Привет, сайт в процессе завершения. Некоторые ссылки могут не работать.
zakoldovannyj zamok 3 - Лавкрафт под другим именем: Почему "Заколдованный Замок" великолепен

Лавкрафт под другим именем: Почему “Заколдованный Замок” великолепен

“Мы не до конца понимаем самих себя. Мы лишь подчиняемся. Мы лишь подчиняемся”.

Чарльз Декстер Вард (Заколдованный Замок)


rodzher korman 2 685x1024 - Лавкрафт под другим именем: Почему "Заколдованный Замок" великолепен
Роджер Корман

Между Говардом Филлипсом Лавкрафтом и режиссером Роджером Корманом намного больше общего, чем думает большинство людей. Оба – мечтатели, которые мыслили масштабно, играли по своим собственным правилам и были (и до сих пор в некоторой степени остаются) отвергнуты критиками, которые считают их творчество второсортным. У них по-прежнему немного поклонников, но все они очень преданные.

Посмотрим же, что происходит, когда они оба встречаются – в наиболее ранней адаптации работы Лавкрафта – “Заколдованный замок”.


charlz bomont - Лавкрафт под другим именем: Почему "Заколдованный Замок" великолепен
Чарльз Бомонт

В 1963 году цикл фильмов Кормана по произведениям Эдгара По, снятый для студии American International Pictures (AIP), подходил к завершению. Он уже снял пять фильмов по мотивам различных работ По, в то время как увидел сценарий по мотивам романа Лавкрафта – “Случай Чарльза Декстера Уорда”, написанный сценаристом сериала “Сумеречная зона” – Чарльзом Бомонтом. Корман хотел попробовать что-то новое, поэтому он предложил руководству студии чтобы следующий фильм был адаптацией Лавкрафта. AIP согласились.

vinsent prajs - Лавкрафт под другим именем: Почему "Заколдованный Замок" великолепен
Винсент Прайс

В фильме слегка изменен оригинальный сюжет. Джозефа Карвена (которого играет Винсент Прайс) казнит разъяренная толпа рядом с его замком в небольшом городке Аркхем. Он совершал какие-то сатанинские ритуалы с местными девушками. Он отрицает это, хотя и не очень убедительно, и тогда маленький городок вершит правосудие. Карвена привязывают к дереву и сжигают заживо, но не раньше, чем тот успевает наложить проклятие на жителей городка. 110 лет спустя Чарльз Декстер Уорд (также в исполнении Прайса) прибывает в Аркхем. В романе он – молодой человек, живущий со своими родителями. В фильме же он намного старше и уже женат. В отличии от своего книжного прототипа, которому знания о потустороннем передались по наследству, этот Уорд и его жена Энн (которую играет прекрасная Дебра Пейджит) покидают Бостон, потому что они только что унаследовали замок. По прибытии местные жители относятся к паре с презрением и пытаются спугнуть их. Смущенная пара отправляется в свой новый дом только для того чтобы тут же уехать. Но из-за внезапной одержимости Чарльза портретом его предка Джозефа Карвена и настойчивости смотрителя замка (Лон Чейни мл.) пара решает остаться. Доктор Уиллет (Фрэнк Максвелл) – единственный человек в городе, который проникается дружелюбием к ним – пытается убедить их уехать. Какими бы ни были намерения Уорда, ситуация может плохо кончиться для всех. Над Аркхемом висит проклятие, и жители деревни внезапно настолько сильно хотят положить этому конец, что могут привести его в действие.

nekronomikon zakoldovannyj zamok - Лавкрафт под другим именем: Почему "Заколдованный Замок" великолепен

Поклонники Лавкрафта тепло приняли фильм. Вероятно из-за использования Некрономикона в фильме. Это аккуратная, ухоженная книга из коричневой кожи с надписью “Necronomicon”, написанной красивыми золотыми буквами на лицевой стороне. Почему это должно иметь значение? Поклонники Лавкрафта могут быть крайне предосудительными в отношении того, что считают верным в любимом чтиве. Они могут быть немного придирчивыми, когда в адаптациях к примеру здания не шаткие, или все не пропитано вонью какой-то потусторонней сущности, или отсутствует монстр, или сюжет разворачивается не в Новой Англии. А Некрономикон обязательно должен быть древней книгой, которая призывает зло. Это лучший вариант. Так, конечно, не всегда, но при прочтении Лавкрафта замечаешь, что одни и те же элементы возникают вновь и вновь.

В “Заколдованном замке” больше преобладает атмосфера Эдгара По. У фильма просто шикарные, роскошные декорации. Визуально он очень красив. А до недавнего времени, если верить работам У. Х. Пагмайера, красота не являлась преобладающим элементом в произведениях Лавкрафта.

uilum hopfrog pagmajer 659x1024 - Лавкрафт под другим именем: Почему "Заколдованный Замок" великолепен
Уилум Хопфрог 
Пагмайер

Хочу ли я сказать, что “Замок” так же хорош, как произведение Пагмайера? Конечно же нет! Корман не снимал хороших фильмов, и даже не стремился к этому. Корман снимал фильмы ради дешевых сенсаций (к примеру про “дамочек в беде” оплодотворенных Древними Богами), а это значит, что у фильма были свои проблемы. Винсент Прайс, каким бы блестящим актером не был, был не лучшим выбором для двойной роли Чарльза Уорда и Джозефа Карвена. Он идеален в роли Чарльза Уорда. В роли же Джозефа Карвена, он с наигранной театральностью играет драматического злодея, в то время как для этой роли больше подошло бы постепенное проявление нарастающей угрозы.

В фильме есть также неудачная смесь лавкрафтовских элементов. Корман говорит, что хотел наделить сюжет глубиной, поэтому он добавил элементы из “Тени над Иннсмутом” и “Ужаса Данвича”. По словам Кормана, это было сделано с целью лучшей окупаемости фильма. Однако “Случаю Чарльза Декстера Уорда” не нужна дополнительная глубина. Но зрители и тогда и даже сейчас, вероятно, не оценили бы сюжет про  героя которого постепенно одолевает созданный им же монстр и доктора, который должен был вслепую пробираться сквозь ад в тщетной попытке спасти его. Вместо этого у нас тут проклятие, которое создает людей-рыб, и Йог-Сотот пытающийся обрюхатить женщин. К сожалению для зрителей Корман убрал лучшие элементы истории и добавил наиболее раздражающие. Извините, ребята, но я не фанат “Дагона”. Пусть ваши отвратительные люди-рыбы отправляются в Иннсмут, а безумцы – в Аркхем. Держите своих отвратительных людей-рыб подальше от моих безумцев! А вот “Ужас Данвича” – это по-настоящему отличная повесть, но я всегда был озадачен тем по какой причине Йог-Сотот – (так бы сказать) правая рука самого могущественного существа во вселенной, которое якобы едва осознает существование человеческой расы, в принципе парится с оплодотворением человека. Он совсем упоротый, что ли?

Но что лучше всего показано в “Замке” – это то, что зачастую упускают из виду в работах Лавкрафта: человеческий элемент.

the haunted palace 1024x435 - Лавкрафт под другим именем: Почему "Заколдованный Замок" великолепен

По сути своей “Случай Чарльза Декстера Уорда” – это история о человеке, попавшем в плохую компанию, и его семье наблюдающей за тем, как он медленно погружается в безумие и вредит сам себе. В этом же и суть “Замка”. На самом деле Корман взял этот элемент сюжета только потому что так было финансово выгодно, но все же он обыграл историю наилучшим образом. Именно данный элемент является ключевым как в самом сюжете фильма, так и в его художественном оформлении.

В фильмах Кормана по Эдгару По всегда преобладали яркие и резкие краски. Но Корман знал, что он не мог проделать то же самое в экранизации Лавкрафта. Вместо этого он выбрал черный и серый в качестве основных цветов и добавил оттенки темно-коричневого и темно-синего. В результате чего персонажи были постоянно поглощены беспросветной тьмой. Нам известно, что сам замок намного больше чем кажется, но мы так и не можем лицезреть его во всей красе.

the haunted palace 1 1024x435 - Лавкрафт под другим именем: Почему "Заколдованный Замок" великолепен

Изоляция также лежит в основе Аркхема. Город выглядит больше, чем показано на экране, но он все же выглядит отрезанным от остального мира, и постоянно окутан туманом. Добавьте к этому странный эффект искажения времени, которого Корман достигает, не прибегая к показу определенного периода времени, повторно используя одних и тех же актеров для обеих эпох, неуместные диалоги и довольно посредственный дизайн старомодных костюмов. В итоге мы получаем отрезанный от мира город находящийся вне времени и пространства, который не подчиняется правилам собственной вселенной.

zakoldovannyj zamok - Лавкрафт под другим именем: Почему "Заколдованный Замок" великолепен

Чарльз и Энн прибывают в город только для того чтобы увидеть свой новый дом. Не успевают они выдохнуть, как завязывается драка, цель которой является либо их уничтожение либо овладевание ими. Чарльз начинает ускальзывать, почти как наркоман. Он отворачивается от собственной жены, пытается увезти ее, даже доходит до того, что убеждает доктора Уиллета, что она безумна. Он начинает нападать на людей, которые похожи на тех, которые его “убили”. И уже не важно влияет ли на него магия. Так же как и не имеет значение одержим ли Уорд на самом деле. Нынешние жители Аркхема не имели никакого отношения к сожжению Джозефа Кервена, точно так же, как и Уорд ничего им не сделал, чтобы заслужить к себе подобное отношение. Какими бы ни были настоящие монстры, скрывающиеся в Аркхеме, они не так опасны, как врожденные предрассудки и откровенные заблуждения, которые завладели жителями городка. В основе каждой истории Лавкрафта лежит последователь культа. Сколь бы не были могущественны Иные и Великие Древние Боги, до тех пор пока какая-нибудь заблудшая душа не откроет портал в их мир, они даже не подумают пройти через него.

zakoldovannyj zamok 1 - Лавкрафт под другим именем: Почему "Заколдованный Замок" великолепен

Это подчеркивает вроде бы сомнительное появление различных подружек Прайса. Хестер Тиллингхаст (Кэти Мерчант, не менее красивая, но в другом смысле) – партнерша Джозефа Карвена. Она практически не произносит ни слова за весь фильм. Она просто стоит рядом с ним, одетая в платье с настолько темно-синим оттенком (с неприлично глубоким вырезом), что оно сливается с тенями замка. Ее присутствие приводит Уорда к погибели, заставляя его расстаться с жизнью ради ее непостижимых целей.

6 - Лавкрафт под другим именем: Почему "Заколдованный Замок" великолепен

Энн Уорд – добродушная, веселая, заботливая, отказывающаяся покидать возлюбленного, независимо от того, насколько он ужасно с ней обращается. Она также невероятно упряма, но лишь в попытках спасти своего мужа от падения в пропасть. Она в прямом и переносном смысле является светом жизни Чарльза, о чем свидетельствует тот факт, что ее костюмы имеют яркие цвета, и ее склонность к внезапному удалению из сцен с собственным участием.

По словам Кормана руководители AIP намеревались с самого начала сделать “Замок” частью серии фильмов по Эдгару По, но только после того, как Корман завершил съемки, руководители попросили его внести эти изменения. Корман попросил Прайса зачитать два отрывка из стихотворения По – “Заколдованный замок”, процитировал пару строчек в финале и указал По в титрах. Остальное уже история.

И именно благодаря истории появилось уникальное произведение Лавкрафта. Сам Лавкрафт, как и Толкин, верил, что зло должно быть жестоким, безобразным и нелицеприятным по определению. “Заколдованный замок” показывает нам, что происходит, когда идеи Лавкрафта применяются к иной эстетике. И мы можем ясно видеть, что, пусть даже не в типичной форме, эти идеи по-прежнему актуальны. Это настоящее испытание гения любого художника.

zakoldovannyj zamok 2 - Лавкрафт под другим именем: Почему "Заколдованный Замок" великолепен

И, что бы вы ни думали о лавкрафтовских элементах использованных в  фильме, его очень интересно смотреть. Мы все должны признать, в глубине души, что нам действительно хотелось бы выглядеть так же круто, как Винсент Прайс проклинающий Аркхем, будучи заживо сожженным. И я, и Роджер Корман, заверяем вас, что, вне зависимости от привязки к литературному первоисточнику, это нормально думать таким образом.


Перевод: Ваня Старостенко (История фильмов ужасов)

Поддержать переводчика донатом:

VISA: 4130 6634 9295 6420


Оригинальная статья: lovecraftzine.com

Автор: Dominique Lamssies


Jonathan Adams Smith
Jonathan Adams Smith

Бесконечный и неутомимый фанат лавкрафтианы и хоррор тематики, сквозь время и пространство поддерживающий и развивающий сие тему в России и странах СНГ.

Похожие Статьи