Забытый Лавкрафтовский фильм - Город в море (1965)

Стремление «American International Pictures» продолжать использовать произведения Эдгара По привело к некоторым странным результатам, таким как комедия «Ворон» (1963), которая не имеет ничего общего с стихотворением, или «Заколдованный замок» (1962), где от оригинала осталось лишь название, а история заимствована у Лавкрафтовского «Случая Чарльза Декстер Варда». Но, пожалуй, самой необычной работой студии стала лента «Город на море» (1965). Название взято из одноименного стиха и которое персонаж Прайса многократно цитирует. Но у Города прослеживается связь и с другими произведениями: “20 000 лье под водой” и “Путешествие к центру Земли ” Жюля Верна, и конечно, с «Дагоном» и «Тенью на Иннсмутом» Лавкрафта.

Все это может показаться мощной смесью, для поклонников жанра, но в творческой лаборатории авторов что-то идет наперекосяк. «Город в море» – это всего понемногу, но в целом – ничего.

Забытый Лавкрафтовский фильм - Город в море (1965)
Сьюзэн Харт в роли девушки в беде

Но на какое-то время, по крайней мере в самом начале, кино кажется забытым шедевром. Режиссер фильма – Жак Турнер. Он хорош тем, что в 40-е, 50-е делал фильмы с напряженной и мрачной атмосферой. Его работы для Вэла Льютона: «Люди кошки» (1942), «Я гулял с зомби» (1943), «Человек-леопард» (1943), «Ночь демона» (1957) – обязательны к просмотру для всех, кто интересуется хоррором. А его триллер «Из прошлого» (1947) – уже классика нуарных фильмов. Турнер и ранее работал с Прайсом (и AIP) и Ричардом Мэтисоном – сценаристом «Комедии ужасов» (1963). (Но фильм, к сожалению, не очень смешной)

В начальных кадрах Города угадывается стиль Турнера. Фильм выполнен в великолепном готическом стиле, с глубокими тенями и насыщенным синем цветом. Первая сцена запечатлела дождливое побережье, его сгрудившихся, испуганных обитателей и возвышающийся на утесе особняк Трегатиан. Прайс начинает фильм с рассказа отрывка из стиха По «Город на море».

Таб Хантер создает образ привлекательного молодого парня, фильм с которым просто интересен для просмотра. Сьюзен Харт прекрасно вписывается в свою роль, а именно в образ пышногрудой девицу, попавшей в беду. Дэвиду Томплинсону достался персонаж-художник, который начинает писать пейзаж заката рано утром, потому что он – «медлительный работник» и которого всегда видят с его заветным петухом по имени Герберт.

Забытый Лавкрафтовский фильм - Город в море (1965)
Сэр Хью (Винсент Прайс) показывает подводный город Гарольду Тафнел-Джонсу (Дэвид Томлинсон).

Момент, когда в поместье пробираются «рыболюди» и похищают Харт – задает Лавкрафтовское настроение. Когда же Хантер и Томплисоном обнаруживают скрытый проход за книжной полкой (извините – *вздох* – петух обнаруживает его) и исследуют систему пещер, заполненных водопадами, водоворотами, снятых Турнером как иллюстрацию из приключенческого романа рубежа веков, то можно легко начать влюбляться в Город на море. Ну, если исключить петуха.

И вот после этого начинается худшая часть, потому что в подводном царстве, открытым Хантером и Томплисоном мало что происходит. Похожий на Немо капитан по имени Хью (персонаж Прайса) правит контрабандистами, которые как и Хью по неясным причинам бессмертны, а также «рыболюдьми», плавающими на подводных кадрах в аккуратных гидрокостюмах и ужасно фальшивых масках.

Забытый Лавкрафтовский фильм - Город в море (1965)

Логово Хью находится рядом с разрушенным, затонувшем городом (тем, что из стиха Э.По) и вулканом, готовым взорваться. Капитан хочет сохранить свой (скучный) рай, предотвратив извержение и обманутый мыслью, что двое новоприбывших это – великие ученые, он держит их в заложниках.

Ко всему прочему в Джилл Хью видит сверхъестественное сходство со старой любовью – Беатрис, изображенной на портрете, висящем на стене. Эта довльно заезженная идея и ее единственная функция – оправдать похищение Джилл.

Забытый Лавкрафтовский фильм - Город в море (1965)
Прайс исследует дно океана в водолазном костюме.

Художественное оформление вышло довольно неплохим. Самое впечатляющее – это подводный храм и скульптура гигантской каменной руки, за которой прячутся герои. Но вот «лава», которая позже вторгается в пещеру выглядит как овсянка.

И это странно, что несмотря на талант Турнера , относительно приятный дизайн декорация и присутствие великолепного Прайса, в фильме нет никакой реальной основы и ничего, что могло бы вызвать хоть небольшой испуг. Да и сюжет похож на какой-то обрывок (а сюжет таков: «Я собираюсь похитить эту девушку. Вы можете остановить мой вулкан от взрыва? – Нет? Охрана! Остановите их от побега!» И вот вам еще немного от По.)

Кульминацией же фильма становится затянувшаяся подводная битва с рыболюдьми в водолазных костюмах всех стилей и фасонов. Сцена страдает той же проблемой, что и в «Шаровой молнии» (1965), которая заключается в том, что подводное сражение выглядит намного лучше в сценарии, чем на большом экране. Бои под водой – это летаргия, и тут уж ничего не поделаешь, потому что внимание зрителя начинает блуждать и он начинает задавать себе вопросы о том знал ли режиссер, что Герберт – это петух, впихнутый в водолазный шлем Томплисона и перемещающийся с одного плеча на другое снова и снова, будто входя и выходя из другого измерения. Или это такая шутка?

Забытый Лавкрафтовский фильм - Город в море (1965)

Но «Город » – фильм не такой уж и ужасный и в нем слишком много интересного и того, за что его можно полюбить. За ним можно хорошо провести выходной день, к тому же он отлично смотрится на новом Blu-Ray от Kino., но все же остается несвязным потоком идей, которые даже великий Жак Турнер не мог собрать воедино


Перевод: Елизавета Данковская

Поддержать переводчика донатом:

Mastercard: 5469480015258285


Автор: Jeff Kuykendall

Оригинальный текст: midnightonly.com


Jonathan Adams Smith
Author

Бесконечный и неутомимый фанат лавкрафтианы и хоррор тематики, сквозь время и пространство поддерживающий и развивающий сие тему в России и странах СНГ.