Тест "бессоюзное сложное предложение". Тест "бессоюзное сложное предложение" Бессоюзные сложные предложения тест 5

Тест «Знаки препинания в БСП» 9 класс

1. Какой знак препинания и почему ставится на месте скобок в предложении:

Психологи утверждают () наркомания в подростковом возрасте начинается не с первого укола, а с желания испытать наркотическое удовольствие.

2) Ставится тире, так как первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения действия, о котором говорится во второй части.

2. Какой знак препинания и почему ставится на месте скобок в предложении:

Поэт Н.Рубцов не злоупотребляет «деревенской» лексикой () он соблюдает достоинство сельского жителя, он разборчив по отношению к словам.

1) Ставится двоеточие, так как вторая часть сложного предложения имеет значение причины.

2) Ставится тире, так как содержание одной части бессоюзного сложного предложения противопоставляется содержанию другой.

3) Ставится тире, так как вторая часть сложного предложения имеет значение следствия.

4) Ставится тире, так как в первой части сложного предложения говорится об условии действия, описанного во второй части.

3. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

И взрослые, и школьники любят читать книги, смотреть кинофильмы или слушать рассказы о знаменитых людях: известных спортсменах, замечательных рабочих, героях-космонавтах, великих ученых, прославленных полководцах.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет содержание первой части.

2) Ставится двоеточие после обобщающего слова перед однородными членами.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения имеет значение следствия.

4. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Ехали сюда () рожь начинала желтеть.

1) Ставится двоеточие, так как вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет, раскрывает содержание первой части.

2) Ставится тире, так как первая часть бессоюзного сложного предложения называет время совершения действия, о котором говорится во второй части.

3) Ставится тире, так как содержание второй части противопоставляется содержанию первой.

4) Ставится двоеточие, так как вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

5. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Карманы их вечно были наполнены всякой дрянью, как-то: бабками, свистелками, сделанными из перышек, недоеденным пирогом, а иногда даже и маленькими воробьенками.

3) Двоеточие ставится перед рядом однородных членов предложения.

4) Двоеточие ставится после обобщающего слова перед однородными членами предложения.

6. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Смерти бояться - на свете не жить.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит следствие, результат того, о чем говорится в первой части.

2) Во второй части бессоюзного сложного предложения содержится указание на быструю смену событий.

4) Первая часть бессоюзного сложного предложения обозначает условие совершения действия, о котором говорится во второй части.

7. Выберите правильное объяснение пунктограммы в данном предложении.

Я поехал шагом и скоро принужден был остановиться: лошадь моя вязла, я не видел ни зги.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит прямой вопрос.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена первой.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

8. В каком предложении правильно расставлены все знаки препинания?

1) Взялся за гуж: не говори, что не дюж.

2)Искусство - высочайшее проявление могущества в человеке.

3) Не захотят добром отдать: увезем силой!

4) Любить значит принимать человека таким, какой он есть.

9. Какой знак препинания и почему ставится на месте скобок в предложении:

Глянул дед да так и обмер () все деревенские свиньи на его же полосе картошку копают, с полдесятины овцы положили овса, кони от слепней в рожь забрались.

1) Ставится двоеточие, так как вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет, раскрывает содержание первой части.

2) Ставится двоеточие, так как вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

3) Ставится тире, так как содержание второй части противопоставляется содержанию первой.

4) Ставится тире, так как первая часть бессоюзного сложного предложения называет время совершения действия, о котором говорится во второй части.

10. Как объяснить постановку тире в приведенном ниже предложении?

Гусь взял в клюв веревочку и потянул её - раздался оглушительный выстрел.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит указание на быструю смену событий.

11. В каком предложении нужно поставить тире? (Знаки не расставлены.)

1) Я сел на своего доброго коня а Савельич на тощую и хромую клячу.

2) Всё сверкало искрилось переливалось свежестью стволы берез и сосен листья трава самый воздух вода лесных озёр.

3) Трудное дело птицелова заучи повадки птичьи помни время перелетов разным посвистом свисти.

4) Слышу крадется кто-то к моей палатке.

12. Как объяснить постановку двоеточия в предложении:

Я выхожу из болота на жнивье и чувствую страшную боль в ноге: жнивье впилось в мои раны.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

2) Двоеточие выделяет распространенное предложение с уточняющим значением.

3) Двоеточие ставится после обобщающего слова перед однородными членами предложения.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет, раскрывает содержание первой части.

13. Какой знак препинания и почему ставится на месте скобок в предложении:

Совершенствовать свой язык () огромное удовольствие, не меньшее, чем хорошо одеваться, только менее дорогое.

1) Ставится двоеточие, так как вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет, раскрывает содержание первой части.

2) Ставится тире, так как первая часть бессоюзного сложного предложения указывает наусловие совершения действия, о котором говорится во второй части.

3) Ставится тире, так как содержание второй части противопоставляется содержанию первой.

4) Ставится тире между подлежащим и сказуемым.

14. В каком предложении есть пунктуационная ошибка?

1) Сергейчеву необходимо было встретиться с Валей - ему надоела неопределенность в их отношениях.

2) «Обыкновенная история» - первое произведение Гончарова - громадный росток, только что пробившийся из земли, ещё не окрепший, зеленый, но переполненный свежими соками.

3) Сказка в фольклоре - это устный рассказ о выдуманном событии, носящий фантастический, приключенческий или анекдотический характер.

4) Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун - большой праздник для крестьянских мальчиков.

15. В каком предложении нужно поставить тире? (Знаки не расставлены.) 1) Я встал подошёл к окну за окнами всё было снежно и безмолвно. 2) Андрей Матвеевич был известный донской атаман. 3) Д.С.Лихачев утверждает «Память это преодоление времени преодоление смерти». 4) Рыбаку дождь не помеха. 2

Тест для 9 класса по теме " Бессоюзные сложные предложения ".

На выполнение работы по русскому языку дается 45 минут. Работа состоит из 19 тестовых заданий с выбором ответов. Задания 1-15,17,18 с одним правильным ответом.). К каждому из них даны 4 ответа, из которых только один правильный. Задания 16,18 с выбором ответов.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям.

Правильный ответ в задании оценивается одним или несколькими баллами. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов. Шкала соответствия тестовых баллов и школьных отметок.

Меньше 12 б. – «2»

1. Найдите бессоюзное сложное предложение .

1) Любите книгу: она откроет вам много интересного 2) Я повторил приглашение, но он ничего не ответил 3) Друзей мы теряли на трудных дорогах, хранили любовь под огнём 4) Лес, горы слились, всё окуталось густым туманом

2. Найдите бессоюзное сложное предложение со значением последовательности действий.
1) Злой плачет от зависти – добрый от радости

2) Закуковала кукушка – сей ячмень
3) Ум хорошо, а два лучше
4) Заиграла веселая музыка, танцевальная площадка наполнилась людьми
3. Укажите бессоюзное сложное предложение со значением сопоставления.
1) Много снега – много хлеба
2) Красные дни – сей пшеницу
3) Труд человека кормит – лень портит
4) Ученый без трудов – дерево без плодов
4. Определите смысловые отношения между частями бессоюзного предложения.

Мир строит – война разрушает.
1) Первое предложение указывает на условие того, о чем говорится во втором.
2) Второе предложение заключает в себе вывод, следствие того, о чем говорится в первом.
3) Содержание одного предложения противопоставляется содержанию другого.
4) Содержание первого сравнивается с содержанием второго.
5. Укажите БСП, между частями которого нужно поставить точку с запятой (знаки препинания не расставлены).
1) Вдалеке всё было в легком светлом тумане и мостовая в конце улицы блестела под солнцем как золотая и по ней прогуливались влюбленные пары
2) Ещё на вершинах гор догорал день но в ущелье отовсюду темно смотрела ночь
3) Он встретил её взгляд спокойно но затем веки его дрогнули
4) Капитан иногда просыпался швырял через окно в шакалов принесенными днем камнями и странные мысли приходили ему в голову

6. Укажите БСП, между частями которого нужно поставить двоеточие (знаки препинания не расставлены).
1) Алешка поднялся заря еще не занималась

2) Мелкий дождь сеет с утра выйти невозможно
3) Сказал слово ласковое душевное крылья выросли у меня


7. Укажите БСП, между частями которого нужно поставить двоеточие.
1) Мелкий дождь сеет с утра выйти невозможно
2) Сказал слово ласковое душевное крылья выросли у меня
3) Алешка поднялся заря еще не занималась
4) Зима недаром злится прошла ее пора
8. Укажите БСП, между частями которого нужно поставить тире.
1) Князь Лыков не противоречил это было бы напрасно
2) Красоту только тронешь небрежной рукой она исчезнет
3) Дед оказался прав к вечеру пришла гроза
4) Птиц не было слышно они не поют в часы зноя
9. Укажите БСП, между частями которого нужно поставить тире.
1) Искусство перевоплощения необходимо не владея им актер может остаться в спектакле всего лишь самим собой
2) Он чувствует чьи-то руки прикоснулись к его плечу
3) Ученые без трудов дерево без плодов
4) Желтые листья роняет осень красные летят по лесам

10. Укажите БСП со значением причины (знаки препинания не расставлены).
1) Не легко вырастить плодовое дерево много оно требует труда и заботы
2) Молвит слово соловей поет
3) Выглянуло солнце и сразу потеплело
4) На улице холодно и надо одеться потеплее
11. Укажите БСП со значением условия.
1) Зашло солнышко, все вокруг ожило
2) Сделал дело - гуляй смело
3) Лес молчит, в полях идет снег
4) Дождик кончился сразу, туча пошла дальше

12. Укажите БСП, между частями которого нужно поставить двоеточие.
1) Есть желание учиться будет желание и время созидать
2) Светлеет воздух видней дорога яснеет небо
3) Не сули журавля в небе дай синицу в руки
4) Наташа не узнавала звезд созвездия запутались в ветвях деревьев и потеряли знакомые очертания

13. Укажите неверное утверждение.

1) Между предложениями, входящими в состав БСП, могут ставиться следующие знаки: запятая, точка с запятой, тире, двоеточие

2) Если второе предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом, то между частями БСП ставится двоеточие

3) Запятая между частями БСП ставится, если в них перечисляются какие-то факты

4) Если второе предложение дополняет смысл первого, распространяет один из его членов, то между частями БСП ставится тире

14. Какой знак препинания нужен для разделения частей БСП ?

Вот пробилась из-за тучи

Синей молнии струя

Пламень белый и летучий

Окаймил её края. (Ф. Тютчев).

Б) Запятая.

В) Точка с запятой.

15. Укажите БСП, между частями которого надо поставить запятую.

А) Дрова все вышли топить нечем.

Б) Печален я со мною друга нет.

В) Поезд ушёл его огни исчезли.

Г) В феврале много инея на деревьях будет много мёда.

Д) Ветер подул с гор будет дождь.

16. Найдите БСП, между частями которых надо поставить тире .

А) Странный случай произошёл в дороге совершенно поиздержался.

В) Лес рубят щепки летят.

Г) Утро было чудесным умытый лес улыбался, пели птицы.

Д) Любишь кататься люби и саночки возить.

Е) Богатому не спится богатый вора боится.

17. Укажите предложение, соответствующее схеме: : [пояснение] (знаки препинания не расставлены).

А) В доме не дождутся с ловли рыбака обещал вернуться через два денька.

Б) Утро было чудесным умытый лес улыбался пели птицы.

В) Семён Иванович оглянулся спрятаться было негде.

Г) Прошли дожди не проехать нам по лесным болотистым дорогам.

18. Объясните употребление двоеточия в структуре БСП.

В один из вечеров после этой встречи капитан был настроен радостно: загадочное слово было внезапно расшифровано. (К. Паустовский).

А) Вторая часть поясняет первую.

Б) Вторая часть дополняет содержание первой.

В) Вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой.

19. Укажите, в каких предложениях нет пунктуационных ошибок.

А) А просьба моя состоит в следующем: берегите наш язык.

Б) Мне всегда казалось, молод я всегда.

В) Вдруг оглянулся – позади века.

Г) Превосходная должность – быть на земле человеком.

Д) В железном вихре ветра и колёс кружился дым и падал под откос.

УМК С.И. Львовой

Этот тест использовался при работе с УМК М. Разумовской

Тест по русскому языку, 9 класс(открытый, с выбором правильного ответа)

Цель: проверить усвоение материала по постановке знаков препинания в бессоюзном сложном предложении на примерах, взятых из художественных произведений, прививать любовь к чтению художественной литературы.

Тест составлен в 2000 году лично.

Карточки раздаются всем обучающимся. Затем выполнивший свою карточку, сдает её учителю или отдает другому. Таким образом, все карточки в течение 30 минут будут выполнены учениками.

В ходе работы дети могут встать, пройтись по классу. Своеобразная физическая разминка.

БСП К-13.

ВЫБЕРИ ЗНАК ПРЕПИНАНИЯ

Назвался груздем полезай в кузов.

За мной гнались я духом не смутился.

И дни бегут желтеют нивы с деревьев спадает дряхлый лист.

Накануне выпал небольшой снежок подморозило, от снега было светло вокруг.

А) запятая;

Б) точка с запятой;

В) двоеточие;

БСП К-15.

ВЫБЕРИ ЗНАК ПРЕПИНАНИЯ.

Рудин говорил умно горячо дельно высказал много замечаний.

Светлеет воздух видней дорога яснеет небо.

Чуть брезжило звезды погасли одна за другой побледневший месяц двинулся навстречу легким облакам.

Прислушаешься к лесу тишина покажется обманчивой.

Больше отступать было некуда всюду пулеметы врагов.

А) запятая;

Б) точка с запятой;

В) двоеточие;

БСП К-16.

ВЫБЕРИ ЗНАК ПРЕПИНАНИЯ

И увидели бойцы как далеко в степи скачут подымая пыль всадники то спасались бегством остатки белых.

Поглядишь на небо глазами станет больно от яркого света.

Все кругом цвело жужжало и пело вдали сияли воды прудов праздничное светлое чувство охватило душу.

Лето припасает зима поедает

На белые верхушки облаков нельзя было смотреть так они светились от солнца.

А) запятая;

Б) точка с запятой;

В) двоеточие;

БСП К-14.

ВЫБЕРИ ЗНАК ПРЕПИНАНИЯ.

На дворе декабрь в половине окрестность, охваченная неоглядным снежным саваном, тихо цепенеет.

Скажешь слово добавят десять.

Наверху журавлиный крик птицы улетают на юг.

Солнце сильно палит к вечеру соберется гроза.

Сорока подняла голову сквозь тонкий пар мороза блестела Медведица.

А) запятая;

Б) точка с запятой;

В) двоеточие;

БСП К-17.

ВЫБЕРИ ЗНАК ПРЕПИНАНИЯ.

Мы можем твердо сказать во всем селе ни у кого не было такой дружбы.

Поляна пахнет медом и полынью вода в ручье сосновой пахнет хвоей.

Весна берет свои права в реке местами глубь ясна, на дне видна трава.

Печален я со мною друга нет.

Прислушаешься к лесу тишина кажется обманчивой.

А) запятая;

Б) точка с запятой;

В) двоеточие;

БСП К-7.

ВЫБЕРИ ЗНАК ПРЕПИНАНИЯ .

Но тут с Гавриловым случилась беда он потерял очки.

Мелких чувств на свете не бывает мелкими бывают только души.

Кругом меня цвел божий сад растений радужный наряд хранил следы небесных слез.

Световой день короток поздно рассветает и рано смеркается.

Самое трудное в жизни чистить себя от разной накипи, воспитывать в себе человека, труженика.

А) запятая;

Б) точка с запятой;

В) двоеточие;

БСП К-9

ВЫБЕРИ ЗНАК ПРЕПИНАНИЯ.

Чин следовал ему он службу вдруг оставил.

На глаз поверишь криво отмеришь.

Любите книгу она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей.

Это был замечательный самородок красивый, яркий, самобытный.

Я любил смотреть ей в глаза подолгу не отрываясь, не мигая она щурилась, вертела головой.

А) запятая;

Б) точка с запятой;

В) двоеточие;

БСП К-18.

ВЫБЕРИ ЗНАК ПРЕПИНАНИЯ.

Но тут с Наседкиным случилась беда он потерял очки.

Закуковала кукушка сей ячмень, вошла в круг тень у покрывшейся листвой березы готовь овес.

На осеннем рассвете в туман ковыляет дорога оловянная лужи мерцают у дачных оград.

Словно лист осенний вянет парус судна ветра нет.

Весна берет свои права в реке местами глубь ясна на дне видна трава.

А) запятая;

Б) точка с запятой;

В) двоеточие;

БСП К-10.

ВЫБЕРИ ЗНАК ПРЕПИНАНИЯ

На дворе декабрь в половине окрестность охваченная неоглядным снежным простором тихо цепенеет.

Кончил дело гуляй смело.

Погода была ужасная ветер штормовой ревел с ночи дождь лил как из ведра.

Я поднял глаза и увидел высоко в небе неслись над станицей птицы.

А) запятая;

Б) точка с запятой;

В) двоеточие;

БСП К-11.

ВЫБЕРИ ЗНАК ПРЕПИНАНИЯ.

Сыр выпал с ним была плутовка такова.

Вдруг я чувствую кто-то берет меня за плечо и толкает.

Староста спросил у него документ документа не оказалось.

А) запятая;

Б) точка с запятой;

В) двоеточие;

БСП К-12.

ВЫБЕРИ ЗНАК ПРЕПИНАНИЯ.

Лес рубят щепки летят.

Мороз не страшен воздух сухой ветра нет.

Несчастья бояться счастья не видать.

Наступают холода деревья сбрасывают листву.

А) запятая;

Б) точка с запятой;

В) двоеточие;

БСП К-5.

ВЫБЕРИ ЗНАК ПРЕПИНАНИЯ.

Кончил дело гуляй смело.

Скоро весь сад согретый солнцем обласканный ожил и капли росы как алмазы засверкали на листьях и старый сад давно запущенный сад в это утро казался молодым нарядным.

Погода была ужасная ветер штормовой ревел с ночи дождь лил как из ведра.

Накануне выпал небольшой снежок подморозило от снега было светло вокруг.

А) запятая;

Б) точка с запятой;

В) двоеточие;

БСП К-4

ВЫБЕРИ ЗНАК ПРЕПИНАНИЯ.

Сорока подняла голову сквозь тонкий пар мороза блестела золотая Медведица.

Скажешь слово добавляет десять.

Уже вечерело солнце скрылось за небольшую сосновую рощу лежавшую в полуверсте от сада.

Быть добрым совсем не трудно трудно быть справедливым.

Писатель говорил что русский язык « великий и могучий»

А) запятая;

Б) точка с запятой;

В) двоеточие;

БСП К-8.

ВЫБЕРИ ЗНАК ПРЕПИНАНИЯ

Пусть помнят те которых мы не знаем нам страх и подлость были не к лицу.

Хочешь быть счастливым силы не жалей.

Захочет он взлетит в ракете изменит русла старых рек.

Я выглянул из кибитки все было мрак и вихорь.

Наступила зима завьюжило зверьки засели в норы.

А) запятая;

Б) точка с запятой;

В) двоеточие;

БСП К-6.

ВЫБЕРИ ЗНАК ПРЕПИНАНИЯ.

Я любил смотреть ей в глаза подолгу не отрываясь не мигая она щурилась вертела головой.

Леонтьев услышал свист крыльев поднял голову с лесных болот большими стаями летели дикие утки.

Лес рубят щепки летят.

После пяти часов погода стала портиться с моря потянул туман.

Важно одно любить народ родину служить им сердцем и душой.

А) запятая;

Б) точка с запятой;

В) двоеточие;

БСП К-2.

ВЫБЕРИ ЗНАК ПРЕПИНАНИЯ,

Сыр выпал с ним была плутовка такова

Я поднял голову перед огнем на опрокинутой лодке сидела мельничиха и разговаривала.

Не спится Иудушке целые массы пустяков обступили изголовье постели.

Погода утихла тучи расходились перед ним лежала равнина.

Ввысь взлетает Сокол жмется Уж к земле.

А) запятая;

Б) точка с запятой;

В) двоеточие;

БСП К-1.

ВЫБЕРИ ЗНАК ПРЕПИНАНИЯ

Далеко за Доном громоздились тяжелые тучи наискось резали небо молнии чуть слышно прогромыхивал гром.

На дворе декабрь в половине окрестность охваченная неоглядным снежным саваном тихо цепенеет.

Любите книгу она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей…

Проснулся пять станций убежало назад.

Лес рубят щепки летят.

А) запятая;

Б) точка с запятой;

В) двоеточие;

КАРТОЧКА-ОТВЕТ 9 класс. БСП.

К-1: 1а; 2б; 3в; 4г; 5г. К-10: 1б; 2в; 3г; 4в; 5а

К-11: 1г; 2в; 3в; 4г; 5г,в

К-2:1г; 2в; 3б; 4а; 5г. К-12: 1г; 2в; 3в; 4г; 5а

К-31в; 2г; 3г; 4в; 5а К-13: 1г; 2г; 3а; 4в; 5а

К-4: 1в; 2г; 3б; 4б; 5а К-14: 1б; 2г; 3а; 4г; 5в

К-5: 1г; 2б; 3в; 4г; 5а. К-15: 1б; 2а; 3б; 4г; 5в

К-6: 1б; 2в; 3г; 4г; 5в К-16: 1в; 2г;3б; 4г; 5г (а)

К-7: 1в; 2г; 3б; 4а; 5г К-17: 1в; 2а; 3б; 4в; 5г

К-8: 1в; 2г; 3г; 4в; 5а К-18: 1в; 2г; 3а;4в; 5б

Бессоюзное сложное предложение

Задание 1. Какие синтаксические отношения выражены в бессоюзном предложении?

    Кот поет, глаза прищуря,

Мальчик дремлет на ковре,

На дворе играет буря,

Ветер свищет на дворе.

    Звонче жаворонка пенье,

Ярче вешние цветы,

Сердце полно вдохновенья,

Небо полно красоты.

А. Перечислительные отношения

Б. Сопоставительные отношения

Задание 2. Какие знаки препинания следует поставить в сложном предложении с бессоюзной связью?

    В мраморном очаге пылал благовонный можжевельник в лампадах горело масло с примесью фиалковых духов Чезаре любил ароматы

    Но нередко они впадали в мечтательность и тогда покидали всех для уединения Лермонтов убегал в беседку с акациями в саду Врубель незаметно уходил в свою комнату или в дедовскую библиотеку.

А. Двоеточие и запятая

Б. Двоеточие и точка с запятой

В. Запятая и двоеточие

Г. Точка с запятой и двоеточие

Задание 3. Объясните постановку тире в бессоюзном сложном предложении.

    Хочешь перебраться на другой берег – нанимай летом лодку.

    Все мое счастье было в этой женщине – вы отняли ее.

Б. Вторая часть заключает в себе вывод, следствие

Г. Части рисуют быструю смену событий или неожиданный результат действия

Д. Первая часть указывает на время или условие того, о чем говорится во второй

Задание 4. Какой знак препинания нужен для разделения частей бессоюзного сложного предложения?

Вот пробилась из-за тучи

Синей молнии струя

Пламень белый и летучий

Окаймил ее края.

  1. Точка с запятой

Задание 5. Объясните употребление двоеточия в структуре бессоюзного сложного предложения.

В один из вечеров после этой встречи капитан был настроен радостно: загадочное слово было внезапно расшифровано.

1. Вторая часть дополняет содержание первой

2. Вторая часть поясняет первую

3. Вторая часть указывает причину того, о чем говорится в первой.

Задание 6. Какими языковыми средствами выражается одновременность перечисляемых событий в структуре бессоюзного сложного предложения?

Распластались во мраке платаны,

Ночь брильянтовой чашей горит,

Дремлют горы, темны и туманны,

Кипарис, как живой, говорит.

    С помощью перечислительной интонации

    С помощью перечислительной интонации и соотношения видо-временных форм глаголов-сказуемых

    С помощью соотношения видо-временных форм глаголов-сказуемых

Задание 7. Охарактеризуйте сложное многочленное предложение с бессоюзной связью; укажите число частей, определите виды отношений между ними.

На дороге порой замечалось некоторое оживление: стремительно шел навстречу караван верблюдов, спешил путник с посохом в руке, гремела тележка озабоченного торговца.

    Предложение содержит четыре части с отношениями уточнительного пояснения между первой и второй частями и с отношениями перечисления одновременных событий между второй и третьей, третьей и четвертой частями

    Предложение содержит четыре части с отношениями причинного пояснения между первой и второй частями и с отношениями перечисления следующих друг за другом событий между второй и третьей, третьей и четвертой частями

Задание 8. Рассмотрите сложное предложение с комбинацией сочинительной и бессоюзной связи. Определите, какая связь является основной. Укажите число частей, установите виды отношений между ними.

Все окна завалило снегом, и церковка дрожала, – такая разыгралась пурга.

    В предложении три части, между первой и второй частями устанавливаются перечислительные отношения с оттенком разновременности, а между второй и третьей частями – причинные отношения; ведущая связь – бессоюзная

    В предложении три части, между первой и второй частями устанавливаются перечислительные отношения с оттенком частичной одновременности событий, а между второй и третьей частями – отношения вывода, следствия; ведущая связь – бессоюзная

Задание 9. Рассмотрите сложное многочленное предложение с бессоюзной и подчинительной связью. Какая связь является основной? Укажите число частей, определите виды отношений между ними.

Смысл и ценность «Письма к ученому соседу» раскрывается в полной мере лишь в сопоставлении с «письмами» рядовых юмористов малой прессы; без этого фона оно воспринимается как обычная удачная юмореска, каких у молодого Чехова было сотни.

    В предложении три части, между первой и второй частями устанавливаются перечислительные отношения с оттенком полной одновременности событий; придаточная определительная часть присоединяется к слову в главной части союзным словом каких ; ведущая связь – бессоюзная

    В предложении три части, между первой и второй частями устанавливаются перечислительные отношения с оттенком полной разновременности событий; придаточная определительная часть присоединяется к слову в главной части союзным словом каких ; ведущая связь – бессоюзная

Задание 10. Определите структуру сложного предложения.

Но в тихий час осеннего заката,

Когда умолкнет ветер вдалеке,

Когда, сияньем немощным объята,

Слепая ночь опустится к реке,

Когда, устав от буйного движенья,

От бесполезно тяжкого труда,

В тревожном полусне изнеможенья

Затихнет потемневшая вода,

Когда огромный мир противоречий

Насытится бесплодною игрой, –

Как бы прообраз боли человечьей

Из бездны вод встает передо мной.

    Сложное многочленное предложение

Расставьте недостающие знаки препинания, объясните их постановку.

Вариант с расставленными знаками.

    Любите книгу: она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей.

    Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела.

    Как ни старался я укрыться плотнее, ничего не помогало: холодный воздух находил свою лазейку и сквозил то в плечо, то в ноги.

    В морозном воздухе тихо; точно зачарованный стоит бор, облитый радужным светом уже поднявшегося солнца.

    Тускло-жёлтый огромный самовар шипел и сипел на столе, горшок герани торчал перед окошком, на станах чернели замасленные картинки.

    В осеннюю пору хорошо в лесу: воздух особенно свеж, повсюду разносится запах прелых листьев и оттаявшей земли.

    Миновало лето, начались дожди.

    Посмотри на юг: тихо движутся зрелые нивы.

    Дорога стала похожа на лунную поверхность: каждая капля оставляла в пыли маленький кратер.

    Гремят отдвинутые стулья; толпа в гостиную валит.

Вариант для работы обучающихся.

    Любите книгу она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей.

    Лошади тронулись колокольчик загремел кибитка полетела.

    Как ни старался я укрыться плотнее ничего не помогало холодный воздух находил свою лазейку и сквозил то в плечо то в ноги.

    В морозном воздухе тихо точно зачарованный стоит бор облитый радужным светом уже поднявшегося солнца.

    Тускло-жёлтый огромный самовар шипел и сипел на столе горшок герани торчал перед окошком на станах чернели замасленные картинки.

    В осеннюю пору хорошо в лесу воздух особенно свеж повсюду разносится запах прелых листьев и оттаявшей земли.

    Миновало лето начались дожди.

    Посмотри на юг тихо движутся зрелые нивы.

    Дорога стала похожа на лунную поверхность каждая капля оставляла в пыли маленький кратер.

    Гремят отдвинутые стулья толпа в гостиную валит.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то