Привет, сайт в процессе завершения. Некоторые ссылки могут не работать.
d0fca50ad874e89fd7f953bd5f74f1a2 - Люди-ящеры Венеры из рассказа «В стенах Эрикса»

Люди-ящеры Венеры из рассказа «В стенах Эрикса»

Люди-ящеры Венеры из рассказа «В стенах Эрикса»

Хотя люди-ящеры Венеры в рассказе Г.Ф. Лавкрафта «В стенах Эрикса» с одной стороны отсылают к ящерам Земли, Лавкрафт ясно дал понять, что они не являются настоящими рептилиями, периодически описывая их как псевдо-рептилий. Тем не менее, мы склонны классифицировать объекты и организмы, оглядываясь на свои опыт и знания. Таким образом, эти антропоморфные существа наиболее сильно напоминают известных нам рептилий.

ljudi jashhery venery iz rasskaza v stenah jeriksa 1024x736 - Люди-ящеры Венеры из рассказа «В стенах Эрикса»
“Битва между людьми и Венерианцами” Марка У. Фостера

Вот наиболее подробное описание людей-ящеров, данное главным героем «В стенах Эрикса», Кентоном Дж. Стэнфилдом из Кристаллодобывающей компании Венеры:

«Внешним видом они и впрямь напоминали рептилий, хотя сходство, разумеется, было чисто случайным, поскольку обитатели этой планеты в действительности не имели ничего общего с земными формами жизни. Когда они подошли поближе, я убедился в справедливости этого заключения — если не брать в расчет плоскую форму черепа и покрытую слизью зеленоватую, как у лягушки, кожу, они мало чем походили на пресмыкающихся. Передвигались они, поддерживая вертикальное положение тела, на толстых коротких ножках, широкие ступни-присоски которых издавали забавный чавкающий звук при каждом шаге. Все особи были обычного для туземцев роста — около семи футов — и имели на груди по четыре длинных тонких щупальца.  Движения этих щупалец – согласно теориям Фогга, Экберга и Джэнета, которым я, надо сознаться, не очень-то верил до последнего времени, означали, что существа ведут друг с другом оживленный разговор». (пер. Алякринский О.А.)

ljudi jashhery venery iz rasskaza v stenah jeriksa 1 - Люди-ящеры Венеры из рассказа «В стенах Эрикса»
Житель Венеры от King Ovrats

Люди не поддерживают никаких отношений с людьми-ящерами. Человечество относится к ним, как к неудобству, мешающему добыче и сбору кристаллов Венеры, являющихся мощным источником энергии. Фактически, этих кристаллов достаточно, чтобы обеспечить энергией и Землю, и Венеру. Кентон считает людей-ящеров варварами, поскольку они используют артефакты как предметы религиозного культа и молятся им. Кентона и других сборщиков раздражает, что они должны избегать основных месторождений кристаллов и довольствоваться теми, что вымыты на речные берега в джунглях. Хотя об этом не говорится прямо, создается впечатление, что Компания сознательно избегает разработки крупных месторождений во избежание конфликтов с местными жителями. Кроме того, разработка крупного месторождения представляется явно более эффективной, чем простой сбор кристаллов на берегах рек. Сам же Кентон предлагает истребить людей-ящеров и силой забрать кристаллы и Венеру для человечества. Этот сюжет заставляет задуматься, не читал ли «В стенах Эрикса» Джеймс Кэмерон до создания сценария к фильму «Аватар» в 2009 году.

venusian lizardman by qodaet d8105w4 5 839x1024 - Люди-ящеры Венеры из рассказа «В стенах Эрикса»
Человек-ящер от Qodaet

Известно, что люди-ящеры живут в поселениях, напоминающих муравейники или бобровые плотины, обычно примыкающие к источнику воды. Таким образом, жизнь под землей и (или) вблизи воды дает людям-ящерам необходимую им прохладу в жарком климате Венеры. Технологии людей-ящеров, по-видимому, ограничиваются мечами и ядовитыми дротиками, что не мешает им совершать эффективные действия по саботажу водопроводных систем и другой инфраструктуры землян.

Судя по их структурированным населенным пунктам, люди-ящеры находятся на высоком уровне культурного развития (см. ниже). Вместе с тем, несмотря на их культурный статус, развитие технологий и наличие средств для осознанных коммуникаций посредством грудных щупалец, Кентон считает их не более, чем животными, которых следует истребить ради беспрепятственной добычи кристаллов.

ljudi jashhery venery iz rasskaza v stenah jeriksa 2 - Люди-ящеры Венеры из рассказа «В стенах Эрикса»
Модель оценки культур по Ландресу

Тем не менее, по ходу повествования отношение Кентона к ним постепенно меняется. В момент, когда он обнаруживает себя пойманным в ловушку из невидимых стен, группа людей-ящеров выходит из джунглей и наблюдает за ним. Пока Кентон следит за ними, его сомнения в истинности теории о том, что люди-ящеры общаются при помощи движений грудных щупалец, постепенно развеиваются. Более того, судя по их очевидному общению, люди-ящеры забавляются произошедшей с Кентоном ситуацией. Становится очевидным, что крупный кристалл, помещенный среди невидимых стен, является ловушкой, созданной, чтобы соблазнять и заманивать людей, используя их собственную жадность в качестве инструмента их гибели.

ljudi jashhery venery iz rasskaza v stenah jeriksa 3 - Люди-ящеры Венеры из рассказа «В стенах Эрикса»
В стенах Эрикса Н. Э. Лилли

По мере того, как его запасы кислорода, еды и воды истощаются, все больше людей-ящеров выходит из джунглей, чтобы понаблюдать и посмеяться над ним, что можно понять по возбужденному движению их щупалец. В конце концов Кентон радикально меняет свои взгляды на Венеру. Если раньше он считал, что ее природные ресурсы подлежат контролю и сбору людьми, сейчас он пришел к выводу, что эту планету следует оставить в покое.

«Они (кристаллы) принадлежат Венере и никому больше. Наша родная планета не так уж нуждается в этом источнике энергии, и я думаю, что, пытаясь захватить побольше кристаллов, мы нарушаем какой-то таинственный закон, неведомым нам образом заложенный в самой природе космоса». (пер. Алякринский О.А.)

Последние записанные слова Кентона перед его смертью звучат так: «Так оставьте же Венере то, что может и должно принадлежать только ей». (пер. Алякринский О.А.)

Лейтмотив осознания того, что местные жители не являются безмозглыми дикарями, а напротив высоко интеллектуальны и хорошо приспособлены к своей конкретной экосистеме, присутствует и в истории, и в художественной литературе. Многие заметки Чарльза Дарвина о его путешествиях на корабле «Бигль» посвящены тому, что, хотя некоторые людские сообщества и кажутся на первый взгляд примитивными, однако фактически они являются результатом длительного процесса адаптации к окружающей среде, и отвечают конечной цели эволюции (то есть, рост и процветание здорового населения).

Кроме того, как я указывал выше, я был крайне удивлен тем, насколько сильно «В стенах Эрикса» по своей тематике пересекается с идеями, высказанными Джеймсом Кэмероном в фильме «Аватар» (2009). Основным источником вдохновения для «Аватара» послужил фильм 1990 года «Танцуя с волками», в чем Кэмерон лично признавался. Тем не менее, многие элементы «В стенах Эрикса» – сбор кристаллов или иных ресурсов, являющихся мощным источником энергии, странный чуждый мир с подробным описанием местной флоры и фауны, а также осознание того, что безумные аборигены на деле являются расой высоко развитых существ – можно также найти в «Аватаре». Все это вновь заставляет задуматься, читал ли Кэмерон «В стенах Эрикса» и послужил ли данный рассказ еще одним источником вдохновения для его научно-фантастической эпопеи.

ljudi jashhery venery iz rasskaza v stenah jeriksa 4 1024x576 - Люди-ящеры Венеры из рассказа «В стенах Эрикса»
На’ви из фильма Джеймса Кэмерона “Аватар” 2009 года

В качестве заключения следует сказать, что несколько раз в рассказе упоминается некая древняя цивилизация, ранее жившая на Венере; высокоразвитая раса существ, которая либо вымерла, либо обитает глубоко под поверхностью планеты, возможно под Дионисийским Плато, где были обнаружены загадочные пещеры. Еще одна гипотеза состоит в том, что люди-ящеры могли быть потомками этой цивилизации. Неизвестно, насколько эта гипотеза верна, однако невидимый лабиринт Эрикса построен с использованием технологий, значительно превосходящих те, которые доступны людям-ящерам. Тем не менее, нынешние обитатели Венеры безусловно знали, как использовать эту древнюю и продвинутую технологию в своих целях.


Оригинал текст: lovecraftianscience

Перевод: Aleksey Golikov

Арт на обложке: Pablo P. Quadros

Jonathan Adams Smith
Jonathan Adams Smith

Бесконечный и неутомимый фанат лавкрафтианы и хоррор тематики, сквозь время и пространство поддерживающий и развивающий сие тему в России и странах СНГ.

Похожие Статьи