Привет, сайт в процессе завершения. Некоторые ссылки могут не работать.
robert bloh ubezhdjonnost v sotvorenii 1 - Роберт Блох: Убеждённость в сотворении

Роберт Блох: Убеждённость в сотворении

Robert Bloch

The Creative Urge” (1991)

robert bloh ubezhdjonnost v sotvorenii - Роберт Блох: Убеждённость в сотворении
Первая публикация – “Weird Tales”, Fall 1991

Ориентируясь на дату публикации этого коротенького мистико-философского фантастического рассказа, в принципе, представляется очевидным: написан он пожилым (74 года) и, скорее всего, уже тяжело больным писателем (через 3 года скончался от рака).
Не удивительно, что в подобном положении люди всё чаще и основательнее задумаются над вечными вопросами – о тайнах мироздания, о смысле существования человечества в целом и каждого конкретного индивида в частности, et cetera, et cetera… Но не у всех достаёт юмора и чисто юношеского задора рассуждать обо всём об этом в мягко-ироничном ключе, не испытывая ужаса перед неизбежностью конца. Блох здесь даёт нам всем прекрасный пример именно такого отношения к жизни и смерти.

Завязка сюжета: мужчина и женщина (очень похожие на Адама и Еву) в некоем интересном месте (очень похожем на Эдем) заняты исключительно тем, что рассматривают некую книгу, где описана (и, видимо, проиллюстрирована) их совместная жизнь. Между собой они обсуждают различные нюансы и довольно быстро разговор перетекает на тему того, кто же является автором этой книги и существует ли таковой вообще…

История получилась довольно-таки забавной, изобилующей многочисленными отсылками к Библии, но вовсе не скучно-религиозного свойства. Весьма примечательным является тот генеральный посыл, что гипотетический создатель всего сущего – именно писатель, работающий хорошо знакомым и привычным самому Блоху образом – печатающим на машинке или клавиатуре компьютера те мысли, что возникают у него в мозгу, и в результате – слагающиеся в полноценное художественное произведение…

Печатание началось.

– Что мы здесь делаем? – возмущённо роптала она.

– Разве мы не должны были подумать об этом раньше? – вопросил он в ответ.

– Как считаешь, когда?

– Посмотри на двадцать седьмой странице.

– Ты, должно быть, шутишь! Там у нас были другие дела.

– Слушай, мы не должны делать ничего из того, что не хотим…

– Да неужели?! Мы никогда не оговаривали этот вопрос!..

– Только этот? – Он вздохнул. – То есть, ты веришь, что есть какой-то АВТОР, пишущий про всё про это?

Она кивнула:

– Конечно. Кто-то же должен бы нас создать, не так ли?

– А откуда нам знать, что создатель – ОН? Или ОНА, если уж на то пошло? Если вообще имеется такая сущность, как АВТОР, почему ты так уверена, что мы созданы по его образу и подобию?

– Потому что АВТОР понимает нас. Он знает наши мысли, наши чувства…

– Но это НАШИ мысли и НАШИ чувства! И если АВТОР пишет нашу историю, то это вовсе не значит, что его или её волнует наша судьба. И он вообще знает, что и как произойдёт…

Она нахмурилась:

– Ты говоришь, что плана нет? Он просто выдумывает по ходу действия?

– Почему бы и нет? Как ты думаешь, кто мы? Просто – сочетание букв, набранных с клавиатуры и отпечатанных на бумаге.

– Но есть же закономерность в том, что мы делаем! И если есть закономерность, то за ней должна скрываться определённая цель…

– Не обязательно! Насколько нам известно, мы – просто результат случайного набора букв алфавита, которые не имеют другого смысла, кроме как существовать по прихоти АВТОРА.

– По прихоти? – Она задумчиво нахмурилась. – А как же моральная ответственность за наше благополучие?

– Его ответственность заканчивается актом сотворения.

– Вот конечного разрушения я и боюсь…

Глаза у неё сузились.

– Тогда следи за тем, что ты говоришь. Помни, все авторы завистливы, подозрительны и не уверены в себе. Он нуждаются в постоянных поощрениях со стороны редакторов, лестных отзывов от критиков, похвалах от читателей.

– ОНИ? – Её голос дрогнул. – Ты действительно веришь, что их может быть больше одного?

– Да их тысячи! И каждый – со своим образом мысли… – Его речь замедлилась. – Но, конечно, вера в какого-нибудь АВТОРА, даже поклонение ему, не значит ничего… Насколько можно судить, вполне возможно, что АВТОРА как такового не существует вовсе. Мы можем быть распечаткой какого-нибудь механического или компьютеризированного процесса… Возможно, нас создала машина…

– Кто-то же должен управлять этой машиной!

– Предположим, она работает автоматически…

– Тогда откуда берётся движущая сила?

– Электрическая энергия, например. – Он пожал плечами. – Имеет ли это существенное значение?

– Мне трудно в это поверить. – Она колебалась. – АВТОР должен быть! Я знаю это, потому что слышала ЕГО.

– Слышала?

– Да, я в этом уверена. Порой, когда пролистываю эти страницы в предвкушении, как же всё произойдёт в дальнейшем, я ощущаю некий голос, который как бы приходит сверху, с дневным светом. Не могу уловить, что именно мне говорится, но убеждена, что слышу своё имя. Догадываюсь, что АВТОР разговаривает сам с собой, размышляя, как и что мне предстоит делать.

– Почему ОН вообще должен беспокоиться о тебе? Ведь что правильно для него самого, только то и имеет значение…

– Я говорю о ДОБРЕ и о ЗЛЕ.

– Именно так? Большими буквами? – Он дерзко захохотал. – Ты что, не понимаешь? АВТОРА заботит только то, что заставляет его историю двигаться вперёд, развиваться. Работает на него, а не на придуманные персонажи. Что означает – мы можем награждаться благами без особой причины, и быть наказанными также без причины. По крайней мере, без той причины, которую можем осознать. Потому что нет такого понятия как ДОБРО и нет такой вещи, что называется ЗЛО.

– Я не могу с этим согласиться! АВТОР – добрый!

– Откуда тебе это знать? Только потому, что тебе кажется, что слышишь голос, произносящий твое имя?

– Я на самом деле слышу ЕГО!

– Но ты никогда ЕГО не видела!

– Никто его не видит. Он живёт в другом измерении, а мы, двухмерные существа, не можем надеяться когда-нибудь…

Он нахмурился:

– Почему ты остановилась?

– Не знаю… У меня такое ощущение, что АВТОР не хочет, чтобы мы говорили о таких вещах.

– А не хочешь спросить у него, добрый он или злой? – Он покачал головой. – Если АВТОР хороший, тогда у него нет причин прятаться от нас. А вот если ОН злой…

Она подняла голову и взглянула:

– Теперь ты остановился посреди предложения…

– Не по своей воле! Возможно, ОН думает, что наша дискуссия не уместна. – Он понизил голос до шёпота. – Да, ты права! Он не хочет, чтобы мы говорили о НЁМ.

– Тогда остановимся. – Она заставила себя улыбнуться. – Какая польза в спорах о том, добрый АВТОР или злой?

Он пожал плечами:

– Никакой. Даже если мы придём к верному заключению, всё равно сначала должны будем увидеть ЕГО, чтобы подтвердить догадку.

– Но мы не можем видеть ЕГО!

– Ну вот, опять ты со своей двумерной теорией! Всё и вся принимается без вопросов, никто даже не пытается обойти факт его существования. А вот у меня есть ощущение, что если бы мы действительно захотели, то могли бы и увидеть АВТОРА. Мы оба знаем, что ОН должен быть, а ты даже веришь, что слышала его голос. Я утверждаю, что если у нас достанет смелости оторвать свои глаза от этих вот страниц, мы могли поискать взглядом ЕГО лицо. Если АВТОР действительно существует…

– Я же говорю: ОН – есть, и ОН – добрый!

– Тогда давай наконец проясним всё раз и навсегда. Не воспринимая больше ничего на веру. Посмотрим сами. Посмотри наверх, если посмеешь!..

Она моргнула:

– Свет такой яркий. Это как смотреть на солнце…

– Оглянись вокруг. Подальше и повыше… – Он тоже посмотрел вверх. – Смотри! Кое-что есть там далеко, совсем далеко.

– Облака?

– Нет, не облака. Руки! Руки с шевелящимися пальцами. Двигаются вверх и вниз, вверх и вниз! А над ними, ещё выше – лицо. Трудно разобрать, но есть в нём что-то знакомое…

– Да, я тоже это вижу! – Она кивнула, потом вдруг словно задохнулась. – Теперь я узнаю ЕГО! ОН…

Как раз вовремя!

Именно в этот момент процесс печатания остановился. Страницы, измельчённые на тысячи кусочков, были скомканы в громадный бумажный шар и выброшены в мусорную корзину.

Затем, снова сосредоточившись, Дьявол принялся создавать ещё один мир.

Перевод: Игорь Самойленко

Jonathan Adams Smith
Jonathan Adams Smith

Бесконечный и неутомимый фанат лавкрафтианы и хоррор тематики, сквозь время и пространство поддерживающий и развивающий сие тему в России и странах СНГ.

Похожие Статьи