Ситуация успеха и ее создание (атмосфера доброжелательности). Атмосфера дружелюбия В комфортной и доброжелательной атмосфере

«Адаптация десятиклассников» - Мотивы учебной деятельности. Тревожность. Старшеклассник. Основные задачи. Адаптация десятиклассников. Трудности адаптационного периода. Мнение. Уровень личностной тревожности десятиклассников. Мотивация. Интеллектуальная лабильность. Родители. Уровень интеллектуальной лабильности. Мотивация к достижению успеха.

«Психологическое сопровождение процесса адаптации» - Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 1, 5 и 10 классов. Психологический климат семьи. В пятом классе. Программа. «Классный руководитель глазами воспитанника». Подготовительный этап. В работе с десятиклассниками. Количество адаптированных и дезадаптированных учащихся. Для первоклассников.

«Адаптация первокурсников в вузе» - Ведущие потребности юности. Самостоятельность. Модель авторитарная. Принципы тренинга. Основные этапы подготовки к тренингу. Социально-психологический тренинг. Положительный эмоциональный фон. Адаптация первокурсников. Модели поведения куратора. Адаптация. Психологические качества. Структура тренинга.

«Адаптация учащихся в школе» - Сильнейший механизм. Урок в современной школе. Первоклассник. Необходимость адаптации. Испытание для школьников. Похвала и эмоциональная поддержка. Проблемы. Внимание. Процесс адаптации для учителя. Скрытая инструкция. Овладеть приёмами мотивации школьников. Авансировать детей. Физические паузы. Снятие страха.

«Школьная дезадаптация» - Памятка родителям о воспитании детей. Ребёнок в школе. Нетерпимость и непримитимость в отношениях с детьми. Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите. Эгоизм и себялюбие. Узнайте на предлагаемых фотографиях своего ребенка. Неподготовленность к семейной жизни. Условия для успеха ребенка.

«Адаптация школьников» - Адаптация 1,5 классов. Признаки дезадаптации. Мониторинг по русскому языку. Признаки успешной адаптации. Мониторинг по математике. Возрастные особенности младшего подростка. Уровень адаптации. Результат обучения, успешная адаптация зависит от мастерства учителя. Получение вузовского диплома. Адаптация – приспособление организма к изменяющимся внешним условиям.

Всего в теме 9 презентаций

1. Состояние страха: «Ничего страшного. Бывает, люди боятся…»

2. Скрытая инструкция: «Ты же помнишь, что…»

3. Авансирование: «У тебя получится…»

4. Персональная исключительность: «Только у тебя и может получиться…»

5. Усиление мотивации: «Нам это так нужно для…»

6. Педагогическое внушение: «Приступай же…»

7. Высокая оценка поступка, действия: «Вот это у тебя получилось замечательно!»

Основные требования к проведению беседы

1. Определить цель беседы, иначе беседа – бесплодный разговор. Истинные цели беседы не должны быть известны собеседнику.

2. Определить целевые вопросы.

♦ Распределите эти вопросы в порядке их значимости.

♦ Обратите внимание на соответствие формулировки психологическим требованиям.

♦ Составьте план беседы, исходя из конкретной ситуации.

3. Определить вопросы, поддерживающие беседу, исходя из потребностей, интересов собеседника (именно его).

Вступление в контакт с собеседником (табл. 10)

Таблица 10

Создайте атмосферу доверия

♦ Собеседник должен быть уверен, что беседа приносит ему пользу.

♦ Контакту способствует собственное «раскрытие», доверительный рассказ о себе.

♦ Обстановка для беседы может быть:

а) благоприятной: совместный отдых, прогулки по улице, домашняя обстановка, изолированная комната;

б) дискомфортной: присутствие, вмешательство других людей, незащищенность, беспокойство, тревога.

♦ Владейте собой, соблюдайте педагогический такт.

♦ Не обнаруживайте признаков властности.

♦ Не допускайте упреков, реплик и т. д.

♦ Поддерживайте обстановку взаимного доверия.

Во время беседы следите:

♦ за особенностями речевого поведения собеседника:

а) точностью мыслей, формулировок;

б) оговорками, недомолвками;

в) желанием уйти от ответа;

г) паузами;

♦ за его эмоциональными реакциями:

б) мимикой, жестами и др.

♦ за срабатыванием механизма так называемой психологической защиты;

♦ за тем, не затронуто ли достоинство, самоуважение собеседника.

Как правильно вести беседу

Для этого нужно соблюдать некоторые правила:

♦ нельзя ставить вопросы «в лоб» (лучше их ставить в косвенной форме);

♦ вопросы не должны быть внушающими, носить форму утверждения («Видимо, ты регулярно выполняешь задание?»);

♦ лучше ставить вопросы в определительной форме, краткие, понятные собеседнику.

Важно слушать внимательно и доверительно, показывать это собеседнику взглядом, мимикой, жестами, всем своим телом, наклоненным к собеседнику. Сочувствуя, одобряя и поддерживая, можно услышать все, что вы хотите.

Следует дать возможность собеседнику высказаться. Не торопите его! Помогите освободиться от возможных страхов. Одобряйте точность высказанных мыслей. Встречные вопросы могут быть заданы только с целью:

♦ помощи высказаться;

♦ помощи освободиться от возможных страхов;

♦ одобрения точности высказанных мыслей.

Не прерывайте высказывания собеседника в случаях:

♦ его волнения;

♦ импульсивности;

♦ несущественности высказываний;

♦ незначительности деталей, отсутствия полезной информации и т. д.

Собеседник всегда говорит о значимых для него вещах.

Помните! При прерывании беседы утрачивается контакт, и важная информация может быть утеряна.

Если в ходе беседы ваш собеседник заметил какую–то неточность (алогичность), не ищите оправданий, а согласитесь с ним, похвалите за сделанное замечание и продолжайте беседу.

Это необходимо!

♦ Радуйтесь вашему сыну, дочери.

♦ Разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тоном.

♦ Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте его внимательно, не перебивая.

♦ Установите четкие и определенные требования к ребенку.

♦ В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними.

♦ Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.

♦ Говорите четко, ясно.

♦ Будьте терпеливы.

♦ Сначала спрашивайте «Что?», а затем «Зачем?» и «Почему?».

♦ Каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное.

♦ Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.

♦ Поощряйте любопытство, любознательность и воображение вашего ребенка.

♦ Чаще хвалите ребенка.

♦ Поощряйте игры с другими детьми.

♦ Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.

♦ Старайтесь, чтобы ребенок вместе с вами что–то делал по дому.

♦ Приобретайте диски, кассеты с записями любимых песенок, стихов и сказок ребенка: пусть он слушает их снова и снова.

♦ Старайтесь проявить интерес к тому, что ему нравится делать (коллекционировать, рисовать и пр.).

♦ Регулярно водите ребенка в библиотеку.

♦ Будьте примером для ребенка: пусть он видит, какое удовольствие вы получаете от чтения газет, журналов, книг.

♦ Не теряйте чувства юмора.

♦ Играйте с ребенком в разные игры.

♦ Чаще делайте что–либо сообща, всей семьей.

♦ Помогите ребенку выучить его имя, фамилию, адрес.

♦ Чаще советуйтесь со специалистами, другими родителями, читайте книги по вопросам воспитания.

Не делайте этого!

♦ Не перебивайте ребенка, не говорите, что вы все поняли, не отворачивайтесь, пока ребенок не закончил рассказывать. Другими словами, не дайте ему заподозрить, что вас мало интересует то, о чем он говорит.

♦ Не задавайте слишком много вопросов.

♦ Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов.

♦ Не заставляйте ребенка что–нибудь делать, если он вертится, устал, расстроен.

♦ Не требуйте слишком многого: пройдет немало времени, прежде чем ребенок приучится самостоятельно убирать за собой игрушки или приводить в порядок свою комнату.

♦ Не поправляйте ребенка постоянно, то и дело повторяя: «Не так, переделай».

♦ Не говорите: «Нет, она не красная», лучше скажите: «Она синяя».

♦ Не критикуйте ребенка с глазу на глаз, тем более не делайте это в присутствии других людей.

♦ Не придумывайте для ребенка множество правил: он перестанет обращать на них внимание.

♦ Не ожидайте от ребенка понимания всех логических правил, всех ваших чувств, абстрактных рассуждений и объяснений.

♦ Не проявляйте повышенного беспокойства по поводу неожиданных скачков в развитии ребенка или некоторого регресса.

♦ Не сравнивайте ребенка ни с какими другими детьми: ни с его братом (сестрой), ни с соседскими детьми, ни с его приятелями, ни с родственниками.

« Реадовка» продолжает серию публикацию о главной смоленской «кузнице кадров» Смоленская «кузница кадров» широкого профиля Филиал РЭУ имени Плеханова в нашем городе ориентирован на подготовку специалистов по 21 программе профобразования . Мы рассказывали нашим читателям об основных образовательных программах Четыре программы смоленской "кузницы кадров" Всё, что вы хотели знать о высших образовательных программах Смоленского филиала РЭУ - но боялись спросить вуза и его студенческой самоорганизации Студенческая самоорганизация смоленской «кузницы кадров» Наши руки (и умы) не для скуки: культура, наука, волонтерство, спорт – всё это СФ РЭУ , а также общались с директором филиала «Мы будем готовить квалифицированные кадры для Смоленщины» «Реадовка.ру» неоднократно рассказывала о деятельности и достижениях смоленской «кузницы кадров» – филиала Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. Еще год назад специалисты учебного заведения ответили на вопросы наших читателей.В этот раз наша редакция побывала в гостях у директора вуза Валерия Мельникова, который рассказал о подготовке филиала к новому учебному году. Валерием Мельниковым . Наш портал вновь, как и неделей ранее «Самый лучший университет в Смоленске!» Выпускники филиала РЭУ имени Плеханова - о своем alma mater , предоставляет слово рядовым выпускникам СФ РЭУ, для которых диплом родного вуза стал профессиональным« билетом» во взрослую жизнь.

Иван Пурчел, специалист таможенного дела (на фото выше):

«Пять лет... Целых пять лет, а пролетели как пять минут. Но какие это были пять минут! Помимо того, что наш университет дает качественное образование, он также дарит колоссальные эмоции и незабываемые моменты, которые я вспоминаю с улыбкой на лице. И самое главное — это дружный коллектив, который заряжает позитивом, а также приобретенные друзья по всей России! И отдельно хотелось бы отметить высокий уровень студенческого самоуправления, который всегда держит студентов в тонусе и не дает расслабиться. Я очень горжусь тем что я закончил именно этот университет и ни на секунду не сомневаюсь в своих чувствах».

Мария Сычёва, менеджер:

«Смоленский филиал РЭУ имени Плеханова стал первой ступенькой в моей самостоятельной взрослой жизни. Я выпускница 2014 года по специальности „Менеджмент организации“.

Мы должны учиться всю жизнь. Наше обучение начинается с детского сада, потом школа, университет — это важнейшая часть общего образования. Все основы, которые мне помогают в жизни, были заложены в университете.

Годы учебы в университете были настолько яркими, насыщенными самыми разнообразными впечатлениями и событиями, что выделить какие-то конкретные эпизоды практически невозможно. Преимуществом нашего университета, помимо сильного педагогического состава, является активная студенческая жизнь, регулярное проведение различных творческих мероприятий, конференций, спортивных соревнований, школы актива, которые проходили во многих городах России. Интересны тренинги, особенно „Рубикон“, которые способствуют лучшему погружению в студенческую жизнь и помогают проявить творческие таланты, а еще найти новых друзей. Знания и навыки, приобретенные в университете, не только помогли мне добиться колоссальных успехов в работе, но и всегда будут являться основой моей деятельности.

Однако главное для меня — это атмосфера доброжелательности и профессионализма. Я благодарна „РЭУ им. Г.В. Плеханова“ за новообретенных друзей, за счастливые, полные эмоций и впечатлений дни, за прекрасный преподавательский состав. Буду вспоминать эти пять лет, как самые лучшие в моей жизни».

Мария Герганова, маркетолог:

«Что дал мне университет? Возможность всесторонне развивать свою личность, будь то научное, творческое направление или организаторская деятельность. За эти пять лет была возможность поучаствовать в городских, региональных и всероссийских мероприятиях, вследствие чего появилось много друзей по всей России. Конференции, бизнес проекты, школы актива, КВН, вокальные конкурсы — все это благодаря университету, который уделяет большое внимание студентам. Еще будучи студенткой второго курса мне была дана возможность стажироваться на телеканале ТНТ, на третьем курсе — попробовать себя в качестве помощника маркетолога в большой компании, а сейчас по окончании я смогла организовать такое мероприятие как День пиццы в сети пиццерий „Додо Пицца“. Приятно осознавать, что красный диплом — это не просто „корочка“, которая лежит в папке моих документов, а это действительно свидетельство, которое напоминает о пройденном пути, это билет в счастливое время».

Алиса Гаврилова, дизайнер:

«Для меня смоленский филиал РЭУ имени Плеханова — это не просто вуз. Это место, где человек меняется в положительную сторону, формируется его личность и мировоззрение. Самые лучшие преподаватели подарили мне ценные знания, научили мыслить в правильном направлении, преодолевать трудности, быть терпеливой.

Участие в бесконечном количестве творческих мероприятий помогло мне реализовать креативные идеи. Это и „Бизнес-леди“, и „Краса РЭУ“, ТЭМП и КВН, вокальный конкурс — да чего только не было! В „Бизнес-леди“ когда-то участвовала сама, а потом помогала другим девочкам завоевывать первые места на пьедестале. Огромное спасибо девочкам, Саше Егоренковой и Лизе Коломиец, которые позволили мне воплотить мои мысли и идеи во время их участия в конкурсе!

Мне повезло быть частью самой лучшей группы факультета „Дизайн среды“, вместе с которой мы за шесть лет прошли через все прелести и трудности студенческой жизни. Никогда не забуду бессонные ночи перед экзаменами: тысячи набросков, зарисовок, чертежей; летние пленэры и походы на выставки. Все это останется теплым воспоминанием в моей памяти. За все, что дал мне мой вуз, я благодарна. А сегодня — вперед, к мечте!».

Татьяна Синякова, техник-технолог:

«После окончания 9-го класса передо мной встал вопрос: куда пойти учиться? Теперь, после окончания Смоленского филиала РЭУ им Г.В. Плеханова я с уверенностью говорю: „Я рада, что не ошиблась и с выбором профессии, и с выбором учебного заведения“.

Я считаю, что студенческие годы — это хоть и трудный, но веселый период. Ты общаешься со сверстниками, познаешь каждый день много нового, учишься принимать самостоятельные решения.

Спасибо преподавателям, они вложили в нас часть своей души. Учили с азов и сделали из нас профессионалов-технологов. А еще у нас в университете хорошая материально-техническая база, спецоборудование».

Элеонора Лагутина, менеджер по продажам:

«В 2012 году я поступила в Смоленский филиал РЭУ им. Плеханова на отделение среднего профессионального образования. Я выбрала специальность „Коммерция(по отраслям)“. Срок обучения составил 3 года, и сейчас я понимаю, что пролетели они незаметно.

С первых дней учебы я поняла, что не ошиблась. Учиться мне было интересно по многим причинам. Прежде всего, я благодарна преподавателям, они делали учебный процесс интересным ля нас, очень хорошо объясняли материал, помогали, если появлялись какие-либо затруднения.

Во-вторых, пожалуй, самые трепетные воспоминания вызывает наша школа студенческого актива, проходившая на территории лагеря „Соколья гора“. Там мы раскрывали свои таланты, отдыхали от лекций, посещали тренинги личностного развития.

В стенах университета проводилось очень много творческих, спортивных и научных мероприятий. Причем, часто они бывали городского уровня. Лично мне очень понравилось участие в политической игре „Мой выбор“. Тем более, мне удалось поучаствовать три раза.

Теперь же я снова студентка Смоленского филиала РЭУ, уже высшего профессионального образования по направлению „Экономика“. И я знаю, что мне не придется пожалеть о своем выборе!».

Цели:

1. Проанализировать состояние психологической атмосферы урока и выявить условия и факторы, стимулирующие создание комфортной среды на уроке и препятствующие этому.

2. Сформировать мотивацию педколлектива на создание комфортной среды на уроках.

УРОК, основная форма организации учебных занятий при классно-урочной системе обучения в общеобразовательных школах, профтехучилищах и средних специальных учебных заведениях. Характеризуется строго установленным объемом учебной работы и порядком ее выполнения в рамках определенного времени (обычно 40-45 мин). ( Большой энциклопедический словарь).

Благоприятная психологическая атмосфера урока служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие школы на здоровье.

В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта.

Это декларируется в законе РФ “Об образовании”. В статье 56.3 говорится “о прекращении трудового договора с педагогом в случае применения, в том числе однократного, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психологическим насилием над личностью обучающегося”.

Статья 32.3 “Образовательное учреждение несет ответственность за качество образования своих выпускников”.

Наличие или отсутствие психологического комфорта оказывает влияние на состояние психики школьника, его желание учиться, а в итоге – на его успеваемость.

К сожалению, сегодня в образовательном процессе присутствуют негативные тенденции явления: падение интереса к знаниям, снижение познавательной активности, пропуски уроков учащимися, жалобы родителей и учащихся на поведение учителей, конфликтные ситуации, возникающие на уроках. Постоянное состояние повышенной тревожности учащихся на уроках приводит к нервным срывам.

Все это приводит к тому, что в школе ребенок не чувствует себя безопасно и комфортно, а ведь задача школы - создать такое психологическое пространство, чтобы в нем было хорошо каждому ребенку.

Психологическая атмосфера. Задумаемся, что ее составляет? Пожалуй – это та атмосфера или «погода в соответствующем окружении»: коллективе взрослых или детей. Дома, в школе, на уроке, вне его...

ЗДОРОВАЯ атмосфера и благоприятный климат на уроке, многое решают в сложном деле обучения и воспитания..
Среда, обстановка и атмосфера урока должны благоприятствовать обучению и учению. Педагог воспитывает каждым своим жестом, интонацией голоса, направленностью своих интересов, Отношением к делу, выражением своего лица, улыбкой и т. д.
Обучение, воспитывающее любовь к познанию, к труду, мышлению, творчеству, самостоятельности, к учебному предмету, науке и учителю - возможно лишь в атмосфере мажорного, полного радостями открытия труда учителя и учащихся. Как создается такая атмосфера?

Прежде всего влиянием на учащихся своей личности - личности учителя, влюбленного в свою работу, в детей. На ребят завораживающе действует пример личности людей, много знающих, разносторонних, глубоких и волевых.
Умный, обладающий психологической культурой учитель всегда обеспечит возможность каждому школьнику пережить радость успеха вне зависимости от способностей и степени его подготовки. Это обеспечивается искусством чуткого, внимательного подхода к каждому ученику. Необходимо знать индивидуальные особенности учеников, нужна умная, гибкая система педагогических воздействий на их психику.

Всякая попытка учить бесстрастно, буднично, серо, воздействовать на мышление и память в обход чувств приводит к тому, что урок идет с ничтожным коэффициентом полезного действия. Эмоциональность не может не быть существенной чертой нормальной атмосферы урока.

Ни один ответ ребят нельзя оставлять без какой-либо, хотя бы краткой рецензии, какого-либо оценочного суждения. Например, школьник недоумевает, отчего, недовольно поджала губы учительница и, не сказав ни слова, вызвала отвечать на тот же вопрос другого ученика. И этот другой старается уже не понять суть дела, а догадаться, какой формулировки ждет и добивается от них учительница.
Чтобы не было такого положения, на уроке важна объективная оценка работы детей учителем, например,: «Точно», «Правильно», «Молодец», «А вот этого решения и я не знал - обсудим на занятиях кружка», «Здорово», «Неправильно», «Подумай, в каком звене рассуждений ошибка», «Вот пример, факт, опровергающий такое мнение, Найди-ка более правильное объяснение» и т. д. И все это - без упреков, нотаций, выговоров и обвинений. И все это - доброжелательно, с искренним признанием права каждого на ошибку.
Тактичное, справедливое обращение с учениками помогает создать на уроке ситуацию успеха каждому ребенку, вселить в него уверенность в своих силах и желание учиться. Даже разовый успех влияет на психологическое состояние ребенка, может вселять в него уверенность. Иногда жеста, взгляда, интонации достаточно, чтобы успокоить неугомонных, поддержать неуверенных и наградить знающих и думающих учеников – все это и способствует созданию положительных эмоций во время урока.

Формы обращения учителя к ученикам

1) Деловая форма обращения (приглашение к деловым отношениям): “Займемся, ребята, делом, общим для всех и очень нужным для каждого, а сначала договоримся, как будем работать, хорошо?”, “Кто может предложить другое?”.

2) Личностно-доверительное обращение: “Я уверена, что вы это для меня сделаете, ведь это вам совсем не трудно”; “Ты мог бы помочь мне во многом, и я тебе буду благодарна, если исполнишь мою просьбу” и т.п. Особенно такая форма обращения полезна в общении с подростками и старшими школьниками, когда у них выражена потребность сотрудничать с взрослыми на равных, а при таком обращении подчеркивается их взрослость, так как к ним обращаются за помощью.

3) Эмоционально-личностное обращение: “У меня ребята был сегодня тяжелый день, и вы устали к шестому уроку – побережем друг друга” или “я знаю у вас сегодня была контрольная по математике, как справились, трудная?.. Тогда на уроке займемся интересным делом, спрашивать вас не буду.”Таким путем устанавливается взаимное понимание, бережное отношение друг к другу, а ученики постигают разные формы обращения к другому человеку. Главное здесь – зафиксировать общие переживания всего класса и показать, что присоединяешься к ним. То же возможно и по отношению к отдельному ученику.

Ученики ценят в учителе доброжелательность, честность, принципиальность, ответственность, деловитость. Но более всего они ценят в нем человечность. Человечность же учителя вызывает ответную человечность учеников, которые начинают понимать, что учитель так же, как и они переживает, радуется и огорчается.

Однако благоприятная психологическая атмосфера урока необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит и физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяет снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.

Создание атмосферы психологической поддержки в классе (психолог-гуманист Карл Роджерс):

1) С самого начала и на всем протяжении учебного процесса учитель должен демонстрировать детям свое полное к ним доверие.

2) Он должен помогать учащимся в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым учащимся в отдельности.

3) Он должен всегда исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению.

4) Он должен выступать для учащихся как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи.

5) Важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого ученика.

6) Он должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его.

7) Он должен быть активным участником группового взаимодействия.

8) Он должен открыто выражать группе свои чувства.

9) Он должен стремится к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника.

10) Наконец, он должен хорошо знать самого себя

Технология, приемы общения (Д. Карнеги):

1) Улыбайтесь! Улыбка обогащает тех, кто ее получает, и не обедняет тех, кто ее дает!

2) Помните, что для человека звук его имени является самым важным звуком в человеческой речи. Как можно чаще обращайтесь к другому человеку по имени.

3) Давайте четко и искренне признавать хорошее в других.

4) Будьте сердечными в своем одобрении и щедры на похвалы, и люди будут дорожить вашими словами, помнить их в течении всей жизни.

5) Желание понимать другого человека порождает сотрудничество.

«Давайте понимать друг друга с полуслова, чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова...»

слова из песни Булата Окуджавы

В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома».

Успешное проведение урока, следовательно и психологическую атмосферу урока создаёт сам педагог.

Старайтесь:

Видеть в каждом ученике уникальную личность.

«Все дети талантливы».

Создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки,

доброжелательности.

"Учиться победно!".

Исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка.

"Ребенок хорош, а плох его поступок".

Предоставлять возможности и помогать детям.

"В каждом ребенке – чудо, ожидай его".

Запомните:

Золотые правила психологической атмосферы на уроке

    Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы.

    Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.

    Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия.

    Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности.

    Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет (если она хорошо организована).

    Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжение в общении.

И небольшая памятка для учителя:

Памятка учителю.

Уважай детей! Защити их любовью и правдой.

Не навреди! Ищи в детях хорошее.

Замечай и отмечай малейший успех ученика. От постоянных неудач дети озлобляются.

Не приписывай успех себе, а вину ученику.

Ошибся – извинись, но ошибайся реже. Будь великодушным, умей прощать.

На уроке создавай ситуацию успеха.

Не кричи, не оскорбляй ученика ни при каких обстоятельствах.

Хвали в присутствии коллектива, а прощай наедине.

Только приблизив к себе ребенка можно влиять на развитие его духовного мира.

Не ищи в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми.

Оценивай поступок, а не личность.

Дай ребенку ощутить, что сочувствуешь ему, веришь в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.

« Создание атмосферы творческой доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости на уроках в детской школе искусств»

10 лет работая в должности заместителя директора по УВР, я нередко задавала себе вопрос – почему к одному преподавателю дети ходят гурьбой, с превеликим удовольствием, а у другого, не менее квалифицированного и уважаемого, преподающего тот же предмет, постоянно редеющий класс? Понятной становится обида таких преподавателей, причём настоящих профессионалов своего дела – «Я столько сил вложила, столько труда, чтобы добиться от ребёнка (детей) результатов, чтобы уроки стали безупречными…»

Изучая опыт моих коллег, литературу по данной теме, могу с уверенностью сказать, что очень часто преподаватели чрезмерно увлекаются применением профессиональных приемов, забывая об атмосфере творческой доброжелательности, эмоционально – нравственной отзывчивости на уроке. Состояние тревоги перед уроком, ослабевание интереса к занятиям, снижение познавательной активности, пропуски уроков учащимися – к сожалению, всё ещё присутствующие негативные явления образовательного процесса. Это признаки того, что учащиеся чувствуют себя дискомфортно, а ведь задача педагога – создать такое психологическое пространство в классе, чтобы в нем было хорошо каждому учащемуся. Главным критерием такого пространства является создание атмосферы, которая является одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной, поскольку в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а непосредственно на учебную деятельность, на творчество. Ещё К. Роджерс говорил о том, что для того чтобы обучение было эффективным, необходимо соблюдение главного условия – создание в классе климата, характеризующегося «подлинностью, ценностным отношением и эмпатией». Такую комфортную атмосферу педагоги просто обязаны создавать для того, чтобы ученики уважали их и, как ни странно это прозвучит, не боялись идти к ним на урок. Для преподавателя, который по умолчанию владеет ситуацией и контролирует её, атмосфера значения не имеет, он сам создаёт её, ту, которую считает нужной и правильной. А для ребёнка такой благоприятный микроклимат важен и приятен ещё потому, что он слабее эмоционально и находится в подчиненном положении по отношению к педагогу.

Очень важно при этом учитывать индивидуальность ребёнка, чувствовать его. Ведь индивидуальный подход помогает снять страх перед уроком, помочь ребёнку самоутвердиться, стать спокойнее, увереннее, добрее. Поэтому всего этого без использования метода индивидуального подхода и, как следствие, без создания комфортной атмосферы в классе добиться будет очень трудно!

Атмосферу доброжелательности на уроке с учеником можно создавать с помощью таких приемов:

Снятие страха (использование фраз «Ничего страшного» или «С этой задачей ты сможешь справиться, если…»)

Педагогическое внушение («Я знаю, ты это можешь/умеешь»)

Авансирование («У тебя получится, потому что…»)

Мотивация («Нам это очень нужно сделать/выучить…»)

Оценка детали («Этот такт у тебя замечательно получился!»)

Остановка на успехе (Если у ребёнка что – то долго не получалось, и вдруг получилось, не надо это ещё раз повторять. Пусть это чувство счастья останется с ним!)

Для того чтобы атмосфера эмоционально – нравственной отзывчивости навсегда поселилась в вашем классе, надо помнить о том, что:

  • нельзя сравнивать ребёнка с другими детьми, успехи ребёнка с чужими успехами, неудачи ребёнка с чужими неудачами
  • информацию о ребёнке следует рассматривать не как законченный, а как постоянно развивающийся материал, который каждый раз создаётся, а не воспроизводится по эталону
  • важно, чтобы педагог сам был открыт для эмоциональных переживаний, сохранил способность радоваться жизни
  • для хорошего педагога все ученики – разные, для плохого – одинаковые
  • обязательно надо принимать ребёнка с его мыслями и чувствами, какими бы они не были

Подводя итоги вышесказанного, следует отметить, что для создания психологически-комфортной атмосферы в классе педагог не должен пытаться за каждым отрицательным поступком учащегося видеть только отрицательные мотивы. Предусмотрительность и корректность поведения педагога на уроке заметно снижают напряжение в общении. Верьте в безграничность способностей ребёнка, верьте в свои педагогические способности, и тогда совместная деятельность педагога и ученика будет работать на сближение, способствуя эффективной работе и творчеству.

Список литературы и использованных источников:

1. Роджерс К. Искусство консультирования и терапии.- М., 2002.

2. «Завуч. Управление современной школой». 2006. №8. С.106.

3. http://www.scienceforum.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЗДАНИЕ АТМОСФЕРЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМФОРТА НА УРОКЕ

СОЗДАНИЕ АТМОСФЕРЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМФОРТА НА УРОКЕТеоретические материалы.Начиная работать в школе, необходимо учитывать следующие моменты: задачи, которые ставит современное общество перед учителем,...

«Развитие творческого потенциала и эмоциональной сферы воспитанников через искусство ручного вязания».

«Развитие творческого потенциала и эмоциональной сферы воспитанников через искусство ручного вязания».Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с яр...

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то