Сообщение на тему литосфера и человек. Литосфера как элемент географической оболочки

Тема: «Человек и литосфера» (обобщающий урок).

Цели урока:

  • Развить кругозор учащихся.
  • Закрепить полученные знаний и необходимые навыки.
  • Привить интерес к предмету через новые информационные технологии.

Техническое обеспечение: мультимедийный диск «География 8 класс», Характеристика природы (Рельеф и геологическое строение, Человек и литосфера, Стихийные бедствия, практика № 1, № 2 по теме «Рельеф», тест № 1 по теме «Рельеф»), раздаточный материал – схема «Взаимодействие человека и литосферы», проекты по защите окружающей среды были приготовлены на уроках географии, экологии и информационных технологий.

Эпиграфы урока:

«Не то, что мните вы, природа,
Не слепок, не воздушный лик, –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык»

Ф.И. Тютчев , русский поэт

«Человек – величайшая геологическая сила»

В.И. Вернадский , русский учёный

«Не будем, однако, слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу нам она мстит»

Ф. Энгельс , экономист, философ

ХОД УРОКА

Сформулировать цель урока ученику, используя эпиграфы (влияние человека на литосферу, а также влияние литосферы на человека)

План урока

  1. Природные ландшафты России
  2. Антропогенные ландшафты.
  3. Минеральные ресурсы.
  4. Рельеф и хозяйство.
  5. Воздействие на верхнюю часть литосферы.
  6. Искусственные грунты.
  7. Стихийные бедствия.

В конце урока ученики должны сделать вывод и заполнить схему «Взаимодействие человека и литосферы» (см. Приложение 1 )

Выполнение практики задания № 1 (на карту рельефа перенести крупные формы рельефа) задание № 2 (на карту строения земной коры перенести элементы). Первый ученик, который выполнил задание, разбирает географическую почту по терминам на тему «Рельеф».

По фрагментам описания, определить о каких территориях идёт речь.

Территория расположена на древней докембрийской платформе. Этим обусловлена главная особенность её рельефа – равнинность. Складчатый фундамент залегает на различной глубине и выходит на поверхность на Кольском полуострове и в Карелии, а также на побережье Днепра в его среднем течении.

(Русская (Восточно-Европейская) равнина)

Горная страна состоит из нескольких параллельных друг другу хребтов, протянувшихся в меридиональном направлении. Главная цепь гор образует водораздел между реками, текущими на Русскую равнину и на Западно-Сибрскую.

(Уральские горы)

Это самое крупное из горных сооружений, окаймляющих с юга Русскую равнину. Природа гор разнообразна. Большая часть региона – это высокие молодые горы.

(Северный Кавказ)

Одна из крупнейших равнин земного шара. Расположена между Уралом и Среднесибирским плоскогорьем на молодой плите. Много озёр и болот.

(Западно-Сибирская низменность)

Домашнее задание

Загадки о рельефе:

Что сперва в воде родится
А потом воды боится. (Соль)

Черён как ворон,
А греет, как солнце. (Уголь)

Белый как сахар но не сладкий
Пока руки им не испачкаешь,
Ума-разума не наберёшься. (Мел)

Без неё не поедет
На такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (Нефть)

Порода горного царства
Из шпата, слюды и кварца. (Гранит)

От дождей, текущих вод
Он растёт из года в год. (Овраг)

Если встретишь по дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина)

Бьёт источника фонтан,
Струя до поднебесья.
В соседях с ним живёт вулкан,
Фонтан вам тот известен. (Гейзер)

Росли по болоте растения.
Теперь это топливо и удобрения. (Торф)

Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несёт в дома тепло,
От него в домах светло.
Помогает плавить стали.
Делать краски и эмали. (Уголь)

Выполнение теста № 1 (см. Приложение 1 ) по теме «Рельеф» на оценку (первый освободившийся учащийся переписывает оценки с мониторов детей)

«Минеральные ресурсы»

Рассмотреть по карте размещение месторождений. Назовите, где они находятся. Как они располагаются?

Телетайпное сообщение учащегося: «Полезные ископаемые и добыча минерального сырья».

Минеральными ресурсами называют совокупность разнообразных полезных ископаемых в недрах в недрах определённой территории, пригодных для промышленного использования на современном этапе развития науки и техники.
Жизнь человека немыслима без широкого использования полезных ископаемых, т.к. это – и источники энергии (нефть, газ, уголь), и строительные материалы (песок, глина, известняк и др.), и агрономические руды (фосфорит, апатит, известковый туф и др.), и руды чёрных цветных металлов, и ещё очень многие, столь необходимые нам минеральные соединения.
Добыча минерального сырья ведётся различными способами. В одном случае – это открытый способ, когда месторождение как бы раскапывается и экскаваторы выбирают породу или руду, погружая их в мощные самосвалы. Так, например, ведётся разработка руды Курской магнитной аномалии, многочисленных песчаных и гравийных карьеров. Широко используется шахтный способ добычи полезных ископаемых (каменный уголь, многие руды цветных металлов). В этом случае на поверхность земли извлекается огромная масса породы, вокруг шахт появляются высокие сопки – терриконы, под которыми на долгие десятилетия оказываются погребёнными значительные площади плодородной земли. Под действием ветра и воды эти терриконы загрязняют окружающую территорию и воздух. Сильно загрязняется природная среда и при разведке нефтяных месторождений.
Дать определение «Рациональное использование полезных ископаемых и земельных ресурсов»
Привести примеры рекультивации Ярославских земель.
Итак, различия в строении земной коры во многом определяют особенности хозяйства отдельных территорий.

«Рельеф и хозяйство»

Проанализируйте график и сделайте вывод, как рельеф влияет на хозяйственную деятельность человека.

«Воздействие на верхнюю часть литосферы»

Хозяйственная деятельность человека изменяется строение верхней части литосферы до глубин нескольких км.
Проанализируйте схему, обратите внимание, сколько поступает в море рыхлого материала.
Телетайпное сообщение
Хозяйственная деятельность человека изменяет строение верхней части литосферы до глубины нескольких км. Это происходит при добыче полезных ископаемых, строительстве шахт и т.д. Количество извлекаемых горных пород составляет около 100 млрд. тонн в год. На месте извлечённых горных пород образуются крупные пустоты, только часть их засыпается, и поэтому общий объём подобных пустот растёт. Их наличие нарушает нормальное движение подземных вод. Откачка нефти, газа, взрывные работы в шахтах приводят к увеличению подвижности земных слоёв, а это приводит к искусственным землетрясениям.
Смыв почвы на полях Курской и Орловских областях при сильных ливнях может достигнуть 350 тонн с гектара. При этом поверхность почвы снижается на 2,5 см. При уборке картофеля и корнеплодов с полей выносится почва, масса которой составляет 5-10%. По данной причине поверхность пашни за 10 лет снижается на 1,5-3 см. в среднем.

«Искусственные грунты»

Проанализируйте карту и условные обозначения и сделайте вывод о том, какая территория России наиболее изменена и почему? Соотнесите свои знания с информацией. О чём не было сказано, дополните.
Хозяйственная деятельность изменяет облик поверхности литосферы т.е. её рельефа. Рельеф создаваемый в процессе хозяйственной деятельности, называется антропогенным. Извлечение из земной коры и перемещённые или переработанные горные породы слагают искусственные грунты. Они уже покрывают более 55% площади суши. Распространение искусственных грунтов неравномерно. В густонаселённых районов с большим количеством городов они покрывают почти всю территорию, а их мощность достигает нескольких десятков метров. Особенно интенсивно образование искусственных грунтов идёт в европейской части России, на Урале и на юге Сибири. Многие грунты образованы из различных отходов, экологически опасных.
Перечислите виды антропогенных ландшафтов.
Вспомним эпиграф урока, слова Ф. Энгельса «За каждую такую победу нам она мстит» Воздействие литосферы на человека может быть очень сильным, например, стихийные бедствия.
(Просмотр слайдов и видео роликов на экране)
Это последняя информация, которую учащиеся могут занести в схему. Делают вывод.
22 апреля – день Земли, день объединения жителей планеты в деле защиты окружающей среды.

Стихотворение Р.И. Рождественского:

Леса топорщатся, и степь клубится.
Жара изводит, и снега блестят.
Богаты мы!
Но считанные птицы
Над считанными рощами летят.
Дрожит камыш на считанных озёрах.
И считанные рыбы ждут в реке.
И восковые считанные зёрна
Неслышно зреют в малом колоске.
Над запахом таёжной земляники
Полночный филин ухает из тьмы.
Неужто внуки лишь по Красной книге
Узнают, как богаты были мы!

Список литературы:

  1. Атлас мира
  2. География России. Природа. И.И. Баринова М. «Дрофа» 2007 г.
  3. География: природа России Э.М. Раковская М. «Просвещение» 2007 г.
  4. География в школе № 3 2002 г
  5. Универсальная энциклопедия для юношества «Страны и народы»
    «Педагогика-пресс» М. 2006 г.
  6. «Экология. Ярославской области» учебное пособие для учащихся 8-9 классов. Ярославль Верхне-Волжское книжное издательство 2006 г.
  7. Энциклопедия для детей т. 3 География «Аванта+» М. 2008 г.

Урок географии в 5 классе по ФГОС

Цели урока:

— показать значение литосферы для человека;

— показать влияние человека на литосферу;

— раскрыть значение охраны литосферы.

Оборудование: физическая карта полушарий, физическая карта России; слайды.

Когнитивный компонент урока: значение литосферы для человека; способы воздействия человека на литосферу.

Деятельностный компонент урока: определять значение литосферы для человека; выявлять способы воздействия человека на литосферу; выявлять характер изменения литосферы в результате хозяйственной деятельности человека.

Эмоционально-ценностный компонент урока: значение литосферы для жизни человека; ответственное отношение человека к результатам своей деятельности; охрана литосферы — гражданский долг россиянина.

Работа с учебником: выборочное чтение, работа с рисунками и заданиями.

Тип урока: изучение нового материала.

Изучение нового материала

В начале урока учащиеся изучают текст «Что значит литосфера для человека?». После обсуждения данного фрагмента они в тетрадях пишут эссе на тему «Как я связан с литосферой». Задача учащихся — показать в эссе своё отношение к объекту (литосфере). Ценность эссе в том, что кратко (7-10 предложений) они высказывают не только научное, но и эмоционально-ценностное отношение к изучаемому.

На уроке учащиеся могут выступать с сообщениями о том, как влияет литосфера на жизнь растений и животных; на формирование ведения хозяйства; на традиции и обычаи народов, народные промыслы и др. С этой целью они готовят опережающее сообщение «Полезные ископаемые моего края».

Другим вариантом заключительной части урока является обсуждение стоп-кадра «Разрушительные землетрясения на Земле» (с. 91, 92) и выполнение задания 6.

Домашнее задание

  1. Изучить § 28.
  2. Ответить на вопросы 1-5.
  3. Выполнить задания 6, 7.

Обобщение по теме

Экспресс-контроль

  • 1. Литосфера включает:

    а) земную кору и верхнюю мантию;

    б) земную кору и мантию;

    в) земную кору и ядро.

  • 2. Самую высокую температуру имеет:

    а) земная кора;

    в) мантия.

  • 3. Самые высокие горы на Земле:

    а) Уральские;

    б) Гималаи;

    в) Карпаты.

  • 4. Самые протяжённые горы на Земле:

    а) Уральские;

    б) Скандинавские;

  • Горные породы, образовавшиеся из расплавленной магмы, называют:

    а) метаморфическими;

    б) магматическими;

    в) осадочными.

  • 6. Выберите верное утверждение:

    1) Процесс разрушения горных пород происходит только под воздействием выветривания.

    2) Равнины разрушаются постоянно и быстро.

    3 Перепад температур, действие воды, ветра разрушают горные породы.

  • 7. Дополните определения.

    Горные породы — это … .

    Полезные ископаемые — это … .

    Месторождения — это … .

  • Сравните Уральские и Кавказские горы. Какой вывод вы сделаете на основе сравнения?

    Что сравнивается

    Кавказские горы

    Уральские горы

    Местонахождение

    Направление и протяжённость хребтов

    Преобладающие высоты

    Высочайшая вершина (название, высота)

    Координаты наивысшей точки

    С какими равнинами граничит

    Какие полезные ископаемые содержат недра

  • 9. Составьте характеристику рельефа своей местности по плану:

    а) преобладающие формы рельефа; б) средние высоты местности, максимальная абсолютная высота; в) породы, слагающие местность; г) полезные ископаемые.

  • 10. Подберите из научной, художественной литературы описания равнин. Какие особенности равнин в описаниях указаны?
  • 11. Выявите, как изменяются глубины океанов вдоль одной из параллелей (по выбору).
  • 12. На земном шаре насчитывается более 800 действующих вулканов, ежегодно происходит извержение 20-30 из них. Назовите географические последствия вулканической деятельности. Свои доводы аргументируйте примерами.
  • 13. Как вы считаете, какой могла бы быть природа Земли, если бы на ней были только горы?
  • 14. Подсчитайте, какие слова из темы «Литосфера» имелись в вашем словарном запасе, а какие термины стали для вас новыми.

Так уж получилось, что человек, по складу своего ума и характера, не может жить тихо и спокойно и при этом никак не взаимодействовать с окружающим миром. Наверное, этого не может ни одно существо. Но человек случай особый. Он может не просто взаимодействовать. Ему необходимо именно влиять, а часто и уничтожать окружающий мир. Потому что, как многие люди полагают окружающего мира у нас много, а человек – царь природы, один. Его беречь нужно.

В процессе своей бурной деятельности человек достиг невиданных высот и глубин своего влияния. Следы его деятельности заметны в атмосфере, гидросфере и литосфере. Вот о последней мы сегодня и поговорим. Прежде всего, что это такое?

Литосфера это твердая оболочка нашей родной планеты. Состоит она из пласта горных пород, которые входят в верхнюю часть мантии и земной коры. Слои литосферы различаются по своим свойствам. Например, верхний слой достаточно упругий, в то время как нижний отличается своей пластичностью. Это дает возможность, несмотря на регулярные потрясения, сохранять устойчивость.

Толщина этой своеобразной «корки» нашей планеты неравномерная. На суше она может колебаться от 25 до 200 километров. На дне океанов толщина литосферы «скромнее», всего от 7 до 10 километров. Самые тонкие места находятся, как правило, под относительно молодыми горными массивами.Ученые говорят, что формирование литосферы до сих пор не завершено и продолжается по сей день.

Как же человеку удалось вмешаться в столь жизненно важный орган нашей планеты. Очень просто, если из недр планеты выкапывать все, что только можно и закапывать туда все, что нельзя, то загубить планету вместе с ее литосферой и всем, что с ней соседствует, не составляет никакого труда.

А теперь немного сухой статистики . Каждый год человек извлекает из земли на поверхность около ста миллиардов тонн руды. И темпы добычи последние годы только нарастают. В перспективе, при таком положении дел объемы горного производства каждое десятилетие будут удваиваться!

Многие из тех ресурсов, залежи которых находились близко к поверхности, истощились, и добыча переместилась на более глубокие уровни. Появились карьеры глубиной более 500 метров, а некоторые отвалы вокруг них достигли 100 метров в высоту. Более того, каждый год к этим отвалам прибавляется около 2 миллиардов кубометров. В таких странах как Чехия, шахты опустились на глубину до полутора тысяч метров и это не предел. В Индии и Южной Африке золотые рудники ушли на глубины более 4 километров.

Естественно, такое дерзкое вмешательство во внутренние дела планеты не проходит без последствий. Изменяется уровень подземных вод, меняется их движение. Это, в свою очередь, приводит к сдвигам и проседанию земной поверхности. Образовываются огромные трещины и провалы.

Весьма чувствительно реагирует на действия человека и почва. Как правило, люди, при освоении земель, руководствуются сиюминутными выгодами, не думая о последствиях. Как только земля на старом месте приходит в негодность, они просто ее бросают и переходят на новое. Среди процессов «облагораживания» земли можно выделить аридизацию – уменьшение влажности территорий и как следствие этого сокращение биологической активности.

Часто из-за неправильного использования земли, техники, удобрений, тысячи гектаров плодородной почвы превращаются в безжизненную пустыню.

Нерациональные методы земледелия приводят к тяжелому для почвы заболеванию – эрозии. Плодородный слой разрушается и сносится ветром или смывается водой. Эти верхние 20 сантиметров природа создавала более полутора тысяч лет, но человек, благодаря своему нерациональному подходу к земле, способен уничтожить менее чем за 30 лет. К слову сказать, урожай пшеницы, как и других зерновых на такой земле будет раза в три меньше, чем на обычной плодородной почве. И вполне естественно, что ее, как и многие другие территории, просто бросят. На сегодняшний день, по мнению ученых, миллионы километров пахотных земель потеряны из-за банального нарушения правил полива.

Кроме всего прочего у почвы есть одна особенность. Она не так подвижна, как скажем воздух или вода. Именно поэтому у нее отсутствуют такие замечательные факторы как: самоочищение и разбавление . В связи с этим все токсичные вещества, попавшие в почву, накапливаются, а их эффект постепенно суммируется.

Не последнюю роль в разрушении почвы имеют и кислотные осадки. Сегодня это одна из самых популярных проблем не только современности, но и ближайшего будущего. Кислотные дожди вызывают окисление верхних горизонтов почв. Обычно такие районы не страдают от засух, но урожайность на таких почвах очень низкая и неустойчивая. Кислота, распространяясь по почве, попадает в грунтовые воды.

Кислотные дожди являются следствием бурной хозяйственной деятельности человека. Результатом этой деятельности часто является выброс огромного количества различных окислов в атмосферу. Эти вещества, преодолевая в атмосфере огромные расстояния, взаимодействуют с водой и выпадают на землю в виде кислотных дождей. Попадая в почву, они взаимодействуют с растениями, водой и, в конечном итоге, с самим человеком.

Сегодня одну из наибольших опасностей представляет уплотнение почвы. Оно становится причиной колоссальной коррозии почвы, достигшей сегодня просто катастрофических размеров – более 25 тысяч гектаров пахотных земель в год! Уплотнение почвы не дает возможности дождевой воде проникать глубоко в землю. В связи с этим растения, уже через несколько дней отсутствия осадков, начинают гибнуть от недостатка влаги.

Все это заставляет человека использовать на полях более дорогостоящую технику для того, чтобы получить лучшие урожаи, но подчас это приводит только к еще большему уплотнению почв.

Как мы видим, царствование человека на этой планете не проходит бесследно. Когда мы задаемся вопросом, как человек влияет на литосферу, хочется думать о цветущих садах, лесах и полях. Рассуждать о голубых озерах. Но на ум, почему- то приходят кислотные дожди. Отвалы высотой с небоскреб, провалы и трещины в земле. И огромные безжизненные пустыни. И когда о какой-нибудь местности говорят — там не ступала нога человека, хочется добавить — и, слава Богу!

Литосфера и опасные явления природы

Жизнь и здоровье человека во многом связаны с теми процессами, которые происходят в литосфере. От них зависит и хозяйственная деятельность людей. Значительная часть этих процессов происходит под влиянием сил природы и носит стихийный характер

Стихийные процессы и явления природы делятся на две группы:

  1. Землетрясения и вулканизм, причиной которых является внутренняя энергия Земли;
  2. Обвалы, сели, оползни, осыпи, являющиеся следствием сил земного притяжения.

Землетрясения относятся к наиболее опасным и непредсказуемым стихийным явлением. В пределах России сильные и частые землетрясения характерны для Камчатки, острова Сахалин, Курильских островов. Последнее на острове Сахалин разрушительное землетрясение произошло в $1995$ г. Трагическим результатом землетрясения стала гибель $2000$ жителей и разрушенный поселок нефтяников – Нефтегорск. Такие горные районы России как Кавказ, Алтай, Саяны, горы Прибайкалья и Забайкалья тоже относятся к опасным с точки зрения возможности возникновения землетрясений. Сейсмоопасной в России считается $40$ % территории, включая $20$ % горных областей.

Вулканическая деятельность не менее масштабна по своим проявлениям. На Камчатке и Курильских островах сосредоточены все вулканы страны. Из $160$ вулканов России $40$ вулканов находятся на Курильских островах. Действующие вулканы Камчатско-Курильской гряды – Карымская Сопка, Ключевская Сопка, Мутновский вулкан, вулкан Шивелуч, вулканы Кизимен, Безымянный, Берга, Сарычева. Столбы газов и вулканической пыли поднимаются в атмосферу на $10$-$20$ км и постепенно оседают на окружающую территорию.

С районами распространения вулканов связаны горячие источники и гейзеры . Горячая подземная вода может использоваться для отопления жилых зданий и для выработки электрической энергии. Например, на Камчатке работает опытная геотермальная электростанция – Паужетская.

Осыпи и обвалы связаны с горными районами, где рельеф сильно пересечен. Разрушенные горные породы под действием силы тяжести падают вниз, при движении захватывая новые обломки. Чаще всего причиной их является деятельность текучих вод или подземные толчки. В горных районах часто возникают сели . Это смесь грязи, глины, камня, образовавшаяся в период затяжных дождей и пропитавшая рыхлый материал склонов гор, стремительно спускается вниз. Сель движется со скоростью несколько метров в секунду и на своем пути может снести плотину, мост, селение. Они уничтожают посевы и разрушают дороги. Кавказ и Алтай чаще других горных районов встречаются с этими явлениями.

Известно и такое явление как оползень . Он формируется при условии чередования водоносных и водоупорных пород. В этом случае верхние слои сползают вниз по скользкому водоупору, образуя оползень. Оползни встречаются на Волге и вообще на крутых подмываемых водой берегах рек, озер, морей.

Прямое воздействие человека на рельеф

Рельеф местности формируют не только внешние и внутренние факторы, но и хозяйственная деятельность человека. В результате этой деятельности образуются антропогенные его формы.

Определение 1

Антропогенный рельеф – это формы рельефа измененные или вновь созданные деятельностью людей.

Наибольшее влияние на рельеф оказывают такие виды деятельности как добыча полезных ископаемых , прокладывание дорог, строительство подземных сооружений и коммуникаций, развитие сельского и лесного хозяйства. В результате этого происходит нарушение целостности горных пород и проседание поверхности земли и, как следствие, разрушение зданий и промышленных сооружений. В ряде мест появляются антропогенные землетрясения – это, как правило, связано с извлечением из недр земли большого количества полезных ископаемых. Такие землетрясения можно наблюдать в Предуралье и на юге Западной Сибири. Добыча полезных ископаемых приводит к появлению карьеров, шахт, терриконов.

Определение 2

Терриконы – это отвалы из отработанных пород, напоминающие невысокие горы.

Многие отработанные промышленные отвалы опасны для здоровья людей. Более всего таких земель приходится на Кузнецкий угольный бассейн, ряд районов Дальнего Востока, Южной Сибири – это те районы, где добыча полезных ископаемых идет открытым способом. Антропогенные формы рельефа возникают и при заборе артезианских вод и при подземных работах. Ими могут быть провальные воронки достаточно большой глубины и диаметра. Такие воронки отмечаются в Москве, их глубина доходит до $4$-х м, а диаметр $40$ м. Подобные воронки в Кузбассе достигают глубины $70$ м. Овражная деятельность и почвенная эрозия являются примером неправильного ведения сельского хозяйства, когда идет интенсивная распашка территории и сводится естественная растительность.

Замечание 1

Хозяйственная деятельность человека, таким образом, принимает активное участие и сильно изменяет рельеф. Наряду с естественными формами рельефа сегодня есть искусственные его формы – это сооружения, здания, плотины, мосты, тоннели. Сформированы многокилометровые зоны сплошного заселения. Созданные человеком искусственные формы изменяют поверхность земли, оказывают влияние на климат и поверхностный сток вод.

Косвенное влияние человека на рельеф

Воздействовать на образование рельефа человек может и косвенным путем. Заключается это в намеренном или незапланированном изменении условий морфогенеза, усилении или замедлении естественных процессов денудации и аккумуляции. Результатом является усиленная эрозия почв, антропогенное оврагообразование. Осушение болот приводит к изменению рельефа их поверхности. Неумеренный выпас скота, и дорожная дегрессия усиливают дефляцию и оживляют динамику аккумулятивных песчаных эоловых форм рельефа. В районах ведения военных действий возникают специфические формы микрорельефа и мезорельефа – это траншеи и окопы, оборонительные валы, бомбовые воронки.

Осознанные и неосознанные действия принимаются в условиях какой-то неопределенности, а какая-либо конкретная ситуация приводит к риску в той или иной форме. Действие человека, осуществляемое на границе устойчивости природной или природно-антропогенной геоморфологической системы, приводит к геоморфологическому риску. Риск порождается наличием и ощущением опасности, которая идет от какого-либо геоморфологического объекта и связывается с активными действиями и функционированием субъекта опасности – человеком. С этой целью экологическая геоморфология разрабатывает систему принципов и методов, которые позволяют выявить опасные геоморфологические процессы и объекты, сделать прогноз их развития для того, чтобы сократить степень и стоимость риска.

Естественные стихийные природные процессы часто бывают техногенно предопределенными. Например, вырубка лесов в горных районах активизирует процессы формирования оползней и селей. В последнее время идет усиление флювиально-гляциальных и гравитационных процессов, которые образуются в результате освоения высокогорных лугов. Частота схода снежных лавин в высоких горах увеличивается, нанося хозяйству значительный ущерб. Из строя выходят горные дороги, мосты, здания и др. Как правило, опасные с экологической точки зрения явления, возникают внезапно. Специалисты, исследуя их возникновение и развитие, определили ряд важных факторов-индикаторов, дающих возможность делать прогноз дальнейшего хода их развития. Их связь просматривается не столько с природными или антропогенными факторами, сколько с одновременным влиянием и деятельностью населения в местах, которые подвержены этим явлениям.

Замечание 2

Для прогнозирования развития экзогенных процессов наиболее эффективными являются дистанционные методы зондирования, которые повышают объективность географического прогноза и улучшают качество полученного материала. А это уже дает возможность судить о характере и силе экзогенных процессов в ближайшем будущем.

Состояние покоя неизвестно нашей планете. Это касается не только внешних, но и внутренних процессов, что происходят в недрах Земли: её литосферные плиты постоянно двигаются. Правда, некоторые участки литосферы довольно устойчивы, другие же, особенно те, что находятся на стыках тектонических плит, чрезвычайно подвижны и постоянно содрогаются.

Естественно, подобное явление люди без внимания оставить не могли, а потому на протяжении всей своей истории изучали и объясняли его. Например, в Мьянме до сих пор сохранилась легенда о том, что наша планета оплетена огромным кольцом змей, и когда они начинают двигаться, земля начинает содрогаться. Подобные истории не могли надолго удовлетворить пытливые человеческие умы, и чтобы узнать правду, самые любопытные сверлили землю, рисовали карты, строили гипотезы и выдвигали предположения.

Понятие литосферы содержит в себе твёрдую оболочку Земли, состоящую из земной коры и пласта размягчённых горных пород, входящих в состав верхней мантии, астеносферы (её пластичный состав даёт возможность плитам, из которых состоит земная кора, передвигаться по ней со скоростью от 2 до 16 см в год). Интересно, что верхний слой литосферы упругий, а нижний – пластичный, что даёт возможность плитам при движении сохранять равновесие, несмотря на постоянные сотрясения.

Во время многочисленных исследований учёные пришли к выводу, что литосфера имеет неоднородную толщину, и во многом зависит от рельефа местности, под которым находится. Так, на суше её толщина составляет от 25 до 200 км (чем старше платформа, тем она больше, а самая тонкая находится под молодыми горными хребтами).

А вот самый тонкий пласт земной коры – под океанами: его средняя толщина колеблется от 7 до 10 км, а в отдельных регионах Тихого океана доходит даже до пяти. Слой самой толстой коры расположен по краям океанов, наиболее тонкий – под срединно-океаническими хребтами. Интересно, что литосфера еще полностью не сформировалась, и процесс этот продолжается поныне (в основном – под океаническим дном).

Из чего состоит земная кора

Строение литосферы под океанами и континентами отличается тем, что под океаническим дном нет гранитного слоя, так как океаническая кора во время своего формирования много раз подвергалась процессам плавления. Общими для океанической и материковой коры являются такие слои литосферы, как базальтовый и осадочный.


Таким образом, земная кора состоит в основном из горных пород, которые формируются во время остывания и кристаллизации магмы, по трещинам внедряющейся в литосферу. Если при этом магма не смогла просочиться на поверхность, то она сформировала такие крупнокристаллические горные породы, как гранит, габбро, диорит, вследствие ее медленного охлаждения и кристаллизации.

А вот магма, которая сумела выбраться наружу, за счёт быстрого остывания, образовала мелкие кристаллы – базальт, липарит, андезит.

Что касается осадочных пород, то они в литосфере Земли образовались по-разному: обломочные появились в результате разрушения песка, песчаников и глины, химические сформировались благодаря различным химическим реакциям в водных растворах — это гипс, соль, фосфориты. Органические были образованы растительными и известковыми остатками – мел, торф, известняк, уголь.

Интересно, что некоторые породы появились из-за полного или частичного изменения их состава: гранит трансформировался в гнейс, песчаник – в кварцит, известняк – в мрамор. Согласно научным исследованиям, учёным удалось установить, что литосфера состоит из:

  • Кислорода – 49%;
  • Кремния – 26%;
  • Алюминия – 7%;
  • Железа – 5%;
  • Кальция – 4%
  • В состав литосферы входит немало минералов, самые распространённые – шпат и кварц.


Что касается структуры литосферы, то здесь различают стабильные и подвижные зоны (иными словами, платформы и складчатые пояса). На тектонических картах всегда можно увидеть обозначенные границы как устойчивых, так и опасных территорий. Прежде всего это Тихоокеанское огненное кольцо (расположено по краям Тихого Океана), а также часть Альпийско-Гималайского сейсмического пояса (Южная Европа и Кавказ).

Описание платформ

Платформа – это практически неподвижные части земной коры, которые прошли очень долгий этап геологического формирования. Их возраст определяют по этапу образования кристаллического фундамента (гранитного и базальтового слоёв). Древние или докембрийские платформы на карте всегда находятся в центре континента, молодые – или на краю материка, или между докембрийскими платформами.

Горно-складчатая область

Горно-складчатая область была сформирована во время столкновения тектонических плит, что расположены на материке. Если горные хребты были сформированы недавно, возле них фиксируется повышенная сейсмическая активность и все они расположены по краям литосферных плит (более молодые массивы относятся к альпийскому и киммерийскому этапу образования). Более старые области, относящиеся к древней, палеозойской складчатости, могут располагаться как с краю материка, например, в Северной Америке и Австралии, так и по центру – в Евразии.


Интересно, что возраст горно-складчатых областей учёные устанавливают по самым молодым складкам. Поскольку горообразование происходит беспрестанно, это даёт возможность определить лишь временные рамки этапов развития нашей Земли. Например, наличие горного хребта посреди тектонической плиты свидетельствует о том, что когда-то здесь проходила граница.

Литосферные плиты

Несмотря на то, что литосфера на девяносто процентов состоит из четырнадцати литосферных плит, многие с этим утверждением не согласны и рисуют свои тектонические карты, говоря о том, что существует семь больших и около десяти малых. Это разделение довольно условно, поскольку с развитием науки учёные или выделяют новые плиты, или же признают определенные границы несуществующими, особенно когда речь идёт про малые плиты.

Стоит отметить, что самые крупные тектонические плиты очень хорошо различимы на карте и ими являются:

  • Тихоокеанская – самая большая плита планеты, вдоль границ которой происходят постоянные столкновения тектонических плит и образуются разломы – это является причиной её постоянного уменьшения;
  • Евразийская – покрывает почти всю территорию Евразии (кроме Индостана и Аравийского полуострова) и содержит наибольшую часть материковой коры;
  • Индо-Австралийская – в её состав входит австралийский континент и индийский субконтинент. Из-за постоянных столкновений с Евразийской плитой находится в процессе разлома;
  • Южно-Американская – состоит из южноамериканского материка и части Атлантического океана;
  • Северо-Американская – состоит из североамериканского континента, части северо-восточной Сибири, северо-западной части Атлантического и половины Северного Ледовитого океанов;
  • Африканская – состоит из африканского материка и океанической коры Атлантического и Индийского океанов. Интересно, что соседствующие с ней плиты движутся в противоположную от неё сторону, поэтому здесь находится наибольший разлом нашей планеты;
  • Антарктическая плита – состоит из материка Антарктида и близлежащей океанической коры. Из-за того, что плиту окружают срединно-океанические хребты, остальные материки от неё постоянно отодвигаются.

Движение тектонических плит

Литосферные плиты, соединяясь и разъединяясь, всё время изменяют свои очертания. Это даёт возможность учёным выдвигать теорию о том, что около 200 млн. лет назад литосфера имела лишь Пангею — один-единственный континент, впоследствии расколовшийся на части, которые начали постепенно отодвигаться друг от друга на очень маленькой скорости (в среднем около семи сантиметров в год).

Существует предположение, что благодаря движению литосферы, через 250 млн. лет на нашей планете сформируется новый континент за счёт объединения движущихся материков.

Когда происходит столкновение океанической и континентальной плит, край океанической коры погружается под материковую, при этом с другой стороны океанической плиты её граница расходится с соседствующей с ней плитой. Граница, вдоль которой происходит движение литосфер, называется зоной субдукции, где выделяют верхние и погружающиеся края плиты. Интересно, что плита, погружаясь в мантию, начинает плавиться при сдавливании верхней части земной коры, в результате чего образуются горы, а если к тому же прорывается магма – то и вулканы.

В местах, где тектонические плиты соприкасаются друг с другом, расположены зоны максимальной вулканической и сейсмической активности: во время движения и столкновения литосферы, земная кора разрушается, а когда они расходятся, образуются разломы и впадины (литосфера и рельеф Земли связаны друг с другом). Это является причиной того, что вдоль краёв тектонических плит расположены наиболее крупные формы рельефа Земли – горные хребты с активными вулканами и глубоководные желоба.

Рельеф

Не удивляет, что движение литосфер непосредственно влияет на внешний вид нашей планеты, а разнообразие рельефа Земли поражает (рельеф – это совокупность неровностей на земной поверхности, которые находятся над уровнем моря на разной высоте, а потому основные формы рельефа Земли условно делят на выпуклые (материки, горы) и вогнутые – океаны, речные долины, ущелья).

Стоит заметить, что суша занимает только 29% нашей планеты (149 млн. км2), а литосфера и рельеф Земли состоят в основном из равнин, гор и низкогорья. Что касается океана, то его средняя глубина составляет немногим меньше четырёх километров, а литосфера и рельеф Земли в океане состоят из материковой отмели, берегового склона, океанического ложа и абиссальных или глубоководных желобов. Большая часть океана обладает сложным и разнообразным рельефом: здесь есть равнины, котловины, плато, возвышенности, хребты высотой до 2 км.

Проблемы литосферы

Интенсивное развитие промышленности привело к тому, что человек и литосфера в последнее время стали чрезвычайно плохо уживаться друг с другом: загрязнение литосферы приобретает катастрофические масштабы. Произошло это вследствие возрастания промышленных отходов в совокупности с бытовым мусором и используемыми в сельском хозяйстве удобрениями и ядохимикатами, что негативно влияет на химический состав грунта и на живые организмы. Учёные подсчитали, что за год на одного человека припадает около одной тонны мусора, среди которых – 50 кг трудноразлагаемых отходов.

Сегодня загрязнение литосферы стало актуальной проблемой, поскольку природа не в состоянии справиться с ней самостоятельно: самоочищение земной коры происходит очень медленно, а потому вредные вещества постепенно накапливаются и со временем негативно воздействуют и на основного виновника возникшей проблемы – человека.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то