Привет, сайт в процессе завершения. Некоторые ссылки могут не работать.
komiksy kak obekt vozdejstvija mifov ktulhu - Комиксы как объект воздействия Мифов Ктулху

Комиксы как объект воздействия Мифов Ктулху

Статья была написана для журнала Немо в 2020 году.


komiksy kak obekt vozdejstvija mifov ktulhu 4 - Комиксы как объект воздействия Мифов Ктулху

«Я пишу в необычном душевном состоянии, потому что вечером меня не станет.»

Говард Филлипс Лавкрафт

Г.Ф. Лавкрафт несомненно один из тех людей, которые оставили глубокий след во всем, даже в том, где, кажется, их и близко не должно быть. Влияние «Мифов» видно во многих пластах массовой культуры, где-то они более очевидны, а где-то менее (Аркхэм в DC, пираты «Летучего Голландца» в фильме «Пираты Карибского моря», Некрономикон в «Зловещих мертвецах», один из главных антагонистов в Devil May Cry 3: Dante’s Awakening – Аркхэм, который перенасытился силой и превратился в бесформенное существо, и таких примеров много). Фильмов, где незримым призраком присутствует Говард, тоже немало. Лавкрафт коснулся своим холодным духом даже детских мультфильмов, повлиял на комедии и театральные постановки, а в музыке не счесть рок-групп, которые то цитируют Мифы, то мимолетно упоминают их, а иногда дословно перепевают его произведения. В жанре настольных игр Лавкрафт проявил себя во всей красе: филлерные карточные игры, сюжетные компанейские, иногда варгеймы, а в половине случаев это игры минимум часов на 7-8, если повезет. Но сейчас хотелось бы поподробнее рассмотреть комиксы авторов, на которых оказал влияние из Р’льеха сам Великий Ктулху.

Комиксы по произведениям Лавкрафта, с моей точки зрения, очень неоднозначное явление, ведь не все хотят узреть иллюстрации с НЕОПИСУЕМЫМ существом, от которого в рассказах писателя люди теряли зрение, но также, отчасти, интересно увидеть, как именитый иллюстратор представит определенное существо.

Так, например, в серии Detective comics (DC) есть лечебница Аркхэм, названная в честь матери ее основателя, а в Готэме, как и в рассказах маэстро, всё пропитано безумием. Сама идея открыть лечебницу утвердилась в голове основателя из-за душевной нестабильности его матери, которую он вскоре усыпил, а себе внушил ее самоубийство. Первым же пациентом клиники стал серийный убийца, который перерезал семью основателя. В лечебницу Аркхэм попадали не просто больные, а невероятно опасные безумцы, об этом говорит и то, что все врачи в итоге сходили с ума и сами попадали в лечебницу. Пик безумия в Аркхэме, если не брать в расчет множественные сумасбродства Крейна, Джокера и других именитых персон, настал в комиксе «Batman: Battle for the Cowl». В директорском кресле на момент описываемых событий находится доктор Джеремайя Аркхем. После разрушений он ходит по руинам среди больных и в состоянии помешательства говорит о находке черновых разработок плана новой «лечебницы», оставленных его предшественником – Амадеем Аркхемом. По мере обнаружения выживших пациентов, содержащихся в отдельных камерах, Джеремайя решает вложить свои средства в постройку новой больницы.

Несколько слов об этих пациентах: художник, у которого почти полностью отсутствует лицо, и который вынужден рисовать на своем почти пустом лице, чтобы хоть как-то выражать эмоции; мужчина, помешанный на своем отражении в серии зеркал у себя в комнате; женщина, судя по всему, настолько безобразная, что один взгляд на ее лицо может свести с ума кого угодно. А когда художник узнал о новоселье, то разрисовал себе лицо белым с ужасной гримасой улыбки а-ля Джокер. В итоге, после реинкарнации лечебницы, оказывается, что Джеремайя – новый Черная Маска, а все эти «уникальные» больные, всего лишь плод его безумия.

komiksy kak obekt vozdejstvija mifov ktulhu 7 1024x787 - Комиксы как объект воздействия Мифов Ктулху

Стоит отметить, что архитектор особняка зарубил топором нескольких работников, а также Амадей Аркхем, при перестройке своего семейного поместья, упоминал оккультные руны, которые, как он полагал, избавят его от странной летучей мыши во снах.

Что-то мы всё о больнице, да о больнице… Помимо такой «мелочи» в DC есть иллюстраторы, которые чутко ждут момент, когда звезды займут благоприятное положение, а пока этого не случилось, яро восхваляют Древних в своих работах.

komiksy kak obekt vozdejstvija mifov ktulhu 3 1024x576 - Комиксы как объект воздействия Мифов Ктулху

Хотелось бы начать с талантливого парня по имени Ричард Корбен, влияние этого иллюстратора на комиксы по Мифам заметит даже сам Гатанотоа. Да, его работы в большинстве своем не связаны с Мифами напрямую, но носят на себе четко начертанный знак Древних. Помимо своих индивидуальных работ, Ричард так же известен работами в коллаборации с Майком Миньолой над комиксами о похождениях красного паренька. А вот уже о комиксах про мальчика из ада распевают слепые флейтисты Азатота… Да, возможно, стилистика Миньолы придется не всем по вкусу, но нельзя сказать, что его рисовка банальна или неинтересна. В его работах настолько много углов, что гончие Тиндала могли бы спокойно проникнуть через один из них, но в этом и есть ее шарм, ну и, конечно, в нескончаемой атмосфере Лавкрафта, присущей Хеллбою и его Бюро (БРПД) и нет, это не тот случай, когда одни лишь тентакли и не более становятся ключевыми противниками красного и его соратников. На протяжении многих выпусков появляются лягушки, поклоняющиеся древнему существу, что тут же можно сравнить с глубоководными, которые веровали в отца Дагона и мать Гидру. Следует упомянуть то, что сам Майк не раз заявлял, что добавил лягушек просто потому, что они прикольно выглядят, да и один из друзей Хэллбоя является амфибией. При чтении невозможно не заметить тот факт, что почти все демоны и другие великие злодеи Красного схожи с Древними из Мифов.

komiksy kak obekt vozdejstvija mifov ktulhu 5 - Комиксы как объект воздействия Мифов Ктулху

У того же Огдру Джахада можно найти параллели с Шуб-Ниггуратом, например, между Легионом младых и 369 детьми Огдру Джахада, да и почти все его дети напоминают Иных своими масштабами, величием и воздействием на окружающий мир. Также во вселенной Красного множество оккультистов, которые, поджидают момента, чтобы призвать своих «божеств». Помимо отсылок на Древних, культы и глубоководных, в Хеллбое можно встретить ученых, пытающихся повторить эксперименты Реаниматора, да и искателей философского камня там немало. Даже если отбросить все эти факторы, останется нечто важное, что никогда не отнять у Хеллбоя, – это атмосфера безысходности и осознания собственной ничтожности перед великими существами. Хоть герои в итоге побеждают, хоть есть доля юмора в процессе борьбы с неведомым, а если события происходят в 1910-1920-х годах, то атмосфера почти в точности как у Лавкрафта. Так же хотелось бы упомянуть, что Майк участвовал в создании комикса «Batman: The Doom That Came to Gothem», где Бэтмен сражается со сверхъестественными силами, а также в мини-комиксе пробуждается «Таящийся у порога».

Теперь хотелось бы перейти к творчеству Алана Мура. Да, его произведения по Мифам не самые известные из его работ, но среди комиксов по Мифам, которые не просто намекают на них или проводят параллели, а напрямую зовут тебя совершить ритуал во славу безумных божеств, хотелось бы так же обратить внимание на то, что в отличие от фильма «Хранители», в комиксе Нью-Йорк был уничтожен не доктором Манхэттеном, а бесформенным существом с множеством щупалец. Как по мне, у человека, у которого в послужном списке есть такие истории как «Провиденс» и «Неономикон», это не просто так. Кроме всем известных комиксов «Хранители», «V-Вендетта» и «Убийственная шутка» у мастера есть пара комиксов о противостоянии древним культам и их божествам.

Начнем, пожалуй, с «Неономикона», ибо он впоследствии перерастет в «Провиденс» (впрочем, сам «Неономикон» перерос из «The Courtyard», где события происходили, как и у Лавкрафта, в 1920-х годах). Пусть Алан Мур начал его писать из-за контракта с новым издательством в связи с нехваткой денег для оплаты налогов, все выпуски он создавал с душой, это сразу видно, возможно, кому-то эта арка покажется грубой и вульгарной, но Алан Мур объяснил это тем, что сам маэстро никогда не расписывал ритуалы во всех подробностях, а там ведь присутствовали и сексуальное насилие, и кровавая жесткость, да и Алан решил разбавить это всё долей расизма.

komiksy kak obekt vozdejstvija mifov ktulhu 6 1024x576 - Комиксы как объект воздействия Мифов Ктулху

Пара слов от Мура об этом моменте: «…мог лишь обмолвиться время от времени об «определенных безымянных ритуалах». С учетом того, что во многих его историях возникали нечеловеческие потомки, возникшие в результате этих «нечестивых обрядов», вполне очевидно, что секс каким-то образом в них замешан…»

Таким образом он пытается деконструировать и модернизировать рассказы Лавкрафта под современные реалии, а также ставит во главе сюжета девушку с нимфоманией добавляя в соратники чернокожего.

Сам же комикс начинается с расспроса в психбольнице агентами ФБР своего бывшего коллеги по поводу двух убийств и его потери рассудка. После обстоятельного разговора с помешанным герои попадают на оргию сектантов по призыву глубоководных, главная героиня видит во сне Р’льех, и дальше история становится максимально безумной в хорошем смысле этого слова.

Потом эта арка переходит в масштабный «Провиденс». Само по себе название очень интересно, ибо Провиденс – это название города, где родился Лавкрафт, а оно переводится как «провидение», что само по себе уже необычно в данном контексте. В этом рассказе, Мур снова использовал спорный образ персонажа. Роберт Блэк (отсылка на Роберта Блоха) работающий в газете «Герольд», вскоре бросает ее для написания книги после потрясения от самоубийства близкого человека, и именно с этого момента начинаются его приключения, в ходе которых он находит различных персонажей и существ из рассказов по Мифам Ктулху и не только их.

Если «Неономикон» был мини-комиксом на 4 выпуска, то графическим романом «Провиденс» Алан Мур хотел сделать «окончательную работу по Лавкрафту», переосмыслив его произведения с современной точки зрения, а также учитывая новейшую литературную критику.

Слова Мура: «Я живу и дышу Лавкрафтом».

Сам Мур очень серьезно подошел к работе над данным комиксом, поднял материалы по истории и архитектуре Америки 1919 года, художник Джейсен Барроуз вспоминал, что скрупулезность Алана была сравнима с легким безумием. Помимо тем сексуальной и расовой нетерпимости, поднятых в «Неономиконе», в этой арке появляется тема аутсайдерства. Также использование произведений Лавкрафта дало возможность в полной мере осветить темы ксенофобии и сексуальных извращений, последним как раз и обусловлен выбор такого «ранимого» главного героя.

Даже если отбросить все эти моменты, связанные с социальной повесткой современности, то в сухом остатке остается стиль повествования. С самого начала Мур, как и издатель, позиционировал этот комикс в качестве «Хранителей в жанре ужаса», специально указывая на их сходства и различия. Для полного ощущения сходства роман, как и «Хранители», разделен на 12 выпусков, а в конце каждого из них, кроме финальных двух, содержатся дополнительные материалы, такие как дневник главного героя и другие документы. Также Алан Мур изящно подчеркивает персонажей обилием лейтмотивов.

Интересна и раскадровка в романе: в большинстве случаев страницы делятся на 4 панели, рамка между которыми сделана специально неровно и от руки для того, чтобы было сильнее заметно, где она сделана ровно, тем самым автор хочет сделать акцент на том, что в этом месте происходит сверхъестественное или в этом моменте более высокий уровень восприятия реальности.

Оценка у романа держится в среднем на 9.1/10 согласно рецензиям.

Так же хотел бы мельком рассказать о крупном коллабе от IDW, о комиксе «Infestation 2», это кроссовер таких персонажей, как Черепашки ниндзя, Трансформеры, G.I. Joe, Danger Girl, а также арки «30 дней ночи». Данная арка состоит из 3-х томов, рассказывает о противостоянии персонажей, в основном Черепах, Древним. Хорошо видно, что художник отдает дань Майку Миньоле, особенно отчетливо это заметно по окружению и различным противникам главных героев.

Подводим итоги. Рассказы Говарда Филлипса Лавкрафта, как и его последователей, очень сильно повлияли на комиксы, некоторые арки стали культовыми, а Красный уже не раз экранизировался. Желаем удачи всем писателям и иллюстраторам в их нелегком деле и следовании пути Великих Древних.


          

Автор: Эрик Бурнашев

Jonathan Adams Smith
Jonathan Adams Smith

Бесконечный и неутомимый фанат лавкрафтианы и хоррор тематики, сквозь время и пространство поддерживающий и развивающий сие тему в России и странах СНГ.

Похожие Статьи