Тема Великой Отечественной войны в лирике поэтов XX века. Тема памяти в лирике Твардовского

Поэзия А. Т. Твардовского – поэзия своего времени. Все творчество А. Т. Твардовского было неразрывно связано с жизнью своей страны, своего народа. Страшные годы воен­ного лихолетья, когда сам А. Т. Твардовский был корреспон­дентом газеты “Красная звезда”, не могли не найти своего отражения на страницах его поэтических произведений: “22 июня 1941 года”, “Я убит подо Ржевом”, “В тот день, когда окончилась война”, “9 мая”, и др. Все тяготы солдат­ской доли поэт прочувствовал на себе:
Война – жесточе нету слова.
Война

– печальней нету слова.
Война – святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет.
“Война – жесточе нету слова.” (1944)
Реализация военной темы в поэзии А. Т. Твардовского. Все стихотворения военной тематики проникнуты чувством глубокой любви к родине, к русской земле, погибнуть за свободу которой автор считает лучшей долей:
Я долю свою по-солдатски приемлю,
Ведь если бы смерть выбирать нам, друзья,
То лучше, чем смерть за родимую землю,
И выбрать нельзя.
“Пускай до последнего часа расплаты.” (1941)
Многие стихотворения представляли собой поэтические агитационные “листовки”, призывающие на борьбу с фа­шизмом:
За Починками, Глинками
И везде, где ни есть,
Потайными тропинками
Ходит зоркая месть.
Ходит, в цепи смыкается,
Обложила весь край,
Где не ждут, объявляется
И карает.
Карай!
“Партизанам Смоленщины” (1942)
Императив был оправдан и даже необходим в годы, когда решалась будущая судьба родной земли, русского народа. Жестокость становилась порождением не меньшей жесто­кости со стороны оккупантов.
Особенности произведений военной тематики. Многие стихотворения А. Т. Твардовского имеют сюжетную осно­ву. Героями таких произведений становятся простые сол­даты, вчерашние мальчишки, быстро взрослеющие на войне:
Соленый пот глаза слепил
Солдату молодому,
Что на войне мужчиной был,
Мальчишкой числясь дома.
“Иван Громак” (1943)
Такие мальчики воевали до последнего патрона, до по­следнего вздоха, не уступая в храбрости своим отцам и стар­шим братьям:
Вот – на бросок гранаты враг,
Громак его гранатой.
Вот рядом двое. Что ж Громак?
Громак – давай лопатой.
О подвигах воинов должна была знать вся страна, они должны были воодушевлять и придавать силы. Стихотворе­ния А. Т. Твардовского достигали своей цели – поднимали боевой дух и вели защитников вперед:
Москвы не видел, но ему
Москва салютовала.
“Иван Громак” (1943)
Героями на войне становились, сами того не осознавая, даже дети. Об одном из таких парнишек “лет десяти-двенадцати” повествуется в стихотворении “Рассказ танкиста” (1941). В гари и копоти, в страшном месиве войны, такие ре­бятишки воевали наравне со взрослыми, внося свой неоце­нимый вклад в общее дело Победы:
Был трудный бой. Все ныне, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить.
Тема войны в послевоенные годы. Стихотворения воен­ной тематики создавались поэтом и уже в мирные годы. Те­ма памяти не оставляла автора, как не перестают болеть уже затянувшиеся раны, в которых остаются осколки. “Для меня этот период представляется таким, о котором всю жизнь хватит думать”, – писал А. Т. Твардовский. Так, стихотворе­ние “Я убит подо Ржевом” (1945-1946-е) стало страшным обличением жестокости войны, которое произносит погиб­ший “в безымянном болоте” солдат. У него нет и не может быть имени, т. к. его голосом, его словами к потомкам обра­щаются все не вернувшиеся с войны солдаты:
Я не слышал разрыва,
Я не видел той вспышки, –
Точно в пропасть с обрыва
И ни дна ни покрышки.
Для лирического героя жизнь остановилась в самый раз­гар боя, и он не успел узнать, чем закончилось сражение. Любовь к родине, стремление спасти свободу своей земли оказывается сильнее страха смерти:
И у мертвых, безгласных,
Есть отрада одна:
Мы за Родину пали,
Но она – спасена.
Те, кто не дошел, кто не выжил, получают право требо­вать ответа у живых, что сделали они для Победы и как про­должили борьбу. Монолог мертвого становится одновремен­но судом над войной и наказом живыми:
Пусть не слышен наш голос, –
Вы должны его знать.
Вы должны были, братья,
Устоять, как стена,
Ибо мертвых проклятье –
Эта кара страшна.
В стихотворении повторяющиеся обращения к живым как бы требуют ответа, отчета совести прежде всего перед собой, как они распорядятся доставшимся богатством – жизнью. Павшие никого не обвиняют (И никто перед нами Из живых не в долгу), но братская связь тех, кто был в одном окопе, никогда не позволит живым “спать спокойно”. На них ложится ответственность за будущее страны и за сохра­нение памяти без вести павших, своей жизнью заплативших за свободу последующих поколений.
Кульминационным моментом становится в финале сти­хотворения слова погибшего солдата:
Я вам жизнь завещаю, –
Что я больше могу?
Завещаю в той жизни
Вам счастливыми быть
И родимой отчизне
С честью дальше служить.
Стиль стихотворения, разговорная интонация, использо­вание народных словечек – все подчинено одной цели: со­здать монолог безымянного солдата, воплотившего в своем образе всех погибших.
Тем, кто выжил в страшном пекле, кому выпало счастье вернуться домой, все оставшиеся годы ощущали чувство ви­ны перед погибшими. Лирика Твардовского становится бо­лее глубокой, наполняется раздумьями. Возникает мотив покаяния живых перед павшими:
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они – кто старше, кто моложе
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, –
Речь не о том, но все же, все же, все же.
“Я знаю, никакой моей вины.” (1966)
Своим долгом гражданина и поэта А. Т. Твардовский счи­тал необходимость сохранить память о простых солдатах, погибших рядовых, тела которых до сих пор не преданы зем­ле. Память о кровопролитной войне должна быть сохранена, чтобы никогда ни у кого не возникало желания, преследуя амбициозные или меркантильные цели, лишать человека бесценного сокровища – жизни.

  1. Александр Трифонович Твардовский пришел в большую литературу в тридцатые годы. Сложные и судьбоносные для России, они явились годами становления поэта. Александр Трифонович всегда был плоть от плоти своего народа, жил...
  2. Вы должны были, братья, Устоять, как стена. А. Т. Твардовский Александр Трифонович Твардовский знал о войне не понаслышке, сам прошел трудными ее дорогами многие сотни километров, оттого и стихи его,...
  3. В поэме Александра Твардовского “Василий Теркин” Великая Отечественная война увидена глазами ее рядового участника, простого солдата. На это указывает и подзаголовок “Книга про бойца”. Теркин – выразитель народного мировоззрения. Автор...
  4. События войны в поздних стихотворениях Твардовского видятся сквозь толщу переживаний и раздумий последующих лет. Они уже будто припорошены пылью времени, и авторский голос размеренно спокоен, но это не означает, что...
  5. Поэма А. Т. Твардовского Василий Теркин народная, вернее солдатская поэма. Ее главная идея заключается в показе борьбы людей ради мира, ради жизни. Она представляет собой целую энциклопедию жизни бойца. Да...
  6. “Василий Теркин” остается одной из самых любимых и зна-емых в народе книг. И объясняется это в немалой степени именно ее созвучием нашей современности. Созвучием в самом коренном и главном –...
  7. Я жил, я был – за все на свете я отвечаю головой. А. Т. Твардовский Времена меняются, мы уже живем в демократическом государстве, сейчас вовсю публикуются произведения, которые были запрещены...
  8. “Василий Теркин” остается одной из самых любимых и зНаемых в народе книг. И объясняется это в немалой степени именно ее созвучием нашей современности. Созвучием в самом коренном и главном –...
  9. Нам бросается в глаза разительное сходство между заключительными строками поэмы и написанными под впечатлением поездки на родину ранней осенью 1945 года очерком “В родных местах”. Это подмечено многими исследователями. Вот...
  10. Поэзия А. Твардовского стала одной из ярких страниц истории русской литературы XX века, сама судьба этого человека и поэта глубоко символичн Твардовский вошел в литературу в середине 1920х годов. В...
  11. С тех пор как смолкли пушки и в “Книгу про бойца” были вписаны ее заключительные строфы, исполненные мудрости и светлой печали, прошло уже много лет. Иной читатель, иная жизнь вокруг,...
  12. В самый разгар Великой Отечественной войны, когда вся наша страна защищала родину, в печати появляются первые главы поэмы А. Т. Твардовского “Василий Теркин”, где в образе главного героя выведен простой...
  13. Поэма А. Твардовского “Василий Теркин” помогает понять истинную меру человеческих жертв и потерь, которые были понесены на войне и о которых было сказано полным голосом только через десятилетия после Великой...
  14. Художественная литература перио­да Великой Отечественной войны имеет ряд характерных черт. Глав­ные ее особенности – патриотичес­кий пафос и установка на всеобщую доступность. Ярким примером тако­го художественного произведения по праву считается поэма...
  15. Литература именно тогда воспитывает, когда она менее всего занята вопросами воспитания. И песни, и сказки, и лирическая поэзия, и героические сказания – все это пробуждает в человеке человеческое, что несет...
  16. Несмотря на то, что А. Т. Твардовский был признан властью, его творче­ство в определенной степени выпадало из рамок “официальной” литера­туры. Будучи далеким от ее искусственной патетики и агитационной трескотни, в...
  17. Александр Трифонович Твардовский родился на Смоленщине в семье простого крестьянина. В 1939 году писатель призван в красную армию. Он работал военным корреспондентом. Здесь начинает складываться образ Васи Теркина – образ...
  18. За несколько месяцев до начала работы над поэмой “По праву памяти” А. Т. Твардовский писал: “Кажется, впервые за долгий срок почувствовал приближение поэтической темы, того, что не сказано и что...

Технологическая карта урока

Разработал Горюнова Елена Ивановна Должность преподаватель русского языка и литературы

Наименование организации ГОБПОУ «Лебедянский технологический лицей»

Профессия, группа

ПК-108, Повар, кондитер

Учебная дисциплина/

ОУД.01 Русский язык и литература. Литература

Тема урока

Тема войны и памяти в лирике А.Т.Твардовского

Регламент занятия

45 минут

Вид занятия

Урок закрепления знаний, умений и навыков

Тип занятия

Урок по проверке, оценке и коррекции знаний и способов действий

Технологии обучения

Исследовательские методы обучения, проблемное обучение

Цель занятия:

показать эволюцию лирики Твардовского, особенности лирического героя, гражданское мужество поэта.

Задачи:

Образовательная

Воспитательная

Развивающая

осмысление понятия памяти, для чего человеку дана память;

раскрытие, содержания понятие памяти в стихотворениях Твардовского.

способствование патриотическому воспитанию студентов, воспитанию чувства уважения к истории своей страны.

совершенствование навыков выразительного чтения: умение интерпретировать художественный текст;

способствование появлению у студентов желания совершенствовать, развивать свою память;

Обеспечение учебного занятия

Оборудование:

Проектор, ноутбук

П резентация «Вся суть в одном…»

Учебно-методическое обеспечение:

Тетради студентов

Учебники

Проверяет наличие студентов на занятии,

Проверяют готовность к занятию.

2. Эмоционально-психологическая установка на урок

«Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем».

А.Твардовский

Прослушивание песни «День Победы». Одновременно идет демонстрация презентации «Вся суть в одном…»

Скажите, каким настроением проникнута эта песня? (Жизнеутверждающее, приподнятое)
– Эпиграфом к нашему уроку являются слова самого поэта.

Прослушивают песню «День Победы». Смотрят презентацию «Вся суть в одном…

2. Этап вызова – выход на проблему

7 минут

Сегодня у нас урок будет необычный. О чем мы будем говорить, что узнаем сегодня?
Сначала прочитаем отрывки из стихотворений А.Твардовского и подумаем, какая мысль всех их объединяет? Отгадаем слово, которое и будет предметом нашей речи сегодня.

Проецируется на экран:

1) Мне память иная подробно
Свои предъявляет права.
Опять маскировкой окопной
Обвялая пахнет трава…

2) Однако, – нужды нет лукавить,–
Душа, минуя давность лет,
Той горькой памяти оставить
Еще не может и – нет-нет –
В тот самый заступает след.

3) Жестокой памяти страницей –
На том безжалостном торгу
Она оплачена сторицей,
И мы у мира не в долгу….

А теперь скажите, какая мысль объединяет эти отрывки из разных произведений автора, написанных в разные годы его творчества? Какое слово является ключевым в этих отрывках?
– Итак, память.Вот предмет нашей речи. Какое понятие память?

Биология: каждое живое существо наделено памятью.
Психология: функция памяти, классификация памяти.

Сформулируем вместе вопросы, на которые мы сегодня должны получить ответы.
– Что такое память? Для чего человеку дана память? Нужна ли человеку память?

Объявление темы и целей урока.

Слушают преподавателя.

Фокусируют внимание на предстоящей работе на занятии.

Студенты записывают дату и тему урока в тетрадях.

(Биологическое, психологическое).

(дают ответы на вопросы).

3. Актуализация опорных знаний и способов деятельности

20 минут

Итак, получили ответ на первый вопрос: память – это способность человека запечатлевать, запоминать и воспроизводить жизненные явления. Жизнь развивается, и эта способность человека перенесена и на технику – оперативная память. Почему человек придумал еще и оперативную память? По какому предмету вы встречаетесь с понятием об оперативной памяти. Что это? Чем отличается от человеческой памяти?
– А теперь попытаемся ответить на вопросы:

    Для чего человеку нужна память?

    Зависит ли она от человека?

    Какой еще может быть память? (Запись на доске)

Работа в группах

Задание I группе: исследование темы на примере стихотворения А.Т.Твардовского «Жестокая память». (1951). (приложение 2)

Какой вывод мы можем сделать из всего, что узнали? О чем эти стихотворения А.Твардовского?

Что означает по Твардовскому понятие памяти? С какими другими понятиями оно связано? Каким новым значением, содержанием наполняется это понятие в стихотворениях Твардовского?

Сделайте вывод по работе с текстами стихотворений Твардовского:

Итак, понятие «память» соприкасается с такими понятиями, как «долг», «обязанность».Такое понимание присуще, наверное, не всем людям. Если бы все это чувствовали, не было бы разговора об оскверненных могилах, разрушенных памятниках…Это понятие, выходит, и этическое, нравственное. Хотя Твардовский понимает, что никакой вины объективно нет (действительно, он выполнил свой долг, пройдя всю войну в роли военного корреспондента), все же он ее ощущает. Это чувство вины выражает мысль поэта о неоплаченном долгу живых перед погибшими защитниками Отечества. Сам Твардовский писал об этом: «Стихи эти продиктованы мыслью и чувством, которые на протяжении всей войны и в послевоенные годы более всего заполняли душу. Навечное обязательство живых перед павшими за общее дело, невозможность забвенья, неизбывное чувство как бы себя в них, а их в себе, – так приблизительно можно определить эту мысль и чувство».

Человек, прошедший войну и вышедший из нее живым, неизбежно чувствует вину перед павшими. Об этом и стихотворения «Жестокая память» и «Я знаю…». Память – это невозможность забыть и избыть ту боль, которую принесла война людям. Жестокость ее заключается в том, что невозможно жить и радоваться жизни так же, как до войны. (Долг, обязанность)

Отвечают на поставленные вопросы.

Работа в группах

(Троекратный повтор частицы «Всё же» выражает сомнение, колебания автора, его непонятную боль. Повторы (« В том, что другие…»; «В том, что они….»; «….И не о том же речь…»; «Речь не о том….») точно передают его душевные муки, нескончаемый диалог с самим собой… Что обозначает многоточие в конце стихотворения?(многоточие обозначает ещё то, что внутренний монолог не прекращен, что ещё не раз лирический герой будет сам с собой вести этот мучительный диалог).
Стихотворение лишено метафор, эпитетов, здесь главное не слово, а мысли, напряженная работа мысли, чувств.

Делают вывод по работе с текстами стихотворений Твардовского

4. Рефлексия.

10 минут

Что мы сегодня узнали? Какой урок для себя получили?

Слушают преподавателя, делают выводы,записывают ответы в тетрадях.

5. Подведение итогов и домашнее задание

5 минут

Итак, все мы сегодня активно работали, поняли, что память – это не только биологическое, психологическое или техническое понятие. Память – это категория нравственная. Дома вы еще раз в тишине, наедине с собой поразмышляете над тем, о чем мы сегодня говорили, и напишете сочинение на одну из тем: «Для чего человеку нужна память?», «Можно ли забыть прошлое?», «Можно ли забыть то, свидетелем чего ты сам не был?».

Самостоятельно оценивают результаты проделанной на занятии работы.

Записывает домашнее задание.

Приложение 1

Задание I группе: исследование темы на примере стихотворения

Жестокая память

Александр Твардовский

Повеет в лицо, как бывало,
Соснового леса жарой,
Травою, в прокосах обвялой,
Землёй из-под луга сырой.

А снизу, от сонной речушки,
Из зарослей - вдруг в тишине -
Послышится голос кукушки,
Грустящей уже о весне.

Июньское свежее лето,
Любимая с детства пора,
Как будто я встал до рассвета,
Скотину погнал со двора.

Я всё это явственно помню:
Росы ключевой холодок,
И утро, и ранние полдни -
Пастушеской радости срок;

И солнце, пекущее спину,
Клонящее в сон до беды,
И оводов звон, что скотину
Вгоняют, как в воду, в кусты;

И вкус горьковато-медовый, -
Забава ребячьей поры, -
С облупленной палки лозовой
Душистой, прохладной мездры,

И всё это юное лето,
Как след на росистом лугу,
Я вижу. Но памятью этой
Одною вздохнуть не могу.

Мне память иная подробно
Свои предъявляет права.
Опять маскировкой окопной
Обвялая пахнет трава.

И запах томительно тонок,
Как в детстве далёком моём,
Но с дымом горячих воронок
Он был перемешан потом;

С угарною пылью похода
И солью солдатской спины.
Июль сорок первого года,
Кипящее лето войны!

От самой черты пограничной -
Сражений грохочущий вал.
Там детство и юность вторично
Я в жизни моей потерял…

Тружусь, и живу, и старею,
И жизнь до конца дорога,
Но с радостью прежней не смею
Смотреть на поля и луга;

Росу оббивать молодую
На стёжке, заметной едва.
Куда ни взгляну, ни пойду я -
Жестокая память жива.

И памятью той, вероятно,
Душа моя будет больна,
Покамест бедой невозвратной
Не станет для мира война.

Вопросы и задания

    Почему стихотворение так названо? Только ли память о войне является содержанием стихотворения?

    Найдите слова, подтверждающие тему стихотворения

    На какие части можно разделить стихотворение? Память о детстве – с каким чувством пишет автор? Отчего грусть?

    Укажите слова, которые характеризуют чувства автора, связанные с воспоминаниями. Стихотворение написано в 1951 году. Война давно закончилась. Строили новую жизнь. Но почему же поэт пишет: «Но с радостью прежней не смею смотреть на поля и луга»? Что ему мешает радоваться жизни?

    Перед кем он чувствует вину?

Задание II группе: исследование темы на примере стихотворения «Я знаю, никакой моей вины…»

Я знаю, никакой моей вины

Александр Твардовский

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В то, что они - кто старше, кто моложе -

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь,-

Речь не о том, но все же, все же, все же...

Вопросы и задания

    Подготовить выразительное чтение стихотворения.

    О чем стихотворение? Каким чувством оно проникнуто?

    Что по форме и содержанию напоминает стихотворение?

    Каковы чувства лирического героя? .

    Как вы думаете, виноват ли он в том, что он живой, а они –нет?

    Какому человеку только может быть свойственно такое чувство боли, вины?

    Какой стилистический прием передает колебания, сомнения героя?

Одной из значимых и вместе с тем противоречивых фигур в советской литературе стал А. Т. Твардовский, стихи и поэмы которого отличают близость к народной речи и фольклору, особая индивидуальность и неповторимость. и Великая Отечественная война, память о воинах, павших в боях за Родину, - вот, пожалуй, наиболее важные аспекты творчества поэта. Он стал свидетелем раскулачивания, утверждения и развенчивания тоталитарной системы Сталина, участником финской и Великой Отечественной войн. Богатый жизненный опыт и опора на действительность делают произведения Александра Трифоновича необычайно популярными у читателей.

Особенности лирики

При работе над произведениями Твардовский опирался на лучшие фольклорный традиции, учитывал особенности русского характера. Вот почему его стихотворения просты и понятны каждому читателю. Да и лирический герой, как правило, - это выходец из народа, изначально вызывающий у автора уважение и любовь. Сам поэт считал, что главной в его творчестве является актуальная во все времена тема памяти. В лирике Твардовского она находит отражение в размышлениях о родной семье, раскулаченной и высланной, когда будущий поэт был еще совсем юным. Например, в стихотворении «Братья» мы слышим нотки страдания и тоски по близким людям, с которыми он вынужден был жить в разлуке. Но особенно ярко находит воплощение тема памяти в лирике Твардовского о войне.

Фронтовая хроника

Каждому известно, что поэт участвовал в финской кампании конца 30-х годов. А после начала Великой Отечественной отправился на фронт в качестве корреспондента, но всегда был на передовой. Поэт в полной мере познал все трудности полевой солдатской жизни и рассказывал о ней своим читателям.

Военная лирика Твардовского разнопланова. Это и публицистические стихотворения, являющие собой призывы к борьбе с ненавистным врагом («Бойцу Южного фронта», «Партизанам Смоленщины»). И небольшие сюжетные стихотворения, напоминающие «новеллы» о героических подвигах («Рассказ танкиста») или солдатском быте («Армейский сапожник»). Наконец, стихи-размышления, проникнутые болью за судьбу народа и всей страны («Две строчки»). Но главное, что их объединяет, - осознание автором личной ответственности за сохранение памяти о тех, кто отдал свои жизни ради освобождения Родины. Эта мысль никогда не покидала Александра Трифоновича как человека, и стала главным девизом поэта-Твардовского.

«Я убит подо Ржевом»: лирический герой и основная мысль

Стихотворение, написанное спустя несколько месяцев после окончания войны, сначала имело название «Завещание воина». Это не случайно, так как повествование в нем ведется от лица солдата, погибшего в боях за Ржев. Лирический герой - это обобщенный образ воина-освободителя, который, обращаясь ко всем оставшимся в живых, отмечает: «Вы должны были, братья, устоять…» Таким образом, даже после смерти русского солдата беспокоит судьба товарищей и страны. И ни в одной строчке нет укора за то, что он погиб, а другие остались живы. Ведь эта жертва не напрасна.

Такова военная лирика Твардовского. Перед лицом огромной беды конкретное размывается и становится общим. А такие противоположные ценности, как гибель и вечное бессмертие, утрата и незабвенный подвиг, переплетаются настолько, что оказываются неотделимы друг от друга.

«Книга про бойца»

Самым известным произведением А. Т. Твардовского стала поэма «Василий Теркин», создававшаяся в годы войны. В ней предстает образ бравого солдата, прошагавшего вместе с автором весь боевой путь с 42-го по 45-й годы и воплотившего в себе лучшие качества русского человека. Теркин всегда оказывается в центре событий, попадает в различные передряги, но никогда не унывает, не теряет надежды и веры, находит выход из самой сложной ситуации. При этом герой не раз испытывает боль и горечь, может даже заплакать - подчеркивает Твардовский.

Стихи поэмы также звучат то весело и бойко, то наполняются горечью и невыразимым чувством потери, как в главе «Переправа»: «Люди теплые, живые / Шли на дно…» И красной нитью через всю поэму проходит тема памяти о тех, кто навсегда остался лежать на полях сражений. Поэтому долг каждого человека - никогда не забывать о той великой цене, которую заплатил советский народ за мирное будущее.

Поэмы А. Т. Твардовского

Коллективизация и раскулачивание («Страна Муравия»), Великая Отечественная война и героизм народа («Василий Теркин»), «оттепель» при Хрущеве («За далью - даль»), развенчивание культа личности и тоталитаризма («По праву памяти») - главные этапы исторического развития страны в 20-60-х годах XX века стали частью судьбы самого Твардовского и нашли отражение в его поэмах. Автор воссоздает на страницах произведений прошлое, чтобы еще раз напомнить современникам: каждый из нас ответственен за то, что происходит с народом и страной. Наиболее ярко эта мысль воплотилась в его последней поэме.

«По праву памяти»

Произведение долгое время находилось под запретом. Его композиция, состоящая из 3 частей, знакомит читателя с жизнью самого поэта, его юношескими мечтами и надеждами. А главное - Александр Трифонович открыто говорит о трагедии, постигшей деревню в 30-е годы. Именно тогда был раскулачен и сослан его отец-труженик. Так тема памяти в лирике Твардовского отчасти превращается в сыновнее покаяние не только перед своей семьей, но и перед всем русским крестьянством. Подобно приговору, звучат в поэме слова, адресованные «вождю народов» и так называемым «молчальникам»: «… забыть велят безмолвно… Но это было явной болью / Для тех, чей был оборван век». Автор вспоминает людей, которых знал лично, что делает произведение достоверным.

Поэма в первую очередь посвящена молодежи и звучит как вечное напоминание о том, что историю нельзя делить на отрезки. Что в ней все взаимосвязано, и прошлое может повториться в настоящем или будущем. Именно поэтому уже в названии поэмы заявляется как основная тема памяти.

В лирике Твардовского, таким образом, большое значение приобретает актуальная во все времена проблема: необходимо знать и любить свою семью и свою Родину и обязательно нужно помнить о пережитом. Только так можно двигаться вперед, избегая повторения страшных ошибок прошлого.

I. Введение…………………………………………………………3

II. Понимание и описание Великой Отечественной войны в творчестве А.Т.Твардовского.………………………5

1. Биографические сведения…………………………………..5

2. Тема войны в стихотворных произведениях А.Т.Твардовского……………………………………………7

3. «Василий Теркин»- поэма о солдате………………………13

III. Заключение …………………………………………………….14

IV. Список использованной литературы…………………………17

I. В любое неспокойное время в России поэты и писатели чутко реагировали на тяготы исторического времени. Так и Великая Отечественная война не могла не всколыхнуть творческих людей. Они сопереживали защитникам Отечества, стараясь их вдохновить на новые ратные подвиги, воспевали героев. Война оставила значительный пласт военных очерков, зарисовок и репортажей, то есть в этот период расцвёл публицистический жанр. Но и стихи в любое военное время играли важную роль, так как поэзия могла настроить бойца, поднять его боевой дух. Писатели и поэты присутствовали на фронте, поэтому могли получить самое яркое впечатление от военной жизни людей. Надо сказать, что традиции описания военных действий в русской классике были довольно мощными. Многие писатели пытались осмыслить войну как социальное и общечеловеческое явление. Конечно, первое, что вспоминается по этому поводу – развёрнутые размышления Толстого на страницах «Войны и мира» и «Севастопольских рассказов». Писатель отметил бесчеловечность этого явления в целом, но указал на справедливость войны отечественной.

«Каждый советский писатель готов все свои силы, весь свой опыт и талант, всю свою кровь, если это понадобится, отдать делу священной народной войны против врагов нашей Родины!» - эти слова прозвучали на митинге в первый день войны и были оправданы делом и жизнью.

Великая Отечественная война – это тяжёлое испытание, выпавшее на долю русского народа. Литература того времени не могла оставаться в стороне от этого события.

Общее число писателей-фронтовиков достигло более двух тысяч. Нельзя найти никакой исторической аналогии такому массовому участию писателей в непосредственной литературной боевой работе, которую развернули советские мастера слова в дни борьбы с гитлеризмом.

Более трехсот литераторов не вернулось с полей сражений, среди них - Е. Петров, Ю. Крымов, А. Гайдар, В. Ставский, М. Джалиль... Фашизм занес руку и на будущее советской литературы, вырвав из ее рядов десятки молодых писателей, людей талантливых, ярких - В. Кубанева, М. Кульчицкого, Н. Майорова, Г. Суворова, П. Когана, Н. Отраду, В. Шульчева и многих других.

И, что особенно важно, Великая Отечественная война, несмотря на безмерные жертвы, стала для советских людей школой духовного, нравственного роста. Отечественная война подняла на гребень все самое истинно прекрасное, что было воспитано в советском человеке.

Важность и действенность слова писателей во время войны засвидетельствована и тем, что произведения прозы, поэзии и драматургии заняли виднейшее место в газетах. Наряду с первостепенным политическим материалом, сводками Совинформбюро и другими сообщениями государственной важности, на страницах «Правды», «Известий», «Красной звезды», «Красного флота», «Комсомольской правды» мы видим не только песни, стихотворения, публицистические статьи, но и рассказы, повести, поэмы, пьесы.

Военными корреспондентами центральных и фронтовых газет, а также радио, Совинформбюро, ТАСС стали в те дни М. Шолохов,
А. Фадеев. А. Платонов, К. Симонов, Б. Горбатов, В. Гроссман,
Б. Полевой, Е. Петров, Л. Соболев. П. Павленко, И. Эренбург, С. Михалков, А. Жаров, А. Калинин и многие другие. Литература носила открыто агитационный характер, давая «народу чудовищный заряд ненависти к врагу».

В лирике Твардовского военная тематика занимает одно из главных мест. Как уже говорилось, многие поэты хотели показать своё отношение и отношение народа к происходящей трагедии. Твардовский не был исключением из общего правила. Он написал небольшое стихотворение, которое в полной мере раскрывает мысли автора о таком явлении, как война:

Война – жесточе нету слова.
Война – печальней нету слова.
Война – святее нету слова
В тоске и славе этих лет.

II. Александ Трифонович Твардовский родился 8 июня (21 н.с.) в деревне Загорье Смоленской губернии в семье кузнеца, человека грамотного и даже начитанного, в чьем доме книга не была редкостью. Первое знакомство с Пушкиным, Гоголем, Лермонтовым, Некрасовым состоялось дома, когда зимними вечерами читались вслух эти книги. Стихи начал писать очень рано. Учился в сельской школе. В четырнадцать лет будущий поэт начал посылать небольшие заметки в смоленские газеты, некоторые из них были напечатаны. Тогда он отважился послать и стихи. Исаковский, работавший в редакции газеты "Рабочий путь", принял юного поэта, помог ему не только напечататься, но и сформироваться как поэту, оказал влияние своей поэзией.

После окончания сельской школы молодой поэт пришел в Смоленск, но не мог устроиться не только на учебу, но и на работу, потому что у него не было никакой специальности. Пришлось существовать "на грошовый литературный заработок и обивать пороги редакций". Когда в московском журнале "Октябрь" Светлов напечатал стихи Твардовского, тот приехал в Москву, но "получилось примерно то же самое, что со Смоленском".

Зимой 1930 он опять вернулся в Смоленск, где провел шесть лет. "Именно этим годам я обязан своим поэтическим рождением", - сказал впоследствии Твардовский. В это время он поступил в педагогический институт, но с третьего курса ушел и доучивался уже в Московском институте истории, философии и литературы (МИФЛИ), куда поступил осенью 1936.

Произведения Твардовского печатались в 1931 - 1933, но сам он считал, что только с поэмы о коллективизации "Страна Муравия" (1936) он начался как литератор. Поэма имела успех у читателей и критики. Выход этой книги изменил жизнь поэта: он переехал в Москву, в 1939 окончил МИФЛИ, выпустил книгу стихов "Сельская хроника".

Bo время Великой Отечественной войны была создана поэма "Василий Теркин" (1941 - 45) - яркое воплощение русского характера и общенародного патриотического чувства. По признанию Твардовского, ""Теркин" был... моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю".

Почти одновременно с "Теркиным" и стихами "Фронтовой хроники" поэт начал законченную уже после войны поэму "Дом у дороги" (1946).

В 1950 - 60 была написана поэма "За далью - даль" и в 1967 - 1969 - поэма "По праву памяти", где рассказана правда о судьбе отца поэта, ставшего жертвой коллективизации, запрещенная цензурой, опубликованная только в 1987.

Наряду со стихами Твардовский всегда писал прозу. В 1947 была опубликована книга о минувшей войне под общим заглавием "Родина и чужбина".

Проявил себя и как глубокий, проницательный критик: книги "Статьи и заметки о литературе" (1961), "Поэзия Михаила Исаковского" (1969), статьи о творчестве С. Маршака, И. Бунина (1965).

Многие годы Твардовский был главным редактором журнала "Новый мир", мужественно отстаивая право на публикацию каждого талантливого произведения, попадавшего в редакцию. Его помощь и поддержка сказались в творческих биографиях таких писателей, как Абрамов, Быков, Айтматов, Залыгин, Троепольскцй, Молсаев, Солженицын и др.

В 1939 поэт был призван в ряды Красной Армии и участвовал в освобождении Западной Белоруссии. С началом войны с Финляндией, уже в офицерском звании, был в должности спецкорреспондента военной газеты.

С июня 1941 года Александр Твардовский начинает работу в редакции газеты Юго-Западного фронта "Красная Армия". Он пишет стихи, очерки, фельетоны, статьи, песни, заметки. К сожалению, тетрадка с записями Твардовского о первых месяцах работы пропала. Но остались строки, запечатлевшие первые дни войны, - самого страшного и горестного периода Великой Отечественной.

То была печаль большая,
Как брели мы на восток.
Шли худые, шли босые
В неизвестные края,
Что там, где она, Россия,
По какой рубеж своя?

Многие помимо Твардовского говорили о святости отечественной войны. Но в чём она (святость) заключается для народа? Дело в том, что народ осознавал свой великий долг перед будущими поколениями, чувствовал себя причастным к тому историческому процессу, который происходил в это время в России, и старался повернуть его на пользу своей стране.

Каждый человек, борясь за свободу своей родины, боролся и за тот небольшой кусочек земли, на котором вырос сам. В лирике Твардовского есть образ его малой родины, «родной стороны» - Смоленщины, которую захватил враг:

Ветром, что ли, подунуло
С тех печальных полей, -
Что там с ней, как подумаю,
Стороною моей!

ПЛАН ОТВЕТА

1. Жизнь поэта с народом.

2. Лирические стихотворения о мужестве.

3. Послевоенная память.

1. Среди поэтов XX века особое место занимает А. Т. Твардовский. Его лирика привлекает не только образной точностью, мастерством слова, но и широтой тематики, важностью и непреходящей актуальностью поднимаемых вопросов. В поэме «За далью - даль» (1953-1960) Твардовский писал:

Нет, жизнь меня не обделила,

Добром своим не обошла.

Всего с лихвой дано мне было

В дорогу - света и тепла...

Чтоб жил и был всегда с народом,

Чтоб ведал все, что станет с ним,

Не обошла, тридцатым годом,

И сорок первым,

2. В жизни поэта было много испытаний, горьких впечатлений и переживаний. Пройдя дорогами Великой Отечественной в качестве сотрудника фронтовой газеты «Красная звезда», видя ужасы войны, Твардовский говорил в своих стихах о самом главном, что волновало человека, солдата в горькие и тяжелые минуты испытаний:

Когда пройдешь таким путем

Не день, не два, солдат,

Еще поймешь,

Как дорог дом,

Как отчий угол свят.

Избегая риторики, простыми словами рассказывает поэт о фронтовых буднях; стихи его скорее похожи на очерки, беглые зарисовки эпизодов боя, ночлега, танковой атаки, но за всем этим - неприятие войны («Война - жесточе нету слова»), сострадание к погибшим («Война - печальней нету слова»), священная необходимость защиты Родины («Война - святее нету слова»).

Ужас войны запечатлелся в памяти поэта еще во время финской кампании в образе бойца-парнишки, «что был в сороковом году убит в Финляндии на льду»:

Лежало как-то неумело

По-детски маленькое тело.

Шинель ко льду мороз прижал,

Далеко шапка отлетела.

………………………………………..

Среди большой войны жестокой,

С чего - ума не приложу, -

Мне жалко той судьбы далекой,

Как будто мертвый, одинокий,

Как будто это я лежу,

Примерзший, маленький, убитый

На той войне незнаменитой,

Забытый, маленький, лежу.

Скорбью о погибших проникнуто и знаменитое стихотворение «Я убит подо Ржевом». Безымянный бой, негероическая смерть (убит при бомбежке), похоронен в безымянном болоте вместе с другими, такими же безымянными солдатами - от лица этого неизвестного солдата и говорит поэт. Прах этих рядовых великой войны смешался с землей, которая дает жизнь будущему:

Я - где корни слепые

Ищут корма во тьме,

Я - где с облачком пыли

Ходит рожь на холме.

Они вопрошают живых: взят ли Ржев, отстояли ли Москву, не допустили ли врага до Урала, они хотят знать, что знамя победы развевается над Берлином:



И у мертвых, безгласных,

Есть отрада одна:

Мы за Родину пали,

Но она - спасена.

Мертвые просят помнить о них, потому что в победе - «наша кровная часть», и завещают живым счастье жить на земле, сохранять достоинство и в горе, и в ликованье:

Завещаю в той жизни

Вам счастливыми быть

Горевать - горделиво,

Не клонясь головой,

Ликовать - не хвастливо

В час победы самой.

И беречь ее свято,

Братья, счастье свое -

В память воина-брата,

Что погиб за нее.

3. Теме памяти посвящено стихотворение «В тот день, когда окончилась война». Во время праздничного салюта наступила «особая для наших дум минута», когда «прощались мы впервые со всеми, что погибли на войне». Ведь во время войны «те, что живы, что пали - были мы наравне», потому что оставшихся в живых сегодня смерть могла настигнуть завтра. И поэта не покидает чувство вины перед павшими. Стихотворение 1966 года «Я знаю, никакой моей вины...» - одно из самых исповедальных:

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны.

В том, что они - кто старше, кто моложе -

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, -

Речь не о том, но все же, все же, все же...

Твардовским были созданы такие замечательные стихи, посвященные «жестокой памяти-войны», как «22 июня 1941 года», «9 мая», «Сыну погибшего воина» и другие. В этих стихах Твардовский отдает дань уважения доле вдов и матерей погибших солдат:

Вот мать того, кто пал в бою с врагом

За жизнь, за нас. Снимите шапки, люди.

Для стихотворения «Рассказ танкиста» основой послужил простой факт о боях на улицах Полтавы, переданный поэту его старым знакомым. Долгими днями и ночами ковал победу русский солдат, вечностью была для него дорога к победе, «Дорога до дому»:

Он был от плеча до плеча награжден,

Но есть ли такая награда,

Что выслужил, выходил, выстрадал он? -

Пожалуй, что нет. И не надо!

В послевоенные годы критики твердили о том, что необходимо «отвлечь художника... от жестокой памяти войны», но поэт говорил: «...для меня этот период представляется таким, о котором всю жизнь хватит думать». Своим творчеством он хотел «почесть всем отдать сполна»: и тем, кто не вернулся, и тем, кто жив, - всем, кто выстрадал своей жизнью и подвигом эту трудную победу.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ВОПРОС

С какой целью поэт выступает в некоторых своих стихах о войне от первого лица?

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то