Привет, сайт в процессе завершения. Некоторые ссылки могут не работать.
mushketery lavkrafta 1 - «МУШКЕТЁРЫ» ЛАВКРАФТА

«МУШКЕТЁРЫ» ЛАВКРАФТА

1. ЖРЕЦ КЛАРКАШ-ТОН

Кларк Эштон Смит (1893-1961) был первым, кто стал развивать лавкравфтианскую мифологию в своём собственном творчестве. Родом из Калифорнии, Смит как и ГФЛ был самоучкой. Он писал картины и делал скульптуры. Но подлинной страстью его была поэзия, в которой нашли своё отражение космические ужасы, которыми ГФЛ населил свою прозу. Прозу же Смит не особо жаловал, рассматривая её исключительно как источник заработка.

9 - «МУШКЕТЁРЫ» ЛАВКРАФТА
Кларк Эштон Смит (1893 – 1961)

Отношения ГФЛ и Смита завязались в 1921 году, когда Лавкрафт познакомился с поэзией калифорнийца. Их интенсивная переписка продолжалась вплоть до самой смерти ГФЛ в 1937 году. А отношения стали столь тёплыми и близкими, что ГФЛ называл Смита «Кларкаш-Тоном», в шутку утверждая, что в прошлой жизни тот был жрецом из Атлантиды.

Если сюжеты ГФЛ, как правило, развиваются в нашем времени, то Смит зачастую в своём творчестве отправлялся в легендарные и даже фантастически миры. Например, в древнюю Гиперборею, где существовала величайшая из всех древних цивилизаций. Или Аверуань, провинцию средневековой Франции, где правила магия. Или в далёкое будущее, на Зотик, последний континент на Земле, перед её окончательной гибелью.

Одна из первых историй Смита, где появляются элементы лавкрафтианской мифологии, — рассказ «Возвращение чародея», опубликованный в сентябре 1931 года. Главный герой прибывает в дом к некоему господину, чтобы стать его секретарём. В итоге выясняется, что ему предстоит служить подлинному магу, в чьём распоряжении, помимо прочего, имеется легендарный «Некрономикон». «Я слышал об этой редчашей, полулегендарной книге, однако никогда не видел её. Считалось, что она содержит величайшие тайны зла и запретное знание; более того, как утверждали, изначальный текст, написанный безумным арабом, Абдулом Альхазредом, являлся недоступным».

В ноябре того же года Смит опубликовал «Рассказ Сатампры Зейроса», в котором сделал один из двух своих важнейших вкладов в развитие лафвкрафтианской мифологии. Он вводит в канон образ Цатоггуа, божества-жабы. История описывает путешествие жреца эпохи палеолита к древнему храму, где поклоняются богу-жабе:

«Я никогда не виде образ Цатоггуа прежде, однако без труда узнал его по тем описаниям, что мне доводилось услышать. Это пузатое существо было изображено сидящим на корточках, голова же его больше напоминала чудовищную жабу, нежели божество. Всё его тело было покрыто чем-то наподобие короткой шерсти, напоминая одновременно летучую мышь и ленивца».

Иным вкладом стала Книга Эйбона или Liber Ivonis, аналог лавкрафтианского «Некрономикона». Подобно ему, книга Смита стала другим важным гримуром и хранилищем древних секретов в рамках лафкрафтианского канона. По замыслу Смита, Книга Эйбона существует лишь в переводе, оригинал же был написан давным-давно в легендарной Гиперборее. Впервые у Смита Книга Эйбона появляется в рассказе «Уббо-Сатла», вышедшем в 1933 году. В нём главный герой при помощи легендарной книги старается разгадать загадку странного объекта, обнаруженного в Гренландии.

Будучи плодовитым автором, до смерти ГФЛ Смит написал пятьдесят две истории, в которых так или иначе развиваются «Мифы Ктулху». Всего же за свою жизнь он опубликовал шестьдесят пять таких рассказов. Ещё девять его историй были опубликованы Лином Картером уже после ухода самого Смита.

2. БОБ «ДВЕ ПУШКИ»

Ещё один из самых видных соратников Лавкрафта, это, конечно же, создатель Конана-Варвара, Роберт Ирвин Говард. Родившийся в 1906 году Говард за свою короткую жизнь создал множество произведений в самых разных жанрах: фэнтези, приключения, хоррор.

8 - «МУШКЕТЁРЫ» ЛАВКРАФТА
Роберт Ирвин Говард (1906 – 1936)

Подобно другому «мушкетёру Лавкрафта» Кларку Эштону Смиту, писавшему об Атлантиде, Гиперборее и других легендарных континентах, Говард создал собственную впечатляющую картину древней мифологической истории в качестве арены для приключений своего главного персонажа. И хотя там царит магия, на первый план выходит именно личность героя. Конан – воплощение не просто идеальных мужских качеств, но ницшеанского идеала арийского сверхчеловека.


Говард почти никогда не покидал городка Кросс-Плейнс, шт. Техас, но его разум и фантазия совершенно не укладывались в рамки провинциального образа мысли и уносились за пределы пространства и времени. Подобно Лавкрафту и Смиту Говард был самоучкой, самостоятельно изучавшим историю и вырабатывавшим навыки писательского мастерства. Но в отличие от своих собратьев по «Мифам Ктулху», Говард был атлетом и фанатом спорта. Если ГФЛ и Смит были чистыми эстетами, то Говард являлся заядлым боксёром и в перерывах между тренировками находил время, чтобы написать свыше 200 рассказов.


ГФЛ начал переписываться с Говардом в августе 1930 года, после публикации его повести «Костяное лицо» (ориг. «SkullFace», в русских переводах – «Хозяин судьбы»), в которой её главный герой противостоит криминальному гению, чьё настоящее имя Катулос (Kathulos) и каковой является жрецом из древней Атлантиды, восставшим из глубины поглотивших её вод. В итоге, он повергает «жёлтую опасность», грозящую западному миру, чьим олицетворением становится Катулос.


Литература, посвящённая «жёлтой опасности», стала популярной в начале XX века, когда Британская Империя почувствовала силу, которую набирали её азиатские колонии, силу, которая грозила обрушить существующий миропорядок. Во времена же Говарда и в особенности для США олицетворением «жёлтой угрозы» стала усиливающая своё могущество Япония…


Из письма в редакцию Weird Tales Говард с удивлением узнал, что его Катулос уж больно подозрительно напоминает Ктулху, чьё имя всплыло ранее в «Зове Ктулху» за авторством Лавкрафта. Удивительные параллели были не просто в созвучии имён, но даже в мифологическом материале, окружавшем обоих персонажей.
«Под зелёными волнами лежат они, древние господа и хозяева, в лакированных саркофагах, и люди считают их мертвыми, но они всего лишь спят. Спят долгие столетия, как часы с будильником, — чтобы однажды проснуться! Древние мудрецы, они предвидели день, когда море поглотит сушу, и давно к этому приготовились. Они решили снова подняться в грядущие времена варварства. Так произошло со мной. Они лежат и видят сны, древние чародеи и суровые монархи, умершие, как умирают люди, потому что Атлантиду затопило море. Их тоже залила вода, пока они спали, но они всплывут!» (Пер. Г. Усовой)


Сходство было поразительным, так что создавалось впечатление, что оба автора, и ГФЛ, и Говард использовали для создания своих персонажей некий общий источник. Говард был настолько озадачен произошедшим, что посчитал своим долгом написать Лавкрафту: «Имя Катулос может намекать на нечто подобное, но на самом деле я просто случайно его выдумал, совершенно не имя на тот момент никакого представления о таком мифологическом персонаже как Ктулху (если он на самом деле таковым является)».


Так завязалась переписка, переросшая в дружбу, несмотря на то, что ГФЛ и Говард никогда не встречались в жизни. 14 августа 1930 года ГФЛ написал своему визави: «Было бы довольно забавно отождествлять вашего Катулоса с моим Ктулху, я могу так поступать в будущем, давая соответствующие мрачные намёки». Оба автора сошлись на том, что Катулос – это греческая транслитерация непроизносимого имени Ктулху, а Атлантида служила либо в качестве форпоста Древних, либо воплощением аллюзий к изначальному Р’лайху.

В своих письмах ГФЛ именовал Говарда Боб «Две пушки», намекая и на его техасское происхождение, и на его пылкий нрав, и они часто спорили, какая же из рас является высшей, англосаксы (ГФЛ) или кельты (Говард). Их переписка длилась на протяжении 30-х годов, вплоть до смерти Говарда, который совершил самоубийство в июне 1936. Ему было всего лишь тридцать лет…


За шесть лет их дружбы Говард сочинил немало историй, развивающих мифологию Ктулху. Одной из первых и, вероятно, наиболее известной является «Чёрный камень», опубликованный в Weird Tales в ноябре 1931 года. Герой истории, путешествуя по Венгрии, обнаруживает Чёрный Камень, древний монолит, покрытый нечитаемыми иероглифами, более древними, чем археологи способны их датировать. Ужас в историю приходит тогда, когда рассказчик понимает, что археологическая загадка – далеко не всё, что покоится в венгерской почве, а монолит – лишь часть чего-то более грандиозного и более жуткого…


Именно в «Чёрном камне» и предшествующих ему «Детях ночи» Говард делает важнейший вклад в развитие Мифов, а именно вводит в оборот собственную «чёрную книгу», которая наряду с «Некрономиконом» ГФЛ и «Книгой Эйбона» Смита войдёт в канон Мифов – «Неименуемые культы» Фридриха Вильгельма фон Юнтца. Хотя именно ГФЛ предложил имя её автора, а Дерлет дал им «оригинальное» германское название, Unaussprechlichen Kulten…

3. Роберт «Психо» Блох

До известной степени именно Лафкрафту Роберт Блох (1917-1994), прославленный мастер хоррора и автор знаменитого, экранизированного Хичкоком «Психо», обязан своим обращением к писательскому ремеслу.

robert bloch - «МУШКЕТЁРЫ» ЛАВКРАФТА
(5 апреля 1917 – 23 сентября 1994 г.)

Будучи поклонником Weird Tales, ещё подростком Блох стал переписываться с ГФЛ. Мэтр был приятно удивлён его стилем письма и предложил юноше попробовать себя в написании историй. «Отчего бы и нет?» – решил Блох и сочинил несколько рассказов, которые, как он позднее вспоминал, были не лучшего качества, но удостоились, однако же, похвалы со стороны Лавкрафта. Так круг «мушкетёров» пополнился и юным отроком.

В 1935 году выходит первый рассказ Блоха «Звёздный бродяга», который теперь уже с полным правом можно отнести к классике «Мифов Ктулху». Мало того, что он внёс в них такого персонажа как чернокнижник Людвиг Принн и обогатил «чёрную библиотеку» фолиантом «Тайны червя» («Des vermis mysteriis»), так Блох ещё и «убил» самого мэтра, который послужил прототипом протагониста рассказа, оккультиста, пожранного неведомой тварью со звёзд…

Перед публикацией Weird Tales потребовал у Блоха получить на такое дело разрешения от «жертвы», и Лавкрафт разрешил ему «изображать, убивать, уничтожать, дезинтегрировать, трансфигурировать, подвергать любым метаморфозам или иным образом манипулировать» собой в данном рассказе. Более того, ГФЛ не остался в долгу и «отомстил» Блоху, опубликовав, несколько месяцев спустя, рассказ «Обитающий во мраке», в котором вывел того в качестве главного героя Роберта Блейка (живущего по подлинному адресу Блоха), также погибающего в финале повествования…

mushketery lavkrafta 626x1024 - «МУШКЕТЁРЫ» ЛАВКРАФТА

Спустя 40 лет после смерти ГФЛ, Блох почтил его память романом «Странные эоны» (1978). Само его название отсылает к «цитате» из «Некрономикона» из повести «Зов Ктулху». Замысел романа заключается в том, что произведения Лавкрафта были не выдумкой, но основались на подлинных фактах. В «Странных эонах» Лавкрафт выступает как исследователь сверхъестественного, выступающий с предупреждением человечеству и раскрывающий перед ним мрачные тайны истории Земли. Блох, ничтоже сумняшеся, включил в роман даже себя, хотя и не назвался по имени. В итоге Блох актуализировал «Мифы Ктулху» для 1970-х годов, интегрировав в них ряд современных мифов, связанных с таинственными и паранормальными явлениями, такими как НЛО, Бермудский треугольник, остров Пасхи, и парапсихология, а также правительственный заговор!


Автор: Дмитрий Зеленцов

Канал на Дзене:  zen.yandex.ru

Jonathan Adams Smith
Jonathan Adams Smith

Бесконечный и неутомимый фанат лавкрафтианы и хоррор тематики, сквозь время и пространство поддерживающий и развивающий сие тему в России и странах СНГ.

Похожие Статьи