Праздник русского языка. Сценарий проведения школьного вечера

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В.И. Вернадского»

(ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»)

ПРИБРЕЖНЕНСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ (ФИЛИАЛ)

Сценарий открытого внеклассного мероприятия,

посвященного Дню русского языка

«И мы сохраним тебя, русская речь…»

Разработчик:

преподаватель русского языка и литературы,

І квалификационной категории

Агеева Екатерина Валентиновна

Прибрежное

2017

Цели:

1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

2. Обобщить знания, полученные во время изучения русского языка.

3. Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у обучающихся.

Оформление:

    плакаты,

    презентация «И мы сохраним тебя, русская речь…»

    отрывок из кинофильма «Двенадцать стульев»,

    отрывок из кинофильма «72 метра»,

    плакаты с цитатами выдающихся людей о русском языке.

«Что русский язык – один из богатейший языков в мире, в этом нет никакого сомнения».

(В.Белинский)

«Я русский бы выучил только за то, что толком его не знает никто».

(В.Маяковский)

1 ведущий. Если ты хочешь судьбу переспорить, Если ты ищешь отрады цветник, Если нуждаешься в твердой опоре,- Выучи русский язык!

2 ведущий. Он твой наставник, великий, могучий, Он переводчик, он проводник! Если штурмуешь познания кручи,- Выучи русский язык!

3 ведущий. Тургенева зоркость, бескрайность Толстого, Пушкинской лирики чистый родник. Блещут зеркальностью русского слова. Выучи русский язык!

4 ведущий. Уважаемые гости! Дорогие друзья! Здесь нет случайных людей. Тут собрались, те, кто любит и ценит великий и могучий русский язык. Невозможно не обойти вниманием Александра Сергеевича Пушкина, который родился 6 июня 1799 года и в честь которого ежегодно по всей России отмечается праздник русского языка. Конечно, наше сегодняшнее мероприятие – посвящено родному языку «И мы сохраним тебя, русская речь».

Стоит напомнить, что именно главной исторической заслугой Пушкина является им закрепление русского народно-разговорного языка в литературе.

Язык – удивительнейший из даров, которым наделён человек. Это могучее орудие человека в его трудовой и творческой деятельности. В мире насчитывается ныне более двух с половиной тысяч языков. Большинство же человечества объясняется на двадцати языках. В это число входит и наш русский язык, на котором говорят свыше двухсот пятидесяти миллионов человек (примерно 3 место после китайского и английского).

Русский язык играет выдающуюся роль в развитии передовой общественной науки, мировой культуры, в духовном развитии и сближении народов.

2 ведущий . Сейчас в разных странах мира русский язык изучают более 20 миллионов человек. Это значит, что каждый седьмой житель нашей планеты знает русский язык. Его изучают в Европе и Америке, его изучают школьники и студенты в странах Азии и Африки. Русский язык стал языком развития и укрепления дружбы и сближения народов разных стран.

Русское слово можно услышать сегодня на всех континентах, в самых отдалённых уголках Земли. Сбылись слова Алексея Толстого: « Настанет время – русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара ». Сегодня народы мира хотят знать русский язык – язык мира, дружбы и богатейшего культурного наследия.

3 ведущий . В «Письмах русского путешественника» Николай Михайлович Карамзин писал: «Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своём, почти без всякого чуждого примеса, течёт, как гордая, величественная река – шумит, гремит – и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса!»

Декабрист Вильгельм Карлович Кюхельбекер в лекции о русской литературе, прочитанной им в Париже в 1821 году, говорил: «Таково … современное состояние русского языка: он богат, выразителен, свободен и гармоничен».

Николай Васильевич Гоголь писал: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг…»

А.М. Горький утверждал, что «русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей».

1 ведущий . Представляю вашему вниманию современного автора Михаила Крюкова с произведением «Много языков на свете разных», читает Ермашова Татьяна.

Много языков на свете разных -

Выучить их все не смог бы я,

Все они по-своему прекрасны,

В каждом есть изюминка своя.

Говорят в Париже по-французски,

По-немецки говорит Берлин;

Мне же дорог мой, привычный, русский,

Для меня родной лишь он один.

Мелодичный, гибкий и певучий,

С детства он меня очаровал,

И не зря великим и могучим

Наш язык Тургенев называл.

Развиваясь быстро, динамично,

Впитывая разные слова.

Новое воспринимал отлично,

Но и мудрость предков в нём жива.

Да и только нашей, русской речью

Можно Русь привольную воспеть!

Будет жить язык наш русский вечно

И не сможет, верю, умереть!

4 ведущий . На русском языке написаны произведения Пушкина, Толстого и Достоевского, Чехова и Бунина, Горького и Шолохова.

Наш язык велик и могуч, и мы все, для кого русский язык является родным, все, кому он дорог, несём ответственность за его чистоту, правильность, точность, выразительность. Современный русский язык, получив богатейшее наследство, развивается с быстротой поражающей. Словарное богатство его неисчерпаемо. Богатейшие возможности русского языка позволяют говорящим на нем создавать новые слова, как только в них возникает необходимость.

Предлагаю вашему вниманию отрывок из кинофильма «72 метра» режиссера Владимира Хотиненко по мотивам рассказа Александра Покровского про великий и могучий русский язык.

( демонстрация фрагмента из х/ф «72 метра» )

2 Ведущий. В истории русского народа есть пословица, известная всем: « Встречают по одёжке – провожают по уму ». Она особенно точно указывает на то, что в человеке, прежде всего, необходимо ценить интеллект, его мысли. А свои мысли люди выражают при помощи слов.

Слово – важнейшее средство общения, тонкий и гибкий инструмент, с помощью которого формируется и выражается человеческая мысль.

Мир слов многообразен, интересен, увлекателен и ещё до конца не разгадан, а также неисчерпаем, как космос, Вселенная.

3 Ведущий. Слово обладает способностью обобщать и в то же время обозначать индивидуально неповторимое.

« Слово – дело великое , - писал Лев Толстой. – Великое, потому что словом можно соединить людей и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти ».

1 Ведущий. В подтверждении этому можно привести такой исторический пример.

Эзоп, знаменитый баснописец Древней Греции, был рабом философа Ксанфа.

Однажды Ксанф пригласил к себе гостей и приказал Эзопу приготовить самый лучший обед. Эзоп купил языков и приготовил из них три блюда.

Почему ты подаешь одни языки? - спросил за обедом Эзопа удивленный Ксанф.

Ты велел купить самое лучшее, - ответил тот,- а что для философа дороже языка? При помощи языка изучаются науки и получаются знания; посредством него мы объясняемся друг с другом, решаем разные вопросы, просим, приветствуем, миримся, даем, получаем, выполняем просьбы, вдохновляем друг друга. При помощи языка строятся города, развивается культура народов. Думаю, что нет ничего лучше языка.

Такой ответ пришелся по сердцу Ксанфу и его гостям.

Через неделю Ксанф приказал, чтобы Эзоп приготовил самый плохой обед. Эзоп снова купил языки; все удивились. Тогда Эзоп сказал Ксанфу:

Ты приказал купить самое худшее. А есть ли что хуже языка? Посредством языка мы огорчаем друг друга, бранимся, лжем, обманываем, хитрим, ссоримся. Язык делает людей врагами, разрушает области, даже целые государства. Он вносит в нашу жизнь горе и зло... Может ли быть что-нибудь хуже языка?

Говорят, что не всем присутствующим этот ответ пришелся по вкусу.

3 Ведущий. Слово – удивительный дар, которым обладает только человек. В русском языке есть великое множество слов. Сколько их? На этот вопрос не может убедительно ответить ни один специалист, ни одна статистика. 200 тысяч русских слов собрал в своём толковом словаре Владимир Иванович Даль. В словаре С. И. Ожегова – 57 тысяч слов. В произведениях А. С. Пушкина было использовано 20 тысяч слов. В современном мире всё чаще появляются новые слова и выражения – это неологизмы.

2 Ведущий. Но, к большому сожаленью, правильная речь стала редкостью. Почему уровень речевой культуры постоянно снижается, как впрочем, и уровень общей культуры? Неужели русский язык – такой великий и могучий – оскудеет. И мы будем довольствоваться жалким набором слов из лексикона Эллочки Щукиной, высмеянной Ильфом и Петровым? Её словарный запас составлял около 30 слов. Вот некоторые слова, придирчиво выбранные ею из могучего русского языка: «хо – хо», «знаменито», «хамите», «мрак», «жуть», «подумаешь», «парниша», «ого».

4 Ведущий. Современный культурный человек имеет в среднем словарный запас от 3 тысяч до 6 тысяч. Задумайтесь, а каков ваш словарный запас?

Что же помогает нам обогащать словарный запас? Конечно, общение и добрые умные книги. Чем больше слов находится в распоряжении отдельного человека. Чем богаче его речь, тем свободнее, полнее и точнее он выражает свои мысли, чувства, настроения.

Для повышения речевой грамотности больше читайте. Вашим постоянным чтением должны стать лучшие произведения отечественной и мировой литературы. Давно и мудро сказано: « Можно научиться хорошо говорить, читая тех, кто хорошо писал ».

А сейчас ребята прочитают вам стихи про русский язык.

( Представители от групп читают стихи ).

1 чтец

Стужа ль жгла, дожди ли моросили,-

Забывая и боль и грусть,

Как молитву, язык России

Я заучивал наизусть.

В нем, мне кажется, от природы,

Как в живительном корне, есть

Свежесть совести, сок свободы,

Благородство, размах и честь.

Беспримерный язык! Недаром

Пушкин думал на нем и творил.

С. Васильев «Русский язык»

2 чтец

Щедро народное наследство -

Я люблю красивый наш язык.

На якутском говорю я с детства,

Словно к матери, к нему привык.

Но порой, друзья мои, бывает,

В час, когда сижу с пером в руке,

Новых слов для песни не хватает

Мне в моем не бедном языке.

Жизнь идёт, словарь опережая,

(Сколько новых дел, событий, чувств!)

Мысль свою на русском выражая,

Я у русских многому учусь.

Навсегда вошли без перевода

Русские советские слова

В речь и душу каждого народа

На правах духовного родства.

Я ко всем наукам ключ имею,

Я со всей Вселенною знаком –

Это потому, что я владею

Русским всеохватным языком.

Наш язык – язык труда и света,

Он широк, и ясен, и велик,

Слушает с волнением планета

Пушкина бессмертного язык.

С. Данилов «Мой русский язык»

3 чтец

За что я русский полюбил язык?

За что я к слову русскому приник?

За то, что мудрость Пушкина впервые

На языке России я постиг.

На нём всемирный обрели маршрут

Слова: Свобода, Равенство и Труд,

Слова, что всех людей земного шара

К борьбе за счастье на земле зовут.

За что Россию я люблю, как мать?

За что готов ей жизнь свою отдать?

За то, что в годы битв и испытаний

Она смогла свободу отстоять.

И счастлив я, что сквозь года со мной

Идут по жизни Пушкин и Толстой,

Что у Максима Горького учусь я

Любви к народу и к земле родной,

Что Родине служить не устаю,

Что музе Маяковского обязан

Я местом в поэтическом строю!

2 ведущий . В огненные годы Великой Отечественной войны перо и винтовка были рядом. Очерки и публицистические статьи советских писателей были страшны для фашистов так же, как залпы «катюш». Писателя и публициста Илью Эренбурга за его очерки и статьи, направленные против фашизма, Гитлер назвал своим врагом №1.

3 ведущий . Из более, чем тысячи советских писателей ушедших на фронт, двадцать один удостоен звания Героя Советского Союза, свыше четырёхсот погибли в боях.

Всеволод Багрицкий,

Муса Джалиль,

Михаил Кульчицкий,

Всеволод Лебода,

Евгений Петров,

2 ведущий .

Аркадий Гайдар,

Павел Коган,

Юрий Крымов,

Николай Майоров,

Иосиф Уткин

4 ведущий . Хотелось бы рассказать вам небольшую притчу о том, как пытались сохранить русский язык во время Великой Отечественной войны.

Притча :

Во время Великой Отечественной войны многие русские женщины попадали в концлагеря вместе с маленькими детьми. Детей отбирали и селили отдельно, учили немецкому языку в надежде, что они забудут родной. И тогда женщины ночью пробирались к детским баракам и разговаривали с детьми на родном языке: «Смотрите - это звезды, а это ночь...» Дети слабыми голосами повторяли слова. Такие ночные уроки были опасны для жизни, но матери сохраняли детям язык, воспитывали любовь к родному слову и веру. Русский язык, звучавший ночью в концлагерях, стал подвигом во имя жизни.

1 ведущий . В годы Великой Отечественной войны Анна Андреевна Ахматова написала стихотворение «Мужество»:

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мёртвыми лечь,

Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово!

Свободным и чистым тебя пронесём,

И внукам дадим, и от плена спасём

Навеки !

3 ведущий . «…Обогащайте себя знанием русского языка, читайте больше, читайте таких мастеров словесного искусства, как Пушкин, Гоголь, Лев Толстой, Лесков, Бунин», - призывал Максим Горький.

2 ведущий . Некоторые люди считают, что для того, чтобы выразить свои мысли, чувства, желания, оказывается вовсе не надо знать множество слов. А вот, насколько такая речь будет гармонична, литературна, выразительна и грамотна, судите сами.

( демонстрация фрагмента из х/ф «Двенадцать стульев» )

К сожалению, и в нашей жизни встречаются подобные «Эллочки».

4 ведущий . История русского языка своими корням уходит в далекие тысячелетия. И совершенно не удивителен тот факт, что раньше многие слова, к которым мы уже давно привыкли, переводились по-другому или вообще были взяты из каких-либо других языков. Но сегодня люди только удивляются тому, какие существуют интересные факты о русском языке.

1 ведущий .

Население России говорит на диалектах. Их в стране выделяется три: среднерусский говор (Псковская, Тверская, Московская, Владимирская, Ивановская, Нижегородская области), северное наречие и южное наречие.

44% населенных пунктов страны имеют повторяющиеся названия. Большинство из них образовано от личных имен: Александровка, Михайловка и Ивановка.

46 населенных пунктов называются словом из 2 букв. Например, поселок Ыб в Республике Коми.

Есть слова, начинающие на букву Ы, правда это обозначение рек и населённых пунктов в России - Ыгыатта, Ыллымах, Ынахсыт, Ыныкчанский, Ытык-кюёль.

Самым позитивными названиями деревень можно признать деревни Хохотуй и Добрые Пчелы.

3 ведущий . Факты о буквах.

*** В настоящее время в мире используется 65 разных алфавитов. Самый богатый из них – кхмерский, в нём 72 буквы, а самый экономный – алфавит одного из языков Папуа-Новой Гвинеи, которому достаточно 11 букв.

***
Алфавит придумали финикийцы, а греки придумали ввести в него гласные. Последнее крупное усовершенствование алфавита разработали римские писцы в IV веке нашей эры: они разделили заглавные и строчные буквы.

*** 2 ведущий .

Самая древняя буква – «О». Она имелась ещё в финикийском алфавите примерно 3300 лет назад и с тех пор ничуть не изменилась.

***
Самый распространённый в языках мира гласный звук – «А». Нет языка, в котором не было бы такого звука. Также, как ни странно, русский язык почти не терпит слов, начинающихся со звука и буквы «а».

*** 4 ведущий .

Раскройте томик Пушкина: в большинстве его стихов вы не встретите буквы «Ф». В «Сказке о царе Салтане» было всего лишь одно слово с буквой «ф» – флот.

***
Буква «твердый знак» или как его раньше называли «ер», сейчас ведет себя тихо и смирно. Но еще недавно школьники, учившиеся грамоте, – терпели от этой буквы страшные несчастья. До 1917 года в фразе «Тогда о твердомъ знаке съ гневомъ и негодованiемъ писали..» пришлось бы поставить 4 «ера». В издании «Война и мир» 1897 года на каждую страницу приходится 54-55 твердых знаков. Это 70 с лишним бесполезных страниц! Если посчитать все книги, получится, что в царской России ежегодно печаталось около восьми с половиной миллионов страниц, сверху донизу покрытых только твердыми знаками.

1 ведущий . Интересные факты о буквах.

В 18 веке восклицательный знак называли «точкой удивления».

2 ведущий . Никто не знает, почему нет практически слов, начинающихся на А.

3 ведущий . Тредиаковский предлагал убрать букву Щ из алфавита, заменив её на СЧ (исчезнуть, счастье).

4 ведущий . Буква С происходит от упрощенной для детей греческой буквы сигма луната.

1 ведущий . Буква Ф пишется только в заимствованных словах.

2 ведущий . В разгар Сталинградской битвы (1942) приказ народного комиссара образования делал обязательным употребление буквы Ё. Буква «ё» стала использоваться с подачи писателя Карамзина.

3 ведущий . Буква Э была включена в алфавит только в 18 веке. Произойди это раньше, возможно мы бы говорили: эвропа, Эва, эвнух.

4 ведущий . В русском языке есть всего 74 слова, начинающихся с буквы Й . Но большинство из нас помнит лишь йод , йога и Йошкар-Олу .

4 ведущий . Интересная статья о знании русского языка.

Уважаете ли Вы родной язык?

Количество прочитанных книг постепенно переходит в качество письма. Активно читающие дети к пятому классу обнаруживают, что им не нужно знать правила для того, чтобы писать правильно. Остальные пробираются сквозь русскую грамматику, проклиная её запутанность и непоследовательность.

Грамматику нужно учить в школе. Потом – поздно.

О чём можно разговаривать с человеком, который, имея на руках аттестат зрелости, пишет «попробывать», «ихний» и «девчёнка»? Который ошибается в «–тся» и «–ться»? Что, кроме вопиющей глупости, мешает ему, написав глагол, мысленно задать себе вопрос «что делать?» или «что делает»?

Кое-что об авторской пунктуации. Её не существует. По крайней мере до тех пор, пока пишущий чётко не осознает, чем отличается сложносочинённое предложение от сложноподчинённого, причастие от прилагательного, в каких случаях ставится запятая перед «как», почему в одних случаях надо употреблять двоеточие, а в других – тире.

Нет, это не снобизм, потому что язык – не вещь, не личностное качество, не свойство, и уж подавно не способ возвыситься над другими.

Язык – ещё одно средство постижения мира, как зрение или слух.

Почему люди, которым ни за что не придёт в голову лишить себя зрения, сознательно лишают себя языка? Откуда вот это «зачем писать правильно, мы же не на экзамене»?

Почему, стоя утром перед зеркалом, никто не думает «надену треники, мы же не на показе мод» или «не стану чистить зубы, мы же не на конкурсе свежего дыхания»?… Почему люди, которым не приходит в голову лишить себя слуха, преспокойно говорят «скрипя сердцем»? Где они слышали сердечный скрип?

Нелепо оправдываться «зато я знаю физику, а Вы?».

Язык – не профессия. Это средство связи. Для физиков, математиков, лингвистов, художников, шахтёров, токарей. Пожалуй, единственное надёжное средство связи с миром.

1 ведущий . Выражение «Пуп земли». Часто приходится слышать: «Он считает себя пупом земли». Откуда же взялось выражение «пуп земли»?

Надо заметить, что местонахождение пупа земли каждый народ определяет по-своему.

Древние греки считали, что центром человеческого тела является пупок. По легенде, отец богов Зевс пожелал узнать, где же, в таком случае, находится пуп земли. Он пустил с двух «концов света» орлов. Летя с одинаковой скоростью, птицы столкнулись в небе над тем местом, где позднее возник город Дельфы. Его-то и стали считать центром мира.

По мнению евреев, например, в центре мира стоит Палестина, в центре Палестины – Иерусалим, в Иерусалиме – храм, а в храме – камень, который и является пупом земли. По одной из версий, Господь закрыл им дыру в бездне хаоса.

А жители Алтая полагают, что пуп земли находится где-то в их горах.

2 ведущий . Имена, ставшие словами.

Истории появления тех или иных слов в языках мира всегда интересны и занимательны. Особенно впечатляют слова, происхождение которых связано с вполне реальными историческими личностями, будь-то писатели, ученые, богачи или предприниматели, которые изобретали, бунтовали, путешествовали, занимались благотворительностью, иными словами – не оставляли общественность равнодушной, а потому имена их стали нарицательными.

Слова-эпонимы, а так их называют этимологи, встречаются часто, но о существовании их мы не задумываемся или просто не знаем.

Кардиган – получил название в честь генерала Джеймса Томаса Браднелла, седьмого главы графства Кардиган, которому приписывают изобретение данного предмета одежды с целью утепления форменного мундира.

3 ведущий .

Ватман – белая плотная бумага высокого качества получила свое название в честь английского бумажного фабриканта Джеймса Ватмана, который в середине 1750-х годов ввел новую бумажную форму, позволявшую получать листы бумаги без следов сетки.

Галифе – название брюкам дано по имени французского генерала Гастона Галифе (1830–1909), который ввёл их для кавалеристов. Позже галифе были заимствованы другими армиями, а еще позже вошли в мужскую и женскую моду.

Гильотина – орудие казни названо по имени французского врача Жозефа-Игнаса Гийотена, который хоть и не изобрел его, но в 1789 году впервые предложил отрубать головы с помощью этого механизма, что считалось «более гуманным».

4 ведущий .

Оливье – свое название знаменитый салат получил в честь своего создателя, шеф-повара Люсьена Оливье, державшего в Москве в начале 60-х годов XIX века ресторан парижской кухни «Эрмитаж».

Бегония – названа в честь французского дворянина Мишеля Бегона (1638-1710), интенданта французских колоний в Карибском море, организовавшего научную экспедицию на Антильские острова для сбора растений.

Сэндвич – назван по имени Джона Монтегю, 4-го графа Сэндвичского (1718–1792), лондонского министра и игрока, который, по легенде, изобрёл его во время игры в криббедж. Игра длилась уже несколько часов, а министр не нашёл времени поесть. Джон Монтегю попросил, чтобы ему подали еду между двумя ломтиками хлеба. Его друзьям-игрокам понравился такой способ еды без отрыва от игры, и они тоже заказали хлеб «по-сэндвичски».

1 ведущий .

Силуэт – Этьен де Силуэт (1709–1767) будучи генеральным контролером финансов во Франции при Людовике XV обложил налогами внешние признаки богатства (двери и окна, фермы, предметы роскоши, прислугу, прибыль). Пробыл на своем посту всего 8 месяцев. Его имя связали с «дешевой живописью» – вместо дорогого портрета дешевле и быстрее обвести тень человека.

Интересные факты о русском языке рассказывают нам о том, как в его обиход вошло слово «галиматья». Оно имеет очень интересную историю, которая своими корнями уходит в конец прошлого века. Во Франции работал такой известный врач, как Гали Матье. Он своих пациентов лечил шутками! Доктор стал настолько популярным, что обслуживал людей даже по почте, высылая им целебные каламбуры. Так появилось слово «галиматья», от имени великого врача. Тогда оно трактовалось как целебная шутка. Но сейчас данное слово переводится совершенно иначе. Чушь, чепуха, бестолковщина, бред – вот какие синонимы подбирают люди.

2 ведущий . Великий и могучий русский язык считается одним из самых сложных для изучения. Помимо всего прочего есть и интересные факты, которые знают далеко не все носители языка.

В русском языке есть слова с тремя буквами «е» - змееед, короткошее (а также длино-, криво-).

3 ведущий . В нашем языке есть термин «спунеризм». Им обозначают фразы-перевёртыши типа «вагоноуважаемый глубокоуважатый», «шампан стаканского», «стёклый в трезвышко».

Англичане для запоминания фразы «Я люблю вас» используют мнемоническую фразу «Yellow-blue bus».

Слово «неделя», оказывается, первоначально обозначало день отдыха, нерабочий день. А понедельник, соответственно, день, следующий за выходным.

4 Ведущий . Помните, что «русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».

Интересные факты о русском языке – это занимательная тема, однако пару слов надо сказать и о весьма глобальной проблеме современности. Ради справедливости следует отметить, что на сегодняшний день, к сожалению, далеко не все носители русского языка могут грамотно употреблять в своей речи те или иные слова. Вставляют в предложения термины, истинный смысл которых им не известен, неправильно расставляют ударения, «проглатывают» буквы или нечетко их проговаривают. И некоторым следует об этом задуматься, так как чрезмерное (и, самое главное, массовое) злоупотребление такой неграмотностью может привести к деградации самого русского языка. А это будет действительно глобальной проблемой.

Спасибо за внимание!

Ведущие (мальчик и девочка):

— Привет, друзья!

— Хорошего дня!

— Мы приглашаем вас на праздник — Международный день родного языка.

— Но мы не будем рассказывать вам, как важно любить свой язык. Мы будем вместе с вами веселиться, соревноваться и просто петь.

Сценка «На уроке»

(7 человек)

(Заходит 1 ученик. Навстречу 2 ученик.)

1 — Привет! Почему ты вчера не был в школе?

2 — Мой старший брат заболел!

1 — А ты тут при чём?

2 — А я катался на его велике!

(Садятся на край сцены, заходят 3 ученик и 4 ученик.)

3 — Салют! А ты домашнее задание сделал?

4 — Нет, у меня папа в командировку уехал!

(Раскрывает тетрадь, 4 заглядывает.)

4 — Ого! Как красиво написано! Кто тебе сделал задание?

3 — Не знаю! Я вчера рано пошла спать!

(Садятся на край сцены. Заходят 5 и 6.)

5 — Здорово! Ты все выучил?

5 — Тогда будешь мне подсказывать!

6 — Не буду! Учитель говорит, когда подсказывают, оценка ниже на балл!

5 — Правильно! Ты подскажешь на 10, он поставит 9. А если ты не подскажешь, он поставит 2!

(Садятся. Заходит Учитель.)

Н.- Здравствуйте. Садитесь. И сидите тихо, чтобы я слышал, как муха пролетит!

(Учитель смотрит в журнал, ученики вращаются во все стороны, то выглядят. Наконец 1 не выдерживает.)

1 — Антон Антонович! Ну если вы уже вашу муху выпустите?

Н. (захлопвае журнал) — Какую муху? Ты опять не даёшь классу заниматься! Жаль, что ты так редко пропускаешь школу!

2 — А вы нам оценки за сочинение скажете?

Н. — Твоё сочинение слово в слово повторяет то, что написал в прошлом году твой старший брат.

2 — Ничего удивительного! У нас с ним сестра одна на двух!

Н. — А ты, Алина, скажи: как один человек может сделать столько ошибок?

3 — Я не одна! Мы с мамой!

Н. — Ах, с мамой! Тогда пусть завтра в школу придёт твоя бабушка! Я покажу ей, какие ошибки делает её дочь в твоих тетрадях! Начнём урок!

Слава, сколько ты знаешь частей света?

6 (подсказывает) — Пять!

5 (смотрит на соседа, тот показывает на пальцах) — Пять!

Н. — Пять? Перечисли, пожалуйста.

5 — Один, два, три, четыре, пять!

Н. (машет рукой) — Садись, гений! Саша, где находится Панамский канал?

4 — Не знаю! В нашем телевизоре такого нет!

Н. — И откуда вы все взялись на мою голову!

1 — Меня Аист принёс.

2 — Меня в магазине купили.

3 — Меня в капусте нашли.

4 — А меня из интернета скачали.

(Звенит звонок. Все уходят.)

Сценка «Вот так списков»

(3 ученика)

(Выходят на сцену две девочки.)

1 д.- Вот какие ученики бывают! Хорошо, что в нашем классе таких нет! (Садится за парту, достаёт тетрадь.) Вот скажи, тебе нравится ходить в школу?

2 д.- Очень нравится! (Садится за парту, достаёт тетрадь). И в школу ходить нравится, и из школы ходить нравится! Но между приходом и уходом столько времени теряется!

(Девочки пишут в тетрадях. Выходит парень.)

Юноши. — Как хорошо, что в школе есть перерывы! Правда, кое-кто и на перемене то пишет. Девочки, вы что пишете?

1 д. — Сочинение.

2 дв. — Как я провела каникулы.

Юноши. — Дайте списать!

1 д. — Сам напиши!

2 дв. — У тебя же были каникулы?

Юноши. — Я все каникулы дома математикой занимался! Ну, дайте списать.

1 д. — Ладно, списывай!

2 дв. — Хорошо, списывай!

(Встают, отходят на край сцены. Мальчик начинает списывать то с одной, то с другой тетради.)

1 д. — Я на каникулах была в Египте!

2 дв. — Круто! А я была на севере, видела Ледовитый океан.

1 д. — Ой, как интересно!

Юноши. (заканчивает писать, отдаёт тетради) — Спасибо, девушки! Я вам сейчас зачитаю, что получилось!

(Читает сочинение.)

Как я провёл каникулы

Мы с папой на каникулах летали в Египет. Это на севере, за Полярным кругом.

Я взял с собой маску и ласты, чтобы плавать в море, а также валенки, шубу, шапку и рукавицы, чтобы не мёрзнуть.

В Египте повсюду необъятные пустыни, белые от снега. Посреди пустыни я видел пирамиды. А неподалёку белый медведь ловил в проруби рыбу. Мы катались на верблюдах и северных оленях, ели финики и дикую морошка.

Жили мы на берегу Белого моря, а купаться ходили на берег Красного моря. Я стал коричневый, как шоколадка, только уши чуть не отморозил.

На следующий год я снова хочу поехать в Египет, чтобы добыть моржа!

1 д. — Молодец!

2 дв. — Десятку получишь!

(Втроём уходят за сцену.)

Конкурс среди учащихся третьего класса

2 тур — найти части поговорок и объяснить смысл;

3 тур — перевести слова с английского на русский и наоборот.

Песня-танец «Чучело»

Вручение подарка

— А я из всех школьных предметов наиболее люблю звонок!

— И я тоже!

— Заканчиваются уроки, мы возвращаемся домой.

— А дома нас уже ждут родители.

Сценка «После школы»

(8 человек)

(Выходит 1 мама, подметает пол. Выходит 1 дочь, идёт к маме.)

1 дочь — Привет, мама!

1 мама — Привет. Как дела в школе?

1 дочь — Хорошо!

1 мама — Покажи дневник!

1 дочь — Нечего смотреть, там всего одна двойка!

1 мама (хватается за сердце) — Всего одна?!

1 дочь — Да не волнуйся так! Завтра принесу!

1 сын — Привет, папа!

1 папа — Привет! Как успехи?

1 сын — Папа, а слабо тебе расписаться с закрытыми глазами?

1 папа — Расписаться?

1 сын — Ага!

1 папа — С закрытыми глазами.

1 сын — Вот-вот!

1 папа — Без проблем!

1 сын — Тогда сделай это в моём дневнике.

(Сзади закрывает руками глаза, папа расписывается, тогда сын хочет выхватить дневник, но папа прижимает руками, смотрит.)

1 папа — Опять два! Ну что нужно сделать, чтобы ты перестал приносить двойки?

1 сын — Поговори с учителем, пусть перестанет вызывать меня к доске!

(Выходят 2 мама и 2 сын, мама с зеркалом, красит губы.)

2 сын — Мама, скажи, это справедливо? Человек ничего не сделал, а его наказали!

2 мама — Наверное, несправедливо. Но расскажи, в чём было дело?

2 сын — Учительница спросила, что я сделал дома по математике. А я ничего не сделал!

2 мама — А к доске тебя сегодня вызывали?

2 сын — Ага. А завтра вызывают тебя!

(Раздосадованный 2 папа и 2 дочь.)

2 папа — Ты опять пропустила школу! Я хочу знать, почему!

2 дочь — У учительницы был праздник, день рождения. Я дала ей от меня отдохнуть!

2 папа — Я хочу знать, если ты исправишь свои оценки!

2 дочь — Как только учительница оставит журнал без присмотра!

2 дочь — Есть хорошая новость! За учебники в следующем году платить не надо!

2 папа — Почему это?

2 дочь — Похоже, что в следующем году я снова пойду в третий класс!

— Вот такой он, родной язык! Красивый и благозвучный, остроумный и весёлый!

— А лучше красота нашего языка раскрывается в песнях.

Финальную песню - поём вместе.

Сценарий воспитательного мероприятия.

(Неделя русского языка)

Оборудование: плакаты с высказываниями о русском языке, словари (орфографические, толковые, иностранных языков, фразеологизмов).

Цели:

    Актуализировать знания по русскому языку;

    Научить логическому, творческому мышлению;

    Научить быстро и правильно выполнять задания;

    Привить чувство любви к русскому языку.

Заранее подготовленные чтецы декламируют стихи.

Чтец 1:

Выучи русский язык.
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,-
Выучи русский язык!

Чтец 2:

Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познание кручи-
Выучи русский язык!

Чтец 3:

Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый рудник
Блещут зеркальностью русского слова.
Выучи русский язык!
(С.Абдулла, узбекский поэт.)

Ведущий:

Дорогие ребята, уважаемые учителя! Разрешите приветствовать вас и поздравить с праздником, посвященном, неделе русского языка и литературы!

Ведущий:

Девиз нашего праздника: Выучи русский язык, и ты откроешь перед собой весь мир!

Ведущий:

И недаром о русском языке написано столько хороших, задушевных строк, стихотворений. Нам с вами, просто необходимо знать русский язык! Мы должны уметь грамотно выражать свои мысли, как в устной, так и в письменной речи.

Ведущий:

Наша речь, как устная, так и письменная должна быть понятна. Но все ли мы умеем писать четким, красивым почерком? Не получается ли у нас иногда так, как в стихотворении В. Гончарова “О грамотее и больной ноге”.

Инсценирование стихотворения В. Гончарова “О грамотее и больной ноге”.

Один неграмотный пришёл с поклоном к грамотею.

–Будь другом, напиши письмо, а то я не умею…

– Нет, не могу, нога болит, – ответил хмуро тот.

– Через неделю приходи, авось болезнь пройдёт.

– Да разве пишешь ты ногой? – неграмотный спросил.

– Нет, мне по адресу с письмом ходить не хватит сил.

Почерк у меня такой, трудись хоть целый год,

Но без меня моё письмо никто не разберёт…

Ведущий:

О роли и значении русского языка говорить не приходится. Еще Михаил Васильевич Ломоносов отмечал, что в русском языке соединились «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатая и сильная в изображениях краткость греческого и латинского языков...»

Ведущий:

И это действительно так. Ни один язык земного шара не награждался столькими эпитетами: великолепный, живой, крепкий, нежный, богатый, сильный, выразительный, краткий, мудрый, правдивый, свободный, могучий, гордый, великий...

Ведущий:

На русском языке создавали свои бессмертные произведения такие гиганты мысли, классики литературы как Пушкин и Лермонтов, Белинский и Гоголь, Островский и Некрасов, Тургенев и Гончаров, Салтыков-Щедрин и Толстой, Достоевский и Чехов, Бунин и Куприн.

Ведущий:

Русский язык является одним из четырех официальных языков ООН.

Наш долг, ребята, любовно изучать, ревниво оберегать великий русский язык.

Чтец 1.

На свете много стран больших и много малых есть.

И для народностей любых язык свой – это честь.

Вьетнамец, турок, серб иль чех,

Датчанин, грек иль финн –

Конечно, вам дороже всех

Родной язык один.

Чтец 2.

А я судьбу благодарю,-

Мне счастья выше нет,

Что вот по-русски говорю

Уже немало лет.

Чтец 3.

Спокоен, весел и певуч, насмешлив и суров,

И беспощаден, и могуч, и грозен для врагов.

Чтец 4.

Суворов ободрял солдат на русском языке!

Бессмертный Пушкин сочинял на русском языке!

Законы Менделеев дал на русском языке!

Чтец 5.

Знай же Лондон, Париж, Вашингтон,

Я в Москву, я в Россию влюблен.

Слушай, мир! Я люблю тот язык,

Что по-русски могуч и велик!

О русской речи ширь и кратость!

Мне дорог строй ее и мил.

Моя опора, гордость, радость,

Окно в необозримый мир.

Чтец 6.

Язык свободный, мудрый и простой

Нам поколения в наследство подарили,

Крылов и Пушкин, Чехов и Толстой

Его в своих твореньях сохранили.

Чтец 7.

Когда с обозом парни шли босые

В Москву, что их манила испокон,

И юная петровская Россия

Учила иноземный лексикон,

Могли ли хоть представить наши предки

Ту светлую минуту торжества

Когда начнет весь мир с упорством редким Российские заучивать слова!

Чтец 8.

И однажды пушкинские строки

На моем, на русском языке,

Прочитал в Гайд-парке хмурый докер,

Силу потерявший на войне.

Строки шли, как волны, выше, круче

Слушал парк, дыханье затая,

И слиянье пушкинских созвучий

В городе чужом узнала я.

Не кокетство музыки капризной,

Не эстетов стихотворный крик –

Это был язык моей отчизны,

Точный, самый правильный язык.

Чтец 9.

Родной язык!

Он с детства мне знаком.

На нем впервые я сказала «мама»,

На нем клялась я в верности упрямой

И каждый вздох понятен мне на нем.

Чтец 10.

Я люблю тебя, русский язык!

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша могуч.

Чтец 11.

Будто хлеб ржаной он пахуч,

Будто плоть земная живуч,

Изучайте русский язык!

В нем былинное волшебство

И надежд людских торжество.

Чтец 12.

Разговаривайте на нем:

Недвусмысленный и прямой

Он подобен правде самой.

Он, как наши мечты, велик.

Я люблю тебя, русский язык.

Ведущий:

Продолжая наш праздник, мы предлагаем послушать вам стихи – шутки о русском языке в и исполнении учеников _______ класса.

Не выучил.

Из-за маленькой сестрицы

Я не выучил частицы.

Мне запомнилась вполне

Лишь одна частица «не»...

Замолчи!

Не замолчу!

Слезь со стула!

Не хочу!

Упадешь!

Не упаду!

Не отойду!

Нет предлога.

Чудесный выдался денек,

А я учу предлоги...

Я должен твердо знать урок:

У нас учитель строгий.

И я шепчу, закрыв глаза,

Скрестив под стулом ноги:

«Что значит – «по»?

«Что значит – «за»?

И «за», и «по» – предлоги...»

А хорошо бы за порог,

И мчаться по дороге...

Какой бы выдумать предлог,

Чтоб не учить предлоги.

Киевская Русь, 3 богатыря

3 богатыря:

1. Из того ли то царства Византийского

2. От тех ли старцев-монахов славянских

3. Кои Кириллом и Мефодием прозываются

1. Пошёл есть русский алфавит наш,

2. Кириллицей али глаголицей прозываемый.

3. И с той поры нет силы более мощной, более великой,

Хором: чем наш славянский язык.

(Звон колоколов)

Ведущий.

Древний русский язык очень отличается от нашего, современного. И потому самое первое поэтическое произведение «Слово о полку Игореве» нуждалось в переводчиках. Давайте послушаем, как в старину говаривали, как горевали, как любили.

Ярославна. (плач)

Музыка оперы Бородина «Князь Игорь»

Ведущий.

Много сложено на этом языке летописей, повествующих о делах «давно минувших дней». Менялась жизнь, менялся язык. Он избавлялся от некоторых букв в алфавите, приобретал новые слова, складывал ненужные в архив. Заглянем в петровскую эпоху.

Пётр 1 и слуга.

Много больно букв в алфавите накопилось. Неудобно пользоваться. Вычеркнем, пожалуй, пару-тройку – легче писать будет.

Слуга.

Помилуйте, всего-то 43 буковки сначала было. Что ж останется?

Пётр.

Ничего, у других языков и этого нет. Уберём, пожалуй, «Пси», «Юс малый»,

«ферт», а «фиту» оставим! Зачем нам 2 «Ф» «Иже « ещё уберём, а «I» оставим. Две «И» тоже ни к чему. А кто это к нам пожаловал? Проходите, гости заморские! С чем пожаловали?

Петру преподносят разные дары, эти слова Пётр принимает в русский язык.

Ведущий.

Так язык что-то терял, а что-то впитывал в себя. Иными словами, развивался.

Ведущий.

Любить русское слово, это значит всё о нём знать. И эти знания мы сейчас проверим.

Игра-разминка (Устно)

1. В каких словах скрыто слово «сто»? (тесто, стон, вместо, столб, стол, стоять, сторож, стоянка, сток, столетие)

2. В каком слове скрыто слово «сорок» (сорока)

3. Чем заканчивается как «день», так и «ночь»? (ь знаком)

4. Первый слог-нота, второй-тоже, а целое на горох похоже? (фасоль)

5. Только два предлога, а волос в них много? (ус)

6.Мой первый слог найдёшь тогда, когда в ведре кипит вода, местоименье-слог второй, а в целом- школьный столик я? (парта)

Подводятся итоги – победители награждаются сладкими призами.

Исполняется песня ______________________________________

Ведущий.

И в заключение хочется сказать..

Дорожите

Родным, милым словом:

Многоликим –

Большим языком!

Нашей жизни он –

Первооснова –

Всем народам

Планеты – знаком.

Ведущий.

Берегите его

От цветистых

Иностранных

И чуждых нам слов,

Чтоб поток –

От наречий ручьистых

Не затмил

Родника – родников!

Ведущий.

В нём черпайте

Живящую силу:

Русских говоров, Песен, стихов... –

Всё, что дорого

Чтоб слилось

В языке, -

Как основе основ!

Оформление:

  • плакаты,
  • фонограммы с русскими народными песнями,
  • плакаты с цитатами выдающихся людей о русском языке.

“Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, оставленное нам нашими предшественниками”.

(И.Тургенев)

“Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен”.

(А.Куприн)

1-й ведущий: (читает высказывание И.С.Тургенева о русском языке).

“Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу”.

2- ведущий:

Уважаемые любители русского языка!

На протяжении всего вечера вы будете решать задачи по русскому языку. Они не похожи на математические, но решение найти не просто. Это и понятно: совершенное знание родного языка – трудное дело.

ЗАДАНИЯ:

1. Решите шараду.

Вот вам условие мое,
На место Е поставьте Е,
Перемените ударенье.
Посуда словно в воду канет,
Погода ясная настанет.

(Ведро – ведро).

2. В каком слове, состоящем из трех букв, можно допустить четыре грамматические ошибки?

(Еше – исчо).

3. Какое слово из одиннадцати букв все ученики и даже учителя пишут неправильно?

(Неправильно).

Я фигурка небольшая,
Точка подо мной большая.
Коль спросить что соберешься,
Без меня не обойдешься.

(Вопросительный знак).

5. Разместите буквы в правильном порядке.

Весна + рок = …(русский поэт),

Лик + пен = … (птица),

Том + вата = …(оружие),

Бар + соки = …(фрукт).

(Некрасов, пеликан, автомат, абрикос).

6. В сетку по горизонтали впишите шесть слов, содержащих “гол”.

(Голова, голубь, иголка, уголок, гоголь, щеголь).

7. В каком слове сорок гласных? (Сорок А).

8. Решите шараду.

С м меха я пожираю,
С б мучительна бываю,
С р актеру я нужна,
С с для повара важна.

(Моль, боль, роль, соль).

9. Как можно превратить слово “мел” в мелкое место, “угол” - в топливо, “шест” - в число? (Надо смягчить конечные гласные. Получится: мель, уголь, шесть).

10. Решите двойную шараду.

Слова, составляющие ее, запишите сначала слева направо, а затем наоборот. В обоих случаях вы должны образовать одно и тоже слово.

1. 2.

Слева направо:

1. Сооружение для постройки и ремонта судов.

2. Геометрическое тело, которому приблизительно соответствует по форме спасательный круг.

Справа налево:

2. Часть лица.

1. Система условных обозначений. (Слева направо: 1. Док. 2. Тор.

Справа налево:

1. Код. - Доктор).

11. В каких словах по сто согласных?

(Стол, стог, стон).

12. О каком правиле правописания шла речь в детской передаче “Радио- няня”:

Цыпленок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал
И цифр он знал немало.
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы.
И только одного не знал,
Где и, а где же ы.

(Здесь речь идет о правиле: “Буква и после ц пишется в корнях слов (исключение: цыпленок, цыган, цыкнуть, на цыпочках) и в словах на

Ция. Буква ы после ц пишется в окончаниях и суффиксах.

13. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная?

(Суббота).

14. Какую букву надо вписать в имя мальчика, чтобы оно превратилось в название деревянных палок с заостренными концами?

(Коля – колья).

15. В каких женских именах пишется разделительный мягкий знак?

(В таких, как Аксинья, Анисья, Наталья, Федосья, Татьяна, Ульяна).

16. Что стоит посередине земли?

(Буква М).

17. Назовите слова, начинающиеся с четырех согласных.

(Всплеск, взгляд, встреча).

18. Отгадайте метаграмму:

С к в полях меня найдете,
С г романсы запоете.
С в косички заплетете.

19. Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой?

(Твое имя?).

20. Хитрые вопросы-шутки:

Как большой дом превратить в маленький? (Добавить суффикс уменьшительности –ик: домик).

Как топор превратить в рукоятку? (Добавить суффикс орудийности –ищ: топорище).

21. В одном из стихотворений В.Маяковский обращается к солнцу:

Чем так,
без дела заходить,
ко мне
на чай зашло бы?

Сколько глаголов в этих строчках?

22. Решите анаграмму:

Фонарь с рефлектором
Для освещения пути
В ночное время вы
Сумеете найти.
Но буквы переставьте -
В один момент
Найдете музыкальный
Инструмент.

(Фара – арфа).

23. Вставьте слово, которое было бы окончанием первого и началом второго слова.

1) МЕ (…) ОЛАД (шок)

2) ПРИК (…) ЬЯ (лад)

3) УТКО (…) ОРОГ (нос)

4) КАБ (…) ОШКО (лук)

5) С (…) ОКНО (тол)

6) ГА(…) АРОНЫ (мак)

1-й ведущий.

Уважаемые знатоки русского языка!

Весь вечер нас сопровождала народная музыка. Вовсе века русский народ находил в песнях и свою радость, и свою печаль. Песня помогала ему строить, защищать страну, растить детей. Многие песни забываются. А вот народные – никогда! Я предлагаю спеть всем вместе несколько русских народных песен.

6 июня – Международный день русского языка Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «Грушевская СОШ» городского округа Судак Глущенко А.С. 2016 День русского языка - российский и международный государственный праздник, посвящённый русскому языку. Отмечается 6 июня, в день рождения А.С. Пушкина: в Российской Федерации праздник учреждён в 2011 году; в ООН учреждён в 2010 году. Как возник русский литературный язык

  • Образование национального литературного языка - это процесс длительный и постепенный. Этот процесс слагается из трех основных исторических этапов, опираясь на три общественные предпосылки:
  • а) сплочение территорий с населением, говорящим на одном языке (для России это осуществилось уже к XVII в.);
  • б) устранение препятствий в развитии языка (реформы Петра Первого, стилистическая система Ломоносова, создание нового слога Карамзина);
  • в) закрепление языка в литературе Крылов, Грибоедов, Пушкин. Главная историческая заслуга Пушкина и состоит в том, что им завершено закрепление русского народно-разговорного языка в литературе.
Устранение препятствий в развитии языка: Реформы Петра Первого
  • Распространение европейского просвещения, развитие науки и техники создавали необходимость в переводе и составлении таких книг, содержание которых не могло быть выражено средствами церковнославянского языка с его лексикой и семантикой, порожденной церковно-религиозным мировоззрением, с его грамматической системой, оторванной от живого языка. Новая, светская, идеология требовала соответственно и нового, светского, литературного языка. С другой стороны, широкий размах просветительской деятельности Петра требовал литературного языка, доступного для широких слоев общества, а церковнославянский язык этой доступностью не обладал.

В поисках основы для нового литературного языка Петр и его соратники обратились к московскому деловому языку. Московский деловой язык отличался нужными качествами: во-первых, это был язык русский, т.е. доступный, понятный для широких слоев общества; во-вторых, это был язык светский, свободный от символики церковно-религиозного мировоззрения.

Стилистическая система М. Ломоносова
  • Учение о трёх сти́лях - классификация, различающая три стиля: высокий, средний и низкий (простой).
  • В риторике эллинистического периода было создано учение о трех стилях
  • М. В. Ломоносов использовал учение о трёх стилях для построения стилистической системы русского языка и русской литературы.
  • Три «штиля» по Ломоносову:
  • Высокий штиль - высокий, торжественный, величавый. Жанры: ода, героические поэмы, трагедии, ораторская речь.
  • Средний штиль - элегии, драмы, сатиры, эклоги, дружеские сочинения.
  • Низкий штиль - комедии, письма, песни, басни.
Создание нового слога Карамзиным Сущность стилистической теории Карамзина определяется двумя задачами: 1)писать как говорят, 2)говорить как пишут. Требования Карамзина к новому слогу: 1. Литературный язык должен быть единым и общим для книжной и разговорной речи. Нормой литературного языка должна быть разговорная речь светского общества. 2. Нормы литературного языка должны быть независимы от жанра (полемика с Ломоносовым). 3. В новом слоге должны органически сочетаться национально русские и общеевропейские формы слов и выражения. 4. Отсутствие в новом слоге архаических элементов книжно-славянской традиции. 5. По эстетическим качествам новый слог должен отвечать вкусу образованного светского человека (должен быть гладким, изящным и музыкальным).
  • Карамзин заменяет жанровый критерий, выдвинутый Ломоносовым, на критерий вкуса высшего общества. Сам Карамзин расширил рамки «нового слога», создавая свою «Историю государства Российского».
Закрепление языка в литературе Иван Андреевич Крылов
  • Русский публицист, поэт, баснописец, издатель сатирико-просветительских журналов. Более всего известен как автор 236 басен, собранных в девять прижизненных сборников.
Александр Сергеевич Грибоедов
  • Русский дипломат, поэт, драматург, пианист и композитор, дворянин. Статский советник. Грибоедов известен как homo unius libri - писатель одной книги, блестяще рифмованной пьесы «Горе от ума», которую до сих пор весьма часто ставят в театрах России.
Александр Сергеевич Пушкин
  • Русский поэт, драматург и прозаик, заложивший основы русского реалистического направления, критик и теоретик литературы, историк, публицист; один из самых авторитетных литературных деятелей первой трети XIX века.
Русский язык в мире
  • Большинство слов с буквой Ф в русском языке - заимствованные. Пушкин гордился тем, что в «Сказке о царе Салтане» было всего лишь одно слово с этой буквой - флот .
  • В русском языке есть всего 74 слова, начинающихся с буквы Й . Но большинство из нас помнит лишь йод , йога и Йошкар-Олу .
  • В русском языке есть слова на Ы . Это названия российских городов и рек: Ыгыатта, Ыллымах, Ынахсыт, Ыныкчанский, Ытык-кюёль.
  • Единственные слова в русском языке с тремя буквами Е подряд - это длинношеее (и прочие на -шеее: например, криво -, коротко -).
Интересные факты о русском языке
  • В русском языке есть слово с уникальной для языка приставкой ко- - закоулок .
  • Единственное односложное прилагательное в русском языке - это злой .
  • В русском языке есть слова с уникальными для языка приставками и- (итог, итого ) и а- (авось ; устар. «а вось не повезет» ), образовавшимися от союзов и и а .
  • До XIV века на Руси все неприличные слова назывались «нелепыми глаголами».
  • В Книге рекордов Гиннесса 1993 года самым длинным словом русского языка названо рентгеноэлектрокардиографического , в издании 2003 года - превысокомногорассмотрительствующий .
Интересные факты о русском языке
  • Самые длинные глаголы - переосвидетельствоваться , субстанционализироваться и интернационализироваться (все - 24 буквы; словоформы -ующимися и -вшись - по 25 букв).
  • Самые длинные существительные - человеконенавистничество и высокопревосходительство (по 24 буквы; словоформы -ами - по 26 букв, впрочем, человеконенавистничество практически не употребляется во мн. ч.).
  • Самые длинные одушевленные существительные - одиннадцатиклассница и делопроизводительница (по 21 букве, словоформы -ами - по 23 буквы).
  • Самое длинное наречие, фиксируемое словарем, - неудовлетворительно (19 букв). Впрочем, надо учесть, что от подавляющего большинства качественных прилагательных на -ый / -ий образуются наречия на / , далеко не всегда фиксируемые словарем.
РУССКОЕ СЛОВО То нежно звучит, То сурово Высокое русское слово. Оно, как державная слава, Сияло в устах Ярослава. Его возносил, как молитву, Суворов, стремившийся в битву, И Пушкин, в волнении строгом, Держал, как свечу перед Богом. Храните и в счастье, и в горе, На суше его, и на море. Не будет наследства другого Главнее, чем русское слово! (Николай Рачков)
  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то