Наш проект, посвящен литературному
гению Г. Ф. Лавкрафту и феномену,
что он породил, обобщенный единым
термином «лавкрафтиана».

Если у вас есть вопросы, то напишите нам
на электронный почтовый адрес:
contact@lovecraftian.ru

Назад

Дагон – великий древний и отец глубоководных

Семит­ский бог Дагон, цвет­ной рису­нок на осно­ве релье­фа “Оан­нес” в Хорсабаде

Дагон (Dagon) – одно из самых извест­ных божеств обшир­но­го лав­краф­тов­ско­го пан­тео­на. Явля­ет­ся одним из Вели­ких Древ­них, кото­рый сов­мест­но с Гид­рой, явля­ет­ся пра­ро­ди­те­лем и бес­ко­неч­ным покро­ви­те­лем глу­бо­ко­вод­ной расы, что зовёт их никак ина­че как Отец Дагон и Мать Гид­ра. Впер­вые у Лав­краф­та дан­ное боже­ство появи­лось в одно­имен­ном рас­ска­зе Дагон, напи­сан­ный в июле 1917 года и затем опуб­ли­ко­ван­ный в нояб­ре 1919 года на стра­ни­цах жур­на­ла «The Vagrant». Дан­ный рас­сказ явля­ет­ся одним из пер­вых в твор­че­стве писа­те­ля Говар­да Фил­лип­са Лав­краф­та и опи­сы­ва­ет его соб­ствен­ный кош­мар­ный сон.

«Гро­мад­ный, напо­ми­на­ю­щий Поли­фе­ма и всем сво­им видом вызы­ва­ю­щий чув­ство отвра­ще­ния, он устре­мил­ся, подоб­но явля­ю­ще­му­ся в кош­мар­ных снах чудо­ви­щу, к моно­ли­ту, обхва­тил его гигант­ски­ми чешуй­ча­ты­ми рука­ми и скло­нил к поста­мен­ту свою отвра­ти­тель­ную голо­ву, изда­вая при этом какие-то не под­да­ю­щи­е­ся опи­са­нию рит­мич­ные звуки.»

– Отры­вок из рас­ска­за «Дагон» писа­те­ля Г. Ф, Лав­краф­та 1917 г.

Несмот­ря на то, что боже­ство полу­чи­лось весь­ма инте­рес­ным и отно­си­тель­но ужа­са­ю­щим. Создал Лав­крафт его не на пустом месте, а осно­вы­ва­ясь на запад­но­се­мит­ском боже­стве, покро­ви­те­ле зем­ле­де­лия и рыб­ной лов­ли – Дагоне. Кро­ме это­го, Дагон в трак­та­те И. Виера «De Praestigius Daemonum» упо­ми­на­ет­ся как демон вто­ро­го поряд­ка, глав­ный пекарь адско­го двора.

Пер­во­на­чаль­но у фили­стим­лян, в кон­це 2, нача­ле 1 тысе­че­ле­тия до н. э, Дагон являл­ся вер­хов­ным боже­ством, кото­ро­му при­но­си­ли жерт­вы и стро­и­ли хра­мы, что­бы Отец покро­ви­тель­ство­вал в зем­ле­де­лии, рыб­ной лов­ли и даро­вал богат­ство и побе­ду в любой войне. Изоб­ра­жал­ся Дагон как муж­чи­на креп­ко­го тело­сло­же­ния, с рыбьем хво­стом вме­сто ног. Но поз­же, когда по миру ста­ли рас­про­стра­нят­ся иные боги, а так­же еди­ная вера иуде­ев. То ста­ли про­ис­хо­дить сдви­ги. Так, в Биб­лей­ском писа­нии (1 Царств. 4, 2–7) ука­за­но, что когда фили­стим­ляне захва­ти­ли ков­чег у изра­иль­тян, то поме­сти­ли они его в хра­ме Даго­на, что нахо­дил­ся в горо­де Азот. Но сила изра­иль­ско­го еди­но­го бога сбро­си­ла ста­тую Даго­на с пье­де­ста­ла, и та рас­сы­па­лась на части, пред­зна­ме­нуя кон­чи­ну древ­ней­ших божеств. Кро­ме того, окон­ча­тель­ное раз­ру­ше­ние хра­ма Даго­на про­из­вел биб­лей­ский пер­со­наж Сам­сон, жизнь кото­ро­го опи­са­на в л. 13—16.

Бог-рыба на асси­рий­ской печати

«Суд., 16: 23. Вла­дель­цы Фили­стим­ские собра­лись, что­бы при­не­сти вели­кую жерт­ву Даго­ну, богу своему…»

«1 Цар., 5: 4. И вста­ли они поут­ру на сле­ду­ю­щий день, и вот, Дагон лежит ниц на зем­ле… голо­ва Даго­но­ва и обе руки его лежа­ли отсе­чен­ные… остал­ся толь­ко обру­бок Дагона.»

Имен­но бла­го­да­ря раз­ру­ше­нию Сам­со­ном хра­ма и его смер­ти изра­иль­тяне были осво­бож­де­ны от фили­стим­лян­ско­го прав­ле­ния. Но тем не менее, тот храм был один из сотен. Поэто­му в Отца Даго­на вери­ли еще дол­гие сот­ни лет, пока циви­ли­за­ция фили­стим­лян окон­ча­тель­но не развалилась.

Сто­ит еще ска­зать, что само сло­во «Дагон» име­ет боль­шое сход­ство со сло­вом «даг» («dag»), что с еврей­ско­го озна­ча­ет «рыба». Поэто­му дале­ко неред­ко пред­по­ла­га­лось что имен­но поэто­му дан­ное боже­ство изоб­ра­жа­лось в виде рыбы, либо же три­то­на – полу­че­ло­ве­ка-полу­ры­бы. Соб­ствен­но, имен­но в этом виде и пред­ста­ёт Дагон в «Поте­рян­ном рае» Миль­то­на, где он при­зы­ва­ет сонм пад­ших анге­лов. И вот как раз после пада­ния Даго­на как вер­хов­но­го боже­ства, поз­же его ста­ли отно­сить к демо­нам вто­ро­го поряд­ка. Ибо, иску­шая свя­тей­ших, он утас­ки­вал души в ад, либо в мор­скую пучи­ну, коим счи­та­лась его убежищем.

И несмот­ря на обос­но­ван­ность дан­ной тео­рии, счи­та­ет­ся что имя древ­не­го бли­же все­го всё же к сло­ву «dagan», что так­же с еврей­ско­го озна­ча­ет «зер­но», имен­но поэто­му и про­ис­хо­дят раз­но­гла­сия по тол­ко­ва­нию того, кем же был Дагон для древ­них фили­ме­стян. Но учи­ты­вая рас­про­стра­нён­ность веры в те вре­ме­на сре­ди про­сто­го люда. То Дагон для каж­до­го был тем, кем хотел его видеть миря­нин. Для зем­ле­дель­цев он был дару­ю­щем дождь и солн­це, когда это тре­бо­ва­лось для хоро­ше­го уро­жая. Для рыба­ков он являл бес­ко­неч­ное мно­же­ство рыб­но­го про­мыс­ла. Для вои­нов он покро­ви­тель­ство­вал на служ­бе и в бит­ве. А для бед­ных, был тем, кто мог их озо­ло­тить. И лишь в сред­них веках наше­го тыся­че­ле­тия Дагон стал счи­тать­ся демо­ном. Но спу­стя мно­же­ство лет, бла­го­да­ря бога­той фан­та­зии Лав­краф­та, Дагон сно­ва стал боже­ством пер­во­го поряд­ка, наравне с цен­траль­ным боже­ством лав­краф­тов­ско­го пан­тео­на, имя кото­ро­му – Аза­тот. И имя послед­не­го отсы­ла­ет нас сно­ва к тому само­му хра­му, в горо­де «Азот». Но об этом мож­но почи­тать в отдель­ной статье.

Худож­ник Nataskia Müller

Гово­ря о Дагоне как о демоне, мож­но вспом­нить упо­ми­на­ния в трак­та­те «Recit veritable», 1643 г., где, будучи пред­во­ди­те­лем адско­го леги­о­на, он овла­дел лувьер­ски­ми мона­хи­ня­ми, в част­но­сти им была одер­жи­ма сест­ра Мария. Наслав­шая же демо­нов сест­ра Мад­лен Бавен в ито­ге при­зна­лась, что на шаба­ше вышла за него замуж, т.к. он при­нял облик соблаз­ни­тель­но­го моло­до­го юно­ши, а пото­му попав под его чары, совер­ша­ла с ним мно­го­чис­лен­ные непри­стой­ные поло­вые акты на алтаре

Так же Дагон упо­ми­на­ет­ся в «Некро­но­ми­коне», как один из Древ­них богов, кото­ро­му наря­ду с Вели­ким Ктул­ху покло­ня­ет­ся раса глу­бо­ко­вод­ных амфи­бий, что оби­та­ют в мор­ских глу­би­нах.  А писа­тель Г. Лав­крафт не толь­ко упо­ми­на­ет Даго­на в одно­имен­ном рас­ска­зе, но и посвя­тил ему целую орга­ни­за­цию, беру­щею своё нача­ло с сере­ди­ны IX века, и назы­ва­ю­щая себя никак ина­че, как «Эзо­те­ри­че­ский Орден Даго­на». Поми­мо все­го выше­пе­ре­чис­лен­но­го Дагон упо­ми­на­ет­ся сре­ди дья­воль­ских имен в «Сата­нин­ской Биб­лии» Ла Вея. А совре­мен­ные сата­ни­сты почи­та­ют его в день уро­жая, как Вели­ко­го Хлебодаря.

Соб­ствен­но, по этим мно­го­чис­лен­ным при­чи­нам Дагон дав­но поте­рял свою зна­чи­мость и явля­ет­ся не более чем выду­ман­ным пер­со­на­жем из древ­них мифов, выра­жа­ю­щий­ся и выли­ва­ю­щий­ся в то состо­я­нии, в кото­ром нахо­ди­лось обще­ство в тот или иной про­ме­жу­ток вре­ме­ни. Впро­чем мы, всё же верим в то, что Лав­крафт рас­ска­зал о нём не толь­ко из-за того, что уви­дел сон будучи еще ребен­ком. Но и пото­му, что вели­кий Отец Дагон не вымыш­лен и нахо­дит­ся сре­ди нас, ибо он вер­хов­ное боже­ство с тыся­чью лиц и имён. И имя ему не толь­ко Дагон, но и Один, Тет­ра­грам­ма­тон, Аллах, Буд­да, Зевс. Он есть суть вре­ме­ни и веро­ва­ния. И это абсо­лют­но ника­кая не шутка.

Так, Сан­ху­ни­а­тон писал, что Дагон зна­чит siton (по-греч. зер­но), далее пояс­нял: «Даго­на, после изоб­ре­те­ния им плу­га, назва­ли «Зевс Аро­трий». А Аро­трий озна­ча­ет «пахарь, отно­ся­щих­ся к сель­ско­му хозяй­ству». И пото­му, далее древ­нее боже­ство про­сто поме­ня­ло своё имя, лик и ста­тус. Как и в чис­ле мно­же­ства иных веро­ва­ний Ста­ро­го Света.

Оставьте Отзыв

Ваш адрес email не будет опубликован.

Мы используем файлы cookie, чтобы предоставить вам наилучшие впечатления. Политика Конфиденциальности