Привет, сайт в процессе завершения. Некоторые ссылки могут не работать.
v poiskah glubokovodnyh 1920x1080 - В Поисках Глубоководных

В Поисках Глубоководных

Спасибо Юрию Купцову, за то, что рассказал нам о легенде
про строительство Александрии и Дмитрию Хованскому, за
то, что показал нам скульптуру ихтиофага.
Noctivigator, сентябрь 2016-го

«Остерегайтесь человекообразных животных!» 
-Игнатий Антиохийский 

«Кто смесится со скотиною, того предать смерти, и скотину убейте». 
– Лев. 20:15 


«И тогда схватил ее водяной 
(Словно горло стянула петля): 
„Не уйдешь ты отсюда! Ты будешь со мной, 
Лилофея, дочь короля“». 
– Народная немецкая баллада о Лилофее
 

Глубоководные (deep ones) впервые описаны Лавкрафтом в «Мороке над Инсмутом» 1 , работу над которым он закончил 3 декабря 1931 г. Кратко резюмируем основные черты их образа. Это древние человекоподобные амфибии, они обитают в океане и обладают 
развитой культурой, у них есть свои ремёсла, подводные города (Й’хан-тлеи, например) и религия — глубоководные поклоняются морским богам Дагону и Гидре. По сюжету «Морока…
», изолированно живущие жители рыбацкого городка Инсмута (северо-восток США) становятся одним из тех сообществ, с которым амфибии заключают своеобразное соглашение: получая от людей человеческие жертвоприношения, они приносят в обмен золотые предметы и украшения и обеспечивают рыбакам щедрый улов. Они также убеждают людей вступать с ними в кровосмесительную связь — родившиеся от неё метисы с детства почти не отличаются от обычных людей, не считая специфической «инсмутской внешности», но в течение жизни сами постепенно превращаются в глубоководных и перебираются к соплеменникам под воду. Амфибии ощущают своё превосходство над людьми и не видят угрозы в человеческой цивилизации. Среди людей они находят последователей, для организации своего культа в человеческом обществе (в Инсмуте это «Эзотерический орден Дагона»). Адепты этой религии учат, что нижние боги, более благосклонны к людям, нежели боги небес. 

v poiskah gulbokovodnyh - В Поисках Глубоководных
Публикация «Морока…» в «Weird Tales» в мае 1942 г.

Глубоководных принято считать авторским вымыслом. 
Ни в известных англоязычных гайдах и словарях, упорядочивающих и комментирующих лавкрафтовскую вселенную (например, в «The Lovecraft Lexicon…» 2 и «The Cthulhu Mythos Encyclopedia…» 3 ), ни в известных нам биографиях и исследованиях, нет никаких доказательств того, что при разработке образа автор опирался на какие-то легендарные / исторические свидетельства или мифические прототипы. 

v poiskah gulbokovodnyh 1 675x1024 - В Поисках Глубоководных
Издание «Эксмо», 2016

Поэтому мы изложим некоторые факты, которые пусть и не объяснят всего, но при непредвзятом рассмотрении должны показать, что объявить создание глубоководных исключительно авторским вымыслом было бы слишком поспешным и простым решением. 

Любопытную историю, имеющую отношение к интересующему нас предмету, сообщает нам вавилонский жрец Беросс (ок. 350 / 340–280 / 270 до н. э.) в своей «Вавилонской истории». Согласно ей, шумерская цивилизация своим возникновением обязана богу-рыбе Оаннесу, который на заре времён вышел к древним шумерам из моря (по оригинально му тексту нельзя наверняка понять идёт речь о Красном море или о Персидском заливе), то есть Беросс говорит о легендарных временах — не позднее Ѵ тысячелетия до н. э.:

v poiskah glubokovodnyh 1 - В Поисках Глубоководных
Джон Данн, 2010

«Он [Оаннес] научил людей применению письменных знаков, наукам и искусствам всех родов, научил основанию городов и постройкам храмов, преподал основы законодательства и геометрии, показал, как следует сеять и жать, одним словом, доставил людям всё, что ведёт к облегчению их жизни: „с того времени не было изобретено ничего хорошего“. Легенда сообщает нам также, что Оаннес был как бы земноводным: он был одновременно и рыбой и человеком, голова его была человеческая, тело — рыбье, ноги человека и хвост рыбы; в течение дня он проводил время на земле, когда же солнце спускалось за горизонт, он погружался в море с тем, чтобы выйти из него, когда дневное светило снова взойдёт» 4 . 

Эта легенда парадоксальна тем, что противоречит одному из ключевых принципов любой мифологии — верховные боги всегда являются небесными / солярными и противостоят подводно-подземным хтоническим богам, которые враждебны людям. Впрочем, важно заметить, что из шумеро-аккадской (и ассиро-вавилонской) мифологии об Оаннесе нам ничего неизвестно. И, в связи с тем, что «миф, лежащий основе его [Беросса] рассказа, пока не обнаружен» 5 , многими исследователям Оаннес интерпретируется не как божество, а как культурный герой, являющийся одновременно и первочеловеком, что также странно, поскольку в антропогонических мифах обычно фигурируют более «благородные» животные, но уж точно не рыбы и другие существа, относящиеся к нижним и хтоническим областям космоса.

v poiskah glubokovodnyh 2 464x1024 - В Поисках Глубоководных
Дагон (по некоторым версиям — Оаннес), перерисовка барельефа из Нимруда (Калаха)

 Сказанное выше было бы не так интересно, если бы Лавкрафт всё же не выбрал для «Морока..» реальное, вопреки своей привычке, западно-семитское божество — Дагона. Культ этого бога рыбной ловли (или, по некоторым версиям, земледелия) распространился среди семитских народов из Финикии — древней цивилизации, связавшей морскими торговыми путями Европу, Азию и Африку и добившейся процветания благодаря торговле. 

v poiskah glubokovodnyh 3 - В Поисках Глубоководных
Жрецы (Дагона?) в костюмах рыб возле (мирового?) дерева, перерисовка ассирийской печати, ѴII в. до н. э.

Сведения о Дагоне встречаются в аккадских текстах, датируемых XXIII в. до н. э., где он упоминается как верховное божество у населения правого берега среднего Евфрата — там же, в городах Мари и Тирка находились его храмы 6 . В документах XѴ–XIѴ вв. до н. э. из Угарита говорится о культе Дагона у семитов Древней Сирии и Ханаана. Уже в начале I тысячелетия до н. э. он становится верховным богом филистимлян 7 (после переселения последних с острова Крит в Финикию), что подтверждается также и Ветхим заветом: Суд. 16:23; 1Цар. 5:2. 

При этом ничего, похожего на глубоководных, в связи с Дагоном в работах по истории и мифологии не обнаруживается, но это не значит, что такой связи нет. 

v poiskah glubokovodnyh 4 680x1024 - В Поисках Глубоководных
Барельеф из Гузаны (Ассирия), X–IX в. до н. э.

В 1900 г. австрийский монах и священник Йорг Ланц фон Либенфельз (1872–1954) покидает цистерцианский орден, чтобы основать своё собственное братство — Орден Новых Тамплиеров (Ordo Novi Templi) — одну из самых необычных сект в истории христианства. Суть учения Ланца подробно представлена в одной из его основных работ —«Теозоологии» 8 , опубликованной в 1905 г. На основе анализа древних текстов (здесь мы не можем не сказать про его колоссальную эрудированность), а также современных ему антропологических исследований и археологических находок он утверждает, что в древности, одновременно с человеческой расой сосуществовало ещё по меньшей мере несколько видов (рас) человекоподобных животных, с которыми люди вступали в кровосмесительную связь и которая могла давать потомство. На этой основе Ланц Либенфельз истолковывает Священное Писание, переводы которого, конечно же, в некоторых местах потребовали исправлений, как евгеническую доктрину, запрещающую скрещивание людей с человекоподобными животными (Либенфельз, кстати, трактует содомию именно как такое кровосмешение, а не как мужеложество).

v poiskah glubokovodnyh 1024x704 - В Поисках Глубоководных
На карте показано изменение границ Ассирии с 824 по 671 г. до н. э., т. е они включают в себя и Финикию, которая тянется узкой полоской вдоль побережья Средиземного моря от Арвада на севере до Тира на юге

В главе «Пеге — содомские воды» он цитирует послание ассирийского правителя Ашшур-нацир-апала II (время правления: 883-859 гг. до н. э.9 ), сделанное им после успешного военного похода против Финикии в 877 г. до н. э., в котором описывается полученная от финикийцев дань: среди различных даров упоминаются большие и маленькие пагуту 10. Пагуту, по мнению Ланца фон Либенфельза являются человекоподобными существами, обитающими в воде. После похода против Финикии Ашшур-нацир-апал II строит дворец в древнем месопотамском городе Калахе (другое название — Нимруд) и переносит туда столицу Новоассирийского царства. А ещё из одного клинописного ассирийского текста становится известно и о другом царе, который, плавая на финикийских кораблях, охотился на загадочных морских существ «нахиру». Ланц фон Либенфельз, цитируя эту запись: «…речного человека и зверей Великого Моря прислал царь Мусри, и он дозволил людям своей страны покрывать («ушиибри [оплодотворять]) их» 11; а также, ссылаясь на другие древние тексты, утверждает, что ассирийские цари занимались разведением «пагуту» и созданием гибридов в специальных 
садах 12 в Калахе. 

v poiskah glubokovodnyh 5 - В Поисках Глубоководных
Йорг Ланц фон Либенфельз в облачении Ордена Новых Тамплиеров

Этому он находит и археологические подтверждения: «благодаря редчайшему стечению обстоятельств до нас дошло найденное в Нимруде (древнем Калахе) рельефное изображение этих диковинных „пагуту“, этих „морских людей“» 13. Барельеф, об изображении с которого идёт речь, был найден британским археологом Остином Генри Лэйардом в 1848 году. Сегодня он хранится в Британском Музее, а изображённых на нём существ принято считать обезьянами. 

По мнению Ланца «пагуту» упоминаются также в знаменитом Своде законов вавилонского царя Хаммурапи (правил с 1792 по 1750 г. до н. э.) (как «тарбит» — т. е. «ублюдки / бастарды») 14, в Талмуде (как «пагоин» — «блудные демоны») 15, в Библии (как ненавистные ветхозаветному богу «князья Моава») 16 и в древнеегипетских легендах (как «болотные люди», обитающие в дельте Нила — здесь Ланц ссылается на работы известного египтолога Адольфа Эрмана) 17. При этом, источники, которые, по Ланцу, свидетельствуют о «пагуту», как правило, одновременно и запрещают кровосмешение с ними. 

v poiskah glubokovodnyh 6 662x1024 - В Поисках Глубоководных
Издание «Белых альв», 2016 г

Ланц приводит также любопытную ссылку на сообщение о встрече с пагуту и в Новое время, так «…в венской газете «Wiener Zeitung» от 8 августа 1803 г. было опубликовано официальное сообщение о новом появлении ганзагского водяного человека (Ганзаг — болотистая местность южнее Нойзидельского озера), который ранее, в 1776 г., уже был пойман и зарисован. Любопытно, что люди, видевшие этого „болотного Стефана (Moor-Stefan)“, считали его полубогом! Таким образом, „пагуту“ представляют собой сохранившиеся до исторических времён (!) пережитки, напоминающие нам о виде человекозверей…» 18 (Курьёзным совпадением можно считать то, что прозвище Стефана — «Болотный» — переводится на английский как «Marsh» и, в таком виде, совпадает с фамилией хорошо известного нам инсмутского рода из «Морока…»). 

v poiskah glubokovodnyh 7 - В Поисках Глубоководных
Барельеф из Нимруда, о котором говорит Ланц фон Либенфельз

Несмотря на то, что Лавкрафт интересовался политикой вообще, и консервативной политической мыслью Германии  своего времени в частности (вспомним, например, его статью «At the Root»), мы исключаем возможность его знакомства с «Теозоологией». Впервые эта работа, судя по всему, была издана на английском языке только в 2004 г. 19, чему во многом послужила публикация резонансных «Оккультных корней нацизма» 20 (1985) Николаса Гудрика-Кларка (британского профессора-религиоведа, основателя «Европейского общества исследователей западного эзотеризма» [«European Society for the Study of Western Esotericism»]), благодаря которой учение и секта австрийского ариософа стали известны англоговорящей части мира. 

v poiskah gulbokovodnyh 2 - В Поисках Глубоководных
Барельеф из Нимруда

Добавим, что «Теозоология» ничего не говорит нам про золото пагуту и их ювелирное мастерство. Но обладание огромными запасами золота, очевидно, является важной частью образа амфибий у Лавкрафта. Более того, из окончательной версии «Морока…» был удалён обширный фрагмент текста («Discarded Draft of „The Shadow over Innsmouth“»), в котором описываются действующие ювелирный магазин Маршей и каталоги с украшениями их фабрики, известные далеко за пределами Инсмута 21. Судя по всему, от этого фрагмента пришлось отказаться, чтобы придать Инсмуту более «захолустный» вид. Поэтому по поводу золота мы самостоятельно выскажем несколько гипотез.

 В творческих заметках, которые вёл Лавкрафт на протяжении жизни, содержится большое количество набросков к его произведениям, а также выписок и ссылок на разных авторов и работы. Там можно найти записи относящиеся к большому числу его произведений. Но там нет ни набросков к «Мороку…», ни ссылок на другие тексты, проливающие свет на источники образа глубоководных. Из всего лавкрафтовского блокнота с заметками, косвенно к «Мороку…» может относится сделанная в 1918 г. ссылка на статью «Русалки» («Mermaids») из Энциклопедии Британники 22 (как свидетельство того, что Лавкрафт что-то искал в этом направлении), но в этой статье, конечно же, нет ничего, даже отдалённо напоминающего инсмустских амфибий 23, и заметка 1919 г. к «Кошкам Ултара» 24, в которой упоминается легендарная страна Офир, о которой современная наука мало что может сказать наверняка. Главное, что известно об этой стране, это то, что она «златом обильна», что путь к ней ведёт через Красное море и то, что израильский царь Соломон (правил с 965 по 928 г. до н. э) при посредстве финикийского царя Хирама I Великого (правил с 969 по 936 г. до н. э.) и его мореплавателей привозил оттуда огромные запасы золота: «и отправились они [финикийцы] в Офир, и взяли оттуда золота четыреста двадцать талантов, и привезли царю Соломону» 25 — то есть от 11 до 18 тонн, в зависимости от современных оценок массы одного таланта. Как мы помним, эти события происходят примерно за сто лет до покорения Финикии Ашшур-нацир-апалом II. Заметим также, что самым обоснованным предположением относительно местоположения Офира можно считать мнение Рихарда Хеннинга, согласно которому он должен был находится на африканском побережье Красного моря (на широте 
среднего течения Нила / северного Судана) 26. 

Эллинской античности известны также ихтиофаги (греч. «ichthyophăgi»): «так назвались у древних разные приморские племена южных морей, о которых, при вообще весьма недостаточных сведениях, знали или предполагали, что они питались рыбою» 27. Ряд античных авторов уверенно локализует ихтиофагов на побережье Красного моря. А от Геродота мы узнаём о возможной связи финикийцев и ихтиофагов из истории о завоеваниях персидского царя Камбиса II (правил с 530 по 522 г. до н. э.): после того как Финикия добровольно заключает союз с Персией, тот решает подчинить себе Африку и отправляет к эфиопскому царю переговорщиков-ихтиофагов вместе с дарами (имеющими явно финикийское происхождение): пурпурными одеждами, золотыми украшениями, миррой и финикийским вином (История, 19–20, кн. 3 28). Поясним, что изобретение пурпурной краски (которую получали из моллюсков) — самое известное в древности финикийское изобретение и  само название Финикии происходит от названия этого цвета.

v poiskah gulbokovodnyh 3 - В Поисках Глубоководных
Скульптура ихтиофага (XII в.) в кафедральном соборе Модены (Италия)

Последнее яркое свидетельство об амфибиях из Древнего мира, которое мы бы хотели представить, принадлежит арабскому историку Аль-Масуди (896–956), который, по мнению Уоллиса Баджа, хранителя отдела египетских древностей Британского музея, донёс до нас оригинальную египетскую легенду, относящуюся ко временам строительства Александрии (IѴ в. до н. э.). 

Согласно этой легенде, возведению Александрии мешали морские чудовища, которые могли плавать как рыбы, но при этом имели человеческое тело: каждую ночь они выходили из моря и разрушали построенное за день. Александру Македонскому удалось защитить стройку благодаря возведению вдоль берега специальных охранных статуй, которые, судя по всему, отпугивали амфибий. Однако после возведения и заселения города они стали снова появляться по ночам и похищать жителей, что потребовало от Александра размещения у колонн городских стен дополнительных талисманов 29. 

Почти всё, сказанное нами ранее, относится к Древнему миру, но это не всё, на что мы бы хотели обратить внимание. 

Средневековье оставило нам много бестиариев и книг о чудесном, в которых можно отыскать описания разнообразных фантастических существ и народов, связанных с морской стихией. И среди них есть как минимум несколько текстов из парадоксографических сочинений, которые не могут нас не удивить.

 «О диком человеке, выловленном в море» сообщается в «Английской хронике» (начало XII века) аббата цистерцианского монастыря из Эссекса 30 Ральфа Коггешелла (умер после 1227 г.): «Во времена короля Генриха II 31, когда Бартоломей де Гранвилль 32 охранял крепость Орфорд 33, случилось так, что рыбаки, отправившиеся рыбачить в море неподалеку, поймали в свои сети дикого человека, которого, как невиданное диво, они доставили к кастеляну. Человек был гол, и все члены его тела походили на человеческие. У него росли волосы, но наверху они были вроде бы выщипаны или удалены, борода у него была длинная и неровная, а грудь волосатая и мохнатая. Рыцарь, служивший кастеляном, приказал сторожить его и днем и ночью, чтобы он не убежал в море. То, что ему подносили, он поедал с жадностью. Поглощал рыбу как сырую, так и приготовленную… Когда его отвели в церковь, он не выказал никакого почтения и признаков веры, при виде святынь не опустился на колени и не склонил головы… Вышло так, что однажды его отвели в гавань и, посадив в крепкие, тройные сети, сбросили в море. Едва оказавшись в морской воде, он выпутался из сетей и принялся нырять там и сям, а стоявшие на берегу еще долго смотрели, как он ныряет раз за разом и вскоре снова появляется на поверхности, будто насмехаясь над смотрящими и демонстрируя, сколь легко он может избежать их сетей. Он долго играл подобным образом, и все уже потеряли надежду на его возвращение, но он по доброй воле приплыл к ним… и оставался с ними еще на протяжении двух месяцев. Затем его почти перестали сторожить и преисполнились к нему отвращением, и тогда он внезапно скрылся в море и уже больше никогда не появлялся. Был ли это смертный человек, или какая-нибудь рыба, принявшая человеческий облик, или же злой дух, проникший в тело утонувшего человека… это едва ли можно сказать с определенностью, и в особенности потому, что столь много чудесного рассказывается о подобных событиях столь же многими людьми» 34. 

В энциклопедии «Императорские досуги» (начало XIII в.), составленной английским писателем, придворным короля Генриха II (а позже — Вильгельма II Доброго), Гервазием Тильберийским (ок. 1150–1228), есть заметка «О речных драконах». 

Прежде чем процитировать пару фрагментов из этого текста, нужно заметить, что в русском переводе Гервазия расу людей-амфибий называют «драконами», но речь, конечно же, не идёт ни о каких привычных нам европейских драконах. Позже мы дополнительно поясним этот момент. 

«В народе рассказывают, что драконы, приняв человеческий облик, расхаживают по рынкам не будучи узнанными. Утверждают, что они обитают в подводных пещерах, расположенных на реках, и в образе золотого колечка или золотой чаши, плывущих по воде, привлекают к себе женщин или купающихся детей, которые, желая схватить предмет, устремлялись вслед за ним, драконы внезапно набрасывались на них и тащили под воду. Говорят, что чаще всего это происходит с кормящими матерями, которых драконы похищают, чтобы взрастить своего несчастного отпрыска, и некоторые из них по прошествии семи лет возвращались с подарками назад в наш мир. Они рассказывали, что вместе с драконами и их женами жили в просторных дворцах в пещерах и у берегов рек. Мы сами встречали одну такую женщину… Она рассказывала удивительные вещи: драконы поедают захваченных людей и принимают человеческий облик» 35. 

И далее там же: 

«А еще на реке Роне у северных ворот города Арля 36 — там, где расположен дом стражи, — есть омут… Утверждают, что в этом бездонном омуте при ночном свете частенько видели драконов в человеческом облике, и прошло не так много лет с тех пор, когда из глубин Роны раздавался голос, который на протяжении трех дней слышали люди, находившиеся за воротами города. Казалось, будто кто-то бегает по берегу реки и кричит: „Час миновал, а человек не пришёл!“. И вот когда на третий день, где-то в девятом часу, голос стал совсем походить на человеческий, некоего прибежавшего на берег юношу поглотил омут, и больше этого голоса никто не слышал» 37. 

В оригинале на латыне говорится о «dracis» 38, в средневековье это слово использовалось для обозначения человекообразного морского народа. Это подтверждается и тем, что в англоязычных материалах по южно-французскому фольклору у «dracis» Гервазия есть точный аналог — «dracs», а в Шотландии они известны как «dracae» 39 (с тем дополнением, что они также используют похищенных женщин и детей как рабов). Именно в таком смысле «draconis» (синоним «dracis») может быть понято и в Вульгате — основном средневековом переводе библии на латинский язык, где загадочные «draconis» встречаются четыре раза: Неем. 2:13, Псал. 73:14, Дан. 14:26, Откр. 16:13 (в русском синодальном переводе Псал. 73:14 вместо «draconis» говорится о Левиафане, а в других местах о драконе). 

Есть ещё две схожие истории, первая из них также содержится в «Императорских досугах» Гервазия и называется «О Николае Папасе»: 

«Сицилия отделена от Италии небольшим проливом, где находятся морские впадины Сцилла и Харибда, которые засасывают или сталкивают друг с другом корабли, это место называется Фаросом. Рассказывают, что туда по воле короля Сицилии Рожера 40 спускался Николай Папас, человек родом из Апулии41, для которого морская пучина была домом. Морские звери его знали, держали за своего и оберегали от неприятностей, он был исследователем морского дна, предупреждал о буре моряков, внезапно появляясь из моря, и не просил у проплывавших мимо никакой награды, кроме масла. Благодаря своим способностям он тщательно осматривал и изучал морские глубины» 42.

 А вторую «О Николае Пайпе, морском человеке» рассказывает нам английский священник, придворный Генриха II, Уолтер Maп (1140–ок. 1210) в единственной своей сохранившейся работе «Придворная маята»: 

«Живы еще многие из тех, кто поведал нам о великом и превосходящем все удивительное чуде, ибо они собственными глазами видели в море Николая Пайпа, морского человека, который мог месяцами и даже годами жить вместе с рыбами в морской пучине без воздуха. Когда приближалась буря, он не позволял кораблям выходить из порта, а тем, кто оказался в открытом море, указывал путь к гавани. Он обладал человеческим телом и всеми пятью чувствами, а сверх этого имел способности рыбы. Когда он спускался в море, чтобы пробыть там какое-то время, то брал с собой обломки старой домашней утвари или ржавые железные гвозди от телеги или конских подков, но я никогда не слышал, зачем [он делал это]. В одном только он был ущербнее людей и похож на рыб, ибо без запаха моря или воды жить не мог, и, когда его уводили слишком далеко от берега, он начинал страдать от удушья и бежал назад. Узнав о нем, Вильгельм, король Сицилии 43, пожелал увидеть морского человека и приказал привести его к себе, и когда Николая Пайпу доставили к королю насильно, он умер у них на руках вдали от моря» 44. 

Как мы видим, очевидно, обе эти истории должны иметь один источник. 

Закончить наши изыскания относительно глубоководных нам поможет одна печальная народная немецкая баллада, фрагмент которой был использован нами в качестве эпиграфа. Она была записана в XѴ в. в Силезии (хотя, в других вариациях, она встречалась не только там) и повествует о страданиях королевской дочери Лилофеи (Lilofee), которую насильно похитил Водяной (Wassermann) и от которого она родила детей. 

Эта баллада важна для нас не столько фигурой Водяного, но, прежде всего, самой Лилофеи, имя которой, очевидно, указывает на её эльфийское происхождение. И это важно, потому что в европейской традиции у многих народов образ эльфов, по всем своим атрибутам 45 является образом первопредков, совершенных людей, от которых произошли сами европейцы: «…притязание людей на частичное происхождение от эльфов (т. е. на предков-эльфов с одной из родительских сторон) было весьма обычной вещью в древнем кельто-германском мире» 46. Можно сказать, что с мифологической точки зрения люди являются результатом, в какой-то степени, деградации / вырождения эльфов.

v poiskah gulbokovodnyh 4 - В Поисках Глубоководных
Иллюстрация Георга Слайтермана фон Лангевейде к балладе о Лилофее. Подпись представляет собой её первое четверостишие: «В древнем царстве подводном жил-был водяной / Но манила его земля: / Он задумал сделать своей женой / Лилофею, дочь короля» (пер. Леонида Гинзбурга)

 Таким образом, эта баллада не только напоминает нам о глубоководных, но и возвращает нас к главному источнику космического ужаса в «Мороке…» и многих других лавкрафтовских текстах (и к тому, что на архетипическом уровне понималось всеми древними цивилизациями) — к идее врождённого несовершенства человека самого по себе, чья участь в мире обусловлена экзистенциальным падением, и к тому, что даже это падение не является конечным, поскольку человеческая природа имеет в себе потенциал для дальнейшего полного перерождения в не[до]человеческую.

Примечание:

1.  Дважды печатался в серии «Некрономикон. Миры Говарда Лавкрафта»: Лавкрафт, Морок над Инсмутом / Сны в ведьмином доме. — М.: «Эксмо», СПб.: «Домино», 2010, с. 287–374, Лавкрафт, Морок над Инсмутом / Морок над Инсмутом (сост. Стивен Джонс). — М.: «Э», 2010, с. 5–105. Второе издание является антологией (Shadows Over Innsmouth, сост. Stephen Jones, 1994), все рассказы в которой опираются на исходное лавкравтовское произведение; русское издание от оригинального отличается отсутствием предисловия составителя («Spawn of the Deep Ones») и рассказа «Innsmouth Gold» Дэвида Саттона.

2.  Pearsall Anthony, The Lovecraft Lexicon. A Reader’s Guide to Persons, Places and Things in the Tales of H. P. Lovecraft. — Tempe: «New Falcon Publications», 2005, 480 p. 
3.  Harms Daniel, The Cthulhu Mythos Encyclopedia. A guide to H. P. Lovecraft’s universe (updated and expanded third edition). — Lake Orion: «Elder Signs Press», 2008, 390 p.
4.  Реклю Элизе, Человѣкъ и Земля. — СПб: «Брокгаузъ-Ефронъ», 1906, т. 1, с. 486. Сама «Вавилонская история» не сохранилась — приведённая легенда дошла до нас в «Хронике» римского историка Евсевия Кесарийского (ок. 263–340), которую и пересказывает Э. Реклю.
5.  Мифы народо мира (гл. ред. С. А. Токарев). — М.: «Советская энциклопедия», 1991, т. 2, с. 234.
6.  Электронная Еврейская Энциклопедия. — http://www.eleven.co.il/ 
article/11360 (дата обращения: 17.09.2016). 
7.  Мифы народо мира (гл. ред. С. А. Токарев). — М.: «Советская энциклопедия», 1991, т. 1, с. 346
8.  Оригинальное название: «Die Theozoologie oder die Kunde von den 
Sodoms-Äfflingen und dem Götter-Elektron». На русском языке «Теозоология» издавалась дважды: тамбовским издательством «Ex Nord Lux» (над изданием работала группа переводчиков) в 2008 г. и московским издательством «Белые Альвы» (как «Теозоология или Естественная история богов») в переводе Вольфганга Акунова в 2015 г. Издание «Белых Альв» выгодно отличается качеством перевода, изобилием важных комментариев и пояснений и огромной статьёй «Вульфила XX века» В. Акунова о Ланце, его ордене и соответствующем культурно-историческом контексте.
9.  Приведённая нами датировка принята в современной исторической науке и отличается от датировки в оригинале «Теозоологии». 
10.  Ланц фон Либенфельз Йорг, Теозоология или Естественная история 
богов. — М.: «Белые альва», 2015, с. 262. 
11.  Там же, 262. 
12.  Там же, с. 263.
13.  Там же, с. 264. 
14.  Там же, с. 264. 
15.  Там же, с. 265. 
16.  Там же, с. 265–266. 
17.  Там же, с. 239. 
18.  Там же, с. 269
19.  Издание некоммерческой организации «Europa-House for Biblical Studies».
20.  Оригинальное название: «The Occult Roots of Nazism. Secret Aryan 
Cults and Their Influence on Nazi Ideology: The Ariosophists of Austria and 
Germany, 1890-1935». Работа переведена на множество языков; на русском неоднократно издавалсь с начала девяностых; в издательствах «Эксмо» и «Яуза» она выходила 2004 г. как «Оккультные корни нацизма». 
21.  Лавкрафт, Морок над Инсмутом (Отвергнутый черновик) / Лавкрафт, Неизданное. — Сургут: издатель И. Ю. Гусаров, 2015, с. 144–146. 
22.  Лавкрафт, Творческие заметки. — Сургут: издательИ. Ю. Гусаров, 2015, с. 10.
23.  Этот вывод мы делаем опираясь на текст статьи из одиннадцатого издания Энциклопедии (т. 18, с. 171) 1911 года — см.: https://ia801407.us.archive.org/14/items/encyclopaediabri18chisrich/encyclopaediabri18chisrich_bw.pdf (дата обращения: 17.09.16). Сам же Лавкрафт, судя по его ссылке на статью (т. 16, с. 40), пользовался девятым изданием 1889 года. 
24.  Лавкрафт, Творческие заметки. — Сургут: издатель И. Ю. Гусаров, 2015, с. 12. 
25. 3цар. 9:28, см. также: 3цар. 22:48, 2Пар. 8:18, 9:10, 3цар. 10:11, 
Иов. 22:24, Псал. 44:10, Ис. 13:12. 
26.  Хеннинг Р., Неведомые земли. — М.: «Издательство иностранной литературы», 1961, т. 1, с. 59–61. 
27.  Любкер Фридрих, Реальный словарь классическихъ древностей. — СПб: изданіе общества классической филологіи и педагогики, 1885, с. 655.
28.  Геродот, История. — СПб: «Наука», 1972, с. 144
29.  Уоллис Бадж, Магия древнего Египта. Тайны Книги мертвых. — М: «Центрполиграф», 2004. 
30.  Графство на юго-восточном побережье Англии. 
31.  Генрих II Плантагенет (1133—1189) — король Англии с 1154 по 1189 г. 
32.  Первый управляющий замка, назначен в 1167 году. 
33.  Находится на юго-восточном побережье Англии в графстве Саффолк.
34.  Коггешелл Ральф, О диком человеке, выловленном в море / Английская хроника.  — цит. с сокр. по: Волшебные страны, иные миры и их обитатели (пер. и сост. Николай Горелов). — СПб.: «Издательский дом „Азбукаклассика“», 2009, с. 122  –123.
35.  Гервазий Тильберийский, О речных драконах / Императорские досуги. III, 85 — цит. с сокр. по: Волшебные страны, иные миры и их обитатели (пер. и сост. Николай Горелов). — СПб.: «Издательский дом „Азбука-классика“», 2009, с. 178. 
36.  Находится во Франции.
37.  Гервазий Тильберийский, О речных драконах / Императорские досуги. III, 85 — цит. с сокр. по: Волшебные страны, иные миры и их обитатели (пер. и сост. Николай Горелов). — СПб.: «Издательский дом „Азбука-классика“», 2009, с. 178–179. 
38.  Gervasius von Tilbury, Otia Imperialia, p. 38 — https://archive.org/ 
stream/desgervasiusvon00liebgoog#page/n67/mode/2up (дата обращения: 
27.09.2016) 
39.  Encyclopedia of fairies in the world folklore and mythology (ed. by Bane Teresa). — Jefferson: «McFarland», 2013, p. 111. 
40.  Рожер II (1095–1154). 
41.  Провинция на юге Италии.
42.  Гервазий Тильберийский, О Николае Папасе / Императорские досуги. II, 11 — цит. с сокр. по: Плавание святого Брендана (пер. и сост. Николай Горелов). — СПб.: «Издательский дом „Азбука-классика“», 2010, с. 191. 
43.  Речь идёт либо о Вильгельме I Злом (1126–1166), либо о Вильгельме II Добром (1153–1189). 
44.  Уолтер Мап, О Николае Пайпе, морском человеке / Придворная маята. IV, 13 — цит. по: Плавание святого Брендана (пер. и сост. Николай Горелов). — СПб.: «Издательский дом „Азбука-классика“», 2010, с. 190.
45. Образ эльфов в средневековых представлениях прекрасно реконструирован Леонидом Кораблёвым (см. например, его статью «Истинные эльфы Европы» — http://alfatruin.msk.ru/2007/02/08/unfallen-elves/ [дата обращения: 29.09.2016]). Поскольку высказанные далее соображения могут показаться слишком экзотическими, мы кратко резюмируем, о каких атрибутах образа, из указанной статьи, идёт речь: эльфы такого же роста (или выше) смертных; обладают прекрасной внешностью; бесстрашные и сильные воины; превосходят смертных в искусствах (особенно в музыке и литературе); место их обитания обособлено от людского (их страна лежит за Океаном, на укрытых островах и т. д.; имеют свой собственный, не понятный для любого смертного язык; могут производить смешанное потомство с людьми и т. д. 
46.  Кораблёв Л., «Истинные эльфы Европы» — ­http://alfatruin.msk.ru/2007 
/02/08/unfallen-elves/ (дата обращения: 29.09.2016)

Автор: Иван Гусаров

Художник обложки: Кирилл Барыбин

Jonathan Adams Smith
Jonathan Adams Smith

Бесконечный и неутомимый фанат лавкрафтианы и хоррор тематики, сквозь время и пространство поддерживающий и развивающий сие тему в России и странах СНГ.

Похожие Статьи