Фольклорные попевки. Народный вокал

В художественной самодеятельности руководителю приходится иметь дело с певицами, которые чаще всего не владеют народной техникой пения, а еще чаще имеют неправильные навыки. Какие же дефекты в пении участников самодеятельности больше всего мешают руководителю в его стремлении добиться плавного пения и как их исправлять? Самый распространенный недостаток — пение толчками, когда голос резко выталкивается из горла и гаснет прежде, чем кончилась музыкальная длительность данного звука. Это зависит прежде всего от атаки звука. Атака бывает жесткая, мягкая и придыхательная. При жесткой атаке голосовые связки резко и напряженно смыкаются, выдох автоматически так же становится резким. Неопытный певец не успевает контролировать темп выдоха (вряд ли он и подозревает о таком контроле), и воздух по инерции вылетает из груди, прекращая звучание голоса. При жесткой атаке значительно труднее достигнуть плавности пения, она может привести к перенапряжению и преждевременному износу голосовых связок. Жесткая атака может быть применима лишь в особых случаях, например, когда в степных песнях на форте берется скачком высокий звук. При придыхательной атаке связки смыкаются неплотно, грудной воздух свободно вытекает сквозь них, не заставляя связки активно вибрировать. Звучание голоса при этом сиплое, вялое. Придыхательная атака в народном пении практически неприменима. При мягкой атаке в народном пении связки смыкаются плотно, но мягко. Выдох должен быть плавным и постепенным. Такая атака дает певцу возможность контролировать звук, управлять мягкостью его посыла, звука, силой, ровностью и протяженностью. Мягкая атака щадящая: она не травмирует и не утомляет связки, поэтому она и может быть рекомендована как основной способ звукообразования в народном пении. При мягкой атаке работа связок обычно ощущается певцом как достаточно выраженное желание певца протянуть звук определенной длительности. Руководителю следует внимание исполнителя направлять не столько на первоначальный посыл звука, сколько на его движение к конечной точке, так как неумелые певцы только и думают о начале звука —как бы его «вытолкнуть». Хорошее пение можно сравнить с шитьем или вышиванием: иголка острием входит в материю, протаскивая за собой нитку. Нитка еще тянется, а острие иголки снова втягивает ее в новый стежок. В пении острие иголки — смысловой посыл звука, (интонация) нитка — звук голоса. Графически условно пение неумелого певца и умелого можно изобразить следующим образом:

Психологически очень полезно представлять первое «прикосновение» к звуку как мягкое и тонкое дальнейшее развитие звука, как расширение его по мере движения к концу (это связано как с интонационным посылом, так и с высокой позицией звука).
Работе над плавностью пения очень мешает дурная привычка скандировать — отбивать слога. Иногда ударные, иногда все подряд. Чаще всего, в хоровом пении это делается в целях ансамбля— одновременного произношения слов и четкости ритма. Для достижения ритмической отчетливости это способ самый быстрый, но далеко не самый верный, так как он искусственен.
Скандирование связано с выталкиванием звука горлом, а привычка скандирования не позволит певцу петь плавно, даже если он этого захочет.

В народе четкость достигается точностью пения, а необходимая акцентировка — артикуляционными средствами, не нарушающими вокальной линии.
Мелодия состоит из звуков разной высоты, и переход с одного звука на другой всегда составляет для певца трудность, особенно при больших скачках снизу вверх и сверху вниз.

Трудность усугубляется тем, что в голосе человека несколько регистров, которые имеют разную механику звукообразования. Даже на протяжении одного регистра при ровном, од нотем бренном звучании голоса, на всех звуках этого регистра происходят постепенные, внешне незаметные изменения этой механики. У опытных певцов изменение в звукообразовании происходит постепенно и незаметно, регистровые переходы как бы сглаживаются и на слух голос звучит свободно и ровно. У неопытного певца в голосе происходят неприятные на слух изменения, а на переходах из одного регистра в другой, голос «ломается», после этого звучит совсем по-другому. Выравнивание звучания голоса на регистровых переходах является одной из главных трудностей пения. Преодоление этих трудностей и в народном пении достигается путем округления звука, позволяющего певцу найти наилучшую позицию звучания голоса — высокую. Однако округление в народном пении допустимо только в известной степени. Когда округление не очень глубокое, оно улучшает, облагораживает звучание народного голоса и помогает ему преодолеть регистровые трудности. Но есть мера округления, как бы его «граница», до которой звук остается в принципе еще открытым, но стоит только перейти эту «границу» и округлить звук побольше, как он сразу же снимается с грудной опоры, теряет свой характерный тембр и переход в новое качество — «закрытый» звук. Возьмите зеркало, откройте рот, положите язык (если он не «ложится», прижмите его чайной ложкой) и убедитесь в том, что при входе в глотку над корнем языка как бы нависает маленький язычок, который является частью мягкого нёба. Попробуйте слегка зевнуть, вернее даже только подумать о том, что Вам хочется зевнуть. Маленький язычок тотчас же потянется вверх, как бы втягиваясь внутрь нёбной занавески. При более интенсивном и глубоком зевке поднимается вверх вся нёбная занавеска до полного натяжения, вовлекая в это движение глотку, которая расширяется, образуя свод. Если мы сделаем затяжной зевок, мы почувствуем, как расширение начнется с передней части глотки, а на кульминации зевка распространится в самую ее глубину. Положение глубокого зевка будет соответствовать закрытому звучанию голоса. Положение легкого и близкого зевка, вызывающее только движение мягкого нёба, главным образом мягкого язычка — округленному, но открытому звучанию голоса.
До начала округления вход в глотку выглядел примерно так:

после округления:

Форма мягкого нёба при втягивании язычка принимает подобие формы треугольника. В вершину этого треугольника певец направляет звук голоса узкой струей в головные резонаторы. (Поэтому в вокальной терминологии часто употребляется понятие узкого звука). Узкое положение мягкое нёбо принимает при пропевании букв «о», «у», «и». Во время пения иногда достаточно бывает представить себе положение узкой буквы, как автоматически округляется звук. При Занятиях достаточно сказать: «спой букву «а» в положении буквы «о», и певица тотчас округляет «а». Постепенное и последовательное округление звука в той мере, которая не нарушает специфики народного звучания, есть единственно верный способ к выравниванию голоса на регистровых переходах, подвластный нашему сознанию. В целях плавности звучания голоса, округление должно сохраняться на всем протяжении диапазона, но степень его самая незначительная на нижних звуках, по мере подъема голоса вверх увеличивается. Мера округления должна очень чутко контролироваться слухом: мало округления — тембр голоса меняется на более плоский и резкий, много — голос переходит в другое качество, теряя при этом грудной характер звучания. В народном пении, в любом случае должен сохраняться принцип опоры на открытую грудь.
Как уже говорилось, любое изменение положения груди, гортани, глотки, языка, нижней челюсти, губ сразу же изменяет звучание голоса. Мало того, движение лицевых мускулов, например, сморщивание лба, тут же влияет на звук голоса (делает его более темным и напряженным). Чем меньше устойчивости в положении певческого аппарата, тем более неровно звучит голос. Одни звуки «проваливаются», другие «вылезают». Следовательно, для достижения плавного звучания нужно стремиться к возможно большей стабильности голосового аппарата. Любые изменения в его положении во время пения должны быть предельно экономными, точными, плавными и последовательными. Недаром у народных певцов наблюдается достоинство и несуетливость при пении: поведение уверенное и спокойное, положение рта строго разговорное (наиболее привычное и удобное), положение гортани и глотки устойчивое. Мало того, при помощи языка народные певцы часто создают свой микрорезонатор, в котором голос звучит очень близко, ярко и точно. При этом кончик языка упирается в основание нижних зубов, сам язык энергично подается вперед, так что на кончике языка образуется как бы «ложечка», которая вместе с передней частью твердого нёба и образует этот микрорезонатор, напоминающий две половинки ореха. Движения языка, произносящего буквы, очень точные, эластичные, упругие, экономные, т. е. самые минимальные. На гласных остается стремление к сохранению устойчивой формы микрорезонатора при помощи возвращения после каждого движения в исходное положение. При вытянутом вперед языке корень его не затыкает глотку и не мешает выходу звука из гортани в ротовую полость, а высокое положение маленького языка (зевка) направляет звук перед к зубам или переносице, в зависимости от высоты звука. Необходимо подчеркнуть особую важность, обязательность высокой позиции звука для качественного звучания народного голоса.

Высокая позиция — это наилучшая пропорция звучания в голосе высоких — головных обертонов. Ясно слышимые при высокой позиции верхние призвуки придают голосу особую заостренность и точность звучания, полетность. У народных певиц высокая позиция ассоциируется с понятием тонкого звука.
При вокальных занятиях помогает требование «спеть тоньше», начинать «с тоненька», «начинать сверху», «спеть так, чтобы слышался как бы присвист верхнего октавного звука», «во время пения представлять, что поешь на октаву выше или в октаву», «направить звук в переносицу, в голову», и т. д. При этом необходимо следить за мягкостью атаки: «входи в звук постепенно», «не думай о начале звука, думай о его продолжении» и пр.

В народном пении высокая позиция сочетается с близким посылом звука, при котором он вместе со словом как бы слетает с кончика языка. Но при работе над высокой позицией нельзя забывать ни на миг об одновременной опоре на «столб». Работая над каким-либо отдельным вокальным элементом, певец и его руководитель не должны забывать о целом (так как процесс пения — это, прежде всего, взаимодействие) и не упускать из вида основную вокальную задачу: мягкое, точное, плавное, ровное движение голоса по звукам мелодии.

Мы говорим о чисто вокальных трудностях при работе над кантиленой, но еще больше препятствий возникает при пении со словами. Сначала остановимся на согласных буквах. Согласные буквы как бы мешают петь, ведь каждая согласная на какое-то мгновение прерывает звучание голоса. Народные певцы произносят согласные очень коротко, точно, слитно с гласной. Достигается это одним быстрым предельно - экономным движением языка. Проанализируем это на слоге «на». Не отрывая кончика от нижних зубов, язык своей передней частью скользящим движением мягко прикоснулся к верхним зубам (прозвучало «н») и тут же лег в положение гласной «а», до появления следующей буквы. Это движение настолько мгновенно и мягко, что напоминает движение языка ужа, когда он ловит на лету мошку. Чем быстрее, мягче и мельче движения языка (а по мере необходимости и других частей артикуляционного аппарата), чем скорее фиксируется гласная, тем меньше артикуляция мешает звуку. При слоге «ла» кончик языка таким же образом прикоснется уже к верхним зубам и примет положение «а». Большинство певцов страдает излишком и бестолковостью артикуляционных движений. У одних вялый, толстый язык медленно и громоздко ворочается во рту. Другие, из желания выговорить отчетливее, резко хлопают, как бы бьют языком по буквам, отчего вылетающие буквы напоминают лай. Третьи забывают фиксировать положение гласной, и она «ползет», медленно «въезжая» в звук. Способ преодоления всех этих недостатков один: терпеливое повторение всех слогов нараспев указанным выше способом. Желательно группировать их в смысловые сочетания, например: «мама мыла Зою», «баба била Нину», «Зоя мыла Валю» и т. д. В качестве подготовительного момента можно прорепетировать отдельно произношение гласных — их формирование и фиксацию. При затруднении в произношении какого-нибудь слога, выяснить, какая именно неточность артикуляции вызывает его и исправить эту неточность. Можно тренировать механизм произношения и на текущем репертуаре. При работе над словом необходимо следить, чтобы лицо было совершенно спокойно, а губы почти неподвижны, тогда приказ к действию и все внимание будет направлено на работу языка. Все буквы должны произноситься очень близко.

Еще более сложно произнести две, три, четыре согласные подряд, например, в словах «обманула», «должна», «встречала». Ни в коем случае нельзя стараться выговорить каждую согласную в отдельности, так как это будет загромождать речь, а следовательно, и пение. При слитном-разговорном произношении выделятся нужные буквы и незаметно проскользнут проходящие. Попробуйте проверить, произнося буквы разным способом. Народные певцы в их неизменном стремлении к совершенной кантилене прибегают к приему озвучивания согласных. Суть его состоит в том, что согласные разъединяются вставной гласной. Так слово «обманула» при указанном озвучивании будет произноситься об (ы) манула. Если выпячивать вставную гласную «ы», то это будет звучать вульгарно, но если согласной придать лишь легкий или едва уловимый призвук вставной гласной, то согласная удобно и естественно зазвучит

Эта скоморошина исполняется в быстром темпе и звучит в Северном хоре великолепно только благодаря озвученным согласным и разговорности произношения. Слова: «да жила барыня блоха, да, злая зляща голова» поются — «да жила барыня б(ы)лаха, да з(ы)лая, з(ы)ляща голова». Но вставные гласные звучат при этом ненавязчиво, а именно как едва уловимый призвук.
В Северном хоре на репетиции никак не получалась современная песня композитора А. Мосолова на слова А. Прокофьева «Едем по дороге»

Певицы жестко произносили слова, и она звучала грубо, тогда как характер мелодию и содержание слов требовали пружинистого, легкого исполнения. Хотелось в песне слышать как бы раскачивание слова и звука. Хормейстер сказал: «— вот ведь в скоморошине вы поете слова мягко, согласные озвучиваете, и как хорошо она звучит, — и сначала быстро, а потом медленно пропели 1-е предложение песни. — Попробуйте и эту песню спеть также». Дело быстро наладилось.

Тренировать озвучивание согласных нужно сначала медленно, так, чтобы певец осознал, а язык привык к этому способу. Потом можно переходить к скороговорочному их произношению.
И наконец, при пении в каждом слоге, заканчивающемся согласной, /например, «сое» в слове сосна последняя согласная «с» всегда относится к последующей букве и выпевается слитно с ней. Например: говорится и пишется — сос-на, поется — со-сна.
говорится пов-стре-ча-ли ог-нем у-го-ща-ли,
и пишется:
поется: по-встре-ча-ли о-гне-му-го-ща-ли. Это элементарный закон произношения слов в пении. Однако, чтобы приучить -певцов выполнять его, потребуется много усилий. Чаще всего гласная не допевается, согласная появляется раньше окончания музыкальной длительности звука, ритм сдвигается, тогда все нужно начинать сначала.

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного

образования детей «Детская школа искусств»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Распевание в вокальном ансамбле народной песни.

Начальный период обучения»

Выполнила:

преподаватель I категории

Марзаева Наталья Александровна

Бирюсинск

    Введение

2. Цели. Задачи. Прогнозируемый результат

    Певческая установка. Примерные вокальные упражнения, попевки

    Заключение

    Список литературы

Учитывая психофизические особенности младших школьников, на уроках народного хора следует применять разнообразные формы и методы работы. В частности, игровой метод ведения урока превращает тренинг вокально-певческих навыков в занимательный, увлекательный процесс. Применение же музыкально - ритмических упражнений во время распевания приводит к развитию таких важных качеств и умений, как внимательность, хорошая координация движений, быстрота реакции, ощущение пульсации, развитие метро – ритмического мышления.

При распевании народного хора на начальном этапе обучения вместе с упражнениями рекомендуется использование примеров детского народного фольклора. Потешки, пестушки, прибаутки, народные игры с пением - именно эти песенные жанры, словно специально созданы народом для развития детских вокальных качеств.

Слогоритм той или иной песни обуславливает комплексно развивающие музыкально-ритмические упражнения, которые становятся понятными ребёнку благодаря собственному активному участию: в музыкально-ритмических движениях (шагах, притопах, прыжках), с содержанием элементарных музыкальных жестов (хлопков, шлепков, покачивания руками). Начальный этап музыкально-ритмического воспитания начинается с приобщения к простейшим однородным ритмическим конструкциям, равномерной пульсации. Ритмическая единица хлопков, притопов, шагов может быть различной: четверть, восьмая, шестнадцатая. Внимание детей сосредоточено на повторности сопровождающих пение движений.

Параллельно с изучением песенного материала происходит знакомство детей с элементарными плясовыми движениями, танцевальными фигурами: «шаг – хлопок в ладоши»; движение переменным шагом; «квадрат» - движение с приставным шагом; «расчёска» - движение по группам в противоположном направлении. Эти движения в последствии сопровождаются игрой на шумовых инструментах с выделением сильных или слабых долей, дублирования ритмического рисунка той или иной распевки всем коллективом или по группам. При этом следует основное внимание уделять именно вокальному тренингу, не забывая о главных задачах и требованиях, разнообразием движений лишь украшая своё исполнение.

Распевание проводится в начале занятий. Разучивание песенных фрагментов и упражнений должны происходить с голоса преподавателя. В этом случае внимание детей активизируется, они привыкают контролировать звучание собственного голоса, развивают свободу вокального интонирования.

Упражнения должны быть разнообразны по музыкальному материалу и техническим задачам. Пение должно проходить живо, интересно, эмоционально. Время для распевания определяется педагогом в зависимости от конкретной ситуации. Иногда необходимо посвятить пению упражнений не 15-20 минут, а гораздо больше, т.к. дальнейший ход занятия во многом зависит от вокальной "формы", а иногда несколько меньше, в зависимости от состояния поющих.

Цели:

    обучение пению в народной манере;

    приобретение и совершенствование навыков ансамблевого исполнительства;

Задачи:

    развитие вокального слуха и певческого голоса;

    формирование открытого, яркого, полетного певческого звука;

    освоение основных начальных элементов народной хореографии;

    развитие метро – ритмического мышления;

Прогнозируемый результат :

По окончанию начального периода обучения (1-3 кл.) учащиеся должны приобрести следующие умения и навыки:

    свободно, легко, звонко в речевой манере пропевать звуки различной высоты;

    чисто интонировать разножанровые и разнохарактерные песни;

    свободно двигаться простым, переменным и приставным шагом;

    уметь совмещать пение с движением, игрой на шумовых инструментах.

ПЕВЧЕСКАЯ УСТАНОВКА:

Навыки пения стоя. Положение корпуса. Артикуляция при пении, губы упруги, подвижны. Голову держать прямо, без напряжения, рот открывать свободно.

ПРИМЕРНЫЕ ВОКАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, ПОПЕВКИ

РАСПЕВАНИЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ:

1. Перед каждым «МА» активный быстрый вдох. Хорошо тренирует опору.

    «Я-ли-я» Ё-ли-ё ») Петь «И» очень собранно, через «Е», очень близко, в темпе, но на дыхании. Внизу обязательно озвучивать. На «Ё» всё хорошо открывается.

    «А-я» ( «О-ё») Следить за ровностью звука и высотой позиции. Развивается подвижность голоса.

вариант 1 вариант 2 вариант 3

    «А-е-я». Следить за светлым звуком .

    «Ы-И» Петь на цепном дыхании, спокойно, по руке руководителя изменяется гласная. Упражнение помогает развивать эластичность и подвижность мягкого нёба.

    «Лебедин» Исполнять связно, как бы раскачивая голосом мелодию. Следить, чтобы звук не был плоским, для этого петь с «сердитым» настроением. Открытые гласные помогают найти близкий, светлый звук.

ПЕНИЕ ПОПЕВОК В РАЗЛИЧНОМ ДИАПАЗОНЕ:

1 . «Трава зелена». Работа над звуковедением; пульсация долгих звуков;

2. «Пойду, пойду, да я молоденька» петь в темпе. Можно петь со спадом в конце, можно добавлять бурдон.

1. Распевка «Ты моя, моя долина» - постепенное ускорение темпа, пение лёгким звуком mp , короткие согласные, мелкая артикуляция.

2 . «Чеботуха» Упражнение на примарных звуках петь «сердито», с напором, на опоре, чётко, звонко, близко, посылая звук вперёд.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ПЕСЕННЫХ ИНТОНАЦИЙ:

    «Ах, ты, совушка-сова» Чисто интонировать терцовый звук, посылая звук вперёд, в темпе. Можно добавлять бурдон

2. «Пошел кот». Чистое интонирование м3, цепное дыхание, бесшумный вдох

    «Соловей». Петь близко, собранно, без толчков, посылая звук вперёд. Следить за светлым звуком. Развивает подвижность голоса.

Вариант 1 Вариант 2

    «Вылетала лебедь белая» Следить за тем, чтобы «А» формировалась по принципу предыдущей «Е». Петь в единой манере: близко, высоко и «сердито». Упражнение развивает диапазон голоса, его подвижность.

    Зайка на речке» Развивает лёгкость, подвижность голоса. Следить за чистым интонированием сексты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Распевание – это не только разогрев голосового аппарата, но и способ развития всех певческих навыков: звуковедения, чувства ансамбля, строя, ритма; расширение диапазона. Крепкие навыки пения во время распевания подготавливают к уверенному исполнению песенного материала.

Задания на равномерную ритмическую пульсацию, выявление ритмического рисунка музыкальных примеров создают предпосылки успешного музыкального развития учащихся. Слуховые впечатления сопровождаются жестами, движениями, благодаря чему успешно решаются интонационные, ритмические задачи. Работа с учащимися направлена на накопление музыкально-слухового опыта и впечатлений, которые способствуют формированию увлеченности детей, а значит и раскрытию их музыкальных задатков.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Артемкина Т., Артемкин А. Дети. Фольклор. Творчество. Методическое пособие. – Владимир: Транзит-Икс, 2002.

    Жаворонушки. Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры. Сост. Науменко Г. - М.: Советский композитор. Вып.3 1984; Вып.4. 1986.

    Майзингер С. Знакомство с жанрами детского фольклора. Методическое пособие. - Красноярск, ККИ, 2010.

4. Попов В. Русские народные песни в детском хоре. – М.: Музыка,1979.

5. Этнопедагогика. Теория и практика. Материалы научно - практической

конференции. - М.: Классика - XXI , 2003.

Вокальные упражнения и распевки

В работе с коллективом народного пения

для руководителей коллективов народного пения

г. Ростов-на-Дону

Введение ……………………….………..…..…………..…….….…… 4

1. Распевание и упражнение ……………...………….…………… 5

2. Распевка на уроке вокала …………………..….….…...….…..…. 6

3. Вокальные упражнения ……………………………..………….. 22

4. Подбор вокальных упражнений для коллектива …………..…. 22

5. Особенности работы с коллективом народного пения..……… 24

6. Вокально-хоровые упражнения для коллектива народного

пения ….………..…..…………..…….….……..…….….………..… 29

Заключение ……………………………………………….…………… 45

Список использованной литературы.…………….…..…….…..…… 46

Введение

Искусство народного пения включает комплекс теоретических представлений, умений и навыков. Чтобы обучить участников коллективов народному пению, развить их вокальные данные, научить преодолевать трудности в исполнении песен, обязательно систематическое вокальное воспитание, цель которого – постепенное развитие и включение в работу мышц, участвующих в пении. Эти навыки необходимо тренировать при помощи специального подготовительного разминочного курса.

Необходимый, традиционный для каждого занятия подготовительный разминочный курс включает в себя:

1. дыхательную гимнастику, которая способствует развитию дыхательного аппарата, формирует дыхание, необходимое при вокальной работе, укрепляет диафрагму, организует разновидность дыхания: краткое, долгое, цепное;

2. специальный курс речевых, дикционных упражнений, нацеленных на правильность в произношении гласных и согласных звуков, а также звуков, традиционных в народном пении, в диалектах и говорах;

3. цикл упражнений для голосового аппарата. Эти упражнения расширяют диапазон голоса, укрепляют дыхание, развивают певческий голос, вокальный и гармонический слух, навык многоголосного пения, улучшают звукообразование, дикцию, вырабатывают чистоту интонации.

Пение учебно-тренировочного материала включает следующее: показ и работу над постоянными упражнениями, объяснение цели и задачи упражнения, распевание на отдельных фрагментах песни с целью впевания данного эпизода.

Учебно-тренировочный комплекс упражнений подбирается для каждого участника в зависимости от развития голоса и владения навыками пения в народной манере. При распевках необходимо неукоснительное соблюдение педагогического метода постепенных нагрузок: навыки пения нужно прививать постепенно, от простого к сложному.

Упражнения дыхательной гимнастики, речевые, дикционные упражнения можно найти в различных учебных и методических пособиях. Они подходят в качестве тренинга для любого вида пения: академического, эстрадного или народного.

В данном методическом пособии приводится вокальный учебно-тренировочный материал для коллективов народного пения, который включает вокальные распевки, упражнения и рекомендации по их использованию.

Распевание и упражнение

Занятия вокалом немыслимы без вокальных упражнений. Те, кто учился и учится вокалу, согласятся с этим утверждением. Развитие вокальных навыков – это определённый набор вокальных упражнений, исполненных определённое количество раз конкретным исполнителем (вокалистом). Как сам набор упражнений, так и количество исполняемых раз может быть совершенно различным для разных людей. Но, в любом случае, вокальное упражнение – главный инструмент вокалиста.

Вокальным называется только такое упражнение, при исполнении которого происходит фонация, то есть вокалист поёт. Не все упражнения, которые применяются для развития голоса, вокальные. Есть и другие: дыхательные, артикуляционные, дикционные. Под упражнениями понимается повторение какой-либо деятельности с целью улучшить способ её выполнения. Упражнения являются основным средством приобретения навыков, т.е. действий, которые автоматически протекают в любой сложной деятельности. Так и в вокальном деле упражнения служат для выработки основных навыков, необходимых для профессионального пения. И правильное зарождение звука, и техника звуковедения в различных условиях, диктуемых мелодией, – всё это осваивается и закрепляется, прежде всего, на упражнениях. Действительно, принцип пения legato, кантилена, беглость, скачки, пение staccato, пассажи и различные украшения усваиваются на упражнениях и потом уже совершенствуются и шлифуются на вокализах и художественных произведениях.

Упражнения, которые построены на коротких отрезках музыкальных фраз, как правило, транспонируются по полутонам вверх и вниз по звуковой шкале. Такое повторение одних и тех же попевок, одних и тех же музыкальных движений ведёт к установлению прочных навыков их выполнения. Последовательность одних и тех же движений закрепляется, вырабатывая стереотип. В дальнейшем, встречаясь с подобной фигурацией в произведении, певец выполняет её не задумываясь, автоматически верно. Однако пение повторяющихся сочетаний звуков-попевок можно назвать упражнением только тогда, когда оно производится с определённой целью и когда педагог или ученик оценивает результаты каждой попытки с точки зрения приближения её к поставленной цели. Простое пропевание упражнений без ясно поставленной цели и критической оценки будет просто распеванием, разогреванием голосового аппарата.

Распевание (разогревание) голосового аппарата служит цели приведения его в готовность для выполнения сложных певческих заданий, но не ведёт к совершенствованию выполнения функции. Наоборот, бездумное, формальное пение упражнений может привести к появлению и укреплению негативных навыков.

Всякое совершенствование функции в упражнении предполагает ясно поставленную цель и непрерывный контроль за её выполнением, только это способно сформировать нужные новые координации. Не существует упражнений «вообще», а существуют упражнения для выработки тех или иных конкретных качеств голоса.

Распевка на уроке вокала

Важным звеном в работе с коллективом народного пения является распевание. Любое вокальное занятие должно начинаться с распевки, потому что в формировании звука задействованы многие группы мышц. Распевка разогревает голосовые связки, подготавливая их к работе. Распевка у певцов сходна с разминкой у спортсменов. Как и спортсменам, вокалистам необходимо разогреть мышцы, тем самым подготовив их к дальнейшим профессиональным нагрузкам. Без распевки можно не попасть с самого начала на какие-то ноты, несмотря на хороший слух и голос. Без распевки посередине вокального упражнения или песни может перехватить горло и нужно будет откашляться и т.д.

Первые распевки на уроке вокала носят разогревающий разминочный характер. Вокалисты должны разминаться на «середине» своего диапазона, чтобы не травмировать голосовой аппарат. Необходимо делать упражнения-распевки на укрепление опоры, на удлинение вокального дыхания, следить за правильным формированием звука, разминаются язык, губы, челюсть, гортань, резонаторы.

Вторая часть вокальных распевок (на уже разогретом голосовом аппарате) направлена на расширение диапазона и развитие хорошей дикции. Упражнения носят «растягивающий характер». Важен максимально плавный переход от звука к звуку, не меняя качества звучания, и одновременная рельефность и преувеличенная внятность дикции.

Третья часть распевок на уроке вокала направлена на освоение различных технических приемов: скачки, отрывистое голосоведение, украшения. Такие распевки даются на продвинутом уровне обучения вокалу (на начальном уровне все упражнения делаются на кантиленном, то есть плавном, голосоведении).

Распевки в движении – соединение пения и движения – это очень важная часть урока вокала, направленная на освобождение голоса, голосового аппарата, на налаживание координации, которая помогает пению.

Распевка занимает большую часть урока вокала. На начальном и среднем уровне обучения – 30-40 минут. Однако в дальнейшем, по мере укрепления голосового аппарата и освоения основных вокальных приёмов, время на распевку сокращается до 15 минут. Остальное время на уроках вокала отдаётся работе над репертуаром.

Распевание представляет собой одну из важнейших частей работы по воспитанию певческих навыков. Проблема распевания (его организация и подбор упражнений) является очень острой, так как некоторые смотрят на распевание лишь как на разминку голосовых связок перед исполнением репертуара. На самом же деле распевание – это сложный путь к овладению техническими основами вокального искусства. Работа строится на специальных упражнениях, которые подбираются соответственно возрасту, педагогическим задачам и уровню музыкального развития участников вокального коллектива.

Распевка – это неширокое по диапазону вокальное упражнение, которым открывают занятия. Начинается распевка в среднем, удобном для певца диапазоне голоса. После того, как её пропели один раз, распевку повторяют, поднимая тональность на полтона выше и т.д., пока не дойдут до вершин диапазона голоса. Потом точно так же, но опускаясь по полутонам вниз, можно прорабатывать нижние ноты голоса.

Распевание может проводиться одновременно со всем коллективом, по группам (женская, мужская), по партиям. Распевание, проводимое со всем коллективом, способствует организации начала занятий. Однако для достижения прочных вокальных навыков целесообразно проводить распевание по партиям или группам. В процессе распевания, исполнители не только разогревают голосовой аппарат, они совершенствуют певческие навыки. Следовательно, распевание преследует три основные задачи: разогревание голосового аппарата, психологический настрой для вокально-хоровой работы и совершенствование певческих приёмов и навыков.

Начинать распевание целесообразно в среднем отрезке диапазона каждой вокальной партии. Немаловажно учитывать структуру упражнений, особенно в начале распевания.

Подготовленные упражнения для распевания должны не только разогреть голосовой аппарат, подготовить его к работе, но и привить определённые навыки народного вокально-хорового исполнительства, искоренить имеющиеся недостатки. Каждое распевание должно иметь определённую цель, а весь комплекс упражнений следует строить по принципу от простого к сложному, от узкообъёмных звукорядов к более широким. Распевания лучше подбирать не длинные и легко запоминающиеся. Это могут быть мотивы из изучаемых произведений или незнакомые исполнителям попевки. Нет смысла менять их к каждому занятию.

Общераспространённое название вокального упражнения – распевка. Так сложилось, но это не совсем правильно. Распевка служит для приведения в готовность, разогрева вокального аппарата, настройки дыхательной системы.

Это достигается исполнением нескольких вокальных упражнений (перед выступлением, например), но эти упражнения исполнителю хорошо знакомы, привычны, и ни о каких выработках вокальных навыков речь не идёт. Используются самые хорошо знакомые и действенные (для данного вокалиста, коллектива) упражнения.

Любой вокалист имеет в своём распоряжении несколько любимых распевок и пользуется ими постоянно. Таким образом, понятия «распевка» и «вокальное упражнение» – не совсем тождественны, хотя и близки.

По мере освоения вокальной техники упражнения, которые в начале для вокалиста были сложными, трудными и требовали определённых усилий при исполнении, постепенно превращаются в знакомые, удобные. Так из упражнения получается распевка, и одно и то же упражнение из разряда тренировочного (в период освоения) переходит в разряд разминочного.

Ниже приводится учебный материал, который включает ряд распевок для коллектива народного пения и рекомендации по их использованию. Распевки выполняются со сдвигом по полутонам вверх и вниз.

1. «Андрей-воробей»

Упражнения на примарных звуках петь «сердито», с напором, на опоре, чётко, звонко, близко, посылая звук вперёд.

2. «Чеботуха» (см. комментарий к упр. 1)

3. «Долина» (см. комментарий к упр. 1)

4. «Рыл колодец»

Петь в темпе, переносить согласные с конца слога к следующему слогу.

5. «Уж как шла лиса»

6. «Пойду, пойду, да я молоденька»

Не спешить, хотя и в темпе. Можно петь со «спадом» в конце, можно добавлять бурдон.

7. «Ах, ты, совушка-сова»

Чисто интонировать терцовый звук, посылая звук вперёд, не спешить, но петь в темпе. Можно добавлять бурдон.

8. «Пошёл кот»

9. «У меня квашня»

Петь сердито, с напором.

10. «На мели»

Следить за тем, чтобы «И » приблизилось «Е ». Чисто интонировать терцовый звук.

11. «Трава зелена»

Петь кварту, не «выталкивая» звук.

12. «Зайка на речке»

13. «Лебедин»

14. «Плыла лебедь» (см. комментарий к № 13)

15. «Ульянушка» (см. комментарий к № 13)

16. «Соловей»

Петь близко, собранно, без толчков, посылая звук вперёд. Следить за светлым звуком. Развивает подвижность голоса.

Вариант 1Вариант 2

17. «Вылетала лебедь белая»

Следить за тем, чтобы «А » формировалась по принципу предыдущей «Е ». Петь в единой манере: близко, высоко и «сердито». Упражнение развивает диапазон голоса, его подвижность.

18. «Лебедь серая»

Петь в единой манере: близко, высоко, «сердито». Упражнение развивает диапазон голоса вверх, помогает тренировать удержание, развивает продолжительность дыхания. Его желательно петь на одном дыхании. Если поначалу не хватает, то можно дыхание «перехватить».

19. «Ясен то ли сокол»

20. «Не полынно»

Упражнение решает проблему переходных звуков.

Не пол-ын-но ты, мо- ё по-лю- шко…

Распевки для хора




4

9

Вокальные упражнения

Наиболее простой вид музыкального искусства, с которым приходится сталкиваться вокалистам, особенно начинающим учиться петь, – это упражнения. Однако упражнения не являются уделом только первого этапа развития голоса. Упражнения сопутствуют певцам на протяжении всей их творческой жизни. Каждому певцу необходимо ежедневно уделять хоть небольшое количество времени упражнениям. Необходимо, чтобы вокальные упражнения носили стабильный характер, так как положительный результат возникает только при многократном повторении одних и тех же попевок. Прочные навыки вырабатываются в результате длительных и систематических тренировок.

Упражнения для распевания должны быть несложными для восприятия, удобными для усвоения, лаконичными, предельно ясными и целенаправленными.

Нецелесообразно начинать распевание в очень медленном или быстром темпе. Упражнения в быстрых и медленных темпах необходимы только после того, когда певцы уже приведут голоса в рабочее состояние и смогут заниматься совершенствованием певческих навыков. При работе над распеванием нужно обращать внимание на правильное дыхание, звукообразование, на сохранение высокой позиции, хорошей дикции, избегать громкого «форсированного» пения.

Подбор вокальных упражнений для коллектива

Руководитель вокального коллектива должен уметь подобрать для конкретного состава и решения конкретных педагогических задач те или иные упражнения. Подбор упражнений, интенсивность распевания определяются следующим: происходит ли распевание перед выступлением хора или оно является частью очередной репетиции. Если распевание предшествует концертному выступлению, то имеет большое значение объём выступления: несколько произведений, отделение или целый концерт. Чем короче выступление, тем значительнее должно быть распевание. Недостаточная распетость вокалистов отрицательно сказывается на качестве исполнения. Не следует проводить длительное, напряжённое распевание перед концертом хора в двух или одном большом отделении, так как большая певческая нагрузка во время распевания может утомить вокалистов и привести к потере певческой формы в процессе концерта.

Освоение руководителем методики и практики распевания необходимо для правильной организации работы с вокальным коллективом. Невозможно пересчитать все вокальные упражнения, придуманные вокальными педагогами. Их слишком много. В своей практике каждый преподаватель вокала использует ограниченный набор, поскольку нет никакого смысла пытаться применить всё, что изобретено за века. Тем не менее, большинство известных и популярных (потому что действенных, эффективных) вокальных методик используют преимущественно небольшое количество одинаковых упражнений.

Подавляющее большинство вокальных упражнений построено из секвенций. Что касается вокального упражнения, то секвенции, как правило, отличаются друг от друга на полтона.

Феномен голоса – это, в первую очередь, работа различных мышц человеческого организма, а для развития мышц требуется постепенное увеличение нагрузки на них. В данном случае речь идёт о приобретении мышцами соответствующей эластичности и тренировке нервной системы – мышца должна «отозваться» на реакцию нервной системы в строго дозированном объёме, иначе в голосе будет фальшь, пестрота тембра, перенапряжение и усталость.

Полтона в европейской музыке – наименьший музыкальный интервал. Он называется малой секундой. Естественно, малая секунда является для вокалиста минимальной порцией увеличения нагрузки.

Сама секвенция в вокальном упражнении может состоять из звуков, расположенных в достаточно большой тесситуре: в октаву, даже в полторы. Нужно обратить внимание, что секвенция – это небольшой «кусочек» некой мелодии, которую нельзя рвать на части.

Если данная мелодия трудна для исполнения вокалисту, это говорит о том, что ему пока рано использовать данное упражнение как инструмент для развития собственного голоса.

Таким образом, начиная работать над новым упражнением, необходимо очень хорошо выучить одну секвенцию (как мелодию – в песне). Часто вокалисты, желая быстрее достигнуть результатов, пытаются петь вокальное упражнение на всём доступном им диапазоне, не запомнив хорошо его мелодии. Такая работа не приносит пользы.

Разучивать любое вокальное произведение (а упражнение это тоже вокальное произведение) следует в небыстром темпе. Необходимо запомнить все нюансы мелодии, набор определённых гласных, точки перехода от одной гласной к другой.

Большинство методик обучения вокальным навыкам имеют в своём составе небольшое количество вокальных упражнений, но их вполне достаточно. Это связано с тем, что каждое вокальное упражнение – мультизадачное. Исполняя любое упражнение, вокалист вырабатывает и тренирует сразу несколько навыков. Соответственно, исполняя одно и то же упражнение в разное время, можно обращать особое внимание на разные аспекты, то есть, иными словами, использовать один и тот же инструмент для разных работ.

  • Глава 2. Оптимизация когнитивной функции языка. с нарушениями речи включает серии специальных лингвистических упражнений, которые различаются для больных с разными психическими расстройствами


  • * * *

    Что ты, белая берёза,
    Ветра нет, а ты шумишь?
    Что, ретивое сердечко,
    Горя нет, а ты болишь?
    * * *

    В поле белая берёза
    От дождя качается;
    Скажи, миленький, тихонько:
    Ты об чём печалишься?
    * * *

    Пойду на ручей текучий,
    Где проточная вода:
    Не поит ли мой зазнобушка
    Воронова коня?
    * * *

    Лучше нету того цвету,
    Когда яблоня цветёт.
    Лучше нету той минуты,
    Когда миленький придёт.
    * * *

    Сколько в доме украшенья,
    Когда солнышко взойдёт.
    Сколько сердцу утешенья,
    Когда миленький придёт.
    * * *

    Вышивала я платок,
    Золотые коймы,
    Вышивала, говорила:
    -Люби, милый, помни!
    * * *

    Моё сердце взволновалось,
    Как на Волхове вода.
    Вода на время устоится -
    Моё сердце никогда.
    * * *

    Проводила я забаву
    За литой чугунный мост.
    От росы ли тропка смокла,
    От моих ли горьких слёз?!
    * * *

    Карие глазёночки
    Стояли у сосёночки,
    Стояли, улыбалися,
    Кого-то дожидалися.
    * * *

    Я вечор, вечор, вечор
    Простояла у ветел.
    Я ветелочки рвала -
    Сказали: милого ждала.
    * * *

    Меня милый провожал,
    У крылечка постоял,
    Сколько звёздочек на небе,
    Столько раз поцеловал.
    * * *

    Но ругай, мама, за дролю:
    Скоро дроля будет зять:
    Через два года на третий
    Обещался замуж взять.
    * * *

    У нас улочки прямые,
    Заулки косоватые,
    Нельзя по улочке пройти:
    Соседки зубоватые.
    * * *

    Ох, у воротнего столба
    Нету счастья никогда:
    Когда - ветер, когда - дождь,
    Когда - милку долго ждёшь.
    * * *

    Говорят, что мне измена,
    А я стою у ручейка;
    Не четыре года гуляно -
    Четыре вечерка.
    * * *

    Ничего нет на уме -
    Только про Иванушка:
    Что-то больно долго нет -
    Дома неуправушка.
    * * *

    В поле, чёрная черёмушка,
    Чернеешь или нет?
    Скажи, милёночек, но совести,
    Жалеешь или нет?
    * * *

    Ягодиночка, тебе
    Чего наговорили-то?
    Когда хаяли меня,
    Кого тебе хвалили-то?
    * * *

    Кабы ты, моя хорошая,
    Была не по душе,
    Не ходил бы ночи тёмные,
    Не спал бы в шалаше.
    * * *

    Ты гармонь, гармошенька,
    Развей тоску малешенько,
    Развей ты горюшко-тоску
    По дорожке, по песку.
    * * *

    Скоро, скоро снег растает,
    Вся земля согреется.
    Скажи верное словечко;
    Можно ли надеяться?
    * * *

    Мы с милёночком стояли,
    Снег растаял до земли;
    Где навеки распрощались
    Ручеёчки протекли.
    * * *

    Ах, поверьте, сердцу тошно.
    Если влюбишься в кого.
    В один час влюбиться можно,
    А потом-то каково?
    * * *

    Закатилось красно солнышко
    До самой до земли;
    Мой милой ушёл на Волгу
    До самой до зимы.
    * * *

    Мой мил далеко,
    На заимке пашет,
    Я поскотиной иду,
    Он рукою машет.
    * * *

    Побежишь, милый, топиться,
    Ты зайди ко мне проститься:
    Я до речки провожу,
    Глубже место укажу,
    * * *

    Ты, родима матушка,
    Родила бы камушком,
    Опустила б в морюшко -
    Не знала б дочка горюшка,
    * * *

    Чёрный ворон, чёрный ворон,
    Чёрный воронёночек,
    Чернобровый, черноглазый
    У меня милёночек.
    * * *

    Уточки, гагарочки
    Все плывут по парочке,
    А я, бедна сирота,
    Брожу по полюшку одна.
    * * *

    Надоела в девках воля,
    Пойду замуж терпеть горе,
    Передамся, бабы, вам
    Ко горючиим слезам.
    * * *

    Ночи, тёмные, осенние,
    Частые дожди льют;
    Глазки серые, веселые
    Спокою не дают.
    * * *

    На горушке стоит ёлка,
    В ёлке червоточинка;
    Без тебя, мой дорогой,
    Хожу, как черна ноченька.
    * * *

    Дайте острую пилу -
    Пойду рябинушку спилю:
    Не шумела бы она -
    Не болело б сердце у меня.
    * * *

    Я кошу - валится на косу
    Зелёная трава;
    Я люблю, а ты не любишь,
    Ягодиночка моя.
    * * *

    Ты зачем же завлекала,
    Когда я тебе не мил?
    Ты бы с осени сказала,
    Я бы зиму не ходил.
    * * *

    Наша реченька глубока,
    На ней тоненький ледок,
    Целовал меня милёнок,
    Губы сладки как медок.
    * * *

    В нашей маленькой деревне
    Два колодца рядом;
    Отчего все девки рябы?
    Их побило градом.
    * * *

    Я сударку свою знаю -
    На прогоне живет с краю,
    На прогоне, на углу -
    Третий год её люблю.
    * * *

    Хотел я уточку убить -
    Серая закрякала,
    Хотел я девушку забыть -
    Бедная заплакала.
    * * *

    Я стояла за крыльцом,
    А сказали: с молодцом.
    Я платочек вынимала,
    А сказали: целовала.
    * * *

    Милая, горячая,
    Тебя любить не для чева:
    Сердце камень у тебя -
    Сидишь, не взглянешь на меня.
    * * *

    Открой, маменька, окошечко,
    Головушка болит.
    -Не обманывай-ко, дитятко;
    Тальяночка манит.
    * * *

    Миленький, не стукайся,
    Хорошенький, не брякайся,
    Под середнее окно
    Тихонько поцарапайся.
    * * *

    Милый мой, милый мой,
    Милый, наречённый,
    Поиграй, милый, в гармонь
    На заре вечерней.
    * * *

    Шила милому кисет,
    Пока мамы дома нет;
    Маменька за скобочку,
    Кисетик я - в коробочку.
    * * *

    Девушки-беляночки,
    Где вы набелилися?
    -Мы вчера коров доили.
    Молочком помылися.
    * * *

    Ничего, что я мала -
    С неба звёздочку сняла.
    Один вечер посидела,
    Паренька с ума свела.
    * * *

    Не кокуй, кукушка сера,
    Не на ту берёзу села,
    Пересядь на ёлочку -
    Снеси поклон милёночку.
    * * *

    Мамочка не родная,
    Похлёбочка холодная,
    Кабы родная была,
    Щей горячих налила.
    * * *

    Ягодиночка, у синего
    У моря постоим -
    Ягодиночка, про тайную
    Любовь поговорим.
    * * *

    Через быструю речонку
    Ходил, буду я ходить.
    Чернобровую девчонку
    Любил, буду я любить.
    * * *

    Много звёздочек на небе -
    Полуночной звезды нет.
    Много девушек на свете -
    Да одной милее нет.
    * * *

    Я на пожинку ходила,
    По прокосью грабила,
    Золотую слезоньку
    На пожинке оставила.
    * * *

    Заплету я в косу ленту,
    Посмотри: алеет ли?
    Кума, спроси у сероглазого,
    Меня жалеет ли.
    * * *

    Шила милому кисет,
    А вышла рукавица.
    Пришёл милый, похвалил:
    -Какая мастерица!
    * * *

    Ветер дует, ветер дует -
    Ветерочка не унять;
    -Говори, милый, пореже
    Мне словечка не понять.
    * * *

    Не ругай меня, мамаша,
    Не ругай, родна:
    Сама была молода,
    Приходила поздно.
    * * *

    Вспомни, милый, дорогой,
    Как стояли мы с тобой,
    Шумела белая черемуха
    Над нашей головой.
    * * *

    До чего ты довела -
    Стал я тоньше ковыля!
    -Что ты шутишь, что ты шутишь,
    Ковылиночка моя!
    * * *

    Хорошо иметь бы туфельки
    На лёгоньком ходу,
    Чтобы маменька не слышала,
    Когда домой иду.
    * * *

    Неужели лесу мало -
    Я берёзоньку рублю.
    Неужель ребяток мало
    Я женатого люблю.
    * * *

    За высокие хоромы,
    Папенька, не отдавай:
    Человек дороже дома -
    Человека выбирай.
    * * *

    Занавесили окошки
    Тонким белым полотном.
    Знать, просватали подружку,
    Сидит, плачет под окном.
    * * *

    Ну, какая это стать,
    Вёдра на гору таскать?
    Я пойду замуж туда,
    Где под окошечком вода.
    * * *

    Приезжали меня сватать
    С позолоченной дугой.
    Пока пудрилась, румянилась,
    Уехали к другой.
    * * *

    Зазвенели колокольчики,
    Затопал вороной:
    Ты готова ли, сударушка,
    Приехал за тобой.
    * * *

    Дорогой по осени
    Сказал словечко тайное?
    -Припасай, сударушка,
    Колечко обручальное.
    * * *

    Поедешь, миленький, венчаться,
    Заезжай ко мне прощаться,
    Возьми думушку мою,
    Положь под гривушку коню,
    * * *

    Завлекательные глазки
    Завлекли умеючи;
    Завлекли - оставили,
    Горюй-ка я теперечи.
    * * *

    О-ё-ё, какая скука!
    К скуке надо привыкать.
    Что поделаешь: разлука -
    Надо дролю забывать.
    * * *

    Тaтинька и маменька,
    Не отдавайте рано-то;
    Я пойду запричитаю -
    Погуляла мало-то.
    * * *

    Меня тятенька просватал,
    Пошёл по мосту, заплакал:
    -Одинешенька моя,
    Да жаль тошнехонько тебя!
    * * *

    Милый, счастье потеряешь -
    Меня замуж не возьмёшь.
    Я один денек поплачу,
    Ты навеки пропадёшь.
    * * *

    Кабы знала, кабы знала,
    Где мне замужем бывать -
    Помогла бы я свекровке
    Да капустку поливать.
    * * *

    Скоро я хозяйкой стану
    У милого во дому:
    Будут ужинать садиться
    По приказу моему.
    * * *

    На чужой сторонушке
    Солнышко не греет.
    Без родимой матушки
    Никто не жалеет.
    * * *

    Чуждальняя сторонушка
    Не мёдом полита,
    Она не сахаром посыпана -
    Слезами залита.
    * * *

    Хорошо хорошей быть -
    Хорошие любят.
    Сиротинушку меня
    Никто не приголубит.
    * * *

    Встань-ка, маменька, пораньше
    Да послушай по заре:
    Не твоя ли дочка плачет
    На чужой на стороне?
    * * *

    Попою да попою
    Маме на поминочек:
    Пускай она попоминает
    В поле у осиночек.
    * * *

    Встань-ка, маменька, пораньше,
    Вымой горенку песком,
    Пойдёт дролечка венчаться -
    Я заплачу голоском.
    * * *

    Прощай, горы, прощай, лес,
    Прощай, звёздочки с небес,
    Прощай, синие моря,
    Прощай, милая моя.
    * * *

    Меня зарей не нарумянить
    И росой не набелить -
    Красно солнышко не греет,
    Светлый день не веселит.
    * * *

    Пойду выйду в чисто поле,
    Погляжу, какая даль.
    Ветры буйные сказали:
    -Не придёт, не ожидай.
    * * *

    Пароход идёт по морю,
    Занавески алые;
    Вышел милый из каюты,
    Волоса курчавые.
    * * *

    Милый мой, моя утеха,
    Я любила, ты уехал,
    Ты уехал воевать,
    Меня оставил горевать.
    * * *

    В Петербурге зазвонили
    Звон раздался по Неве:
    В это времечко убили
    Дорогого на войне.

    • Сергей Савенков

      какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то