Школьные реформы Екатерины II. Школьная Реформа Ф.И

Выйдя из училища, разночинцы должны были составить новое сословие - «третий степень людей» - ученых, художников, ремесленников, учителей, врачей (первые две «степени» - дворяне и крестьяне). Об образовании и воспитании крестьянских детей не было сказано ничего. Крепостных ни в одно училище не принимали.

В соответствии с «генеральным учреждением» были открыты: училище при Академии художеств (1764 г.); воспитательные дома - в Москве (1764 г.), в Петербурге (1770 г.); Общество двухсот благородных девиц в Петербурге (1764 г.) с отделением для мещанских девиц (1765 г.); коммерческое училище (1772 г.), а также преобразованы кадетские корпуса.

Для всех училищ были разработаны (Бецким) и изданы уставы. В них высказано немало гуманных и новых для своего времени педагогических идей. Вопреки всему опыту и теории старинной педагогики, утверждалось: «бить детей, грозить им и бранить, хотя и причины к тому бывают, есть существенное зло». Воспитанников надлежит изучать, находить среди детей обоего пола особенно способных с тем, чтобы развивать их природные дарования, «дабы произвести и превосходных людей по превосходству разума их и качества».

Уставы училищ утверждались императрицей и получали, таким образом, значение официальных документов. Они неоднократно публиковались. Это способствовало распространению новых взглядов на воспитание. Однако в целом задуманное создание «новой породы людей» было полнейшей утопией.

Глубоко неверным с педагогической точки зрения был и основной тезис о превосходстве воспитания над обучением, о преимуществе «благонравия» над просвещенным разумом.

Действительность скоро показала, что сочинять уставы и проекты много проще, чем создать удовлетворительное учебно-воспитательное учреждение. Благие пожелания Бецкого разбивались о неумение, невежество, недобросовестность большинства воспитателей. Особенно трудно было наладить дело в воспитательных домах, куда поступали тысячи подкидышей и «несчастнорожденных» младенцев.

За первые 15 лет существования Московского воспитательного дома в нем сменилось 9 главных надзирателей. Конечно, подобрать воспитателей, удовлетворявших высоким требованиям, было нелегко. Однако, честные, умные и дельные люди были. Но Бецкой не умел их найти. Будучи в принципе за то, чтобы воспитатели были из «природных россиян», он тем не менее обращался главным образом к иностранцам. Бецкой очень болезненно переживал недостатки в Воспитательном доме. В 1775 г. он писал Екатерине II о воспитателях: «...Ни один из них не проявил надежного умения; ни один не постигает настоящей цели учреждения; ни один не понимает его духа; они только заботятся о личных своих выгодах... ссорятся между собою и сплетничают...» 8 . Но замену им он намеревался искать опять-таки среди иностранцев.

Мастера, которые обучали детей рукоделиям, педагогических навыков вовсе не имели, плохо обращались с детьми. На фабриках, куда воспитанников отдавали для обучения, их эксплуатировали, били, унижали их человеческое достоинство.

В 1779 г. Бецкой, потрясенный неудачей предположений в отношении воспитательных домов, признавался: «Я никогда и подумать не мог, чтоб до такой позорной крайности сие главнейшее дело... приставниками было пренебрежено» 9 . В первых воспитанниках он не нашел «ни малейшего послушания, никакой склонности к упражнениям и трудолюбию; ничего, кроме невежества, неповиновения и упрямства».

Немногим лучше было положение и в Академии художеств.

Академия художеств была основана еще в 1757 г. Она числилась при Московском университете, из которого были взяты и ее первые ученики. В 1761 г. в ней было 68 учеников, распределявшихся по 3 классам и изучавших живопись, архитектуру, скульптуру.

Президентом Академии был И. И. Шувалов, директором - архитектор А. Ф. Кокоринов. Преподавали: Ж.-Б. Валлен Деламот (архитектор), Н.-Ф. Жилле (скульптор) и другие. В 1760 г. Академия послала лучших своих учеников - А. П. Лосенко и В. И. Баженова совершенствоваться за границу. В числе учеников Академии встречаем за эти годы Ф. С. Рокотова, И. А. Ерменева.

После воцарения Екатерины II И. И. Шувалов был уволен «по болезни». Академия художеств была отделена от университета и передана в управление Бецкому. Инавгурация Академии состоялась в 1765 г.

По разработанному Бецким регламенту при Академии было устроено училище для мальчиков. Их принимали через каждые 3 года по 60 человек. В училище было 3 класса, в каждом из них ученик находился 3 года. Главным и здесь считалось воспитание добродетели. Учили тому, что необходимо знать для поступления в Академию художеств: российской грамоте, чтению иностранных книг, рисованию, арифметике, геометрии, истории, мифологии, географии. Окончившие училище и выдержавшие экзамен поступали в высшие классы, т. е. собственно в Академию. Остальные определялись к различным мастерствам.

Каждые 3 года 12 лучших выпускников Академии для совершенствования посылались за границу (во Францию, Италию, Англию).

Таким образом, было создано учебное заведение, соединявшее начальную, среднюю и высшую художественные школы. Но, как водится, на практике все оказалось значительно сложнее, чем в регламенте. В 1772 г. Бецкой констатировал, «...что ученики воспитываются в робости, застенчивости, в поступках униженных, в обращениях развратных, словом сказать совсем к рабству преклоняются...». Еще через несколько лет он отмечал, что в выпускаемое из Академии юношество вселено непристойное рвение к получению чинов, многие привыкли к высокомерию, распутству.

Инспектором училища был сначала француз, не знавший вовсе русского языка. Он постоянно менял учителей, ссорился с ними. Сменивший его инспектор еще более ухудшил дело и был уволен. Несколько улучшилось дело при инспекторе К. И. Гловачевском, занимавшем этот пост с 1785 по 1823 г. Сам Бецкой нередко бывал несправедлив, затруднял работу профессоров Академии. Сказывалось и то, что Академия была государственным, бюрократическим учреждением.

И все же, при всех недостатках, роль Академии в подготовке отечественных художников немаловажна. Из ее стен в XVIII в. вышли Е. Чемесов, И. Старов, Ф. Шубин, М. Козловский, И. Мартос и другие выдающиеся мастера. Профессора-иностранцы постепенно заменялись русскими художниками. В Академии в разные годы преподавали: Ф. Рокотов, А. Лосенко, Д. Левицкий, С. Щедрин, Ф. Гордеев, Е. Чемесов.

Среди созданных Бецким учебно-воспитательных заведений одно имеет особое значение в истории русской школы и просвещения. Это Воспитательное общество благородных девиц (Смольный монастырь, или Смольный институт). Оно положило начало женскому среднему образованию в России. Мысль о необходимости образования и для женщин очень медленно проникала в сознание людей XVIII в. В лучшем случае ограничивались элементарным обучением грамоте. В «высшем обществе» дочерей учили французскому языку, танцам, светским манерам. Но из идеи Бецкого о «новом порождении» следовало, что государство должно взять на себя воспитание «юношества обоего пола», так как в первую очередь правильно воспитанные матери будут воспитывать «новую породу людей». Кроме того, возникла и более узкая, но зато более реальная задача - помочь небогатым дворянам в воспитании дочерей, а из девиц мещанского сословия подготовить воспитательниц, учительниц, рукодельниц.

В 1764 г. «по всем губерниям, провинциям и городам» был разослан указ «О воспитании благородных девиц в Санкт-Петербурге при Воскресенском монастыре». Каждый дворянин мог «дочерей своих в младенческих летах препоручить сему от Нас учрежденному воспитанию».

Всего по штату полагалось 200 воспитанниц. Они делились на 4 возраста: 6-9, 9-12, 12-15 и 15-18 лет. Каждый возраст носил платья своего цвета: коричневого, голубого, сероватого и белого. Прием в первый возраст проводился раз в 3 года. Принимать положено было 50 человек, но это впоследствии не соблюдалось - принимали несколько больше.

Первый прием тянулся целый год. Дворяне не слишком торопились отдавать детей в новое, неслыханное прежде учебное заведение, да еще с обязательством не требовать их обратно в течение 12 лет. Пришлось даже несколько ослабить строгости при освидетельствовании дворянского происхождения воспитанниц.

В уставе общества было сформулировано, в чем состоит «совершенное молодых девиц воспитание». Это христианское благочестие, повиновение начальствующим, учтивость, кротость, чистое, к добру склонное сердце, приличная благородным особам скромность и великодушие. Учебная программа включала русский и иностранные языки, арифметику, географию, историю, стихотворство, геральдику и архитектуру, рисование, музыку, танцы. Давали девушкам также и некоторые знания в области домашней экономии.

Воспитательному обществу благородных девиц и Екатерина II и Бецкой уделяли много больше непосредственного внимания, чем другим учебным заведениям. На него были отпущены достаточные, даже излишние, средства. Бецкой часто бывал в Смольном институте, устраивал воспитанницам веселые праздники, прогулки в Летний сад, поездки в Царское Село.

Но и из смольнянок не получилось «новой породы людей». И это только подтверждает, что провал замыслов «Генерального учреждения» объясняется не частными причинами, а их нереальностью, умозрительностью. Смольнянки оставались людьми той же самой «породы», что их матери и отцы. Правда, это не значит, что пребывание в закрытом воспитательном заведении проходило совсем бесследно. Оно накладывало на «монастырок» (так их называли в обществе) неизгладимый отпечаток. Родителям порой казалось, что их дети - люди совсем другого склада, чем они. Воспитанные в искусственных, тепличных условиях, напичканные «возвышенными» идеями, смольнянки, «выйдя в жизнь», часто были беспомощны и беззащитны.

При Смольном институте было отделение для 200 девушек-мещанок. Наиболее способных из них готовили в учительницы для обоих отделений института, в домашние учительницы. Но главной целью было познакомить девушек с элементарными знаниями и обучить рукоделиям и домашним работам. В 90-х годах и на мещанское отделение стали принимать девочек-дворянок.

Созданные по планам Бецкого воспитательно-учебные заведения охватывали слишком малое количество детей. Между тем потребность в образованных людях быстро росла. Закрытые училища не могли решить этой задачи. Жизнь требовала более широкой системы народного образования.

5. Школьная реформа 1782-1786 гг.

Внимание Екатерины II привлекла австрийская школьная система, созданная в интересах феодально-абсолютистского государства. По рекомендации австрийского императора Иосифа II в Россию приехал известный своим участием в создании школ в Австрии серб Ф. И. Янкович де Мирйево (1741-1814 гг.). Он хорошо знал русский язык, исповедовал православие что было особенно угодно русским правящим кругам.

Для руководства реформой в 1782 г. была образована Комиссия об учреждении училищ во главе с сенатором П. В. Завадовским. Основные документы и план реформы были составлены Янковичем. По этому плану в городах создавались «народные училища» двух типов: главные - в губернских городах и малые - в уездах. Малые училища были двухклассными, их учебные планы совпадали с учебными планами 1-го и 2-го классов главных училищ, которые были четырехклассными (4-й класс двухгодичный).

Элементарное образование, обеспечиваемое первыми двумя классами главных училищ и малыми училищами, заключалось в чтении, письме, чистописании, арифметике, катехизисе.

В старших классах главных училищ изучались: закон божий, русский язык, арифметика, география общая и русская, история всеобщая и русская, естественная история, геометрия, архитектура, механика и физика. Что касается иностранных языков, то предполагалось изучать такой язык, «какой по соседству каждого наместничества, где главное училище находится, быть может полезнее по употреблению его в общежитии» (например, в южных губерниях - греческий, в Иркутской - китайский). «Для желающих учение свое продолжать в высших училищах и университетах» дополнительно вводился латинский язык, Екатерина II продолжала верить в силу воспитания. В 1782 г. она говорила: «...В 60 лет все расколы исчезнут; сколь скоро заведутся и утвердятся школы, то невежество истребится само собой; тут насилия не надобно». Поэтому главной целью училищ было поставлено воспитание. Но воспитание теперь уже не рассматривалось как средство создания новой породы людей. Оно понималось как «...руководство к закону божию, к познанию должностей своих и к наблюдению законов и учреждений государства, что воспитанием называется». Поэтому в центре всего курса было толкование правил для учащихся и книги «О должностях человека и гражданина». Книга начинается вступлением, в котором выясняется, что «всяк человек желает себе благополучия», «навсегда и вечно». Благополучными могут быть и бедные, и богатые. Истинное благополучие не в богатстве, а в доброй совести, здоровье и довольстве своим состоянием. Для приобретения этих свойств необходимо «напоить душу нашу добродетелью», заботиться о здоровье, исполнять свои общественные обязанности («должности») и знать правила хозяйства.

Структура и содержание книги отвечают задаче направить стремления детей к достижению «истинного благополучия» и помочь им в этом. В первой части книги дается понятие о душе и «душевных силах» - памяти, разуме, воле, желаниях и намерениях, о добродетели, о должностях к богу, к ближнему, к самому себе. Вторая часть посвящена «попечению о теле».

Период правления Екатерины Великой историки, несмотря на все споры и противоречия, единогласно называют эпохой просвещенного абсолютизма. При ней появилось первое в России женское учебное заведение, ей принадлежат многие новаторские решения в сфере образования.

Первые серьезные шаги к созданию школьной системы императрица сделала еще в 1760-х годах: в 1764 году были открыты Смольный институт благородных девиц и Воспитательное общество благородных девиц. В 1766 году ею был принят новый устав Сухопутного шляхетского корпуса. Разрабатывая в 1775 году указ «Учреждений для управления губерний Всероссийской империи», она возложила на приказы общественного призрения обязанность открывать на местах училища губернского и уездного уровня.

В 1781 году императрица основала учебное заведение при Исаакиевском соборе, положившее начало целой сети школ, развитие которых было законодательно закреплено в указе от 27 февраля того же года. Год спустя 8 апреля система получила развитие по всей России.

Австрийский опыт

Весь начальный период школьного образования в России связан с одним (как и во многих подобных историях, иностранным) именем - Федор Иванович Янкович де Мириево.

Об этом сербе, живущем в Австрии и владеющем русским языком, императрица Екатерина II узнала в 1780 году в Могилеве от австрийского императора Иосифа II, который хвалился перед ней австрийской образовательной реформой. Де Мириево несколькими годами ранее в должности директора провинциальных училищ принимал живейшее участие в выстраивании стройной системы начальных и высших народных школ, тщательной подготовке учителей и установлении специальной учебной администрации.

Янкович де Мириево стал настоящей находкой для Екатерины. Фото: Commons.wikimedia.org Екатерине рассказы понравились, и она решила позаимствовать австрийский опыт и привить его на российской земле. Лучшего руководителя для такого проекта, чем русскоязычный и православный де Мириево, сложно было представить. По приглашению императрицы он переехал в Россию в 1782 году - к тому времени в Петербурге уже действовали несколько городских школ, но настоящей системы в их работе не было.

Сразу по его приезду Екатерина издала указ об учреждении Комиссии народных училищ. Возглавлял ее будущий министр народного просвещения, фаворит царицы Петр Завадовский, Янкович же состоял сотрудником-экспертом. Однако основную работу проделал именно он: составлял планы, создавал учительскую семинарию (будущий педагогический институт), переводил на русский язык учебные пособия. Комиссия ему в этом любезно «не мешала».

В течение трех лет Янкович оставался директором народных училищ Санкт-Петербургской губернии и в этой должности успел создать систему подготовки педагогов и запретить в главном народном училище телесные наказания.

Позже Янкович вошел в состав комиссии об училищах при образованном в 1802 году министерстве народного просвещения, однако уже через два года навсегда оставил службу из-за чрезмерного утомления.

Школьная реформа

Внедряя в России австрийскую систему, Янкович де Мириево предложил разделить народные школы на три вида: малые (два класса), средние (три класса) и главные (четыре класса).

В малой школе детей учили чтению, письму, основам грамматики и арифметики, священной истории и катехизису. В средней школе дополнительно изучали Евангелие, пространный катехизис, правописание, всеобщую историю и русскую географию. В главной школе к этому прибавлялся четвертый, в котором преподавали всеобщую и русскую географию, подробную всеобщую и русскую историю, математическую географию, русскую грамматику с упражнениями, основы геометрии, механики, физики, естественной истории и гражданской архитектуры и рисование.

Благодаря Екатерине образование стало доступно даже низшим слоям общества. Фото: Commons.wikimedia.org

Также в 1785 году Федор Янкович де Мириево разработал положение для частных пансионов и школ, уравненных с народными. Оно гласило, что обстановка в учебных заведениях должна быть спокойной и дружелюбной: «Паче всего препоручается содержателям и учителям, дабы они в питомцах и учениках своих старались поселить правила честности и добродетели, предшествуя им в том и делом, и словами: чего ради быть им при них неотлучно и удалять от глаз их все то, что может быть поводом к соблазну... содержать, однако же, в страхе Божием, заставляя их ходить в церковь и молиться, вставая и ложась спать, пред начатием и окончанием учения, пред столом и после стола».

Помимо этого, Янкович предложил воспитывать вместе мальчиков и девочек, для которых в пансионах предусматривались бы разные комнаты. Это положение было отменено в 1804 году. Стоит отметить, что нравственные и педагогические наставления Янковича в российской образовательной среде большой популярностью не пользовались, так как сильно завышали планку и не соответствовали тому уровню, с которого реформа начиналась.

Согласно «Уставу народным училищам в Российской империи», изданному в 1786 году, предписывалось «в каждом губернском городе быть по одному главному народному училищу». В эти заведения принимали детей всех сословий, за исключением крепостных. Во главе училища стоял директор или смотритель, подчинявшийся губернскому приказу общественного призрения. В уездных городах создавались малые училища с двухгодичным сроком обучения, в губернских городах наряду с ними открывались «главные школы».

После школьной реформы 1804 года (которая совпала с отходом Янковича де Мириево от дел) главные народные училища были преобразованы в гимназии.

Идея воспитания «новой породы людей» и её реализация в закрытых сословных учебных заведениях. Начало женского образования в России.

Периодом высшего развития школьного дела в России в XVIII веке стало время царствования Екатерины II (1762 – 1796). Получив европейское образование, императрица проявляла особый интерес к проблемам воспитания и образования. В рамках общеевропейской эпохи Просвещения российские политики, ученые, педагоги приняли активное участие в разработке вопросов просветительского характера: провозглашались идеи развития национальной системы образования, общественного воспитания, целесообразности изучения и использования европейского опыта на основе собственных национальных традиций. В своих произведениях российские просветители: А.А. Прокопович-Антонский, Е.Р. Дашкова, М.М. Снегирев, Х.А. Чеботарев и др. – предлагали идеи свободного развития личности, отвергая тезис о преимущественном «естественном воспитании» и настаивая на приоритете общественного воспитания.

Екатерина II для реализации своих проектов также стремилась использовать достижения педагогической мысли просвещенной Европы. Она внимательно изучала произведения Дж. Локка, педагогические теории М. Монтеня, Ж.-Ж. Руссо и др. За советом по реализации реформы школьной системы в Российской империи она обратилась к знаменитому французскому просветителю Д. Дидро, который по её просьбе составил «План университета для России».

Приоритетом школьной политики второй половины XVIII века являлось удовлетворение культурно-просветительских интересов дворянства. Еще во время царствования Петра I была введена обязательная программа, согласно которой дворяне должны были получать научно-технические знания. С течением времени в соответствующих школах остались учиться лишь дети мелкопоместных дворян. Представители знати предпочитали учиться светским манерам, наслаждаться театром и другими видами искусства. Усиливается стремление к новому образованию западного образца, выбравшему в качестве приоритета греко-латинскую образованность.

Оплотом греко-латинского образования в Российской империи становится Славяно-греко-латинская академия, которая вступает в новый период своего развития. Увеличивается количество часов на преподавание русского и греческого языков; вводятся древнееврейский и новые языки, а также целый ряд образовательных предметов: философия, история, медицина и др. Академия перестает удовлетворять запросам нового времени, так как превращается в исключительно духовно-учебное учреждение. Её функцию в системе образования берут на себя университеты.

Своеобразным манифестом русской педагогики конца XVIII века стал коллективный трактат профессоров московского университета «Способ учения» (1771), в котором провозглашались важные дидактические идеи об активном и сознательном обучении.

Заметных успехов во второй половине XVIII века также добиваются специальные военно-учебные учреждения: Сухопутный и Морской кадетские корпуса. Согласно уставу 1766 года, программа обучения в них делилась на три группы наук: 1) руководствующие к познанию предметов, нужных гражданскому званию (нравоучение, юриспруденция, экономика); 2) полезные или художественные (физика, астрономия, география, навигация, естествознание, военные науки, архитектура, музыка, танцы, фехтование, скульптура); 3) руководствующие к познанию прочих искусств (логика, риторика, хронология, латинский и французский языки, механика).

Также во второй половине XVIII века получили развитие частные учебные заведения, предназначенные для дворян. Обучение в них велось по программе государственных школ. Представители дворянской знати часто давали своим детям домашнее образование, приглашая иностранных гувернеров.

В 1763 году главным советником императрицы по вопросам образования в Российской империи становится Иван Иванович Бецкой (1704 – 1795), получивший прекрасное европейское образование. В этом же году он представил императрице план школьной реформы «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества». С целью сглаживания классовых противоречий в обществе он надеялся посредством воспитания создать «новую породу людей» (справедливых дворян, промышленников, купцов, ремесленников). Основным условием формирования первого поколения новых людей и. Бецкой считал строгую изоляцию воспитанников от влияния «безнравственного общества», от предрассудков и пороков старого поколения. Для этого между поколениями необходимо было создать прочную искусственную преграду, роль которой призваны были сыграть закрытые учебные заведения (интернаты) , где, под руководством просвещенных наставников, должны были до 18 – 20 лет воспитываться «новые люди».

И. Бецкой также стремился создать в России образованное третье сословие (купцы, мещане, ремесленники). Для реализации этой цели в 1760 – 70-х годах в Москве и Санкт-Петербурге был открыт целый ряд учебных заведений: воспитательные дома, коммерческое училище, мещанские училища при шляхетском корпусе и при Академии художеств и др.

В 1764 году в Санкт-Петербурге был открыт Смольный институт, положивший начало государственному дворянскому женскому образованию в России. Для составления программы обучения в институте был использован культурно-просветительский опыт французского Просвещения. Кроме общей программы, включавшей русский язык, географию, историю, арифметику, иностранные языки, преподавали хорошие манеры и домоводство.

В 1768 году была создана «Частная комиссия об училищах», которая также подготовила несколько проектов реформы системы образования: 1) о низших деревенских училищах; 2) о низших городских училищах; 3) о средних училищах; 4) об училищах для иноверцев.

В истории реформ системы образования екатерининской эпохи выделяются два этапа: на первом этапе (1760-е годы) заметное влияние оказывается идеями французского просвещения; на втором этапе (с начала 1780-х годов) – влияние немецкого опыта преподавания. К началу 1780-х годов вопрос о школьной реформе снова становится актуальным.

Школьная реформа 1782 – 1786 гг. Деятельность Ф.И. Янковича по разработке основных документов реформы.

В 1782 году по указу Екатерины II создается «Комиссия по учреждению народных училищ», которой был разработан план по открытию начальных, средних и высших учебных заведений, изложенный в «Уставе народным училищам Российской империи» (1786). В проведении данной реформы активное участие принимал педагог Федор Иванович Янкович де Мариево (1741 – 1814). Вместе с ним над проектом реформы работали М.Е. Головин, Ф.В. Зуев, Е.Б. Сырейщиков и др. Главными пунктами реформирования назывались устройство системы народных училищ, подготовка учителей и издание хороших учебников. По инициативе Ф.И. Янковича, в Петербургском главном народном училище, директором которого он являлся в 1783 – 85 гг., была организована подготовка кадров преподавателей. При его непосредственном участии был издан комплект учебников: «Букварь», «Правила для учащихся». «Всемирная история» и др. При учреждении в России Министерства народного просвещения (1802) Ф.И. Янкович вошел в состав вновь образованной комиссии об училищах.

Согласно «Уставу…» 1786 года в городах открывались малые и главные народные училища . Это были бесплатные смешанные школы для обучения мальчиков и девочек. В них могли учиться средние слои городского населения. Училища выводились из-под контроля церкви. Малые училища в течение двух лет должны были готовить грамотных, умеющих хорошо писать и считать выпускников, знающих основы православия и правила поведения. В них обучали чтению, письму, нумерации, священной истории, катехизису, граждановедению, чистописанию, рисованию и др. Открывались и содержались малые училища на средства горожан.

Главные училища, срок обучения в которых составлял пять лет, должны были давать более широкую подготовку на многопредметной основе. Помимо программы малых училищ, в курс обучения входили: евангелие, история, география, геометрия, механика, физика, естествознание, архитектура и др. В главных училищах можно было получить и педагогическое образование. Преподавание осуществлялось светскими учителями. Также в училищах была введена классно-урочная система.

Реформа 80-х годов XVIII века сыграла важную роль в развитии школьного дела в Российской империи. К концу XVIII века в городах были открыты 254 училища, которые посещали 22 тысячи учащихся, из них 1800 девочек. Это составляло третью часть от всех обучающихся в учебных заведениях России. К сожалению, в этих школах не могли получать образование крестьянские дети.

Пропаганда прогрессивных педагогических идей в журналах Н.И. Новикова. Революционно-просветительские идеи А.Н. Радищева.

Если в начале своего царствования Екатерина II придерживалась идей французского Просвещения, то в конце жизни она изменила своим либеральным пристрастиям. Свидетельством тому являются судьбы выдающихся русских просветителей Н.И. Новикова (по обвинению в заговоре против самодержавия заключен в Петропавловскую крепость) и А.Н. Радищева (за осуждение пороков крепостнического строя отправлен в ссылку в Сибирь).

Николай Иванович Новиков (1744 – 1818) известен в истории России как издатель сатирических журналов «Трутень», «Пустомеля», «Живописец» и др., в которых поднимал вопросы о крепостном праве, произволе и злоупотреблениях властей, бичевал несправедливость и пороки современного ему общества, вел полемику с Екатериной II. Н. Новиков мечтал о воспитании нового поколения в духе гражданских добродетелей.

С 1777 года н. И. Новиков начинает издавать журнал «Утренний свет», считавшийся первым в России философским журналом, весь доход от которого шел на устройство и содержание в Петербурге начальных народных училищ. Через журнал издатель обратился к гражданам с призывом жертвовать на развитие образования в государстве. И на средства, полученные от пожертвований, уже в ноябре 1777 года при церкви Владимирской Божией Матери открывается училище на 30 – 40 человек, впоследствии оно получило название Екатерининского. В следующем году открывается второе - Александровское училище. Н.И. Новиков также издавал первый в России детский журнал «Детское чтение для сердца и разума» (1785 – 1789). Им была учреждена первая библиотека для чтения в Москве.

Русский просветитель, философ, писатель, автор известного произведения «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790) Александр Николаевич Радищев (1749 – 1802) вопросы педагогики рассматривал с позиций естественнонаучного материализма XVIII века, утверждая, что природные способности людей различны и во многом зависят от воздействия внешней среды. В развитии способностей, в первую очередь активного мышления, решающую роль отводил воспитанию. Целью воспитания А.Н. Радищев считал формирование человека-гражданина, «способного бороться за счастье своего народа и с ненавистью относящегося к притеснителям». В своем произведении «Беседа о том, что есть сын Отечества» в качестве основной задачи воспитания он называет формирование человека высокой нравственности, отдающего всего себя для блага народа, что в корне расходилось с общепринятым в то время пониманием патриотизма. А.Н. Радищев ставил вопрос о воспитании истинного патриота, борющегося с самодержавием.

Настаивая на необходимости прививать детям истинную любовь к родине, народу, писатель решительно выступал против свойственного дворянам пренебрежительного отношения к отечественной культуре, против чрезмерного увлечения французским языком; выдвигал обширную программу образования, в которую должны были входить знания об обществе, природе.

А.Н. Радищев подверг критике закрытые, изолированные от окружающей жизни воспитательно-образовательные учреждения, указывая на необходимость такой организации воспитания, которая бы содействовала взаимодействию с обществом. В условиях изолированного от общества воспитательного процесса, подчеркивал просветитель, невозможно вырастить человека с общественными стремлениями и интересами.

Особенно велико было влияние творчества А.Н. Радищева на развитие революционно-демократической мысли в России XIX века.


ЛЕКЦИЯ 7. КЛАССИКИ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ПЕДАГОГИКИ XIX ВЕКА
Становление педагогической науки в XIX веке. Теоретическое обоснование и реализация идей реального образования И. Г. Песталоцци.

На развитие в Европе в XIX веке демократических педагогических преобразований, на реализацию их в практике школьного дела сильнейшее воздействие оказали идеи Французской революции (1789), открывшие доступ представителям «третьего сословия» в средние и высшие учебные заведения, положившие начало созданию светской народной школы и высшего специального образования.

Наиболее значимые изменения произошли в начале XIX века в начальной школе. Нона становится государственной, массовой, доступной для девочек. В ряде стран Западной Европы (Австрия, Пруссия, позднее Англия, Италия, Франция и др.) было введено обязательное начальное обучение. Одновременно увеличились уровень и объём элементарного образования за счет предметов гуманитарного и естественнонаучного цикла, возросла воспитательная функция начальной школы.

Средняя школа в Европе, наоборот, почти не изменялась до 70-х годов XIX века. Наиболее распространенным и полноправным типом средней европейской школы являлась классическая латинская школа, готовившая чиновников для государственной службы. Постепенно латинские школы были преобразованы в гимназии, лицеи, коллежи, грамматические школы и др.

Серьезным изменениям в первой половине XIX века подверглась теория образования и воспитания. Наиболее значительный вклад в её разработку, после Я.А. Коменского, внесли швейцарский педагог И.Г. Песталоцци, немецкие педагоги-методисты Ф.А. Дистервег и И.Ф. Гербарт. Разрабатываемые ими педагогические теории находились на демократических позициях, идеи были направлены на улучшение просвещения, главным образом, в народной школе.

Развитие образования в России во второй половине XVIII века шло под влиянием просвещенного абсолютизма Екатерины II, определившего не только рост сети образовательных учреждений, но и приоритет сословного принципа в их комплектовании.

Екатерина II внимательно изучала опыт организации образования в ведущих странах Западной Европы и важнейшие педагогические идеи своего времени. Новая формулировка задач школы звучала так: не только учить, но и воспитывать.

За основу были взяты прусская и австрийская системы образования. Предполагалось учредить три типа общеобразовательных школ - малые, средние и главные. В них преподавались общеобразовательные предметы: чтение, письмо, знание цифр, катехизис, священная история, начатки русской грамматики (малая школа). В средней - добавлялись объяснение Евангелия, русская грамматика с орфографическими упражнениями, всеобщая и русская история, краткая география России. В главной - подробный курс географии и истории, математическая география, грамматика с упражнениями по деловому письму, основания геометрии, механики, физики, естественной истории и гражданской архитектуры.

Была внедрена классно-урочная система Коменского, делались попытки использовать наглядность, в старших классах даже рекомендовалось вызывать у учащихся самостоятельную работу мысли. Но в основном дидактика сводилась к заучиванию наизусть текстов из учебника. Отношения учителя с учениками строились в соответствии с взглядами Екатерины: например, были строго запрещены любые наказания.

В 1764 году в Москве, на Солянке был открыт казенный «Воспитательный дом для подкидышей и беспризорных детей» - первое московское специализированное учреждение для детей - сирот. Основную часть своих средств это заведение должно было получать за счет благотворительных сборов. Сама императрица пожертвовала на закладку здания 100 тысяч рублей и выделяла из своих средств 50 тысяч ежегодных поступлений, призвав своих подданных последовать ее примеру.

Воспитание происходило по методу известного педагога И.И.Бецкого, стремившегося через закрытые воспитательные учреждения создать «новую породу людей» - образованных и трудолюбивых.

В 1764 году издается указ об основании Воспитательного общества благородных девиц на 200 человек при Смольном женском монастыре в Петербурге - Институт благородных девиц.

Девочек с 4-6 летнего возраста забирали из дома на 15 лет. Образование было в основном гуманитарным, но давались и начала математики и физики, воспитанниц усиленно учили иностранным языкам, музыке, домоводству, рукоделию. Из выпускниц института получались образованные учительницы, жены и фрейлины.

В 1786 году был издан Устав о народных училищах, согласно которому в каждом губернском городе учреждались народные училища двух ступеней. Первую ступень представляли «малые училища» с двухгодичным сроком обучения, вторую - «главные», в составе четырех классов. В «малых» училищах преподавались грамота, чтение, арифметика и Закон Божий. «Главные училища предназначались для подготовки педагогических кадров «малых» училищ. Первое «главное» народное училище было открыто в Москве 5 октября 1786 года. Этот день можно считать днем рождения одновременно и первой массовой школы, и первого педагогического училища города.

Для системы общеобразовательных школ нужно было подготовить учителей. С той целью в 1783 году в Петербурге было открыто Главное народное училище, от которого через три года отделилась учительская семинария - прообраз педагогического института.

До конца XVIII века в России не было педагогических учебных заведений. Только в конце века, в 1786 году в губернских городах были учреждены Главные народные училища, в которых готовили учителей для уездных училищ. Будущие педагоги учились пять лет, помимо общеобразовательной подготовки осваивая способ учения и работу с классом, По окончании сдавался экзамен на аттестат учителя. В дворянских семьях по-прежнему продолжали традиционно нанимать детям домашних учителей, по большей части иностранцев.

Екатерининская реформа не была доведена до конца, но, тем не менее, она сыграла значительную роль в развитии российского образования. За 1782-1800 гг. разные виды школ окончили около 180 тыс. детей, в том числе 7 процентов девочек. К началу XIX века в России было около 300 школ и пансионов с 20 тыс. учащихся и 720 учителями. Среди них почти совсем не было сельских школ, т.е. крестьянство практически не имело доступа к образованию. Правда, еще в 1770 г. созданная Екатериной комиссия об училищах разработала проект устройства деревенских школ (включавший предложение о введении в России обязательного начального обучения для всех детей мужского пола независимо от сословия). Но он остался проектом и не был воплощен в жизнь.

Школьная реформа1780 - годов была первой попыткой создать государственную систему народного образования. В основу новой школы были положены принципы всесословности и бесплатности обучения. Но для создания системы образования не хватило необходимых средств и, что самое главное, не было еще потребности в образовании у широких слоев населения. Решение всех этих задач было делом следующего столетия.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то