Наш проект, посвящен литературному
гению Г. Ф. Лавкрафту и феномену,
что он породил, обобщенный единым
термином «лавкрафтиана».

Если у вас есть вопросы, то напишите нам
на электронный почтовый адрес:
contact@lovecraftian.ru

Лавкрафт и Санта-Клаус

О Лавкрафте частенько рассказывают один анекдот. Собственно, если бы он сам о нем никогда не упоминал, то его запросто можно было бы отнести к категории типичных городских легенд или же церковных баек. Подобные истории были распространены среди верующих христиан того времени (да и сейчас не редкость, я сам сталкивался с подобным).

«Незадолго до пятилетия  ему сказали, что Санта-Клауса не существует, на что он тут же парировал: тогда и Бог должен быть такой же выдумкой».

Для всех, кто придерживается устоев христианской веры, это сущий кошмар. Что же теперь делать с Санта-Клаусом(Весьма напоминает завязку странноватого  фильма «Рождество на 34-й улице». Находясь в окружении баптистов Юга с 9 лет, Криспи прекрасно осознает возникшую дилемму)

Родители разделились на два лагеря. Одни не видели ничего дурного в уютном мифе о Санта-Клаусе и когда приходит время этот миф развеять(обычно это происходит в возрасте до 10 лет, но зависит от степени закрытости атмосферы, в которой воспитывали ребёнка), возможную травму смягчают тем, что образ Санты по сути является собой воплощение благодати Божьей (Криспи, верила в Санту, кажется, лет до 12. Недавно был создан китчевый образ, изображающий классического рождественского деда, склонившегося над яслями с младенцем Иисусом. Впрочем, это блог о Лавкрафте, так что не будем больше отвлекаться).

Другой, более радикальный лагерь (обычно возникающий среди верующих фундаменталистов) счёл, что подобному мифу в доме не место и призвал избавить ребёнка от лишних противоречий. Ничто не ново под луной.

Рождество — праздник, который придумали ещё во времена книбербокеровского Нью-Йорка по сугубо полемическим причинам. Ещё со времён федерализма это истинно американский миф, чей дух ярко осветил Новую Англию и Средний Запад(преимущественно в унитаристских церквях) и быстро освоился в Англии(во всяком случае, во времена Чарльза Диккенса).

Новоанглийские баптисты подошли к этому термину с позиций профессиональной педагогики. В канун Рождества Лавкрафту исполнилось 5 лет, а в педагогических журналах по этому вопросу начали ломаться копья( «Начальное образование», т.2, №10, с. 347).

Вопросы и ответы

Я никогда не считал правильным рассказывать детям о Санте, приносящем подарки на Рождество, но им это доставляет такую радость, что я поддерживаю эту байку.

Не могли бы вы выразить своё мнение по данному вопросу?

Если считать воображение путём к познанию более высших сфер мышления и чувств, то Санта-Клаус имеет такое же право на существование, как и любая другая незримая сила. Персонализация духа отзывчивости произрастает из глубинной потребности детства. Важнейшая миссия Санты — быть воплощением любви и сострадания и отнимать у ребенка эту фигуру — отнимать важные ценности.

Как-то в одном из журналов (исключительно в интересах детей) начали яростно выступать против «лжи» Санта-Клауса, приводя такой пример. Мальчик узнал, что Санты нет и, осознав  неправду, подумал: а не обманывают ли его и насчёт Иисуса?

Если такой мальчик и существовал, то он был до боли неестественен и верил голым фактам. Факт — основа мыслей, но нельзя показывать его ребёнку во всей неприглядности. Важно показать с более близкой стороны. Любовь, Истина, Красота пока непостижимы для детей и являются абстракциями, но стоит придать им конкретную жизненную форму — и они станут ежедневной пищей для сердца и разума. Пусть дети верят в Санту как реальную, но непостижимую сущность и тогда они станут его помощниками в деле улучшения мира в самую светлую пору детства — Рождество.

Сразу же добавлю этот бесценный перл.

«Многие родители страшатся мифа про Санта-Клауса как незримом существе, приносящем детям подарки, но эта незримая сущность для слабого восприятия ребёнка является предвестником Всеблагого Господа, того, кто пришёл к человеку в благословенную ночь Рождества. Ни один грубый голос, ни одна невежественная душа не скажут ребёнку, что Санта-Клауса не существует, поскольку он — предвестник Всеблагого и Вселюбящего, дарящего от своей любви»(Полковник Паркер «Беседы о педагогике»).

Криспи считает, что поздний Лавкрафт многое взял от себя в 5-летнем возрасте. Безусловно, он отверг Санта-Клауса и это вызвало панику среди родичей-баптистов(бабушки Роби и тётушек Лилиан и Энни). Похоже, потом его и по-быстрому запихнули в воскресную школу, но вскоре он взбунтовался против такого обучения.

В этом вопросе Криспи — настоящий авторитет.

«С 5 до 10 лет ребёнок наиболее подвержен влиянию родителей и сверстников в вопросе выбора веры и убеждений. Многочисленные «богословы» «обращённые» и прочие баптисты появляются именно в возрасте 8 – 10 лет. С возрастом статистическая вероятность прихода к вере уменьшается, если не возникают особенные обстоятельства(например, культ). За 45 лет посещения церкви я видел множество 5-летних богословов(хотя и 6-7-летние не редкость).

Если родители не посещают церковь вместе с ребёнком, вероятность прихода к вере меньше(если не будет давления сверстников и учителей в воскресной школе).  Возможно, Сьюзан не была настолько серьёзно мотивирована на посещение церкви, а со смертью Роби именно в таком возрасте, когда Говарда можно было привлечь к изучению веры(исходя из самого названия), он естественно, сорвался с крючка. Учитель мог огорчиться его уходу, но одновременно был рад, что этот гипертензивный, вечно вопрошающий и сварливый Говард больше не затеет смуту.

Оригинальный текст: chrisperridas.blogspot.com

Лавкрафт и Санта-Клаус
Переводчик

Работа, научные исследования, написание статей для музыкальных журналов, переводы текстов, изучение различных особенностей музыкальных стилистик.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Мы используем файлы cookie, чтобы предоставить вам наилучшие впечатления.