Привет, сайт в процессе завершения. Некоторые ссылки могут не работать.
g.f. lavkraft i psevdonauchnye rasovye teorii 5 1 - Г.Ф. Лавкрафт и псевдонаучные расовые теории

Г.Ф. Лавкрафт и псевдонаучные расовые теории

Кроме писательского таланта, Г.Ф. Лавкрафт знаменит умением ненавязчиво вплетать в свои произведения современную ему науку и космическую философию. Вдобавок он не стеснялся менять точку зрения, если последние научные открытия доказывали её несостоятельность. Он не постеснялся признать, что Антарктида состоит из одного, а не двух массивов суши, и одним из первых поверил в реальное существование Юггота (известного большинству из нас как Плутон). Другой пример этой научной искренности – изменение отношения Лавкрафта к общей теории относительности.

g.f. lavkraft i psevdonauchnye rasovye teorii 2 - Г.Ф. Лавкрафт и псевдонаучные расовые теории
Альберт Эйнштейн (www.laphamsquarterly.org)

Как и многие любители астрономии того времени, Лавкрафт поначалу скептически относился к научным идеям Эйнштейна. Однако накопленные наукой доказательства со временем убедили писателя, что теория является достоверной и проверенной. Материалист Лавкрафт писал, что почувствовал от этого факта небывалое смятение, ибо теория «устраняет последнее влияние, которое реальность вселенной могла бы оказать на свободный разум. Всё – лишь перемены, случайности и эфемерные иллюзии… »

И далее: «Весь космос – это шутка, где противоположности суть одно. Я верю всему и ничему – потому что всё – хаос, он всегда существует и пребудет в вечности ». Впоследствии, впрочем, пессимизм сменился у Лавкрафта более гармоничным мировоззрением, примирявшим идеи Эйнштейна и материалистический взгляд на космос. Это еще один пример того, как взгляды и даже философия писателя менялись на основе накопленных доказательств. Впрочем, существовали области науки, в которых позиция Лавкрафта оставалась неизменной вопреки всем прогрессивным идеям. Это были антропология и расология.

g.f. lavkraft i psevdonauchnye rasovye teorii 1 - Г.Ф. Лавкрафт и псевдонаучные расовые теории
Обложка книги за авторством С.Т. Джоши «Я — Провидение. Жизнь и эпоха Г. Ф. Лавкрафта»

Как указывает Джоши, Лавкрафт упрямо верил в биологическую неполноценность определенных рас. В его оправдание нужно сказать, что подобные представления отнюдь не были чем-то необычным в начале 20 века, несмотря на общественный и научный прогресс. В 20-х годах, например, многие ведущие ученые предупреждали, что межрасовые браки могут привести к биологическому вырождению. Однако с течением времени «научное» оправдание расизма доказало свою несостоятельность. Если же говорить о Лавкрафте, то следы неприязни к инородцам прослеживаются в его ранних рассказах, например, в «Таящемся ужасе».

По словам Джоши, писатель предпочитал игнорировать современные ему открытия в области антропологии и биологии. Все «научные» исследования, что выстраивали иерархию рас с европеоидами наверху и австралийскими аборигенами внизу, были в значительной степени дискредитированы уже к началу двадцатого века. Более того, уже в начале века девятнадцатого эксперименты, в которых пытались соотнести  размер и форму черепа с положением людей в расовой иерархии, считались в высшей степени ненаучными и нелепыми. К началу 1930-х годов любое научное оправдание расизма было в значительной степени дискредитировано научным сообществом, во многом благодаря усилиям антрополога Франца Боаса.

g.f. lavkraft i psevdonauchnye rasovye teorii 3 - Г.Ф. Лавкрафт и псевдонаучные расовые теории
Франц Боас

Франц Боас родился в Германии, имел докторскую степень по физике и изучал географию. Эмигрировав в США, он стал также профессором Колумбийского университета в области антропологии, заслужив впоследствии прозвище «отца» этой науки.

Баас доказал бессмысленность такого «измерения», как «черепной указатель» (отношение максимальной ширины головы к ее максимальной длине), так как он широко варьируется как среди взрослых в пределах одной группы, так и в пределах жизни отдельного человека. Антрополог выявил значительные различия «черепного указателя» у родителей-иммигрантов и их детей, рожденных в Америке. Следовательно, факторы окружающей среды (здоровье, питание, экология) оказывают большее влияние на форму головы, чем даже расовая принадлежность.

g.f. lavkraft i psevdonauchnye rasovye teorii 4 - Г.Ф. Лавкрафт и псевдонаучные расовые теории
Г.Ф. Лавкрафт. Художник: Sean Phillips (www.theartofseanphillips.com)

Нет достоверных  свидетельств того, что Лавкрафт что-либо знал о научной деятельности Боаса. Более того, самому Лавкрафту нередко приходилось отстаивать свои расистские взгляды перед своими более молодыми товарищами по переписке, такими как Фрэнк Белнап Лонг и Дж. Вернон Ши. Почему их аргументы не убедили Лавкрафта, по крайней мере, изучить некоторые из более современных трудов по антропологии и пересмотреть свои расистские взгляды, так же неизвестно.

«Научный» расизм Лавкрафта во многом основывался на трудах некоторых ученых XIX века, таких как Эрнст Геккель. Однако с психологической точки зрения, Лавкрафтом, скорее, двигал безотчётный страх перед чужаками – теми, кто не происходил из его любимой Новой Англии или был «не его круга». Возникает вопрос: если бы писатель прожил чуть дольше и смог наблюдать изменения в отношении общества к людям иных рас, смог бы он отказаться от предубеждений (особенно после Второй мировой войны)?

g.f. lavkraft i psevdonauchnye rasovye teorii 5 - Г.Ф. Лавкрафт и псевдонаучные расовые теории
Лавкрафт “Таящийся Ужас”. Художник: Cheesecake Weasel (www.deviantart.com)

Как уже было сказано, псевдонаучные предубеждения Лавкрафта проявлялись во многих его рассказах, особенно ранних. Одно из произведений, «Таящийся ужас», живописует эволюционное вырождение семьи из-за браков с более низкими по происхождению соседями и последующего инцеста. Хотя «Ужас» концентрируется на опасности межклассовых браков, это отношение легко можно расширить на межрасовые отношения, которые также будто бы приводят к дегенерации.

В дополнение к «избирательному» взгляду Лавкрафта на расу с научной точки зрения, его ксенофобия также порождает внутренний конфликт в его космической и материалистической философии. Если мы – не более чем комплекс физических и биохимических реакций, заключенных в клеточные оболочки, заполненные водой и протоплазмой, то цвет нашей кожи не имеет никакого значения.

Перевод: Nobody Noone

Художник обложки: DOFRESH 

Оригинальный текст: lovecraftianscience.wordpress.com

Jonathan Adams Smith
Jonathan Adams Smith

Бесконечный и неутомимый фанат лавкрафтианы и хоррор тематики, сквозь время и пространство поддерживающий и развивающий сие тему в России и странах СНГ.

Похожие Статьи