Международная конференция по инклюзии. Инклюзивное образование — новые возможности Сроки реализации концепции

Воспитание, развитие и

социализация личности

А. М. Змушко

(г. Минск, Беларусь)

Образовательная политика республики Беларусь

в области инклюзивного образования

В статье описывается состояние дел в сфере специального образования Республики Беларусь, меры, предпринимаемые для развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития, предпосылки развития инклюзивного образования и предполагаемые результаты его внедрения.

Одной из тенденций в образовании Республики Беларусь в последние годы является распространение инклюзивных процессов в сфере образования лиц с особенностями психофизического развития.

В Республике Беларусь немало внимания уделяется вопросам образования лиц с особенностями психофизического развития. Обеспечен почти стопроцентный охват специальным образованием и коррекционно-пе-дагогической помощью детей с особенностями психофизического развития, состоящих на учете в банке данных о детях с особенностями психофизического развития, который ведется в нашей стране с 1999 года и ежегодно обновляется. В последние годы констатируем как увеличение в целом количества детей с особенностями, состоящих на учете в банке данных, так и возрастание количества детей отдельных категорий, которые ранее не были в центре внимания (например, детей с аутизмом]. Появляются новые категории детей с особенностями, например, дети с кохлеарны-ми имплантами. Одно лишь увеличение количества детей с особенностями и возросшее разнообразие этих особенностей требуют разнообразия условий и вариантов для получения ими образования.

В последние десятилетия в Республике Беларусь образование лиц с особенностями психофизического развития характеризуется следующими чертами. Создана система кор-

рекционно-педагогической помощи детям с легкими нарушениями в развитии. Признано за всеми без каких-либо исключений и ограничений детьми право на образование и предоставлена возможность обучаться. Создана система образования для детей с тяжелыми и (или] множественными физическими и (или] психическими нарушениями (научное и учебно-методическое обеспечение, сеть учреждений образования]. Сформирована система ранней комплексной помощи детям с проблемами в развитии в возрасте до трех лет. Предоставлена возможность получать специальное образование не только в условиях учреждения специального образования, но и в условиях общеобразовательного учреждения -развитие получило интегрированное обучение и воспитание.

Система специального образования вышла из тени, она рассматривается как равноправная и равноценная часть системы образования. Согласно Кодексу Республики Беларусь об образовании специальное образование -один из видов образования наряду с основным и дополнительным образованием . Обучающиеся с особенностями психофизического развития расцениваются как равноправные участники образовательного процесса, формируется толерантное отношение к лицам с особенностями как в системе образования, так и в широком обществе.

Все эти характеристики системы специ-

ального образования нашей страны и сегодня не утратили актуальности и являются прогрессивными и современными. Инклюзивное образование привносит существенную новизну в образование, оно предполагает сформированное положительное отношение ко всем участникам образовательного процесса, готовность (организационную, психологическую, методическую] как учреждения образования, так и каждого педагогического работника к принятию любого обучающегося; владение методами работы с обучающимися с разными образовательными потребностями; более полное включение детей с особенностями в общеобразовательный процесс и т.д.

В Республике Беларусь разработана и утверждена Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития . Принятие данной Концепции означает важный шаг, приближающий нас к мировым стандартам в сфере специального образования. В Концепции заявлено о широком понимании инклюзивного образования, о распространении его в отношении всех обучающихся с особыми образовательными потребностями. Вместе с тем констатируется, что система образования Республики Беларусь предусматривает целенаправленную работу с различными группами учащихся с особыми образовательными потребностями в рамках единого образовательного пространства.

Наиболее актуальным в нашей стране инклюзивное образование является для лиц с особенностями психофизического развития, что обусловлено следующими факторами:

Разнообразием и вариативностью образовательных потребностей лиц с особенностями психофизического развития;

Продолжительной практикой обучения и воспитания их в учреждениях специального образования, что может быть расценено как сегрегация, институционализация;

Остро выраженной потребностью в создании адаптивной образовательной среды для них в учреждениях образования;

Обучением значительной части лиц с особенностями психофизического развития по образовательным программам не основного, а специального образования.

Инклюзивное образование не рассматривается как особый вид или уровень образования, это новая организация образовательного процесса. Инклюзивное образование осу-

ществляется на всех уровнях основного и дополнительного образования. Важным является то, что для каждого обучающегося создаются специальные условия и все обучающиеся учатся вместе. В Концепции отмечается, что инклюзивное образование не является единственно возможной организацией получения образования обучающимися с особенностями психофизического развития. В сущности, это увеличение количества возможностей для получения образования, расширение права выбора. Сегодня оно существует и развивается параллельно с функционированием учреждений специального образования, интегрированным обучением и воспитанием.

В Концепции дано определение ряда терминов, имеющих значение для развития инклюзивного образования: адаптивная образовательная среда, специальные условия, класс инклюзивного образования, группа инклюзивного образования, особые образовательные потребности, психолого-педагогическое сопровождение класса инклюзивного образования (группы инклюзивного образования] и др. В Концепции инклюзивное образование определяется как обучение и воспитание, при котором обеспечивается наиболее полное включение в совместный образовательный процесс обучающихся с разными образовательными потребностями, в том числе лиц с особенностями психофизического развития, посредством создания условий с учетом индивидуальных потребностей, способностей, познавательных возможностей обучающихся.

Концепция определяет цели, задачи, принципы развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития. В качестве основных принципов, на которых базируется инклюзивное образование, определены следующие: системности, комплексности, доступности, вариативности и учета особых образовательных потребностей, толерантности. В Концепции перечислены приоритетные направления, в которых необходимы преобразования, а также механизмы осуществления инклюзивного образования по каждому из них. Так, необходимы, согласно Концепции, изменения в нормативной правовой базе, научно-методическом обеспечении образования. Появляется специфика в реализации образовательных программ основного и дополнительного образования. Возникают новые функции у учреждений специального образования и т.д.

Реализация Концепции рассчитана на 2015-2020 годы. Предполагается, что будут обеспечены равные права в получении образования и доступа к образованию для всех обучающихся; повысится качество образования и качество жизни всех обучающихся через раскрытие и развитие их духовно-нравственного потенциала, расширение возможностей социализации; максимально возможно будут включены обучающиеся с особенностями психофизического развития в образовательный процесс основного и дополнительного образования; будет сформирована толерантность в образовательной среде и социуме, и посредством этого произойдет упрочение социальных отношений, основанных на партнерстве, уважении, принятии различий. Произойдет ряд других преобразований, о которых заявлено в Концепции.

Несмотря на то, что Концепция ориентирована на развитие инклюзивного образования для одной, хотя и многочисленной категории обучающихся - лиц с особенностями психофизического развития, она имеет существенное значение в целом для системы образования. Во-первых, приводит в соответствие образование нашей страны с мировыми тенденциями и преобразованиями в образовательных системах, во-вторых, на примере наиболее уязвимой категории обучающихся показывает возможности достижения гуманистических целей образования, рассматривает лиц с особенностями психофизического развития как полноценных участников образовательного процесса, имеющих не только равные со всеми права на получение образования, но и ряд преимущественных.

В Республике Беларусь делается немало шагов по развитию инклюзивного образования, в системе образования нашей страны сформирован ряд предпосылок, которые позволяют прогнозировать успешность этого процесса.

Первой из таких предпосылок можно считать тот факт, что ребенок с особенностями психофизического развития не является необычным явлением, нежеланным гостем в обычной школе, обычном дошкольном учреждении. Большинство детей с особенностями психофизического развития и сегодня обучаются в учреждениях образования по месту их жительства. Имеются в виду дети с особенностями психофизического развития, которые обучаются по образовательным программам

основного образования и получают коррек-ционно-педагогическую помощь в пунктах коррекционно-педагогической помощи. Из общего количества детей с особенностями психофизического развития, состоящих на учете в банке данных, таких детей более 60 процентов.

В пунктах коррекционно-педагогической помощи проводится коррекционная (преимущественно логопедическая] работа с детьми с легкими нарушениями. То есть эти дети, которые временно входят в банк данных о детях с особенностями психофизического развития, обучаются в условиях обычного учреждения по основным образовательным программам. Таким образом, можно сказать, они уже находятся в инклюзивном образовании. Количество пунктов из года в год возрастает. В настоящее время практически в каждом втором детском саду, школе открыты пункты коррекционно-педагогической помощи.

В течение последних двух десятилетий важнейшим направлением государственной политики в сфере специального образования Республики Беларусь является развитие интегрированного обучения и воспитания. Интегрированное обучение и воспитание расценивается как значимый этап в развитии образования нашей страны. Данный этап характеризуется следующими основными чертами:

Обучение детей с выраженными нарушениями в обычных школах;

Возникновение новых учреждений образования (центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации], структурных подразделений (пункт коррекционно-педагоги-ческой помощи];

Создание системы выявления и учета детей с особенностями психофизического развития. С 1999 года функционирует и ежегодно обновляется банк данных о детях с особенностями психофизического развития, что позволяет отслеживать количественный и качественный состав детей с особенностями, прогнозировать и планировать меры по развитию системы образования, оптимизации учреждений специального образования;

Большой охват специальным образованием и коррекционно-педагогической помощью. В нашей стране 99,5% детей с особенностями психофизического развития, состоящих на учете в банке данных о детях с особенностями психофизического развития, получают специальное образование или кор-

рекционно-педагогическую помощь в зависимости от их потребностей;

Уход от полного государственного обеспечения детей с особенностями психофизического развития в интернатных учреждениях, что послужило одной из причин сокращения их количества;

Повышение роли и ответственности родителей в образовании: именно родители выбирают форму получения образования своими детьми;

Изменения в терминологии. Так, вместо аномальных детей у нас используется термин дети с особенностями психофизического развития, вместо умственной отсталости - интеллектуальная недостаточность, задержки психического развития - нарушения психического развития (трудности в обучении]. Хотя это кажется несущественным, неважным, но на самом деле отражает изменения в философии, мировоззрении. Работа в этом направлении продолжится и далее.

Существенным достижением интеграции является уход от однополярного рассмотрения возможности получения образования детьми с особенностями психофизического развития, осознание необходимости наличия выбора у ребенка и у его семьи. В данном случае - это учреждение специального образования или интегрированное обучение и воспитание.

Сегодня в республике создана необходимая нормативная правовая база, регламентирующая деятельность учреждений образования, осуществляющих образовательную интеграцию. Интегрированное обучение и воспитание, обучение в специальной школе нормативно закреплены как формы современной системы специального образования. Ребёнок учится там, где созданы наилучшие условия для его развития. Существование различных форм специального образования позволяет лучше удовлетворять разнообразные и специфические интересы детей и родителей. Около 70 процентов детей с особенностями, нуждающихся в специальном образовании, обучались в условиях интеграции в 2014/2015 учебном году, а, например, в 2007 году - 56 процентов. В стране функционируют около 5 500 классов интегрированного обучения и воспитания.

Мы рассматриваем интегрированное обучение и воспитание как необходимую предпосылку в становлении инклюзивного образования, а инклюзивное образование как сле-

дующую ступень в развитии системы образования лиц с особенностями психофизического развития в нашей стране.

Инклюзивное образование не идентично интегрированному обучению и воспитанию. Интегрированное обучение и воспитание, во-первых, согласно Кодексу, является организацией специального образования, во-вторых, ограничено только детьми с особенностями психофизического развития, в-третьих, реализуется только на двух уровнях образования - дошкольном и общем среднем. Обучающиеся находятся и обучаются параллельно, рядом, но не вместе: обучаются по отдельным учебным планам, учебным программам, в отдельных помещениях.

Как предпосылку для развития инклюзивного образования можно расценивать создаваемую в последние годы в учреждениях образования безбарьерную среду. Школы, дошкольные учреждения, строящиеся в последнее десятилетие, полностью соответствуют требованиям безбарьерной среды. К сожалению, только около полутора процентов учреждений дошкольного и общего среднего образования нашей республики имеют полную безбарьерную среду. В других случаях создается адаптивная образовательная среда, таких учреждений дошкольного и общего среднего образования у нас около 20 процентов.

В 2012 году впервые принята Государственная программа развития специального образования в Республике Беларусь на 20122016 годы . Ее целью являлось совершенствование системы специального образования, повышение качества и доступности образования для лиц с особенностями психофизического развития. Для реализации указанной цели выполняется ряд задач, общим для них является движение к инклюзивному образованию. Государственная программа стала первым документом такого высокого уровня, в котором заявлено о необходимости развития инклюзивных процессов в образовании.

В целях развития инклюзивного образования ведутся научные исследования, например, разрабатывается содержание специального образования с учетом инклюзивных подходов.

Проводится экспериментальная работа. С 2014/2015 учебного года реализуется республиканский экспериментальный проект по апробации модели инклюзивного образова-

ния в учреждении образования, в котором принимают участие восемь средних школ со всей республики. В 2015/2016 учебном году работают 14 экспериментальных инклюзивных классов. Успешно реализован республиканский экспериментальный проект «Апробация модели ресурсного центра в учреждениях специального образования». Основная задача центров - оказание помощи педагогам, родителям, детям, работающим и обучающимся в интегрированных условиях, а вскоре - в условиях инклюзивного образования.

Особое внимание уделяется вопросам подготовки педагогических кадров. Проблемы, связанные с нехваткой кадров для системы специального образования, неготовностью педагогов работать в интегрированных классах, поднимались неоднократно на совещаниях, коллегиях Министерства образования. В стандарты получения высшего педагогического образования по всем специальностям включены учебные курсы по коррекционной педагогике, интегрированному обучению и воспитанию, теории и практике специального образования, которые будут востребованы при подготовке кадров для работы в условиях инклюзивного образования. Свой вклад в формирование системы подготовки кадров внес и проект ТЕМПУС INOVEST «Восточное партнерство в педагогических инновациях в инклюзивном образовании», который реализован в 2013-2015 годах.

Одним из условий успешности развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития является формирование толерантного отношения в обществе к указанным лицам. В 2011-2012 годах реализован совместный проект Министерства образования и Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ] «Каждый имеет право быть разным». В рамках проекта создан 21 документальный фильм о детях с нарушениями развития, достигших определенных успехов в творчестве, спорте, учебе и других сферах жизни. Фильмы были дважды показаны на государственных телеканалах.

Участие в социокультурных, спортивных мероприятиях содействует позитивному от-

ношению к лицам с особенностями психофизического развития. Дети с особенностями принимают участие в конкурсах, фестивалях, соревнованиях, проводимых как Министерством образования, так и рядом негосударственных и международных организаций и объединений. Традиционными мероприятиями, проводимыми Министерством образования, стали республиканская спартакиада для детей с особенностями психофизического развития, республиканский конкурс «Усе разам» по развитию двигательной активности детей с тяжелыми множественными нарушениями, республиканский фестиваль художественного творчества «Вясёлкавы карагод».

Меняет отношение к детям с особенностями и их готовность и возможность конкурировать с обычными учащимися. Так, дети с особенностями готовы к успешному участию в предметных олимпиадах, научно-исследовательских конкурсах и способны побеждать в них.

Идея развития инклюзивного образования превалирует в наших взаимоотношениях с негосударственными организациями, общественными объединениями. Разработана ПРООН Рамочная программа оказания помощи Беларуси на 2016-2020 годы, где также один из достижимых результатов - инклюзивное образование.

Мощным стимулом для развития инклюзивного образования в нашей стране станет подписание Республикой Беларусь Конвенции о правах инвалидов и готовящаяся ратификация данной Конвенции. С подписанием Конвенции о правах инвалидов в системе образования возникает важнейший приоритет - развитие инклюзивного образования.

Успешная реализация Концепции развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь, Плана мероприятий, новой редакции Кодекса Республики Беларусь об образовании (в части развития инклюзивного образования] потребует усилий от всех участников образовательного процесса на разных уровнях получения образования.

Литература

1. Кодекс Республики Беларусь об образовании. - Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2011. - 400 с.

2. Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь // Спецыяльная адукацыя. - 2015. - № 5. - С. 3-10.

3. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 марта 2012 г. № 210 «Об утверждении Государственной программы развития специального образования в Республике Беларусь на 2012-2016 годы // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2012. - 13 марта. - № 5/35382.

4. План мероприятий по реализации в 2016--2020 годах Концепции развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь // Спецы-яльная адукацыя. - 2016. - № 2. - С. 3-10.

5. Указ Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2015 г. № 401 «О подписании Республикой Беларусь Конвенции о правах инвалидов» // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. -2015. - 25 сентября. - № 1/16030.

1 февраля 2017 г. Министерство образования Республики Беларусь вынесло на общественное обсуждение новую редакцию Кодекса об образовании, с которой Вы можете ознакомиться :

1. Одним из важнейших нововведений в данном документе стало закрепление понятия «инклюзивного образования» как обучение и воспитание, при котором обеспечивается наиболее полное включение в совместный образовательный процесс с иными обучающимися обучающихся из числа лиц с особенностями психофизического развития посредством создания условий для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития, состояния здоровья и познавательных возможностей.

На важность инклюзивного образования неоднократно обращал внимания Комитет по правам ребенка, отмечая, что дети-инвалиды не должны изолироваться от общеобразовательной системы на основании их инвалидности, а напротив, должны получать необходимую поддержку в рамках общей системы образования для содействия их эффективному обучению (п. 66-67 Замечания общего порядка № 9 от 2006 г. Комитета по правам ребенка).

Таким образом, инклюзивное образование должно давать возможность всем учащимся вне зависимости от их особенностей в полном объеме участвовать в жизни коллектива обычного детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни и общаться со сверстниками свободно, а не изолироваться в рамках специализированных учреждений.

В Беларуси с принятием нового Кодекса об образовании инклюзивность будет реализовываться следующим образом:

Лицо с особенностями психофизического развития сможет реализовать свое право на создание специальных условий для получения образования, получение коррекционно-педагогической помощи в условиях инклюзивного образования при наличии заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации или справки об освоении содержания образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования.

Заключение содержит рекомендации об обучении и воспитании лиц с особенностями психофизического развития по соответствующей образовательной программе, создании специальных условий для получения образования, оказании им коррекционно-педагогической помощи.

Однако, если ранее такая коррекционно-педагогическая помощь могла оказываться только в пунктах коррекционно-педагогической помощи или в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации , то теперь в зависимости от степени выраженности физических и (или) психических нарушений обучающихся коррекционно-педагогическая помощь может оказываться при освоении ими содержания образовательных программ основного или дополнительного образования в рамках соответствующей образовательной программы и (или) отдельно в пунктах коррекционно-педагогической помощи.

Таким образом, данные незначительные изменения свидетельствуют о постепенном переходе к принципам инклюзивного образования и международным стандартам. Вместе с тем, из новой редакции Кодекса вытекает, что образование детей с инвалидностью и особенностями по-прежнему сопряжено с вопросами медицинской экспертизы и зависит от характера показаний к образованию.

Так, не упраздняется Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 22.12.2011 N 128 «Об определении медицинских показаний и противопоказаний для получения образования», которое автоматически направляет детей в специальные школы на основании диагноза и / или медицинского заключения, не принимая во внимание тот факт, что многие дети с обозначенными нарушениями могут успешно обучаться в общеобразовательных школах через индивидуальную образовательную программу.

Как смогут реализовываться принципы инклюзивного образования в условиях продолжаемого существования данного документа пока неясно.

2. Изменения затронули систему учреждений специального образования. Согласно новой редакции Кодекса учреждения специального образования могут быть следующих видов:

2.1. специальное дошкольное учреждение;

2.2. специальная школа, специальная школа-интернат;

2.3. центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;

2.4. иное учреждение специального образования

Соответственно были упразднены такие виды учреждений специального образования как вспомогательная школа (вспомогательная школа-интернат), а также специальный ясли-сад как тип специального дошкольного учреждения.

Следует отметить, что новая редакция Кодекса уделяет значительное внимание лицам с аутистическими нарушениями. Новый Кодекс об образовании дает определение таким нарушениям как разным по степени выраженности нарушениям поведения, общения и социального взаимодействия. А также указывает, что в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации коррекционно-педагогическая помощь, ранняя комплексная помощь может оказываться лицам, у которых нарушение поведения, общения и социального взаимодействия выражены в такой степени, что требуют постоянного сопровождения взрослого и создания специальной среды, приспособленной к их возможностям и потребностям.

3. Крайне важным является следующее изменение:

Статья 259 действующего Кодекса об образовании устанавливает срок получения образования лицом с интеллектуальной недостаточностью во втором отделении вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) или в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации в девять лет .

На практике данная норма приводит к целому ряду трудностей и ущемлений прав детей и родителей, в частности:

— лица с интеллектуальной недостаточностью дискриминируются в отношении права на образование, т.к. срок их обучения на уровне общего среднего образования сокращается на один год в сравнении с лицами без психофизических особенностей;

— в период после завершения образования во втором отделении вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) или в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации до наступления 18 лет и возможности посещения отделений дневного пребывания инвалидов при ТЦСОН дети-инвалиды лишаются полноценной психолого-педагогической помощи и общения со сверстниками, что противоречит принципу социальной интеграции и реабилитации;

— в период после завершения образования во втором отделении вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) и в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и до наступления детьми-инвалидами 18 лет в связи с отсутствием альтернатив занятости ребенка родители вынуждены увольняться с работы для того, чтобы осуществлять постоянный уход за ним. В условиях непредоставления им социальной передышки это часто ведет к эмоциональным срывам, депрессии, ухудшению здоровья.

В свете вышеизложенного весьма положительным является изменение в новой редакции Кодекса срока обучения во втором отделении специальной школы, специальной школы-интерната для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации с девяти до десять лет.

4. Особо позитивным изменением видится закрепление возможности получения образования в дистанционной форме.

Дистанционная форма получения образования – обучение и воспитание, предусматривающее преимущественно самостоятельное освоение содержания образовательной программы обучающимся на основе использования дистанционных образовательных технологий, обеспечивающих проведение учебных занятий (занятий), консультационных и контрольных мероприятий, текущей и промежуточной аттестации, при дистанционном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

Закрепление в Кодексе об образовании данной формы получения образования имеет особую актуальность, так как даже при значительных усилиях системы образования по обеспечению доступности образования, в ряде случаев дистанционное образование остается наиболее приемлемой для людей с инвалидностью формой получения специальности.

5. Важно, что новая редакция Кодекса также сохранила следующие льготы и преференции для детей с особенностями психофизического развития, детей-инвалидов до 18 лет, инвалидов с детства, инвалидов кроме лиц, инвалидность которых наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства:

  1. бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями;
  2. возможность получения социальной стипендии;
  3. возможность бесплатного проживания в общежитии;
  4. предоставление места работы по распределению с учетом состояния здоровья по месту жительства родителей, мужа (жены);
  5. освобождение от возмещения в республиканский и (или) местные бюджеты средств, затраченных государством, на их подготовку при невозможности предоставления путем перераспределения, перенаправления на работу нового места работы с учетом состояния их здоровья по месту жительства родителей, мужа (жены) или с их согласия иного места работы;
  6. прием вне конкурса для получения профессионально-технического образования по конкретным специальностям, кроме специальностей, на которые конкурс в год, предшествующий году приема, составлял пять и более человек на место, при наличии в документе об образовании отметок не ниже 4 (четырех) баллов;
  7. преимущественное право зачисления при равном количестве баллов, набранных на вступительных испытаниях, на зачисление в учреждения образования для получения профессионально-технического образования (инвалиды III группы);

Подготовила Анастасия Коновалова,
юрисконсульт ОО «БелАПДИиМИ»

Материалы по теме:

участие в ярмарке душевных подарков

Вот и наступают долгожданные праздники - Рождество и Новый год! Все мы их ждём с нетерпением - ведь именно в эти праздничные дни каждый из...

Путешествие, которое нельзя забыть!

Кто из нас не мечтал побывать в других странах, например, во Франции или Швеции. Увидеть и прикоснуться к красотам природы, узнать больше о культуре...

В настоящее время система образования каждого государства ориентируется на мировую образовательную политику, формируемую такими общественными институтами, как ЮНЕСКО и Всемирный банк, и становится все более открытой, единообразной и преемственной. Основное требование - универсальность, общедоступность образования.

Основные требования мирового сообщества заключаются в следующем: образование должно быть универсальным, то есть обеспечивать потребности в учении и равенство всех детей. Цель современной школы - помочь каждому ученику (и с проблемами развития, и среднему, и талантливому) в достижении успеха, не допустить его исключения из жизни общества.

До середины ХХ века в России существовала концепция социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями, сложившаяся под влиянием философии ценности. В ее основе лежала идея о социальной полезности. Согласно этой концепции школа была обязана воспитывать активного и полезного члена общества. Ребенок с ограниченными возможностями не исключался из этого правила - ему также надлежало вырасти полезным членом общества и своим трудом обеспечивать собственное существование. Ценность специального образования виделась в приобщении инвалида к производительному труду. Общество заранее объявляло ребенка с ограниченными возможностями неполноценным, подстраивало его под свои правила. И концепция, и сложившаяся практика не предусматривали встречного процесса, направленного на приспособление общества к особым нуждам таких детей. Вопрос о тех, кто в силу тяжести своего недостатка ни при каких условиях не мог стать полезным членом общества, тоже оставался открытым.

Концепция социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями удачно соединилась с основами педагогики воспитания социально полезных и активных строителей социализма и коммунизма. К счастью, в СССР она не выродилась в то чудовищное попрание прав человека, которое имело место в странах, где к власти пришел фашизм. Однако приоритет интересов общества над интересами личности, существовавший многие десятилетия, фактически узаконил статус социальной малоценности людей с ограниченными возможностями. Именно поэтому в нашей стране до сих пор существует ограничительно-покровительственная (патерналистская) позиция общества и государства по отношению к данной категории населения. Она выражается в существовании широкой сети преимущественно закрытых (интернатного типа) учебных заведений. Существующий из-за такой позиции характер образования инвалидов не способствует достижению высокого уровня социальной адаптации, не позволяет приобрести престижные и конкурентоспособные профессии, получить высокую квалификацию, ориентирован на низкое качество жизни, связанное с мизерной пенсией, низкооплачиваемой работой, слабой правовой защищенностью, и воспроизводит культуру бедности. Помощь, которую оказывают людям с особыми потребностями различные конфессии, незначительна, нерегулярна и традиционно имеет призренческий характер. А система служб социальной помощи в новой России еще только начинает формироваться. Доктор педагогических наук, профессор Н.М. Назарова считает, что "патернализм не только снижает социальную активность в целом, но и вырабатывает иждивенческие установки, что в свою очередь усиливает маргинализацию".

Колоссальные человеческие жертвы и попрание прав и свобод личности в период второй мировой войны привели к пониманию, что цель и смысл существования общества, его высшая ценность - человек, его жизнь и благополучие, нужды и потребности. В контексте приоритета интересов личности над интересами общества сформировалась идея достижения индивидом максимальной самостоятельности и независимости (концепция независимого образа жизни) путем гарантированного соблюдения прав и свобод каждого, вне зависимости от того, может ли человек приносить пользу обществу. Как отметил академик А.Г. Асмолов, мы находимся в начале длинного пути - перехода от культуры полезности к культуре достоинства, где "ведущей ценностью является ценность личности независимо от того, можно ли что-либо от нее получить для выполнения того или иного дела. А дети, старики и люди с отклонениями в развитии священны… и находятся под охраной общественного милосердия".

В рамках концепции независимого образа жизни в мире сформировалось понятие "инклюзивное (включающее) образование", базирующееся на новой, гуманистической идеологии, которая предполагает, что все дети - индивидуумы с различными потребностями в обучении. Данная идеология провозглашает равное отношение ко всем людям и создание особых условий для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Международное сообщество считает, что включение - это больше, чем интеграция, потому что дети и подростки с особыми потребностями учатся вместе в обычной школе, воспринимают человеческие различия как обычные, получают полноценное образование, позволяющее им жить полной жизнью, и при этом не покидают родителей. При обучении акцент делается на возможности и сильные стороны ребенка. Взгляды и мнения молодых людей становятся важными для окружающих.

Инклюзия означает обеспечение полноценной принадлежности к сообществу (группе друзей, школе, тому месту, где живем) через раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям. Основное требование инклюзивной школы: все дети должны учиться вместе во всех случаях, когда это является возможным, несмотря ни на какие трудности или различия, существующие между ними. Зачисление инвалидов в специальные школы, классы, секции является исключением и рекомендуется только в тех редких случаях, когда обучение в обычных классах не способно удовлетворить образовательные или социальные потребности ребенка, либо если это необходимо для благополучия его самого или других детей. Качество образования обеспечивается в такой школе за счет разработки надлежащих учебных планов, организационных мер, выбора стратегии преподавания, использования ресурсов и партнерских связей.

Инклюзивные школы очень гибкие. Ученики с особыми потребностями находятся там в широком сообществе и имеют возможность как открытого входа в него, так и выхода оттуда: иногда работают со всем классом, иногда - в небольшой группе, а иногда - наедине с учителем. Опыт многих стран свидетельствует, что в таких школах дети с особыми потребностями наилучшим образом интегрируются в общество и могут добиться самых высоких результатов в плане образования. Но для этого требуются совместные усилия как со стороны учителей и персонала школы, так и сверстников, родителей, членов семей и добровольцев. Инклюзивные школы рассматриваются и как самое эффективное средство, гарантирующее солидарность между детьми, потому что обычные ученики приобретают там опыт общения с людьми, которые отличаются от них, и учатся доброжелательности и терпимости. При инклюзивном подходе выигрывают все, поскольку он делает образование более индивидуализированным и эффективным.

Следует заметить, что в 90-е годы ХХ века начало формироваться более широкое понимание инклюзии как средства обеспечения равных возможностей для получения образования. ЮНЕСКО придерживается позиции, что не только дети с ограниченными возможностями, но и взрослые-инвалиды должны иметь возможность получить высококачественное образование и развивать свой личностный потенциал вне зависимости от пола, имущественного положения, этнической принадлежности, расы, географического местоположения, возраста, конфессиональной принадлежности и ограничений физического характера.

Переход к инклюзивному образованию требует участия всех специалистов системы образования и наличия фундаментальных теоретических разработок. Однако практическая педагогика осуществляет его быстрыми темпами, несмотря на отсутствие нужных условий. Российская система образования, традиционно существующая как сегрегативная и сепарирующая детей, не соответствующих некоей задаваемой норме развития, трансформируется. Сегодня мы вправе говорить, что дети с особыми образовательными потребностями все более широким, но при этом полулегальным потоком проникают в массовую общеобразовательную школу. А она ни организационно, ни технологически, ни содержательно к этому не готова, так как инклюзивное образование в России до сих пор не имеет официального признания. Чтобы решить эту проблему, предстоит сначала как можно скорее разработать систему просветительской деятельности, направленной на изменение мнения сообществ учителей и родителей о том, где и чему должны учиться дети с проблемами в развитии. Затем перейти к созданию материально-технических условий, необходимых для работы инклюзивных школ, и разработке вариативного учебно-методического аппарата, предназначенного для обучения особых детей (разнообразные учебники, учебные планы, методические материалы), а также наладить систему подготовки и переподготовки кадров для инклюзивного образования.

Новые ожидания предполагают и новые требования к работе администрации и коллектива школы, к уровню управления учебным заведением, организации всей системы его внутренних и внешних отношений. Администрации и педагогам делегируются более широкие полномочия, но при этом возрастает уровень их ответственности. На управленческий аппарат инклюзивной школы возлагается обязанность обеспечить соответствие образовательной среды и технологий потребностям социального развития каждого ребенка. А это значит - создать окружение, которое побуждает детей к необходимому опыту, является стимулом взаимопонимания и социального взаимодействия и одновременно играет роль защитного пространства. В таком окружении ребенок может без помех раскрыться, ощутить внутреннюю связь с миром, идентичность и когерентность ему, а также свою значимость для него.

Чтобы добиться соответствия образовательной среды потребностям ребенка, администрация должна организовать комплексную работу педагогов и ряда специалистов, которые выступают соведущими родителей. Это требует формирования новых форм коллективного мышления и действия с учетом потенциала обучения каждого учащегося.

Инклюзивной школе нужны свои, особенные учителя. Речь идет о специалистах совершенно нового типа, являющихся носителями гуманистических ценностей и идеалов, которые смогут подготовить каждого ученика к беспроблемному включению во все виды общественной жизни. Они должны обладать социально-личностными, общенаучными, инструментальными и профессиональными компетентностями, гарантирующими подлинное, а не формальное включение учеников в образовательный процесс, оптимальное освоение ими программы и, что принципиально важно, уметь решать коррекционно-педагогические и социально-реабилитационные задачи. Им придется разработать новые гуманитарные технологии взаимодействия, освоить новые принципы профессиональной коммуникации, научиться слушать разных по профилю специалистов и принимать их различные позиции, совместно и долговременно действовать в интересах ребенка.

Учитель инклюзивной школы должен обладать высокими показателями профессиональной социальной адаптированности, лабильности, эмпатийности, рефлексивности, а также выраженными перцептивными, коммуникативными и организаторскими способностями. Он может быть успешным при следующих базовых личностных характеристиках:

· если достаточно гибок и толерантен;

· уважает индивидуальные различия;

· согласен работать в одной команде с другими учителями;

· ему интересны трудности, и он готов пробовать разные подходы.

Следует признать, что в нашей стране целенаправленная подготовка педагогов такого типа до настоящего времени не велась.

Решение широкого круга новых задач инклюзивного образования требует перестройки всей системы подготовки специалистов для сферы образования. В частности, в программы подготовки и переподготовки придется включить новые модули, которые состоят из специальных дисциплин, обеспечивающих готовность педагогов к широкому партнерскому взаимодействию и творческому сотрудничеству не только в профессиональном сообществе, но и во всей образовательной среде.

Наша страна сможет достичь европейского уровня образования, если подготовка педагогов нового типа будет вестись в ускоренном и массовом порядке, с использованием лучших технологий обучения и соответствовать по содержанию передовому уровню научных достижений. Значимым ресурсом для решения этой проблемы выступает информатизация.

История развития интеграционных процессов в Республике Беларусь началась с 1995 года на основе Временного положения об интегрированном обучении детей с особенностями психофизического развития (ОПФР, официальный термин в государстве: "лицо с особенностями психофизического развития - лицо, имеющее физические и (или) психические нарушения, которые ограничивают его социальную деятельность и препятствуют получению образования без создания для этого специальных условий" (Кодекс Республики Беларусь об образовании, 1.5)). Началось все со следующих организационных форм: классы интегрированного обучения; специальные классы в общеобразовательной школе; коррекционно-педагогическое консультирование. В 2006 году вступил в действие новый нормативный документ министерства образования, регулирующий данный процесс на уровнях дошкольного, общего базового и общего среднего образования детей с ОПФР - Инструкция о порядке открытия и функционирования специальных классов (групп), классов (групп) интегрированного (совместного) обучения и воспитания. Интегрированное обучение в Республике Беларусь рассматривалось и рассматривается как альтернативная форма получения образования детьми с особенностями психофизического развития. Данный процесс носит эволюционный характер. Общее количество детей, интегрированных в общеобразовательную среду, составляет более 60%. В последние годы отмечается тенденция к сокращению специальных классов в общеобразовательной школе и увеличению классов интегрированного обучения и воспитания. Последних в 2010/2011 учебном году функционирует 5475, в них насчитывается 9730 обучающихся с ОПФР, а специальных классов - 192, в которых обучается 1579 учащихся.

Трансформирование системы специального образования в Республике Беларусь осуществлялось поэтапно с 1998 по 2010 год по трем основным направлениям:

* организационно-структурные преобразования;

* обновление содержания специального образования;

* совершенствование образовательных технологий и методик обучения.

Заключительный этап (2007-2010 годы) был нацелен на дальнейшее сближение специального и общего образования. Это заложило основы для развития инклюзивного образования, в котором основные аспекты интеграционных процессов - методологический, нормативно-правовой, программно-содержательный, научно-методический и социально-психологический - требуют переосмысления и несколько иного наполнения.

Основная идея интегративной педагогики: с интеграции в школе - к интеграции в обществе. Интеграция основывается на концепции "нормализации", в основу которой положена идея о том, что жизнь и быт людей с ограниченными возможностями должны быть максимально приближенны к условиям и стилю жизни общества, в котором они живут. Однако следует заметить, что равные условия не обозначают равное качество и не гарантируют равные результаты. Идея образовательной интеграции имеет свои достоинства и недостатки.

Сторонники совместного обучения выделяют такие положительные моменты, как:

* стимулирующее воздействие более способных одноклассников;

* наличие широкого диапазона ознакомления с жизнью;

* развитие навыков общения и нестандартного мышления (у обеих сторон);

* возможность проявления гуманности, сочувствия, милосердия, терпимости в реальных жизненных ситуациях, что является эффективным средством нравственного воспитания;

* снижение опасности возникновения снобизма у преуспевающих детей в условиях подчеркивания их исключительности;

* исчезновение страха у здоровых, нормально развивающихся школьников, перед возможной инвалидностью.

На практике, конечно, не всегда все так гладко обстоит с установлением взаимоотношений. Часть детей демонстрирует чувства от негативного восприятия до "безразличного приятия". В 40-х годах ХХ века был проведен ряд экспериментов с различными структурами взаимодействия в классе, воспроизводящими демократическую, автократическую и анархическую модель (К. Левин и др.). Результаты исследования показали, что демократические ценности необходимо прививать заново каждому новому поколению, целенаправленно создавая в школах необходимые для этого условия, ибо они усваиваются значительно труднее, чем авторитарные установки.

В последнее время ряд ведущих европейских политиков (Ангела Меркель, Николя Саркози, Дэвид Кэмерон и др.) говорят о провале интеграционных процессов в своих странах, уязвимости кросс-культурной психологии и призывают перейти от мультикультурной политики к либерализму.

Противники идеи интеграции выдвигают следующие аргументы:

* неоднородность состава класса наносит ущерб хорошо успевающим учащимся, лишая их возможности продвигаться в обучении более быстрыми темпами, замедляя рост способных учеников;

* дети с трудностями в обучении находятся в невыгодных и несправедливых условиях конкуренции, они не получают необходимого внимания;

* учителя стоят порой перед неразрешимой нравственной проблемой: кого обделить вниманием, заботой и временем;

* стране нужны здоровые граждане, обладающие интеллектуальным потенциалом.

Приоритет моральных принципов перед экономическими имеет свое обоснование у представителей разных политических ориентаций. У одних это осуществление политики равных возможностей, у других - реализация принципа индивидуального самоутверждения.

С 1 сентября 2011 года вступит в силу Кодекс Республики Беларусь об образовании. Согласно этому своду законов в число основных направлений государственной политики в сфере образования входят:

* обеспечение доступности образования, в том числе, лицам с особенностями психофизического развития в соответствии с их состоянием здоровья и познавательными возможностями, на всех уровнях основного образования и при получении дополнительного образования;

* создание специальных условий для получения образования лицами с особенностями психофизического развития и оказание этим лицам коррекционно-педагогической помощи.

В главе "Государственные гарантии прав в сфере образования" подчеркивается, что право граждан с особенностями психофизического развития на образование обеспечивается созданием для них специальных условий для получения образования, интеграции в общество, социализации.

Для целенаправленного развития интеграционных процессов, как осознанного выбора на альтернативной основе, помимо соответствующей нормативно-правовой базы необходимо наличие следующих условий:

* научно-организационное обеспечение инклюзивного образования;

* психологическая готовность всех участников образовательного процесса;

* дефектологическая грамотность учителей массовых школ;

* учебно-методическая обеспеченность моделей интеграции;

* разработка технологий взаимодействия двух учителей в одном классе.

Обоснованный отбор детей с особенностями психофизического развития для совместного обучения - одно из главных условий эффективности интеграционных процессов. Принятие решения об интегрированном обучении строится на добровольных началах, при гарантированном соблюдении прав ребенка с особенностями психофизического развития, при активном участии родителей на всех этапах принятия решения, при реализации индивидуального подхода и определении образовательного маршрута для каждого ребенка с учетом его особенностей развития. Ребенок направляется в интегрированный класс на диагностической основе по заключению Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и по заявлению родителей. Основой для принятия решения об интегрированном обучении должен служить не столько медицинский диагноз, сколько психологический. Усилия педагогов направляются на то, чтобы научить детей воспринимать и оценивать себя как личность, т.е. осознавать собственные способности, качества характера, слабости, потребности, границы своих возможностей, научить осознавать и выражать собственные чувства и желания.

На то, чтобы развивать положительную Я-концепцию, а также сформировать у детей умения:

* воспринимать другого человека, сочувствовать и помогать ему; видеть свое место в группе, считать себя ее членом и испытывать чувство общности;

* конструктивно реагировать на разочарования и неудачи;

* принимать решения, предполагающие возможность заключения компромисса;

* ориентироваться и соблюдать правила совместной жизни, иногда за счет ущемления собственных интересов;

* различать негативные и положительные пути решения конфликта, уметь использовать последние;

* видеть других детей и уметь сотрудничать с ними;

* понимать, что такое предрассудки, и подвергать их сомнению.

Именно этими вопросами занимается созданная в каждой школе, где есть интегрированные классы, служба психолого-педагогического сопровождения. Тем не менее, в крупных городах, особенно в Минске, родители детей с особенностями развития, но с сохранным интеллектом, стали предпочитать обычный класс интегрированному. Несмотря на то, что в интегрированном классе меньше общее количество учащихся, работают два педагога и организуются коррекционные занятия согласно учебному плану соответствующей специальной школы. Необходимость интеграции в настоящее время в принципе уже ни у кого не вызывает сомнений. Социальные преобразования, демократизация и гуманизация образования, идеи достоинства и самоценности личности, имеющей все права на реализацию своих интересов и потребностей, признание равных прав в области образования лиц с психофизическими нарушениями определяют методологическую основу интегрированного обучения и воспитания.

Однако проблемными вопросами и стратегическими линиями реализации идеи инклюзивного образования, как нового этапа развития интеграционных процессов, являются:

* обновление государственного образовательного стандарта, содержания программного материала и учебно-методического обеспечения образовательного процесса по отдельным учебным дисциплинам;

* психолого-педагогические основы интенсификации социального развития учащихся с психофизическими нарушениями, включая формирование жизненной компетенции;

* организационные формы коррекционно-развивающей работы и трудового обучения в условиях совместного обучения.

Инклюзивное образование в современном обществе может быть достигнуто путем создания единого программно-методического обеспечения образовательного процесса, обеспечивающего применение на практике новых образовательных, учебных, коррекционных программ значительно расширит возможности обучающихся с особенностями психофизического развития, педагогов общего среднего образования, а также родителей детей с особенностями психофизического развития.

Таким образом, новая образовательная политика в Республике Беларусь- политика инклюзивного образования и требует совершенствования содержания образования, которое бы создавало высокую мотивацию всем обучающимся и предпосылку для успеха в последующей жизни, а также вносило существенный вклад в дело развития гуманного, основанного на равноправии общества.

В настоящее время в США действует программа "Инклюжен". Ее основы были заложены "Реабилитационным Актом" и законом об обучении детей-инвалидов в 1973 году. Конгресс США, основываясь на опыте округа Колумбия, принял Закон об образовании инвалидов (позже переименованный в Закон об образовании людей с инвалидностью), предусматривающий необходимое финансирование специального образования в системе местных школ и устанавливающий индивидуальный подход к определению образовательной программы. Закон отдавал предпочтение интеграции - обучению детей-инвалидов в общеобразовательных школах с предоставлением по мере необходимости дополнительной помощи, а не обучению в специальных учреждениях. Инклюзию можно определить как "принятие каждого ребенка и гибкость в подходах к обучению". Такая образовательная модель подразумевает, что ребенок, имеющий инвалидность, может обучаться с нормальными детьми. Это касается и детей с нарушением интеллекта, например, с синдромом Дауна. Инклюзивные школы приспосабливаются ко всем детям, вне зависимости от их психологических, умственных, социальных, эмоциональных, языковых или любых других особенностей.

Образование, основанное на модели "Инклюжен", Является приоритетным в США, однако в Америке не отказываются и от специальных школ, но помещение туда ребенка осуществляется лишь в крайних случаях.

В рамках инклюзивного подхода каждая школа или учреждение еще на этапе планирования своей деятельности, образовательных программ учитывает ожидаемые возможные потребности всех учеников с их индивидуальными потребностями, разрабатывая так называемый Индивидуальный план образования (ИП). Его разработка осуществляется по следующим критериям: Реалистичность, Уровень Достижения, Возможность Оценки, Активность. Место обучения студента-инвалида зависит от его потребностей и меры ограничений. Он может обучаться:

¦ в обычном классе и получать необходимую помощь;

¦ в обычном классе, получая необходимую помощь, а также поддержку со стороны специалистов учебного заведения;

¦ часть дня в обычном классе и оставшуюся часть дня - в специальном;

¦ в специальном классе с обеспечением всевозможной поддержки со стороны специалистов и группы консультантов по данному вопросу;

¦ по реабилитационной программе с непрерывной поддержкой со стороны разных специалистов

В рамках программы "Инклюжен" в 80-е годы прошлого века в США начался процесс постройки новых зданий и перестройки старых с учетом потребностей различных категорий инвалидов. Для этих целей правительством выделялись дополнительные финансовые средства и в то же время применялись жесткие санкции за нарушение принятых стандартов. При этом на территории таких университетов, как Гарвард, Колумбийский университет, есть старые учебные корпуса, не перестроенные для въезда, например, на колясках. Отметим, что здания, имеющие историческую ценность, не подлежат реконструкции, но если в этих зданиях проводятся занятия и выясняется, что в группе присутствуют студенты на колясках, занятия переносятся в новые учебные корпуса, благоустроенные должным образом. Важным принципом государственной политики в отношении инвалидов является способность инвалида пользоваться услугами организации или сервиса с той же простотой, как и обычный человек. В случае необходимости студентам предоставляются:

¦ переводчики, владеющие языком жестов;

¦ индивидуальные помощники, облегчающие процесс записи лекционного материала;

¦ социальные педагоги и психологи для индивидуального консультирования. Слепым студентам предоставляется возможность использования собаки-Поводыря.

Офисы, занимающиеся проблемами лиц с особенностями развития, которые есть в каждом университете, выполняют в основном координационные функции. Например, в Государственном университете Вейн (Детройт, штат Мичиган) в таком офисе работают несколько штатных сотрудников, которые поддерживают связь со всеми факультетами университета и при необходимости помощи студенту-инвалиду приглашают нужного специалиста из других организаций. В Нью-Йоркском университете подобный офис поддерживает связь с различными организациями, занимающимися проблемами инвалидов, а также с психологическими центрами, которые предоставляют им специалистов для проведения психологических консультаций и тренеров для различных тренингов.

Поскольку при реализации программы интеграции многое зависит от преподавателя, в настоящее время в Государственном университете Вейн разработаны и успешно проводятся тренинги с учителями, призванные помочь в обучении детей-инвалидов, а также тренинги для студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), помогающие молодым людям налаживать коммуникативные связи, научиться делать выбор в различных жизненных ситуациях, принимая ответственность на себя. Ниже приводится описание тренингов, разработанных в Государственном университете Вейн.

Десять успешных и уверенных шагов для работы со специалистами. В процессе тренинга оценивается существующий уровень личной уверенности; определяются характеристики агрессивного, пассивного и уверенного поведения; определяется концепция личных прав; определяются 5 шагов, направленных на успешное изменение; проводится тренировка по созданию и использованию личных якорей-стабилизаторов; оцениваются личные проблемные зоны уверенности и составляется план действий по их устранению.

Как сделать обучение проще. Тренинг направлен на эффективное обучение инвалидов новым навыкам. В процессе тренинга изучается, что такое "указания с прямой адресацией" и "анализ задачи"; определяются пять этапов указания с прямой адресацией: подготовка; понимание; репетиция; самопроверка. Изучается, как использовать анализ задачи при обучении новым навыкам.

Как сделать переход настолько гладким, насколько возможно. Тренинг направлен на обучение техникам, которые позволят сделать передачу от одного специалиста, непосредственно работающего с инвалидом, к другому менее неприятной для клиента. В процессе тренинга изучается, почему происходит передача клиента; определяются преимущества и недостатки, которые сопровождают передачу; изучается важность взаимодействия между старым и новым специалистами, а также с клиентом; определяются трудности, связанные с передачей, и способы реагирования на них.

Самоопределение: наше право сделать жизнь значительной и содержательной. Целью тренинга является обучение инвалидов и лиц, оказывающих им помощь, тому, как инвалидам жить полноценной и содержательной жизнью. В процессе тренинга изучается понятие самоопределения; определяются навыки, необходимые для самостоятельного принятия решений; создается предварительный план жизни.

Тренинг для тренеров. Тренинг направлен на подготовку тренеров, которые преподают курс тренингов для специалистов, непосредственно работающих с инвалидами. Данный тренинг разработан Институтом по проблемам лиц с особенностями развития. В процессе тренинга изучаются история создания курса, его цели и задачи; изучаются особенности обучения взрослых людей, способы как содействовать людям в установлении дружеских отношений и установлении взаимоотношений в местных сообществах. Тренинг направлен на обучение, как помочь инвалидам устанавливать дружеские отношения с людьми, с которыми они живут. В процессе тренинга изучается понимание важности дружеских отношений; определяются трудности, с которыми сталкиваются инвалиды при установлении дружеских отношений; изучается понимание роли специалистов, непосредственно работающих с инвалидами, которую они играют, способствуя установлению дружеских отношений; определяются возможности, которые могут быть использованы инвалидами для установления дружеских отношений; изучается понимание необходимости включения помощи в установление таких отношений в повседневную деятельность специалистов, непосредственно работающих с инвалидами. Как увеличивать поддержку через возможности и выбор. Тренинг направлен на обучение, как помогать инвалидам самостоятельно делать выбор, не влияя на процесс принятия решения. В процессе тренинга изучается, что такое выбор; рассматривается, почему люди делают выбор; изучается, почему вы можете хотеть сделать выбор вместо кого-то; определяются три направления в помощи клиенту сделать самостоятельный выбор.

Разрешение конфликтов. Тренинг помогает понять, что приводит к конфликтам, и научиться способам конструктивно их разрешать. В процессе тренинга выясняется, что такое отношение и собственное представление о себе; как достичь контроля с помощью разговора; понятие конфликта и критицизма; как контролировать эмоции; как разрешать конфликт. Перед прохождением каждого тренинга и после него участники заполняют cпециальные анкеты, разработанные в Институте по проблемам лиц с особенностями развития, помогающие сотрудникам, работающим с инвалидами, в дальнейшей работе. Это позволяет сделать вывод, что в США функционирует отлаженная система образования, обеспечивающая равные возможности для всех людей. Причем данная система, охватывая все сферы жизнедеятельности населения, способствует максимально возможной интеграции человека с особыми потребностями в общество, а также обеспечивает его принятие обществом. Немаловажную роль при осуществлении социальной работы играет комплексный подход и участие целого ряда специалистов из различных областей знаний в разработке адаптационных и реабилитационных программ. Для изменения у граждан отношения к инвалидам в США проводилась продуманная и разработанная психологами и другими специалистами кампания в средствах массовой информации, большую роль в этом сыграли и религиозные организации. Таким образом, инвалиды получили доступ ко всем сферам жизнедеятельности общества, изменилось восприятие их здоровыми людьми. По всей стране распространены общественные организации и клубы для инвалидов, а также различные фонды. Хотелось бы отметить, что в США именно специализированные фонды и организации осуществляют значительную часть услуг, положенных человеку с ОВЗ по закону, и отвечают за финансовые средства, предоставленные муниципалитетом.

Как мы видим,внедрение инклюзивного образования в России и Республике Беларусь также сталкивается с рядом трудностей. В России разработана всероссийская программа социальной интеграции детей с особенностями развития, повышения уровня толерантности, самосознания и помогающего поведения со стороны здоровых людей. Существует серьезная проблема совмещения темпов преподавания и объема знаний, доступных детям с ОВЗ и детям здоровым. Ребенок с особенностями развития должен помещаться в ту среду, которая на данный момент соответствует возможностям его обучения. Кроме того, в случае необходимости к нему прикрепляется тьютор. Трудно и медленно выстраиваются контакты детей с ОВЗ и детей здоровых. Подобным образом обстоят дела в республике Беларусь, где отсутствует специальное медицинское сопровождение в учебном заведении, отсутствует автотранспорт для учеников с ОВЗ, который позволял бы им добираться до места учебы и домой. Слабо работает законодательство, регламентирующее права детей-инвалидов, не эффективны программы по трудоустройству выпускников с ограниченными возможностями. В свою очередь, Соединенных Штатах все более и более распространяется модель, которая действительно работает. Сейчас если не половина, то, по крайней мере, 45% всех школ со специализированными классами имеют цельные инклюзивные программы. За рубежом ребенок-инвалид является полноценным членом общества. Его жизнь не ограничивается только его жильем. Все культурные места оснащены пандусами, съездами, транспортная сеть оснащена специальными подъемниками, пешеходы и тротуары выложены плиткой специфической цветовой гаммы для слабовидящих.

На сегодняшний день работает механизм согласования проектируемых зданий, при котором в архитектурно-проектировочное задание в обязательном порядке вносится пункт о доступности объектов для инвалидов.

Благодаря рассмотренному опыту различных стран мы можем сделать вывод, что образовательной системе России необходимо: закрепить в системе нормативно-правовых актов федерального уровня понятие инклюзивного обучения, чтобы родителям детей с инвалидностью не приходилось отстаивать свое право на получение их ребенком образования в любом среднем общеобразовательном учреждении (предоставленном законом об образовании) через суд; принять систему правил и инструкций, четко регламентирующих механизм реализации инклюзивного обучения на практике (в том числе и механизм создания дополнительных условий) применительно к каждой группе ограничений в зависимости от характера и степени инвалидности; разработать систему инструкций для психолого-медико-педагогических комиссий и для бюро медико-социальной экспертизы, разрабатывающих индивидуальную программу реабилитации ребенка с инвалидностью, в соответствии с которой специалисты данных структур могли предложить корректные и четкие рекомендации о месте обучения ребенка с нарушениями - общеобразовательная или коррекционная школа; законодательно закрепить термин "Ребенок, со специальными образовательными потребностями", который является значительно более точным и чутким к ребенку (дети с одними и теми же нарушениями могут испытывать различные проблемы в обучении); создать и установить порядок функционирования центров помощи детям с нарушениями в развитии, получающим образование в общей школе. Это должны быть центры, оказывающие индивидуальную, техническую и информационную помощь детям и их учителям, которую они не могут получить в общих условиях, разработать механизм участия родителей ребенка с инвалидностью в выборе учреждения получения образования для их ребенка, а также в формировании и оценке создаваемых для него дополнительных условий.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то