Багровый культ Лавкрафта: Проклятие темно-красного алтаря (1968)

Вышедший в том же году, что и “Великий инквизитор” и от той же студии Tigon, фильм напрочь лишен духа Лавкрафта.

Это мой очередной обзор на адаптацию Лавкрафта. И это наименее рекомендуемый мной фильм в серии из четырех самых ранних фильмов, основанных на работах Лавкрафта.

В “Проклятии багрового алтаря” присутствуют элементы лавкрафтовских “Снов в ведьмином доме” в качестве отправной сюжетной точки. Сюжет этого произведения вам может быть наиболее известен по недавней адаптации Стюарта Гордона в первом сезоне сериала “Мастера ужасов” (2005).

В “Проклятии багрового алтаря” крайне мало позаимствовали из оригинального рассказа чтобы заполнить 90-минутный хронометраж. Да, в фильме есть человек, переживающий кошмар о странном ведьмовском ритуале жертвоприношения, и есть история загородного особняка, в котором он останавливается на ночлег. Но когда наш герой пробуждается, фильм начинает походить на сексуальный фарс, с угрожающим присутствием Кристофера Ли и болезненно выглядящего Бориса Карлоффа. Борис, безусловно, выглядит менее бодро, чем в “Умри, монстр, умри” за три года до этого.

Багровый культ Лавкрафта: Проклятие темно-красного алтаря (1968)
Кристофер Ли (Слева) и Борис Карлофф (справа)

Иконы хоррора Карлофф и Ли отодвинуты на второй план. Карлофф даже произносит одноразовые шутки в своем классическом стиле. А еще ужасает сцена с фейерверком. Прямо перед Борисом взрывается фейерверк, в то время как он сидит в инвалидной коляске! Это выглядит не очень-то уважительно по отношению к нему.

Багровый культ Лавкрафта: Проклятие темно-красного алтаря (1968)
Майкл Гоф

Еще одним актером, чье присутствие также выдвинуто на второй план, является Майкл Гоф, который исполняет роль робкого дворецкого. Такова была иерархия звезд хоррора в то время. Карлофф, Ли, Гоф. Сквайр, профессор, дворецкий. Как по мне Гоф должен был по-прежнему играть главные роли в фильмах, а не просто небольшие роли дворецких. Его маниакальные роли в “Ужасах черного музея”, “Конга”, “Троге”, “Проклятом зоопарке” и  “Берсерк!” достойны наиболее высокой оценки. И я очень рад, что Тим Бертон продолжает снимать его в своих фильмах, включая также недавнюю “Сонную Лощину”. По крайней мере, его роль Альфреда в фильмах о Бэтмене – это та самая роль дворецкого, которой можно гордиться.

Багровый культ Лавкрафта: Проклятие темно-красного алтаря (1968)
Майкл Гоф в роли Альфреда (Бэтмен)

Еще одна изредка появляющаяся икона хоррора (фильм “выехал” исключительно за счет громких имен) – Барбара Стил, которую нечасто можно было увидеть в британских фильмах – обычно она работала в Италии, прежде чем снялась в нескольких американских фильмах 1970-х годов (в таких как “Судороги” и “Пираньи”), после чего занялась продюсерской деятельностью. Ее по-готичному прекрасное лицо послужило успехом многих итальянских фильмы ужасов, как например, шокирующий образ ее лица, в которое вбивают маску с шипами в фильме “Маска сатаны”. В “Багровом алтаре” она полностью окрашена в зеленый цвет, носит неправдоподобно демоническую, эээ, шляпу с рогами, и практически не имеет никакого отношения к коротким сценам сновидений. Я даже не уверен, что в фильме звучит ее собственный голос. Стил также постоянно отходит на второй план, в то время как на первый план выходят практически полностью обнаженные мужчины и женщины в сценах колдовских ритуалов.

Багровый культ Лавкрафта: Проклятие темно-красного алтаря (1968)
Барбара Стил

Наибольшее количество обнаженки присутствует в начале фильма на студенческой вечеринке. Грудь, покрытая лишь приклеенными кистями, была уловкой, которую использовали в 1960-х в заведениях со стриптизом в Сохо, чтобы обойти строгие законы о непристойности. Также были резиновые одежды для фетиша. Довольно откровенно, но едва ли сексуально – весьма лажовая оргия.

Багровый культ Лавкрафта: Проклятие темно-красного алтаря (1968)

Также довольно лажовы сам сюжет, плохо прописанные диалоги и ленивая режиссура. Некоторые из простейших сцен с диалогами не очень хорошо сочетаются друг с другом. Все это закреплено какой-то по-настоящему ужасной фоновой музыкой, особенно – в сцене титров.

Багровый культ Лавкрафта: Проклятие темно-красного алтаря (1968)
Вернон Сьюэлл

Во всем этом немалая доля вины режиссера Вернона Сьюэлла. Его другой фильм ужасов – “Ужас кровавого зверя” (также 1968 год) тоже крайне посредственен. Не хочу быть резким, но я видел немало плохих фильмов ужасов, а эти два фильма не только невероятно скучны, но и растрачивают впустую таланты актеров. Имея в своем арсенале подобный актерский состав и съемочную команду, у режиссера не было оправданий снимать скучную картину.

У Сьюэлла даже Джонни Кокийон работал в качестве оператора, чья работа в “Великом инквизиторе” сделала его одним из самых красивых британских фильмов ужасов за всю историю. В “Багровом алтаре” освещение в сценах сновидений просто великолепно, но постановка и монтаж невероятно скучны и едва ли лучше чем в фильмах Эда Вуда.

Багровый культ Лавкрафта: Проклятие темно-красного алтаря (1968)

Сьюэлл также явно не замарачивался над тем, чтобы сделать фильм ужасов страшным. Молодые актеры не изображают страх, а скорее наоборот – играют так словно это все легкая комедия.

С целью получения более высокого возрастного рейтинга в фильме даже больше сцен секса, чем пугающих сцен – как к примеру кадр с попой Вирджинии Уэтерелл (когда она встает с постели) и ее груди в любовной сцене. Эти кадры можно было запросто вырезать, как того могла потребовать цензура.

Багровый культ Лавкрафта: Проклятие темно-красного алтаря (1968)

Позднее в том же году продюсерская компания Tigon сделает огромный шаг вперед, выпустив крайне смелый фильм – “Великий инквизитор” (в США вышел под названием “Червь-Завоеватель”). Один из самых провокационных и прогрессивных фильмов ужасов той эпохи. Он не миндальничал, в нем не было ни черного юмора, ни устоявшихся жанровых клише, ни избытка реалистичного насилия. Это фильм для взрослых, в то время как “Багровый алтарь” – для несовершеннолетних.

Кроме того у обоих фильмов есть нечто общее. Руперт Дэвис появляется в обоих фильмах в роли священников. В “Багровом алтаре” даже упоминается практика “прокалывания” женщин подозреваемых в колдовстве – пытка, которую натуралистично показали в “Великом инквизиторе”.

В итоге – едва ли Лавкрафт, едва ли годен к просмотру.


Перевод: Ваня Старостенко (История фильмов ужасов)

Поддержать переводчика донатом:

VISA: 4130 6634 9295 6420


Автор: Марк Ходжсон 

Оригинал: blackholereviews


Author

Бесконечный и неутомимый фанат лавкрафтианы и хоррор тематики, сквозь время и пространство поддерживающий и развивающий сие тему в России и странах СНГ.