Здравствуй, дорогой друг. Я решил принести тебе пост про старенький, но весьма достойный survival horror, что так радовал меня когда-то. В посте будет немного спойлеров и много упоминаний молодежных ужастиков и Resident Evil, но надеюсь тебе будет интересно.

Обзоры игр: Obscure

Итак шло лето 2005 года, народ с зимы увлеченно крошил друг другу лица в Tekken 5, монстров в God of War и машины в Gran Turismo 4. Ко всему прочему с июня все кому не лень начали охлаждать траханье в Grand Theft Auto: San Andreas, и в это время некая, до сих пор ничем не знаменитая, студия Hydravision Entertainment совместно с издателем DreamCatcher Interactive (эти же ребята выпускали Painkiller),  тихонечко выпускают некоторый хоррор под названием Obscure.

Оценки игра получила весьма средние, но свою аудиторию нашла и полюбилась многим фанатам хорроров в стиле Resident Evil. Все в игре, начиная от атмосферы и клишированного сюжета и заканчивая загадками и сохранением игры, вызывает стойкие ассоциации с обителью зла, но обо всем по порядку.

Начнем пожалуй с сюжета, я постараюсь особо не спойлерить, но совсем без спойлеров не получится. А завязка прям очень похожа на теплые ламповые молодежные ужастики категории В, такие как “Я знаю что вы сделали прошлым летом”, “Крик” и “Факультет”. К последнему кстати особо много отсылок. Даже вступительный ролик к игре, в котором нас знакомят с компанией главных героев под бодрый трек Still Waiting от Sum 41, выполнен очень в стиле молодежных страшилок:

https://www.youtube.com/watch?v=HV1zwjWsmXI&feature=emb_title

И далее один из компании пропадет, а остальные решат его поискать, и с этого момента стартует основной сюжет игры. Всю информацию мы будем получать из разнообразных записок, записей, документов и прочих находок, прям как в RE. Но тут и одно из отличий от Resident Evil: героев целых пять (один конечно пропал вначале игры, но он вернется в строй) и у каждого есть некоторая способность, обоснованная характером персонажа. Итак, у нас есть:

Обзоры игр: Obscure

Кенни Мэтьюс (второй слева) – капитан баскетбольной команды, типичный агрессивный турникмэн. Способность – быстро бегать и больно бить, стойко может выдержать больше урона чем остальные. Именно он пропадет при непонятных обстоятельствах, и его пойдет искать вся компания.

Шэннон Мэтьюс (первая слева) – младшая сестра Кенни. В отличии от брата не сильная, но крайне умная. Особенно любит медицину, а значит лучше лечит остальных. Плюс благодаря высокому интеллекту может подсказать что нужно сделать и куда пойти. Хотя ее подсказки не всегда полезны.

Джош Картер (первый справа) – репортер школьной газеты и очень любопытный гражданин. Везде у него с собой камера и повсюду он все снимает. Не ровно дышит к Шэннон. Благодаря своей любознательности может сообщить, можно ли еще чего стащить из локации или все уже распихано по карманам.

Эшли Томпсон (вторая справа) – девушка Кенни, по совместительству модель местного разлива. Ко всему прочему владеет некислыми навыками самообороны, а значит лучше всех может насовать в хлеборезку мерзким врагам как с огнестрела, так и с оружия ближнего боя: делает два удара или два выстрела за раз.

Стэнли Джонс (по центру) – лучший друг Кенни и типичный трудный подросток (вспомнить того же Зика Тайера из того же “Факультета”). Его специализация – взламывание замков, это он делает лучше и быстрее всех, да и может подсказать есть ли вообще на локации дверь, которую можно взломать.

Под наше управление попадает 2 персонажа за раз, между которыми можно переключаться на лету. Сменить напарника можно практически в любой момент времени, нужно только вернуться в условную “безопасную зону”. Причем ИИ не самый тупой, понятно, что особо не помощник, но втащить врагу может и без лишних подсказок. Правда делать он это будет тем оружием, что даст ему игрок, автосмена пушки не предусмотрена. Поэтому если игрок вручил ИИ нож, то будь тот хоть весь обвешан дробовиками, драться все равно будет ножом. Ко всему прочему в игре предусмотрен кооп на одном компе, что добавляет игре плюсиков. Но стоит помнить, что смерть персонажа перманента, и если игрок в задорной битве забудет полечить напарника и с тем случится легкий случай смерти, то дальше придется идти без него отряд не заметил потери бойца. Количество выживших персонажей к концу игры влияет в основном на бонусы после прохождения и на финальный ролик, сама же концовка всегда одинакова.

Обзоры игр: Obscure

Геймплей же чисто резидентовский – бегаем по огромному зданию школы, с типично резидентовской архитектурой, ищем нужные нам сюжетные предметы или оружие, неистово уничтожая всяких монстров и собирая всякие интересные записки, газетные вырезки и документы. Даже сохранения тут как в Обители зла – ищем диски и с помощью них сохраняем наш прогресс. Кстати камера здесь статична, но в отличии от того же резидента игроку редко в голову прилетает копье мысль “тупая камера”. Ракурсы практичны и удачны, но бывают и не прозаичные виды “из окна”, словно кто-то наблюдает за героями, а то и виртуальный оператор пробежится вместе с монстром по потолку или развернет вид на 30 градусов от пола.

Так же в отличии от Resident Evil во время прицеливания герой не приклеивается к полу, а может свободно перемещаться, а значит больше пространства для маневра пока автоприцел надежно удерживает жертву на мушке.

Обзоры игр: Obscure

Кстати про оружие: по какой-то причине по школе ровным слоем размазано большое количество как оружия ближнего боя, типа бейсбольных бит, палок и тд, так и огнестрельного, вроде пистолета, дробовика, магнума и даже световых гранат (вот что нужно делать на уроках труда). Ко всему прочему у наших персонажей неограниченный инвентарь (слышите как где-то в голосину рыдает довакин?) и к концу игры у каждого школьника будет такое количество пушек, что можно устать их пролистывать. А стрелять из всего этого добра видимо научились на уроках ОБЖ, ага.

Обзоры игр: Obscure

Есть еще один интересный момент связанный с оружием: кроме пушек и бит есть еще и свет, причем это очень мощный инструмент в борьбе с местным бестиарием. Благодаря местной системе комбинирования предметов с помощью дробовика, фонарика, изоленты и какой-то матери мы получим…дробовик с фонариком внезапно. И можем больно засветить этим самым фонариком в наглые морды супостатов, прежде чем нашпиговать эти самые морды дробью (завидуй и стыдись, морпех из Doom3). Ко всему прочему вовремя разбитое стекло или умело направленный прожектор превратят злобных тварей в груду дымящейся плоти, что бывает очень кстати.

Обзоры игр: Obscure

Но в отличии от того же Alan Wake не обязательно озарять светом каждого врага, что появился на горизонте, бравые школоло могут насовать монстрам и без всяких фонарей, но со светом все таки полегче. Злобных тварей кстати здесь не много, разнообразие местного бестиария остановилось на цифре 9, включая боссов и разные стадии мутаций врагов.

Обзоры игр: Obscure

Но несмотря на малое количество местные монструозины весьма интересны. Тут есть и мелкие и быстрые кусаки, и мутирующие студенты, что слабы на ранних стадиях превращения, а на поздних могут выдать на орехи по первое число, и ползающие по потолку насекомообразные существа, и нечто из нескольких человеческих тел, и огромная жирная бабища из бухгалтерии что является маткой для более мелких слизней, в общем все что нужно чтобы и разнообразно и монстры не надоедали. И вся это мерзость окружена темной аурой, что в некоторой степени поглощает урон, так еще они и распространяют эту ересь вокруг себя, чем изрядно отравляют жизнь героям.

Обзоры игр: Obscure

В наличии так же как и в той игре, что я устал упоминать, есть всякие загадки: где-то нужно код ввести, где-то нужно найти штуки, чтобы совместить их друг с другом и получить штуки, чтобы открыть дверь, там что-то подвигать, там что-то пошатать и тд. В целом загадки простые, но придется подумать один раз. А если игрок не против мозгой пошевелить, да еще и наблюдателен, то может найти для себя много всяких плюшек, что помогут в прохождении.

Ну с резидентовским геймплеем все понятно, а что с графикой и звуком?” – спросишь ты. “А тут все на уровне!” – отвечу я:

Назвать картинку отличной язык не повернется. Но видно, что дизайнеры не жалели сил на проработку окружения: блеклый свет пасмурного дня снаружи и напряженный мрак помещений и коридоров внутри, мерцающие фонарики героев, неплохая для своего времени анимация и модели, обшарпанные и грязные текстуры помещений очень хорошо создают образ старой, опустевшей школы, что словно проклятая крепость скрывает в своих затхлых катакомбах жуткие тайны.

Ребятушки из Hydravision написали свой движок и прикрутили к ней свою физику с блэкджеком и…ну вы в курсе. Правда ждать от нее красивого рэгдола или зрелищно разлетающихся кусков чего-либо не стоит, но предметы со столов падают, а мелкая утварь и мебель двигается если в нее упереться. А раз предметы двигаются согласно законам физики, это значит что намертво прибитая к полу табуретка не станет для игрока непреодолимой преградой, при попытке свалить от особо злого врага.

Отдельно я хочу упомянуть звук. Тот же Sum 41 на вступлении крайне приятен и в тему, но что действительно круто, так это монументальная работа французского композитора Оливье Деривьера (на минуточку, он же создал саундтреки к таким играм как Alone in the Dark (2008), Remember Me, The Technomancer), который совместно с детским хором Парижской Гранд Оперы создал действительно атмосферный и жутковатый саундтрек.

Великолепная работа композитора дополняется грамотными и качественными звуковыми эффектами окружения: где-то вдали слышаться крики и всхлипы, под ногами героев скрипят рассохшиеся половицы старинного здания, шорохи и шелесты. Все это в совокупности с качественной картинкой создает нужную густую атмосферу напряженности и угрозы.

Стоит отдельно выделить попытки разработчиков упростить жизнь игроку: автоприцел, карта с пометками и подсказками, удобное управление – все это есть, но вот автоприцел и подсказки хардкорным игрокам могут не зайти.

То есть это прям очешуенно, судя по твоим словам” – скажешь ты, “ну не совсем” отвечу я.

Несмотря на все свои плюсы, фишечки и плюшечки – это все тот же Resident Evil, но про американских школьников и с мутантами вместо зомби. Но загадки здесь проще, бои легче, и игра короче. Полное прохождение займет часиков 8, а если особо не щелкать клювом, то и того меньше. Получить отдельное удовольствие от игры поможет кооп, тем более управление очень удобно заточено под геймпад, но тут тоже есть беда: камера пристально смотрит на игрока №1 и возникают ситуации, когда второй просто остается за кадром. Поэтому приходится двум игрокам бегать практически в обнимку, чтобы понимать что с героями вообще происходит.

Как и вот в той игре, после прохождения здесь открываются всякие бонусные материалы и плюшки: начиная от изображений и роликов, заканчивая новыми пушками для нового прохождения игры.

В целом игра не хит, но оченно крепкий среднячок, и если есть свободное время и желание вкусить старого доброго survival horrorа, то я настоятельно рекомендую ознакомится, особенно если есть 2 геймпада и другЪ, что согласен присоединиться. 7 резидентов из 10!

https://www.youtube.com/watch?v=IEm_U1r9xt0&feature=emb_title

P.S: Скажу пару слов о ремастере игры, да и такой есть. Лежит данное чудо в стиме, по цене 169р, но русского языка нет, поддержка 16:9 не особо поддержка, к тому же выпилили Still Waiting из вступления в угоду чьим-то авторским правам. Добавили достижения, но это такой себе плюс, по сравнению с минусами.


Автор: Ян Михайлов

Поддержать автора донатом: donationalerts

Twitch: twitch

Телеграм канал: https://t.me/oogamers


Author

Бесконечный и неутомимый фанат лавкрафтианы и хоррор тематики, сквозь время и пространство поддерживающий и развивающий сие тему в России и странах СНГ.