Привет, сайт в процессе завершения. Некоторые ссылки могут не работать.
lavkraft igra prestolov 2 - Влияние Лавкрафта сокрыто по всей Тёмной Фэнтези «Игры Престолов»

Влияние Лавкрафта сокрыто по всей Тёмной Фэнтези «Игры Престолов»

Ryan Harkness

The Lovecraftian Influences Hidden Throughout

The Dark Fantasy Of «Game Of Thrones»


lavkraft igra prestolov 1 - Влияние Лавкрафта сокрыто по всей Тёмной Фэнтези «Игры Престолов»

В основном «Игра престолов» известна благодаря хитросплетённой паутине дворцовых интриг, опутывающей враждующие семейные кланы, однако за пределами людских царств сокрыт ужасающий мир чёрной магии и роковых пророчеств. Джордж Р.Р. Мартин создал один из величайших циклов тёмного фэнтези в силу относительно скудной эксплуатации сверхъестественного, хотя здесь кое-кто может со мной и не согласиться. Но мир действительно представляется основанным на подлинной средневековой реальности, несмотря на наличие драконов и армии нежити. Впрочем, это постепенно меняется.

«С каждой книгой, которую я пишу, уровень магии слегка повышается, — сказал Мартин в интервью New York Times в 2011 году. — Я знакомлю читателя с ней не сразу. Так я готовлю краба в кастрюле. Если я просто опущу краба в кипяток, он тут же попытается удрать. Но я кладу его в холодную воду и постепенно нагреваю; вода — это магия, а краб — читатель».

Только не нужно ждать появления бессчётных легионов волшебников, швыряющих огненные шары. Ведь взор Мартина обращён не на традиционного «Властелина колец» или современного «Гарри Поттера», а на классические сочинения первооткрывателя ужасов Г.Ф. Лавкрафта, который вдохнул жизнь в литературную вселенную Мифов Ктулху, полную культов смерти, демонических богов и космического зла, непостижимого для человеческого разума. Творения Лавкрафта, где действие разворачивается в стране самых мрачных кошмаров, являли собой ошеломляюще новый взгляд на жанр, особенно учитывая то, например, что рассказ «Зов Ктулху» увидел свет в 1928 году.

lavkraft igra prestolov 994x1024 - Влияние Лавкрафта сокрыто по всей Тёмной Фэнтези «Игры Престолов»
Джордж Р. Р. Мартин и Том Доэрти(президент и издатель Tor Books) на могиле Г.Ф. Лавкрафта в Провиденсе

Мартин — не случайный почитатель Лавкрафта. Он частенько ссылается на любимого автора и говорит, что с детства одержим чтением его произведений. Мартин посетил могилу Лавкрафта в штате Род-Айленд и написал несколько сложных фанфиков, выставив Джейме Ланнистера против Ктулху в смертельном поединке. Во время беседы со Стивеном Кингом разговор не единожды возвращался к бесспорному влиянию Лавкрафта на творчество обоих писателей.

Вот потому-то отнюдь не удивительно, что у Мартина в саге «Песнь Льда и Пламени» явно виден «след» Лавкрафта — от простых имён и названий до параллельных мифологий. Ленг, Иб, К’дат (Кадат), Сарнат — всем им нашлось место в мирах Мартина и Лавкрафта. Чёрный Козёл — главное божество в Квохоре, чьё имя является прямой отсылкой к Шуб-Ниггурат — Чёрной Козе Лесов с Тысячью Младых — из Мифов Ктулху. А Дагон Грейджой с Железных островов был назван в честь Дагона — одного из Великих Древних Лавкрафта. Чем глубже погружаемся в таинственное тёмное чрево Железных островов, тем большую степень воздействия фантазий Лавкрафта на воображение Мартина мы обнаруживаем.

lavkrft igra prestolov - Влияние Лавкрафта сокрыто по всей Тёмной Фэнтези «Игры Престолов»

Мифы Утонувшего бога: Ни одна мифология Вестероса не несёт в себе столько ссылок на труды Лавкрафта, сколько легенда об Утонувшем боге Железных островов. Очевидный намёк на самого знаменитого Великого Древнего из рассказа Лавкрафта «Зов Ктулху». Оба бога пребывают на дне океана и ведут стихийную войну против конкурирующих воздушных божеств — Утонувший бог против Штормового бога, а Ктулху против Хастура (отмечу, что этот взгляд на Мифы Ктулху привнёс писатель Август Дерлет, который был первым издателем книг Лавкрафта). Даже самый распространённый молитвенный рефрен Утонувшему богу: «То, что мертво, не может умереть, но воскресает вновь, сильнее прежнего и крепче», является перефразированным отрывком из «Зова Ктулху», где «Некрономикон» гласит: «То не мертво, что вечность заключает, со странными эонами сама смерть умирает».

Люди на Железных островах и за их пределами сказывают о русалках, мерлингах, се́лках; данные повествования несут в себе мрачное отражение истории, поведанной Г.Ф. Лавкрафтом в «Тени над Иннсмутом». В этой новелле Лавкрафт раскрывает пугающие тайны города, находящегося под контролем расы гуманоидных морских существ, известных как глубоководные. Они совокупляются с городскими женщинами, а их потомство сохраняет человеческий облик в молодости, но с возрастом претерпевает физические изменения, первоначально затрагивающие кожу и глаза. Рано или поздно они завершают своё превращение в глубоководных и исчезают в море, чтобы не вернуться до тех пор… пока не придёт черёд спариваться.

lavkraft igra prestolov min 2 1024x463 - Влияние Лавкрафта сокрыто по всей Тёмной Фэнтези «Игры Престолов»

Во всех землях «Игры престолов» существуют сказания о похожих существах с одинаковым названием: глубоководные. В «Мире Льда и Пламени» они изображаются как «уродливые полулюди, порождённые человеческими женщинами от существ, вышедших из глубин солёных морей». Вдобавок прослеживается отчётливая линия, связывающая глубоководных с чёрными каменными скульптурами, разбросанными по далёким берегам. Из подобного камня, имеющего маслянистый блеск, высечен Морской трон Железных островов. Мейстер Терон выдвинул предположение о том, что глубоководные являются исчадиями некоего более великого существа, которое могло послужить фундаментом для веры в Утонувшего бога.

lavkraft igra prestolov min 3 - Влияние Лавкрафта сокрыто по всей Тёмной Фэнтези «Игры Престолов»
Серый король, на троне из головы Наги.

А что дальше? Война между последователями Утонувшего бога и приверженцами Штормового бога. История гласит, что Серый Король, первый правитель Железных островов, сражался с Детьми Леса и научил людей строить ладьи, вытесав первую «из твёрдого светлого древа Игг» — демонического растения, питающегося человеческой плотью. Удивительное дерево, не так ли? В преданиях о войне между Первыми Людьми и Детьми Леса сказывается, что древовидцы изготавливали зелья, усиливающие магические способности, из измельчённой плоти пленников с добавлением семян чардрев. Некоторые полагают, что Жойен Рид разделил судьбу несчастных, и его останки были скормлены Брану Старку, чтобы пробудить дар древовидца.

lavkraft igra prestolov 2 - Влияние Лавкрафта сокрыто по всей Тёмной Фэнтези «Игры Престолов»
Фан-арт Утонувшего Бога

Ещё одна интересная мысль, связанная с Ридами. Похоже, что в их клятвенных словах отразились наиболее значимые войны в истории Вестероса. «Клянусь землёй и водой. Клянусь бронзой и железом. Клянусь льдом и пламенем». Сейчас Джордж Р. Р. Мартин знакомит нас с «Песнью Льда и Пламени». Бронза и железо олицетворяют войну Первых Людей с их бронзовым оружием против андалов, обладавших железным. Земля и вода… Штормовой бог против Утонувшего бога?

lavkraft igra prestolov 2 1 1024x576 - Влияние Лавкрафта сокрыто по всей Тёмной Фэнтези «Игры Престолов»

Рок: Рок Валирии имеет общую грань соприкосновения с рассказом Г.Ф. Лавкрафта «Рок, покаравший Сарнат». В подтверждение этого Мартин делает коренных валирийцев пастухами, как и Лавкрафт — сарнатцев. Но истории народов начинают расходиться, когда валирийцы стали успешно использовать магию. Один септон утверждал: «Они практиковали магию крови, а также другие тёмные искусства, копаясь глубоко под землёй в поисках тайн, которые лучше оставить погребёнными, и скрещивали зверей с людьми для создания чудовищных противоестественных химер». Маги крови использовали силу Четырнадцати Огней — цепи вулканов, окружающих Валирию. Бытует мнение, что одной из «химер» были драконы, с помощью которых валирийцы вели завоевательные войны; для их выведения использовалась магия крови и виверны.

lavkraft igra prestolov 3 1024x510 - Влияние Лавкрафта сокрыто по всей Тёмной Фэнтези «Игры Престолов»

Но даже развитые цивилизации, владеющие чёрной магией, рано или поздно гибнут, и четырнадцать гигантских языков пламени взметнулись к небу, уничтожив практически все валирийские владения, погубив большую часть жизни, оставив лишь тлеющие руины, заражённые тёмными ужасами, которые редко позволяют сбежать незваным гостям. И иногда смерть — не самый худший исход. В книге Мартина «Пламя и Кровь» рассказывается история юной принцессы Эйреи, которая решилась оседлать огромного дракона по имени Балерион Чёрный Ужас, принадлежавшего когда-то Эйгону Завоевателю. Балерион отнёс её на руины Валирии, а когда они оба вернулись два года спустя, Эйрея сгорала от внутреннего жара. Струйки пара выходили из её носа и рта, кожа потемнела, словно опалённая изнутри, а глаза вылезли из орбит. Эйрею опустили в ледяную воду, чтобы облегчить жар, и десятки червеобразных паразитов вырвались из её тела, прервав затянувшуюся агонию. Поэтому я бы сказал, что ужасы рока появились не на пустом месте.

lavkraft igra prestolov 3 min 1024x576 - Влияние Лавкрафта сокрыто по всей Тёмной Фэнтези «Игры Престолов»

Магия крови: Джордж Р. Р. Мартин, безусловно, не просто заимствует имена и сюжеты, придуманные Г.Ф. Лавкрафтом, а также другими творцами Мифов Ктулху. Он старается сохранить ту же зловещую атмосферу, когда магия непредсказуема и, как правило, пропитана кровью. Магия предполагает вмешательство в древние силы, недоступные никакому пониманию.

«Я не хочу идти по пути создания магических школ и классов, где, если вы скажете вот эти шесть слов, то обязательно произойдёт что-то определённое, — сказал Мартин российскому изданию Meduza в 2017 году. — Магия так не работает. Магия — это игра с непостижимыми силами. И, вероятно, с существами или божествами, действия которых не под силу уразуметь».

До сих пор нет чёткой ясности, откуда черпается магия в мире «Игры престолов», но некоторые механизмы хорошо известны тем, кто ею владеет. Большинство сил подчинено стихиям и перенаправляется через элементы — огонь, лёд, воздух, землю, воду. И если за этим стоит какой-то пантеон элементальных божков, то все они жаждут крови. Чем больше жертва, тем лучше. Создатели сериала «Игра престолов» на канале HBO преимущественно делают упор на силу королевской крови, однако книги выдвигают на первый план элементальные жертвоприношения, практикуемых повсеместно.

j2cn - Влияние Лавкрафта сокрыто по всей Тёмной Фэнтези «Игры Престолов»

Железнорождённые топят себя и своих врагов. Аррены долины выбрасывают людей в Лунную дверь, по сути, оставляя наедине с воздушной стихией. Представители клана дикарей сжигают пленников и приносят в жертву огню части собственных тел. Сила проявляется независимо от степени понимания того, что они делают. Крастер приносил своих сыновей в жертву холоду. Валирийцы кормили невольниками вулканы.

lavkrft igra prestolov 1 - Влияние Лавкрафта сокрыто по всей Тёмной Фэнтези «Игры Престолов»
Ритуал Железнорожденных

В историях Джорджа Р.Р. Мартина присутствуют множественные подтверждения того, что кровавые жертвы приводят к проявлению магии в ужасающих масштабах. Дети Леса, сражаясь с Первыми Людьми, собрались на острове Ликов и произнесли заклинание Молот вод, пожертвовав при этом бессчётным количеством жизней. Магический удар уничтожил перешеек между Эссосом и Вестеросом, не оставив ничего, кроме пустынных островов, которые называют Ступенями. А ещё во время войны между ройнарами и валерийцами принц Гарин повёл 250-тысячную армию на верную смерть против 300 драконов. Армия ройнаров были полностью уничтожена, но этим жертвоприношением Гарин вызвал проклятие, затопившее землю и поглотившее врагов, а город Кроян превратившее в заполненные туманом развалины, ныне известные как Горести. Отсюда следует, что любое массовое жертвоприношение влечёт за собой массовое уничтожение.

lavkraft igra prestolov 3 1 1024x411 - Влияние Лавкрафта сокрыто по всей Тёмной Фэнтези «Игры Престолов»

Древние ужасы: Чёрная магия, по мере погружения в творческое воображение Мартина, становится всё более загадочной и разрушительной. Дальние пределы Эссоса хранят следы древних цивилизаций, их заброшенную архитектуру, скрывающую проклятые тайны от посторонних глаз. Валирия — последнее погибшее государство, но далеко не первое и не единственное. Асшайогромный город, населённый теперь лишь малочисленным сообществом чародеев, заклинателей, аэромантов и прочих мастеров магических дел. Дальше к северу лежит Стигай — «город трупов», избегаемый даже заклинателями теней. К югу от Эссоса находится менее изученный континент Соториос с заброшенным городом Йин, выстроенным из чёрного камня и лишённым животной или растительной жизни. Когда Нимерия увела свои 10 000 кораблей, чтобы избежать уничтожения в ройнаро-валирийской войне, она оставила колонию в Йине, а через некоторое время обнаружила, что все люди сгинули без следа.

В восточной земле Йи Ти (фантазия, основанная на реальной китайской династии Цинь) Великая Империя Зари была узурпирована императором Кровавой Яшмы, прослывшим некромантом, который ел человеческую плоть и низвергал богов, чтобы поклоняться чёрному камню, упавшему с неба. Поговаривают, что император являлся первым верховным жрецом Церкви Звёздной Мудрости, до сих пор имеющей последователей на востоке и западе вплоть до Браавоса. Название культа — это прямой намёк на Церковь Звездной Мудрости из рассказа Г.Ф. Лавкрафта «Скиталец тьмы», где последователи поклонялись таинственному «Сияющему Трапецоэдру», с помощью которого вызывали мерзкое существо из глубин космоса.

В священных свитках значится, что именно действия императора Кровавой Яшмы стали причиной Долгой Ночи, когда Дева-из-Света отвернулась от этого мира, а Лев Ночи явился, чтобы наказать человечество за грехи. Именно здесь берёт начало легенда про Азора Ахай, где герой отгоняет тьму с помощью клинка, закалённого в сердце возлюбленной Ниссы-Ниссы. Это ещё раз доказывает, что великая магия требует больших жертв.

574px azor ahai - Влияние Лавкрафта сокрыто по всей Тёмной Фэнтези «Игры Престолов»

Император Кровавой Яшмы и глубоководные, о которых упоминалось ранее, связаны с чёрными камнями, которые разбросаны по Вестеросу и Эссосу. Морской трон на Железных островах и статуя жабы на одном из островов Василиска вырезаны из подобных камней. Вспомним развалины Йина, а ещё массивный лабиринт из чёрного камня служит фундаментом замка Хайтауэр в Староместе. Но трон или жаба не соответствуют им по мастерству и характеру, а это заставляет предполагать, что сооружения могут быть воздвигнуты древней расой гигантов, известной как Строители лабиринтов, чьи многоуровневые лабиринты глубоко уходят в землю к югу от Лората.

Взаимосвязь с чёрными камнями становится ещё более любопытной, когда мы узнаём, что Строители лабиринтов были уничтожены глубоководными. Хотя вряд ли они были единственным народом, на который нацелились эти водяные создания. Население острова Жаб (где находится статуя чёрной каменной жабы) имеет рыбоподобные черты лица, а ещё перепонки на руках и ногах. У северного побережья Эссоса находится Тысяча островов, где безволосые люди с зеленоватой кожей поклоняются рыбоголовым богам, чьи идолы становятся видны только в часы отливов. Опять-таки прослеживается влияние Лавкрафта с его «Тенью над Иннсмутом», но ещё более тёмным оно видится на фоне отдалённой изоляции и варварства людей, подчиняющихся таинственным силам.

lavkrft igra prestolov 3 1024x730 - Влияние Лавкрафта сокрыто по всей Тёмной Фэнтези «Игры Престолов»

Отрывки из «Некрономикона» вполне могут служить источником истинного вдохновения для фантазий на предмет битвы между светом и тьмой, связанной со временем, называемым Долгой Ночью. Так древний текст, приведённый в рассказе «Данвичский ужас», гласит: «Человек властвует сейчас там, где некогда правили Они; и очень скоро Они будут властвовать там, где сейчас правит человек. За летом наступает зима, а за зимой приходит лето. Они ждут, могущественные и терпеливые, ибо вскоре вновь прибудет Их царствование».

o o 1024x576 - Влияние Лавкрафта сокрыто по всей Тёмной Фэнтези «Игры Престолов»

Вышеизложенное очень похоже на то, что мы наблюдаем в «Игре престолов». Даже если это не совсем так, и Мартин нашёл какой-то иной источник идей, всеобщий интерес к творчеству Лавкрафта демонстрирует нам, насколько убедительны сюжеты его произведений, не смотря на то, что впервые увидели свет более 90-та лет назад. Поскольку сверхъестественные силы только усиливаются в Вестеросе и за его пределами, будем надеяться, что Г.Ф. Лавкрафт и в дальнейшем продолжит оказывать влияние на последующие тома тёмной фэнтезийной саги Джорджа Р. Р. Мартина «Песнь Льда и Пламени».

lavkrft igra prestolov 2 1024x610 - Влияние Лавкрафта сокрыто по всей Тёмной Фэнтези «Игры Престолов»

Перевод: Борис Савицкий, 2020 г.


Автор: Райан Харкнесс, 2019 г.

Первоисточник: uproxx.com


Jonathan Adams Smith
Jonathan Adams Smith

Бесконечный и неутомимый фанат лавкрафтианы и хоррор тематики, сквозь время и пространство поддерживающий и развивающий сие тему в России и странах СНГ.

Похожие Статьи