История. История История развития - Бешенковичи

Периодически просматриваю свой архив фото. Понимаю как много там накопилось материала для рассказа о разных местах и местечках Беларуси!
В 2012 году был 100-летний юбилей войны 1812 года. В рамках Союзного государства была проведена акция большая совместная Беларуси и России. По 50 человек от каждого государства ребят - суворовцев, кадетов и пр. - проехали по местам сражений той далекой войны. Сначала наши ребята уехали в Москву, и оттуда начался путь (на автобусах). Наше Национальное агентство по туризму принимало активное участие в подготовке и проведении этого мероприятия. Поверьте, это стоило куска нервов и здоровья, чтобы организовать все как надо. Понятно, что перед тем, как провести мероприятие, был сделан объезд, в котором принимала участие и я. Вот с того объезда у меня больше всего фото собралось. Хотя и с самого мероприятия тоже.
Первым желанием было писать в хронологическом порядке что за чем и как было. Но потом передумала. Так что просто время от времени буду публиковать материалы о разных местах и местечках Беларуси. Сегодня напишу о городке Бешенковичи.

Топонимика не располагает достоверными сведениями о происхождении названия «Бешенковичи».
Большинство исследователей склоняются к версии, что своё название Бешенковичи получили от слова «бешень» - сильное течение по середине реки.

Есть версия, что в основе названия лежит фамилия «Бешенкович». В пользу этой версии существует предание, что в древности два брата-еврея из Лепеля по фамилии Шенкин поселились на месте будущего местечка в излучине Двины. В те годы в моде была латынь, а на латыни «два» - «би» (бе). Поэтому будущий городок назвали «Бешенки», а спустя много лет это слово трансформировалось в «Бешенковичи».

Встречаются многочисленные варианты написания: Beshenkobichy, Byeshankovichy, Beshenkovichi, Beshenkowitschi, Beshenkobichy, Bjeschenkowitschi, Beshankovichy, Besankovicy, Biešankovičy, Beshenkowitschi, Bishenkovitz (идиш), ביישינקוביץ (иврит).

Считается, что через Бешенковичи по Западной Двине проходил торговый путь «из варяг в греки». Впервые поселение упоминается в исторических источниках в 1447 году. Около 1490 года великий князь литовский Казимир Ягеллон подарил имение Бешенковичи в потомственное владение князю Соколинскому. С тех пор более 100 лет деревня принадлежала князьям Друцким-Соколинским.

Вид на Западную Двину с левого берега

С 1569 года Бешенковичи, принадлежавшие князьям Соколинским, входят в состав Полоцкого воеводства новообразованного государства Речь Посполитая. С 1605 года поместье принадлежало Езерским, с 1615 года - Оршанскому предводителю Николаю Одровонжу.

К 1600 году относятся наиболее ранние сведения о еврейском населении Бешенкович. Массовое поселение евреев на этих землях началось в первой половине XVII века.

Стремительно развиваться Бешенковичи начали при виленском воеводе Павле Сапеге, который купил деревню в 1630 году. В этот период Бешенковичи получают статус местечка, в них начали строить каменные дома. В 1634 году Бешенковичам было дано магдебургское право на частичное самоуправление.

Улица, ведущая вниз к берегу реки Западная Двина.

В XVII веке в Бешенковичах была построена одна из крупнейших пристаней на Западной Двине, откуда товары отправлялись водным путём в Ригу и доставлялись по реке в Бешенковичи, так как здесь ежегодно проводились 2 ярмарки. Самой известной из них была четырёхнедельная «Бешенковичская ярмарка». Сюда съезжались до 4-5 тысяч человек с Придвинья, Приднепровья, других городов и местечек, - как с территории современной Белоруссии, так и современной России, а также западноевропейские купцы.

Память о тех временах хранят чудом сохранившиеся здания складов (думаю первые были деревянными, а потом уже были построены каменные, которые датируются концом 19 века).

С конца XVII века Бешенковичи перешли к Огинским.

У местечка большая интересная история. Можно только догадываться сколько всего стоит за этими скупыми строчками из википедии:
В 1708 году во время Северной войны со шведами в Бешенковичах были расквартированы русские войска и трижды приезжал Пётр I. В марте 1708 года там состоялся русско-польский военный совет, в честь чего Григорием Огинским была заложена православная Петропавловская церковь (не сохранилась). На этом совете Петр I впервые озвучил и утвердил один из важнейших документов того времени: «Учреждение к бою по настоящему времени». Этот документ суммировал опыт, полученный в боях против шведов, и впоследствии был принят для изучения боевого опыта русской армии во всех воинских вузах России.

После 1-го раздела Речи Посполитой в 1772 году задвинская часть города с 500 дворами отошла к Российской империи (а в 1793 году - вся оставшаяся часть).

В 1783 году владельцами Бешенковичей (по левой части Западной Двины) становятся Хрептовичи, которые владели местечком до начала XX века.

Дворец Хрептовичей в Бешенковичах запечатлил известный художник Наполеон Орда.

А вот то, что есть на сегодняшний день.


Дворец Хрептовича, где останавливался Наполеон, а затем Александр I, сохранился до нашего времени, хотя и претерпел значительные изменения. Он состоит из трех корпусов. Центральный из них наибольший, двухэтажный; боковые флигеля - одноэтажные. Комплекс в плане образует подобие буквы П, где средний объем выдвинут вперед. В центральном корпусе размещались основные залы и кабинеты. Флигеля отводились под жилье.

В Отечественную войну 1812 года здесь размещался французский гарнизон и штаб Наполеона. Местные краеведы рассказывают, что этот балкон помнит Наполеона))

Достопримечательностью являлся великолепный парк с регулярной разбивкой аллей. Главная аллея замыкалась дугообразным в плане прудом. Еще один пруд в виде круга имел в середине островок с беседкой. Сейчас в городе частичные остатки парка. Один из таких частей в центре городка.

В окрестностях местечка произошло несколько сражений между армиями Барклая де Толли и Мюрата. Были и другие бои. По дороге при объезде маршрута мы периодически останавливались у таких памятных мест боев той войны, чтобы посмотреть в каком виде и сообщить местным властям, если нужно облагородить...


В июле 1812 года Наполеон находился в Бешенковичах вместе с итальянским вице-королем Евгением Богарне и неаполитанским королем Мюратом. Вместе с Богарне путешествовал германский художник Альбрехт Адам, сохранилась его картина «Наполеон и его войска под Бешенковичами». Также, в серии картин и литографий Бешенковичи отобразил немецкий художник Христиан-Вильгельм Фабер-дю-Фор, который служил во французской армии и прошёл всю военную кампанию 1812 года.

Наполеон и его войска под Бешенковичами 24 июля 1812. Худ. Альбрехт Адам


Бешенковичи были освобождены от французов 20 октября 1812 года русскими войсками во главе с генералом Витгенштейном.

Есть еще в Бешенковичах так называемый "Дуб Наполеона". Как указывает Федорук, "под сенью могучей кроны этого дуба" в июле 1812 г. Наполеон позировал художнику.


говорят дуб плохо выносил соседство рядышком с ним кочегарки школьной и школьного туалета. Поэтому на сегодня вот всё, что от него осталось...

В 1821 г. в Бешенковичах состоялся смотр русской гвардии императором Александром I. В этом параде приняли участие многие будущие декабристы. Результат смотра не понравился императору, и тогда было устроено празднество, для которого организовали бивак на полторы тысячи человек с роскошным столом и оркестром из 400 музыкантов. Целью этого пира было примирение Александра I со своей гвардией после Семёновской истории (восстание Семёновского полка).

Впоследствии на том самом месте, где находился бивак, тогдашний владелец местечка граф Ириней Хрептович установил памятный знак высотой 3 аршина и 12,5 вершков (269 см). Состоял этот знак из четырех частей: гранитной плиты, кирпичного оштукатуренного пьедестала и колонны в виде усеченного конуса. Увенчан памятник был гранитным шаром диаметром 5 вершков (22,2 см). На пьедестале имелась надпись золотыми буквами на латинском: «Поставил граф Ириней Хрептович в память о пребывании на этом месте божественного государя Александра I со своим воинством». Памятник был окружен оградой из цепей, подвешенных на восьми гранитных столбах.

Сегодня этот памятник (вернее место выглядит вот так и находится ровно напротив зданий администрации города и района).


Основание с восемью (теперь семью) гранитными столбами служит уже четвертому памятнику: первым была колонна в честь Александра I, вторым - довоенный памятник Ленину (разрушен в 1941 г.), третьим - новый монумент Ильичу, четвертым - нынешняя стела погибшим комсомольцам и молодёжи.

Напротив этого памятника небольшая площадь административная с памятником ленину и положенным набором "райов" - РАЙисполком, РАЙсовет, РАЙещечегототам...



Названия улиц НЕ отличаются оригинальностью, что очень огорчает...





А ведь учитывая богатейшую историю места, какие интересные названия могли бы быть у улиц и площадей! Площадь Сапеги, бульвар Хрептовичей, улица Огиньского, Торговый спуск... Ну, может и дождемся таких переименований.

Мы с коллегами спускались к реке у того места, где много лет была только паромная переправа, а где-то к 2010 году сделали понтонный мост.

Вот так выглядел паром

А мы застали вот такой мост


левее моста


и правее моста)))

Вот еще немного сведений с беларуских сайтов о Бешенковичах:
В 1868 г. в местечке было 392 постройки; работало народное училище, 2 кожевенных завода, пивоварное предприятие, 115 лавок. Пивоварня, основанная в 1780 г. М. Огинским, считалась самой старой на территории Беларуси. Главные улицы Бешенкович в это время были мощёные. С 1881 года по Западной Двине из Уллы в Витебск регулярно ходил пароход, а с 1892 года - 4 парохода.

В 1834 году в Бешенковичах было 2 синагоги, в 1838 году в слободе при Бешенковичах тоже появилась синагога. В 1849 году в Бешенковичах было уже 5 синагог. В 1848, 1854 и 1858 гг. еврейское население Бешенковичей пострадало от пожаров. В 1896 году в Бешенковичах были 2 духовных раввина, помощник казенного раввина, 5 синагог, из них 2 - синагоги любавичских хасидов.

В 1897 году в Бешенковичах было 1 099 зданий, работали почта, телеграф, школа, 3 народных училища, 127 лавок, больница.

В первые годы советской власти Бешенковичи стали центром района, получили статус городского поселка.

В годы Великой Отечественной войны были оккупированы немецкими захватчиками и практически полностью разрушены. 5 июля 1941 г. десятка Ил-2 430-го шап (ведущий - командир аэ майор А. К. Долгов) нанесла бомбоштурмовой удар по скоплению немецких танков и бронетранспортеров на летном поле аэродрома в Бешенковичах. Первый заход группа нанесла с бреющего полета, сбросив на немецкую технику четыре десятка соток. Оставшийся арсенал вооружения: реактивные снаряды, пушки и пулеметы - был применен экипажами во втором заходе с планирования с высоты 400 м.
Гитлеровцы уничтожили в Бешенковичах и районе 10 276 человек. 25 июня 1944 года освобождены войсками 1-го Прибалтийского фронта.

Как всегда, я фото делала "на ходу", потому что главная задача поездки была совсем другая, но... я все равно умудрилась на ходу поснимать что успевала. Так что дальше просто немного фото.

Двор со старыми постройками


распространенный местный транспорт


К памятникам архитектуры относится и церковь, построенная, очевидно, во второй половине XIX в. в форме псевдорусского зодчества. Памятник сохранился хорошо и является высотной доминантой в панораме города со стороны противоположного берега Двины. Пять шатрообразных завершений церкви образуют силуэтную композицию, которая эффектно выделяется на фоне малоэтажной застройки.



А знаете ли вы, что в Бешенковичах есть единственная в республике фабрика шорных изделий!

Один из местных магазинчиков (заглянуть внутрь и сделать пару фото не было времени совсем)

Зато мы зашли посмотреть экспозицию местного музея.


Для небольшого городка экспозиция очень даже неплохая, правда залы маленькие и мы тогда приняли решение делить наших ребят для экскурсии по музею на группы по 10-12 человек - не более, т.к. залы маленькие. Ну и, соответственно, часть по музею, а часть по городку по разным маршрутам, и потом менять. В общей сложности запланировали на всё посещение города макс 2 часа. Как показала практика потом - уложились ровненько!)))



Впечатлило в музее то, что там было несколько диорам, хоть и небольших, но очень интересно иллюстрирующих историю Бешенкович...
... война 1812 года...


...партизаны Великой Отечественной...


...быт жителей давний...

Вот такой городок. Есть, как и практически в любом населенном пункте Беларуси, свой памятник погибшим в Великую Отечественную войну...

Сегодня в Бешенковичах проживает более 8 тысяч человек. В районе действует 7 промышленных предприятий: как я уже говорила выше - единственная в республике фабрика шорных изделий, фабрика художественных изделий, лесхоз, льнозавод, комбинат кооперативной промышленности, райагропромтехника, ООО НПП "Белкотломаш".

И, конечно же, я обязательно должна встретить кота или кошку в мечтах, где бываю - это мои талисманчики))) Бешенковичи не стали исключением. Когда мы пододили к центру, откуда-то из-за забора вышла вот эта красавица. Гордо прошла несколько шагов рядом со мной и по траве снова ушла куда-то за забор. Но фото сделать я успела и позировала она отменно!)



Пока работали в городе, тучи на грозу ходили вокруг, но не капало. Как только закончили работу, сели в машинку и поехали, начал капать дождик)


Коллеги в Бешенковичах сказали, что как только мы уехали, у них было сильная гроза и ливень. Даже природа иногда понимает, что нужно чуток подождать и дать возможность сделать работу нам)))

Простите, если не везде качественные фото, я только осваивала технику рабочую - зеркалку нашу, объективы сменные у фотоаппарата и, видимо когда мне ставили этот объектив средней сложности, то попали мусоринки, а никто не заметил, только на фото потом увидели. Своего фотика на тот момент еще не было.

Надеюсь вам понравился пост. Тем более не так часто у нас пишут о Бешенковичах, а уж экскурсионные маршруты с заездом в город и вовосе редкость. У меня осталось желание приехать туда еще и спокойно побродить по задворкам уже со своим фотоаппаратом и поснимать старые уголки, поговорить с людьми, узнать побольше историю жизни этих мест.

На правом берегу Западной Двины, не далеко от Бешенкович, находится памятник жертвам Холокоста. На памятнике надпись: «Здесь похоронено 1067 местных жителей, погибших от рук гитлеровцев 15.02.1942 г.». Я ужаснулась, потому что в одной могиле похоронено столько людей. Как они погибли? История этого памятника заинтересовала меня, и я решила изучить её. Встретившись с очевидцами тех страшных событий, узнала подробно, как погибли несчастные, ни в чём не повинные люди, в феврале 1942 г.

Свидетельство
Щуки Анны Ивановны, 1922 г. р., г. Бешенковичи

Родилась в 1922 г. Во время войны мне было 20 лет. Все что происходило в это тяжелое время, помню, хотя вспоминать и говорить об этом очень тяжело.

Моя семья жила в Бешенковичах, по улице, которая сейчас называется Малиновая. Поселок был небольшой. Мирно и дружно жили белорусы и евреи. Евреев во время войны постигла страшная участь.

Когда немцы заняли Бешенковичи, они установили особый порядок. Евреям на одежду было приказано нашить «желтые лапики», чтобы было видно, кто они. Свободно ходить им запрещалось. Осенью 1941 г. евреи были согнаны в гетто. В домах стали жить по 5-6 семей. В основном эти дома находились по Лепельскому большаку, ныне улица Свободы. Жили они за счет того, что обменивали свои вещи, на продукты питания. Многие местные жители сочувствовали евреям, приносили еду. Моя мама приходила в дом евреев к Кельману. Она брала у них зерно, которое им приносили, а я, до боли в руках, молола это зерно. Так продолжалось долго. Семьи евреев были благодарны нам за это. Мама часто передавала им молоко, которое я относила.

Перед самым уничтожением, контроль над евреями был ослаблен. У многих появились надежды, что их не тронут. Но это был обман.

В феврале1942 г. произошло страшное событие – все евреи Бешенкович были уничтожены. Я помню этот день. Было солнечно, морозно. В сердцах был ужас и страх. Всех евреев выгнали на улицу, и повели на расстрел. На обочинах дороги лежали окровавленные трупы. Расстреливали за Двиной в поселке Стрелка.

Три дня после этого люди молчали, плакали, была страшная боль.

Мой папа в эти дни спас женщину-еврейку. Звали ее Хая (девичья фамилия Лейтман). Мы спрятали ее на печи. Все очень боялись, потому что вся семья могла погибнуть, но никто не пошел на предательство. Она жила у нас два месяца. Мы ее жалели. Она очень плакала по своей погибшей маме. Когда все несколько успокоилось, я отвела ее в деревню Долгое, из которой мой дядя отвез ее к партизанам, где она и прошла почти всю войну.

Перед самым концом войны, вероятно, с ней случилась беда. Стало известно, что она пришла в дом наших родственников, которые жили в деревне Пилипинки, фамилия их Окуневичи. Там переночевала и сказала, что пойдет к нам в Бешенковичи. Но до нас она не дошла. Что с ней случилось в пути, так мы не узнали, хотя расспрашивали всех, кого могли. Все: папа, мама, я ее очень жалели.

Из погибших в те страшные дни я помню: Аксельрода Давида, Мейерсон Нину, Лейтмана Исаака и Риву (брат и сестра), Юдовину Хаву, Дубровина Исаака, Калю (фамилию не помню, у нее было трое детей) и Калмана, Пар Риву, Шуньмана Григория, Якина Менделя, Дерновского Григория Михайловича, Щедринскую Розу, Гомбрайх Соню Лазареву, Гутман Лейбу и Соню (брат и сестра), Гиркина Менделя и его семью.

Знала еще многих, но, к сожалению, не помню. Светлая им память.

Воспоминание
Гомбрайхта Леонида Львовича, 1931 г. р., г. Ленинград.

До войны моя семья жила в Бешенковичах. В 1941-1942 мне, как и другим евреям, пришлось пережить страшные и драматические события. Вероятнее всего, я являюсь единственным из евреев, которому удалось выжить в те страшные дни. Это произошло потому, что я внешне не был похож на еврея и потому, что нашлись добрые люди, которые приютили и спасли меня. Фашисты вошли в Бешенковичи в июле 1941 г. Очень быстро на всех дома, где жили евреи, были прибиты желтые шестиконечные звезды. Звезды были нашиты и на одежду. Вскоре всех евреев согнали в гетто, которое размещались по улице Свободы. В каждом доме жило сразу несколько семей. Домов в гетто было более десяти. Эта часть улицы была огорожена. Сколько людей попало в гетто сказать точно не могу, но очень много. Дело в том, что летом к родителям на отдых приезжали дети и внуки из других городов. Все они вместе с местными евреями были уничтожены.

Случаи побега из гетто были практически исключены. Бежать было некуда. Местных жителей жестоко наказывали за помощь евреям.

Немцы грабили и громили еврейские дома.

В феврале 1942 г. состоялось массовое уничтожение евреев. Стояли сильные морозы. Всех евреев выгнали из домов и по улице Свободы погнали на расстрел. Вся улица была полна окровавленными трупами. В тех, кто пытался бежать, стреляли разрывными патронами. Стоял страшный крик.

Я, со своей семьей, оказался в этой многочисленной толпе. По счастливой случайности, я уцелел. Когда возле Двины приказали людям раздеваться, я оказался в стороне, робко стал отходить и меня никто не остановил. Кричащих людей повели через замерзшую Двину. Я бежал окрестными улицами в обратном направлении. Так я добрался до Свечи. Там жили хорошие знакомые моего отца – семья Куйко. Мне казалось, что до самой Свечи из Бешенкович слышны были душераздирающие крики людей. Я весь дрожал и плакал. Елена Васильевна, жена Фомы Ивановича Куйко, всю ночь качала меня на руках. Эти люди, а также их дочь Елена Фомична (сейчас Кежа), рискуя своей жизнью, спасли меня. Когда в деревне появились полицаи, Фома Иванович отвез меня к партизанам. В бригаде Дубова, в разведке я прошел всю войну.

Из погибших помню имена своих родных:

Мать – Гомбрайхт Соня Лазаревна, Бабушка – Хайкина Вихна, Сестры – Дора, Циля (они были маленькими) двоюродная сестра – Люба (девичья фамилия Хайкина)

Свидетельство
Берестень Валентины Владимировны, 1935 г.р.

Мой свекор, Миценгендлер Лазарь Моисеевич 1890 г.р., был евреем. Умер в 1963 году. Его семья жила в Бешенковичах. По его рассказам в Бешенковичах жило около 60 процентов евреев. Население жило мирно, уважая друг друга.

Накануне войны, за месяц до ее начала, он, по поручению областных властей, как грамотный и ответственный человек, был отправлен перегонять скот в глубинные районы России. Таким образом, оказался сначала в Воронеже, а затем в Казахстане. Так он избежал оккупации.

Возвратившись домой после войны, Лазарь Моисеевич узнал о страшной трагедии в Бешенковичах, где были уничтожены все евреи, которые жили здесь, но и их родственники, которые приехали на летний отдых.

Лазарь Моисеевич посчитал своим долгом восстановить имена погибших и поставить памятник. Он начал сбор средств. Деньги присылали дети и родственники погибших из разных городов Советского Союза: особенно из Ленинграда, Москвы, Киева, Бреста, Минска, Одессы, Ташкента. Суммы были разные. Присылали, кто сколько мог. Примерно в начале 60-х годов памятник был поставлен. И памятник, и ограда были привезены из Ленинграда. Состоялось открытие памятника, на которое приехало множество людей.

После войны Лазарь Моисеевич расспрашивал жителей о судьбе евреев, своих родных.

Ему рассказывали, как фашисты расправились с евреями. Местные жители свидетельствовали, что фашисты, придя в Бешенковичи, первые 1,5 месяца евреев не трогали. А затем объявили, чтобы все еврейское население пришло на собрание, которое было объявлено в поселке Стрелка за Двиной. Полицейские, немцы заставили молодых евреев выкопать яму. Всех евреев, находившихся там, расстреляли. В яму падали живые и мертвые. Яма эта «ходила ходуном» много дней. Место расстрела охранялось немцами около недели. Местные жители не могли к ней подойти. На памятнике, установленном на месте расстрела, написано, что погибло там 1067 человек.

Моим свекром были собраны имена погибших, но папка с документами не сохранилась. Я лишь помню некоторые имена погибших родственников:

Семья Брегер Михаила (было 5 детей, мать и отец), Семья Левиных, Копиных, Этингоф, семья моего свекра Миценгендлера (жена Люба, сын Борис, дочь Инна, мать Лиза), семья Берлин (у него семья из 8 человек), Семья Земцер.

Ранее к памятнику приезжали дети погибших, но последние три года не приезжает никто.

Свидетельство
Шнитко Романа Константиновича, 1927 г.

Я местный житель. Во время Великой Отечественной войны моя семья жила в поселке Стрелка. До войны как в Бешенковичах, так и в поселке Стрелка, жило много евреев.

Когда немцы пришли в Бешенковичи (4 июля 1941 г.) они заставили всех евреев нашить на одежду желтые круги. Примерно в ноябре 1941 г. всех евреев погнали в гетто. В поселке Стрелка это был один дом, стоявший на берегу Двины. Он принадлежал до войны Юдовину Шае.

12 февраля 1942 г. комендант объявил, что состоится уничтожение евреев. Приказал собрать подводы.

За день до этого пленным (30 человек) было приказано выкопать яму. Евреи это видели. Недалеко в Новиках, Любичах были партизаны. Но никто не ушел. Все ждали своей участи.

Утром 12 февраля колонну пленных, более 800 человек, погнали через Двину. Охрана была небольшой (примерно 16 человек). В убегавших стреляли. На моих глазах убегал седой старик, которому удалось спастись.

Перед первым расстрелом, приговоренных раздели до нижнего белья.

Перед евреями выступил человек, по-моему, его фамилия Ризькин, он был начальником дорожного управления. Он сказал, что все должны смириться со смертью, потому что «это кара за предательство Христа».

В яму ложились по 10 человек. Немцы стреляли, затем наступала очередь новых жертв. Яма была плохо засыпана. Земля «ходила ходуном» несколько дней.

Затем в этом же месте было еще несколько расстрелов. Расстреливали тех, кто еще остался в живых. Немцы оставили в живых шорников, портных, других специалистов, нужных им. Они наклеивали объявления, что те, кто остался в живых, могут вернуться, их не тронут, они будут помогать мастерам. Но это был предлог для новых расстрелов.

Из погибших евреев помню: Юдовина Шаю (погиб он и его жена). Погибли Юдовин Ицка и его семья, Юдовин Нойма, Юдовин Шлем и его жена, Юдовин Шолам и его семья, Юдовин Пэлька и его жена, Юдовин Довод и его жена Рива Баса и теща, которую он вез на саночках на расстрел, потому что сама она идти не могла.

Воронкова Марина,
ученица 11 Б класса, Бешенковичской СШ №1,
преподаватель Деревяго Любовь Аркадьевна
Работа участвовала во II республиканском конкурсе «Холокост. История и современность. Уроки толерантности».
Оригинал находится в архиве Музея «Истории и культуры евреев Беларуси».

Бешенковичский край. Райцентр Бешенковичи October 4th, 2013

Из Свечи до районного центра Бешенковичи автобус довёз за 15 минут. Это городской посёлок с населением 7 тысяч жителей, расположенный на Западной Двине и автомагистрали Минск-Витебск. Городок тривиальный, но имеет несколько достопримечательностей. Пробыл я здесь часа три.

Впервые Бешенковичи упоминаются в достаточно легендарной истории, произошедшей в 1447 году. В это время король польский и великий князь литовский Казимир в память о спасении своей супруги Елизаветы от утопления 20 июля (в день пророка Ильи) основывает на берегах Западной Двины, Сожа и Днепра шесть православных Ильинских храмов. Один из них был построен в Бешенковичах.

Не очень благозвучное название посёлка, наиболее вероятно, произошло от фамилии Бешенкович. Интересно, что сейчас слова "бешеный", от которого могла образоваться фамилия, в белорусском языке нет ("бешеный" по-белорусски "шалёны", иногда посёлок так и переиначивают - Шалёнкавічы). Но оно было в западнорусском языке времён ВКЛ.

Далее история поселения такова типична: крупное село, местечко, Магдебургское право. В середине XVIII века Бешенковичи уже были городом с населением 5-6 тысяч жителей. Ежегодно здесь устраивали одну из крупнейших ярмарок на терр. Беларуси. В Российской империи, к которой большая часть поселения отошла по второму разделу Речи Посполитой (меньшая по первому), Бешенковичи были местечком Лепельского уезда Витебской губернии. 70% жителей были евреями. В советское довоенное время поселение стало центром района и городским посёлком.

2. Автостанция - главные ворота посёлка, ведь железной дороги тут нет. Видно, что недавно реконструирована.

3. Ильинская церковь, построенная в 1866 году. Наследница храма о котором упоминается в истории, относящейся к 1447 году. А возле стоит "крутая иномарка" священника.

В начале XVIII века местечко трижды посещал Пётр I, во время одного из этих визитов здесь состоялся русско-польский военный совет. В честь приезда Петра владелец Бешенковичей Григорий Антоний Огинский построил в местечке деревянную православную Петропавловскую церковь.

Ильинский и Петропавловский приходы прошли через униатский период, были переданы православным в 1839 году, но Петропавловская церковь до наших дней не сохранилась (её не было уже в конце XIX века).

4. Напротив православного храма в перестроенном частном доме расположилась католическая часовня.

4а. А недалеко завершается строительство Петропавловского костёла. Костёл существовал в Бешенковичах с XVII века.

5. От Ильинского храма видна Двина.

7. К Двине и наплавному мосту через неё спускается улица. Здесь со мной произошёл небольшой инцидент. Немного дальше, справа, небольшой участок земли огорожен плотным забором с надписями "граница лагеря". За забором были видны военные палатки. Я это дело сфотографировал. Пройдя ещё немного к Двине меня встретил молодой солдат (часовой у моста) и, задав пару вопросов, попросил удалить фото. Я это сразу исполнил - военный объект всё-таки:) Надо сказать, солдатик был вежлив и потом даже предложил сфотографировать меня на фоне моста, который он охранял. Из уважения к нему не стал восстанавливать удалённый фотоснимок.

8. А это, собственно, тот самый понтонный мост. Раньше тут действовал паром.

9. Возвращался в центр городка через парк. В нём находится памятник погибшим в войну комсомольцам и молодёжи района.

10. Современная и, по-видимому, "трудная" молодёжь занимается уборкой парка. Вдалеке уже виднеется городская площадь с памятником Ильичу.

11. Памятник. За ним старое здание райисполкома. Новое находится здесь же, на площади, правее границы кадра.

12. С левой стороны площади, судя по типовой сталинской архитектуре, здание бывшего райкома партии. Сейчас в нём магазины и ресторан (?).

13. Поблизости типовой дом культуры 1950-х годов.

15. И, наконец, ещё одна достопримечательность - дворец Хрептовичей конца XVIII века. Хрептовичи владели Бешенковичами в то время. В этом здании бывали императоры Наполеон I и Александр I.

16. Флигель дворца.

17. Через улицу, во дворе школы, "огрызки" дуба, под которым Бонапарт позировал художнику. Ветви 400-летнего "Дуба Наполеона" были спилены несколько лет назад по распоряжению местной власти.

18. Воинский мемориал.

И ещё несколько фотографий улиц посёлка.

В общем, типичный такой белорусский городок.

От Уллы до Бешенковичей:

От Октябрьской революции до Великой Отечественной войны.
История евреев м. Бешенковичи в 1917–1941 гг.

Бешенковичи первой трети ХХ в. с полным правом можно называть одним из многочисленных еврейских местечек Беларуси, так как представители данной национальности составляли здесь большую часть населения.

Официальные статистические данные свидетельствуют о том, что в 1923 г. в Бешенковичах проживало 2163 человека, из которых 1158 были евреями , а к 1926 г. их численность увеличилась до 1487, что составляло 55,3 % населения местечка . В начале 1927 г. в Бешенковичах насчитывалось 2 683 жителей, и 1 614 из них являлись евреями. В связи с этим 8 февраля 1927 г. президиум Бешенковичского райисполкома решил ходатайствовать перед Витебским окрисполкомом об образовании Бешенковичского национального еврейского Совета, который вскоре и был создан .

К концу 1927 г. в результате естественного прироста еврейское население местечка увеличилось ещё на 49 человек, кроме того сюда вернулось 4 семьи бывших погорельцев (покинувших Бешенковичи после пожара 1923 г.). Вместе с тем за 1926–1927 гг. из местечка в поисках заработков выехало 24 еврейские семьи (направились в Витебск, Москву, Ленинград, Баку, Днепропетровск). По состоянию на 1 января 1928 г. население Бешенковичей возросло до 2870 человек, из которых 1740 (61 %) были евреями .

В октябре 1934 г. в еврейском национальном Совете насчитывалось 38 лиц, лишенных избирательных прав .

Пожар

Начало 1920-х гг. ознаменовалось для местечка страшным событием: в ночь на 13 сентября 1922 г. в Бешенковичах случился пожар, в результате которого за несколько часов сгорело почти все местечко . Бешенковичская добровольная пожарная дружина, состоявшая примерно из 20 человек, не только не смогла потушить пожар, но и сама пострадала: сгорело три пожарные машины и весь инвентарь . В результате пожара тем или иным образом оказались потерпевшими около 900 семей, полностью уничтожены огнем были 520 жилых домов (по другим подсчетам – 745), множество хозяйственных построек, общественные здания, все мосты, уцелело же только 53 двора .

Для ликвидации последствий пожара был создан специальный комитет по оказанию помощи погорельцам, при содействии которого 16 сентября была образована Витебская губернская чрезвычайная комиссия по борьбе с пожарами . Основной заботой данных институтов стало распределение хлеба, муки, тёплых вещей среди жителей местечка. Совместно с евобщесткомом при детском доме был организован пункт по питанию, который ежедневно принимал около 150 детей. Часть жителей местечка была переселена в Витебск (в частности, 17–18 сентября 1922 г. в Витебск было отправлено 220 человек) .

В Витебске была организована целая кампания по сбору средств для нужд бешенковичских погорельцев: в течение нескольких дней по городу в сопровождении оркестра разъезжали пожарные линейки с соответствующими плакатами, была увеличена стоимость проезда в трамвае, на воду, убой скота, торговлю были введены дополнительные пошлины .

Уже к октябрю 1922 г. была разработана новая планировка местечка, к этому же времени в Бешенковичи был доставлен материал для восстановления 70 домов .

Благоустройство местечка

Несмотря на то, что постепенно Бешенковичи оправились от последствий пожара, внешний вид населённого пункта был достаточно далёк от совершенства. Даже в начале 1930-х гг. не везде были оборудованы тротуары, посажены деревья, не во всех частных домах трубы были почищены от сажи. С целью наведения порядка в 1934 г. местечковый национальный Совет практиковал наказание жителей, которые своевременно не произвели очистку улицы возле своих домов. Заплатить штрафы вынуждены были Вульф Зискович Абезгауз, Залман Шмуйлович Ашельрод, Яков Хаимович Абольский, Менахем Берлин, Хаим Меерович Гутман, Лейба Шоломович Ерухимов, Шлёма Лабковский, Юда Абрамович Лабок, Мордух Шепшелевич Ривкин, Абрам Фогельсон .

В 1935 г. в парке началось оборудование велодорожки, вдоль которой были поставлены скамьи, площадки для тенниса, волейбола и баскетбола, развернулось строительство парашютной вышки, в Виленском переулке началось обустройство футбольной площадки, на пристани возле реки Западная Двина появилась водная станция с местом для купания и восемью лодками .

Вместе с тем некоторые кварталы местечка на протяжении всех 1930-х гг. оставались неухоженными, не везде были оборудованы тротуары и поставлены заборы .

Развитие промышленности и сельского хозяйства

В 1917–1941 гг. промышленность Бешенковичей была представлена в основном кустарными артелями и мастерскими, а также небольшими предприятиями. Одним из них являлась мельница, принадлежавшая Залману Пайкину, она располагалась в каменном здании по ул. Набережной. Мельница была оснащена паровым двигателем, здесь имелись крупорушка, вальцовочное отделение и сукновалка. В 1919 г. предприятие было национализировано, и З. Пайкин считался на нем лишь рабочим, кроме него здесь работало ещё 8 человек. Примерно в 1921 г. мельница была возвращена прежнему хозяину .

В середине 1930-х гг. при мельнице функционировала электростанция, которая поставляла электроэнергию предприятиям и жителям местечка. Те из них, у кого было три и более лампочек, с октября 1934 г. должны были устанавливать электросчетчики .

В 1920 г. в местечке было создано несколько предприятий. Так, примерно в августе была организована военно-обмундировочная мастерская (в 1921 г. в ней насчитывалось 123 рабочих, в том числе 99 евреев) . С сентября 1920 г. в Бешенковичах действовала 1-я государственная сапожная мастерская, в которой в 1921 г. было 126 рабочих (из них 64 являлись евреями) . Правда, согласно официальным данным, по состоянию на 1921 г. в местечке действовало единственное зарегистрированное «мелкопромышленное предприятие» – мыловарня, на которой работал Залман Файнберг .

Кроме того, в Бешенковичах действовало 2 кожевенных завода (№3 и №4), управляющими на которых были соответственно Нохим Залманович Футерман и Рафаил Лейзерович Гутман. Оба завода находились на ул. Логовой. В сентябре 1921 г. они были сданы в аренду Витебскому губернскому союзу кооперативов сроком на 3 года .

В апреле 1922 г. на заводе № 3 насчитывалось 5 рабочих, из которых двое являлись евреями: Н.З. Футерман и Эта Зунделевна Футерман. Н.З. Футерман родился в 1873 г. в м. Камень, Э.З. Футерман – в 1880 г. в Бешенковичах, оба работали на заводе с 8 декабря 1921 г. С июня 1922 г. на завод устроился работать Шевель Финкер .

Завод занимался обработкой кож лошадей, коров и овец. Например, в апреле 1922 г. было обработано 137 кож, в июне – 160, в июле – 166, в августе – 130 .

На заводе № 4 также выделывали кожи лошадей, коров, овец, а изредка – даже верблюдов. Так, в декабре 1921 г. было обработано 167 кож, в январе 1922 г. – 184, в июле 1922 г. – 109, в августе 1922 г. – 231 .

В 1922 г. на заводе насчитывалось 6 работников, из которых трое были евреями. В частности, заведующим являлся Р.Л. Гутман (родился в 1874 г. в Бешенковичах, получил домашнее образование, на заводе работал с 8 декабря 1921 г.), счетоводом – Злата Львовна Левинсон (родилась в 1899 г. в Бешенковичах, окончила 6 классов гимназии, на заводе – с 25 декабря 1921 г.), рабочим был Гирша Рафаилович Гутман (родился в 1901 г. в Бешенковичах, окончил начальное училище, на заводе – с 8 декабря 1921 г.) .

12 мая 1924 г. в Бешенковичах прошло общее собрание кустарей местечка, на котором присутствовало 30 человек. В результате было решено создать совет кустарей, в его руководящий орган (комитет) избрали 3 человека (председателем стал Соскин, членами – Хейфец и Шапиро). Спустя некоторое время председателем стал Авербух, членами – Соскин и Шапиро. В конце июня 1924 г. в составе совета насчитывалось 34 кустаря, из которых все, кроме одного, являлись евреями: Соломон Авербух, Ицка Ашельрод, Лейба Барвинский, Мовша Беленький, Бейнус Бляхман, Рувим Галбрайх, Абрам Гуревич, Берка Гутман, Гирша Гутман, Рафаил Гутман, Хацкель Гутман, Рувим Зельцер, Янкель Иофе, Хаим Либинсон, Лейзер Лурье, Мовша Нейман, Мендель Поляков, Абрам Соловей, Мендель Соловей, Хаим Соловей, Нехамья Соломон, Беньямин Тёмкин, Лейба Тёмкин, Нохим Футерман, Вульф Хейфец, Ехиэль Хейфец, Х.-Я. Хейфец, Эфроим Хейфец, Гирш Шапиро, Мордух Шволб, Хаим Эбер, Пейсах Элькин и Мендель Юдовин. Задачами совета являлись борьба с безработицей среди населения, забота о выдаче денежных ссуд его членам и оказании бесплатной медицинской помощи, ликвидация неграмотности.

Количество членов совета постепенно увеличивалось: в частности, 20 августа 1924 г. в него вступило ещё 14 кустарей (среди них – 13 евреев: Меер Боярер, Нохим Ганз, Гуревич, Залман Гуткович, Нохим Зельцер, Борис Каберман, Шолом Мельников, Евель Поляк, Нафтолий Поляк, Израиль Свердлов, Ицка Тёмкин, Абрам Ханин и Меер Ханин. К марту 1925 г. в совете насчитывалось 54 члена (или 18 % общего количество кустарей района). К концу 1925 г. их количество возросло до 78, по профессиональному признаку они распределились следующим образом: 18 были сапожниками, 10 – мясниками, 8 – портными, по 5 – заготовщиками и кузнецами, по 4 – посадчиками и кожевниками, по 3 – шапочниками и парикмахерами, по 2 – жестянщиками, слесарями, мыловарами, красильщиками, чесальщиками шерсти и смолокурами, по 1 – часовым мастером, известщиком, переплётчиком, верёвочником, столяром и чулочником . В 1925 г. средний заработок большинства кустарей составлял 20–30 рублей в месяц .

В 1928 г. в Бешенковичах насчитывалось 257 кустарей, из которых евреями были 133 человека. Они представляли следующие специальности: 47 – сапожники, 22 – чулочники, 11 – пекари, по 7 – кузнецы и чесальщики шерсти, 6 – столяры, по 5 – посадчики и заготовщики, по 4 – портные и кожевники, 3 – шапочники, по 2 – известщики, красильщики, колбасники и мыловары, по 1 – слесарь, смолокур, гончар и верёвочник. Средний заработок кустаря в 1928 г. составлял около 50 рублей, наибольшим спросом пользовалась продукция гончаров, портных и кожевников .

Часть ремесленников местечка объединялась в различные артели. К примеру, в августе 1928 г. в Бешенковичах были организованы следующие артели: сапожно-заготовочная (36 членов), чулочная (38), хлебобулочная (23), портняжно-шапочная (20), смолокуренно-скипидарная (10), артель жестянщиков (5) и по выделке овчин (8 членов) . 11 июня 1930 г. была зарегистрирована артель по изготовлению ботинок, учредителями которой являлись Залка Ашельрод и Хаим Леплер, всего она насчитывала 6 рабочих . В 1935 г. в Бешенковичах действовали следующие артели: ватинная «Красный Ватинник» (её председателем являлся Иофе, бухгалтером – Галбрайх, одним из работников – Элья Хаимович Лейтман), смолокурная «Красный Смолокур» (заведующим был Каган), по ремонту обуви имени М. Горького .

Что касается промышленных предприятий, то в Бешенковичах действовал лесопильный завод. В марте 1927 г. он был сдан в аренду Менахему Дуброву .

В 1934 г. в местечке действовали такие предприятия, как мельница с электростанцией, слесарно-кузнечная мастерская. Кирпичный завод, построенный в 1929–1930 гг., в июне 1934 г. был объединен с известковым заводом в единое предприятие .

В 1920-е – 1930-е гг. сельским хозяйством занималась незначительная часть еврейского населения Бешенковичей. В частности, в 1928 г. приусадебные участки обрабатывали 47 еврейских семей (около 11 % от общего количества евреев местечка). В это же время вблизи Бешенковичей была организована еврейская сельскохозяйственная артель, членами которой являлись 5 семей .

Торговля

Кроме ремесленнической деятельности в довоенный период евреи активно занимались торговлей. 25 июля 1924 г. Бешенковичский волисполкомом установил арендную плату за содержание торговых ларьков, которая составляла от 1,5 до 2 рублей в месяц за каждую квадратную сажень. За лавки, располагавшиеся на видных местах, плата составляла 5 рублей .

Летом – осенью 1924 г. в местечке начали функционировать ларьки Лейзера Копелевича Хайкина (его магазин находился на Базарной площади, здесь продавался хлеб), Иды Гуткович и Залмана Абрамовича Шафрова .

Некоторые евреи торговали с нарушением правил: так, в августе 1924 г. у Менделя Свердлова была обнаружена неклеймёная гиря, вес которой якобы равнялся 4 фунтам (на самом деле она была легче). К тому же он торговал после 7 часов вечера, что было запрещено .

На протяжении 1927 г. в Бешенковичах появилось ещё несколько торговых объектов, принадлежавших евреям. Так, в феврале 1927 г. Б. Соскиной был сдан в аренду буфет в театре «Крестьянин». Лейба Вульфсон отдельного помещения не имел, а «торговал со столика». Поскольку доход от торговли был мизерным, то с февраля 1927 г. ему даже не нужно было платить первоначально установленный налог в 50 копеек ежемесячно. Гите Юдовиной 19 марта 1927 г. в порядке исключения было разрешено торговать продуктами питания с 7 часов утра до 10 часов вечера. Кстати, только ей, а ещё Авсею Акселю было разрешено торговать во время праздника 1 Мая (в их ларьках можно было приобрести продукты питания и сельтерскую воду соответственно). В то же время Эльке-Фруме Галбрайх 21 августа 1927 г. было отказано в аренде помещения для торговли пивом, так как напиток был не достаточно качественным. Позже разрешение на продажу пива в розлив всё-таки было выдано (сроком до 1 октября 1927 г.) .

В 1928 г. в местечке насчитывалось 82 торговых заведений: 4 государственных, 12 кооперативных и 66 частных. Почти все частные торговые объекты (63) принадлежали евреям .

В 1930 г. торговлей занимались Либа Хейфец, Ицка Гладштейн, Э.Ф. Гольбрайх (содержал пивной ларек), Ася Свердлова, Авсей Капелюш, Шолом Левит (торговал полотном) и другие жители местечка .

С течением времени некоторые ларьки закрывались: например, в 1933 г. свернули торговлю Берка Ицкович Годгильф, Симон Завелевич Фрадкин, Залман Хацкелевич Галбрайх, Хася Янкелевна Гильман .

Кредитные учреждения

В первые послереволюционные годы в м. Бешенковичи некоторое время продолжало действовать Общество взаимного кредита, организационно оформившееся 15 ноября 1911 г., и членами которого были преимущественно евреи .

В русле политики национализации всех финансовых учреждений 10 октября 1918 г. Народным комиссариатом финансов РСФСР был издан циркуляр «О ликвидации обществ взаимного кредита», который стал причиной завершения деятельности Бешенковичского общества. 7 февраля 1919 г. состоялось общее чрезвычайное собрание его членов под председательством Ицки Хейфеца. Единственным вопросом, рассмотренным на собрании, стало избрание ликвидационной комиссии, в состав которой вошли упомянутый выше И. Хейфец, а также Рафаил Гутман, М. Свердель, Борух Юдовин и И. Кац. Кандидатами в члены данной комиссии стали Я. Финкель и Мендель Бляхман. На следующий день – 8 февраля 1919 г. – состоялось очередное чрезвычайное собрание вкладчиков, на котором был утвержден новый состав ликвидационной комиссии (в неё вошли Х. Кисельгоф, М.А. Сапиро, Геня Сафро, Ш. Финкер и М.И. Майзель). Кандидатами в члены в этот раз были избраны И. Гутман и М. Круглый .

Через несколько лет в Бешенковичах было создано ссудо-сберегательное товарищество: его устав был зарегистрирован финансовым отделом Витебского окрисполкома 24 сентября 1924 г. Учредителями товарищества являлись Мейлах Абелевич Сапиро, Гирша Нохимович Шапиро и Менахем Беркович Зак. Товарищество действовало на основании типового устава, согласно которому его целями являлись предоставление своим членам денежных и натуральных кредитов, содействие облегчению расчётов между частными лицами и организациями, приобретение необходимого инвентаря, материалов и т.д.

Первое общее собрание членов товарищества, на котором присутствовало 63 человека, состоялось 23 ноября 1925 г. в Бешенковичском клубе кустарей. На этом собрании были установлены следующие правила деятельности: новые члены принимались с согласия правления и совета товарищества, максимальная ссуда была определена в размере 150 рублей в год, погашать её разрешалось постепенно (ежемесячно), для гарантии возвращения ссуды устанавливалось поручительство. Также товарищество могло заключать с государственными банками договоры на получение кредитов в размере 5000 рублей.

На этом же собрании сроком на один год были избраны правление и совет товарищества. В состав правления вошли 5 членов (Мейлах Абелевич Сапиро, Самуил Иоффе, Е. Айзик Аронович Хейфец, Израиль Рыжик, Гирш Гутман) и 2 кандидата (Хаим Эбер, Рувин Гальбрайх). Членами совета стали Шолом Шмуйлович Ашельрод, Гирша Нохимович Шапиро, Меер Симонович Боярер, Меер Носонович Гальбрайх и Мордух Ицкович Юдовин, а кандидатами – Хацкель Гутман и Беньямин Тёмкин .

Первоначально капитал товарищества составлял всего 700 рублей, поэтому желающим выдавались только небольшие краткосрочные ссуды (от 15 до 30 рублей не более чем на 3 месяца). К июню 1926 г. в распоряжении Бешенковичского ссудо-сберегательного товарищества находилось 983 рубля, в это время ссуды выдавались сроком на 4–6 месяцев под 30 % годовых .

К 1 июля 1927 г. количество членов товарищества увеличилось до 222 (из них 161 являлись кустарями, 20 – земледельцами, 17 – служащими, по 8 – тряпичниками и мясниками, 6 – рабочими и 2 – лицами свободных профессий). В свою очередь в 1927 г. в Бешенковичах 64 % кустарей являлись евреями . Уже через несколько месяцев ссудо-сберегательное товарищество распалось.

В скором времени – 30 декабря 1927 г. – с инициативой создания промыслового кредитного товарищества «Кустарь» выступили 5 жителей Бешенковичей. Четверо из них были евреями: Шолом-Меер Шмуйлович Ашельрод, Ехиель Аронович Хейфец, Израиль Хаимович Рыжик и Шмуйла Михелевич Иоффе. Следует отметить, что все они ранее являлись руководителями ссудо-сберегательного товарищества. 2 января 1928 г. устав нового объединения был зарегистрирован финансовым отделом Витебского окрисполкома, и оно начало свою деятельность . В октябре 1927 г. в товариществе насчитывалось 236 членов, в январе 1928 г. – 255, в апреле 1928 г. – 305 .

В январе 1937 г. в Бешенковичском отделении Госбанка был создан специальный кредитный счёт для коммунальных предприятий района, распорядителями кредита были назначены Моисей Иосифович Рискин и Зина Лазаревна Иоффе .

Система образования и культуры

Дошкольное образование в Бешенковичах было представлено двумя детскими садами (русским и еврейским). В еврейском саду с 1919 г. работали Анна Иосифовна Юдовина и Фрума Герцовна Гликман. В марте 1920 г. здесь насчитывалось 60 воспитанников в возрасте от 5 до 8 лет. В октябре 1923 г. в саду также было две сотрудницы, а количество детей сократилось до 40 (23 мальчика и 17 девочек) .

Кроме того в первые послереволюционные годы в местечке насчитывалось 6 школ: 5 – первой и 1 – второй ступени. Школа № 5 была еврейской, правда, собственного помещения она не имела. В январе 1919 г. здесь было 2 комплекта учащихся и только 1 школьный работник – Абрам Наффаилович Пуринсон (одновременно он исполнял обязанности заведующего школой). А.Н. Пуринсон родился 5 марта 1867 г. в г. Сураже Витебской губернии, в 1889 г. окончил Виленский еврейский учительский институт, занимался преподавательской деятельностью с 1892 г., в Бешенковичах – с 1906 г.

В июле 1920 г. в школе насчитывалось около 200 учащихся . Только в конце этого года ей было разрешено занять несколько кабинетов в школе № 2, поэтому занятия начались 1 декабря . С этого времени здесь, кроме заведующего, работало ещё 2 учителя: Е.В. Пайкин и Фридман. В 1920–1921 учебном году в школе обучалось 3 группы (в I – 18 мальчиков и 17 девочек, во II – 2 мальчика и 4 девочки, в III – 10 мальчиков и 6 девочек) .

В списке учебных заведений Бочейковского уезда на 1 октября 1923 г. еврейская школа в Бешенковичах не упоминается, а причины прекращения её деятельности остаются неизвестными .

Осенью 1924 г. работа школы была возобновлена, она располагалась в собственном здании, здесь работали Белла Исаковна Роз (заведующая) и Лия Мироновна Долгопольская.

Многие евреи, хотели, чтобы образование их детей не ограничивалось 4-мя классами еврейской школы 1-й ступени, поэтому сразу отдавали их учиться в семилетнюю школу. Всего в Бешенковичской семилетней школе в конце 1924 г. насчитывалось 370 учащихся, из которых евреи составляли 53 %. Здесь имелся физический кабинет со специальным оборудованием и библиотека объёмом 1500 книг, с 1 января 1925 г. была организована слесарно-столярная мастерская. Ученики могли посещать сельскохозяйственный, физико-математический, хоровой (драматический) и обществоведческий кружки .

В июне 1925 г. из числа 32 выпускников 7-го класса 11 были евреями: Черня Абрамовна Бляхман, Песя Залмановна Глазман, Песя Хаимовна Гуткович, Цивья Рувимовна Зельцер, Берка Шмуйлович Иоффе, Либа Лейзеровна Иоффе, Сима Абрамовна Лившиц, Хаим Вульфович Майзель, Лея Менделевна Свердель, Соня Янкелевна Финкель и Рахиль Иосифовна Юдовина .

В ноябре 1925 г. в 3-м классе обучалось 55 детей (в том числе евреи: Хима Абрамович Голбрайх, Хана Шлемовна Дуброва, Рива Зеликовна Нехамкина, Бейля Ицковна Юдовина и Татьяна Шаевна Юдовина). Тогда же в 4-м классе было 37 учеников (среди них – евреи: Стера Гиршевна Голбрайх, Израиль Абрамович Иоффе, Зуся Шмуйлович Каган, Рая Залмановна Левина, Абрам Меерович Финкер, Рива Осиповна Фишкина, Мордух Ицкович Юдовин, Брайна Берковна Юдовина, Рива Менделевна Юдовина) .

Необходимо отметить, что в семилетней школе евреев было больше, чем в национальной. В частности, в 1925–1926 учебном году в еврейской школе насчитывалось 87 учеников. Что касается семилетней школы, то весной 1926 г. в учреждении обучалось 408 учеников, из которых 196 были евреями (90 мальчиков и 106 девочек). К тому же в 1926 г. среди 21 выпускника семилетней школы почти половина (а именно – 10 человек) были евреями .

По причине того, что первая и четвёртая группы (т.е. классы) еврейской школы были не доукомплектованы, а в семилетней школе наоборот наблюдался избыток учеников, 11 сентября 1926 г. Бешенковичский райисполком постановил перевести всех детей-евреев в национальную школу. В итоге количество учащихся в еврейской школе по сравнению с предыдущим учебным годом несколько увеличилось. В октябре 1926 г. здесь обучалось 119 человек (67 мальчиков и 52 девочки). Заведующей являлась Матля Моисеевна Вайсман, учителями – Нахман Самуйлович Литвер и Либа Нахмановна Шапиро. Последняя с 9 февраля 1927 г. ушла в отпуск по болезни, и вместо неё на работу была принята Геня Рабинер .

В 1926–1927 учебном году был произведен ремонт еврейской школы, закуплена новая мебель. Если в школьной библиотеке имелось достаточное количество учебных пособий на идише, то не хватало учебников на белорусском и русском языках, географических карт, оборудования для работы на уроках естествознания .

29 января 1927 г. в Бешенковичах прошло общее собрание еврейского населения местечка, на котором было решено ходатайствовать перед Бешенковичским райисполкомом и отделом народного образования Витебского окрисполкома об открытии Бешенковичской семилетней еврейской школы. В то время в местечке насчитывалось около тысячи еврейских детей школьного возраста, а здание еврейской школы I ступени было ветхим и не вмещало всех желающих. При этом евреи предлагали переоборудовать под школу один из корпусов имения Бутенёвых-Хрептовичей и высказали готовность собрать с каждого двора по пять рублей .

Примерно в начале 1927 г. помещение еврейской школы вовсе было уничтожено пожаром, и 20 мая 1927 г. Бешенковичский райисполком постановил отремонтировать здание имения и переместиться туда, а своё здание отдать школе .

С учётом сложившихся обстоятельств часть детей-евреев продолжала обучаться в Бешенковичской семилетней школе. В конце мая 1927 г. в данном учебном заведении во 2-й класс было переведено 39 учеников (из них – 1 еврей), переведено в 3-й класс 43 ученика (18 евреев), на второй год во 2-м классе оставлено 6 учеников (4 еврея), в 4-й класс переведено 87 учеников (30 евреев), на второй год в 3-м классе было оставлено 3 ученика (2 еврея), переведено в 5-й класс 96 учеников (30 евреев), на второй год в 4-м классе оставлено 15 учеников (4 еврея), переведено в 6-й класс 59 учеников (21 еврей), оставлено на второй год в 5-м классе 16 учеников (1 еврей), переведено в 7-й класс 32 ученика (19 евреев), оставлено на второй года в 6-м классе 6 учеников (3 еврея) .

Вопрос о восстановлении еврейской школы после пожара решался достаточно долго. Если в начале июля 1927 г. для учебного заведения предполагалось отремонтировать здание бывшего Народного дома, то в конце августа 1927 г. его было решено отдать райисполкому, так как нардом находился рядом с Базарной площадью, а «близость к базару может вредно отражаться на занятиях и детях», к тому же здесь не имелось никакого земельного участка. В итоге школу решили разместить в здании райисполкома на окраине местечка .

С сентября 1934 г. директором Бешенковичской еврейской неполной средней школы был назначен Быховский. Национальное учебное заведение действовало до 1937 г.

Специфическим учреждением, имевшимся в Бешенковичах, являлся «Дом детей Поволжья». В августе 1921 г. в распоряжение районного комитета по оказанию помощи голодающим было выделено здание бывшей лечебницы, находившейся на территории имения Бутенёвых-Хрептовичей. С октября здесь расположилось учреждение для детей, вывезенных из губерний, охваченных голодом . В акте осмотра дома от 22 апреля 1922 г. отмечалось, что он «во всех отношениях производит наилучшее впечатление. Видно, что административно-воспитательный состав прикладывает максимум знаний и энергии» .

Из 97 воспитанников детдома трое были евреями. В частности, Лея Ильинична Сапова (8 лет) прибыла из Самары 25 марта 1922 г., затем она была отдана на воспитание к жителю местечка Брегеру. Мендель Лейзерович Еврейсон (8 лет), ранее также проживавший в Самаре, находился в детдоме с 17 мая 1922 г., а позже поселился у Хейфеца. С 25 марта 1922 г. по неизвестным причинам в детском доме находился Абрам Иудович Горесс (12 лет) из Витебска, который в скором времени вернулся домой к матери .

Среди других образовательных и просветительных учреждений местечка следует упомянуть три клуба, библиотеку, детский дом. В сентябре 1921 г. в библиотеке насчитывалось 300 экземпляров книг, что для двухтысячного населения Бешенковичей, естественно, было совсем немного .

В сентябре 1923 г. в Бешенковичском детском доме воспитывалось 99 детей (в том числе 18 евреев: Рахиль Беленькая, Люся и Марьяся Гольбрайх, Израиль и Элья Гольман, Доба, Лева и Малка Зельцер, Роза и Хая Иоффе, Бася Каган, Хая Паташова, Злата Сегалова, Арон Угорец, Ида и Исак Хейфец, Зяма Цэгнус, Моисей Юдовин) .

Также в местечке был собственный журналист – Абрам Гилимович Хайкин. Он родился 1 июля 1902 г. в Бешенковичах, проживал на Полевой ул., первоначально работал в Лепельском упродкоме, а с декабря 1923 г. – в Бешенковичском волисполкоме .

Во второй половине 1920-х гг. в местечке появились такие национальные заведения, как пункт по ликвидации неграмотности еврейского населения для 80 человек (создан в 1926 г.) и еврейская детская площадка (была открыта 15 июня 1927 г.) .

В декабре 1934 г. в Бешенковичах было завершено строительство кинотеатра, в котором в скором времени начали демонстрировать звуковое кино. Фильмы сюда привозили из Витебской прокатной кинобазы .

Деятельность иудейских общин

Все синагоги Бешенковичей были деревянными и сгорели во время пожара осенью 1922 г. В декабре 1922 г. верующим местечка было разрешено восстановить одну из них, для чего была выделена площадка на Школьном дворе .

К 1923 г. в местечке были отстроены три синагоги: Новорыночная, Нью-Йоркская (которая также называлась Стрелковской) и Хабадская, все они, как и раньше, были построены из дерева .

К этому времени в распоряжении верующих находилось только богослужебное имущество. Архивы метрических книг были переданы в Бешенковичский волисполком, а в августе 1924 г. – в Бешенковичский райисполком. Это был не слишком богатый архив, который состоял из 11 книг о родившихся за 1896–1899, 1902–1903, 1905–1906, 1909–1910, 1916 гг., 11 книг о браках за 1896, 1899, 1901, 1903–1909, 1915 гг., 3 книги об умерших за 1898, 1901–1902 гг. Записи за более ранний период, вероятно, были утрачены во время пожара.

1920-е гг. являлись периодом государственной антирелигиозной пропаганды, целью которой было уничтожение религиозных традиций. Получить общее представление об этом явлении позволяет «План проведения антирелигиозной кампании в связи с еврейскими религиозными праздниками» 1924 г. в Витебском уезде, на территории которого тогда находились Бешенковичи. Данный документ предусматривал разработку буффонады (т.е. театрализованного юмористического мероприятия), рассылку материалов для проведения докладов о происхождении еврейских религиозных праздников, проведение собраний еврейского населения местечка в течение недели до праздников. Непосредственно в день Рош-hа-Шана планировалось устроить спектакль с буффонадой, устной газетой, декламациями и различными играми. В день Иом-Кипур предполагалось устроить субботник в пользу школы и клубов .

Наверное, в 1924 г. этот план так и не был осуществлен, так как в «Отчёте о евработе по Бешенковичскому району с октября 1925 г. по 1 мая 1926 г.» было отмечено: «За отчётный период проведены две антирелигиозные кампании Рош-hа-Шана, Иом-Кипур и Пасхи, которые имели некоторый успех, но необходимо отметить, что эта работа удается с трудом, ибо масса религиозна и темна, и кроме этого такая работа у нас проводится впервые» .

С конца 1920-х гг. местные власти перешли от антирелигиозной пропаганды к более решительным действиям – закрытию синагог. Первая бешенковичская синагога была изъята у верующих примерно в конце 1920-х – начале 1930-х гг. Решением от 21 февраля 1934 г. была закрыта синагога, находившаяся на улице Слобода. Официальной причиной закрытия стало то, что здание «верующими не используется, не ремонтируется и потому подвергается разрушению…». Районные же власти предполагали использовать синагогу для культурных целей .

По аналогичному сценарию прошло закрытие последней бешенковичской синагоги в декабре 1936 г. За ликвидацию культового здания высказалось 367 человек из числа 570, имевших право голоса .

В конце 1930-х гг. верующие-евреи не раз пытались вернуть себе синагоги. К примеру, в начале 1937 г. к председателю Бешенковичского райисполкома обращались двое верующих местечка, которые, «ссылаясь на статью 124-ю Конституции, требовали освобождения синагоги от хлеба, заявляя: «Нам Сталин разрешил молиться богу!» В апреле 1937 г. бешенковичская иудейская община ходатайствовала об открытии синагог перед Центральной комиссией по делам культов при ЦИК БССР , но молитвенные здания верующим возвращены не были.

В 1920-е гг. раввином Бешенковичей являлся Лейб Блюмкин. В 1928 г. в местечке был только один служитель иудейского культа – резник Янкель-Лейба Донович Раяк. В январе 1936 г. Хаим Беркович Брайнин (бывший служитель культа) ходатайствовал о восстановлении избирательных прав, но ему было отказано .

В Бешенковичах имелось еврейское кладбище. В сентябре 1927 г., в результате ходатайства еврейского погребального общества, для него был выделен дополнительный участок, площадью 0,5 га. Тогда же еврейское кладбище было значительно повреждено из-за вырубки деревьев, которая производилась на его территории и была инициирована Бешенковичским райисполкомом. Всего было срезано около 40 деревьев, в результате чего были повреждены памятники. Власти объясняли свои действия стремлением освободить место для новых захоронений. Еврейская община местечка пожаловалась прокурору БССР, который в свою очередь 15 сентября 1927 г. указал райисполкому на необходимость остановить вырубку деревьев до выяснения всех обстоятельств дела. Окончательное решение по данному вопросу было принято 18 ноября 1927 г.: действия местных властей были признаны законными, но поскольку они «вызывали негативное настроение среди верующих», санитарную рубку было указано прекратить

Топонимика не располагает достоверными сведениями о происхождении названия «Бешенковичи».

Большинство исследователей склоняются к версии, что своё название Бешенковичи получили от слова «бешень» - сильное течение по середине реки.

Есть версия, что в основе названия лежит фамилия «Бешенкович». В пользу этой версии существует предание, что в древности два брата-еврея из Лепеля по фамилии Шенкин поселились на месте будущего местечка в излучине Двины. В те годы в моде была латынь, а на латыни «два» - «би» (бе). Поэтому будущий городок назвали «Бешенки», а спустя много лет это слово трансформировалось в «Бешенковичи».

Встречаются многочисленные варианты написания: Beshenkobichy, Byeshankovichy, Beshenkovichi, Beshenkowitschi, Beshenkobichy, Bjeschenkowitschi, Beshankovichy, Besankovicy, Bieankoviy, Beshenkowitschi, Bishenkovitz (идиш), (иврит).

История

XIX век

С 1802 г. Бешенковичи становятся центром волости в Витебской губернии.

В Отечественную войну 1812 года здесь размещался французский гарнизон и штаб Наполеона. В окрестностях местечка произошло несколько сражений между армиями Барклая де Толли и Мюрата. В июле 1812 года Наполеон находился в Бешенковичах вместе с итальянским вице-королем Евгением Богарне и неаполитанским королем Мюратом . Вместе с Богарне путешествовал германский художник Альбрехт Адам, сохранилась его картина «Наполеон и его войска под Бешенковичами».

Бешенковичи были освобождены от французов 20 октября 1812 года русскими войсками во главе с генералом Витгенштейном . Памятником о прошедших боях в Бешенковичах стала сохранившаяся «Батарея» - так местные жители назвали земляной вал подковообразной формы на правом берегу Западной Двины длиной около 800-900 метров.

В 1821 г. в Бешенковичах состоялся смотр русской гвардии императором Александром I .

В 1868 г. в местечке было 392 постройки; работало народное училище, 2 кожевенных завода, пивоварное предприятие, 115 лавок. Главные улицы Бешенкович в это время были мощёные. С 1881 года по Западной Двине из Уллы в Витебск регулярно ходил пароход, а с 1892 года - 4 парохода.

В 1834 году в Бешенковичах было 2 синагоги, в 1838 году в слободе при Бешенковичах тоже появилась синагога. В 1849 году в Бешенковичах было уже 5 синагог. В 1848, 1854 и 1858 гг. еврейское население Бешенковичей пострадало от пожаров. В 1896 году в Бешенковичах были 2 духовных раввина, помощник казенного раввина, 5 синагог, из них 2 - синагоги любавичских хасидов.

В 1897 году в Бешенковичах было 1 099 зданий, работали почта, телеграф, школа, 3 народных училища, 127 лавок, больница.

В административном плане вплоть до начала XX века Бешенковичи остаются местечком Лепельского уезда Витебской губернии.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то