Привет, сайт в процессе завершения. Некоторые ссылки могут не работать.
uzhas danvicha - Немного о Ужасе Данвича

Немного о Ужасе Данвича

Сделанные от большой любви к Лавкрафту фильмы легко и непринужденно делятся на две категории: прямые экранизации, когда режиссер и сценарист под угрозой НЕИМЕНУЕМЫХ мучений боятся выйти из текста как из защитного круга и быть пожранными творениями собственной буйной фантазии, и всякое “на основе” и “по мотивам”, опирающееся (кроме, естественно, щупалец в самых неожиданных местах) на атмосферу неопределенного ужаса космических масштабов и намеками на то, что есть в мире вещи пострашнее “Фауста” Гете.

uzhas danvicha2 - Немного о Ужасе Данвича
Постер Фильма

Если (в случае последних) от оригинала или авторского стиля что-то и остается, то вытаскивать это доставляет удовольствие одним поклонникам, как в случае, например, с The Void или Beyond the Black Rainbow. Вообще эта ситуация выигрышна и режиссеру и зрителю, потому что Лавкрафту,, как мало кому до него и после, удалось создать именно СВОЮ атмосферу. Которую вроде как именно в силу уникальности повторить, казалось бы, сложно, но благодаря готовому рецепту удается это, цитируя великих, “не только лишь всем”.

Зритель же наслаждается эффектом узнавания и причастностью к избранным. При этом даже лишив конструкцию одного элемента или вырубив под корень весь пантеон Древних, мы все равно не избавимся от присутствия чего-то, что сам ГФЛ с редкой для него краткостью обозвал fear of the unknown. Против бессознательного не попрешь ибо и Лавкрафта в этом революционном осознании реальной незначительности личности на сто процентов стоит ставить рядом со знаменитой троицей Ницше, Марксом и Фрейдом. Спекулятивных реалистов, впрочем, и без меня хватает, давайте-ка лучше посмотрим, что попало в наши сети на третий день лавкрафтианской недели.

uzhas danvicha12 1024x576 - Немного о Ужасе Данвича

Адаптаций “Данвичского ужаса” для кино было две – 1970 года и 2009 и они идеально вписываются в описанную выше схему. Последняя настолько точно списана с текста, что ваш покорный не поленился слазить на полку и сравнить с первоисточником. That’s it, baby. Смысла поэтому смотреть не было ибо и анализировать нечего, если тупо не пересказывать очевидное, приставая лишь к деталям. Что же до фильма 1970 года (по другим источникам, 69-го) – тут все гораздо интереснее. Экшон, как в давешнем Resurrected, перенесли в эпоху пост-хиппи и расцвета new age, что на самых вкусных сценах отразилось чуть более чем полностью.

uzhas danvicha13 1024x576 - Немного о Ужасе Данвича
Алистер Кроули

Из коренных персонажей остался один доктор Эрмитедж, зато красоты прибавилось, поскольку для движения сюжета в одним Древним ведомом направлении режиссер Дэниэл Хеллер добавил девушек, одна из которых (очаровательная Сандра Ди) успешно работает алтарем. Напомню, что на дворе 1969 год – вокруг антивоенные демонстрации, пышно цветет викка и только что вышла Сатанинская Библия ЛаВея. Под влиянием всех этих оккультных художеств ритуал призвания Йог-Сотота больше напоминает черную мессу или что-то из викканского репертуара со штатными жрецом / жрицей. Все во славу плодородия, конечно.

Данное безобразие ни в какие ворота не лезет, потому что героинь (положительных, по крайней мере) у Лавкрафта почти нет и отношения с женским полом у него были сложные. Любовными письмами разве что мог завалить, это да. Но делать нечего, требование рынка. Если в относительно травоядные 60-е дефилирование полуобнаженных чаровниц на экране было чем-то сродни пришествию все тех же Old Ones на грешную Землю, то к семидесятым народ, избалованный сексуальной революцией и потворством инстинктам по рецепту дяди Антона, захотел зрелищ попикантнее.

Оттоптался режиссер даже на Телеме:) Знак, который герой Дина Стокуэлла (не в пример своему литературному аналогу симпатичный, тем и завлекающий в гибельные сети юных дев – а также несколькими каплями love potion) с завидной регулярностью (я бы даже сказал, профессионально и привычно) демонстрирует в процессе мессы, прекрасно знают все, кто хоть раз видел знаменитую фотку Алистера нашего Эдвардовича.

Младшего брата Уилбура, который по тексту жуткий упырь, решили не показывать то ли, чтобы таинственность вконец не похерить, то ли просто бюджет пожалели. Его появление маркируется мелькающим цветофильтром и хриплым сопеньем. Хищник, да и только.

Не откажешь всему этому хиппарскому мракобесию в одном – красиво. Да и как иначе, если Хеллер долго работал арт-директором у великого и ужасного Роджера Кормана. Припудренные пылью и элегантной паутиной скрипучие неоготические интерьеры конца XIX века и мягкие оттенки – его рук дело. До Dunwich Horror Хеллер выпустил еще одно чудо – Die, Monster, Die с самим Карлоффом, на этот раз по мотивам “Цвета из иных миров” (он, кстати, отчего-то у киношников нарасхват, но об этом в другой раз).

Автор: Дмитрий Даммер

LOVECRAFTIAN
LOVECRAFTIAN
lovecraftian.ru

Мы рады что вы посетили наш проект, посвященный безумному гению и маэстро сверхъестественного ужаса в литературе, имя которому – Говард Филлипс Лавкрафт.

Похожие Статьи