Морфологические способы словообразования. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом? Слова образованные приставочно суффиксальным
Словообразование – это раздел языкознания, в котором изучаются способы образования слов языка. Изучая словообразование, можно понять средства обогащения языка в целом. Ведь язык, на котором мы говорим, постоянно изменяется, все, что происходит в обществе, получает отражение в языке через новые слова и значения слов, а главный источник появления новых слов в языке – это словообразование.
Понятия производной, непроизводной, производящей основ
Основа слова, от которого образуется новое слово, называется производящей . Основа образованного слова называется производной , и само слово с такой основой называется производным. Основа же слова, которое ни от чего не образовано (т.е. основа, равная корню), называется непроизводной , само слово также называется непроизводным.
Например, в слове дом основа непроизводная. Если мы хотим от этого слова образовать существительное с уменьшительным значением с помощью суффикса -ик- (дом + -ик --> домик ), тогда основа дом выступает как производящая, а основа нового слова домик – производная.
Упражнения
1. Разделите данные ниже слова на производные и непроизводные:
стенка, пушка, мушка, стирка, лавка, столик, кролик, листок, восток, синий, лисий, синеватый, здоровый, столовый, перловый, дать, отдать, давать, умыть.
Ответ:
Производные слова: стенка, мушка, стирка, столик, листок, лисий, синеватый, столовый, отдать, давать, умыть .
Непроизводные слова: пушка, лавка, кролик, восток, синий, здоровый, перловый, дать .
2. Подчеркните производящую основу слов: необходимость, переносчик, заявление, приходить, беззаботный, интересно, прекращение, охотничий, подорожник.
Ответ :
необходим ость, перенос чик, заявл ение, приходи ть, беззабот ный, интересн о, прекращ ение, охотнич ий, подорож ник.
Основные способы словообразования
Приставочный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову приставок. Приставочным способом могут образовываться разные части речи (в примерах: сущ., прил., гл., нареч.), при этом производящее и производное слова всегда относятся к одной и той же части речи. Наиболее активно этот способ используется в словообразовании глаголов.
со
+ ученик
|
соученик
|
|
пре
+ больш
ой
|
пребольш
ой
|
|
пере
+ бежа
ть
|
перебежа
ть
|
|
от
+ ныне
|
отныне
|
Суффиксальный способ словообразования – образование слов присоединением суффиксов к производящей основе. Этим способом образуются слова разных частей речи:
Приставочно-суффиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящей основе одновременно приставки и суффикса:
Часто такие слова образуются на базе сочетаний предлога с существительным. При этом добавляется суффикс, а бывшие предлоги становятся приставками:
Упражнение
1. Даны слова: безработный, бессмыслица, выключатель, высказать, высказывать, высказывание, напевать, написать, переводной, подставить, подставка, подстаканник, попросить, по-старому, соавтор, собеседование, содействовать, соотечественник, сопровождение .
Распределите слова по трем группам по способу образования.
Ответ:
высказать, написать, подставить, попросить, соавтор, содействовать.
выключатель, высказывать, высказывание, переводной, подставка, сопровождение.
безработный, бессмыслица, напевать, подстаканник, по-старому, собеседование, соотечественник.
Приставочный способ:
Суффиксальный способ:
Приставочно-суффиксальный способ:
Постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову постфикса. Производное и производящее слова относятся к одной и той же части речи. С помощью постфикса -ся образуются глаголы (увлечь --> увлечься, учить --> учиться, сломать --> сломаться ), с помощью постфиксов -то, -либо, -нибудь – неопределенные местоимения и местоименные наречия (кто --> кто-то, чей --> чей-либо, какой --> какой-нибудь, где --> где-то, когда --> когда-либо, как --> как-нибудь ).
Бессуффиксный
способ
словообразования – образование существительных
от глаголов и прилагательных без присоединения
каких-либо суффиксов. Для образования
существительных от глаголов (часто со значением
действия) и от прилагательных (часто со значением
признака), как правило, используется
суффиксальный способ: изучать – изучени
е,
рисовать – рисовани
е, ходить – ходьба
,
белый – белизн
а, темный – темнот
а, слабый
– слабость
. Однако нередко основа
существительных с подобным значением совпадает
с основой глагола или прилагательного (переносить –
перенос, выходить – выход, зеленый – зелень,
сухой – сушь)
. Тем не менее такие
существительные считаются производными от
соответствующих глаголов и прилагательных (а не
наоборот), поскольку значение действия является
первичным для глагола, а признака – для
прилагательного. Иногда от одной основы можно
образовать существительное и суффиксальным, и
бессуффиксным способом: переписать –
переписывание, перепись; синий – синева, синь
.
Способ словообразования, который в школьной
практике принято называть бессуффиксным,
лингвистами обычно рассматривается как
разновидность суффиксального способа, при
котором используется нулевой суффикс, ср.: син(ий)
+ -ев-
--> синева
и син(ий)
+ --> синь
.
Сложение
– образование слов
соединением двух или более основ или слов. Слова,
образованные этим способом, называют сложными.
Выделяются следующие разновидности сложения:
А. Сложение слов: диван-кровать, кресло-качалка.
Б. Сложение основ с помощью интерфиксов: носорог,
пылесос, полуслепой.
В. Сложение сокращенных основ, в результате чего
получается сложносокращенное слово
, или аббревиатура
.
Аббревиатура имеет то же значение, что и исходное
словосочетание. Этот способ в русском языке
характерен только для существительных. Наиболее
частые случаи – это сложение начальных букв слов
(МГУ, вуз)
, сложение слогов или частей слов
полного названия (продмаг, спецкор)
и
сложение начальной части слова с целым словом (стенгазета,
главврач, полдыни, пол-арбуза)
.
Сложение основ может сопровождаться
одновременным присоединением суффикса: земледелие,
пятиэтажный
.
Переход в другую часть речи – способ словообразования, при котором слово или отдельная форма слова определенной части речи начинает осмысляться как слово другой части речи. При этом фонетический облик слова остается прежним, но происходят изменения в грамматических свойствах слова, сопровождающие переход в другую часть речи. Примеры: больной (прил. в форме м. рода) --> больной (сущ.), приемная (прил. в форме ж. рода) --> приемная (сущ.), лежа (дееприч.) --> лежа (наречие), весной (сущ. в форме тв. падежа) --> весной (наречие).
Упражнения
1. Укажите способ образования слов:
Ответ:
Суффиксальный:
столярничать, подружка.
Приставочно-суффиксальный:
предрассветный, собеседник.
Постфиксальный:
подняться, какой-нибудь.
Сложение:
желто-зеленый, водолаз, пятиугольник.
2. Укажите способ образования следующих существительных:
бездорожье, военный, вывих, знание, мороженое, подгруппа, приговор, пришкольный, продмаг, суперобложка, теплоход, тишь, читатель, шашлычная, шестиклассница, школьный.
Ответ:
подгруппа, суперобложка.
знание, читатель, школьный.
бездорожье, пришкольный.
вывих, приговор, тишь.
военный, мороженое, шашлычная.
продмаг, теплоход, шестиклассница.
Приставочный:
Суффиксальный:
Приставочно-суффиксальный:
Бессуффиксный:
Переход прил. или прич. в сущ.:
Сложение:
3. Какое слово является производным в данных парах, первое или второе? Какой способ образования производных слов здесь используется?
Зелень – зеленый, вылет – вылетать, вход – входить, вынос – выносить.
Ответ : первое, бессуффиксный;
4. Какой способ использован при образовании слова пригорок ?
Ответ : приставочный, от существительного горка (отмечаем чередование нуль звука /беглая гласная о .)
Другие способы словообразования
Приставочно-постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову одновременно приставки и постфикса, например: думать --> вдуматься, шутить --> отшутиться, зевать --> зазеваться .
Суффиксально-постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову одновременно суффикса и постфикса, например: гордый --> гордиться, толпа --> толпиться .
Приставочно-суффиксально-постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову одновременно приставки, суффикса и постфикса, например: стрелять --> перестреливаться, говорить --> переговариваться .
Словообразовательный анализ
Словообразовательный анализ позволяет узнать, от чего и с помощью чего образовано данное производное слово, другими словами, анализируемое производное слово делится на две части: производящую основу и словообразовательную морфему.
Проведем словообразовательный анализ слов, содержащихся в предложении:
В обеденный перерыв сотрудники поели и отправились за мороженым .
Обеденный <-- обед
1. Начальная форма – обеденный .
2. Производящее слово – обед . Обеденный – ‘относящийся к обеду’.
3. Словообразующий суффикс – -енн- .
4. Способ словообразования – суффиксальный.
Перерыв <-- перерыв ать
1. Начальная форма – перерыв .
2. Производящее слово – перерывать . Перерыв – ‘промежуток времени, на который приостанавливается, «перерывается» какое-л. действие’.
4. Способ словообразования – бессуффиксный.
а , стоящий в конце глагольной инфинитивной основы.
Сотрудники <-- труд иться
1. Начальная форма – сотрудник .
2. Производящее слово – трудиться . Сотрудники – ‘те, кто трудится вместе’.
3. Словообразующие морфемы: приставка со- и суффикс -ник- .
4. Способ словообразования – приставочно-суффиксальный.
5. При образовании существительного отсекается гласный и , стоящий в конце глагольной инфинитивной основы, и постфикс -ся .
Поесть <-- е сть
1. Начальная форма – поесть .
2. Производящее слово – есть . Поесть – глагол совершенного вида, парный к глаголу есть .
3. Словообразующая приставка – по- .
4. Способ словообразования – приставочный.
Отправились <-- отправи ть
1. Начальная форма – отправиться.
2. Производящее слово – отправить . Отправиться – ‘отправить себя’.
3. Словообразующий постфикс – -ся.
4. Способ словообразования – постфиксальный.
Мороженое (сущ.) <-- мороженое (прич.)
1. Начальная форма – мороженое .
2. Производящее слово – прич. мороженое в форме среднего рода.
3. Словообразующих морфем нет.
4. Способ словообразования – переход в другую часть речи: причастия в существительное.
Дополнительные сведения о некоторых особенностях русского словообразования
1. Словообразовательные омонимы.
Суффиксы, так же как и слова, могут быть
омонимичными. Например, суффикс -к-
может
образовывать существительные со значением лица
женского пола от названия лица мужского пола (студент
– студентка, москвич – москвичка)
,
уменьшительные существительные (репа – репка,
комната – комнатка)
, отглагольные
существительные со значением действия (стирать
– стирка, установить – установка)
и т.д. Иногда
омонимичные суффиксы добавляются к одной и той
же производящей основе, и тогда получаются два
слова-омонима. Поскольку возникновение таких
омонимов связано со словообразованием, их
называют словообразовательными омонимами
,
например: дождевик
(плащ) и дождевик
(гриб); пожарище
(большой пожар) и пожарище
(место после пожара), топорище
(большой топор)
и топорище
(рукоятка топора). Пожарище
(место) и топорище
(рукоятка) –
существительные среднего рода: страшное
пожарище открылось нашему взору; у топора
удобное топорище
. А существительные с
увеличительным значением топорище
и пожарище
– мужского рода (так же как сапожище, домище
и
т.д.), так как при образовании уменьшительных или
увеличительных существительных род, как правило,
не меняется.
Часто у омонимов бывает разный морфемный состав.
Так, слово норка
(зверь) непроизводное, а
слово норка
(маленькая нора) образовано с
помощью уменьшительного суффикса -к-
от слова
нора
.
2. Наложение морфем .
Прилагательное розоватый
образовано от прилагательного розовый
и
обозначает слабую степень проявления этого
признака. Значит, производящая основа розов-
.
Остающийся суффикс -ат-
встречается в
прилагательных, но он имеет значение обладания и
образует прилагательные от существительных (усатый,
бородатый, полосатый)
. А значение слабой
степени проявления признака имеет суффикс -оват-
(ср. красноватый, голубоватый
). По правилу
должно было бы получиться слово розововатый
.
Но в слове возник повтор двух звуковых отрезков: ов
– ов
. Они совместились друг с другом, и в
результате получилось слово розоватый
. Это
явление называется наложением морфем. Другие
примеры: Смоленск + -ск- --> смоленский
(ср. Суздаль
+ -ск- --> суздальский
), лермонтовед
(ср. пушкиновед
),
чествовать
(ср. приветствовать
).
По орфографическим правилам русского языка в
слове не могут соседствовать три одинаковые
согласные, даже если это и требуется составом
слова. Это частный случай наложения морфем: рас-
+ ссорить --> рассорить, колонн(а) + -н- -->
колонный, Одесса + -ск- --> одесский
.
3. Различие словообразовательного и исторического (этимологического) анализа слова.
В процессе развития языка морфемный
состав слова может измениться: производное
слово, ранее членившееся на морфемы, может
потерять членимость и стать непроизводным. Так,
например, слова льгота, польза
и нельзя
были когда-то однокоренными словами. Но теперь,
после исчезновения из языка слова льга
(льзя),
каждое из этих слов воспринимается как
непроизводное.
Еще более удивительна история слова зонтик
.
Это слово пришло к нам из голландского языка:
zonnedek ‘навес от солнца’. Первоначально в слове зонтик
не выделялся суффикс, и значение его было ближе к
значению голландского слова. Вот как его
употребляет Н.В. Гоголь в «Мертвых душах»: Подъезжая
ко двору, Чичиков заметил на крыльце самого
хозяина, который стоял в зеленом шалоновом
сюртуке, приставив руку ко лбу в виде зонтика
над глазами, чтобы рассмотреть получше
подъезжавший экипаж
. С течением времени
произошли изменения не только в значении слова,
но и в его морфемном составе. Теперь мы
воспринимаем последнюю часть слова -ик
как
уменьшительный суффикс и, отбрасывая его,
получаем слово зонт
. Так что с исторической
точки зрения слово зонт
образовано от слова зонтик
.
А словообразовательный анализ современного
русского слова показывает, что слово зонтик
образовано от слова зонт
с помощью
уменьшительного суффикса -ик
(ср. домик,
столик
).
Морфемы подобны строительному материалу, только из морфем состоят слова. Но с помощью строительного можно создавать и новые здания, а из морфем можно составлять новые слова. Как? Об этом вы узнаете на данном уроке.
Тема: Словообразование. Орфография
Урок: Основные способы образования слов в русском языке
При образовании слов приставочным способом новое слово возникает в результате присоединения приставки к исходному, уже готовому слову. При этом новое слово относится к той же части речи, что и исходное.
Приставочным способом образуются:
1. имена существительные:
к исходному существительному бабушка прибавляется приставка пра- - получается новое существительное прабабушка ;
2. имена прилагательные:
к исходному прилагательному добрый прибавляется приставка пре- - возникает новое прилагательное предобрый;
3. местоимения:
к исходному местоимению кто прибавляется приставка кое- - получается новое местоимение кое-кто , которое пишется через дефис;
4. глаголы , причем приставка меняет несовершенный вид исходного глагола на совершенный:
5. наречия:
к наречию весело прибавляется приставка не - - получается новое наречие невесело .
Суффиксальный способ заключается в том, что к основе исходного слова прибавляется суффикс.
Чаще всего суффиксальным способом образуются:
1. имена существительные
Помощь + суффикс -ник- получается помощник
Камень + суффикс -щик- получается каменщик
Парашют + суффикс -ист- получается парашютист
Учить + суффикс -тель- получается учитель
Храбрый + суффикс -ость- получается храбрость
Строить + суффикс -ени- получается строение
Стол + суффикс -ик- получается столик
2. имена прилагательные
Забота + суффикс -лив- получается заботливый
Весна + суффикс -н- получается весенний
Гусь + суффикс -ин- получается гусиный
Серый + суффикс -еньк- получается серенький
3. наречия, оканчивающиеся на О:
К имени прилагательному медленный прибавляется суффикс -о -, возникает наречие медленно
К имени прилагательному бесшумный прибавляется суффикс -о-, возникает наречие бесшумно
Приставочно-суффиксальный способ заключается в одновременном присоединении к основе исходного слова приставки и суффикса.
К исходному существительному снег под- и суффикс -ник- , возникает новое существительное подснежник
К исходному существительному город одновременно прибавляются приставка за- и суффикс -н- , образуется прилагательное загородный
К исходному глаголу бежать одновременно прибавляются приставка раз- и суффикс -ся , получается новый глагол разбежаться
К исходному прилагательному новый одновременно прибавляются приставка по- и суффикс -ому , возникает наречие по-новому
Наиболее трудным из всех способов образования новых слов в русском языке является бессуффиксный.
Бессуффиксным способом образуются отглагольные существительные.
Берем начальную форму глагола переходить и отсекаем от нее -ть и -и- , получаем образованное бессуффиксным способом отглагольное существительное переход .
Отглагольные существительные вход, повтор, вылет, рассказ, спор образованы бессуффиксным способом.
Бессуффиксным способом также образуются имена существительные от имен прилагательных, в которых отбрасывается окончание.
Берем имя прилагательное далекий и отбрасываем от него окончание -ий , получаем образованное бессуффиксным способом существительное даль .
Тишь, сушь, высь, синь, зелень - эти имена существительные образованы бессуффиксным способом от прилагательных тихий, сухой, высокий, синий, зеленый .
Сложение как еще один способ образования новых слов заключается в соединении в одном слове сразу двух слов.
В результате сложения образуются сложные слова, состоящие из двух корней.
Сложением образованы такие слова, как диван-кровать, драмкружок, пароход.
В русском языке слова могут образовываться путем перехода одной части речи в другую .
Проанализируем два предложения:
1. В город приехало новое лицо .
2. Я люблю все новое .
В первом предложении слово новое отвечает на вопрос КАКОЕ? (лицо какое? новое) и является именем прилагательным.
Во втором предложении слово новое отвечает на вопрос ЧТО? (люблю что? все новое) и употребляется уже не как прилагательное, а выступает в роли имени существительного.
Прочитайте текст и выполните задания.
Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы 2 звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно 2 , почерпая, с одной стороны, высокие слова из языка церковно-библейского 2 , а с другой стороны, выбирая на выбор меткие названья из бесчисленных 2 своих наречий, рассыпанных по нашим провинциям, имея возможность таким образом в одной и той же речи восходить до высоты, не доступной никакому другому языку, и опускаться до простоты, ощутительной осязанью непонятливейшего человека, — язык, который сам по себе уже поэт (Н. В. Гоголь).
Задания 1. Из выделенного предложения выпишите: а) слова, не имеющие окончания; б) слова с нулевым окончанием; в) слова с формально выраженным окончанием. Укажите для последних двух групп слов, какое грамматическое значение имеют окончания. 2. Найдите в тексте родственные слова. Сгруппируйте их в соответствии со значением корня. 3. Найдите слова, которые образованы суффиксальным, приставочным и приставочно-суффиксальным способами словообразования. Укажите, от каких слов они образованы. 4. Сделайте морфемный и словообразовательный разбор выделенных слов.
Литература
1. Русский язык. 6 класс: Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.
2. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова - М.: Дрофа, 2008.
3. Русский язык. 6 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта - М.: Дрофа, 2010.
Словообразование – это раздел языкознания, в котором изучаются способы образования слов языка. Изучая словообразование, можно понять средства обогащения языка в целом. Ведь язык, на котором мы говорим, постоянно изменяется, все, что происходит в обществе, получает отражение в языке через новые слова и значения слов, а главный источник появления новых слов в языке – это словообразование.
Понятия производной, непроизводной, производящей основ
Основа слова, от которого образуется новое слово, называется производящей . Основа образованного слова называется производной , и само слово с такой основой называется производным. Основа же слова, которое ни от чего не образовано (т.е. основа, равная корню), называется непроизводной , само слово также называется непроизводным.
Например, в слове дом основа непроизводная. Если мы хотим от этого слова образовать существительное с уменьшительным значением с помощью суффикса -ик- (дом + -ик --> домик ), тогда основа дом выступает как производящая, а основа нового слова домик – производная.
Упражнения
1. Разделите данные ниже слова на производные и непроизводные:
стенка, пушка, мушка, стирка, лавка, столик, кролик, листок, восток, синий, лисий, синеватый, здоровый, столовый, перловый, дать, отдать, давать, умыть.
Ответ:
Производные слова: стенка, мушка, стирка, столик, листок, лисий, синеватый, столовый, отдать, давать, умыть .
Непроизводные слова: пушка, лавка, кролик, восток, синий, здоровый, перловый, дать .
2. Подчеркните производящую основу слов: необходимость, переносчик, заявление, приходить, беззаботный, интересно, прекращение, охотничий, подорожник.
Ответ :
необходим ость, перенос чик, заявл ение, приходи ть, беззабот ный, интересн о, прекращ ение, охотнич ий, подорож ник.
Основные способы словообразования
Приставочный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову приставок. Приставочным способом могут образовываться разные части речи (в примерах: сущ., прил., гл., нареч.), при этом производящее и производное слова всегда относятся к одной и той же части речи. Наиболее активно этот способ используется в словообразовании глаголов.
со
+ ученик
|
соученик
|
|
пре
+ больш
ой
|
пребольш
ой
|
|
пере
+ бежа
ть
|
перебежа
ть
|
|
от
+ ныне
|
отныне
|
Суффиксальный способ словообразования – образование слов присоединением суффиксов к производящей основе. Этим способом образуются слова разных частей речи:
Приставочно-суффиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящей основе одновременно приставки и суффикса:
Часто такие слова образуются на базе сочетаний предлога с существительным. При этом добавляется суффикс, а бывшие предлоги становятся приставками:
Упражнение
1. Даны слова: безработный, бессмыслица, выключатель, высказать, высказывать, высказывание, напевать, написать, переводной, подставить, подставка, подстаканник, попросить, по-старому, соавтор, собеседование, содействовать, соотечественник, сопровождение .
Распределите слова по трем группам по способу образования.
Ответ:
высказать, написать, подставить, попросить, соавтор, содействовать.
выключатель, высказывать, высказывание, переводной, подставка, сопровождение.
безработный, бессмыслица, напевать, подстаканник, по-старому, собеседование, соотечественник.
Приставочный способ:
Суффиксальный способ:
Приставочно-суффиксальный способ:
Постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову постфикса. Производное и производящее слова относятся к одной и той же части речи. С помощью постфикса -ся образуются глаголы (увлечь --> увлечься, учить --> учиться, сломать --> сломаться ), с помощью постфиксов -то, -либо, -нибудь – неопределенные местоимения и местоименные наречия (кто --> кто-то, чей --> чей-либо, какой --> какой-нибудь, где --> где-то, когда --> когда-либо, как --> как-нибудь ).
Бессуффиксный
способ
словообразования – образование существительных
от глаголов и прилагательных без присоединения
каких-либо суффиксов. Для образования
существительных от глаголов (часто со значением
действия) и от прилагательных (часто со значением
признака), как правило, используется
суффиксальный способ: изучать – изучени
е,
рисовать – рисовани
е, ходить – ходьба
,
белый – белизн
а, темный – темнот
а, слабый
– слабость
. Однако нередко основа
существительных с подобным значением совпадает
с основой глагола или прилагательного (переносить –
перенос, выходить – выход, зеленый – зелень,
сухой – сушь)
. Тем не менее такие
существительные считаются производными от
соответствующих глаголов и прилагательных (а не
наоборот), поскольку значение действия является
первичным для глагола, а признака – для
прилагательного. Иногда от одной основы можно
образовать существительное и суффиксальным, и
бессуффиксным способом: переписать –
переписывание, перепись; синий – синева, синь
.
Способ словообразования, который в школьной
практике принято называть бессуффиксным,
лингвистами обычно рассматривается как
разновидность суффиксального способа, при
котором используется нулевой суффикс, ср.: син(ий)
+ -ев-
--> синева
и син(ий)
+ --> синь
.
Сложение
– образование слов
соединением двух или более основ или слов. Слова,
образованные этим способом, называют сложными.
Выделяются следующие разновидности сложения:
А. Сложение слов: диван-кровать, кресло-качалка.
Б. Сложение основ с помощью интерфиксов: носорог,
пылесос, полуслепой.
В. Сложение сокращенных основ, в результате чего
получается сложносокращенное слово
, или аббревиатура
.
Аббревиатура имеет то же значение, что и исходное
словосочетание. Этот способ в русском языке
характерен только для существительных. Наиболее
частые случаи – это сложение начальных букв слов
(МГУ, вуз)
, сложение слогов или частей слов
полного названия (продмаг, спецкор)
и
сложение начальной части слова с целым словом (стенгазета,
главврач, полдыни, пол-арбуза)
.
Сложение основ может сопровождаться
одновременным присоединением суффикса: земледелие,
пятиэтажный
.
Переход в другую часть речи – способ словообразования, при котором слово или отдельная форма слова определенной части речи начинает осмысляться как слово другой части речи. При этом фонетический облик слова остается прежним, но происходят изменения в грамматических свойствах слова, сопровождающие переход в другую часть речи. Примеры: больной (прил. в форме м. рода) --> больной (сущ.), приемная (прил. в форме ж. рода) --> приемная (сущ.), лежа (дееприч.) --> лежа (наречие), весной (сущ. в форме тв. падежа) --> весной (наречие).
Упражнения
1. Укажите способ образования слов:
Ответ:
Суффиксальный:
столярничать, подружка.
Приставочно-суффиксальный:
предрассветный, собеседник.
Постфиксальный:
подняться, какой-нибудь.
Сложение:
желто-зеленый, водолаз, пятиугольник.
2. Укажите способ образования следующих существительных:
бездорожье, военный, вывих, знание, мороженое, подгруппа, приговор, пришкольный, продмаг, суперобложка, теплоход, тишь, читатель, шашлычная, шестиклассница, школьный.
Ответ:
подгруппа, суперобложка.
знание, читатель, школьный.
бездорожье, пришкольный.
вывих, приговор, тишь.
военный, мороженое, шашлычная.
продмаг, теплоход, шестиклассница.
Приставочный:
Суффиксальный:
Приставочно-суффиксальный:
Бессуффиксный:
Переход прил. или прич. в сущ.:
Сложение:
3. Какое слово является производным в данных парах, первое или второе? Какой способ образования производных слов здесь используется?
Зелень – зеленый, вылет – вылетать, вход – входить, вынос – выносить.
Ответ : первое, бессуффиксный;
4. Какой способ использован при образовании слова пригорок ?
Ответ : приставочный, от существительного горка (отмечаем чередование нуль звука /беглая гласная о .)
Другие способы словообразования
Приставочно-постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову одновременно приставки и постфикса, например: думать --> вдуматься, шутить --> отшутиться, зевать --> зазеваться .
Суффиксально-постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову одновременно суффикса и постфикса, например: гордый --> гордиться, толпа --> толпиться .
Приставочно-суффиксально-постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову одновременно приставки, суффикса и постфикса, например: стрелять --> перестреливаться, говорить --> переговариваться .
Словообразовательный анализ
Словообразовательный анализ позволяет узнать, от чего и с помощью чего образовано данное производное слово, другими словами, анализируемое производное слово делится на две части: производящую основу и словообразовательную морфему.
Проведем словообразовательный анализ слов, содержащихся в предложении:
В обеденный перерыв сотрудники поели и отправились за мороженым .
Обеденный <-- обед
1. Начальная форма – обеденный .
2. Производящее слово – обед . Обеденный – ‘относящийся к обеду’.
3. Словообразующий суффикс – -енн- .
4. Способ словообразования – суффиксальный.
Перерыв <-- перерыв ать
1. Начальная форма – перерыв .
2. Производящее слово – перерывать . Перерыв – ‘промежуток времени, на который приостанавливается, «перерывается» какое-л. действие’.
4. Способ словообразования – бессуффиксный.
а , стоящий в конце глагольной инфинитивной основы.
Сотрудники <-- труд иться
1. Начальная форма – сотрудник .
2. Производящее слово – трудиться . Сотрудники – ‘те, кто трудится вместе’.
3. Словообразующие морфемы: приставка со- и суффикс -ник- .
4. Способ словообразования – приставочно-суффиксальный.
5. При образовании существительного отсекается гласный и , стоящий в конце глагольной инфинитивной основы, и постфикс -ся .
Поесть <-- е сть
1. Начальная форма – поесть .
2. Производящее слово – есть . Поесть – глагол совершенного вида, парный к глаголу есть .
3. Словообразующая приставка – по- .
4. Способ словообразования – приставочный.
Отправились <-- отправи ть
1. Начальная форма – отправиться.
2. Производящее слово – отправить . Отправиться – ‘отправить себя’.
3. Словообразующий постфикс – -ся.
4. Способ словообразования – постфиксальный.
Мороженое (сущ.) <-- мороженое (прич.)
1. Начальная форма – мороженое .
2. Производящее слово – прич. мороженое в форме среднего рода.
3. Словообразующих морфем нет.
4. Способ словообразования – переход в другую часть речи: причастия в существительное.
Дополнительные сведения о некоторых особенностях русского словообразования
1. Словообразовательные омонимы.
Суффиксы, так же как и слова, могут быть
омонимичными. Например, суффикс -к-
может
образовывать существительные со значением лица
женского пола от названия лица мужского пола (студент
– студентка, москвич – москвичка)
,
уменьшительные существительные (репа – репка,
комната – комнатка)
, отглагольные
существительные со значением действия (стирать
– стирка, установить – установка)
и т.д. Иногда
омонимичные суффиксы добавляются к одной и той
же производящей основе, и тогда получаются два
слова-омонима. Поскольку возникновение таких
омонимов связано со словообразованием, их
называют словообразовательными омонимами
,
например: дождевик
(плащ) и дождевик
(гриб); пожарище
(большой пожар) и пожарище
(место после пожара), топорище
(большой топор)
и топорище
(рукоятка топора). Пожарище
(место) и топорище
(рукоятка) –
существительные среднего рода: страшное
пожарище открылось нашему взору; у топора
удобное топорище
. А существительные с
увеличительным значением топорище
и пожарище
– мужского рода (так же как сапожище, домище
и
т.д.), так как при образовании уменьшительных или
увеличительных существительных род, как правило,
не меняется.
Часто у омонимов бывает разный морфемный состав.
Так, слово норка
(зверь) непроизводное, а
слово норка
(маленькая нора) образовано с
помощью уменьшительного суффикса -к-
от слова
нора
.
2. Наложение морфем .
Прилагательное розоватый
образовано от прилагательного розовый
и
обозначает слабую степень проявления этого
признака. Значит, производящая основа розов-
.
Остающийся суффикс -ат-
встречается в
прилагательных, но он имеет значение обладания и
образует прилагательные от существительных (усатый,
бородатый, полосатый)
. А значение слабой
степени проявления признака имеет суффикс -оват-
(ср. красноватый, голубоватый
). По правилу
должно было бы получиться слово розововатый
.
Но в слове возник повтор двух звуковых отрезков: ов
– ов
. Они совместились друг с другом, и в
результате получилось слово розоватый
. Это
явление называется наложением морфем. Другие
примеры: Смоленск + -ск- --> смоленский
(ср. Суздаль
+ -ск- --> суздальский
), лермонтовед
(ср. пушкиновед
),
чествовать
(ср. приветствовать
).
По орфографическим правилам русского языка в
слове не могут соседствовать три одинаковые
согласные, даже если это и требуется составом
слова. Это частный случай наложения морфем: рас-
+ ссорить --> рассорить, колонн(а) + -н- -->
колонный, Одесса + -ск- --> одесский
.
3. Различие словообразовательного и исторического (этимологического) анализа слова.
В процессе развития языка морфемный
состав слова может измениться: производное
слово, ранее членившееся на морфемы, может
потерять членимость и стать непроизводным. Так,
например, слова льгота, польза
и нельзя
были когда-то однокоренными словами. Но теперь,
после исчезновения из языка слова льга
(льзя),
каждое из этих слов воспринимается как
непроизводное.
Еще более удивительна история слова зонтик
.
Это слово пришло к нам из голландского языка:
zonnedek ‘навес от солнца’. Первоначально в слове зонтик
не выделялся суффикс, и значение его было ближе к
значению голландского слова. Вот как его
употребляет Н.В. Гоголь в «Мертвых душах»: Подъезжая
ко двору, Чичиков заметил на крыльце самого
хозяина, который стоял в зеленом шалоновом
сюртуке, приставив руку ко лбу в виде зонтика
над глазами, чтобы рассмотреть получше
подъезжавший экипаж
. С течением времени
произошли изменения не только в значении слова,
но и в его морфемном составе. Теперь мы
воспринимаем последнюю часть слова -ик
как
уменьшительный суффикс и, отбрасывая его,
получаем слово зонт
. Так что с исторической
точки зрения слово зонт
образовано от слова зонтик
.
А словообразовательный анализ современного
русского слова показывает, что слово зонтик
образовано от слова зонт
с помощью
уменьшительного суффикса -ик
(ср. домик,
столик
).
Тема урока. Основные способы образования слов в русском языке:
приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный
способы
Цель урока: знакомство с основными способами образования слов:
приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным
Цель учащихся: знать основные понятия словообразования и уметь определять способ образо вания слов
Задачи: формировать знания об основных способах образования слов;
дать представление о словообразовательной паре,
словообразовательной цепочке;
развивать навыки морфемного и словообразовательного разбора;
Воспитывать интерес к изучению языка, слова.
Тип урока: изучение нового материала
Методы: частично-поисковый, словесный, проблемный
Билингвальный компонент:
Ход урока
I . Вводно-мотивационный.
1. Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока.
2. Словообразовательная разминка: разобрать слова по составу.
Подлить, отдать, льдина, майский, любитель, подписка, разыскание,
снежинка.
3. Наблюдение. Обращение к цели урока.
1. Образуйте однокоренные слова от слова дарить.
Подарить, дарёный, дарение.
2. Какими способами были образованы новые слова?
3. А какие ещё способы образования слов вам известны?
Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке?
Поупражняться в определении способа образования слов, узнать новые способы образования слов, закрепить навыки морфемного разбора.
II . Операционно-познавательный.
1. Наблюдение. Построение словообразовательной цепочки слов: вода и
ехать .
Дополнить словообразовательную цепочку.
Водица (сущ.) поехать
водник (сущ.) доехать
вода водный (прил.) ехать выехать
водяной (прил.) переехать
водянистый приехать
2. Знакомство с понятием «словообразование» и со способами словообразования.
Словообразование – раздел науки о языке, который изучает способы образования слов.
В русском языке слова образуются следующими способами :
суффиксальный;
приставочный;
приставочно-суффиксальный;
сложение;
сложносокращенный.
3. Слово учителя (объяснение).
Способ образования слов с помощью приставок называется приставочным, а с помощью суффиксов - суффиксальным: от глагола читать образованы и прочитать, и читатель.
Есть способ, соединяющий в себе два способа, - приставочно-суффиксальный. Так образованы, к примеру, слова подснежник, сотрудник. Нет же слов сотруд или трудник. Слово образовалось одновременным присоединением приставки и суффикса. Слово подснежник образованно от существительного с предлогом (под снегом) + суффикс.
Работа по таблице «Способы словообразования в русском языке».
Способ словообразования
Что участвует в словообразовании?
Примеры
Суффиксальный
Суффикс
лес - лес ник
Приставочный
Приставка
вез ти - увез ти
Приставочно-суффиксальный
Приставка и суффикс
снег - подснеж ник
Сложение
Слова или основы слов;
пеш ий, ход ить - пеш (е)ход
Сложносокращенный
слоги или начальные буквы, звуки слов
в ысшее у чебное з аведение - вуз
Беседа по таблице:
Какие способы словообразования выделяются в русском языке?
С помощью какой морфемы образуются слова при суффиксальном способе? При приставочном? При приставочно-суффиксальном?
Почему способ сложения слов так называется?
При словообразовательном анализе очень важно не просто найти однокоренное, а определить ближайшее слово, от которого и образовано данное слово. Иначе нарушится словообразовательная цепочка: рассветать - светать - свет.
Возьмём любое слово, состоящее из одного корня, и попробуем построить небольшую словообразовательную цепочку, прибавляя морфемы: снег - снежный - бесснежный. Если проследить обратный путь слова, мы увидим, что прилагательное бесснежный образовалось не от существительного снег, а от прилагательного снежный приставочным способом.
5. Работа в группах. Дополнить таблицу: упр. 281.
I группа – определить суффиксальный способ образования слов;
II группа – определить приставочный способ образования слов;
III группа – определить приставочно-суффиксальный способ образования слов;
IV группа – определить способ образования слов – сложение.
Способы образования слов
Суффиксальный
Приставочный
Приставочно-суффиксальный
Сложение
внуч ка - внук ;
ламп очка - ламп а;
город ской - город
зала ять - ла ять
проговор ить - говор ить;
антивирус ный - вирус ный
подстакан ник - стакан
СНГ - С одружество Н езависимых Г осударств;
книг (о)люб - книг а, люб ить
лед (о)руб - лёд , руб ить
5. Упр. 289 (устно, по цепочке). Вставить пропущенные буквы.
Указать значение суффиксов.
На другой день в небе хо зяйничало сол нце. Это был пре хорошенький оле нёнок, с же лтым пушком и тоне нькими нож ками. Он вытягивал тонкую шейку вперёд, чтобы захватить веточку повыше.
Хозяйничало - хозяйничать (суффиксальный) , прехорошенький - хорошенький (приставочный) , оленёнок - олень (суффиксальный) , пушок - пух (суффиксальный) , тоненький – тонкий (суффиксальный) , ножка - нога (суффиксальный) , шейка - шея (суффиксальный) .
Прехорошенький – в значении очень.
III . Контрольно-оценочный.
1. Разноуровневая работа.
I уровень – упр. 284.
II уровень – упр. 295.
III уровень – упр. 300.
1. Упр. 284. Определить способ образования слов и слово, от которого и
образовано данное слово.
Календарик - календарь (ик) , камышинка - камыш (инк) , лучик - луч (ик) , канавка - канава (к) , золотишко - золото (ишк) , коврик - ковер (ик) , золотко - золото (к) , кабинетик - кабинет (ик) , каютка - каюта (к) , калачик - калач (ик) , кинжальчик - кинжал (чик) , шоколадка - шоколад (к) , кирпичик - кирпич (ик) , кисточка - кисть (очк) , клинышек - клин (ышек) , кабинка - кабина (к) , кнопочка - кнопка (очк) , ковшик - ковш (ик) , лапка - лапа (к) , лимончик - лимон (чик) , лисонька - лиса (оньк ), лобик - лоб (ик), магазинчик - магазин (чик), мармеладка - мармелад (к), ротик - рот (ик) .
Способ образования слов – суффиксальный .
2. Упр. 295. Списать, вставить пропущенные буквы.
Определить слово, от которого образовано данное слово.
Обозначить приставку.
Без личный (личный) , раз рывать (рвать) , безы нтересный (интересный) , без вкусный (вкусный) , из влечь (влечь) , рас плескать (плескать) , без жалостный (жалостный) , рас колоть (колоть) , безы дейный (идейный) , pa с писать (писать) , из баловать (баловать) , безы скусный (искусный) , ис писать (писать) , разы грать (играть) , рас певать (петь) , раз гадать (гадать) , ис топтать (топтать ), бес честный (честный) , рас крутить (крутить) , сверхи зящный (изящный) , рас кусить (кусать) , бес корыстный (корыстный) , разъ единить (единить) , бес конечный (конечный) , из гнать (гнать) , раз гладить (гладить) , бес толковый (толковый) , ис печь (печь) , разъ ехаться (ехать) , сверхи нициативный (инициативный) , раз рубить (рубить) , бес срочный (срочный) .
В приставках, оканчивающиеся на з- (с-), перед гласным и звонким согласным пишется з- , а перед глухим согласным – с-.
После приставок, которые оканчиваются на согласную, в соответствии с произношением вместо и пишется ы .
Исключение: взимать .
После приставок меж- и сверх- пишется буква и.
3. Упр. 300. Определить способ образования слов.
Мебельщик - мебель (суффиксальный) , зажужжать - жужжать (приставочный) , выжить - жить (приставочный) , смягчить - мягчить (приставочный) , кактусовый - кактус (суффиксальный) , задремать - дремать (приставочный) , гнёздышко - гнездо (суффиксальный) , прогнить - гнить (приставочный) , правнук - внук (приставочный) , внезапно - внезапный (суффиксальный) , знание - знать (суффиксальный) , зубной - зуб (суффиксальный) , беззубый - зуб (приставочный), зоркость - зоркий (суффиксальный) , казахский - казах (суффиксальный) , сверху - верх (приставочно-суффиксальный) , кадровый - кадр (суффиксальный) , лакировать - лак (суффиксальный) , налакировать - лакировать (приставочный) , лейтенантский - лейтенант (суффиксальный) .
IV . Итог урока.
Какие способы образования слов вам известны?
Что такое морфемные способы образования слов?
V . Рефлексия.
Какую цель мы ставили в начале урока?
Какие трудности возникали?
VII . Задание на дом: §18, выучить правила, упр. 286, 297.
Подбородок Пододеяльник Приморский Собеседник Созвездие Подоконик Подберезовик Безбилетный Совремэнный Подорожник Сверяйте лексическое значпение! Сверяйте лексическое значпение! Слова, образованные приставочно-суффиксальным способом, без приставки не употребляются!
3. Выделить только предыдущую ступень словообразователльной цепочки. В исследуемом слове должна быть выделена только та морфема (морфемы), которые участвуют в словообразовании. Например: Пароходный = пароход + н Близорукость = близорукий + ость Приходящий = приходить + ящ Завязанный = завязать + ан + н
Укажите способ образования слова ИЗЫСКАННОСТЬ Им. п. – изысканность Сущ., образованное от прилагателльного (обозначает качество). Это качество «изысканного» чего- либо Сравниваем слова «изысканный» и «изысканность». Прибавился суффикс –ость-. Суффиксальный способ.
Укажите способ образования слова ДОЗНАТЬСЯ Глагол, образовался от «знать» Без приставки ДО- употребляется, но приобретает другое значпение «дружить, быть знакимым». Без суффикса –ся не употребляется, значит приставка присоединилась вместе с суффиксом. Приставочно-суффиксальный способ.
Определите способ словообразования Прислониться Обновлпение Дрожь Медлэнно Подружиться Работоспособность Ужинать Безнравствэнный Бездушный Рассказ 1. Суффиксальный 2. Бессуффиксный 3. Приставочный 4. Приставочно- суффиксальный
Определите способ словообразования Присмотреться Конькобежец Вбежав Добропорядочность Пешеход Недостаточно По-немецки Приволье Плащ-палатка громкоговорителль 1. Приставочный 2. Суффиксальный 3. Приставочно- суффиксальный 4. Сложпение 5. Сложпение с суффиксацией
Разбейте слова на группы в соответствии со способом образования: регулировщица рокот ежегодник отголосок раскланяться изредка отягчить сотрудник трогателльный протрубить обтесать прикоснуться 1. Приставочный 2. Суффиксальный 3. Приставочно- суффиксальный 4. Сложпение 5. Сложпение с суффиксацией
Разбейте слова на группы в соответствии со способом образования: 1. Приставочный 2. Суффиксальный 3. Приставочно- суффиксальный 4. Сложпение 5. Сложпение с суффиксацией прикосновпение расступиться ступенчатый постройка замарашка лепет морщина озарпение опека промысел проржаветь пририсовать соблазн
Проверка: Приставочный Раскланяться Протрубить Обтесать Прикоснуться Проржаветь Пририсовать Суффиксальный Регулировщица Ежегодник Трогателльный Прикосновпение Ступенчатый Постройка Замарашка Морщина Озарпение Приставочно- Суффиксальный Отголосок Изредка Отягчить Сотрудник Расступиться Бессуффиксный Лепет Опека Промысел Рокот Соблазн
Из предложения 21 выпишите слово, образованное приставочно- суффиксальным способом. 21) Мало кто знает о человеке, который равен подвигом своим Христу, который ходил «по воде, аки посуху». Ответ: посуху Наречие Образовано от прил. сухой с приставкой по- и суффиксом –у.
Из предложения 21 выпишите слово, образованное приставочно- суффиксальным способом. (21) После этого они снова ищут работы: то ли сухой травы принести, то ли за водой сходить… Ответ: снова Наречие Образовано от прил. новый с приставкой с- и суффиксом –а.
Из предложений выпишите слово, образованное приставочно- суффиксальным способом. (13) В грозном свете дуэльных правил слово быстро отливалось в свинец. (14) А как же Пушкин? (15) Какая непоправимая и бессмыслэнная гибель… Ответ: бессмыслэнная Прилагателльное Образовано от сущ. смысл с приставкой бес- и суффиксом –энн. (без приставки не существует)
Из предложений выпишите слово, образованное бессуффиксным способом. (26) Исцарапали весь замок. (27) Этажерка с книгами, поверхность стола, постелль – все носило на себе свежие следы обыска. (28) Белье было сложено аккуратно, но не в том порядке, в каким оставила его Машенька, уходя из дому. Ответ: обыск Существителльное со значпением действия. Образовано от глаг. обыскивать.
Из предложений выпишите слово, образованное бессуффиксным способом. (3) У меня был трудно болен сын, и мы сбились с ног в поисках одного редкого лекарства. (4) Его нигде не было. (5) Гайдар подошёл к телефону и позвонил к себе домой. Ответ: поиск Существителльное со значпением действия. Образовано от глаг. поискать.
Из предложений выпишите слово, образованное приставочно- суффиксальным способом. (12) Сосредоточьтесь на нем! (13) И пусть никто не заметит вашего плохого настроения, глядишь и оно станет получше. (14) Вы распрямите не только плечи, вы и внутрэнне распрямитесь. Ответ: распрямите Глагол в повелителльном наклонении. Образовано от прил. прямой с приставкой рас- и суффиксом –и. (без приставки не существует)
Из предложений выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. (26) Сейчас, конечно, не художествэнная литература формирует наш языковой вкус. (27) Тон задают теперь в первую очередь телевидпение и радио. (28) Это касается и произношения звуков, и ударения, и интонации. (29) А совремэнным дикторам нравится американская интонация. 1
Из предложения 11 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. (11) В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника – ему искусство нужно для поддержания собствэнного духа, для укрепления собствэнной веры в добро, правду, красоту. 5
Из предложений 7 – 8 выпишите слова, образованные приставочным способом. (7)Высматривает орлом, выступает плавно, мерно. (8) Тот же самый орёл, как только вышел из комнаты и приближается к кабинету своего начальника, куропаткой такий спешит с бумагами под мышкой, что мочи нет. 7
Из предложений 7 – 9 выпишите слово, образованное приставочным способом. (7) Слышишь, видишь, читаешь такие – и хочется снова и снова бить в набат, взывать, умолять, уговаривать: БЕРЕГИСЬ КАНЦЕЛЯРИТА! (8) Это – самая распространённая, самая злокачествэнная болезнь нашей речи. (9) Когда-то редкостный знаток русского языка и чудодей слова Корней Иванович Чуковский заклеймил её точным, убийствэнным названием. 8
Из предложений выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. (3) На освещэнном мощными огнями теплоходе. (4) И в этом туманном мире возникли усталые созвездия… (5) Я вышел из рубки на крыло мостика. 9
Из предложений выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. (12) Сплетник вынужден был осторожничать. (13) В грозном свете дуэльных правил слово быстро отливалось в свинец. (14) А как же Пушкин? (15) Какая непоправимая и бессмыслэнная гибель… 10
Из предложений выпишите слово, образованное приставочным способом. (6) Телевизор вырабатывает пассивность! – горячился фермер. – (7) Вы только подумайте, мои дочери, вместо того чтобы упражняться на скрипке или фортепиано, вместо того чтобы читать и развивать свое воображпение, вместо того чтобы коллекционировать бабочек или лекарствэнные травы, вместо того чтобы вышивать, видят целыми вечерами, уставившись в это серое пятно. 1
Из предложений выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. (17) Из глубины истории идет и увлечпение алхимией, долгое время остававшейся попечителльницей химического знания. (18) Идея телепатического общения оказалась в поле внимания ряда наших выдающихся соотечествэнников, заинтриговав В. Бехтерева и К. Циолковского. (19) А известный химик А. Бутлеров в сотрудничестве с писателем С. Аксакивым даже издавал журнал «Ребус», в котором находили приют телепаты и спириты. 3
Из предложений выпишите глагол, который образован суффиксальным способом. (3) Я видел Плещеево - озеро около Переславля- Залесского. (4) И озеро Пацкуаро в Мексике. (5) и озеро Синевир в Карпатах. (6) Пюхяярве может своей красотой потягаться и с Пацкуаро, и с Синевиром. (7) Нам было жать расставаться с Пюхяярве, и, когда наступил день отъезда, мы пришли попрощаться с озером. 4
Из предложения 5 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. (5) Но не такив удел, и другая судьба писателя, дерзнувшего вызвать наружу все, что ежеминутно пред очами и чего не зрят равнодушные очи, - всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных раздроблэнных, повседневных характеров, которыми кишит наша земная, подчас горькая и скучная дорога, и крепкою силою неумолимого резца, дерзнувшего выставить их выпукло и ярко на всенародные очи! 5
Из предложения 7 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. (7) Между тем у меня была душа своя, и я знал о ней с очень далекого времени, почти с детства, когда проливал потихоньку слезы о том, что я вышел на свет не такий, как все. 6
Из предложений выпишите слово, образованное приставочным способом. (4) Нелепость такиго «трезвого размышления» очевидна для любого человека, который хоть раз оказывался под пулями. (5)Я на всю жизнь запомнил свой первый бой. 9