Детская поэзия Е.А. Благининой
14 мая исполнилось 115 лет со дня рождения детского писателя Елены Александровны Благининой. В этот день заведующая Октябрьской библиотекой Любовь Васильевна Брюханова для воспитанников старшей группы детского сада «Улыбка» провела час поэзии “По страницам творчества Елены Благининой”.
Началось мероприятие со знакомства с биографией писателя. Ребята были очень удивлены, узнав, что Елена Александровна начала создавать свои произведения с восьмилетнего возраста. Некоторые стихотворения уже были знакомы детям, такие как «Посидим в тишине», «Огонек» и другие, поэтому многие из присутствующих цитировали отрывки наизусть.
Поскольку герои всех стихов Е. Благининой - дети, ребята сравнивали себя с ними. Например, сказали о том, что помогают своим младшим братьям и сестрам так же, как и героиня стихотворения «Научу обуваться и братца». А при чтении стихотворения «Мороз» правильно ответили на вопрос: «Поможем ли мы беззащитным таким?». Ребята предложили свои варианты помощи птицам зимой.
С большим удовольствием дети отгадывали загадки, которые придумала для них Е. Благинина. Очень интересным ребятам показалось сравнение сосульки с серебряным кинжалом, а яблока – с Матрешкой.
Закончилось мероприятие чтением вслух замечательного весеннего стихотворения «Черемуха».
Л. В. Брюханова, заведующая Октябрьской библиотекой
Литературный брейн -ринг «Веселые стихи» по произведениям Елены Благининой
Углублять и расширять знания детей о творчестве Е.Благининой
Закреплять знания детей об особенностях литературного жанра - стихотворение
Подвести детей к пониманию идеи произведения, связать ее со значением пословицы
Развивать память, умение излагать мысль последовательно, обогащая речь определениями, наречиями, глаголами, синонимами
Воспитывать интерес к произведениям Е.Благининой , формировать нравственные качества личности
Предварительная работа:
Знакомство с произведениями Е.Благининой
Рассматривание иллюстраций к произведениям Е.Благининой
Составление небольших рассказов по прочитанным произведениям
Проведение Конкурса чтецов по произведениям Е.Благининой
Материал:
Портреты детских писателей нашей страны - 4 экземпляра
Иллюстрации к стихотворениям Е.Благининой
Колокольчики – 3 штуки
Дипломы командам-участницам – 3 штуки
Призы
Ход конкурса:
Команды под музыку и аплодисменты зрителей входят в зал, рассаживаются по местам.
Ведущий: Е.А. Благинина родилась в Орловской губернии в 1903 году. Выросла среди просторных лугов, лесов. И когда в детстве слушала сказку, то верила, что сказочное случилось рядом. В лесочке стояла улыбающаяся Снегурочка, а по соседнему лугу скакал Иван-царевич на Сером Волке.
Мать и бабушка вели хозяйство, отец работал кассиром на железнодорожной станции.
Первое своё стихотворение Е.А.Благинина написала в 8- летнем возрасте и продолжала писать, учась в гимназии в городе Курске, и в институте в Москве.
Я предлагаю вам вспомнить полюбившиеся стихи эт ого поэта . Сегодня наш Брейн-ринг посвящается ее творчеству. А сейчас я познакомлю вас с правилами нашего конкурса. В конкурсе принимают участие две команды. Вопрос задается для обеих команд, та команда, которая быстрее зазвонит в колокольчик, имеет право первоочередного ответа. Если команда ответила раньше, чем позвонила в колокольчик или ответила неправильно, другая может ответить и получить балл за правильный ответ. Побеждает команда, набравшая большинство баллов. А вот и члены жюри:
Итак, мы начинаем!
Первое задание: Посмотрите внимательно на представленные портреты известных п оэтов нашей страны и выберите портрет Е.Благининой
Ответы команд.
Ведущий: Под цифрой 1 – Маршак С.Я , под цифрой 3 – Некрасов А.Н., под цифрой 4 – Е.Благининой а портрет Г. Остера находится под цифрой 2. Молодцы, ребята.
Второе задание: Давайте с вами вспомним, из каких стихотворений эти строчки. Команда, первой узнавшая произведение сначала звонит в колокольчик, а затем отвечает. Та же команда, которая выкрикивает с места, лишается права ответа.
Вместе с солнышком встаю,
Вместе с птицами пою:
С добрым утром!
С ясным днём!
Вот как славно мы поём!
(«Вместе с солнышком встаю »)
Солнце жёлтым косяком
Улеглось на лавке
Я сегодня босиком
Бегала по травке.
Я видала, как растут
Острые травинки,
Я видал, как цветут
Синие барвинки.
(«Уморилась » )
Я дома не люблю сидеть,
Мне нравится ходить.
Люблю ходить, люблю глядеть,
Друзей с собой водить.
Люблю глядеть на облака,
На солнечный восход;
На то, как гулкая река
Разламывает лёд.
На то, как мастерит столяр
Стол, стул иль табурет
И красит комнаты маляр
В любой весёлый цвет.
Мне нравится ходить.
Люблю ходить, люблю глядеть,
Друзей с собой водить.
Люблю глядеть на облака,
На солнечный восход;
На то, как гулкая река
Разламывает лёд.
На то, как мастерит столяр
Стол, стул иль табурет
И красит комнаты маляр
В любой весёлый цвет.
(«Я дома не люблю сидеть»)
Я бегу у самого откоса
И смешную песенку пою.
Повторяет песенку мою.
Я спросила это: - Замолчишь ты? -
А сама притихла и стою.
(« Эхо »)
Т ихо шепчется с ветлой старая берёза.
Ходит по двору с метлой дедушка Серёжа.
Дед Серёжа, посмотри,
Мы пускаем пузыри!
Видишь, в каждом пузыре -
По малиновой заре,
По берёзке, по ветле,
По Серёжке, по метле.
(«Мыльные пузыри»)
Верещит в углу сверчок,
Дверь закрыта на крючок.
Я разглядываю книжку
Про хрустальный башмачок.
Во дворце весёлый бал,
Башмачок с ноги упал.
Очень Золушке обидно
Покидать высокий зал.
(« Про хрустальный башмачек »)
Задание третье: Определите, к какому стихотворению нарисованы эти иллюстрации, по возможности прочитайте отрывки из этих стихотворений. Не забывайте про правила игры. Командам демонстрируются иллюстрации к произведениям.
1 – Мыльные пузыри ; 2 – Эхо ; 3 – Про хрустальный башмачек ; 4 – Я дома не люблю сидеть ;
Ч етвертое задание : Назовите по очереди как можно больше героев стихотворений Елены Благининой для победы своей команды.
Ведущий: Наш Брейн-ринг закончился. А пока судьи подводят его итоги, перед вами выступит победитель конкурса чтецов по произведениям Елены Благининой
Ребенок читает стихотворение.
Ведущий: Уважаемые судьи, вам предоставляется слово. Судьи распределяют места.
Ведущий: Места распределены, поздравляем победителей и участников Брейн-ринга. До новых встреч.
Использованная литература:
1.Читаем.Учимся.Играем.-2002.№12.-С.34
2. Благинина Е. Стихи.-М.:Просвещение;2012.-234с.
Авторы: Карева Ольга Петровна, учитель начальных классов ГБСКОУ (VIII Ступкина Татьяна Валентиновна, учитель начальных классов ГБСКОУ (VIII вида) №613 Московского района Санкт-Петербурга Тема: Внеклассное мероприятие, посвященное творчеству Е.А.Благининой для учащихся начальной школы.
- Сценарий внеклассного занятия по чтению «В гостях у Е.А.Благининой»
- Ведущий.
Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь вчетверо умней. (Книга)
- Ведущий.
- Ведущий.
Ещё в домах пылают печки
И поздно солнышко встаёт,
Ещё у нас по нашей речке
Спокойно ходят через лёд;
Ещё к сараю за дровами
Не проберёшься напрямик
И в садике под деревами
С метлою дремлёт снеговик;
Ещё мы все тепло одеты -
В фуфайки, в ватные штаны...
А всё-таки весны приметы
Во всём, во всём уже видны
И в том, как крыши потеплели
И как у солнца на виду
Капели, падая, запели,
Залопотали, как в бреду.
И вдруг дорога стала влажной,
А валенки водой полны...
И ветер нежный и протяжный
Повеял с южной стороны.
А воробьи кричат друг дружке
Про солнце, про его красу.
И все весёлые веснушки
Уселись на одном носу.
Ведущий.
Перед вами обложка сборника «Посидим в тишине». (Приложение 1, слайд 6).
Так называется одно из стихотворений в этом сборнике. У Елены Александровны написано много стихов о маме, бабушке. Каждому читателю эти стихи становятся близкими, потому что они написаны о самых родных и дорогих нам людях. Давайте вместе прочитаем это стихотворение.
Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.
И сказала я лучу:
– Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
– Ничего, – шепнул он будто, –
Посидим и в тишине!..
- Ведущий.
Я, как мама, не люблю
В доме беспорядка.
Одеяло расстелю
Ровненько да гладко.
На пуховые подушки
Я накину кисею.
Полюбуйтесь-ка, игрушки,
На работу на мою!
- Ведущий.
- Ведущий.
- Ведущий.
Как у нашей Ирки
На чулках по дырке!
Почему,
Почему
На чулках по дырке?
Потому что неохота
Штопать нашей Ирке.
Как у нашей Натки
Штопка на пятке!
Почему,
Почему
Штопка на пятке?
Потому что неохота
Быть неряхой Натке.
Ведущий.
Учащиеся 2 класса прочитают «Не мешайте мне трудиться», «Новая одёжка», «Приходите, поглядите».
- Ведущий.
На пригорке, на горе,
У сороки на дворе
Собралися гости:
Пташки-канарейки.
Кто лежал на травке,
Кто сидел на лавке,
А лягушка-попрыгушка
Грелась у канавки!
Ведущий. Учащиеся 3 класса прочитают песенку «Сорока-белобока»- Ведущий.
- Ведущий.
- Ведущий.
Паровоз, Паровоз,
Что в подарок нам привёз?
- Я привёз цветные книжки.
Пусть читают ребятишки!
Я привёз карандаши,
Пусть рисуют малыши!
- Ведущий.
- Ведущий.
- Пришла весна. Наступают весенние каникулы. Мы желаем вам хорошего отдыха и приятного времяпрепровождения. (Приложение 1, слайд 15).
С крыши – кап,
С крыши – кап…
Стал морозец
Очень слаб,
А снега осели.
Солнце
В горенке живёт,
Солнце
Горенкой плывёт,
Добро пожаловать в мир чудесных стихов Елены Александровны Благининой. Мир, где живут интересные герои, любопытные персонажи, красивые строки…
Викторина по творчеству Е. А.Благининой содержит 10 вопросов с ответами.
Составитель викторины: Ирис Ревю
2. Какие птицы отбывают в тёплые края в стихотворении Елены Благининой «Улетают, улетели»
Ласточки
Журавли +
Соловьи
3. В каком известном детском журнале было напечатано первое стихотворение Благининой для детей?
«Крокодил»
«Царапка»
«Мурзилка» +
4. Как называется это стихотворение Е.А.Благининой?
«Дождик, дождик, не дожди,
Не дожди ты, подожди.
Выйди, выйди, солнышко,
Золотое донышко!
«Радуга» +
«Дождь и радуга»
«Привет, солнышко»
5. Когда Е.Благинина написала первые стихи для детей?
Во время учёбы в школе
В то время, когда поэтесса училась в Высшем литературно-художественном институте имени В.Я.Брюсова +
В период обучения в Курском педагогическом институте
6. У поэтессы Благининой есть стихотворение, главный герой которого попадает в тёмную чащу. Ах, как страшно! Какие-то тени, шорохи… Кто пришел на выручку главному герою?
Лесничий
Природа +
Фонарик
7. Как называется популярный цикл стихов Елены Благининой о маме?
«Вот какая мама» +
«Самая лучшая мама»
«С мамой»
8. Какие из этих строк принадлежат перу Е.Благининой?
«Чудесный портрет приготовила маме…»
«Всё хожу, всё думаю, смотрю: что ж я завтра маме подарю?..» +
«Славная, милая мама. Я от тебя далеко…»
9. Какой молочный продукт дали попробовать Клаше в известном стихотворении Елены Благининой?
Кефир
Йогурт
Простоквашу +
10. Любима детьми такая литературная форма, как закличка. Закличка – от слова «закликать», звать, просить. И в творчестве поэтессы Благининой тоже есть заклички. Вот фрагмент одной из них:
Солнышко красно,
Гори-гори ясно!..
Нашу землю оживи,
Всех на свете ребятишек
Обогрей, оздорови!
Какое название носит эта закличка?
«Гори-гори ясно!» +
«Обогрей, солнышко!»
«Оздорови, солнышко!»
Орлова Инесса Николаевна
Должность:
музыкальный руководитель
Учебное заведение:
МДОУ "Детский сад "Теремок"
Населённый пункт:
с.Питерка Питерский район Саратовская область
Наименование материала:
конспект
Тема:
развлечение для детей по творчеству Елены Благининой
Дата публикации:
31.07.2016
Раздел:
дошкольное образование
Инесса Николаевна Орлова,
музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад «Теремок»
с.Питерка Питерского района Саратовской обл.
К ЮБИЛЕЮ ЕЛЕНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ БЛАГИНИНОЙ (1903-1989).
РАЗВЛЕЧЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПО ТВОРЧЕСТВУ БЛАГИНИНОЙ.
Оформление зала: портрет Е.А.Благининой- на центральной стене. В разных
местах зала расположены игрушки к стихам Благининой. Выставка детских
рисунков по произведениям Е.Благининой. Выставка детских книг
Е.А.Благининой.
Ведущий
:
Ребята! Мы с вами собрались в нашем зале, чтобы отметить 110-
летний юбилей замечательной и всеми любимой детской поэтессы Елены
Александровны Благининой. Она печаталась в детском журнале «Мурзилка»,
где печатались такие поэты, как Сергей Михалков, Агния Барто, Самуил
Маршак. Ребята сразу полюбили её и её стихи. А стихи у Благининой самые
разные, но все они о том, что близко и дорого детям: про радугу и дождик,
про ветер и берёзки, про сад и огород и, конечно, про самих детей, про их
радости и горести. Елена Александровна писала для детей не только стихи,
но и дразнилки, считалки, песенки, скороговорки и сказки. Мы с вами
разучивали стихи и читали книги Елены Александровны, рисовали картинки
по её произведениям, а сегодня будем отмечать юбилей этой замечательной
поэтессы!
Давайте начнём со стихов про игрушки.
(выходит мальчик с барабаном)
«Барабанщик
»
Барабанщик сильно занят,
Барабанщик барабанит:
-Та-ра-ра, та-ра-ра,
На прогулку нам пора!
Ведущий:
А мы сейчас в игру поиграем с барабаном.
ИГРА «Бей в барабан»
(
игра на определение динамического изменения музыки). Выходят 2 детей
с барабанами.
Я буду играть на баяне, а вы на барабанах; будьте внимательны, играйте, как
я: я-громко и вы-громко, я-тихо, и вы-тихо.(Исполняется пьеса «Барабан»
А.Александрова. Затем музыка постепенно усиливается и затихает. Детям
надо также исполнять её на барабанах).
Ребёнок:
«Наша Маша»
Наша Маша рано встала.
Кукол всех пересчитала:
Две Матрёшки на окошке,
Две Аринки на перинке,
Две Танюшки на подушке,
А Петрушка в колпачке
На дубовом сундучке!
АТТРАКЦИОН: «ПЕРЕНЕСИ ИГРУШКИ».
РЕБЁНОК: (
выходит с игрушкой «паровозиком»)
«Паровоз»
-Паровоз, Паровоз,
Что в подарок нам привёз?
- Я привёз цветные книжки,
Пусть читают ребятишки!
Я привёз карандаши,
Пусть играют малыши!
АТТРАКЦИОН: « НАРИСУЕМ СОЛНЫШКО
»
(листы бумаги лежат на полу, дети рисуют стоя, фломастер привязан к концу
палки)
ПЕСНЯ «ПАРОВОЗ
»
ВЕДУЩИЙ
:
Ребята, понравились вам стихи про игрушки? А вы любите пускать пузыри?
У Елены Благининой есть стихотворение, которое так и называется «Пузыри»
РЕБЁНОК:
«ПУЗЫРИ
».
Тихо шепчется с ветлой
Старая берёза,
Ходит по двору с метлой
Дедушка Серёжа.
-Дед Серёжа, посмотри,
Мы купили пузыри!
Видишь, в каждом пузыре
По малиновой заре,
По берёзе,
По ветле,
По серёжке,
По метле!
Ты смотри-смотри-смотри,
Полетели пузыри?
Красный,
Жёлтый,
Голубой…
Выбирай себе любой!
АТТРАКЦИОН: « КТО БОЛЬШЕ ВЫДУЕТ ПУЗЫРЕЙ».
(выходят 4-5 детей с « пузырями», кто больше выдует)
ВЕДУЩИЙ:
У Елены Александровны Благининой вышло много книг для детей: «Гори-
гори, ясно!», «Бабушка-Забота», «Улетают-улетели», «Журавушка»,
«Тюлюлюй»,»Осень», поэма «Садко».
Давайте почитаем стихи о природе.
РЕБЁНОК:
«ЧЕРЁМУХА»
.
-Черёмуха, черёмуха,
Ты что стоишь бела?
-Для праздника весеннего,
Для Мая расцвела!
-А ты, трава- муравушка,
Что стелешься мягка?
-Для праздника весеннего,
Для майского денька!
-А вы, берёзы тонкие,
Что нынче зелены?
-Для праздника, для праздника!
Для Мая! Для весны!
ИГРА «ПОСМОТРИ,КАК ПЛАЧЕТ ДОЖДЬ»
И. Бодраченко
РЕБЁНОК:
«ОГОНЁК».
Хрустит за окошком
Морозный денёк.
Стоит на окошке
Цветок- огонёк.
Малиновым цветом
Цветут лепестки.
Как будто и вправду
Зажглись огоньки.
Его поливаю,
Его берегу, его подарить
Никому не могу!
Уж очень он ярок,
Уж очень хорош,
Уж очень на мамину
Сказку похож!
ВЕДУЩИЙ:
Ребята, а вы знаете, сколько книг Е.Благининой вышло? За свою жизнь Елена
Александровна выпустила около 40 книг, которые неизменно пользуются
популярностью у детей и взрослых. У поэтессы есть стихи-помощники.
Давайте послушаем.
РЕБЁНОК:
«НАУЧУ ОБУВАТЬСЯ И БРАТЦА»
Я умею обуваться,
Если только захочу,
Я и маленького братца
Обуваться научу.
Вот они- сапожки,
Этот- с левой ножки,
Этот – с правой ножки.
Если дождичек пойдёт,
Наденем сапожки.
Этот- с правой ножки,
Этот- с левой ножки.
Вот как хорошо!
АТТРАКЦИОН: «ПОДБЕРИ ПАРУ»
(в обруче лежит обувь разного размера и типа: сандалии, туфли, тапки. Двое
детей составляю пары. Кто больше пар составит).
РЕБЁНОК:
«ПРИХОДИТЕ, ПОГЛЯДИТЕ!».
Метлу взяла
И двор подмела.
Всюду нос метла совала,
Но и я не отставала-
От сарая до крыльца
Подметала без конца.
Приходите, поглядите.
Хоть сориночку найдите!
АТТРАКЦИОН: «ПОДМЕТАЙ-КА!»
(на полу в разных концах зала разбросан мусор- мятая бумага. Двое детей
должны подмести метлой свою территорию. Кто выполнит быстрее и чище).
ВЕДУЩИЙ:
РЕБЯТА, а кто у вас самый близкий, дорогой, любимый человек? Конечно,
мама. У Елены Благининой есть стихи, посвящённые маме.
РЕБЁНОК:
«ПОСИДИМ В ТИШИНЕ».
Мама спит, она устала…
Ну, и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой…
А по маминой подушке
Луч крадётся золотой.
И сказала я лучу:
-я тоже двигаться хочу.
Я бы многого хотела-
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать.
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
- Ничего,- шепнул он будто,-
Посидим и в тишине…
«
МАМА
»О.Бокалова(или по выбору музыкального руководителя).
РЕБЁНОК:
«ВОТ КАКАЯ МАМА!»
Мама песню напевала,
Одевала дочку,
Одевала- надевала
Белую сорочку.
Белая сорочка-
Тоненькая строчка.
Мама песенку тянула,
Обувала дочку,
По резинке пристегнула
К каждому чулочку.
Светлые чулочки
На ногах у дочки.
Мама песенку допела,
Мама девочку одела:
Платье красное в горошках,
Туфли новые на ножках…
Вот как мама угодила,
К Маю дочку нарядила.
Вот какая мама-
Золотая прямо!
ПЕСНЯ «НАША МАМА
» Е.Тиличеевой (или по выбору музыкального
руководителя).
ВЕДУЩИЙ:
Ребята, сегодня мы с вами отмечали 110 –летний юбилей известной поэтессы
Елены Александровны Благининой. Любовь, с которой написаны её
замечательные произведения, наверное, и является секретом их
долговечности. Они будут радовать и учить добру ещё не одно поколение
детей.
(под грамзапись песни «Я желаю счастья вам» дети подходят к стендам с
книгами, рассматриваю их; рассматривают выставку рисунков)