Жизнь Г. Ф. Лавкрафта – Биография
Говард Ф. Лавкрафт

Говард Филлипс Лавкрафт (англ. Howard Phillips «H. P.» Lovecraft) — талантливый американский писатель и журналист, оригинально работающий в разнообразных стилях, от ужаса и фэнтези, до научной фантастики и нуарных детективов, совместив в итоге всё в единую категорию, названной сверхъестественным ужасом. Хотя в народе, само творчество Лавкрафта принято называть просто «лавкрафтианой». Основу же всего того, над чем работал Лавкрафт, а так же всё то, что продолжили в своих рассказах его последователи, обобщенно называется — «Мифы Ктулху».

Лавкрафт родился 20 августа 1890 года и прожил большую часть своей жизни в городе Провиденс, штат Род-Айленд (США), вплоть до своей смерти 15 марта 1937 года. При жизни писателя, его рассказы не пользовались особо большой популярностью, издаваясь в основном среди малоизвестных бульварных изданий, часть которых вовсе были самиздатом. Поэтому с деньгами было достаточно тяжело, и он часто по этой причине недоедал. Однако творчество его было уникальным и в итоге объединило множество сторонних писателей в единый повествовательный ход, связанных общей мифологией, названные позже, как лавкрафтовские ужасы или же «Мифы Ктулху». Но не всё так было просто в его жизни, о чем мы и хотим вам рассказать…

I am providence…

Жизнь Г. Ф. Лавкрафта – Биография
Могильная плита Лавкрафта в день установки и спустя много лет

Эта фраза, единственное, кроме имени и даты, что размещено на могильной плите писателя. Неизвестно что именно имелось ввиду и было ли это желание самого писателя или являлось инициативой его соратников. Однако Лавкрафт родился и жил в одноименном городе под названием Providence, что также одновременно означит в переводе с английского – провидение. В любом случае фраза весьма точно определяет жизнь писателя, который по натуре своей был затворником, но после своей смерти обрел невероятную популярность, среди любителей хоррор литературы.

Так вот, возвращаясь непосредственно к жизни писателя, становится что известно о нём довольно-таки мало, в основном благодаря тому, что жизнь его не блистала изысками. Но все те крохи информации что мы можем вам преподнести, вы найдете здесь.

Как и сказано выше, родился он утром жаркого дня, 20 августа 1890 года в городе Провиденс, находящегося в штате Род-Айленд, США. Жили он по адресу Провиденс, Энджил Стрит, дом 454 (тогда еще имевшего номер 194). Будущий писатель был единственным ребёнком в семье коммивояжёра Уинфилда Скотта Лавкрафта (1853—1898) и Сары Сьюзан Филлипс Лавкрафт («Сьюзи», 1857—1921). Более конкретно о том, чем занимался отец Лавкрафта на самом деле известно мало, но жена Говарда, Соня Грин в своих мемуарах указывала, что отец её мужа был некоторое время штатным сотрудником в ювелирной компании Gorham Manufacturing Company (англ.). Мать же Говарда была дочерью успешного предпринимателя Уиппла Ван Бюрена Филлипса (1833—1904). В первые годы жизни Говарда его родители часто перезжали, перемещаясь между Провиденсом, Дорчестером и Оберндейлом. 

Однако когда Говарду было всего отроду всего три года, в апреле 1893, отец его перенес нервный срыв, находясь в одном из отелей Чикаго. В следствии чего, его поместили в психиатрическую лечебницу, где он провел целых пять лет, вплоть до своей смерти 19 июля 1898 года. К сожалению не осталось записей о том, как именно свихнулся Уинфилд, хотя по некоторым неподтвержденным слухам это был третичный сифилис.

Жизнь Г. Ф. Лавкрафта – Биография
Маленький Говард и его родители

После госпитализации отца Говарда, его семья была вынуждена перебраться в Провиденс, в дом отца Сьюзан — Уиппла Ван Бюрена Филлипса. Согласно воспоминаниям писателя, «мой любимый дедушка… стал центром всей моей вселенной». Уиппл показывал внуку предметы искусства, привезённые из путешествий по Европе, писал внуку письма из деловых поездок и рассказывал страшные истории собственного сочинения; он также излечил пятилетнего внука от страха темноты, заставив его пройти через несколько темных комнат в своем доме. Лавкрафт был вундеркиндом — по собственным воспоминаниям, он читал наизусть стихи ещё в возрасте двух лет, а с шести уже писал свои. Излюбленным местом мальчика в доме деда была библиотека, где он познакомился с классической литературой, готической прозой и арабскими сказками Тысячи и одной ночи.  Именно эта книга, прочтенная писателем в пятилетнем возрасте, подарила позднее нам безумного пророка Абдула Альхазреда, ставшего впоследствии псевдонимом самого автора, а еще позже персонажем его рассказов, в которых араб был автором книги мёртвых – Некрономикона. Также среди любимых книг, у автора были в почете древнегреческая мифология, Иллиада и Одиссея, отражения которых мы также можем встретить в его поэзии и прозе. Также на Лавкрафта глубочайшее впечатление произвела смерть и похороны его бабушки Роби в 1896 году; у него начались кошмары, позднее отразившиеся и в его творчестве. В страшных снах существа с перепончатыми крыльями, которых Лавкрафт называл night-gaunts (в различных переводах «полуночники» или «ночные мверзи»), поднимали его в воздух и несли куда-то; сам Лавкрафт позже предполагал, что почерпнул этот образ из иллюстраций Доре к «Потерянному раю».

В возрасте 6—8 лет Лавкрафт написал несколько рассказов, большая часть которых к сегодняшнему дню не сохранилась. В возрасте 14 лет Лавкрафт пишет своё первое серьёзное произведение — «Зверь в пещере». Еще с детства, Лавкрафт не отличался хорошим здоровьем, часто болел и практически не имея друзей, в основном проводил всё время у деда в библиотеке. Поэтому в школу пошёл лишь в возрасте восьми лет, но через год его забрали оттуда. Однако его интересы не были ограничены только литературой, как профессией. Он серьезно и весьма профессионально занимался химией, астрономией и историей (в частности историей своего родного штата и Новой Англии), хотя и не преуспел и в этом. Однако в школьном возрасте самостоятельно стал издавать газеты и журналы (размножал их на гектографе небольшим тиражом), посвященные своим научным интересам и исследованиям (The Scientific Gazette (1899-1907) и The Rhode Island Journal of Astronomy (1903-07)). Распространялись они в основном среди одноклассников и последующих друзей и соратников, а на сегодняшний день, к сожалению, не сохранилось не одного выпуска.

Уже будучи в старшей школе (Hope Street High School), интересы автора в его исследованиях одобрялись учителями, которые заменили ему друзей среди его сверстников. И благодаря им, в 1906 году, его статью по астрономии впервые публикует «The Providence Sunday Jour». Позднее, он становится постоянным ведущим редактором колонки в «The Pawtuxet Valley Gleaner», посвященной астрономии. А еще позже его замечают и дают возможность публиковаться в таких изданиях как The Providence Tribune (1906-08), The Providence Evening News (1914-18) и The Asheville (N.C.) Gazette-News (1915).

Жизнь Г. Ф. Лавкрафта – Биография
Виппл Ван Бурен Филлипс

Однако жизнь Лавкрафта была не всегда хорошей и в 1904 году умирает дед Говарда, которого он так любил. Учитывая, что именно дед Виппл Ван Бурен в основном и финансировал их жизнь, после того как умер отец говарда. То в итоге их жизнь пошла дальше достаточно бедно, семья испытывала большие финансовые затруднения и в итоге им пришлось покинуть особняк, в котором они давно жили и переехать в тесную квартиру, находящегося на той же улице, но ниже, по адресу Энжил Стрит 598. Говард весьма сильно переживал потерю дома, но его опечалил не столь переезд, сколько смерть горячо любимого дедушки, поэтому он даже подумывал о самоубийстве. Что в последствии, в 1908 году привело к нервному срыву, который вынуждает его покинуть школу, так ее и не закончив. Позже Говард делал попытки поступить в Университет Брауна (Brown University), но все попытки закончились неудачей, что только больше побудило его вести более затворнический образ жизни.

Кстати Лавкрафт писал фантастику ещё в детстве («Зверь в пещере» (1905), «Алхимик» (1908)), но позже предпочёл ей поэзию и эссе. Вернулся к этому «несерьёзному» жанру он лишь в 1917 году с рассказами «Дагон», затем «Гробница». «Дагон» стал его первым изданным творением, появившись в 1923 году в журнале «Таинственные рассказы» (англ. Weird Tales). В то же время Лавкрафт начал свою переписку, ставшую в итоге одной из самых объёмных в XX веке. Среди его корреспондентов были Форрест Аккерман, Роберт Блох и Роберт Говард.

Но тем не менее, после всего пережитого с 1908 по 1913 года, Лавкрафт практически не выходит из дома без нужны, будучи практически отшельником, продолжая заниматься лишь астрономией и поэзией. Однако всему приходит конец и его выход в свет был связан с интересной и оригинальной историей. Дело в том, что, однажды листая много старого бульварного чтива, среди которых был The Argosy, он натыкается на любовные истории некого Фреда Джексона. Что побудило его написать гневное письмо в журнал. Его письмо было опубликовано в 1913 году и вызывало бурю протеста от почитателей Джексона. Что привело к целой переписке на страницах журнала, в которую были вовлечены многие люди и авторы, среди которых был и президент United Amateur Press Association (UAPA) – Эдвард Ф. Даас (Edward F. Daas). Это была организация, которая включала молодых авторов со всей страны, писавшие и издававшие свои журналы. Поэтому Эдвард, заметив талант Лавкрафта, предложил ему стать членом UAPA и в 1914 году, его предложение было принято.

Лавкрафт начинает издательство своего собственного журнала под названием The Conservative (1915-1923), в котором публикует свою поэзию, а также статьи и эссе, написанные как специально для этого издания, так и те, что были посланы в иные журналы. Всего в последствии выходит 13 выпусков The Conservative, а затем журнал закрывается. Однако позднее в Necronomicon Press будут переизданы эти выпуски, среди прочих трудов писателя. В итоге, Говард становится Президентом и главным редактором UAPA, что, несомненно, можно считать большим достижением.

Вскоре, получив некоторую свободу в творчестве, а также имея внушительный к тому времени опыт в написании художественной литературы («The Beast in the Cave» (1905) и «The Alchemist» (1908)), автор решает снова взяться за перо, попробовав себя как писатель-фантаст. И впервые с 1908 года, успешно в 1917 году издаёт «The Tomb» и «Dagon». Поэтому в дальнейшем основными увлечениями автора становятся именно проза, поэзия и журналистика.

Настает 1919 год, очередной мрачный этап в жизни Лавкрафта. У его матери, происходит нервный срыв, в связи с чем её помещают в туже клинику, что и когда-то его отца, откуда она не выходит вплоть до своей смерти 24 мая 1921 года. Она писала сыну до своих последних дней.

Лавкрафт крайне сильно будет переживать её уход, но все же через несколько недель в его жизни происходит событие, которое немного поправляет его положение. На конференции журналистов, которая проходила в Бостоне 4 июля 1921 года, где он встречает женщину, ставшей в последствии его женой. Этой женщиной была Соня Хафт Грит, еврейка российского происхождения, всего на 7 лет старше самого Говарда.

Жизнь Г. Ф. Лавкрафта – Биография
Соня Грин

Удивительно, но несмотря на то, что Лавкрафт по характеру был затворником, с Соней они с первой встречи находят очень много общего, поэтому Лавкрафт стал часто посещать её в Бруклине в 1922 году. Их отношения не были секретом, поэтому сообщение об их свадьбе 3 марта 1924 года, не являлось такой уж неожиданностью для друзей. Зато стало неожиданностью для его теток, которых он оповестил только в письменном виде, да и то только после того, как бракосочетание уже имело место быть. Поэтому после того, как свадьба прошла, Лавкрафт переезжает к жене в Бруклин и дела у него шли не сказать, что очень плохо, так как он зарабатывал всё тем же, как профессиональный писатель публиковал ранние работы в популярном бульварном журнале Weird Tales. Соня в свою же очередь содержала вполне успешный и процветающий магазин шляпок на пятой авеню в Нью-Йорке.

В 1919—1923 годах Лавкрафт в целом активно писал, создав за эти годы более 40 рассказов, в том числе в соавторстве. При этом основным источником заработка всю сознательную жизнь для него являлась работа в качестве литературного редактора в развитой в то время в США отрасли любительской литературной журналистики: начинающие писатели и обладающие некоторыми средствами графоманы скромно оплачивали услуги образованного и литературно одарённого редактора, бравшего на себя также различный технический труд (хотя Лавкрафт всегда тяготился перепечаткой вручную как чужих, так и своих текстов).

Однако, к сожалению, жизнь не была благосклонна к Лавкрафту вечно и позднее магазин разоряется, а сам автор лишается работы редактора в Weird Tales. В связи с чем здоровье Сони ухудшается и в итоге её кладут в лечебницу Нью Джерси. Позже, поправившись, Соня переезжает 1 января 1925 года в Кливленд, для того чтобы начать новое дело там. Сам же Лавкрафт отправляется в однокомнатную квартиру в Ред-Хук (Red Hook), одном из районов Бруклина. Учитывая, что к тому времени Говард обзавелся большим количеством знакомых, он не чувствует себя совсем уж чужим и покинутым, поэтому из-под его пера позже выходят в 1924 году такие рассказы как «The Shunned House», «The Horror at Red Hook» и «He».

Настал 1926 год и Лавкрафт стал задумываться вернутся в Провиденс, по которому давно скучал всё это время. В этот же момент, его брак дал трещину, а позднее, в 1929 году распался окончательно, хотя они и не оформили развода. Что интересно из-за неудавшегося брака некоторые биографы высказывали предположения о его гомосексуальности, но Грин, напротив, называла его «прекрасным любовником».

Жизнь Г. Ф. Лавкрафта – Биография
Мемориальная доска Лавкрафту в Провиденсе

Вернувшись в свой родной город 17 апреля 1926 года, Лавкрафт не смотря на переживания, все же не стал вести отшельнический образ жизни, как то было в период с 1908 по 1913 года и стал часто путешествовать по старинным местам Америки (Quebec, New England, Philadelphia, Charleston, St. Augustine), плодотворно работая над будущими рассказами. Во время путешествий он пишет одни из самых лучших своих рассказов, среди которых «The Call of Cthulhu» (1926), «At the Mountains of Madness» (1931), «The Shadow out of Time» (1934-1935). Но что интересно, в этот период, Лавкрафт ведет обширную переписку со своими старыми друзьями, а также молодыми на тот момент авторами, которые своим стилем были обязаны во многом маэстро. Среди них были такие авторы как August Derleth, Donald Wandrei, Robert Bloch и Fritz Leiber. Также в это время им было написано множество статей, касающихся политики, экономики, философии, архитектуре и истории.

Жизнь Г. Ф. Лавкрафта – Биография
Роберт Говард

Но несмотря на некоторый подъем в карьере и писательские успехи, Лавкрафт всё больше нуждался в деньгах. Он снова переехал, теперь уже в маленький домик. А особо тяжелыми вышли для писателя последние несколько лет до смерти автора.

Так в 1932 году, умерла одна из его тёток, мисс Кларк, из-за чего в 1933 году, автор переезжает в комнату, расположенную в доме 66 на Колледж Стрит, проживая вместе со своей второй теткой, мисс Ганвелл. Ну а еще позже, когда Лавкрафт узнаёт о самоубийстве своего близкого друга по переписке – Роберта Говарда, автор впадает в депрессию. Из-за которой он стал часто недоедать, что только поспособствовало его заболеванию, которое и стало в итоге причиной его смерти. Это был рак кишечника.

Зимой 1936-37 года болезнь прогрессирует, поэтому 10 марта 1937 года Лавкрафта размещают в клинике Jane Brown Memorial Hospital, где в последствии спустя всего пять дней он умирает.

Похоронили Лавкрафта уже 18 марта 1937 года, на фамильном участке кладбища Свон Поинт (Swan Point Cemetery) в Провиденсе. Где на надгробие, помимо имени, даты рождения и смерти, выточена всего одна надпись – «I am providence…».

На базе текста lovecraft.ru, Wikipedia и архива Э. О. Д.

Позже, Томас Лигготи напишет небольшой некролог, который вы можете прочитать ниже в переводе.

Преждевременная смерть Г. Ф. Лавкрафта, старейшего человека Новой Англии

Thomas Ligotti: The Premature Death of H.P. Lovecraft, Oldest Man in New England

Говард Филлипс Лавкрафт, последний великий писатель сверхъестественных историй ужасов, только что умер от рака желудка в больнице в возрасте сорока шести лет в Провиденсе, штат Род-Айленд. Он умер в одиночестве и без какого-либо особого выражения на лице. На тумбочке рядом с его кроватью лежали несколько книг и много рукописных страниц, на которых Лавкрафт описал ощущения своей смерти. (Эти заметки позже были потеряны к ужасу ученых.)

Две медсестры пришли, чтобы посмотреть на джентльмена в отдельной палате и первыми узнали, что он, как и ожидалось, скончался. Они уже много раз видели смерть в своей карьере сестринского дела, хотя были еще довольно молоды, и ни одну из них не встревожила эта смерть. Они ничего не знали о мертвом человеке. Одна из них сказала: «Открой окно, здесь душно». «Конечно», – ответила другая. Свежий мартовский бриз наполнил комнату.
«Что ж, для него больше ничего нельзя сделать», – сказала первая медсестра. Затем она спросила: «Ты помнишь, был ли он женат или кого-то, кто посещал его?» Другая медсестра отрицательно покачала головой и добавила: «Ты шутишь! Он совсем не похож на женатого человека. Я хочу сказать, просто взгляни на его лицо».

Первая медсестра кивнула головой. Она сделала шуточное замечание об умершем, а затем обе девушки покинули комнату, улыбаясь.
Но, судя по всему, ни одна из них не заметила фантастической и пугающей вещи, которая произошла прямо перед их глазами: Лавкрафт несколько мгновений спустя слабо улыбнулся им в ответ.

Перевод: Роман Дремичев

Литературное творчество

Скажем так, что творчество писателя повлияло на многие поколения молодых авторов, поэтому мы бы немного хотели пробежаться по самым известным на сегодняшний день. Хотя и на самого Лавкрафта в некоторой мере также повлияло его окружение того времени, в особенность на его творчество оказали влияние такие писатели как Эдгар Аллан По (рассказ «Падение дома Эшеров»), Эдвард Дансейни, Артур Мейчен (новеллы из романа «Три обманщика»: «Повесть о белом порошке», «Повесть чёрной печати» и повесть «Белые люди»), Алджернон Блэквуд (рассказ «Ивы»), Амброз Бирс («Смерть Хэлпина Фрэйзера»), Лафкадио Хирн, Роберт Чамберс (новелла «Желтый знак» из романа «Король в жёлтом»), Монтегю Родс Джеймс (рассказ «Граф Магнус», также «Чарующие руны»). Список

Из списка представленного его биографом Сунандом Джоши

Также стоит отметить, как и было сказано выше, его главных последователей в XX веке. Это весьма влиятельные авторы Август Дерлет и Стивен Кинг, которые создали свои собственные огромные миры. Но на путь их в какой то мере вдохновил именно Лавкрафт.

Жизнь Г. Ф. Лавкрафта – Биография
Август Дерлет

Ну а почему именно эти люди? Всё достаточно просто. Ведь пожалуй не найти иного автора как Августа Дерлета, главного из последователей Лавкрафта как с точки зрения хронологии, так и с позиций преемственности. Несмотря на то, что впоследствии многие авторы обращались к созданному Лавкрафтом пантеону космических богов, именно Дерлет стал создателем и руководителем издательства «Arkham House», в котором публиковались произведения самого Лавкрафта, Дерлета и всех, кто так или иначе соприкасался в своём творчестве с созданными Лавкрафтом мирами. Дерлет также был довольно успешен как писатель, хотя и не мог сравниться по силе воздействия со своим учителем. Однако он был гением издательского дела — книги издательства «Arkham House» того периода в настоящее время являются библиографическими редкостями. К тому же это был редкий случай, когда издательство создавалось под творчество конкретного человека.

Жизнь Г. Ф. Лавкрафта – Биография
Стивен Кинг

Ну а старина Стивен Кинг в нашем списке потому, что Лавкрафт, повлиявший на массовую культуру Запада, оставил неизгладимый след на творчестве бесчисленного числа писателей, работавших в жанре мистики и ужасов. Вот как раз таки одним из творческих наследников Лавкрафта и является знаменитый Стивен Кинг. Наиболее ярким произведением, в котором Стивен Кинг не подражает манере повествования Говарда Лавкрафта, но отдаёт дань таланту последнего, является повесть «Крауч Энд», экранизированная кинокомпанией «TNT» в сборнике киноновелл «Кошмары и фантазии Стивена Кинга». В работах Кинга чётко просматриваются следы влияния творчества Лавкрафта. Так, Роман «Оно» непосредственно отсылает читателя к космическому ужасу, пришедшему из незапамятных времён. Следует однако отметить, что ужас Кинга может быть довольно чётко разграничен на три основные части: космический (Лавкрафт), загробный и научный (Мэри Шелли).

Помимо прочего, действие большинства книг Стивена Кинга происходит в небольших американских городках, что также характерно и для работ Лавкрафта, который считал, что самые страшные вещи творятся в тихих местах.

Author

Пожалуй, единственный за долгое время проект, который без лишнего пафоса собирает всю лавкрафтиану в одном месте для масс страждущих. Сайтом не управляют рептилоидные масоны, всё делается руками одного человека, наглухо повернутого на лавкрафтовском хорроре.