Мой дорогой неизвестный друг,

С успехом сериала Странные дела, D&D (Dungeons & Dragons – Подземелья и драконы) начала набирать популярность на нашем сегменте соц. сети. Мы, безусловно, привыкли играть в «Зов Ктулху» от Chaosium, но, как мы с недавно обсуждали с Джемсом МакДжорджем, он оставил многих игроков желать лучшего и, возможно, становится жертвой своего успеха. С репутацией «Мы либо все сходим с ума, либо умираем в конце», я имел опыт в общении с людьми, которые ни разу не играли в «Зов Ктулху» потому что они уже были так настроены из-за слухов и отзывов в интернете. Проведите немного времени на любом РПГ форуме, и вы заметите, что это не единичный случай. Моя любимая тактика «разрыва шаблона» в ролевой игре являлась простым следованием совету Джеймса Рагги, автора ретро клона D&D «Lamentations of the Flame Princess». Если вкратце, нужно держать все фантастические элементы и магию на низком уровне, и концентрироваться на правдоподобных сценариях чтобы, когда происходит что-то «из ряда вон» это сильнее производило впечатление.

Фольклорный ужас в настолках «Тысяча мертвых младенцев» и «Бледная леди»
Большинство думает, что D&D это территория Толкиена, однако любой, кто знаком с «Приложением N» к «Руководству Хозяина Подземелий AD&D» узнает этот параграф:

«Наиболее сильное влияние на AD&D оказали, де Кэмп и Пратт, Р. Э. Ховард, Фриц Лейбер, Джек Вэнс, Х. П. Лавкрафт и А. Мерритт; но все вышеперечисленные авторы, а также многие не названные, безусловно, помогли создать форму игры. Поэтому, я так же от всей души рекомендую вам работы этих прекрасных авторов.»

– Гари Гайгэкс, 1979, AD&D Dungeon Masters Guide, с. 224”

В качестве примера, я бы хотел представить вам две приключенческих настольных игры за авторством Ззарчова Ковольски, «Тысяча мертвых младенцев» и «Бледная леди». Работы Ковольски я считаю просто замечательными, до такой степени что, когда вижу, новый PDF документ с игрой я в итоге покупаю его. Не смотря на то что, я люблю создавать свои собственные «приключения» бывает, что я либо не заканчиваю их, либо мне становится просто веселее играть в работы других людей. Я могу быть уверен, что даже если я не отыграю что-нибудь из работ Ковольски полностью, я всегда смогу использовать ее части в своих собственных. Частично, в играх Ковольски меня привлекает его использование фольклорных ужасов, а также мифов и легенд Британских островов. Эти элементы являются основой в «Тысяче мертвых младенцев» и «Бледной леди». Фанатам «Ведьмы» Роберта Эггера особенно понравиться вторая, так как, к счастью, обложка полностью соответствует содержанию.

Фольклорный ужас в настолках «Тысяча мертвых младенцев» и «Бледная леди»

«Тысяча мертвых младенцев» рассказывает о небольшом городке, принявшем Христианство в прошлом поколении. До молодого и идеалистического городского священника доходят слухи о языческих обрядах, колдовстве и поклонениях дьяволу в окружных деревнях и внутри Тысячеакрового Леса. Священник нанимает группу исследователей для решения этих проблем. Большинство жителей приняли Церковь, и хотят изгнать язычников с их Старыми Богами из леса и окружных поселений.

К югу от Тысячеакрового леса расположен Нью Смитвальд, небольшая деревушка с дюжиной домов и ратушей.  В ней живет Сэр Галлан Дарнан, последний языческий рыцарь, преданный местному лорду, за что ему было позволено сохранить свою веру. Внутри леса находится священная языческая роща, а также лагерь лесорубов, где работают местные. Сэм – повар, а также старший в лагере, готов дать хорошее вознаграждение тому, кто сможет раскрыть причину детского плача в лесу по ночам, и положить ему конец. Сами язычники также обеспокоены этими звуками.

Фольклорный ужас в настолках «Тысяча мертвых младенцев» и «Бледная леди»

Простота в использовании – это еще одна причина, по которой, я являюсь фанатом работ Ковольски. Никаких стен текста для нудного зачитывания игрокам, все просто, компактно и удобно. Карта местности на обратной стороне обложки, три параграфа текста вступления, еще парочка описывающих город Коррок с его жителями. На следующей странице информация по неигровым персонажам, с которыми игрокам нужно будет взаимодействовать в ходе расследования. Но не воспримите эту краткость за недостаток. Каждое описание предоставляет «хозяину игры» массу возможностей для импровизации с ними. Все умещается на 16 страницах, и легко воспринимается, чтобы, после пары прочтений перед игрой, отлично знать куда заглядывать если возникнут вопросы.

Фольклорный ужас в настолках «Тысяча мертвых младенцев» и «Бледная леди»

«Бледная леди» также использует фольклор и мифологию для нагнетания атмосферы, и, также, как и «Тысяча мертвых младенцев» напоминает произведения времен фильмов от студии Хаммер. В ней затрагивается легенда о ведьме, живущей глубоко в чаще леса. Она известна как Бледная леди или Цветочная госпожа, но есть одна оговорка. Она вовсе не ведьма. Хотя это не имеет значения для крестьян, у которых каждую весну пропадают дети. Два года назад в деревне появляется безумец, который утверждает, что он один из потерянных детей. Он рассказывает, что его похитили прислужники ведьмы, заставив работать на ее полях, и о людях, которые приходили к ней, с платой за знания о темных искусствах. Ему же пришлось выживать до тех пор, пока он, узнав способ покинуть ее владения, не смог сбежать. Правда, ему никто не верит. Никто кроме монахинь. У Аббатисы есть свои причины снаряжать экспедицию во владения Бледной леди, и намерения положить конец похищениям детей более чем подходят в качестве оправдания.

Все моменты, указанные мной по отношению к «Тысяче мертвых младенцев» справедливы и здесь. Компактное и удобное пользование вкупе с интересным повествованием означает, что обе игры дают куда больше чем может показаться. И, что более важно, дают человеку, проводящему игру больше пространства и возможностей для создания интересного и запоминающегося игрового опыта.

Совершенно очевидно, что «Бледная леди» содержит в себе темы, не предназначенные для детей, несмотря на то, что особой наготы и расчлененки там нет. Однако, сама Цветочная ведьма, ее темная магия, объект вожделения Аббатисы, а также выбор, который приходится делать игрокам сами по себе затрагивают их. Как пишет сам Ковольски:

«Если все это не вызывает у вас никаких тем для обсуждений, которые можно было бы долго вести за чашкой горячего кофе тогда я должен заметить, что меня удивляет неинформированность вашей группы. Поскольку, обсуждая корабль Тессея в группе, хотя бы четырех человек, наверняка найдется хотя бы один, кто будет в корне не согласен вашим мнением.»

Я так же не считаю лишним отметить, что «Секретный союз эльфов, фавнов и фей» Роберта Кирка, а также «Темное равноденствие и другие сказания Лавкрафтовского ужаса» Анны К. Швейдер дадут правильный настрой перед игрой в «Бледную леди». Книга Кирка не только как кладезь различных элементов фольклора и мифологии, но и как предыстория ее создателя –  шотландского министра 17-го века. Он был одержим феями, привидениями, двойниками, горными провидцами и другими феноменами. И, очевидно, погиб во время перехода через «дан-ши» или курган фей. Хотя его родственники утверждают, что он являлся к ним, сообщив о своем похищении. И что освобожден он может быть только если во время крещения, бросить принадлежавший ему кортик над головой его новорожденного ребенка. «Темное равноденствие» я рекомендую, потому что, как я писал в одном из своих предыдущих обзоров, «Швейдер понимает ужасающий аспект Иного, а также насколько разрушителен контакт с ним лучше, чем кто-либо из тех, кого я знаю». Чтение коллекции Швейдер подойдет в качестве отличного руководства перед ролевой игрой в «Бледную леди».

Работы Ззарчова Ковольски – это хороший пример минималистического стиля повествования. Он предоставляет достаточно информации для понимания окружающего мира игры. У неигровых персонажей есть четкая мотивация для взаимодействия не только с игроками, но и друг с другом. А цели, которые достигают игроки во время действия делают возможными сюжетные повороты совершенно неожидаемые участниками. Поиграв пару тройку раз вернутся к тому, что сейчас считается стандартом будет довольно сложно. Я видел мало настольных игр, которые вызывали такую же реакцию и темы для обсуждений как работы Ковольски. Помимо всего прочего, в них просто весело и интересно играть, и это, наверно, самая весомая причина которую я мог бы дать. Обе можно найти в формате PDF по 5 долларов каждый. Или вы можете подождать одну из благотворительных сборок, в которых он частенько принимает участие. Пятое издание «Dungeons and Dragons» можно скачать бесплатно также, как и «Lamentations of the Flame Princess» (только правила, без иллюстраций). Так что, если у вас нет группы игроков и вы хотите сойтись лицом к лицу с Демигоргоном, плата за вход очень мала. Правда такого же приятного паренька как Дастин уже совсем другое дело.

Фольклорный ужас в настолках «Тысяча мертвых младенцев» и «Бледная леди»

Перевод: Константин Смольников

Оригинальный текст: lovecraftzine.com

Поддержать переводчика донатом:

Visa: 4100115651847822


Jonathan Adams Smith
Author

Бесконечный и неутомимый фанат лавкрафтианы и хоррор тематики, сквозь время и пространство поддерживающий и развивающий сие тему в России и странах СНГ.