Открытый урок "Окружающий мир, как иерархическая система" учебно-методический материал по информатике и икт (9 класс) на тему. Открытый урок по информатике "Окружающий мир как иерархическая система" (9-й класс) Окружающий мир как иерархическая система инф

Конспект урока

Тема урока: «Окружающий мир как иерархическая система».

Место: 9 класс, 1 урок по главе «Моделирование и формализация».

Тип урока: Урок объяснения нового материала и первичного закрепления знаний.

Цель: сформировать представление об окружающем мире как иерархической системе.

Задачи:

Обучающие: Формирование представления о разновидностях иерархической системы; познакомить учащихся с окружающим миром;

Развивающие: развитие логического мышления, расширение кругозора, развитие познавательного интереса.

Воспитательная: воспитание информационной культуры.

Оборудование: интерактивная доска, учебник.

План урока:

1. Организационный момент;

2. Изучение нового материала;

3. Закрепление;

4. Постановка домашнего задания, итог урока.

Этап урок

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Презентация

Организационный момент

Здравствуйте, сегодня на уроке мы начинаем изучать новую главу моделирование и формализация.

Тема урока «Окружающий мир как иерархическая система».

Приветствуют учителя. Записывают тему урока.

Изучение нового материала

Мы живем в макромире,т. е. в мире, который состоит из объектов, по своим размерам сравнимых с человеком. Обычно макрообъекты разделяют на неживые (камень, льдина, бревно и т. д.), живые (растения, животные, человек) и искусственные (здания, средства транспорта, станки и механизмы, компьютеры и т. д.).

Макрообъекты состоят из молекул и атомов, которые, в свою очередь, состоят из элементарных частиц, размеры которых чрезвычайно малы. Этот мир называется микромиром.

Мы живем на планете Земля, которая входит в Солнечную систему, Солнце вместе с сотнями миллионов других звезд образует нашу галактику Млечный Путь, а миллиарды галактик образуют Вселенную. Все эти объекты имеют громадные размеры и образуют мегамир.

Что такое окружающий мир?

Можем ли мы представить его в виде иерархического ряда объектов?

Что это за ряд объектов?

При этом на уровнях молекул и макротел в этом иерархическом ряду образуется ответвление - другой ряд, связанный с живой природой.

А в живой природе существует иерархия?

Кто или что является вершиной эволюции жизни на Земле?

Каждый человек в отдельности и общество в целом изучают окружающий мир и накапливают знания, на основании которых создаются искусственные объекты. (показывает на схему)

Каждый объект состоит из других объектов, т. е. представляет собой систему. Вместе с тем, каждый объект может входить в качестве элемента в систему более высокого структурного уровня. Является ли объект системой или элементом системы, зависит от точки зрения (целей исследования).

Запишем определение, система состоит из объектов, которые называются элементами системы.

Необходимым условием существования системы является ее целостное функционирование.

Например, если сложить в кучу устройства, которые входят в состав компьютера (процессор, модули оперативной памяти, системную плату, жесткий диск, корпус, монитор, клавиатуру и мышь), то они будут образовывать систему?

А если я подключу устройства друг к другу?

Т. е. целостно функционирующая система, образуется только после физического подключения устройств друг к другу, включения питания и загрузки операционной системы.

Если из системы удалить хотя бы один элемент, то она может перестать функционировать?

Так, если удалить одно из устройств компьютера (например, процессор), компьютер выйдет из строя?

Т. е. прекратит свое существование как система!

Каждая система обладает определенными свойствами, которые, в первую очередь, зависят от набора составляющих ее элементов. Так, свойства химических элементов зависят от строения их атомов. Свойства системы зависят также от структуры системы, т. е. от типа отношений и связей элементов системы между собой. Если системы состоят из одинаковых элементов, но обладают разными структурами, то их свойства могут существенно различаться.

Записывают, что такое макромир и виды макрообъектов.

Записывают, что такое микромир.

Записывают, что такое мегамир.

Это то что нас окружает

Да, можем

Элементарные частицы, атомы, молекулы, макротела, звезд и галактик.

Да.

Является человек

Записывают определение.

Нет!

Да! Будут образовывать систему

Да! Нет!

Да!


Закрепление

Контрольные вопросы (представлены на слайде).

Выполните задание, которое представлено на слайде

Проверяем.

Отвечают на вопросы.

Выполняют задание в тетради

Сверяют свои ответы с доской.

Постановка домашнего задания, подведение итогов.

Запишите домашнее задание.

Подведем итоги.

О чем говорили на уроке?

Что было сложно?

Что было интересно?

Какие задания выполняли?

Спасибо за урок!

Записывают домашнее задание.

Отвечают на вопросы.

Мы живем в макромире,т. е. в мире, который состоит из объектов, по своим размерам сравнимых с человеком. Обычно макрообъекты разделяют на неживые (камень, льдина, бревно и т. д.), живые (растения, животные, человек) и искусственные (здания, средства транспорта, станки и механизмы, компьютеры и т. д.). Макрообъекты состоят из молекул и атомов, которые, в свою очередь, состоят из элементарных частиц, размеры которых чрезвычайно малы. Этот мир называется микромиром. Мы живем на планете Земля, которая входит в Солнечную систему, Солнце вместе с сотнями миллионов других звезд образует нашу галактику Млечный Путь, а миллиарды галактик образуют Вселенную. Все эти объекты имеют громадные размеры и образуют мегамир. Все многообразие объектов мега-, макро- и микромира состоит из вещества, при этом все материальные объекты взаимодействуют друг с другом и поэтому обладают энергией. Поднятое над поверхностью земли тело обладает механической энергией, нагретый чайник - тепловой, заряженный проводник - электрической, а ядра атомов - атомной. Окружающий мир можно представить в виде иерархического ряда объектов: элементарных частиц, атомов, молекул, макротел, звезд и галактик. При этом на уровнях молекул и макротел в этом иерархическом ряду образуется ответвление - другой ряд, связанный с живой природой. В живой природе также существует иерархия: одноклеточные - растения и животные - популяции животных. Вершиной эволюции жизни на Земле является человек, который не может жить вне общества. Каждый человек в отдельности и общество в целом изучают окружающий мир и накапливают знания, на основании которых создаются искусственные объекты. Все вышесказанное можно отобразить в виде схемы.

Каждый объект состоит из других объектов, т. е. представляет собой систему. Вместе с тем, каждый объект может входить в качестве элемента в систему более высокого структурного уровня. Является ли объект системой или элементом системы, зависит от точки зрения (целей исследования). Вместе с тем, атом водорода входит в молекулу воды, т. е. является элементом системы более высокого водорода и молекула структурного уровня.

В мире материальных систем существуют определенные иерархии - упорядоченные последовательности соподчинения и усложнения. Они служат эмпирической основой системологии. Все многообразие нашего мира можно представить в виде последовательно возникших иерархий.

Это природная, физико-химико-биологическая (ФХБ) иерархия и возникшая на ее основе социотехническая иерархия (СТ). Объединение систем из разных иерархий приводит к «смешанным» классам систем. Так, объединение систем из физико-химической части иерархии (ФХ - «среда») с живыми системами биологической части иерархии (Б - «биота») приводит к смешанному классу систем, называемых экологическими. Объединение систем из иерархий Б, С («человек») и Т («техника») приводит к классу хозяйственных, или технико-экономических, систем.

Природная иерархия - от элементарных частиц до современной биосферы - отражает ход эволюции материи. Ответвление СТ (социотехническая иерархия) - очень недавнее и кратковременное по вселенскому масштабу времени, но оказывающее сильное влияние на всю суперсистему. Схематически указано воздействие человеческого общества на природу, опосредованное техникой и технологиями (техногенез). Упомянутый ранее холистический подход предполагает рассмотрение совокупности этих иерархий как единой системы.

Классификация систем может быть проведена по различным признакам. Основной является группировка по трем категориям: естественно-научной, технической и социально-экономической. В естественных (биологических) системах место и функции каждого элемента, их взаимодействие и взаимосвязь предопределены природой, а совершенствование этой организации происходит по законам эволюции. В технических системах место и функции каждого механизма, узла и детали предопределены конструктором (технологом), который в процессе эксплуатации совершенствует ее. В социально-экономических системах место, функции и взаимосвязь элементов предопределяются управляющим (менеджером), им же корректируются и поддерживаются.

В зависимости от решаемой задачи можно выбрать разные принципы классификации.

Системы можно классифицировать следующим образом:

Материальные и знаковые;

Простые и сложные;

Естественные и искусственные;

Активные и пассивные;

Открытые и закрытые;

Детерминированные (жесткие) и стохастические (мягкие).

Объективно реальные материальные системы обычно определяются как совокупность объектов, объединенных некоторой формой регулярного взаимодействия или взаимозависимости для выполнения заданной функции (железная дорога, завод и пр.).

Среди систем, созданных человеком, есть и абстрактные, знаковые, чисто информационные системы, являющиеся продуктом познания, - мыслимые, идеальные и модельные системы. Их элементами являются не вещи, а понятия, сущности, взаимодействующие массивы и потоки информации: например, система математических уравнений; система аксиом Эвклида; система множеств; логические системы; система химических элементов; правовая система кодексов, система власти, система целей компании, правила дорожного движения и т.п.; и, конечно, Интернет.

Как правило, организации как системы (например, бизнес-организации и социальные организации) являются конкретными материальными системами, но в своих функциях и поведении содержат некоторые свойства абстрактных систем - систем инструкций, правил, предписаний, законов, учета, счетов и т.п.

За основу классификации систем по сложности разные авторы принимают различные признаки: размер системы, количество связей, сложность поведения системы. На наш взгляд, разделение на простые и сложные системы должно происходить на основании наличия цели и сложности заданной функции.

Простые системы, не имеющие цели и внешнего действия (атом, молекула, кристалл, механически соединенные тела, часовой механизм, термостат и т.п.) - это неживые системы. Сложные системы, имеющие цель и «выполняющие заданную функцию» - это живые системы, или системы, созданные живым: вирус, бактерия, нервная система, многоклеточный организм, сообщество организмов, экологическая система, биосфера, человек и материальные системы, созданные человеком, - механизмы, машины, компьютеры, Интернет, производственные комплексы, хозяйственные системы, глобальная техносфера и, конечно, различные организации.

В отличие от простых систем сложные системы способны к актам поиска, выбора и активного решения. Кроме того, они обязательно обладают памятью. Все это конкретные материальные системы. Они состоят из (или включают некоторое число) материальных элементов. Если взаимодействия между элементами имеют характер сил или переносов вещества, энергии и информации и могут изменяться во времени, мы имеем дело с динамическими системами. Они выполняют функции, относимые к внешней среде, - функции защиты от среды или работы по оптимизации среды, по меньшей мере, одну внешнюю функцию - функцию самосохранения.

Открытая система для достижения целей существенным образом взаимодействует с другими системами. Понятие открытой системы ввел Л. фон Берталанфи. Открытые системы способны обмениваться с внешней средой веществом, энергией и информацией, закрытые системы лишены этой способности. Любая социально-экономическая система принадлежит к классу открытых динамических систем. Именно к открытым динамическим системам применимо понятие самоорганизации.

Системы пытаются классифицировать по степени их организованности, подразумевая при этом структурированность (хорошо структурированные, плохо структурированные, неструктурированные). Позднее была предложена более простая классификация: хорошо организованные и плохо организованные, или диффузные, системы; еще позднее, когда появился класс самоорганизующихся систем, соответственно появилось и разделение их на саморегулирующиеся, самообучающиеся, самонастраивающиеся, самоадаптирующиеся. Но все эти классификации достаточно условны.

Слайд 2

Мы живем вмакромире, т. е. в мире, который состоит из объектов, по своим размерам сравнимых с человеком. Обычно макрообъекты разделяют на неживые (камень, льдина и т. д.), живые (растения, животные, сам человек) и искусственные(здания, средства транспорта, станки и механизмы, компью­теры и т. д.). Макромир. Гулливер в стране лилипутов

Слайд 3

Макрообъекты состоят из молекул и атомов, которые, в свою очередь, состоят из элементарных частиц, размеры которых чрезвычайно малы. Этот мир называется микромиром Микромир. Атом водорода и молекула воды.

Слайд 4

Мы живем на планете Земля, которая входит в Солнечную систему, Солнце вместе с сотнями миллионов других звезд образует нашу галактику Млечный Путь, а миллиарды галактик образуют Вселенную. Все эти объекты имеют громадные размеры и образуют мегамир Мегамир. Солнечная система

Слайд 5

Галактика Звезды и планеты Макротела Молекулы Атомы Элементарные частицы Популяция Растения и животные Одноклеточные Человек Общество Знания Искусственные объекты (техника)

Слайд 6

Молекула воды H атом водорода можно рассматривать как систему, так как он состоит из положительно заряженного протона и отрицательно заряженного электрона. Вместе с тем, атом водорода входит в молекулу воды, т. е. является элементом системы более высокого водорода и молекула структурного уровня

Слайд 7

Отдельные объекты (устройства) целостная система (компьютер) если удалить одно из устройств компьютера (например, процессор), компьютер выйдет из строя, т. е. прекратит свое существование как система

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Свойства системы

Каждая система обладает определенными свойствами, которые, в первую очередь, зависят от набора составляющих ее элементов. Так, свойства химических элементов зависят от строения их атомов. Свойства системы зависят также от структуры системы, т. е. от типа отношений и связей элементов системы между собой. Если системы состоят из одинаковых элементов, но обладают разными структурами, то их свойства могут существенно различаться.

Разделы: Информатика

Класс: 9

Цели урока:

  • сформировать представление об окружающем мире как иерархическая система;
  • сформировать представление о разновидностях иерархической системы;
  • познакомить учащихся с окружающим миром, для которого можно проводить моделирование.
  • развитие логического мышления, расширение кругозора.
  • развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры.

Основное понятие: система.

Оборудование: конспект, учебник, ТСО.

Ход урока.

1. ОРТАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Здравствуйте, сегодня на уроке мы приступаем к изучению новой главы моделирование и формализация. Тема урока «Окружающий мир как иерархическая система». (вводное слово учителя) (слайд 1)

2. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Мы живем в макромире, т. е. в мире, который состоит из объектов, по своим разме­рам сравнимых с человеком. Обычно макрообъекты разде­ляют на неживые (камень, льдина, бревно и т. д.), живые (растения, животные, человек) и искусственные (здания, средства транспорта, станки и механизмы, компьютеры и т. д.). Макрообъекты состоят из молекул и атомов, которые, в свою очередь, состоят из элементарных частиц, размеры ко­торых чрезвычайно малы. Этот мир называется микроми­ром. Мы живем на планете Земля, которая входит в Солнеч­ную систему, Солнце вместе с сотнями миллионов других звезд образует нашу галактику Млечный Путь, а миллиар­ды галактик образуют Вселенную. Все эти объекты имеют громадные размеры и образуют мегамир. Все многообразие объектов мега-, макро- и микромира состоит из вещества, при этом все материальные объекты взаимодействуют друг с другом и поэтому обладают энерги­ей. Поднятое над поверхностью земли тело обладает меха­нической энергией, нагретый чайник - тепловой, заряжен­ный проводник - электрической, а ядра атомов - атомной. Окружающий мир можно представить в виде иерархи­ческого ряда объектов: элементарных частиц, атомов, моле­кул, макротел, звезд и галактик. При этом на уровнях моле­кул и макротел в этом иерархическом ряду образуется ответвление - другой ряд, связанный с живой природой. В живой природе также существует иерархия: однокле­точные - растения и животные - популяции животных. Вершиной эволюции жизни на Земле является человек, который не может жить вне общества. Каждый человек в отдельности и общество в целом изу­чают окружающий мир и накапливают знания, на основа­нии которых создаются искусственные объекты. Все вышесказанное можно отобразить в виде схемы. (слайд 2)

Системы и элементы.

Каждый объект состоит из других объектов, т. е. представляет собой систему. Вместе с тем, каждый объект может входить в качестве элемента в систе­му более высокого структурного уровня. Является ли объ­ект системой или элементом системы, зависит от точки зрения (целей исследования). Учитель: Запишем определение, Система состоит из объектов, которые называются элементами системы. Например, атом водорода можно рассматривать как систему, так как он состоит из положительно заряженного протона и отрицательно заряженного электрона. (Слайд 3)

Вместе с тем, атом водорода входит в молекулу воды, т. е. является элементом системы более высокого водорода и молекула структурного уровня.

Целостность системы.

Необходимым условием сущес­твования системы является ее целостное функционирова­ние. Система является не набором отдельных объектов, а со­вокупностью взаимосвязанных элементов. Например, если сложить в кучу устройства, которые входят в состав компьютера (процессор, модули оператив­ной памяти, системную плату, жесткий диск, корпус, мони­тор, клавиатуру и мышь), то они не образуют систему. Ком­пьютер, т. е. целостно функционирующая система, образуется только после физического подключения устройств друг к другу, включения питания и загрузки опе­рационной системы (слайд 4).

Если из системы удалить хотя бы один элемент, то она может перестать функционировать. Так, если удалить одно из устройств компьютера (например, процессор), компью­тер выйдет из строя, т. е. прекратит свое существование как система. Взаимосвязь элементов в системах может иметь различ­ную природу. В неживой природе взаимосвязь элементов осуществляется с помощью физических взаимодействий:

  • в системах мегамира (например, в Солнечной системе) элементы взаимодействуют между собой посредством сил всемирного тяготения;
  • в макротелах происходит электромагнитное взаимо­действие между атомами;
  • в атомах элементарные частицы связаны ядерными и электромагнитными взаимодействиями.

В живой природе целостность организмов обеспечивает­ся химическими взаимодействиями между клетками, в об­ществе - социальными связями и отношениями между людьми, в технике - функциональными связями между устройствами и т. д.

Свойства системы.

Каждая система обладает определен­ными свойствами, которые, в первую очередь, зависят от набора составляющих ее элементов. Так, свойства химичес­ких элементов зависят от строения их атомов. Свойства системы зависят также от структуры системы, т. е. от типа отношений и связей элементов системы между собой. Если системы состоят из одинаковых элементов, но обладают разными структурами, то их свойства могут су­щественно различаться.

3. ЗАКРИПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Контрольные вопросы:

  • Что такое микромир?
  • Что такое макромир?
  • Что такое мегамир?
  • Образуют ли систему устройства, из которых состоит компьютер: до сборки? После сборки? После включения компьютера?

4. ЗАДАНИЕ НА ДОМ

Приведите примеры систем в окружающем мире.

Окружающий мир как иерархическая система (9 класс)

Тип урока: изучение новой темы.

Форма урока: урок-игра.

Класс: 9.

Цель урока: сформировать представление об окружающем мире как иерархической системе, для которого можно проводить моделирование.

Задачи:

Обучающая: познакомить учащихся с окружающим миром, сформировать представление о разновидностях иерархической системы;

Развивающая: развитие логического мышления, расширение кругозора, развитие познавательного интереса к уроку;

Воспитательные: воспитание информационной культуры, формирование умения работать в команде, распределять обязанности, воспитание чувства ответственности.

Оборудование: конспект, учебник, проектор, презентация, карточки с заданиями.

Структура урока:

    Организационный момент (1,5-2 мин.)

    Задание 1 (3 мин.)

    Объяснение новой темы (6,5-7 мин.)

    Задание 2 (6,5-7 мин.)

    Задание 3 (7 мин.)

    Физкультминутка (1,5-2мин.)

    Задание 4 (9 мин.)

    Тест на закрепление изученного материала (5 мин.)

    Итоги (1,5-2 мин.)

    Домашнее задание. (1 мин.)

(44-45 мин.)

Ход урока

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

(Слайд 1)

Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами проведём не простой урок, а побываем на научно-практической конференции, где вы не только получите новые знания, но и сами примете участие в поиске ответов на поставленные вопросы. Итак, мы приступим к изучению новой главы моделирование и формализация. Тема - «Окружающий мир как иерархическая система».

И прежде чем приступить к работе, вам необходимо выполнить следующее задание.

(Слайд 2)

Необходимо придумать название команды. Каждый участник команды отвечает за выполнение определённых обязанностей. Должности написаны на листках на ваших столах.

Руководитель научной группы: координирует и направляет работу группы. Следит за сплочённостью команды, принимает решение в спорной ситуации.

Секретарь: фиксирует сделанные командой выводы.

Докладчик: доводит до слушателей решения и ответы команды на поставленные вопросы.

Помощники группы: основной «мозг» группы, решают задачи, отвечают на вопросы, организовывают обсуждения.

Важно помнить, что вы – команда. А, значит, должны работать сплочённо, только тогда работа будет продуктивной.

Представление групп.

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

(Слайды 3-11)

Мы живём в макромире, т.е. в мире, который состоит из объектов, по своим размерам сравнимых с человеком. Обычно макрообъекты разделяют на неживые (камень, льдина, бревно и т.д.), живые (растения, животные, человек) и искусственные (здания, средства транспорта, станки и механизмы, компьютеры и т.д.). Макрообъекты состоят из молекул и атомов, которые, в свою очередь, состоят из элементарных частиц, размеры которых чрезвычайно малы. Этот мир называется микромиром. Мы живем на планете Земля, которая входит в Солнечную систему, Солнце вместе с сотнями миллионов других звёзд образует нашу галактику Млечный Путь, а миллиарды галактик образуют Вселенную. Все эти объекты имеют громадные размеры и образуют мегамир. Всё многообразие объектов мега-, макро- и микромира состоит из вещества, при этом все материальные объекты взаимодействуют друг с другом и поэтому обладают энергией. Поднятое над поверхностью земли тело обладает механической энергией, нагретый чайник – тепловой, заряженный проводник – электрической, а ядра атомов – атомной. Окружающий мир можно представить в виде иерархического ряда объектов: элементарных частиц, атомов, молекул, макротел, звёзд и галактик. При этом на уровнях молекул и макротел в этом иерархическом ряду образуется ответвление – другой ряд, связанный с живой природой. В живой природе также существует иерархия: одноклеточные – растения и животные – популяции животных. Вершиной эволюции жизни на Земле является человек, который не может жить вне общества. Каждый человек в отдельности и общество в целом изучают окружающий мир и накапливают знания, на основании которых создаются искусственные объекты.

Задание №2 (слайд 12).

На карточках вам представлен список. Отнести каждое слово в одну из 3-х групп: Микромир, Макромир, Мегамир.

Атом, молекула воды, человек, Юпитер, гора Шихан, ЭВМ, Млечный путь, протон, созвездие «Большая Медведица», электрон, медведь, Туманность Андромеды, береза, фотон, комета Галлея.

(Слайд 13)

Системы и элементы.

Каждый объект состоит из других объектов, т.е. представляет собой систему. Вместе с тем, каждый объект может входить в качестве элемента в систему более высокого структурного уровня. Является ли объект системой или элементом системы, зависит от точки зрения (целей исследования). Система состоит из объектов, которые называются элементами системы. Например, атом водорода можно рассматривать как систему, т.к. он состоит из положительно заряженного протона и отрицательно заряженного электрона.

Вместе с тем, атом водорода входит в молекулу воды, т.е. является элементом системы более высокого водорода и молекула структурного уровня.

Задание 3 (слайд 14). Дайте название системам и перечислить объекты из которых они состоит.

Физкультминутка.

Целостность системы.

Необходимым условием существования системы является её целостное функционирование. Система является не набором отдельных объектов, а совокупностью взаимосвязанных элементов. Например, если сложить в кучу устройства, которые входят в состав компьютера (процессор, модули оперативной памяти, системную плату, жёсткий диск, корпус, монитор, клавиатуру и мышь), то они не образуют систему. Компьютер, т.е. целостно функционирующая система, образуется только после физического подключения устройств друг к другу, включения питания и загрузки операционной системы

Если из системы удалить хотя бы один элемент, то она может перестать функционировать. Так, если удалить одно из устройств компьютера (например, процессор), компьютер выйдет из строя, т.е. прекратит своё существование как система. Взаимосвязь элементов в системах может иметь различную природу. В неживой природе взаимосвязь элементов осуществляется с помощью физических взаимодействий:

    в системах мегамира (например, в Солнечной системе) элементы взаимодействуют между собой посредством сил всемирного тяготения;

    в макротелах происходит электромагнитное взаимодействие между атомами;

    в атомах элементарные частицы связаны ядерными и электромагнитными взаимодействиями.

В живой природе целостность организмов обеспечивается химическими взаимодействиями между клетками, в обществе – социальными связями и отношениями между людьми, в технике – функциональными связями между устройствами и т.д.

Задание 4 (слайды 15-16). На доске вы видите две схемы, но в ней есть недостающие элементы. Эти элементы записаны на карточке. Вам необходимо вписать слова в пропущенные места, так чтобы схема получилась верной. Сначала выполняете задание на местах, а затем, один участник команды показывает результат на доске.

Человек, атом, знания, популяции, молекулы, растения и животные, звезды и галактики.

Тест (Слайд 17).

1 вопрос. Окружающий мир имеет следующую структуру:

    Одноранговую

    Классическую

    Иерархическую

2 вопрос. Выберите объекты, входящие в микромир:

    Растения

    Молекулы

    Фотоны

    Микросхема

3 вопрос. Мир, состоящий из объектов, сравнимых по размерам с человеком называется…

    Микромир

    Мегамир

    Человеческим

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то