Привет, сайт в процессе завершения. Некоторые ссылки могут не работать.
d0fca50ad874e89fd7f953bd5f74f1a2 - Боги, Монстры и жуткое наследие Г.Ф. Лавкрафта

Боги, Монстры и жуткое наследие Г.Ф. Лавкрафта

Боги, Монстры и жуткое наследие Г.Ф. Лавкрафта

Работы автора повлияли на бесчисленное множество произведений, включая новый сериал от HBO «Страна Лавкрафта». Однако, как современные последователи мирятся с его расизмом, сексизмом и различными странностями?

bogi monstry i zhutkoe nasledie g.f. lavkrafta - Боги, Монстры и жуткое наследие Г.Ф. Лавкрафта
Лавкрафт начал писать еще в детстве, в конце концов посвятив себя фантастике ужасов. Архив PL/Alamy стоковое фото

Сериал «Страна Лавкрафта», стартовавший 16 августа на HBO рассказывает историю чернокожей семьи, вовлеченной в жуткие события. Основанный на новелле Мэтта Руфа 2016 года, сериал является взглядом со стороны на ужасы Америки Джима Кроу («Законы Джима Кроу» – ряд законов о расовой сегрегации, принятых в штатах в период 1890—1964, существенно ограничивавших права чернокожего населения США – примечание от переводчика), регулярно отсылающим и переосмысливающим работы Г.Ф. Лавкрафта, широко цитируемого, хотя и малоизвестного писателя-фантаста начала 20-го столетия.

В широком смысле – хотя и со множеством оговорок – истории Лавкрафта описывают огромный и неописуемый ужас, скрывающийся за завесой обыденного мира. Его работы, изобилующие кровосмесительными связями, щупальцами и невыразимым страхом, начинаются с обычных или с виду обычных людей, вовлеченных в пугающие и сверхъестественные события. И крайне редко к концу его герои остаются живыми или в здравом рассудке. Его видение странного – мизантропическое, основанное на идее о том, что вселенная в лучшем случае безразлична к человеческой жизни, а в худшем – антагонистична ей.

Адаптируя работы Лавкрафта, приходится считаться с его проблемным наследием – возмутительный расизм и сексуальные фобии оставили печать на большинстве его рассказов. Тем не менее, его мощное влияние ощущается во многих медиа – телевидении, фильмах, художественной литературе, комиксах, видеоиграх, ролевых играх, изобразительном искусстве, мягких игрушках, а также других жанрах. Монстр из «Чужого»? Исключительно Лавкрафт. Гигантский кальмар из «Хранителей»? Снова Лавкрафт. Голодные Шогготы из пилотного выпуска «Страны Лавкрафта»? Снимаем шляпу.

Если вы не отличите Йог-Сотота от Шаб-Ниггурата – хорошо! Бегите, пока можете! Однако же, если собственный рассудок вам не дорог, ознакомьтесь с кратким руководством о человеке, монстрах и следу из слизи, оставленному в массовой культуре его работами.

Человек

3 700x1024 - Боги, Монстры и жуткое наследие Г.Ф. Лавкрафта
1898 – 1900 годы. Лавкрафту 8 – 10 лет

Родившийся в Провиденсе, Род-Айленд, в 1890 году, в зажиточной семье, быстро скатившейся по социальной лестнице вниз, Говард Филлипс Лавкрафт был чудесным ребенком, ставшим крайне странным с возрастом. (Когда оба твоих родителя умирают в одной и той же психиатрической лечебнице в течение двадцати лет, возможно этот факт не станет большим сюрпризом). Так и не окончив старшую школу из-за нервного срыва, он начинает писать короткие рассказы, вдохновленные Эдгаром Алланом По, а также увлекаться любительской журналистикой, расистской и ксенофобской поэзией.

Он всецело посвятил себя жанру ужасов после окончания Первой Мировой войны, создавая тревожные и зачастую взаимосвязанные истории, большинство из которых публиковались в журнале «Вирд Тэйлз».

Недолгое время он был женат и несколько лет прожил в Бруклине, этот период вдохновил его на создание таких историй как «Кошмар в Ред-Хуке». Когда его брак распался, он вернулся в Провиденс, где написал такие рассказы как «Тень над Иннсмутом» и «Хребты Безумия».

Действие многих его рассказов, изобилующих тяжеловесной лексикой и архаичным стилем письма, происходят в различных районах Массачусетса, названного его последователями Страной Лавкрафта.  В рассказах Лавкрафта присутствует множество странных общих тем – слизь, ракообразные, постижение запретных знаний.

Через множество рассказов красной линией проходит неприятие сексуальной близости; другие рассказы демонстрируют глубоко укоренившийся расизм, при котором любой «цветной» персонаж являет собой пример крайнего варварства. Его фантастические рассказы и истории о призраках приносили ему скудный доход, и Лавкрафт умер в 1937 году в состоянии крайней нищеты.

Мифос

bogi monstry i zhutkoe nasledie g.f. lavkrafta 2 - Боги, Монстры и жуткое наследие Г.Ф. Лавкрафта
Древний крылатый бог Ктулху, изображенный здесь в наброске Лавкрафта, является ключевой фигурой в каноне космического ужаса автора.Dipper Historic/Alamy Стоковые Фотографии

Лавкрафт создал собственный жанр, названный «космическим ужасом» или «космицизмом». Представьте нигилизм, смешанный с головоногими.

Основная идея: люди ничто в гигантской вселенной, а космосом управляют силы, столь чуждые и ужасающие, что наши скудные умы не в состоянии даже осознать их. Большинство персонажей, столкнувшихся с ними, неизбежно сходит с ума. Главный злодей космицизма – Ктулху, крылатый осьминогоподобный древний бог. Однако он и его сородичи не столько злые, сколько безразличные к никчемным человеческим жизням.

Что до пантеонов, космогония Лавкрафта довольно разрозненна, и к стройному виду приведена его верным последователем Августом Дерлеттом. В ней есть Великие Древние, Внешние Боги, Старцы, а также различные монстры, такие как шогготы, раса многоглазых рабов из бесформенной протоплазмы.

Все эти существа изредка антропоморфны, но как правило больше похожи на слизней, рыб, ракообразных, студней или других тошнотворных тварей.

Лавкрафт описывал их пришельцами из других планет, однако некоторые из них правили Землей в далеком прошлом, а сейчас скрываются в ее глубинах. (Поэтому больше никаких экспедиций в Антарктику, ок?)

Вот боги, с которыми следует познакомиться, а затем сбежать в безумном страхе: Дагон, морской бог-монстр; Нъярлатотеп, злобный бог-оборотень, принимающий время от времени облик фараона или жуткой летучей мыши; Шаб-Ниггурат, похожая на облако богиня, называемая иногда «Черный Козел с Легионом Младых»; Йог-Сотот, «Все-в-Одном» и «Одно-во-Всем», страшное нагромождение сверкающих шаров.

Пять главных работ

pisma i knigi lavkrafta 1024x577 - Боги, Монстры и жуткое наследие Г.Ф. Лавкрафта

Ценность прозы Лавкрафта не в качестве его громоздкой прозы, а в создаваемой им атмосфере. Повествование неспешно, диалоги напыщенны, а мрачность удушает. Однако, если вы хотите ощутить ползучий хаос на вкус, вот вам несколько подсказок для начала.

Хребты Безумия (1936)

В этой душераздирающей истории Доктор Уильям Дайер, профессор геологии из Мискатоникского университета (типа Гарварда, но мрачнее), присоединяется к экспедиции в Антарктику. Его команда открывает замерзшую во льдах доисторическую форму жизни. Затем начинается кошмар. Дайер обнаруживает останки древней инопланетной цивилизации Старцев, а также намеки на еще большее зло, затаившееся поблизости.

Зов Ктулху (1928)

Эта закрученная история рассказывает о человеке, собирающем воедино разрозненные записки своего умершего дяди-профессора. Неужели его дядя наткнулся на культы, поклоняющиеся Древнему Богу? Да, сэр! Обратите внимание на дебют Ктулху: «И вот тогда, неуклюже громыхая и источая слизь, перед ними появилось оно и наощупь стало выдавливать свою зеленую, желеобразную безмерность через черный дверной проем в испорченную атмосферу ядовитого безумного города» (перевод Э. Серова, П. Лебедев, Т. Мусатова, Т.Таланова, 1993 г.).

Цвет из Иных Миров (1927)

В этой короткой истории землемер, назначенный на работу в местность недалеко от Аркхэма, Массачусетс, обнаруживает, что упавший метеорит отравил местную флору и фауну. Метеорит, испускающий цвет, непохожий ни на один виденный на земле, воздействует на людей, приводя одну из фермерских семей к безумию и смерти.

Ужас в Данвиче (1929)

В этой истории, разворачивающейся в Данвиче, штат Массачусетс, рассказывается о странных событиях, происходящих на ферме семьи Уэйтли. Уилбур Уэйтли пытается проникнуть в библиотеку Мискатоникского университета и похитить копию «Некрономикона», древней книги заклинаний. Когда Уилбур терпит неудачу, невидимый ужас начинает терроризировать округу.

Тень над Иннсмутом (1936)

Рассказ, совмещающий в себе несколько жанровых элементов, повествует о безымянном студенте в возрасте 21 года, остановившемся в Иннсмуте, унылом рыбацком городке. Наш рассказчик со временем подмечает, что у местных жителей очень узкие головы, чрезмерно выпученные глаза и… жабры?

Восемь жутких адаптаций

bogi monstry i zhutkoe nasledie g.f. lavkrafta 3 - Боги, Монстры и жуткое наследие Г.Ф. Лавкрафта
Джеффри Комбс в “Re-Animator”, кровавой экранизации Лавкрафта, начиная с 1985 года, которая стала культовой классикой.Empire International Pictures

Несмотря на то, что эхо влияния Лавкрафта повсеместно прослеживается в массовой культуре, его работы имеют мало удачных адаптаций. Его тревожное и чопорное наследие требует творцов-авантюристов, способных не только охватить его зловещую атмосферу, но и придать ей новые тон и прочтение.

Двор (2003) и Неономикон (2010-2011) Алана Мура

Гремучая смесь из убийств, секретности, тяжелых наркотиков, грубой сексуальной магии и насильственного оплодотворения инопланетной рыбообразной тварью, эта ограниченная серия комиксов, созданная гением графической новеллы и иногда волшебником Аланом Муром, содержит впечатляющую концентрацию ужасов на одну страницу. Мур также сочинил короткую историю What Ho, Gods of the Abyss?”, нечестивое и потрясающее сочетание Лавкрафта и П.Г. Вудхауза.

Баллада Черного Тома (2016)

Подобно «Стране Лавкрафта» Руфа, эта новелла Виктора Ла Валля эксплуатирует глубокие расовые предубеждения Лавкрафта. Это переосмысление «Кошмара в Ред-Хуке» помещает в центр повествования чернокожего персонажа и фокусируется на описании низшего класса Ред-Хука, иммигрантов. Посвящение гласит: «Г.Ф. Лавкрафту, со всеми моими противоречивыми чувствами».

Цвет из Иных Миров (2019)

Если вы хотите передать нереальный вселенский ужас, возьмите для этого нереального актера. Николас Кейдж в киноадаптации Ричарда Стенли играет разводчика альпак (живите с этим), чья жизнь пошла наперекосяк после падения метеорита. «Стэнли и Кейдж», пишет Жаннет Катсолис в «Таймс», «столь сильно перепрыгнули психологическую вершину, что уже никогда не вернутся на землю». 

Навязчивые дети: Новелла (2017)

Что если Скуби и Банда вырастут и столкнутся с Ктулху? В изобретательной и стильной смеси комедии, криминала и ужаса, трое молодых людей и верный пес возвращаются в былые годы, чтобы столкнуться со старым – точнее, Великим Древним – врагом.

Реаниматор (1985)

События киноадаптации рассказа «Герберт Уэст – реаниматор» разворачиваются в 80-е годы в Аркхэме. В центре этого комедийного хоррора Герберт Уэст, студент-медик с необычными идеями относительно клятвы Гиппократа. Фильм стал культовой классикой. Вот что говорит Полин Кель: «Чем кровавее, тем смешнее!».

Зимний прилив (2017 г.) и Глубокие корни (2018 г.)

Подобно Раффу и ЛаВаллю, Рутанна Эмрис также работает над восстановлением наследия Лавкрафта. В этих двух романах рассказывается об Афре Марш, бывшей жительнице Иннсмута, недавно вышедшей из лагеря для интернированных. Потому что правительство США не доверяет людям с жабрами. Работа Эмрис очеловечивает чудовище Лавкрафта, обличая ксенофобию.


Автор: Alexis Soloski. 7 августа 2020

Оригинал: www.nytimes.com

Перевод: Aleksey Golikov. 7 сентября 2020

Jonathan Adams Smith
Jonathan Adams Smith

Бесконечный и неутомимый фанат лавкрафтианы и хоррор тематики, сквозь время и пространство поддерживающий и развивающий сие тему в России и странах СНГ.

Похожие Статьи