Как поставить мягкое рь. Эффективные методы и приемы постановки сонорных звуков у детей с различными речевыми нарушениями

Для произнесения звуков Р, Р’ необходима сложная работа всех мышц языка. При произнесении Р рот открыт. Кончик языка и его передняя часть широко распластаны и подняты к основаниям верхних зубов, напряжены; кончик языка неплотно прилегает к верхним альвеолам и вибрирует в проходящей воздушной струе. Голосовые складки сомкнуты и колеблются, производя голос. Выдыхаемая струя воздуха проходит посередине. Струя должна быть сильной, направленной. Мягкий звук Р‘ отличается от твердого тем, что при его артикулировании средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу, кончик языка находится несколько ниже, чем при произнесении Р.

Комплекс упражнений для постановки этих звуков.

1. «Качели»
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.
Варианты:
а) Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к носу и опускается вниз к подбородку. б) Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к верх ней губе, затем опускается к нижней. в) Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним. Следить, чтобы язык не сужался, губы и челюсть не двигались;
г) Рот открыт. Широкий язык вставить между верхними зубами и губой, а затем между нижними зубами и губой.
д) Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка дотронуться до бугорков за верхними резцами, затем за нижними.
При выполнении всех вариантов упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась;

2. Достать языком нос.
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, развивать подвижность кончика языка, умение им управлять.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

3. Достать языком подбородок.
Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность кончика языка, умение им управлять.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык опустить к под бородку, затем поднять к нижней губе. Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

4. «Язык перешагивает через зубы».
Цель: укреплять мышцы языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка, умение им управлять.
Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:
широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.
При выполнении упражнений следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны.

5. «Почистим зубы»
Цель: вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка, умение управлять кончиком языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка почистить верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык был широким, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

6. «Маляр».
Цель: вырабатывать движение языка вверх, его подвижность, умение управлять им.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языка назад-вперед (от зубов к горлу и обратно). Следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

7. «Лошадка»
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх.

8. «Грибок».



9. «Гармошка».

(См. упражнения для постановки звуков Ш, Ж)


10. Пощелкать кончиком языка.
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка, умение управлять кончиком языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижимать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком отрывать. Сначала упражнение выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, работал только язык.

11. «Вкусное варенье».

(См. упражнения для постановки звуков Ш, Ж)

12. «Болтушка индюк».

(См. упражнения для постановки звуков Л, ЛЬ)

13. «Фокус».
Цель: вырабатывать умение удерживать боковые края и кончик языка в поднятом состоянии, учить направлять воздушную струю по середине языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.

14. «Фырканье».
Цель: развивать вибрацию кончика языка.
Широкий расслабленный язык положить между губами. дуть на язык и губы так, чтобы они вибрировали. Следить, чтобы губы не напрягались, щеки не раздувались, язык зубами не зажимался.

15. «Автомат».
Цель: вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук т-т-т - сначала медленно, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, звук т носил характер четкого удара, а не хлопал, кончик языка не подворачивался, ощущалась выдыхаемая струя воздуха. для проверки ко рту поднести полоску бумаги: при правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

16. «Барабан».
Цель: вырабатывать подъем языка, умение делать кончик языка напряженным; развивать его подвижность.
а) Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д-д-д. Сначала звук д произносить медленно, постепенно темп убыстрять. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась, язык не сужался, кончик его не подворачивался, чтобы звук д носил характер четкого удара, а не был хлюпающим. Звук д произносится так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.
б) Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднять вверх к нёбу и произносить поочередно отчетливо да-ды. При произнесении слога да язык отводится к центру нёба, при произнесении ды - перемещается к бугоркам за верхними резцами. Сначала упражнение выполняется медленно, затем темп убыстряется. При произнесении должна ощущаться выдыхаемая струя воздуха. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы. Нижняя челюсть не должна двигаться. Произнесение да-ды должно быть четким, не хлюпающим, кончик языка не должен подворачиваться.

Бурыкина Евгения
План-конспект занятия по постановке звука [р’]

Тема : Постановка звука [р ’] .

Задачи : добиться правильного звучания изолированного звука [р’ ] ; развивать фонематический слух; воспитывать навыки адекватной самооценки.

Оборудование : предметная картинка маленького тигрёнка.

Ход занятия:

I. Организационный момент

Здравствуй Даня! Я вижу у тебя хорошее настроение! Значит, ты настроен на активную работу на занятии !

II. Объявление темы занятия

Ты научился правильно произносить твердый звук [р] , т. е. как рычит большой тигр, а сегодня мы попробуем научиться правильно произносить мягкий звук [р] , т. е. как рычит маленький тегренок. Но для сначала мы начнем с разминки.

III. Разминка

Актикуляционная гимнастика :

Упражнение «Часики» , «Маятник» . Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться к уголкам рта.

Упражнение «Змейка» . Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

Упражнение «Качели» . Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

Упражнение «Почистить зубы» . Рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами.

Упражнение «Катушка» . Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.

Упражнение «Лошадка» . Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Изолированное произношение звука [р]

Даня, как рычит тигр? (р-р-р-р-)

А теперь произнеси этот звук длительно на одном выдохе громко и тихо.

IY. Описание артикуляционного уклада при произношении звука [р ]

Губы – занимают положение как при произношении звука [и] ;

Зубы – разомкнуты;

Язык – передняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу (примерно как при гласном [и], кончик языка находится несколько ниже, чем при [р], задняя часть спинки языка вместе с корнем подвинута вперед;

Мягкое нёбо – поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость;

Воздушная струя – при выдохе попадает в ротовую полость на напряженный кончик языка и колеблет его.

Y. Постановка звука .

1 прием – по подражанию взрослого – подражание рычанию тигрёнка (логопед и ребенок сидят перд зеркалом) :

Даня, посмотри и послушай как рычит маленький тигрёнок (рь- рь-рь-рь) .

Попробуй, повтори.

2 приём : постановка [р ] от слогового сочетания зи с несколько удленённым произнесением первого звука из слога зззи . В ходе многократного повторения слога ребёнок по инструкции логопеда перемещает переднюю часть языка вверх и вперед к альвеолам до получения акустического эффекта в сочетании с гласным [и]. После этого вводится зонд, с его помощи проводятся быстрые движения слева направа и справа налево. В момент возникающей вибрации слышится достаточный чистый звук [р ] .

YI. Различение на слух изолированного звука [р ]

Даня, я буду произносить звуки , а ты как только услышишь звук [р ] поднимешь карточку с изображением тигрёнка.

[р],[т],[к],[а],[р ],[о],[п],[г],[р ],[б],[в],[р ],[у],[д],[ы],[р ],[ж],

[з],[р ],[р],[р ],[н],[р ].

YII. Различение звука [р ] в слогах .

Я буду называть слоги, если услышишь звук [р ] – подними карточку с тигрёнком : Ра – ри – за – ро – ло – зю – ре – та – тю – рю – ря – ну – ур – урь - ре - ко – ря – му – рё.

YIII. Итог занятия .

Какой звук научились правильно произносить и слышать?

Ты работал хорошо. Я тебя хвалю. Старайся правильно произносить звук [р ] и на других занятиях .

Публикации по теме:

Наша группа,как и все другие готовилась к театральной постановке ко дню театра. Нашли сценарий, немного подкорректировали и стали готовиться.

Индивидуальное занятие по постановке [С] Тема: звук [С] Цели: 1. Образовательные: - учить выполнять артикуляционные упражнения в полном объёме, с помощью артикуляционной гимнастики; - развивать.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: постановка звука [с]. ЗАДАЧИ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: Сформировать умение правильного произнесения звука [с], опираясь.

Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Р]. Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Р]. Цель: постановка звука [Р]. Задачи: – формирование правильного.

ЦЕЛИ: 1. Коррекционно-обучающие: - автоматизация звука Ш в словах, словосочетаниях, предложениях; - развитие лексико-грамматического строя;.

Конспект занятия по автоматизации звука [Ш] Звук «Ш»: кончик языка поднят к передней части нёба (у альвеол, но не прижат; боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам;.

Звук «р» наиболее сложен по образованию, требует точных движений различных частей языка.
Перед проведением коррекционной работы необходимо проводить тщательное логопедическое обследование строения и подвижности артикуляционного аппарата, оценить состояние фонематического слуха каждого ребенка. В случаях тяжелого нарушения звукопроизношения логопеду бывает необходимо провести курс массажа органов артикуляционного аппарата (Е.А.Дьякова). И только после этого начинать работу по постановке звуков.

Основная цель логопедического воздействия при речевых нарушениях (ДИСЛАЛИЯ, ДИЗАРТРИЯ, РИНОЛАЛИЯ И ДР.) – формирование различных умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи.

Для этого необходимо научить:

  • Узнавать и различать между собой звуки речи;
  • Отличать правильное и дефектное произнесение звука;
  • Осуществлять слуховой и речедвигательный контроль за собственным произношением;
  • Принимать правильные артикуляционные позиции, необходимые для нормального воспроизведения звуков в речи.

Предрасполагающими факторами неправильного произношения звука «р» являются следующие:

  • Укороченная подъязычная связка, ограничивающая движение вверх кончика языка и передней части спинки языка;
  • Слабость мышц языка;
  • Слабый напор воздушной струи;
  • Неумения выполнять языком произвольные целенаправленные движения;
  • Нарушения фонематического слуха.

На подготовительном этапе важно отработать четкое произношение опорных звуков. Для звука « р» это -т,д и з,ж.

Так же особое внимание надо уделить упражнениям по развитию воздушной струи. Она должна быть сильной, т.к. воздушная струя приводит в колебательное движение кончик языка.
Первоначально проводится работа на развитие длительного выдоха. При этом важно следить, чтобы дети не поднимали плечи, излишне не напрягали мышцы дыхательного аппарата, чтобы выдох был плавным, постепенным.
Выполняются упражнения в свободной позе в положении стоя, сидя, лежа. Все дыхательные упражнения направлены на выработку длительной воздушной струи. Выполняется каждое упражнение по 5 раз.

В ряде случаев считается, что для постановки звука «р» необходима подрезка подъязычной связки («уздечки»). Однако это излишне. Причиной отсутствия звука «р» является слабость мышц языка и неразвитость «уздечки», поэтому язык не в состоянии подняться и прижаться к небу. Опыт работы показывает, что после проведения комплекса логопедического массажа язычка или специальных упражнений, мышцы языка развиваются, а «уздечка» растягивается, и необходимость ее подрезки отпадает. В помощь упражнениям можно растянуть подъязычную связку специальным массажем. Ухватите «уздечку» в самом низу под языком двумя пальцами (большим и указательным) и тянущим движением ведите пальцы по ней к кончику языка. Старайтесь ее потянуть, но не применяйте силу, чтобы не повредить тонкую ткань. В каждый прием совершайте несколько таких движений. Очень быстро Ваши пальцы станут чувствовать возможности «уздечки», и эта процедура не будет вызывать беспокойства. Возвращайтесь к ней 4 - 5 раз в неделю, и через некоторое время Вы убедитесь в том, что подъязычная связка изменилась.

Таким образом, коррекция дефектного произношения требует серьезной подготовительной работы. Прежде всего это развитие речевого дыхания (медленный глубокий вдох и продолжительный выдох) и отработка достаточной подвижности мышц артикуляционного аппарата в целом. Все это является базовой основой, подготавливающей речевой аппарат ребенка к произнесению звука.

Традиционно выделяют три способа постановки звуков:

  • по подражанию;
  • с механической помощью;
  • смешанный;


1 способ.
Постановка «р» от «д».
Прежде всего попытайтесь поставить звук «р» первым способом. Ребенок произносит звук «д», прижимая кончик языка спереди к альвеолам. Покажите, как это делается. Скажите, ребенку, что язык - это парус, который наполняется ветром. В дальнейшем ребенок должен подуть «ветром» в парус сильнее, так чтобы ветер прорвал парус и возникла вибрация язычка. На подставленной ко рту ладони ребенок должен чувствовать этот порыв, вырвавшегося наружу ветра. Появляется звук дррррр. Процесс постановки будет более эффективным, если логопеды будут использовать в работе такие игровые приемы, как подражание окружающим шумам(мотор автомобиля, двигатель самолета, рычание тигра, льва, мотор трактора, будильника и т. П.)

Игровые приемы для данного способа постановки звука «р»:
«Веселый дождик» (капельки дождя падают и ударяются о что-то твердое.)
«Песня крокодила Гены»- пропевать слог на да, ды, дэ, а в дальнейшем работать со слогом ра).
«Танк стреляет» дддддд
«Пулемет строчит» тдтдтдтд
«Дятел стучит»ддддддддд
«Строим домик» .т-дт-дтдтдтдт.
«Заводим мотоциклд»-дддддддддМотоцикл затрещал и поехал, счастливого пути!
В данном случае возможно использование механического воздействия. В дальнейшем закрепляем в слогах Дру, дра, дры, дро. Предлагаем затем звук ДДДД произносить шепотом и долго рррррр, возможен переход на пение.

2 способ.
Постановка звука «р» от «з»

Если звук «з» ребенок произносит, прикасаясь кончиком языка к нижним резцам, предварительно нужно поставить ему «верхнеязычное» (кончик языка - у основания верхних резцов). Нужно продолжать тянуть звук «з» обратить внимание на этот звук внимание ребенка и сказать, что он напоминает «жужжание мухи, которая бьется о стекло», «волшебного комарика». Однако механическое воздействие значительно ускоряет процесс постановки звуков. Особенно у детей, которые не могут воспроизвести за логопедом точные движения.

Для постановки звука «р» используют шариковый зонд. После того как получен фрикативный звук логопед вводит под нижнюю поверхность передней части языка зонд или чисто вымытый палец ребенка и производит быстрые ритмические движения из стороны в сторону, раскачивая язык. Необходимо следить за тем, чтобы выдыхаемая струя была сильной. Если вы используете палец ребенка, то вначале вы сами должны совершать движения его кистью (палец должен быть абсолютно прямым, иначе никакой существенной вибрации языка не возникнет). В дальнейшем он может действовать самостоятельно (по-прежнему следить, чтобы палец был прямым). Зубы должны быть в положении правильного прикуса, губы - в улыбке, рот приоткрыт ровно настолько, чтобы в него мог войти, использующийся для вызывания вибрации языка, предмет или палец ребенка, (ребенок должен сильно гудеть голосом). В дальнейшем переходим на автоматизацию в слога ра- ра- ра-ра.

3 способ.
Постановка звука «р» на вдохе.
Ребенок должен иметь полноценное произношение звука «с». Прислонив язык к зубам, ребенок должен тянуть звук «с» и чувствовать, как проходит воздушная струя у него между зубами. Затем звук «с» нужно произносить на коротком вдохе, ощущая, как воздух холодной струйкой попадает на кончик языка. Зубы должны быть в положении правильного прикуса, губы - в улыбке.

Скажите ребенку: «Сначала выдуй изо рта воздух и произнеси звук «с» наружу, а потом всоси в себя этот же воздух и вместе с ним звук «с» обратно – внутрь». В результате ребенок будет произносить звук «с» на выдохе и вдохе. Следите, чтобы он не делал глубокого вдоха (грудная клетка и плечи должны быть опущены) и чтобы он не запыхался - давайте ему передохнуть.

4 способ.
Постановка звука «р» из межзубного положения

Предварительно отрабатывается положение «язык на верхней губе» и направленная воздушная струя.
Широкий край языка на верхней губе. В этом положении ребёнку предлагают дуть на кончик носа гудящим звуком, похожим на «В-В-В».

В дополнение к предыдущей позиции логопед указательным пальцем «играет» на нижней губе ребёнка, в результате чего струя воздуха приобретает вибрирующий характер. Этот эффект необходимо как следует отработать. Детям постарше можно предложить самостоятельное «исполнение» пальцем на губе. Затем постепенно сокращать длительность прикосновения пальца, то убирая его, то возвращаясь. Добиваться вибрационного звучания от малейшего прикосновения к нижней губе (что-то похожее на «в-в-р-р-э-э…» Сохраняя ту же конфигурацию языка, во время выработанного вибрационного звучания легко передвинуть язык за верхние зубы. Важно не терять форму языка!

5 способ.
Постановка звука «р» от упр. « Болтушка»

Есть интересный игровой способ постановки звука Р от упражнения "Болтушка", хорошо знакомого детям. Способ доступен любому начинающему логопеду. Ребенок делает упражнение "Болтушка" (или "Индюк"): высунутый широкий язык на звуке «А» выполняет движения вперед-назад, скользя по твердому небу. В тот момент, когда язык касается альвеол слышен одноударный Р. Теперь осталось зафиксировать эту позицию и приступить к автоматизации звука «Р». Как правило, очень скоро одноударный звук сам переходит в вибрант.


6 способ
Постановка звука «р» от звука «ж»

Все новое - это хорошо забытое старое. Способ постановки звука «р», активно использовавшийся 30-40 лет назад. Все логопеды обожают вызывать звук «Р» с помощью всевозможных вибраций ("моторчик" и ему подобные). Но есть дети, которые панически боятся зондов, палочек, сосок, чайных ложек и других подручных средств. Для них очень хорош следующий способ: ребенок произносит звук «Ж» (пчелка трудится, машина буксует), длительно, на одном выдохе и при этом отодвигает кончик языка глубже в полость рта. Через секунду можно услышать одноударный Р. После закрепления изолированного произнесения этого звука сразу переходят к проговариванию слогов со стечением ТР, ДР, НР, ЖР. Это способствует быстрому переводу одноударного Р в состояние вибрирующего звука. Способ себя оправдывает.

7 способ
Постановка звука «р» от упр. «Грибок».

Выполняется в 3 приема:
1) присосать язык к твердому небу ("Грибок")
2) сделать глубокий вдох через нос (язык в том же положении)
3) сделать резкий короткий выдох через рот, направляя воздушную струю на язык и подключая голос.

8 способ.
Постановка звука «р» от упр. «Пылесос»

Пылесос хорош также для развития подвижности кончика языка. Суть заключается в том, что кончиком языка за альвеолами выполняем движения ВПЕРЕД-НАЗАД (пылесосим) и при этом включаем звук пылесоса. При правильном выполнении слышится звук Р.

Постановка звука «р» при аномалиях строения речевых органов.
Если у ребенка есть признаки дизартрии рекомендуется постановка звука «р» механическим способом.
При нижнем выдвинутом прикусе (прогении) все остальные, кроме механического - это может давать слишком грубое звучание.
При прогнатии можно использовать любой способ постановки звука «р», но его звучание, возможно, будет более точным, если кончик языка ребенка будет немного сдвинут к верхним резцам. Это же правило относится, когда у ребенка высокое небо.
Если у ребенка нет коренных зубов (особенно верхних), нужно будет поставить ему звук «р» от «з». Когда зубы вырастут, произношение можно будет закрепить любым способом.
Процесс постановки будет более эффективным, если логопеды будут использовать в работе такие игровые приемы, как подражание окружающим шумам (мотор автомобиля, двигатель самолета, рычание тигра, льва, мотор трактора и т. П.)

Постановка звука «рь».
При постановке мягкого рь применяется тот же прием, но с помощью слога зи, а в дальнейшем зе, зя, зё, зю. Обычно при нарушениях твердого и мягкого звука рь сначала ставится твёрдый, а потом мягкий, но такой порядок не является жестким, его можно произвольно менять. Не рекомендуется лишь одновременную постановку во избежание смещения. Мягкий звук рь произносится практически без вибрации, одноударно. Чтобы согласный звук звучал мягко, гласный и должен быть максимально закрытым, предложите вытянуть губы в очень сильную улыбку и полностью сомкнуть зубы в форме правильногоприкуса.

Спесивова Нинель Евгеньевна ,
логопед ГУЗ СО "Аткарская РБ"
г. Аткарск, Саратовская обл.

Сертификат о публикации: не выдавался

Один из самых распространенных и самых сложных в коррекции дефект звукопроизношения – это нарушение произношения звука Р.
«Р» – согласный, ротовой, твёрдый, звонкий, вибрант, язычно-альвеолярный звук.

Нормальное положение органов артикуляции при произнесении звука «Р».Губы разомкнуты и принимают положение следующего гласного. Расстояние между зубами примерно 4-5мм. Кончик языка поднимается к основанию верхних зубов. Он напряжён и вибрирует в проходящей воздушной струе. Переднесредняя часть спинки языка прогибается. Задняя часть языка отодвинута назад и слегка поднимается к мягкому нёбу. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, голосовыдыхательная струя проходит посередине. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Сильная воздушная струя разрывает смычку кончика языка и нёба,язык вибрирует.

Мягкий звук «Р» отличается от твёрдого тем, что при его артикулировании средняя часть спинки языка поднимается к твёрдому нёбу (примерно, как при гласном «И»), кончик языка находится несколько ниже, чем при твёрдом «Р», задняя часть спинки языка вместе с корнем продвинута вперёд.

Недостатки произношения звука «Р» (ротацизм).

Велярное произношение. При велярной артикуляции щель образуется на месте сближения корня языка с мягким нёбом, выдыхаемый воздух, проходя через эту щель, вызывает беспорядочную многоударную вибрацию мягкого нёба. Вследствие этого возникает шум, который примешивается к тону голоса.

Увелярное произношение. При увелярном «Р» вибрирует только маленький язычок; вибрация носит гармоничный характер и не сопровождается шумом.

Боковой ротацизм. При этом нарушении, вибрирует только один из боковых краёв языка, смычка между языком и коренными зубами разрывается, и через неё выходит голосовыдыхательная струя, как при звуке «Л», в результате произносится звук, в котором как бы сливаются «Р» и «Л».

При «щёчном » произношении «Р» щель для выдыхаемой струи воздуха образуется между боковым краем языка и верхними коренными зубами, вследствие чего колеблется (вибрирует) щека. При этом на тон голоса накладывается шум. Изредка нарушение бывает двусторонним.

Одноударное произношение «Р». При нём, отсутствует вибрация, но место артикуляции оказывается таким же, как при нормально произносимом звуке.

«Кучерское » «Р». В этом случае вибрируют сближенные губы.

Глухое произнесение звука «Р».Звук произносится без участия голоса,голосовые связки разомкнуты и не вибрируют.

Замены звука «Р» парным мягким «Р», а также «Л», «Ы», «Д», «В», «Г», «Й» и др.

Мягкий «Р» может нарушаться так же, как и твёрдый, но вместе с тем нередки случаи, когда нарушается только твёрдый звук, а мягкий оказывается ненарушенным.

Опишу методику коррекции звука « Р» , которую использую в своей практике.

Упражнения артикуляционной гимнастики на подготовительном этапе коррекции «Р»:

«Улыбка». Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.

«Заборчик». Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

«Трубочка». Вытягивание губ вперёд длинной трубочкой.

«Хоботок». Вытягивание сомкнутых губ вперёд.

«Бублик». Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперёд. Верхние и нижние резцы видны.

«Кролик». Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

«Почистить зубы». Рот закрыт. Круговыми движениями языка провести между губами и зубами.

«Оближем губки». Рот приоткрыт. Облизать губы по кругу.

«Загнать мяч в ворота». Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками.

«Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

«Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

«Иголочка». Рот открыт. Узкий язык выдвинут вперёд.

«Часики». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт логопеда к уголкам рта.

«Фокус». Рот приоткрыть, язык чашечкой высунуть вперёд и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа.

«Маляр». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого нёба.

«Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

«Грибок». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

«Гармошка». Рот открыт, язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

«Лошадка». Присосать язык нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

«Катушка». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы. Боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперёд и убирается в глубь рта.

«Барабанщики». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в альвеолы, многократно и отчётливо произнося «д-д-д»,далее с ритмом д-д---ддддд.

«Болтушка». Приоткрыть рот, энергично проводить широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос, пока не послышится: «дрр».

Способы постановки.
1.По подражанию. Логопед объясняет правильную артикуляцию звука, затем произносит звук, а ребёнок ему подражает.

2. Постановка звука [Р] от упражнения «БОЛТУШКА». Ребенок делает упражнение «Болтушка» (или «Индюк»): высунутый широкий язык на звуке [Ы] выполняет движения вперед-назад, скользя по твердому небу. В тот момент, когда язык касается альвеол слышен одноударный [Р]. Зафиксировать эту позицию и приступить к автоматизации [Р]. Очень скоро одноударный звук сам переходит в вибрант (дрожит кончик языка).

3. Способ постановки звука [Р] от упражнения « Грибок». Ребенок присасывает язык к твердому небу («Грибок»); делает глубокий вдох через нос (язык в том же положении); делает резкий короткий выдох через рот, направляя воздушную струю на язык и подключая голос.. Эффект достигается на контрасте (напряжение языка при присасывании и расслабление при резком выдохе). Это способствует вызыванию вибрации кончика языка.

4. Постановка [Р] от звука [Ж]. Ребенок произносит звук [Ж], длительно, на одном выдохе и при этом двигает кончиком языка вперед-назад по альвеолам «БУГОРКАМ». При этом можно услышать одноударный [Р]. После закрепления изолированного произнесения этого звука переходят к проговариванию слогов со стечением ЖР, ДР, НР, ТР. Это способствует быстрому переводу одноударного [Р] в состояние вибрирующего звука.

5. Постановка [Р] от звук [Д] или слога ДЫ в быстром темпе, можно с заданным ритмом Д Д ДДДДД. Звук или слог произносится на альвеолах. Шариковым зондом осуществляются быстрые движения под кончиком языка вправо-влево. Получается звукосочетание ДР или ДРЫ. Вибрация отрабатывается до самостоятельной. Затем убираем опорный звук Д, сначала ставим с другими согласными БР, МР, а затем без них.

6. Постановка [Р] при недостоточной воздушной струе. Способ подходит для тех детей, у которых не формируется воздушная струя достаточной мощности, необходимая для вибрации кончика языка. Особенность в том, что ребенок находится в полулежачем положении, со слегка запрокинутой назад головой. Язык поднят вверх, к альвеолам, ребенок произносит звук [Д] в быстром темпе. Зондом осуществляются быстрые движения под кончиком языка вправо-влево. Эффект достигается тем, что в положении лежа язык слегка оттягивается назад и ребенок вынужден более интенсивно выдыхать воздушную струю, что и заводит вибрацию в сочетании с манипуляциями зонда.

7. Постановка [Р] из межзубного положения. Широкий край языка на верхней губе. В этом положении ребёнку предлагают дуть на кончик носа гудящим звуком, похожим на «В-В-В». Указательным пальцем «играть» на нижней губе ребёнка, в результате чего струя воздуха приобретает вибрирующий характер. Затем постепенно сокращать длительность прикосновения пальца, то убирая его, то возвращаясь. Добиваться вибрирующего звучания от малейшего прикосновения к нижней губе «в-в-р-р-э-э…» Сохраняя ту же конфигурацию языка, передвинуть его за верхние зубы.

8.Если звук [Р] заменяется своей мягкой парой, то можно добиться твёрдого произношения звука следующим образом: ребёнка просят протяжно произносить «РЬ» расширяя при этом рот, что вызывает автоматическое перемещение кончика языка назад и звук становится твердым.

9. Постановка [Р] от сочетания [ТД]. Ребёнка просят по очереди произносить звуки [Т] и [Д] в сочетании [ТД] или [ТДД] в быстром темпе и ритмично. Они артикулируются при слегка открытом рте и при смыкании языка не с резцами, а с дёснами верхних резцов или альвеолами. При многократном произнесении серий звуков [Д] и [Т] ребёнка просят сильно подуть на кончик языка, и в этот момент возникает вибрация.

10. Постановка [Рь]. Длительный раскатистый [Р] последовательно соединять с гласными [И], Я, Е, Ю, растягивая при этом губы в улыбку. Добившись правильного произношения [Рь] в слогах, вводят слова и т. д.

Автоматизация звука Р в слогах, словах и предложениях.

1.В открытых слогах РЫ РЭ РА РО РУ:

Некоторые задания:

Повтори слог;
Договори слог: го РЫ, но РА, пе РО, кегу РУ …;
Скажи с разным ударением: ры РЫ ры, РЭ рэ рэ, ра ра РА…;
Начни слово.

2.В закрытых слогах ЫР ЭР АР ОР УР:

3.В позиции между гласными ЫРЫ ЭРЭ АРА ОРО УРУ;

4.В слогах со отечением согласных БРА БРЭ БРЫ БРО БОУ и так далее с другими согласными на первом месте.

5.В начале слова в открытом слоге РАК РОТ РЫСЬ РУЛЬ и тд. в двух, трехсложных словах.

Некоторые задания:

Повтори РА РА РАК и тд;
Посчитай от 1 до 5 РЫБА, РУБЛЬ и тд;
Назови картинки;
Скажи с закрытыми глазами РАКЕТА столько раз, сколько услышишь хлопков;
Скажи РОМАШКА со словом НЕТ (даю, вижу.любуюсь) НЕТ РОМАШКИ и т д;
Измени слово РАСЧЕСКА-РАСЧЕСКИ и тд;
Доскажи слово РА РА РА – ТРУБИТ (труба) и тд.
Подбери слово к схеме (даются картинки).
Придумай слово к схеме.
«Собери родственников» РУКА - ручки, ручной, рукава и тд.
Ответь на вопрос словом: Сок из груш.Какой? ГРУШЕВЫЙ.

6.В середине слова в открытом слоге ГОРЫ, ПИРОГ, БАРАН и тД. с усложнением.

7.В конце слова СЫР, СЭР, ПАР, ХОР и тд с усложнением.

8.В середине слова в закрытом слоге АРБУЗ, ТЕРМОС, ТЕРКА, ЖУРНАЛ и тд

9.В словах со стечением согласных в первом слоге ГРОМ, КРАСКИ, СТРОЙКА, ВДРУГ.

10.В словах со стечением согласных в середине КОБРА, ДОБРОТА, ВАТРУШКА и тд.

11.В « богатых» словах ТРАКТОР, ПРОРУБЬ, ПРОБИРКА, ПРОКУРОР и тд.

12.В предложении:

Некоторые задания:

Повтори чистоговорку РА РА РА –НА ПАРАД ИДТИ ПОРА, и тд.
«Поэт» придумай чистоговорку РЫ РЫ РЫ –(покусали комары) и т д.
Повтори предложение по картинке за логопедом.
Вспомни и скажи предложение по картинке самостоятельно.

Составь и повтори предложение по картинке, по мнемотаблице, по опорным словам, из заданных слов, по схеме.

Исправь предложение «Путаница»
Измени предложение Я КОПАЮ ОГОРОД,(ты…, он…, она…, мы…, вы…, они…)
Составь предложение к схеме по картинке и т д.
«Вырасти» предложение, добавляя слова.
Запомни и повтори пословицу, поговорку. Объясни смысл.

Приемы постановки звука Р и РЬ.
По подражанию. Этот прием лишь изредка приводит к положительным результатам, поэтому чаще приходится применять другие.
Наиболее распространенным приемом является постановка звука р от д , повторяющегося на одном выдохе: ддд , ддд , с последующим более форсированным произнесением последнего. Применяется также чередующееся произношение звуковт и д в сочетании тд, тд или тдд, тдд в быстром темпе, ритмично. Они артикулируются при слегка открытом рте и при смыкании языка не с резцами, а с деснами верхних резцов или альвеолами. При многократном произнесении серий звуков д и т ребенка просят сильно подуть на кончик языка, и в этот момент возникает вибрация.
Однако этот прием не всегда приводит к успеху. При заднеязычной артикуляции р или его велярном (увелярном) артикулировании возможно появление двухфокусной вибрации: задней и новой, передней. Одновременное сочетание двух видов вибрации создает грубый шум, и ребенок отказывается такой звук принять. Кроме того, в случае достижения передней вибрации звук нередко оказывается излишне длительным (раскатистым) и зашумленным.
Постановка р в два этапа. На первом этапе ставится фрикативный р без вибрации от звука ж при его протяжном произнесении без округления губ и с перемещением переднего края языка несколько вперед, к деснам верхних зубов или альвеолам. При этом звук произносится со значительным напором воздуха (как при произнесении глухого звука) и минимальной щелью между передним краем языка и деснами.
Полученный фрикативный звук закрепляется в слогах. Можно, не закрепляя звук в слогах, перейти ко второму этапу постановки: с механической помощью, применяя шариковый зонд. Его вводят под язык и, прикасаясь к нижней поверхности передней части языка, быстрыми движениями зонда вправо и влево вызывают колебания языка, передние его края попеременно смыкаются и размыкаются с альвеолами. Эти движения можно осуществлять и обычным плоским шпателем (деревянным или пластмассовым) или зондом, домашние тренировки ребенок может проводить с помощью черенка чайной ложки или чистого указательного пальца. Во время тренировок выдыхаемая струя должна быть сильной. Описанным приемом пользуются в тех случаях, когда шипящие звуки у ребенка не нарушены.
Данный прием приводит к положительным результатам. Однако его недостатки в том, что звук оказывается раскатистым, произносится изолированно и ребенок с трудом овладевает переходом от него к сочетаниям звука с гласными.
Наиболее эффективным является прием постановки р от слогового сочетания за с несколько удлиненным произнесением первого звука из слога: ззза . В ходе многократного повторения слогов ребенок по инструкции логопеда перемещает переднюю часть языка вверх и вперед к альвеолам до получения акустического эффекта фрикативного р в сочетании с гласным а . После этого вводится зонд, с его помощью проводят быстрые движения слева направо и справа налево. В момент возникающей вибрации слышится достаточно чистый звук р , нормальной протяженности без избыточного раската. При этом способе постановки звука не требуется специального введения звука в сочетание с гласным, так как сразу получается слог. В последующей работе важно провести тренировки в вызывании слогов ра, ру, ры .
При постановке мягкого р’ применяется тот же прием, но с помощью слога зи , а в дальнейшем зе, зя, зё, зю.
Обычно при нарушениях твердого и мягкого звука р сначала ставится твердый, а потом мягкий звук, но такой порядок не является жестким, его можно произвольно менять; не рекомендуется лишь вести одновременную их постановку во избежание смещения.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то