Формирование навыков игры на виолончели на начальном этапе обучения методическая разработка на тему. Обучение детей игре на виолончели – родители рассказывают о занятиях своих детей Какие могут быть проблемы в обучении детей игре на виолончели

Я была удивлена, когда моя шестилетняя дочка заявила, что хочет учиться играть на виолончели. В семье у нас музыкантов нет, я даже не была уверена, есть ли у неё слух. И почему именно виолончель?

«Мама, я слышала, очень красиво! Как будто поёт кто-то, я хочу так играть!» – сказала она. Только после этого я обратила своё внимание на эту большую скрипку. Действительно, просто необыкновенный звук: мощный и нежный, напряжённый и певучий.

Мы пошли в музыкальную школу и, к моему удивлению, дочку приняли сразу же после прослушивания. Как приятно сейчас вспоминать: из-за виолончели видны лишь здоровенные банты, а её маленькие пальчики уверенно держат смычок, и звучит «Аллегретто» Моцарта.

Училась Анечка на отлично, но первые годы очень боялась сцены. На академических концертах получала на балл ниже и плакала, а педагог Валерия Александровна говорила ей, что она умница и играет лучше всех. Через два-три года Аня с волнением справилась и на сцену стала выходить с гордостью.

Прошло уже более двадцати лет, профессиональным музыкантом моя дочка не стала. Но обучение игре на виолончели дало ей нечто большее. Сейчас она занимается IP-технологиями и вполне успешная молодая женщина. Свою целеустремленность, уверенность и самооценку она выработала вместе с умением держать смычек. Изучение музыки привило ей не только хороший музыкальный вкус, но и тонкие эстетические пристрастия во всём. А свой первый смычек, сломанный и обмотанный изолентой, она хранит до сих пор.

Какие могут быть проблемы в обучении детей игре на виолончели?

Частенько после первого года обучения у маленьких виолончелистов пропадает желание продолжать обучение. Если сравнивать с , то в обучении игре на виолончели постановочный период более длительный. Дети изучают этюды и инструктивные упражнения, которые, нередко почти совершено, оторваны от музыки и какой-либо творческой задачи (просто учиться играть на виолончели очень трудно).

Работа над вибрацией по традиционной программе начинается в самом конце третьего года обучения. Художественная выразительность звука виолончели зависит именно от вибрации. Не слыша красоту вибрационного звука инструмента, ребёнок не получает удовольствия от своей игры.

Это и есть основная причина потери интереса у детей к игре на виолончели, потому-то в , как нигде в другом месте, колоссальную роль в успехе ребёнка играет поддержка, как со стороны педагога, так и родителей.

Виолончель это инструмент профессиональный, который требует от учащегося наличия разностороннего и, одновременно, уникального комплекса навыков и умений. На самом первом занятии педагогу нужно сыграть детям несколько красивых, но доступных их пониманию пьес. Ребёнок должен прочувствовать звучание инструмента. Периодически, показывайте начинающему виолончелисту игру детей средних классов и старших. Объясните, как вы понимаете последовательность постановки задач для него.

Габриэль Форе – Элегия (виолончель)

Методическая разработка на тему «Начальный этап развития игры на виолончели»


Автор : Смирнова Елена Владимировна, преподаватель МБОУ ДОД «Детская школа искусств № 1 имени А.Г. Рубинштейна» Города Томска
Назначение: Данный конспект может быть полезен преподавателям ДМШ, ДШИ, педагогам дополнительного образования.
Цель : Воспитание любви к музыке, формирование первоначальных навыков игры на виолончели.
Задачи :
Развивающие:
1.стимулировать развитие эмоциональности;
2.обогащать воображение;
3.развивать память и мышление,
Образовательные:
знакомить с инструментом, приобщать и погружать в музыкальную культуру.
Воспитательные:
воспитывать творческую активность, волю, умение дисциплинировать себя на публичных выступлениях.
На первых уроках работы с учениками очень важно начинать с постановки
левой руки отдельно от правой, так как левая рука изменяет высоту звука, которую нетренированное человеческое ухо воспринимает легче, чем тембровую окраску виолончели. Ребёнку на начальном этапе обучения проще следить за движениями одной руки и интонацией, чем за движением смычка и координацией рук. Поскольку игра на инструменте – занятие для ребёнка незнакомое и довольно трудное, то важно не перегружать его сложными объяснениями и обилием задач, а постараться превратить его в максимально
интересное увлекательное занятие. Исходя из своего опыта и наблюдая за опытом других педагогов на первых уроках работы с начинающими, я пришла к выводу, что с детьми 5-9 лет очень важно начинать занятия с разминки для рук и пальцев:
1) Чтобы пальчики были круглыми, нужно покрутить кончиками пальцев каждой руки мягкую ягодку-например клюкву, а чтобы её не раздавить, надо делать это упражнение легкими движениями пальцев, не напрягаясь.
2) Упражнение для нахождения опоры руки на кончик пальца. Сначала можно делать упражнение на столе: для этого нужно бросать руку на каждый палец, ощущая её тяжесть на конце пальца. Обязательно следить, чтобы в суставах не было острых углов, а ладонь приняла форму купола.
3) Упражнение разрабатывающее суставы пальцев левой руки: стоя на опоре, поочерёдно постукивать каждым пальцем, следить за тем, чтобы кисть не меняла своего положения.
Начинаем постановку левой руки с игры в первой позиции в узком расположении. В этом расположении первый и четвертый пальцы охватывают малую терцию, а средние – полутон. Это положение наиболее удобно на начальном этапе, т. к. рука испытывает наименьшее напряжение. Дети дошкольного и младшего школьного возраста легко усваивают сложный материал в стихотворной форме:
Если сдвинуть на струну
Пальцы в линию одну,
В стройный ряд, как буквы в строчке,
Чуть согнув, как молоточки-
Будет каждый палец твой
Звук хранить особый, свой.
А большой под гриф поставим,
Под вторым стоять заставим.
Про него не забывай
И по чаще проверяй,
Чтобы он подвижным был,
Вверх на шейку не давил.

(Б. Потребухин)
С первых уроков необходимо давать учащемуся возможность музицировать. В этот довольно сложный для ученика начальный период занятий необходимо заложить учащемуся правильное представление об интонации, о темперированном строе. На данном этапе ученика нужно постараться научить слышать и интонировать ноты в объёме первой позиции. Упражнение на развитие левой руки, очень хорошо запоминается ребёнком в стихотворной форме:
Пальцы чуть пошире ставь,
Друг от друга их отставь.
Этим малым расстояньям
Есть особое названье.
Их запомнить нам нетрудно-
Это малая секунда.
Между наших пальцев встал
Самый малый интервал
И в себе содержит он
Помни: только полутон.

(Б. Потребухин)
Работу над интонацией с учениками необходимо начинать с пения. Мы поём мажорные и минорные тетрахорды нот, которые находятся на каждой струне, затем мажорные и минорные гаммы в одну октаву, под аккомпанемент на фортепиано. Это делается для того, чтобы учащийся начал слышать и интонировать тон - полутон, и мажор – минор; а также короткие мотивы на основе их на каждой струне, а затем на разных струнах. При этом обращается внимание на конец фразы, движение мелодии и динамические оттенки. В это же время усваивается нотная грамота. Дети любят придумывать свои слова к известным песенкам, при пении со словами становится проще попросить ребёнка повторить лишний раз сыграть. Со временем, когда слух уже настроится и у ученика закрепится прочный навык правильного положения руки, можно дать ему возможность помузицировать на уроке, исполняя pizz. например, поиграть с ним в унисон или в октаву, в терцию. Движения на грифе должны быть подчинены слуху, строго организованны в ритме, таким образом закрепляется двигательный навык. Постепенно надо приучать ребёнка самого следить за правильностью и свободой своих движений. На первых уроках можно заложить не только постановку руки в первой позиции, но и давать подготовительные упражнения к смене позиций (скольжение вверх- вниз по грифу), беглости (поворот кисти вверх-вниз при соответствующем движении пальцев-от первого к четвертому и наоборот), и даже ставки (на мячике вверх- вниз). Когда у ребёнка появится некоторый слуховой опыт при игре на виолончели, а также правильные двигательные навыки и понятие об интонации, необходимо вести работу над постановкой правой руки и звукоизвлечением, а далее и объединением действий рук.

Методическая литература :
Х. Беккер, Д. Ринар. Техника и искусство игры на виолончели. Москва. Музыка. 1978
Б. Потребухин Методическое пособие (маленькому виолончелисту) Москва. Музыка. 1994
Р. Сапожников.Основы методики обучения игре на виолончели. Москва. Музыка. 1967

Виолончельная Школа К. Ю. Давыдова была написана в 1887-1888 гг. Это сочинение выдающегося русского виолончелиста и педагога, получившее заслуженное признание всего виолончельного мира последнего полувека, до сих пор в большой степени сохранило свою педагогическую и методическую ценность.

Представляющее собой великолепно систематизированное обобщение долголетнего педагогического опыта главы русской виолончельной школы К. Ю. Давыдова (1838-1889) сочинение это одновременно отражает и прогрессивность методических взглядов автора и его педагогический талант. Школа Давыдова является одним из первых сочинений этого рода, базирующихся на строгой рациональной системе изучения игры на виолончели. Школа охватывает примерно два первых года обучения. Начинается она с изложения основ так называемой постановки виолончелиста, описания законов ведения смычка и положения левой руки на грифе.

Затем детально рассматривается первая позиция; при этом четко дифференцируются широкое и узкое расположение пальцев на грифе (что является одной из основных и специфических предпосылок к достижению чистой интонации на виолончели). В первом же разделе Школы описываются элементарные штрихи с ис-пользованием различных частей смычка; вскрываются законы равномерного и неравномерного движения смычка. С целью концентрации внимания ученика на данной штриховой трудности «неравномерным» штрихам предпосылаются соответствующие упражнения на открытой струне. Значительное внимание в этом разделе уделяется технике переходов смычка со струны на струну.

Второй раздел Школы посвящен первым четырем позициям. Кроме того, здесь в сущности впервые в виолончельной педагогической литературе излагается методически обоснованная система смены позиций. Система эта полностью сохранила свое значение и в современной виолончельной практике.

В третьем разделе Школы рассматриваются более высокие позиции (до седьмой включительно) и приводятся все двухоктавные (мажорные и минорные) гаммы.

Гаммы имеют два вида аппликатуры - с применением открытых струн и без них. Гаммы с используемой Давыдовым стандартной для всех тональностей аппликатурой без применения открытых струн дают незаменимый материал для тренировки в смене позиций, в чередовании узкого и широкого расположения пальцев; они способствуют выработке чистой интонации и ровности звучания.

Это свое сочинение, написанное уже к концу жизни, Давыдов рассматривал как первую часть Школы. В задуманную Давыдовым вторую часть должны были войти более сложные элементы виолончельной игры (использование верхних регистров, ставка, двойные ноты, флажолетная техника, более сложные штрихи и т. д.) Нотный материал Школы известным образом отражает характерное для Давыдова-педагога стремление к единству технического и художественного развития виолончелиста. Давыдов не ограничивается в Школе абстрагированными от музыкального содержания и смысла упражнениями или гаммами, а дает (озаглавливая их примерами) целый ряд (51) небольших этюдов-пьес, соответствующих определенным техническим заданиям и в то же время обладающих несомненными художественными достоинствами. Эти примеры, написанные с сопровождением второй виолончели, были изданы и с оригинальным фортепьянным сопровождением.

В настоящем издании полностью сохранен оригинальный текст и нотный материал Школы. В конце приведен ряд дополнений, обусловленных современным уровнем советской виолончельной методики, а также необходимостью уточнения и разъяснения некоторых формулировок Давыдова.

За материал спасибо торрент-юзеру

Педагог специального класса не только обучает своих учеников игре на инструменте, на него так же возлагается большая и ответственная музыкальная и общевоспитательная работа. Задача педагога заключается в развитии у ученика музыкального слуха, ритма, чувства выразительной фразировки, в воспитании художественного представления о характере и стиле изучаемых произведений. Важно научить учащегося сосредоточиться на поставленной задаче, слушать себя во время игры (контролировать качество звука, точность интонации, устранять излишнее напряжение в процессе игры). Особенно велика роль педагога по специальности в период начального обучения, когда закладываются основы музыкально-художественных представлений и исполнительского мастерства. Педагог, работающий с детьми, должен понимать детские интересы, уметь правильно выявить индивидуальные особенности и возможности ученика. Занятия в начале обучения следует начать со знакомства с инструментом, рассказа о его истории, строении. После этого нужно оценить физические возможности учащегося для подбора правильного размера инструмента, смычка, высоты стула и шпиля. Затем, собственно, начинается период освоения постановки за инструментом.

Она включает в себя:


- посадку и положение инструмента

- постановку правой руки: способ ведения и держания смычка

-постановку левой руки: расположение пальцев на грифе и положение руки во время игры.

Эти различные стороны постановки в процессе игры неразрывно связаны, но для большей ясности они должны быть рассмотрены с учеником каждый последовательно и в отдельности.

ПОСАДКА.
Большое значение имеет правильный подбор инструмента в соответствии с ростом и физическим сложением играющего. Наиболее целесообразно садиться примерно на 1/2 ,1/3 сидения стула, спина – прямая, корпус слегка может быть наклонен вперед, ноги нужно ставить всей ступней. Следует подобрать стул такой высоты, чтобы ученик мог вполне свободно доставать ногами до пола. Виолончель держится с опорой в 3-х точках:
1.шпиль
2.грудь ближе к правой стороне
3.у колена левой ноги.
В ряде случаев виолончель поддерживается и правой ногой, в особенности при игре с изогнутым шпилем. Наиболее целесообразная длина шпиля определяется опытным путем (средняя длина шпиля 24-28 см). Для удобства ведения смычка на струне ЛЯ и РЕ виолончель целесообразно незначительно повернуть вправо (от играющего), но не чрезмерно, иначе ограничивается свобода движений правой руки при игре на струне ДО.

ПОСТАНОВКА ПРАВОЙ РУКИ. СПОСОБ ДЕРЖАНИЯ СМЫЧКА.
В практике применяются различные способы держания смычка, но при любом способе следует держать смычок без напряжения и вместе с тем достаточно «цепко» и прочно. «Классический способ»: пальцы слегка согнуты, средний палец концом своим касается волос у самого металлического ободка колодочки; указательный палец располагается на трости в месте сгиба первой и второй фаланг. Обычно указательный палец немного отодвигается от других, что облегчает нажим на смычок; безымянный палец и мизинец свободно располагаются на колодочке, помогая удерживать смычок (главным образом при игре нижней частью смычка). В процессе игры положение пальцев несколько меняется в зависимости от используемой части смычка. Держание смычка определяется так же индивидуальным сложением кисти и пальцев. Способ держания смычка должен способствовать правильному, свободному его ведению и, в конечном счете, достижению высококачественного звука.
Ведение смычка. Правильное ведение смычка в соответствии с общими условиями звукоизвлечения может быть достигнуто лишь согласованными движениями всех частей руки. А движения руки зависят от используемой части смычка и характера штрихов. От колодочки до середины ведение смычка осуществляется в основном всей рукой, от середины до конца – главным образом движением предплечья. Кисть и пальцы, выравнивающие направление смычка, должны быть очень эластичными. Некоторые короткие штрихи (например, спиккато) исполняются главным образом кистью. Извлечение ровного звука требует в процессе ведения смычка неодинаковых усилий. Так, при игре пиано у колодочки приходится удерживать смычок «на весу», в середине вести без нажима, у конца – с небольшим нажимом. При игре форте нижней частью смычка рука заметно упирается на струну, а в средней и особенно в верхней частях смычка требуется значительный нажим. Опора руки сосредотачивается при этом главным образом на указательном и большом пальцах. Смычок обычно ведется с небольшим наклоном волоса в сторону грифа. Для ровности звука этот наклон не должен заметно меняться на протяжении всей длины смычка. Вести смычок следует под прямым углом.

ПОСТАНОВКА ЛЕВОЙ РУКИ.

Постановка левой руки должна содействовать точной интонации, обеспечить удобство игры в одной позиции и переходов по грифу. Для получения более мягкого звука следует ставить палец на струну не слишком близко от ногтя для этого пальцы не должны быть излишне согнутыми. Мизинец, как более короткий палец, приходится немного вытягивать. Для точного интонирования полутонов при игре в позициях нижнего регистра приходится несколько раздвигать пальцы – это нужно осуществлять без излишнего напряжения. Так же положение пальцев зависит от исполнительской задачи, в кантилене, при игре вибрато, пальцы устанавливаются на струну более плоско, что способствует достижению мягкости звука.
Положение локтя меняется в зависимости от высоты позиции. При игре в первой позиции локоть находиться в более низком положении, чем в высоких позициях. Для свободного перемещения руки (пальцев) по грифу целесообразно удерживать локоть в некотором среднем положении. Рука должна всегда удерживаться на весу, а пальцы как бы опираться о гриф при нажиме на струны. Кисть руки обычно находиться приблизительно на линии предплечья, бес заметного изгибы в суставе.

ПРАВИЛА УСТАНОВКИ ПАЛЬЦЕВ:

1. При нажиме струны её нельзя оттягивать в сторону от грифа.
2. Пальцы должны опускаться на струну активно отчетливо, но без излишне сильного удара; нажим струны должен быть достаточным для полного прижатия её к грифу и для получения чистого ясного звука.
3. При поднятии всех пальцев нужно следить за тем, что бы рука не сдвинулась с занимаемой позиции, а пальцы не отклонялись влево от грифа и оставались над струной.
4. Во время игры пальцы необходимо ставить прямо или с небольшим наклоном в сторону порожка.
5. Пальцы следует округло, не допуская прогибов (прогибания суставов).
6. Для получения мягкого звука следует нажимать струну более мясистой частью пальца (подушечкой).
7. Большой палец должен легко касаться шейки грифа.
8. Руку необходимо удерживать «на весу».

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.
1.«Крылья птиц». Сначала педагог предлагает ученику «полетать» по классу, взмахивая «крыльями», как большая птица. Нужно обратить внимание на то, какие мышцы поднимают «крылья» (плечевые мышцы рук), а остальные мышцы должны быть свободны. Затем ученик садится и приподнимает свои «крылья» (руки), но не очень высоко - локти должны быть на той высоте, на которой они находятся в игровом положении. При этом все мышцы, кроме плечевых должны быть свободны. Особенно следить, что бы не напрягались мышцы шеи и лопаток. Когда это достигнуто педагог предаёт рукам ученика такое положение, которое приблизительно соответствует игровой позиции (птица складывает крылья). Оно является как бы наброском игрового положения рук (предупреждает не произвольный зажим мышц, не участвующих в игре).

2.Педагог поддерживает смычок в воздухе за колодочку левой рукой, а правой помогает ученику легко скользить пальцами по трости. Пальцы ученика должны находиться в естественном, свободном состоянии, приблизительно в том положении, как на колодочке смычка при его ведении.

3.«Качели». (Даёт почувствовать роль большого, указательного пальцев и мизинца при удержании смычка в горизонтальном положении). Сначала надо попробовать с более легким предметом, например, с карандашом. Ученик представляет себе, что указательный палец - основание качелей, то есть тот предмет, на котором лежит воображаемая доска (карандаш). «Приятели» качаются, то один поднимается вверх, то другой (одним и другим концом карандаша). После того, как ученик скоординирует эти движения на лёгком предмете, можно проделать то же самое и со смычком.

4.Удерживая смычок в вертикальном положении левой рукой, ученик упражняется в правильном свободном охвате колодочки и трости; затем он удерживает смычок (в том же вертикальном положении) одной правой рукой. Это упражнение способствует выработки у начинающего навыка свободного держания смычка.

5.Педагог устанавливает смычок на струну РЕ и СОЛЬ у колодочки, в средней части и у конца смычка, а сам удерживает его так, что бы колодочка оставалась свободной; ученик выполняет упражнения в правильном охвате колодочки и трости, при этом уточняется расположение других частей руки. Затем ученик сам выполняет это упражнение, держа трость левой рукой.

6.«Тяни, толкай». Ученик ставит середину смычка на струну РЕ и СОЛЬ. Педагог придерживает трость смычка, не позволяя этим сдвигать его с места, и предлагает ученику представить себе, что пальцы - это верёвочки, за которые надо потянуть смычок. Ученик тянет смычок пальцами, они немного вытягиваются, запястье прогибается, но смычок не сдвигается с места, так как его придерживает учитель, помогая ученику свободной рукой почувствовать передачу веса руки, опоры на трость смычка через первый и второй пальцы. После этого педагог предлагает ученику «потолкать» смычок в другую сторону. Пальцы вытягиваются в обратном направлении, запястье слегка выгибаются. (Цель - помочь ученику разобраться в ощущениях пальцевых и кистевых движений в момент смены смычка).
Работа над освоением технических приемов правой и левой руки ведется параллельно на каждом уроке. Рекомендуется также ежедневные подготовительные упражнения для укрепления пальцев левой руки.

Упр.1. Выполнять каждый день, не меньше минуты и без чрезмерных усилий:
-1 палец оттянуть, держа 2,3 и 4 вместе
-1 и 2 вместе, оттянуть их от 3 и 4, соединенных вместе
-4 палец оттянуть от 3, 2 и 1,сложенных вместе.

Упр.2. Положить пальцы левой руки на край стола так, чтобы вторые суставы касались ребра доски. Прогнуть запястье и опустить локоть, т.е. как бы «повесить» свободную руку на пальцах. Затем, опираясь весом руки на подушечку какого-либо пальца, как бы «вытащить», подтянуть этим пальцем, постепенно закругляя его, всю руку, локоть, выровнять запястье и привести ее в то положение, в котором обычно при игре находится рука пианиста (выполнять приблизительно 1-2 минуты, способствует укреплению мышц пальцев).

Работа над постановкой – одна из очень важных задач на всех этапах начального обучения. С первого урока надо приучать учащихся правильно устанавливать виолончель, сохраняя непринужденную посадку; без напряжения держать и вести смычок, извлекая звук хорошего качества.
Когда ученик достаточно прочно усвоит способ ведения смычка и навыки игры раздельными смычками, следует перейти к изучению legato и простейших сочетаний равномерных, а затем и неравномерных штрихов (четвертями). Уже в 1 полугодии ученик должен освоить в элементарном виде приемы левой руки, при игре в 1 позиции. Далее учащемуся необходимо начать изучение способов перехода смычком со струны на струну. С понятливым учеником во 2-м полугодии можно начать изучение 4-й позиции и начать изучение приемов смены позиций.
Основным учебным материалом первого года обучения служат небольшие упражнения (для укрепления правильной постановки правой и левой рук, посадки) и некоторые однооктавные гаммы (например, соль, до и ре мажор). Для заинтересовывания ученика и для разнообразия репертуара, нужно включать в него небольшие и несложные попевки, песенки, пьесы. За 1 полугодие рекомендуется пройти 3-5 пьес.

ЛИТЕРАТУРА:
1.Бирина « Особенности начального обучения игре на виолончели». Москва 1988 год.
2.Сапожников «Основы методики обучения игре на виолончели». Москва 1967 год.
3.Беккер «Техника и искусство игры на виолончели». Москва 1978 год.

Постановка левой руки должна содействовать достижению точной интонации, обеспечить удобство игры в одной позиции и переходов по грифу.

Для получения более мягкого звука следует ставить палец на струну не слишком близко к ногтю. Для этого пальцы не должны быть излишне согнуты. Мизинец, как более короткий палец, приходится немного вытягивать.

Основные типы расположения пальцев во время игры - узкое и широкое. При узком расположении (см. рис. 2) 1-м и 4-м пальцами на одной струне берется малая терция, а смежными - малая секунда (полутон):

Для точного интонирования полутонов при игре в позициях нижнего регистра приходится несколько раздвигать пальцы - это нужно осуществлять без излишнего напряжения.

При широком расположении 1-м и 4-м пальцами охватывается большая терция, а 1-м и 2-м - большая секунда (см. рис. 4).

В среднем и высоком регистрах большая терция обычно берется 1-м и 3-м пальцами.

Широкое расположение пальцев достигается двумя способами:

1. путем оттягивания 1-го пальца от остальных.

2. путем оттягивания 2-го, 3-го, 4-го от 1-го, при этом 3-й и 4,-й пальцы не должны отклоняться влево от струны.

В обоих случаях 1-й палец вытягивается, но распрямляется не полностью. Для облегчения задачи предплечье и кисть слегка поворачиваются в сторону большого пальца. При переходе к узкому расположению пальцев следует снова выровнять положение руки.

Кисть руки обычно находится приблизительно на линии предплечья, без заметного изгиба в суставе.

Положение локтя меняется в зависимости от высоты позиции. При игре в первых позициях локоть находится в более низком положении, чем в высоких позициях, и для свободного перемещения руки (пальцев) по грифу целесообразно удерживать локоть в некотором среднем положении, позволяющем легко переходить от первых позиций к более высоким и наоборот. Рука должна всегда удерживаться на весу, а пальцы как бы опираться о гриф при нажиме на струны.

По мере перехода от нижнего регистра к среднему и высокому пальцы получают все больший наклон, вследствие чего затрудняется применение четвертого пальца. Для свободного применения 4-го пальца нужно немного выдвинуть вперед всю руку (см. рис. 5, 6).

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то