Кожедуб Иван Никитович: краткая биография. Легендарный советский лётчик-истребитель

Кожедуб Иван Никитович - самый результативный военный летчик времен Великой Отечественной войны. В последствии - маршал авиации, трижды Герой Советского Союза, награжден 14 советскими и 6 иностранными орденами, советскими и иностранными медалями. В годы Великой Отечественной войны совершил 330 боевых вылетов, провел 120 воздушных боев, лично сбил 62 самолета противника. Согласно официальным данным И.Н. Кожедуб - наиболее результативный советский летчик-истребитель.

Будущий летчик родился 6 июля 1922 г. в деревне Ображеевка Сумской области, став пятым ребенком в бедной крестьянской семье. Окончил рабфак Шостинского химико-технологического техникума. В 1938 г. пришел в аэроклуб, где в апреле 1939 г. совершил свой первый полет. Затем, в начале 1940 г. поступил в Чугуевское военное авиационное училище, после окончания которого остался там работать инструктором. С начала войны И.Н. Кожедуб неоднократно писал рапорты об отправке на фронт, но его просьбы были удовлетворены только осенью 1942 г., когда И.Н. Кожедуб направлен в Москву, а затем в 240 истребительный авиаполк, имевший на вооружении новейшие истребители Ла-5.

В начале военной карьеры Ивана Никитовича преследовали неудачи, летчика чуть было не перевели на пост оповещения. Только заступничество командира полка майора И. Солдатенко помогло ему остаться в полку.

Свою первую победу летчик одержал в ходе 40 боевого вылета, сбив немецкий пикирующий бомбардировщик. В дальнейшем И.Н. Кожедуб проявил себя отважным и умелым летчиком, в котором дерзость сочеталась с расчетливостью, инициатива с исполнительностью. Кожедуб относился к своей боевой машине подчас как к живому существу, для него самолет был другом, и истребитель отвечал ему тем же: за годы войны летчику ни разу не пришлось прыгать с парашютом.

В сентябре 1944 г. Кожедуба переводят в 176-й «маршальский» гвардейский истребительный авиаполк, где были собраны многие знаменитые военные летчики. В составе этого полка он и окончил войну. На счету Ивана Никитовича среди многих типов немецких самолетов числится и реактивный истребитель Ме-262, сбитый им 19 апреля 1945 г. над Одером.

После войны И.Н. Кожедуб окончил Военно-воздушную академию и был назначен командовать 326-й истребительной авиадивизией. В ходе войны в Корее с марта 1951 по февраль 1952 гг. дивизия Кожедуба одержала 215 побед, потеряв 52 самолета и 10 летчиков. Правда, сам Кожедуб в боевых вылетах не участвовал из-за строго запрета командования. По возвращении на родину Кожедуб окончил академию Генштаба, занимал ряд высоких командных должностей в ВВС, в том числе командовал авиацией Московского военного округа. В 1985 г. Н.И. Кожедубу было присвоено звание маршала авиации.

Восьмого июня далекого и тревожного одна тысяча девятьсот двадцатого года хату в Ображеевке - селе в Глуховском районе Черниговской губернии - огласил крик новорожденного ребенка. Мальчика назвали Пройдут десятилетия, и в государстве под названием Союз Советских Социалистических Республик не найдется человека, не знающего, где и когда родился летчик Кожедуб Иван Никитович. Краткая биография участника Второй мировой и Великой Отечественной войн содержит факты, поражающие воображение всех, кто интересуется тактикой ведения воздушных сражений самого кровопролитного противостояния стран, которые только случались в XX веке.

В небе, как дома

На фронте Иван Кожедуб оказался не с первых дней Великой Отечественной, а в марте 1943 года. Однако летчик успел проявить такую смелость, храбрость, непревзойденное мастерство ведения боя, что стал Трижды Уже в мирное время страна оценила заслуги летчика присвоением звания «Маршал авиации» (1985 г).

Кожедуб И.Н. боролся с врагом в составе союзных войск. Наиболее результативный пилот ВОВ устремлялся на выполнение боевых задач 366 раз, преодолел 120 воздушных боев, ликвидировал 62 фашистских самолета.

Ас поражал цели виртуозно, используя малейшие промахи врага. Попадал точно в цель из любого положения самолета. Машина Кожедуба при этом была неуязвимой: даже получив серьезные повреждения, она всегда оставалась «на крыле». Боевые друзья говорили про него: «в небе, как дома».

Две даты рождения

Несгибаемый характер Ивана Кожедуба, его умение находить выход в любой ситуации закладывались в раннем детстве. В семье, занимающейся обработкой земли, росло пятеро детей. Отец (бывший воспитывал ребятишек строго, к труду приобщал рано.

Уже в 5-летнем возрасте Ваня ходил ночью сторожить сад. Глава семейства понимал, что от такой охраны толку мало, но считал, что подобные испытания укрепляют характер, учат преодолевать трудности. Позже мальчик помогал следить за стадом взрослым пастухам (был подпаском). Работы не боялся, считал: дорогу осилит идущий.

В 1934 году 14-летний паренек завершил обучение в сельской школе. Два года постигал знания на рабфаке (рабочие факультеты готовили рабочих и крестьян к обучению в высшей школе). В 1936 году выдержал вступительные испытания в химико-технологический техникум (г. Шостка).

Примечательно: чтобы попасть в техникум, подросток увеличил возраст на пару лет. Есть сведения, что Кожедуб И.Н. родился не 8 июня 1920 г., а 6 июля 1922 г. В 1939-м будущий летчик приступил к занятиям в Шосткинском аэроклубе. Освоил многоцелевой биплан У-2.

Фронтовое небо

Завершить обучение в техникум Кожедубу не довелось - в начале 1940 г. будущий химик-технолог стал красноармейцем (военнослужащим рабоче-крестьянской Красной армии). Судьба направила его по другому пути: к осени сорокового года Иван Никитович получил «корочки» (диплом) Чугуевского военного авиационного училища лётчиков (с марта 1941-го-школа лётчиков). Как лучший курсант был оставлен в учебном заведении летчиком-инструктором, обучать новичков.

Но на передовой тоже нуждались в таких ответственных бойцах, как Кожедуб Иван Никитович. Краткая биография гласит, что в 1943 г. он был направлен 302-ю истребительную авиационную дивизию, на Воронежский фронт. Так начался его путь как военного кумира многих поколений жителей СССР и Российской Федерации.

В первом бою его самолет Ла-5 получил повреждения - от немецкого "Мессера", а заодно - от советских зенитчиков, ведущих бой. Однако Кожедуб смог посадить поврежденный самолет. Казалось, его летная карьера закончена, едва начавшись. Но командир полка поддержал новичка, дал ему возможность проявить себя в последующих схватках с противником.

Июль, 1943 год

Первым фашистским самолётом, сбитым Кожедубом, стал Ю-87 («Юнкерс»). Схватка произошла шестого июля 1943 года в ходе жесточайших боев на Курской Дуге. Уже 7 июля на счету Ивана значился еще один «Юнкерс», а спустя два дня - 2 истребителя Bf-109 (Messerschmitt Bf.109, или Ме-109).

Военные историки выделяют и подробно описывают четыре основных героических поступка, которые совершил Кожедуб Иван Никитович. Краткая биография его в этих событях такова. Первый героический поступок датирован тридцатым сентября 1943 г. Этим осенним днем, разворачивая самолет в ходе сопровождения переправы советских войск через Днепр, Иван остался совершенно незащищенным (без прикрытия своих), но не испугался.

Заметив «юнкерсы», спикировал на многоцелевые самолеты люфтваффе, ворвался в звено врага. Потрясенные смелостью советского аса, фашисты прекратили бомбардировку, перешли к обороне. На это и рассчитывал Иван Кожедуб, подвиг которого вошел в историю. Воспользовавшись тем, что один из Ju-87 оторвался от группы, уничтожил его, полностью деморализовав противника.

Октябрь, 1943 год

Третьего октября 1943 г. девять одномоторных истребителей Ла-5 (в том числе самолет Кожедуба) прикрывали пространство проведения военной операции на берегу Днепра. Пилоты увидели в облаках колонну «лаптёжников» (такое прозвище дали русские «Юнкерсам-87»).

Каждые 9 вражеских бомбардировщиков прикрывали шестерки из истребителей «Ме-109». Казалось, что они заполонили все небо. Несмотря на то что силы были неравны, Иван Никитович смело возглавил атаку пяти Ла-5. Противник не ожидал, что мизерное количество смогут серьезно противостоять их крутой армаде, но просчитались.

Через несколько минут после начала атаки на землю рухнули сразу два «юнкерса». Другие самолеты первой девятки тут же дали «задний ход». Через короткое время ретировалась и 2-я девятка Ju-87. Советские летчики брали верх не численностью, а умением, непревзойденной храбростью, самоотверженностью.

Крайнюю «удирающую» машину догнал и превратил в ничто именно Кожедуб Иван Никитович. Краткая биография его зафиксировала, что он поставил «жирную точку» в том бою с фашистскими пикирующими бомбардировщиками.

Февраль, 1945 год

Второй месяц зимы 1945 г. ознаменовался боями на Одере. Как отличился в Висло-Одерской операции Кожедуб Иван Никитович? Краткая биография героя содержит и эти сведения. В небе над Одером летчик одним из первых в мировой истории сбил новейший реактивный «Ме-262». До него победить машину люфтваффе новейшей конструкции не удавалось никому.

Случилось это так. Девятнадцатого февраля Кожедуб и его напарник Д. Титоренко, обнаружили на трех километровой высоте неизвестный самолет. Он летел на скорости, даже для новых "Ла-7" предельной (в конце 1944 г. Кожедуб стал зам. командира 176-го Гв. истребительного авиаполка, который в крайний месяц лета получил истребитель «Ла-7», несколько машин новейшей конструкции).

Кожедуб обратил внимание, что немецкий ас расслабился, ведь его машина летит «быстрее света» и пространство под ней можно оставить без контроля. Советский летчик встретился с вражеской машиной на пересекающемся курсе, его истребитель Ла-7 расстрелял "немца" снизу, прямо «в брюхо».

Титаренко тогда начал стрелять слишком рано, но его атака заставила противника развернуться в сторону временно «молчащего» Кожедуба, что определило победный исход. Когда дистанция сократилась до предельно возможной, Иван открыл огонь, разгромив реактивное «чудо».

Апрель, 1945 год

Во второй месяц победной весны Ивана Кожедуба решили «попугать» союзники - американцы. Ничего не подозревающий летчик Кожедуб, защитил американский «B-17», отпугнув от него двух немецких истребителей. Но практически сразу пережил мощную атаку с дальней дистанции. Кто стрелял - в пылу боя было непонятно. Однако два неизвестный самолета целенаправленно шли на уничтожение советской боевой машины!

Сделав вираж, Иван Никитович, зашел вбок к одному и подбил его. Еще (Кожедуб, казалось, плавал в небе), выстрел - и на землю рухнул второй крылатый нападающий. Как выяснилось, поверженными стали «Мустанги» ВВС США. Союзники объяснили свой вероломный поступок тем, что «произошла ошибка».

На деле соратники по борьбе с гитлеровским фашизмом решили проверить непобедимого Кожедуба «на прочность». И тут не подкачал Иван Кожедуб, подвиг выживания даже в самой неожиданной ситуации можно расценить как еще одно подтверждение тому, что он действительно герой.

Послесловие

Так сколько самолетов сбил Кожедуб? Вместе с «Мустангами» союзников - 64. Кожедуб И.Н. был награжден высокими наградами родного государства: в том числе орденами Ленина (4), Красного знамени (7), Красной Звезды (2), Александра Невского, Отечественной войны I степени и др., а также иностранными орденами. Умер И.Н. Кожедуб восьмого августа 1991 года. Место захоронения - Москва, Новодевичье кладбище.

Личная жизнь

Краснознаменная Военно-воздушная академия была основана в 1940 году. Многие ее выпускники за время войны стали прославленными командирами. Теперь, осенью 1945 года, ее слушателями стали испытанные фронтовые летчики, представители разных родов авиации. Среди них двести семьдесят Героев и двадцать два дважды Героя Советского Союза. Перед каждым стояла цель: освоить новую авиационную технику, овладеть командирскими навыками и вернуться в строй, чтобы в мирное время охранять небо родины.

Академический городок раскинулся в живописной местности среди лесов. Аудитории, библиотека, сам распорядок жизни – все располагало к учению. Но поначалу боевые летчики, успешно бившие врага, не могли спокойно сидеть за книгами, изучать теорию, сложную военную науку. Наступила новая эра в авиации – эра реактивных самолетов. Тех самых, с одним из которых Иван Кожедуб столкнулся в небе всего лишь полгода назад. Тогда в советские воинские части уже стали поступать отечественные машины нового типа.

Конец 1946 года внес изменения и в личную жизнь Ивана Кожедуба. Возвращаясь вечером в подмосковное Монино на электричке, Иван встретил десятиклассницу Веронику, которая вскоре стала его женой, верным и терпеливым спутником всей жизни, главным адъютантом и помощником, как сам Иван Никитович ее называл. О личной жизни Кожедуба известно немного, и тому есть объяснение: его подлинной личной жизнью, по утверждению близких, была и оставалась авиация. Но кое-что можно узнать из рассказов сына прославленного летчика, Никиты Ивановича, капитана I ранга запаса. Так стало известно, что первое знакомство в электричке могло стать для обоих молодых людей последним. Веронике молодой офицер сначала не понравился, показался неприглядным из-за невысокого роста и украинского акцента. Но, прохладно расставшись, молодые люди через некоторое время снова встретились в той же электричке. Иван взял инициативу в свои руки и уговорил Веронику пойти с ним на танцы в гарнизонный клуб.

Дело было зимой, под самый Новый год. Кожедуб встретил Веронику в летном реглане, надетом поверх кителя. Пока они шли по территории части к клубу, девушку удивило, что все офицеры, даже старше по званию, отдавали Ивану честь. Думала: что за майор такой, если ему даже полковники честь отдают и вытягиваются по стойке смирно. Дело в том, что отдавать честь и выполнять команду «Смирно!» перед Героем Советского Союза даже старших по званию чинов обязывали военные правила, учрежденные Иосифом Сталиным (при Хрущеве эти правила были отменены). Но Иван не признавался ей, в чем секрет, пока не зашли в клуб. Когда же он снял реглан, девушка увидела три Звезды Героя, кучу планочек орденов – и потеряла дар речи. После танцев было застолье, где Кожедуб, по сложившейся в части традиции, представил свою избранницу офицерам. Потом рассказывал Веронике, как товарищи подходили к нему и шептали на ухо: «Ну, Иван, выбор одобряю». Новый, 1947 год молодые люди уже встречали вместе. А утром 1 января в поселковом совете Монино их быстро, без свидетелей, расписали.

С тех поры Кожедубы прожили душа в душу почти пятьдесят лет. Правда, Вероника недолюбливала традиционных застолий, которые часто устраивались в доме. По словам сына, мать строго присматривала, чтобы Кожедуб, не дай бог, не выпил лишнего, хотя он и сам прекрасно знал меру. «Никогда я его не видел пьяным, – вспоминает Никита Иванович. – И сколько бы он вечером с друзьями ни принял, утром всегда был как огурчик. Мужик был крепкий. Но иногда наутро после праздника мама на батю бурчала, мол, разошелся ты вчера, хватил лишку. На такие случаи у него была любимая поговорка: «Три танкиста выпили по триста – гордый сокол выпил девятьсот». На этом разбирательства заканчивались».

Возможности у семьи Кожедуб в те годы были достаточно большими, в том числе и финансовые. В конце 1940-х годов, когда они какое-то время жили в Ленинграде, в городе было много комиссионных магазинов, где можно было найти очень редкие и красивые вещи. Обычно накануне какого-нибудь праздника Вероника с подругами устраивала рейд по комиссионкам, а потом говорила мужу, что в таком-то магазине ей понравилось пальто или кофточка. К празднику Иван дарил жене именно эту вещь.

Дома Иван Кожедуб во всех домашних делах полагался на супругу. Она главенствовала в семье и с детьми была построже, чем отец. В быту Иван Никитович был очень мягким человеком. Однажды, когда сына хотели отчислить из Суворовского училища за курение, Кожедуб заступился, поговорил с начальником, а потом спокойно сказал Никите: «Ты, сынок, должен бросить эту гадость!» Кстати, сам Иван Никитович бросал курить огромное количество раз. Как-то они с сыном гуляли на Красной площади, когда Кожедуб перед самой площадью докурил сигарету, растер окурок о брусчатку и зарекся больше не курить. Для него Красная площадь, по словам Никиты Ивановича, была священным местом. Клятва, которую он дал именно здесь, должна была удержать его от вредной привычки. А жена и старшая дочь уже замучили Кожедуба-старшего уговорами бросить курить. И три года он таки продержался. Интересно, что когда Иван Никитович в очередной раз бросал курить, он докуривал сигарету, а на окурке ставил дату и расписывался. Но такая же процедура могла повториться и завтра, и послезавтра. Вероника вспоминала, что как только Иван приходил с полетов, то сразу же бросал курить. Проходит несколько дней – снова в полет. Как же перед вылетом не покурить, ведь это уже было что-то вроде ритуала. Потом Иван Никитович стал собирать эти подписанные окурки. Со временем их набралась большая коробка из-под обуви, которая хранилась в доме достаточно долго. Иногда Кожедуб перебирал эти памятные окурки, смотрел на дату, вспоминал, что было в этот день. Бывало, самые большие окурки закуривал повторно, а потом снова ставил на них еще одну дату и роспись.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Последний император Китая. Пу И автора Усов Виктор Николаевич

12. Личная жизнь правителя Характеризуя действия Пу И в период Маньчжоу-Го, следует сказать, что он был человеком довольно неуравновешенным, жестоким, трусливым и подозрительным. Если мы посмотрим на обличительные сведения, поданные его домочадцами, когда они все сидели в

Из книги Кремлевское дело автора Иванов Николай Владимирович

Личная жизнь Рано Хабибовны Всего четыре месяца проработала школьной учительницей педагог по специальности Рано Абдуллаева. Её увлекла комсомольская работа. Стала Рано первым секретарём ЦК ЛКСМ Узбекистана, затем – заместителем Председателя Совета Министров

Из книги Владимир Клавдиевич Арсеньев автора

Из книги "Мне сопутствовала счастливая звезда..." (Владимир Клавдиевич Арсеньев 1872-1930гг) автора Хисамутдинов Амир Александрович

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ Белой властью было организовано во Владивостоке Управление рыбными промыслами Дальнего Востока и 1 ноября 1918 года начальство подписало приказ о назначении В.К.Арсеньева младшим инспектором рыболовства. В конце ноября того же года Арсеньева ждал страшный

Из книги Пересекая границы. Революционная Россия - Китай – Америка автора Якобсон Елена Александровна

ГЛАВА 12 Личная жизнь Университет был важной частью моей жизни в течение тридцати двух лет. Я очень ценю эти годы роста и накопления опыта. Мне повезло: я могла учить языку, который был моим от рождения, на котором я говорила с самого детства, могла передавать русское

Из книги Солёное детство автора Гезалов Александр Самедович

Неличная личная жизнь Ее не было, и пока, к сожалению, не предвидится. Да и что такое личная жизнь? Привязанность к бытовым приборам, мягкой кровати и ножу для хлеба за 100 долларов? Или теща, живо интересующаяся, как живете, что жуете и что у вас в мусорном ведре? Моя семейная

Из книги Дорогой Леонид Ильич автора Семанов Сергей Николаевич

Личная жизнь, она же общественная Не так уж много лет миновало со дня кончины Леонида Ильича Брежнева, но уже можно сказать, что вся его жизнь, включая семейные обстоятельства, известна подробно и достоверно. Так далеко не всегда случается в биографиях видных политических

Из книги Моя бульварная жизнь автора Белан Ольга

Личная жизнь А теперь я попробую ответить на самый больной вопрос, который обязательно возникнет у читателя после прочтения последней главы и который мне всегда задают на публичных встречах - с читателями, студентами, подписчиками. Зачем мы пишем про личную жизнь

Из книги Суровые истины во имя движения Сингапура вперед (фрагменты 16 интервью) автора Ли Куан Ю

МОЯ ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ - ЭТО МОЕ ДЕЛО - Вы говорите, что Хо Чин - хорошая жена и мать, которая способна вывернуться наизнанку, которая приняла двух детей премьер-министра от первого брака как своих. Но, судя по всему, общественность не знает ее с этой стороны.- А почему они должны об Из книги Жданов автора Волынец Алексей Николаевич

Глава 9. ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ В НИЖНЕМ Секретарь Нижегородского крайкома стоял на хорошем счету не только как эффективный руководитель, обеспечивающий впечатляющий рост экономики. И сугубо в бытовом плане он мог считаться - и считался! - образцовым партийным руководителем и

Из книги Иван Кожедуб автора Кокотюха Андрей Анатольевич

Личная жизнь Краснознаменная Военно-воздушная академия была основана в 1940 году. Многие ее выпускники за время войны стали прославленными командирами. Теперь, осенью 1945 года, ее слушателями стали испытанные фронтовые летчики, представители разных родов авиации. Среди

Из книги Генерал Абакумов. Палач или жертва? автора Смыслов Олег Сергеевич

Личная жизнь министра По воспоминаниям очевидцев, Виктор Семенович на служебной машине ездить не любил, предпочитал ходить пешком, а на улицах приказывал сопровождающим давать по сто рублей нищим, преимущественно старухам. Ему нравилось, когда старухи крестились,

Из книги Что сделала бы Грейс? Секреты стильной жизни от принцессы Монако автора Маккинон Джина

Раунд второй: личная жизнь Разница в стиле отражается и в описании личной жизни двух наших блондинок. Грейс, как известно, не раскрывала своих карт и давала очень мало интервью (по крайней мере, на ранних этапах своей карьеры). «Человек не должен делиться сокровенным, иначе

Иван Кожедуб - советский лётчик, герой Советского Союза, воевавший во время Великой Отечественной войны, участвовал в конфликте на Корейском полуострове.

Иван Никитович Кожедуб появился на свет 8 июня 1920 в селе Ображиевка, расположенного на территории нынешней Украины. Его детство приходилось на годы гражданской войны, он жил в обычной крестьянской семье. Мальчик ничем не отличался от остальных парней того периода, всё время проводил на улице вместе со своими друзьями. После окончания местной школы Иван отправился в город Шостка, чтобы поступить в химико-технологический техникум. Во время обучения он состоял в аэроклубе, где ему и привили любовь к авиации. После окончания техникума он продолжил заниматься своим хобби. Он стал учеником Чугуевской военной авиационной школы, где проучился до начала 40-ых годов. После её окончания Иван остался работать в ней в качестве преподавателя.

Переломным моментом для Кожедуба стало вступление в ряды Красной Армии. Тогда он осознал, что хочет посвятить себя военному делу. Началась Великая Отечественная война. Ивана и остальной преподавательский состав эвакуировали в Казахстан. Там лётчик получил звание старшего сержанта. Через несколько месяцев его отправили на фронт в составе 240 истребительного полка. Его первым самолётом стала модель “ЛА-5”, пилот гордо называл его “Лопахиным”. К сожалению, первый полёт Кожедуба не удался, его подбили. Тем не менее он героически посадил повреждённый агрегат. В 1943 году он стал младшим лейтенантом.

Славу ему принесла битва на Курской дуге. Там он смог сбить несколько истребителей противника. За проявленную храбрость он получил звание Героя Советского Союза. В 1944 году Кожедубу дают капитана. Он становится пилотом нового самолёта “Ла-7”. За время наступательной операции по освобождению Восточной Европы он сбил несколько десятков вражеских бомбардировщиков. Победу он встречал в Берлине, где и получил вторую “Золотую Звезду”. В конце войны произошло столкновение Кожедуба с двумя американскими лётчиками, которые случайно восприняли его, как противника. Иван, обороняясь, сбил самолёты, что, возможно, сыграло роль в обострении отношений.

После войны он поступил в Краснознамённую Военно-воздушную академию, где получил высшее образование. Параллельно великий лётчик занимался испытаниями новых моделей летательных аппаратов. Но военная служба не оставила его. Иван принимал непосредственное участие в Корейской войне. Благодаря его мастерству удалось выиграть многие сражения с минимальными потерями. После возвращения к мирной жизни он служил командиром ВВС. Дальнейшие 10 лет он проработал инспектором Министерства обороны. Лишь в 1985 году, став Маршалом авиации, Иван решил изменить вектор своей деятельности. Он стал депутатом Верховного Совета СССР, где проработал до своей смерти. Он скончался 8 августа 1991 года, причиной смерти стал сердечной приступ. Даже спустя 30 лет все продолжают почитать подвиги Ивана Кожедуба, что говорит о его несомненном вкладе в развитие авиации, он являлся настоящим патриотом своей страны.

Биография 2

Иван Никитович Кожедуб стал одним из самых известных советский асов, участвовавших в Великой Отечественной войне. В его биографии отразились особенности эпохи.

Он родился в простом украинском селе в 1920 году. Будущему Маршалу авиации не вполне повезло с социальным происхождением, на которое тогда обращали гораздо больше внимания, чем теперь. Однако сын сельского церковного старосты, как и многие его сверстники всерьез заинтересовался авиацией. При химико-технологическом техникуме, куда он поступил после окончания школы, был аэроклуб, куда молодой человек вступил.

В начале войны Кожедуба отправляют в эвакуацию в Казахстан, доучиваться на военного летчика и в 1942 году он выпущен в истребительный авиаполк, в звании сержанта. В следующем году Иван Никитович принимает участие в боях на Воронежском фронте, пилотируя истребитель Ла-5. Дебют был не слишком удачным - самолет получил повреждения, будучи обстрелянным своими же советскими зенитчиками. Однако ни в тот раз, и далее на протяжении всей войны, пилот не был сбит ни разу, хотя его боевая машина неоднократно получала серьезные повреждения.

В конце войны Кожедуб сбил шестьдесят два вражеских самолета, совершив триста тридцать боевых вылетов. Последний он сбил в небе над столицей Германии в апреле 1945 года, тогда же получив Героя Советского Союза в третий раз.

После победы заслуженный летчик остался в военной авиации, учился в Военно-Воздушной академии, параллельно осваивая новые типы самолетов.

Во время войны в Корее, где советские летчики сражались с американцами и их союзникам, он командовал авиационной дивизией. Потеряв всего двадцать семь самолетов, его подчиненные сбили 216 вражеских.

В 1964-71 гг. Иван Никитович занимал пост заместителя командующего ВВС Московского военного округа. Впоследствии он в составе группы генеральных инспекторов Министерства обороны. Высших военачальников было не принято отправлять в отставку, поэтому они формально занимали высокую должность, но реально не командовали.

Прославленный военный летчик, трижды герой Советского Союза Иван Никитович Кожедуб родился 8 июня 1920 года. В селе Ображиевка (сейчас Сумская область Украины) в семье церковного старосты.

Получив среднее образование, в 1934 году поступил в химико-технологический техникум города Шосток, при котором был образован аэроклуб, заинтересовавший молодого студента. Именно с него началась летная биография героя, прославившего страну многочисленными подвигами.

Осенью 1940 г Иван Кожедуб вступил в ряды Красной Армии и одновременно окончил военную авиационную школу летчиков в г. Чугуево, а затем остался в ней работать инструктором.

Началась Великая Отечественная война и Ивана Никитовича, как члена аиашколы эвакуировали в Казахстан и вскоре присвоили звание старшего сержанта.

Фронтовая биография героя началась в ноябре 1942 г. когда его откомандировали в 240-й истребительный авиационный полк, находящийся в г. Иваново. Оттуда в марте 1943 г. Кожедуба направили на Воронежский фронт.

Самый первый боевой вылет Ивана Никитовича Кожедуба был не очень удачным, так как истребитель Ла-5 будущего героя сначала обстрелял пушечной очередью немецкий Мессершмитт, а затем (по ошибке) советские зенитчики (попало два снаряда). Несмотря на тяжелые повреждения, Кожедубу удалось посадить свое воздушное судно, хотя полному восстановлению самолет после этого не подлежал.

Боевые подвиги Ивана Никитовича Кожедуба.

Свой первый подвиг Иван Кожедуб совершил летом 1943 года, будучи командиром эскадрильи на Курской дуге – сбил фашистский бомбардировщик. На следующий день им был уничтожен еще один самолет, а буквально через несколько дней - еще два! За эти и последующие подвиги, в феврале 1944 года старшего лейтенанта Ивана Никитовича Кожедуба удостоили звания Героя Советского Союза. На тот момент, его боевая биография насчитывала 20 уничтоженных немецких самолетов за 146 вылетов.

В августе 1944 года герою вручили вторую медаль «Золотая Звезда» за 48 сбитых машины противника и 256 вылетов. А к концу ВОВ гвардии майор Иван Кожедуб имел на своем счету уже 62 уничтоженных в воздухе противника. Среди которых - два бомбардировщика, три штурмовика, один реактивный истребитель и 17 пикирующих бомбардировщиков.

Последний подвиг его героической биографии в ВОВ произошел над Берлином в апреле 1945 г., когда был сбит очередной гитлеровский самолет. За все время войны немцам не удалось его сбить ни разу, хотя случались попадания и в машину Кожедуба, истребитель целый и невредимый, сажал судно на землю. В том же месяце Иван Никитович получил еще одну медаль «Золотая звезда», став трижды Героем Советского Союза.

В своей личной автобиографии И. Н. Кожедуб утверждал, что в 1945 г. ему пришлось уничтожить еще и два американских самолета, когда те напали на него, приняв по ошибке за немца.

В 1946 г. трижды герой продолжил свою учебу в ВВС. В 1949 г окончил Краснознаменую Военно-воздушную академию, освоил реактивный МиГ-15. Несмотря на мирное время в СССР, его подвиги на этом не закончились - во время войны в Корее Иван Никитович Кожедуб возглавлял 324-ю истребительную авиационную дивизию. Под его руководством летчики одержали 216 побед в небе при потерях - девять человек и 27 машин.

В период с 1964 -1971 гг. находился на должности заместителя командующего ВВС Московского военного округа. С 1978 г был в составе генинспекторов Минобороны СССР. За заслуги перед страной и многочисленные подвиги, в 1985 г ему присвоили звание Маршала авиации. Умер Иван Никитович Кожедуб восьмого августа 1991 г.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то