Привет, сайт в процессе завершения. Некоторые ссылки могут не работать.
d0fca50ad874e89fd7f953bd5f74f1a2 - Умри, монстр, умри! (1965)

Умри, монстр, умри! (1965)

Умри, монстр, умри! (1965)

Этот фильм ужасов, основанный на произведениях Лавкрафта, возможно, был бы намного лучше, если бы создатели не приложили столько усилий при попытке позаимствовать элементы у Эдгара Аллана По.

Фильм ужасов 1965 года, “Умри, Монстр, Умри!” больше всего напоминает цикл фильмов по Эдгару По, снятый Роджером Корманом. Как и цикл по Эдгару По, “Умри, Монстр, Умри!” был выпущен компанией American International Pictures. У фильма роскошные декорации и цветовая гамма, а главную роль также сыграла икона хоррора (Борис Карлофф вместо Винсента Прайса).

umri monstr umri - Умри, монстр, умри! (1965)
Борис Карлофф

Тем не менее “Умри, Монстр, Умри!”, якобы основанный на произведении Лавкрафта – “Цвет из иных миров” – это нечто большее, чем просто похожий фильм от той же студии. У фильма также есть множество элементов из двух фильмов цикла по Эдгару По: “Падение дома Ашеров” (1960) и “Заколдованный замок” (1963). С учетом того, что в последнем лишь позаимствовано название из поэмы По, а сюжет взят из другого произведения Лавкрафта (“Случай Чарльза Декстера Варда“) это полностью замыкает круг, однако сходство с “Падением Дома Ашеров” гораздо более явное.

umri monstr umri 1 1024x438 - Умри, монстр, умри! (1965)

В фильме “Умри, монстр, умри!” американский ученый Стивен Рейнхарт (Ник Адамс) прибывает в английский городок Аркхэм (это не лавкрафтовский Аркхэм, что находился в штате Массачусетс), чтобы встретиться со своей невестой Сьюзан Уитли (Сьюзан Фармер) – аналогичная ситуация была в “Доме Ашеров”. Рейнхарт обескуражен, узнав, что все горожане относятся с недоверием и ненавистью к “Дому Уитли” и считают его опасным или даже сверхъестественным – так же как и горожане в “Заколдованном замке“, испытывающие аналогичные чувства к “Дому Карвена” и верящих в то, что в нем живет колдун.

umri monstr umri 2 1024x437 - Умри, монстр, умри! (1965)

Как только Рейнхарт прибывает (пешком) в дом Уитли, властный отец его невесты (сыгранный Карлоффом) запрещает ему встречаться с ней (аналогично тому как в “Доме Ашеров” главному герою запрещает встречаться с возлюбленной ее властный старший брат). Странным образом “Дом” и “Замок” также объединяет беспокойство семьи по отношению к незнакомцам, что связано с безумием многих поколений, которое возвращается снова и снова, о чем также могут свидетельствовать портреты жутких предков Уитли.

umri monstr umri 3 1024x576 - Умри, монстр, умри! (1965)

Очевидно, что сценарист Джерри Сол и режиссер Дэниэл Хэллер смотрели эти фильмы или, по крайней мере, имели заметки  оригинальных сюжетов, которые пригодились для создания этого фильма.

umri monstr umri 4 - Умри, монстр, умри! (1965)
Кстати, это дебютный фильм для Дэниэла Хэллера (справа). В 1969 году он поставил еще один фильм по Лавкрафту “Данвичский ужас”

К счастью, хотя сходство с первоисточником весьма отдаленное, “Умри, Монстр, Умри!”, все же, следует сюжету лавкрафтовского “Цвета из иных миров”, по крайней мере, его основной идее – столь же странной, как и весь цикл по Эдгару По. Исходя из названия произведения, в сюжете явно должны присутствовать элементы научной фантастики, но их совсем немного, поскольку “Умри, Монстр, Умри!” это чистый (и зачастую довольно тревожный) хоррор, который выходит за рамки стандартного сюжета про Дом с привидениями, которого зрители могут ожидать.

die monster die1 - Умри, монстр, умри! (1965)

Проблема в том, что как только фильм становится по-настоящему уникальным и начинает отражать лавкрафтовское безумие, Сол и Хэллер быстро меняют тематику и снова начинают копировать другие фильмы.

umri monstr umri 5 1024x576 - Умри, монстр, умри! (1965)

Однако в чем “Умри, Монстр, Умри!” преуспел, так это в сценах отражающих атмосферу Лавкрафта. Постоянное ощущение тревоги возникает во второй половине фильма с появлением всех этих странных, потусторонних чудовищ, которых создатели бегло показывают, не особо акцентируя внимания на их внешности. Весь этот фон с монстрами ни в коем случае нельзя посчитать “нормальным”, но для героев фильма это, пожалуй, наименее ненормальные вещи из всех, что творятся вокруг них. Как только всплывает название “Монстр”, зрители готовятся к чему угодно. И в действительности происходит много чего неожиданного.

umri monstr umri 7 1024x576 - Умри, монстр, умри! (1965)

Кроме того, актерская игра является еще одним светлым пятном в этом (по большому счету) вторичном фильме. Карлофф (который уже длительное время не играл именитых монстров) превосходен в роли Нейхема Уитли – роль одновременно и драматичная и внушающая страх. Адамс проявил себя достойно в качестве ведущего актера, хотя и немного сдержанным, если говорить о его эмоциональном диапазоне. Это же касается Фармер, чей персонаж часто не замечает безумия творящегося вокруг нее. Кстати говоря, весьма примечательна и Фрида Джексон в роли матери Сьюзен – Летиции, которую медленно, но верно сводит с ума все то, чем одержим Дом Уитли.

umri monstr umri 8 1024x576 - Умри, монстр, умри! (1965)

С учетом сходств с другими фильмами (от цикла фильмов по Эдгару По в целом, и “Дома Ашеров” и “Заколдованного замка” в частности), “Умри, монстр, умри!” определенно место в категории “неизданное”, а театральному трейлеру – в “дополнительных материалах”. Компания Shout! Factory проделала замечательную работу с Blu-Ray. Посмотрите их недавний выпуск The Vincent Price Collection (который включает в себя множество фильмов из цикла по Эдгару По) в качестве яркого примера их способности создавать сокровище из дополнительных материалов к DVD.

umri monstr umri 6 1024x576 - Умри, монстр, умри! (1965)

С учетом всех положительных сторон, при просмотре “Умри, монстр, умри!”, все же, возникает ощущение дежавю среди поклонников фильмов ужасов. Те, кто не знаком с “Падением Дома Ашеров”, могут посчитать фильм красивым и пугающим, но поклонники франшизы по Эдгару По, скорее всего, будут рыдать от ощущения плагиата или ремейка в течение большей части фильма. Однако когда фильм обретает уникальные черты, он по-настоящему “доставляет”, а спецэффекты и монстры заслуживают отдельного внимания – особенно с учетом времени когда фильм был снят. Если бы только большая часть фильма оказалась более оригинальной, он вполне мог бы стать неоспоримой классикой… возможно он даже заслуживает выхода на Blu-ray с еще бОльшим количеством доп. материалов.


Перевод: Ваня Старостенко (История фильмов ужасов)

Поддержать переводчика донатом:

VISA: 4130 6634 9295 6420


Оригинальная статья: popmatters.com

Автор: J. C. МАЧЕК III


Jonathan Adams Smith
Jonathan Adams Smith

Бесконечный и неутомимый фанат лавкрафтианы и хоррор тематики, сквозь время и пространство поддерживающий и развивающий сие тему в России и странах СНГ.

Похожие Статьи