс. Все перечисленное далеко не исчерпывает вариантов письма, ведь в каждой из стран, где было принято арабское письмо, разрабатывались свои каллиграфические шрифты, самые распространенные из которых — дивани (разработан в Османской империи) и та"лик (Иран, Пакистан).

«Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного» (Басмала)

«Аллах Велик»

Та"лик

«Тебе поклоняемся и у Тебя просим помощи» (Коран, сура 1:4)

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то