Для тех кто не хочет, либо не может посмотреть видео, имеется сценарий ниже.

“Во тьме, возможно, таятся разумные сущности и, возможно, таятся сущности вне пределов всякого разумения. Это не ведьмы или колдуны, не призраки или гоблины, когда-то пугавшие примитивную цивилизацию, но сущности бесконечно более могущественные.” – цитата

В “Апокалиптическую трилогию” входят такие шедевры хоррор кинематографа, как «Нечто» (1982), «Князь Тьмы» (1987) и заключительный и горячо любимый поклонниками Говарда Филлипса Лавкрафта и Стивена Кинга «В пасти безумия» (1994). На первый взгляд у этих фильмов нет ничего общего: в них задействованы разные действующие лица, нет общей сюжетной линии, да даже сняты они в разных киностудиях. Тем не менее их объединяет одна важная деталь – все три картины показывают, насколько человек (да и человечество в целом) может оказаться одиноким и беспомощным, столкнувшись лицом к лицу с неизвестными силами, которые в любой момент могут вторгнуться в безмятежную жизнь людей. Да и вовсе прекратить их существование.

все три фильма, так или иначе, о конце света, о конце всего, о конце нашего мира, но о совершенно разном конце. Каждая из этих работ является своего рода апокалиптическим фильмом, но со своим взглядом.

Джон Карпентер

Алексей Лотерман сказал следующее:

“Нечто” символизирует гибель личности, “Князь Тьмы” – гибель бога, а “В пасти безумия” гибель реальности, причём все три неразрывно связаны с проявлением космических и сверхъестественных сил, что делает их особо интересными как для поклонников режиссёра, так и творчества Лавкрафта.

Тем самым, вся трилогия относится к отдельному жанру. Точнее, поджанру который гордо носит название Лавкрафтиана или же Лавкрафтовский ужас или даже Космический Ужас.

– это осознание того, что существует нечто разумное, которое древнее человеческого рода, совершенно не похожее на земных существ. Это нечто является неописуемым на первый взгляд, ужасающим и вовсе не подвластным нашим земным законам иным существом. Его не заботит наша жизнь, наши ценности, да и наш быт.

Зачастую, как для действующих лиц, так и для самого зрителя или даже читателя, оно остается за кадром. Но и при этом, не прибегая к физическому воздействию, оно влияет на душевное состояние главных героев, от чего те прибывают в диком ужасе от неизведанных и невидимых сил. Что в конечном итоге, могут привести их к полнейшему безумию, да иль вовсе подвести к самоубийству. Конечно, если этот неведомый ужас сам же лично не погубит несчастных. Яркий пример можно увидеть в фильме 1990-го года “Ведьма из Блэр”. Когда невидимые силы терроризировали троих студентов, которые приехали в
Бёркиттсвилль снимать документальный фильм о Элли Кедвард.

«Я индифферентист. Я не собираюсь заблуждаться, предполагая, что силы природы могут иметь какое-то отношение к желаниям или настроениям креатур органической жизни. Космос полностью равнодушен к страданиям или благополучию москитов, крыс, вшей, собак, людей, лошадей, птеродактилей, деревьев, грибов или разных других форм биологической динамики. Все мои рассказы основаны на единой фундаментальной предпосылке: человеческие законы, интересы и эмоции не имеют ни малейшей ценности в космическом континууме. В ситуации безграничного пространства и времени необходимо забыть, что такие вещи, как органическая жизнь, добро и зло, любовь, ненависть и разные такого рода локальные атрибуты жалкой формации, именуемой человечеством, вообще имеют место»

Говард Филлипс Лавкрафт

Нечто

Не будет преувеличением, если назвать этот фильм 1982 года – одной из самых лучших кинокартин двадцатого столетия. Сюжет, игра актеров, потрясающая режиссерская и операторская работа, декорации, спецэффекты, атмосферный саундтрэк – в этой картине прекрасно абсолютно все. Невероятный талант режиссера Джона Карпентера превратил экранизацию известной повести Джона Кэмпбелла-младшего «Кто идёт?» и вольный ремейк фильма 1951 года «Нечто из иного мира» в настоящий шедевр, абсолютный культ и эталон для будущих произведений подобной тематики. Не вижу нужды досконально пересказывать сюжет, ведь каждый поклонник хорроров, научной фантастики и просто хорошего кино обязан хотя бы один раз в жизни посмотреть это творение.

Так вот, идея повторно экранизировать повесть «Кто идет?» появилась еще в далеком 1975 году, но из-за грядущей премьеры еще одного Лавкрафтовского ужаса «Чужой» – ленты со схожей тематикой, производство «Нечто» пришлось отложить.

Забавное совпадение. Но в 2012-ом году была отложена долгожданная экранизация “Хребтов Безумия”, над которыми трудился сам Гильермо Дель Торо. А одна из главных причин была в том, что Ридли Скот работал над прологом Чужих, который мы знаем, как “Прометей”, вышедший в 2012-ом году. Сама же лента Чужой была вдохновлена романом “Хребты Безумия”, поэтому, Юниверсал и Гильермо Дель Торо боялись, что Прометей и экранизация Хребтов будут максимально схожими. Но опасения были напрасны.

Так вот, еще тогда продюсеры рекомендовали Джона Карпентера на место режиссера “Нечто”, но так как Карпентер в то время еще не имел никаких кинозаслуг, от его кандидатуры отказались практически сразу. Прошло несколько лет, идеальный кандидат так и не был найден, хотя среди потенциальных создателей «Нечто» мог оказаться сам Тоуб Хупер, создатель знаменитой «Техасской резни бензопилой», однако его видение фильма никого не устроило – наверное, там было слишком много кожаных лиц и ярости бешенных бензопил. У Карпентера же к тому времени появился целый список независимых картин, которые быстро начали обретать статус культовых, например, «Хэллоуин», породивший волну фильмов в жанре Слэшер, «Туман» и шикарнейшее «Нападение на 13-й участок» – пожалуй, пойду переслушаю восхитительный саунд к этой ленте. Также, во всю кипела работа над созданием следующего его шедевра «Побег из Нью-Йорка»,

Кстати, именно эта лента и будет главным источником вдохновения знаменитого геймдизайнера Хидео Кодзимы , который создаст одну из лучших игровых франшиз – Метал Гир Солид. Верно! Что Солид Снейк, что его отец в кавычках, Нейкед Снейк, он же Биг Босс были вдохновлены Змеем Плискиным, которого сыграл неповторимый Курт Рассел.

Простым языком, нет ничего удивительного в том, что место в кресле режиссера на сьемках «Нечто» все-таки осталось за Карпентером, тем более что он с детства любил повесть «Кто идет?» и восхищался фильмом «Нечто из иного мира». Кадры из картины 1951 года уже мелькали в «Хэллоуине», и они же будут мелькать и в будущем карпенторовском «Нечто».

Определенные проблемы возникли в поиске места, где можно было бы воссоздать правдоподобные декорации антарктической исследовательской станции. По не совсем понятным причинам место съёмок фильма 1951 года – штат Монтана, сразу исключили. Идеальное место нашли в Британской Колумбии, в Канаде, недалеко от ледника. Добраться до туда от ближайшего городка можно было лишь по узкой шахтерской дорожке, что создавало некоторые трудности. Но, впрочем, оно того стоило. Место представляло собой заснеженное плато, окруженное живописными горными холмами, что как нельзя кстати подходило для съёмок фильма про антарктическую экспедицию и великолепно воссоздавала подобающую атмосферу – атмосферу отрешенности от всего мира. Кстати говоря, именно ради этого ребята из съемочной группы на самом деле летали на Южный Полис и побывали на настоящей полярной станции. Также некоторые пейзажи из начальной сцены фильма были отсняты на Аляске, в округе Джуно. Вой «антарктического» ветра записывался в пустыне, которая лежит недалеко от Палм Спрингс. Как мы видим, буквально все было сделано для того, чтобы картина смогла передать на экран максимум реализма. Съёмки сражений с пришельцем прошли в Лос-Анджелесе, в специальном павильоне, намеренно охлажденном до +4 градусов по Цельсию. В то время на улицах знойного города стояла жара в +40 (то лето оказалось одним из самых жарких в истории Лос-Анджелеса), в результате чего создавался дикий контраст, провоцирующий серьезный стресс для организма. В итоге больше половины актерского состава и съёмочного персонала все время были простужены и регулярно болели.

Стоит отдельно сказать об актерском составе.

Карпентер хотел максимально реалистично передать происходящее на экране – по этой причине он подобрал относительно малоизвестный актерский состав, лишь Курта Рассела знали все, да и то ему на лицо прилепили огромную бороду. Вообще Рассел то и дело выкидывал разные штуки на съемках «Нечто». В начале фильма мы видим, как летит вертолет, а потом внезапно маневрирует, слегка отклоняясь в бок – это Рассел решил порулить вертолетом. В другой раз, не проконсультировавшись со специалистом по пиротехнике, в одной из сцен он кинул динамитную шашку. В результате взрыва он чуть не получил травму и его реакция, которую все могут увидеть на экранах, самая что ни на есть настоящая.

У фильма получились потрясающие спецэффекты, даже сейчас они вряд ли кого-то оставят равнодушными. Над ними трудилось сорок человек, а на их создание потратили 57 недель – ребята едва уложились в график. Работу возглавил Роб Боттин. И хотя на момент создания «Нечто» ему было всего 22 года, он уже успел принять участие в создании фильма Карпентера «Туман», а также закончил работу над картиной Джо Данте «Вой». Именно он создал монстра «Нечто» таким, какой он есть: как можно менее походившего на ксеноморфа из «Чужого» (у того уже имелось несколько фильмов-клонов). Парень работал не покладая рук, аж по 18 часов в день – настолько сильно поджимал график. В итоге он был госпитализирован с диагнозом «нервное истощение». Тем не менее группа по созданию спецэффектов уложилась в срок и осталась довольна своей работой.

Для создания спецэффектов использовались довольно простые технологии. Карпентер намеренно отказался от покадровой анимации, чем многие режиссеры тогда грешили. Хоть изначально при помощи этого метода и отсняли несколько сцен, в конечной версии от них остался самый минимум – все потому что Карпентер изначально хотел сделать кино максимально реалистичным, а покадровая анимация смотрелась крайне неубедительно. Вход шли все доступные материалы – желатин, силикон, латекс, парафин, резина и даже майонез, варенье и жевательная резинка. Не редко съемочной группе приходилось экспериментировать и создавать в процессе работы новые растворы и смеси. Также были задействованы радиоуправляемые модели, а для съемок в сцене, где одному из героев отрывает обе руки, пригласили специального дублера, у которого в результате несчастного случая были на самом деле ампутированы конечности. Сами руки сделали из лубриканта фирмы KY Jelly (именно этот материал использовали для создания слюны «Чужого»). Тем не менее, не смотря на все очевидные попытки экономии бюджета, расходы на спецэффекты пришлось увеличить с 750 000 долларов до 1,5 миллиона. Все же не зря не пожалели денег – полученным результатом мы уже наслаждаемся не один десяток лет

Сам же сюжет фильма повествует о столкновении отрезанной от всего мира группы людей с внеземным существом, что, естественно, не заканчивается ничем хорошим. Однако в центре фильма не сам факт вторжения пришельца, а всеобщая паранойя, охватившая людей, паранойя, граничащая с чистым безумием – монстр может сидеть в каждом из них, зло научилось принимать человеческое обличие. Могут ли они довериться своему ближнему?
К этой концепции Карпентер еще вернется в 1988 году, подобная идея ляжет в основу другого его потрясающего фильма «Чужие среди нас».

Изначально фильм едва окупился – сумма кассовых сборов оказалась ненамного больше затраченного бюджета. Эксперты связывают это с тем, что во время премьеры крутилась еще одна научно-фантастическая картина Ридли Скотта «Бегущий по лезвию» и, что самое важное, премьера «Нечто» совпала с показом фильма Стивена Спилберга «Инопланетянин». В спилберговской версии происходящего, контакт с внеземным существом является благим и радужным событием. Мало кто из широкой публики после подобной интерпретации захотел видеть ужас и отчуждение, хаос, которые стремительно сеет так и не побежденное зло.

Настоящий успех к фильму приходит в конце 80-ых, когда он начинает активно крутится по ТВ и массово попадает в продажу на VHS носителях. В России в 90-ых годах активно распространялись пиратские копии с названием фильма «Тварь» с одноголосым переводом. Лишь под самый закат VHS, в начале нулевых, фильм выпустили на лицензионных кассетах в дубляже, а затем и на DVD. Фильм был высоко оценен критиками, он входит в практически каждый уважаемый топ лучших фильмов ужасов. В 2011-ом выходит фильм-приквел. На мой взгляд, очень даже не плохой фильм. Понятное дело, что данная лента не дотягивает до оригинала. Но, справедливости ради, режиссером выступил Мэтисс ван Хейдинген младшенький, у которого в своей карьере ничего серьезного таки и не было. А если посмотреть его фильмографию, то станет понятно, что это тот самый приквел к “Нечто” и есть его единственный полноценный фильма. А для первой ленты, я вам скажу, – это поистине мощная проделанная работа, которая ну ни как не пытается навредить оригиналу.

Помимо этого приквела, имеется очень даже не плохая видеоигра. Также имеется, как минимум, одна настольная игра, несколько серий комиксов, коллекционные фигурки, а также тысячи отсылок и упоминаний в других произведениях киноискусства. Фильм, который был абсолютно избавлен от каких-либо клише и шаблонов, получился завораживающим, самобытным и оригинальным. Он начисто игнорировал модные тенденции своего времени, пережил череду трудностей и неудач, и, не смотря ни на что, заслуженно занял своё достойное место в мировом кинематографе и в наших с вами сердцах.

Князь Тьмы

Следующая лента, которая вышла в свет в 1987-ом году называется «Князь тьмы» . Он был снят в Лос-Анджелесе, всего за 30 дней. Джон Карпентер, помимо привычного кресла режиссера, также создал сюжетную линию к этому фильму, правда в титрах автор сценария значится под псевдонимом – Мартин Куотермас (привет фильму «Эксперимент Куотермаса» 1953 года). Кстати, если говорить о сценарии, в нем имеется множество забавных и нелепых проколов – чего только стоит яркая иллюминация из тысячи зажженых свечей в огромном подвале (больше напоминающий актовый зал или крытый стадион), который находится в здании заброшенной церкви и долгое время был заперт. Ну и так по мелочи. Я не стану к этому придираться, так как декорации этого подвала выглядят весьма эффектно. Функция качественного хоррора все же заключается в попытке заинтересовать зрителя и с помощью визуального воздействия пробудить в нем необычные, порой даже противоречивые чувства. Придирки к мелким ляпам в сценарии должны оставаться на заднем плане. А какая лента без греха, да?

На фильм было выделено 30 миллионов долларов, театральные сборы же превысили 140 миллионов. Одна из главных ролей досталась Дональду Плезенсу. Тому самому актеру, который играл Доктора Лумиса в легендарном «Хэллоуине» Джона Карпентера. В «Князе тьмы» ему досталось роль священника. От чего, поклонники Карпентеровской фильмографии стали в шутку называть Князя Тьмы прямым сиквелом Хэллоуина. Мол, Майкл Майерс так сильно достал именитого психиатра, что тот подался в священники.

Также в ролях значатся такие люди как Лиза Блаунт, Виктор Вонг , Питер Джейсон (который чуть позже снимется у Карпентера в «Чужие среди нас» и «В пасти безумия»,) , да и сам Отец и король Шок-Рока- Элис Купер. В фильме он получил небольшую роль предводителя бомжей-зомби. Кстати, вы можете заметить специальное орудие убийства из его личного реквизита, которое он использовал в своих рок-шоу), а также скрасил саундтрэк «Князя тьмы» шикарнейшим одноименным треком.

Но не смотря на приличный актерский состав, их игру можно оценить как среднюю – и это еще один недостаток этой ленты. По неясным причинам фильм снимали в торопях, от сюда, и вылезает ряд проблем в картине. Затянутые сцены, немного скомканный сценарий. Местами проседающие и утомительные диалоги. Местами актерская игра ну вообще никакая. От чего, некоторые свидетели святых фильмов Карпентера считают «Князя тьмы» самой слабой лентой в его карьере. Пусть может быть оно и так. Ведь со вкусом не поспоришь.. Но, тем не менее, это без сомнения достойная картина, которая определенно заслуживает нашего внимания. Да и на мой взгляд, она куда лучше его “Палаты” 2010-го года, да и самих “Призраков Марса”. Если Палата вообще не дите своего времени, ведь выйди она в 90-х, ну иль с натяжечкой в начале 2000-х, то вопросов к ней явно бы не возникло. Да и возможно она бы смогла стать культовой. Но нет, на момент своей премьеры она уже смотрелась до безобразия вторичной, да и вовсе проходной. То вот с “Призраки марса” немного иная история. Если на момент выхода в них вообще не хотелось ковыряться и лента смотрелась вполне эффектно и атмосферно. То на сегодняшний день, картина выглядит, как глупенький и слабенький экшен-боевичок, который любит нарушать свои же собственные правила и строго идет лишь в угоду сценаристам и только. Эх, а ведь Карпентер снял за три года до этого – ленту “Вампиры”, которая по сей день смотрится очень даже хорошо. О чем нельзя сказать про одержимость на марсе.

Так вот, возвращаемся к Князю Тьмы. Идея написать сценарий на подобную тематику пришла в голову Карпентера в то время, когда он был увлечен теоретической физикой и пытался разобраться в атомной теории. Он решил, что было бы интересно создать в фильме некое « абсолютное зло и объединить его с понятием материи и антиматерии». У него это получилось.

В центре сюжета «Князя тьмы», как по всем заветам Говарда Филлипса Лавкрафта, некая древняя сущность, которой как минимум 7 миллионов лет, в незапамятные времена была заточена в неволю. Но по стечению ряда обстоятельств, она начинает просыпаться, пытается выбраться из заточения и вторгнутся в наш мир. Для того чтобы противостоять стремительно надвигающемуся апокалипсису, представители церкви и науки объединяются и не только не противоречат друг другу, но и вступают в тесное сотрудничество, обретая гармоничную взаимную поддержку.

Таков был изначальный замысел Карпентера и так он реализовался в «Князе тьмы».

Итак, заточенная в глубокой древности зло (надо полагать сатана, хотя герои высказывают предположение, что эта сущность куда древнее его), начинает пробуждаться от долгого сна. Церковный орден «Спящие братья», ответственный за изоляцию антихриста, канул в лету и что делать в случаи происходящего события, церковники не знали. И тогда священник решает привлечь известного, но не всеми признанного ученого Говарда Байрека. Нарочито карикатурный профессор физики сразу же соглашается помочь и привлекает к работе нескольких своих коллег и аспирантов. Обустроившись в выше упомянутом подвале и других помещениях, представители науки и церкви начинают наблюдение за вселенским злом, которое на данном этапе представляет собой ни что иное как огромный стеклянный цилиндр с металлическим каркасом, наполненный ярко-зеленой жидкостью (привет еще нескольким очень известным фильмам).
И после этого хаос начинает очень медленно и вкрадчиво вторгаться в обыденную реальность. И снова по лучшим канонам лавкрафтовского ужаса, вокруг церкви начинают сбиваться в толпы странные молчаливые люди, а исследователей, что остались внутри, начинают преследовать странные сны – одинаковые, с неясными посланиями.

Эти сны Карпентер снимал дважды – отсняв первоначальную версию на обыкновенную видеокамеру, он запускал пленку на видеомагнитофоне, и еще раз снимал происходящее уже с экрана телевизора. Так он добивался эффекта прямого эфира. Надо сказать, что кадры получились довольно жуткими.

Стремительно пробуждающиеся древнее зло, начинает играть на людских слабостях. Наиболее уязвимые элементы общества (у Карпентера это бездомные) попадают под прямое влияние сил освобождающегося вселенского хаоса. Они начинают скапливаться вокруг церкви и вскоре мрачная и молчаливая толпа окружает убежище героев плотным кольцом. Любого, кто попытается покинуть пределы здания, ждала неминуемая гибель от рук новых приспешников дьявола. В церкви же воцарилось самое настоящее безумие, и члены некогда дружественной команды начинают убивать друг друга.

«Князь тьмы» – это квинтэссенция ужасов 80-х годов. Здесь очень много визуального насилия с последующей деформацией тел, при этом с минимумом использования компьютерной графики. Плюс умопомрачительный грим (сразу приходят в голову кадры, на которых изображено ярко-красное изъязвленное лицо живой носительницы сатаны с невероятно живыми глазами), кишащие черви, передача вируса при тесном контакте (в данном случаи изо рта в рот). В плане визуальных эффектов, в первую очередь всплыла ассоциация с трилогией «Ночь демонов». В «Князе тьмы», вниманию зрителя представлен полный спектр всего самого лучшего, что может происходить на экране – и конец света, и псевдо зомби, и телекинез, и одержимость. В фильме представлены даже элементы слэшера (в том числе наверно и джалло). В общем, все те атрибуты, за которые так полюбили фильмы ужасов представители российского постперестроечного поколения.
Не смотря на то, что фильм представляет собой сочную солянку из разных жанров хоррора, в нем присутствуют по-настоящему жуткие моменты.

Чего только стоит та сцена, когда во время непринужденной беседы одна из героинь, одержимая злом, в монотонном безумии начинает печатать на экране компьютера краткие послания самого дьявола. А на её лице застыла полная отрешенность. На протяжении всего фильма зрителя охватывает невероятная атмосфера одиночества, отчуждения и беспомощности. Таким образом, герои карпентеровской картины в очередной раз оказываются изолированными от всего мира и вновь им суждено вступить в схватку с неизведанным злом.

Таков замысел всей его «апокалиптической трилогии».

Саундтрэк,, написанный Карпентером, прекрасно дополняет визуальные эффекты и роскошные декорации, создавая подобающую атмосферу страха перед неизведанным. Именно музыка, звучащая на протяжении всего фильма, тонкой нитью сшивает самые разнообразные кадры в гармоничное единое целое. Огромную роль саундтрэка также подтверждает его отдельное издание в 1987 году, а также и уже расширенное переиздание в 2008 года на двух CD. Также имеется ряд переизданий на виниле — последнее вышло в 2019 году.

Кстати существует и другая версия фильма. Специальная, предназначенная для телеэфира. Она подверглась значительному перемонтированию, в результате чего многие сцены просто-напросто исчезли, что сильно искажает изначальный сюжет. Так например в ней нет ни слова о «Спящих братьях», а все происходящее на экране – лишь сон одного из героев. Но это так, к слову, ни стоит этой версии уделять особого внимания.

Итак, как было уже сказано ранее, пусть это и не лучший фильм Карпентера, но как и практически все фильмы этого режиссера, «Князь тьмы» приобрел статус культового. Более того в 1987 году на Международном фестивале фантастического кино в Авориазе он забирает себе приз критики. В общем, для всех поклонников ужасов, фильм просто обязателен к просмотру, хотя бы потому что, это будет краткий экскурс в хоррор 80-х. А старина Джон Карпентер в очередной раз напомнит нам, что настоящее зло всегда рядом, оно дремлет и ждет своего часа.

В Пасти Безумия

Сценарий к фильму «В пасти безумия» был написан Майклом Де Лукой еще в конце 80-х, и первым делом был предложен для постановке Карпентеру. По каким-то причинам последний отказался, но, тем не менее, в 1989 году «New Line Cinema» объявила о началах съемок. Проект долгое время не могли реализовавать – жанр ужасов терпел тогда упадок, а подходящего режиссер так и не мог найтись. Рассмотрев и отмахнув некоторых претендентов, в 1992 году Карпентеру предложили повторно занять режиссерское кресло. На этот раз он соглашается, правда все-таки вносит в сценарий свои изменения.

Съемки проходили в Канаде. По времени все это дело заняло 3 месяца – с августа по октябрь 1993 года.

Джон Карпентер любит подтягивать «своих» людей и главная роль была предложена Сэму Ниллу, уже работавшему с режиссером в «Исповеди невидимки» (1992). Тот как раз закончил сниматься в «Парке юрского периода» и с удовольствием принял предложение. Более того, Нилл, начинавший в свое время как режиссер, в ходе процесса создания фильма давал Карпентеру кое-какие советы, которые были благосклонно приняты им и использованы в будущей картине. Все спецэффекты были выполнены командой «KNB EFX», но оценить по достоинству труды ребят мы можем лишь после того как прервем просмотр фильма, поставив на паузу. Изображения грандиозных монстров, за редким исключением, молниеносно пролетают перед глазами. Зачем так сделано непонятно, ведь «KNB EFX» постарались на совесть и провернули по-настоящему тяжелую и кропотливую работу. Ну и как всегда потрясающий саундтрэк, над которым работал сам Карпентер, придает фильму особый шик, воссоздавая подобающую атмосферу.

Да-да, старина Джон еще и музыкант, периодически выпускает альбомы, дает живые концерты и даже ездит в туры.

«В пасти безумия» – это один из самых недооцененных фильмов Карпентера. Он едва окупился в прокате и, как и в случае с «Нечто», истинная слава пришла к картине спустя лишь несколько лет, после массового распространения ленты на VHS. Тем не менее «В пасти безумия» является, пожалуй, лучшей визуальной демонстрацией лавкрафтовского «космического ужаса», хотя и не является экранизацией какого-либо конкретного произведения писателя.

Также стоит добавить, что Джон Карпентер неоднократно заявлял, с каким огромным уважение относится к литературному наследию Говарда Филлипса Лавкрафта. Понятно, что название фильма «В пасти безумия» («In the Mouth of Madness») является прямой отсылкой к одной из самой ключевых работ Лавкравфта «Хребты безумия» (In the Mountains of Madness).

Последняя, в свою очередь, очень сильно повлияла на все экранизации «Нечто», да и возможно на саму повесть Кэммбелла «Кто идет?», по которой все эти фильмы были сняты. Насчет связи “Хребтов Безумия” и данной повести – по сей день ведутся споры. Мог ли Кэммбелл вдохновиться произведением Лавкрафта иль это все же некое совпадение? Остается загадкой. Ведь “Хребты Безумия” были написаны в 1931-ом году, а первая публикация случилась в 1936-ом году в одном знаменитом журнале “Astounding Stories””Astounding Stories”. Когда повесть “Кто идет” впервые была опубликована спустя два года в этом же журнале. Но самое примечательное то, что осенью 2018-го года Алек Невала-Ли нашел неопубликованный роман – “Ледяной Ад” того же Кэммбелла, который являлся полной версией данной повести, но с измененными некими деталями. Но так и не известно, когда же Кэммбэлл написал этот роман. В любом случае, оба произведения схожи, как и с ситуацией, так и с локацией, также говорят с читателем на одном языке – человечество ничто по сравнению с древним космическим ужасом.

Так вот, фильм «В пасти безумия» целиком и полностью пропитан чарующей атмосферой Лавкрафта. В картине присутствуют практически все основные атрибуты творчества писателя – здесь есть и страх перед неизведанным, и древние существа, которые несут смертельную угрозу и отчаянно пытаются вторгнутся в обыденный мир, и людское помешательство переходящее в безумие. Само повествование в фильме ведется человеком, ужасные события, о которых он намеревается нам поведать, свели его с ума. Названия книг Саттера Кейна, одного из основных действующих лиц фильма, популярного писателя в жанре ужасов, так и кричат названиями оригинальных лавкрафтовских произведений – «The Hobb`s End Horror», «The Whisperer in the Dark» да и сами «In the Mouth of Madness». Также в фильме присутствует женщина по имени мисс Пикмэн.… Да что тут говорить, если в одной из сцен, в которой зачитываются строки Саттера Кейна, мы можем слышать ни что иное, как прямое цитирование Лавкрафта!

Также фильм пропитан нескрываемым уважением к Стивену Кингу. В центре сюжета фигура популярного писателя в жанре ужасов – Саттер Кейн, относительно схожие инициалы и количество слогов в имени и фамилии которого явно апилируют к Кингу. Да и действие фильма разворачивается в маленьком захолустном городке, под названием Хоббс-Энд («Хобб» (Hobb) — в переводе со староанглийского – «дьявол»), что является отсылкой к кинговскому Касл-Року. Оба вымышленных городка находятся в штате Мэн. Кстати, ужасающие события, которые разворачиваются в маленькой и, казалось бы, непримечательной провинции – прием свойственен также и Лавкрафту. Впрочем, Карпентер уже работал с Кингом над фильмом «Кристина» (1983), а сценарист Майкл Де Лука работал с писателем над «Газонокосильщиком» (1992). В итоге картина «В пасти безумия» является грандиозным отражением уже ставшей классической литературы двух значимых писателей двадцатого века.

Невероятная популярность Саттера Кейна приводит к катастрофическим последствиям. Его творчество обретает целую армию поклонников, которая начинает расти с каждым днем. Их восторг и восхищение произведениями писателя перерастают в фанатичную зависимость. Слепое поклонение обретает форму новой религии, новой веры. Веры настолько сильной, что леденящие душу плоды воображения Саттера Кейна обретают материальную форму. Обреченный писатель становится заложником своей же фантазии, а древнее зло, нашедшее дверь в сознании Кейна, отчаянно пытается вторгнуться в мир людей, неся с собой хаос и разрушение.

В этом и заключается социальный подтекст фильма – в один прекрасный момент людские ценности могут резко измениться, и тогда катастрофические последствия в обществе неизбежны. Впрочем, история может привести ни мало подобных примеров.

С самого начала фильм держит зрителя в сильнейшем напряжении, которое не дает оторваться от экрана ни на секунду. Одна из начальных сцен фильма, в которой страстный фанат Кейна с топором нападает на персонажа Сэма Нилла, невероятно отчетливо демонстрирует нам, как хаос и безумие способны медленно вползать в размеренную жизнь обывателей. И она уже никогда не станет прежней. Удушливая атмосфера отчаянной безысходности не покидает зрителя на протяжении всего фильма. Вспомните хотя бы ту сцену, когда главный герой пытается несколько раз подряд уехать из города, но, только покинув его пределы, он неким образом снова оказывается на мрачных улицах, кишащих сворами безумцев.

Из уст Саттера Кейна звучит фраза «Я говорил тебе, что мой любимый цвет — голубой?» И действительно, в фильме много синего цвета, а у большинства персонажей на крупных планах голубые глаза. В очередной раз Кейн создает реальность, демонстрируя нам свою силу. На самом деле, яркие цвета – это отличительная черта картин Карпентера, и этой фразой, скорее всего, он подшучивает над самим собой. Фильм имеет сильную концовку. Ненароком нам, зрителям, становится понятно, что мы тоже являемся действующими лицами всего происходящего безумия. Хотим мы этого или нет, но мрачные фантазии Саттера Кейна становятся и нашей реальностью….

«До новых встреч дорогие друзья и пусть легенды – навсегда останутся в ваших сердцах. »

Автор Статьи Иван Шубин (сообщество)
Дополнено Jonathan Adams Smith

Author

Пожалуй, единственный за долгое время проект, который без лишнего пафоса собирает всю лавкрафтиану в одном месте для масс страждущих. Сайтом не управляют рептилоидные масоны, всё делается руками одного человека, наглухо повернутого на лавкрафтовском хорроре.

Написать Комментарий