Когда один знаменитый и культовый автор делает свою работу на основе произведений другого знаменитого и культового автора – это вызывает по меньшей мере интерес. А потом страх за объект «подражания». Одно дело пародия на целый жанр вроде «Плоского мира» Тэрри Пратчетта, а совсем, совсем другое, когда происходит наслоение авторских взглядов на одну тему. Как раз об одной такой работе и пойдёт речь… Добро пожаловать в «Провиденс».


«Провиденс» и стоит ли в нём жить

Провидение

«Провиденс» — комикс за авторством Алана Мура (сценарий) и Джейсена Берроуза (рисунок) на основе мифологии Говарда Филлипса Лавкрафта.
Как известно всем поклонникам последнего, Провиденс является родным городом мастера. Но здесь закралась одна деталь, ведь “Providence” с английского это ещё и «Провидение». Философская концепция, говорящая о том, что всё происходящее в мире предрешено некой могущественной сущностью. Особенно весело это смотрится, если знаешь о склонности Алана Мура к оккультизму, эзотерике и магии. Да, в этой теме Мур переплюнул Лавкрафта… но давайте по порядку.


Демиург

Стоит начать с личности самого Алана Мура. Ох, личность, без сомнения, легендарная. Этот британец в один момент взял и создал американский комикс в его современном понимании. Именно он переменил мнение многих о «книжках с картинками», написав «Хранителей». В своё время этот серьёзный труд поднял большой переполох, а ажиотаж вокруг него не стихает по сей день. Помимо «Хранителей» Мур также написал «V значит Вендетта», «Лигу выдающихся джентльменов», «Из Ада» и другие работы, держащие планку качества. Если не сказать больше. А ещё он живёт дико интересной жизнью, в которую даже не верится. В общем, человек больших талантов, но мы здесь собрались, дабы узреть «Провидение».

«Провиденс» и стоит ли в нём жить

Древний путь

Для начала хотелось бы рассказать завязку сюжета, ведь она поможет пойти дальше. Итак, главный герой – Роберт Блэк, журналист. Работает в Нью-Йоркской газете «Герольд» и во время сбора материала для очередной полосы узнаёт о некой книге, сводящей всех с ума. В этот же день на него обрушивается ужасная личная трагедия, и он решает бросить надоевшую ему работу и отправиться на поиски книги, а точнее материала для книги. Ведь помимо «книги безумия» он хочет найти свою книгу, книгу, которую он напишет сам. А темой начинающий писака выбрал фольклор Новой Англии.


Ну что, культисты, узнали Лавкрафтовскую завязку? А ведь это только начало! Весь роман представляет собой бесконечную эстафету, проходящую по одному алгоритму, который достаточно быстро понимаешь. Роберт приходит к персонажу-отсылке к Лавкрафту, тот наводит его на отсылку к Лавкрафту, которая приводит его к отсылке к Лавкрафту, ко… вы поняли. Да, ВЕСЬ роман — это огромный сборник отсылок. Они здесь на каждой странице, я даже не утрирую. Персонаж сказал какую-то безобидную реплику? А нет, она вырвана из произведения/стиха/письма Лавкрафта. Если появляется новый герой, то, скорее всего, он пришёл прямиком из Мифов Ктулху. Отдельное удовольствие (если не самое главное) – искать отсылки. Более того, если читатель не знаком с творчеством джентльмена из Провиденса, то он рискует вообще ничего не понять. Кстати, хоть персонажи и взяты прямиком из произведений великого и могучего, но их имена изменены. Чтобы сразу не портить интригу.


The thing that should not be

Но ведь это не всё. Помимо отсылок к Лавкрафту здесь ещё есть Алан Мур. И если читатель любит Лавкрафта, далеко не факт, что ему понравится Мур. А британец уж слишком своеобразный дядька, чтобы нравиться всем. Насколько «Провиденс» Лавкрафтовский, ровно настолько же он абсолютно НЕ Лавкрафтовский. Самое безобидное, что делает Мур – яростно выстёбывает ксенофобию Говарда и показывает несостоятельность его идей. Практически всё, что Лавкрафт считал мерзким, есть у Мура. Там, где любитель XVIII века избегает секса – Мур заставляет Берроуза рисовать и совать прямо в лицо читателю эрегированные члены. Иногда на страницах комикса разворачивается откровенное порно. Да и вообще, снобам сюда лучше не лезть. Иногда подача Мура слишком сбивает с толку даже людей, знакомых с ним.


Этого комикса не должно было существовать, ведь для того чтобы он понравился читателю, должны совпасть следующие пункты:


1. Любовь к Лавкрафту и знание Лавкрафта, его биографии и эпохи.
2. Любовь и уважение к Алану Муру.
3. Готовность воспринимать тонны эзотерики и оккультизма и рыться в них.


Вышло нишево? Да это мягко сказано! Я могу посоветовать роман любителям Лавкрафта, не знакомых с Муром, с условием очень снисходительного восприятия и отсутствия фанатизма. Фанатам же Мура, не знакомых с ГФЛ… просто не трогайте это, пожалуйста. Вы ни черта не поймёте. Если всё же есть желание ознакомиться с последним творением Алана – я приведу список из минимального багажа рассказов, которые нужно прочитать, чтобы хотя бы понять сюжет. Для полного же понимания нужно прочитать ВСЕГО Лавкрафта и его биографию. А поскольку роман также ставит целью изучение эпохи мастера, то неплохо было бы ещё подтянуть историю США начала XX века.


Внешность

Спасибо Fanzon за издание данной неоднозначной штуки на русском языке, правда. Но есть одна загвоздка… при всей своей самостоятельности «Провиденс» является аж третьей частью в трилогии! Перед ним шли ещё «Двор» и «Неономикон», которые на русском издать никто не догадался. Концовка «Провиденса» без этих двух комиксов хоть и является законченной, но дико неполноценной. Ну ладно, спасибо хоть за это, ведь работа проделана гигантская.


Первым делом хочется отметить неизменную вещь – рисунок Джейсена Берроуза. Он хорошо делает свою работу и передаёт атмосферу. Сам не художник и близко, но мне понравилось. Со своей задачей он полностью справляется, а иногда выдаёт уж очень красивые вещи.


Но в книге не одни лишь картинки, как любит делать Алан Мур. Дело в том, что главный герой ведёт творческий дневник, который нам предлагают почитать между главами. Написан он от руки и каждая такая вставка занимает около 15 страниц. Многим именно этот аспект показался слабым в романе, но я так не считаю. Он вполне обоснован и вписывается в общую канву произведения.
Помимо достаточно солидного комикса в русском издании мы также получаем примечания на ≈40 страниц. В них нам разжёвывается абсолютно каждая отсылка. Ведь, я могу гарантировать, что, как бы Вы ни знали Лавкрафта — что-то упустите. Уж слишком их много. Помимо отсылок там же освещается исторический аспект и контекст.


Итог

Если Вы любите Говарда Филлипса Лавкрафта и Алана Мура — эта книга для Вас. Если с Гошей Филлиповичем Любоделовым не сложилось – даже не вздумайте это читать: никакого удовольствия Вы не получите. Аналогично с Аланом Муром. Экстравагантный британец уж слишком экстравагантен. И если Вы не готовы это терпеть – не получите никакого удовольствия. Если же все звёзды сошлись – Вы будете ещё долго бегать в состоянии эйфории с криками «ШЕДЕЕЕЕВР!».

А теперь обещанный список рассказов ГФЛ для понимания сюжета:
1. Тень из безвременья
2. Тварь на пороге
3. Цвет иных миров
4. Скиталец тьмы
5. Тайна Чарльза Декстера Варда
6. Герберт Уэст, реаниматор
7. Зов Ктулху
8. Холод
9. Данвичский ужас
10. Из глубин мироздания
11. Тень над Иннсмутом
12. Кошмар в Рэд-Хуке
13. Шепчущий во тьме
14. Праздник
15. Модель для Пикмана
16. Сны в ведьмином доме
17. Сомнамбулические поиски неведомого Кадата


Автор: Александр Ставицкий.

29.12.2019. Графоманье Писонино


Author

Бесконечный и неутомимый фанат лавкрафтианы и хоррор тематики, сквозь время и пространство поддерживающий и развивающий сие тему в России и странах СНГ.